Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИЖНЕЛОМОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Пензенской митрополии), находится в дер. Норовка Нижнеломовского р-на Пензенской обл. Основан в 1648 г. указом царя Алексея Михайловича при источнике, на к-ром, по преданию, в 1643 г. состоялось обретение местночтимой Казанской иконы Божией Матери . Казанский Нижнеломовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Казанский Нижнеломовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Первоначально здесь была построена часовня, а в 1648 г. сооружена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, положившая начало монастырю. Обстоятельства обретения иконы и основания К. м. изложены в «Сказании о чудесах Казанской Нижнеломовской иконы Богоматери» нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 178 (Муз.). 3311; Романова. 2006). Согласно «Сказанию...», в 1643 г. икона была обнаружена горожанами на камне возле источника, находившегося на расстоянии 1 версты от г. Н. Ломов. Однако в монастырской летописи, которую цитирует первый историк обители, архим. Евпсихий (Горенко), сказано, что икону обнаружил казак А. Набоков. После обретения «новоявленную икону Пресвятыя Богородицы» собирался отнести в город воевода И. Косагов (Косягор), но внезапная болезнь его сына Григория заставила воеводу поступить иначе: по совету горожан он отправился на место явления и «возва града того иереи и диаконы и с клирики» и «пришедше на место то со кресты и начаша молебне свершать по чину» (Там же. С. 474). Весть об исцелении сына воеводы распространилась «в пределы и веси града сего», икона стала почитаться как чудотворная. Согласно «Сказанию...», царь Михаил Феодорович , узнав о «многих и великих чудесах», происходивших от святыни, повелел на месте ее обретения построить церковь и к ней «вдати книги и ризы и воск на свещи и церковное вино и монастырь мужеский устроить» (Там же. С. 475). Настоятели и братия Первым строителем К. м., по одной версии, был иером.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (39) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2020-12-13) Происхождение изображения: Загружено 2020-12-13, анонимно. Описание: Икона Казанская Нижнеломовская (Евпсихий. Историко-статистическое описание Нижне-Ломовского Казанского второклассного мужского монастыря/Соч. бывш. настоятеля оного монастыря архим. Евпсихия; Испр. и доп. настоящим настоятелем архим. Гедеоном в 1891 г. - Пенза : типо-лит. Ф.Ф. Памфилова, 1891. С. 18-23: Святыни Нижне-Ломовского монастыря. 1. Казанская икона Богоматери. Мера, живопись и украшение сего образа. В иконостасе Казанской церкви, по левую сторону царских дверей, где по обычаю православия стоит местный образ Богоматери, находится Чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы, явившаяся, как выше сказано, Нижне-Ломовскому казаку Андрею Михайлову сыну Набокову в 1643 году на Летоп. монаст. Лист 1 на обороте и Истор. Иер. Т. V изд. 1813 г.] Икона сия живописью подобна чудотворному образу, что в Казани, в размере же меньше оного. Живопись иконы древняя, высоты она 4 1/2 верш., ширины 3 3/4 верш. Риза на ней золотая 56-й пробы, весом 35 золотников, устроена в 1856 году, доброхотными жертвователями гор. Нижнего Ломова. Корона на ней серебряная убранная бриллиантами, коих: крупных два, средних 2 и мелких 50, на челе, раме и перси Пресвятой Богородицы 3 звезды, в которых бриллиантов средних 3, мелких 27. Киот для сей чудотворной иконы устроен в 1859 году, серебряный 84-й пробы, с полукруглым верхом. Поля киота убраны серебряными позолоченными накладными арабесками, в коих крупных камней разного цвета 8, в 1-й кайме у иконы средних страз 120, во 2-й мелких страз более 200. Колонны в нем серебряные, с накладными серебряными же с позолотою арабесками, на каждой колонне по 90 разноцветных камней. На колоннах устроена полукруглая серебряная позолоченная арка убранная темно-сиреневого цвета стразами, коих 60. В средине арки над сиянием изображен Св.

