Казанская Духовная Семинария 1818–1842 г. Казанская Духовная Семинария 1818–1842 г. I) Открытие ее. В 1818 г. прекратила свое существование казанская Духовная Академия (старая), превратившись – по планам Комитета об усовершенствовании дух. училищ – в рядовую семинарию. По предположению Комитета, утвержденному 26 июня 1808 г., все дух. школы были распределены на четыре группы: академии, семинарии, уездные и приходские училища, между которыми установлена тесная связь – и учебная, и административная, и экономическая. Во главе всех их ставилась комиссия дух. училищ, а органами ее имели быть четыре академии в соответствие четырем учебным округам, на которые предположено было разделить всю Россию. В казанский округ должны были войти семинарии казанская, вятская, нижегородская, тамбовская, пензенская, астраханская, оренбургская, тобольская, иркутская с имевшими открыться под ведомством их уездными и приходскими училищами. Преобразование духовных школ повелось постепенно, в зависимости от материальных средств и способных преподавателей. В 1808 г. был образован петербургский учебный округ, в 1814 г. перешли к московскому, в 1819 г. была открыта академия в Киеве по новому штату. Еще раньше, в 1818 г., было приступлено к преобразованию семинарий казанского учебного округа, причем старая казанская Академия была превращена в новую семинарию, но реформированной академии Казань дождалась только в 1842 г. Новая казанская Семинария, приняв от Академии четырех ее учителей (остальные по неспособности разошлись по другим школам и епархиальному ведомству), библиотеку, архив, здание и все имущество, – была открыта с подведомыми ей уездным и приходским училищами 20 окт. 1818 г. Другие подчиненные ей училища – алатырские, чебоксарские, симбирские – были открыты несколько позже. Между всеми ими были распределены – после строгого разбора – ученики Академии. Из соответствующих курсу Семинарии академических классов в Семинарию было принято 188 чел., обращено в уездные училища 18 и исключено 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Антоний (Храповицкий) В 1895 году назначен ректором Казанской духовной академии . Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским) , настаивавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет. Викарий Казанской епархии 7 сентября 1897 года был хиротонисан во епископа Чебоксарского , викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) , как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский) , епископ Самарский Гурий (Буртасовский) , епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский) . 1 марта 1899 года назначен епископом Чистопольским , первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние " пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи " . Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой " внушения " . На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской. Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония (Вадковского) . Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

http://drevo-info.ru/articles/11778.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОКРОВСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Профессор И. М. Покровский. Фото из журнала " Эхо Веков " , из личного архива О.В. Троепольской, внучки профессора И.М. Покровского Иван Михайлович Покровский ( 1865 - 1941 ), доктор церковной истории, ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви Казанской духовной академии Родился 17 января 1865 года в селе Колударове Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1880 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду , в 1886 году - Тамбовскую духовную семинарию по I разряду . Служил псаломщиком в церкви Липецка , затем надзирателем в Тамбовском духовном училище . С 1889 года - надзиратель 2-го Тамбовского духовного училища. В 1891 году поступил в Казанскую духовную академию . В 1895 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. С 1896 года - исполняющий дела доцента этой кафедры. В 1898 году получил звание магистра за диссертацию " Русские епархии XVI-XIX в.в., Том I: XVI и XVII в.в " и утверждён в звании доцента . С 1905 по 1907 год состоял редактором журнала " Известия по Казанской епархии " . В 1906 году произведён в чин статского советника. В 1907 году удостоен ученой степени доктора церковной истории. С 16 июня 1908 года - сверхштатный профессор, с 25 октября утверждён в звании экстраординарного профессора Академии. С 19 августа 1909 года - ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви. Составил обстоятельные исторические описания монастырей Казанской епархии по заказу настоятелей этих обителей: Седмиезерной пустыни , Свияжского Иоанно-Предтеченского . Советом духовной академии направлялся её представителем на XI, XIV и XVI всероссийские археологические съезды в Киев , Чернигов и Псков . За литературные труды был избран пожизненным действительным членом Владимирской губернской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивной комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Кроме того, он был одним из учредителей и членом церковного историко-археологического Общества Казанской епархии.

http://drevo-info.ru/articles/13671949.h...

В авг. 1836 г. курский губ. М. Н. Муравьёв предложил Курскому еп. Илиодору (Чистякову) собрать историко-статистические сведения о Курской епархии, в частности, приступить к выявлению «летописей и старинных описаний», хранящихся в местных церквах и мон-рях. Губернатор предложил также составить биографии «знаменитых духовных лиц, как уроженцев Курской губернии, так равно ознаменовавших какими-либо отличными делами пастырство свое в этой губернии». Для составления описаний отдельных церквей и монастырей была разработана специальная программа. Проект не был реализован. В нояб. 1836 г. член Оренбургского губернского статистического комитета и присутствующий член Оренбургской духовной консистории прот. И. Бреев представил в Оренбургскую духовную консисторию «Программу главнейших статистических вопросов, относящихся до описания состояния церквей Оренбургской епархии и их духовенства». По указу Оренбургской духовной консистории от 19 янв. 1837 г., утвержденному местным еп. Иоанникием (Образцовым), копии с программы были разосланы в духовные правления и благочинным. В течение 1837-1839 гг. были получены сведения по отдельным приходам, однако завершить работу над описанием епархии и издать его не удалось. В 1845 г. бакалавр Казанской духовной академии Г. З. Елисеев предложил подготовить историко-статистическое описание Казанской епархии. Он обратился к Казанскому архиеп. Владимиру (Ужинскому) за содействием в собирании материалов и получил на это его согласие. В 1848 г. Елисеев просил архиерея сделать предписание о присылке из разных мест епархии описаний чудотворных икон, соборных и монастырских летописей, синодиков и описей церковного имущества, составленных ранее 1740 г. Архиеп. Владимир, усомнившись, что подобные материалы удастся получить в обозримый срок, рекомендовал Елисееву обратиться за ними в каждое место лично. Однако средств для поездок по епархии у Елисеева не было, на требование же правления Казанской духовной академии о присылке историко-статистических материалов большинство адресатов сообщило об отсутствии таковых.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Родился в родовом имении Ватагино Крестецкого у. Новгородской губ., в старинной дворянской семье. Сын генерала, героя русско-турецкой войны 1877—78. В 1881 окончил 5-ю С.-Петербургскую гимназию с золотой медалью. Уже в 14 лет получил разрешение участвовать в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, читал преимущественно в Исаакиевском соборе. Несмотря на противодействие родных, которые были хоть и верующими, но вполне светскими людьми, после окончания гимназии поступил в С.-Петербургскую Духовную академию. С ранней молодости Алексей находился под большим влиянием Ф. М. Достоевского, часто его посещал, много с ним беседовал. Бытует версия, что именно Алексей Храповицкий стал прототипом Алеши Карамазова. В 1885 окончил Академию кандидатом богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. 18 мая 1885 еще в стенах Академии ее ректором еп. Арсением (Брянцевым), был пострижен в монашество с именем Антоний, 12 июня рукоположен во диакона, а 29 сент. во иеромонаха. В 1885—86 служил помощником инспектора СПбДА, в 1886—87 преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской Духовной семинарии. В 1887 иеромонах Антоний был избран и.о. доцента СПбДА по кафедре Ветхого Завета. В 1888 удостоен степени магистра богословия за работу «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» и утвержден в звании доцента. В 1889 назначен исполняющим должность инспектора Академии. В 1890 возведен в сан архимандрита и назначен ректором С.-Петербургской Духовной семинарии, а через несколько месяцев ректором Московской Духовной академии. Однако Московский митрополит Сергий (Ляпидевский) невзлюбил молодого ректора Академии, увидев в его деятельности якобы элементы либерализма. Он добился устранения деятельного архимандрита из Москвы в Казань, с 1895 он стал ректором Казанской Духовной академии. 7 сент. 1897 хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, а в 1899 стал епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии (все с оставлением в должности ректора Академии). 17 августа 1900 избран почетным членом Казанской Духовной академии за литературные и научно-богословские труды. В том же 1900 назначен на самостоятельную кафедру епископом Уфимским и Мензелинским. Через 2 года, в 1902 переведен на очень важную Волынскую кафедру форпост Русского Православия в борьбе с католическим прозелитизмом, польским сепаратизмом и еврейским засильем. Одновременно состоял Экзархом Вселенского Патриарха для Галиции и Карпатской Руси. 22 апр. 1906 избран членом Государственного Совета, но 13 янв. 1907 сложил с себя это звание, как мешающее архипастырской деятельности. 6 мая 1906 возведен в сан архиепископа.