http://pravicon.com/image-35189

Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Богородицкий Казанский монастырь, 2 класса, в 2 верстах от города Нижнего-Ломова. Основан в 1648 году по повелению царя Михаила Федоровича на месте явления здесь в 1643 году Казанской иконы Божией Матери, где ранее была построена гражданами часовня. В соборном храме в честь Казанской иконы, построенном в 1772 году, находится сама явленная икона, а также и чудотворная икона святого Иоанна Предтечи. Обе эти чудотворные иконы летом носятся для поклонения по городам и селам епархии. Ежегодно 8 июля совершается крестный ход в монастырь из города Нижнего-Ломова. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " История обители начинается с 1643 г., когда казаку Андрею Набокову на роднике вблизи Нижнего Ломова явилась Казанская икона Божией Матери. Местный воевода Иван Косагов построил над родником часовню. А в 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел основать здесь мужской монастырь, в том же году появилась и первая деревянная церковь – Казанская (впрочем, по другим сведениям, обитель существовала уже в 1647 г.). Необходимость в основании монастыря была не только духовной – кажется, до этого поблизости обителей не было ни одной (или же существовала лишь Сканова пустынь) – но и стратегической: монастырь, расположенный на горе, позволял контролировать Козляцкий брод, через который шли с набегами на русские земли кочевники. К началу XVIII в. в монастыре уже было 12 деревянных келий, святые врата, ограда, а за оградой – гостиный и черный дворы. После страшного пожара 1709 г. обитель постепенно возрождалась в камне. Над родником в 1712-1722 гг. возвели Казанскую церковь – одну из первых каменных построек на Пензенской земле. Первоначально она была пятиглавой, но на всех фотоснимках запечатлена уже перестроенной – однокупольной. К югу от нее в 1759 г. построили каменный же (взамен деревянного) храм Иоанна Предтечи; центральный его престол был освящен в честь Богоявления Господня, правый – в честь самого пророка Иоанна, левый – Николая Чудотворца. В 1880 г. иконостас для этой церкви создал Николай Кузьмич Макаров – один из представителей известной династии художников, младший брат академика живописи И.К. Макарова.

http://sobory.ru/article/?object=20477

Закрыть itemscope itemtype="" > Я, Матерь Божия, ныне с молитвою... Икона в поэзии и прозе Лермонтова 18.01.2008 752 Время на чтение 28 минут Михаила Юрьевича Лермонтова воспитывала, как известно, бабушка Е.А.Арсеньева, которая отличалась особым благочестием. Вместе с ней поэт с детства посещал храмы и монастыри. В романе «Вадим» Лермонтов описал Нижнеломовский Казанский Богородицкий монастырь Пензенской губернии. Он был основан в середине XVII века казаком Алексеем Набоковым, которому явилась икона Казанской Божией Матери. В монастыре хранились две чудотворные иконы - упомянутая Казанская и образ св. Иоанна Крестителя. В дореволюционном описании русских монастырей говорится, что эти две иконы привлекают в обитель множество богомольцев. Летом чудотворные иконы носили по городам и селам Пензенской губернии. В июле совершался крестный ход с ними из Нижнего Ломова в Казанский монастырь (Обители 1910: 384). В монастыре было четыре храма, управлял им архимандрит, келию которого также описывает Лермонтов (см.: Энциклопедия 1981: 342). С бабушкой и кузинами (Е.А. Сушковой и А.М. Врещагиной) Лермонтов посещал Троице-Сергиеву Лавру он видел Звенигородский монастырь, Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь патриарха Никона (Воспоминания 1989: 88-91; Афанасьев 1991: 160-161) и немало других обителей не только в России, но и в Грузии. Во всех храмах и монастырях он, конечно, не раз стоял перед чудотворными иконами и иконостасами. В 1826 году Е.А.Арсеньева задумала снести старую деревянную церковь в честь святителя Николая, построить в Тарханах новую каменную и освятить ее во имя архангела Михаила, небесного покровителя покойного мужа и малолетнего внука, названного в свое время по ее настоянию Михаилом. Чтобы выхлопотать разрешение на постройку ей не раз приходилось ездить с внуком в Нижнеломовский монастырь. О том, какие иконы окружали Лермонтова в детстве, можно судить по поздним воспоминаниям П.К. Шугаева (1855-1917). Он пишет: «Тот образ Спаса Нерукотворенного, коим когда-то Елизавета Алексеевна была благословлена еще ее дедом, которому она ежедневно молилась о здравии Мишеньки, когда она узнала о его смерти, она приказала отнести в большую каменную церковь (Архангела Михаила. - В.Л.), произнеся при этом: " И я ли не молилась о здравии Мишеньки этому образу, а Он все-таки его не спас " . В большой каменной церкви этот образ сохранился и поныне; ему, говорят, самое меньшее лет триста» (Воспоминания 1989: 63-64). Можно быть уверенным, что перед этим образом молилась не только бабушка, но и ее маленький внук. Возможно, в романе «Вадим» Лермонтов описывает именно эту икону Нерукотворного Спаса, художественно переместив его из бабушкиной образной в храм еще до того, как это случилось в действительности.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/18/...