http://lib.cerkov.ru/authors/340

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Казанская Духовная Семинария История семинарии берет свое начало с возникновения в 1723 году Казанской архиерейской славяно-латинской школы. Поводом для создания послужили издания Регламента и Синодального указа от 1722 года, в которых излагалось следующее: “…чтоб всяк епископ в доме или при доме своем имел школу для детей священнических, или и прочих “в надежду священства определенных”. От 6 декабря 1722 и 25 января 1723 года в Казань к митрополиту Казанскому Тихону III были присланы указы из Святейшего Синода, в которых повелевалось: “…протопоповских, поповых, дьяконовых и причетнических детей, которые от распложенных по душам денежных платежей уволены и в школах учится назначены, и на убылые места во священнослужители производимы быть определенны, учить славянского учения и писания в архиерейских школах, как в духовном регламенте показано; а к светским наукам, к которым светские командиры спрашивают, не отдавать, и для того учения присылается букварей 250, грамматиков 90 книжиц” Исполняя эти указы, митрополит Тихон сразу же приступил к созданию духовной школы. К 19 марта 1723 года состав учащихся определялся пятидесяти двумя учениками, которые составили первый курс обучения архиерейской школы. Исключительное положение Казанской епархии , населенной преимущественно инородцами-иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращенных иноверческих семей, чтобы они после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди еще не обращенных своих соплеменников. Таким образом, с самого зарождения Казанская Духовная Школа готовила кадры преимущественно для миссионерского служения. В Казанскую славяно-латинскую школу поступали ученики, как правило, не грамотные, поэтому обучение предварялось букварем. После того, как воспитанники овладевали азбукой, им преподавалось толкование десятословия (десяти заповедей), молитвы Господней “Отче наш”, учения о блаженствах Евангельских и о семи церковных таинствах. Затем студенты обучались “славянскому грамматическому учению, части поэзии и риторики, латинскому языку, математике и правилам хорошего тона”. А в свободное время, как замечает А. Благовещенский, студенты “занимались игрою на мусикийских инструментах и приготовляли комедийные акции для повсягоднего целебрования казанской публике”.

http://drevo-info.ru/articles/451.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русский мир - это концепция русской цивилизации Интервью главного редактора «Русской народной линии» с первым проректором Казанской духовной семинарии 28.03.2019 1768 Время на чтение 12 минут - Ваше Высокопреподобие, пять лет назад, 19 марта 2014 года, решением Священного синода Вы были назначены ректором Казанской духовной семинарии. С какими проблемами пришлось столкнуться? - Это было первое с момента возрождения Казанской духовной семинарии назначение в эту духовную школу ректора, который до этого никак не был связан с Казанью. Возможно, кем-то это и было воспринято как проблема, хотя я бы предпочел говорить просто о новой ситуации, которая, естественно, требовала определенных усилий для налаживания нормального взаимодействия между епархиальным руководством и администрацией семинарии. С момента своего возрождения в 1998 году эта духовная школа развивалась практически полностью за счет внутренних ресурсов Казани, но при всем уважении к энтузиазму и трудам первопроходцев в деле возрождения духовного образования в этом городе нужно признать, что кадровых ресурсов Казани было недостаточно для полноценного развития школы. В администрации семинарии практически полностью отсутствовали кадры, которые бы имели за плечами опыт очного обучения в духовных школах и, соответственно, могли бы поделиться этим опытом с коллегами, выстроить учебный и воспитательный процесс на основе имеющихся традиций духовного образования. Это, на мой взгляд, и привело в свое время к серьезным просчетам в воспитательной работе, которые обернулись весьма неприятными последствиями для духовной школы. Конечно, пришлось немало потрудиться над исправлением допущенных ошибок. - Что за пять лет удалось сделать в семинарии? Каков сегодня рейтинг учебного заведения? - Основные усилия были направлены на то, чтобы обеспечить синтез учебной и воспитательной работы - именно в этом и заключается специфика духовного образования. Помимо этого, мы стремимся создать условия и для постепенного формирования собственной казанской традиции духовного образования, которая бы учитывала специфику Среднего Поволжья с его этническим и конфессиональным многообразием. Сегодня в семинарии трудятся выпускники и Московской, и Санкт-Петербургской духовной академии, и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и Общецерковной аспирантуры и докторантуры, что я считаю очень важным, - студенты должны видеть, что у нас есть представители разных школ. Перед принятием важных решений мы с коллегами всегда совещаемся, задаем друг другу вопросы - как та или иная проблема решается в Санкт-Петербургской или в Московской академии, что по тому или иному вопросу говорят в ПСТГУ или в ОЦАД? Порой звоним коллегам не только из столичных, но и из региональных школ, у которых тоже есть чему поучиться, и конечно же, обращаемся за консультациями в Учебный комитет.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/29/...

I. Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках 1 В «Известий по казанской епархии» за 1871 год напечатано архипастырское воззвание высокопреосвященнейшего владыки, которым священнослужители приглашаются, между прочим, составлять переводы и оригинальные сочинения на инородческих языках. И прежде некоторые священники казанской епархии, по собственной пастырской заботе о духовном преспеянии своих инородческих прихожан, занимались подобными трудами; вследствие настоящего приглашения архипастыря должно без сомнения гораздо увеличиться количество инородческих переводов и сочинений. Первое условие в этом деле – знание инородческих языков; в казанской епархии в этом недостатка нет. В уездах, почти сплошь населенных чувашами и черемисами, каковы: ядринский, цивильский, чебоксарский, козмодемьянский и царевококшайский, немало священников, умеющих говорить по-черемисски, и еще более таких, которые владеют чувашским языком. Но я осмеливаюсь предполагать, что практического знания инородческих языков, какое обыкновенно приобретается от постоянных сношений с инородцами, но которое не осмыслено основательною теорию, недостаточно для удовлетворительного исполнения переводов и сочинений. Свое предположение я основываю на том, что известные мне переводы: чувашский – Евангелия, чувашский и горно-черемисский – «Дня святой жизни», вотяцкий перевод «Начатков», сделанные, конечно, лучшими знатоками этих языков в свое время, однако же весьма неудовлетворительны и для инородцев почти вовсе непонятны и безполезны. Когда я несколько ближе всмотрелся в эти переводы, я заметил одно свойство, всем им общее, которое и было главной причиной их неудовлетворительности. Но об этом свойстве я скажу после, а теперь продолжу свои размышления. Если практическое знание языка прежде не обезпечивало достоинство переводов; то и в настоящее время может повториться подобный недостаток, и таким образом заботы архипастыря и труды приходских пастырей не достигнут благодетельной цели. Иногда и сила есть и охота к труду, но из-за какой-нибудь малости, из-за недостатка сноровки – и сила и горячее усердие не производят надлежащего действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ilmins...

Специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Казани практикумы по профилактике зависимостей среди подростков 15 ноября 2022 г. 15:54 В Казани 11-13 ноября 2022 года прошли два семинара-тренинга по проведению игры «Сила выбора», направленной на профилактику рискованного поведения подростков и молодежи. Организаторами семинаров выступили служба «Милосердие Казань» совместно с отделом по противодействию наркомании и алкоголизму Казанской епархии и центром «Благовещение». Обучение провели специалисты Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского — Анастасия Кузнецова и Наталья Ищенко. Участниками первого семинара стали 16 педагогов-психологов и социальных педагогов светских образовательных учреждений Казани. Во втором семинаре приняли участие 30 педагогов воскресных школ Казанской епархии . «Это было самое большое по числу участников обучение игре " Сила выбора " , проведенное нами за последние годы, — рассказала Анастасия Кузнецова. — На нас как ведущих легла большая нагрузка и ответственность, но вместе с тем было так радостно поделиться нашим уникальным инструментом профилактики — игрой " Сила выбора " — с широкой казанской аудиторией. Порадовал и настрой участников — очень заинтересованный и ответственный. Педагоги и психологи активно включились в обучение, задавали много вопросов, делились добрыми отзывами». Каждый из семинаров начинался с практики: специалисты разбивались на команды и сами играли в «Силу выбора». Проходили все пять этапов игры: прогнозировали последствия принимаемых решений и искали в каждом из них как плюсы, так и минусы, тренировали умение противостоять манипуляциям и говорить «нет» наиболее оптимальными способами, рисовали плакаты социальной рекламы. А в ходе теоретической части участники семинара с помощью ведущих осваивали методологию проведения игры. Кроме того, каждый из семинаров предусматривал и проведение игры «Сила выбора» в подростковой аудитории: в первом случае это были 30 десятиклассников школы 141, во втором — 40 учащихся воскресных школ Казани. В качестве соведущих в игре с подростками принимали участие педагоги и психологи, только что прошедшие обучение.

http://patriarchia.ru/db/text/5976936.ht...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Проект создания кряшенского («крещёно-татарского») монашеского скита в селе Елышево Мамадышского уезда (начало XX в.) 17.01.2012 766 Время на чтение 20 минут Село Елышево Мамадышского уезда Казанской губернии, ставшее во второй половине девятнадцатого века печально известным благодаря массовым «отпадениям» от православия в ислам «старокрещёных татар» и драматическим коллизиям между мусульманским большинством и православным меньшинством, нередко фигурирует в современной исторической литературе. Достаточно подробно «елышевское противостояние» было проанализировано и описано в миссионерских изданиях уже в дореволюционный период. Однако до сих пор «всплывают» обстоятельства и эпизоды, ранее не предназначавшиеся для широкой общественной огласки, к каковым, в частности, относится проект создания в селе Елышево «крещёно-татарского» монашеского скита. События, происходившие на протяжении многих десятилетий в Елышево, являлись характерными для многих «отпавших» селений Казанской епархии, но именно здесь православно-миссионерская «оборона» являлась наиболее «глубокой» и «эшелонированной». При этом большинство документальных источников указывают на то, что происходившие во второй половине XIX - начале XX вв. в Казанской и ряде соседних с ней губерний массовые «отпадения» «крещёных татар» (а также чуваш, черемис/марийцев/, вотяков/удмуртов/и некоторых других инородцев) от православия в ислам были отнюдь не «стихийным» актом «возращения к религиозно-духовным истокам» и «восстановления исторической справедливости», как об этом упорно твердят многие современные татарские «историки». На самом деле это, по большей части, был результат целенаправленной деятельности мусульманских миссионеров, которые вели работу среди склонных к «отпадению» «крещёных татар», активно используя, помимо традиционных «инструментов» (проповедей, распространения религиозной литературы, дискредитации христианского вероучения, и т.п.), экономические и политические рычаги.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/18/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010