сост. А.Попов Монастыри Пензенской епархии А. Мужские 1) Пензенский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1689 г. в г. Пензе на месте, где теперь находится Спасо-Преображенская приходская церковь . На настоящее место (в 1 в. от г. Пензы), где до того времени было городское кладбище с каменною церковью в память Вознесения Господня, монастырь перенесен в 1794 г. В монастыре находятся храмы: 1) Спасо-Преображенский собор с приделом в память Успения Божией Матери, основан в 1821 г., каменный. 2) Храм в память Вознесения Господня, каменный, бывший до основания монастыря кладбищенскою городскою церковью; время основания неизвестно. 3) Храм во имя св. благоверного кн. Александра Невского, каменный, основан в 1816 г. 4) Храм во имя св. Живоначальной Троицы, каменный, двухэтажный. В верхнем этаже два престола: во имя Св. Троицы и в память Обновления храма Воскресения Христова (освящены в 1862 г.), в нижнем этаже три престола – в честь Казанской иконы Божией Матери (освящ. в 1852 г.), в память Рождества Христова (освящ. в 1855 г.) и во имя св. бл. кн. Александра Невского. 5) Под каменною колокольнею храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построен в 1828 г. В ограде монастыря пять каменных корпусов с каменными же хозяйственными постройками. Монастырь имеет мукомольную водяную мельницу о 4 поставах. Пахотной и луговой земли и лесу 246 дес. Капитал на содержание монастыря и братии 46,845 р., на ремонт церквей 7,560 р. Монашествующих: настоятель-архимандрит, иеромонахов 5, иеродиаконов 2, диаконов 3, монах 1, послушников 14. 2) Нижнеломовский Казанско-Богородицкий второклассный монастырь (от г. Пензы в 105 в., от Н. Ломова в 2 в.). Монастырь основан в половине XVII стол. по случаю явления в 1643 г. Казанской иконы Божией Матери Н.-Ломовскому казаку Андрею Набокову при источнике на пне, сохранившемся и доселе, где тогда же поставлена была часовня. В 1648 г. Государь Алексей Михайлович, по просьбе граждан г. Н. Ломова, дозволил соорудить вместо часовни деревянную церковь , снабдив оную из царской казны утварью, и повелел учредить мужской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты На том месте, где до революции стоял величественный Казанский храм Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря, недалеко от источника, на котором в 1643 году явился образ Казанской Богородицы, в 2004 году был построен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, обложенный позднее кирпичом. Строительство велось на средства благотворителя А.П. Мамыкина. Он же в 2003 году передал в храм две бывшие монастырские иконы - чудотворный Нижнеломовский образ Казанской иконы Божией Матери и явленную икону св. Иоанна Предтечи («Ангел пустыни»). Эти святыни сохранила для верующих Климова Антонина Амплеевна, родственница благотворителя. Храм представляет из себя крестообразное в плане сооружение, над средокрестием которого возвышается шатер с главкой на конце. Над западной частью, где расположен главный вход в храм, возведена шатровая звонница. Еще два входа помещаются в ризалитах, выступающих на северном и южном фасадах церкви. Алтарная часть имеет пятигранную форму. Перед иконостасом в киотах расположены главные святыни возрожденного Казанского-Богородицкого монастыря: слева - Нижнеломовский образ Казанской иконы Божией Матери, справа - икона св. Иоанна Предтечи. На месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы, при подошвегоры, над источником был построен Казанский собор. Строительство церкви началось в 1710 году, когда по грамоте митрополита Рязанско­го Стефана (Яворского) игуменом обители Павлом (Сниторцевым) на месте погоревшей Казанской деревянной церкви была заложена каменная. Окончено строительство было в 1722 году при настоятеле архимандрите Сергии. Храм, отличавшийся легкостью архитектуры и благолепием, был каменный, одноэтажный, холодный, однокупольный. Купол и глава обшиты белым железом, «яблоко» из красной меди, золоченное «под огонь». Крест был железный, обложен листовой красной медью, золоченый «под огонь». Высота собора с крестом на главном куполе — 44 1/2 аршина (почти 31,6 м), ширина — 28 аршин(19,9 м) и длина - ЗЗ аршина (23,8 м). Иконостас пятиярусный длиной 21 аршин (15 м), высотой 19 аршин (13,5 м), построен в 1722 году. Иконы писаны московскими иконописцами Михаилом Закониным и Андреем Диаконовым в 1724 году. Иконостас по своей величине и великолепию резных позлащенных колонн, увитых виноградными кистями, а также позлащенных Царских врат резной древней работы, представлял взору величественный вид.

http://sobory.ru/article/?object=20480

В Пензе состоялись торжества в честь Пензенской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы 17 августа 2017 г. 17:52 Вечером 16 августа 2017 года в Пензе начались торжества по случаю празднования 300-летия со дня избавления города от нашествия кочевников по молитвам перед Пензенской-Казанской иконой Божией Матери. Всенощное бдение в Митрофановском храме города возглавили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Щигровский и Мантуровский Паисий в сослужении духовенства Пензенской митрополии . Богослужебные песнопения исполнили хор Митрофановской церкви под управлением регента Веры Насоновой и хор Покровского архиерейского собора под управлением регента Лидии Попковой. С началом утрени при пении тропаря Казанской иконе Божией Матери крестный ход двинулся из Митрофановского храма на Соборную площадь, где всенощное бдение было продолжено у стен Благовещенской церкви, сопредельной строящемуся Спасскому кафедральному собору. Здесь чудотворный образ Божией Матери встретили епископ Сердобский и Спасский Митрофан и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор . В ночь на 17 августа у стен Благовещенской церкви духовенство Пензенской епархии и миряне молились перед чудотворным образом Пензенской-Казанской иконы Божией Матери. В течение всей ночи совершалось молебное пение с акафистом перед иконой. 17 августа Божественную литургию у стен Благовещенской церкви возглавили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Сердобский и Спасский Митрофан, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор, епископ Щигровский и Мантуровский Паисий. В торжествах приняли участие клирики Пензенской митрополии, монашествующие, воспитанники православных учебных заведений, православные кадеты, представители казачества, органов государственной власти, жители Пензы и гости города. Богослужебные песнопения исполнили: Патриарший хор московского Данилова монастыря под управлением регента Георгия Сафонова и сводный хор Пензенской епархии под управлением регента Ольги Горшеневой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Архитектор Алексей Егорович Эренберг Русский архитектор, родился в Санкт-Петербурге. В 1886 закончил Академию Художеств со званием классного художника 3-й степени. С 1888 - пензенский епархиальный архитектор, с 1898 - новгородский губернский архитектор, с 1909 новгородский губернский инженер. В 1918-1920 - зав. секцией Новгубсовнархоза, с 1920 - в НовгубРКИ. Умер в Новгороде. Список храмов, которые построил Алексей Егорович Эренберг (или с его участием) Пензенская область Часовня Казанской иконы Божией Матери Белинский район, Поим Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: Между 1897 и 1901 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Николая Чудотворца Белинский район, Пичёвка Архитектор: А.Е. Эренберг (реконструкция 1890 г.) Год постройки: 1852. В 1890 расширена Церковь Вознесения Господня Лунинский район, Старая Степановка Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: Между 1886 и 1890 Церковь Троицы Живоначальной Земетчинский район, Вяземка Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: не ранее 1910 Церковь Рождества Христова Никольский район, Большое Пермиёво Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: 1892 Церковь Николая Чудотворца Никольский район, Казарка Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: Между 1833 и 1904 Церковь Михаила Архангела (утрачена) Никольский район, Рёбровка (Архангельское) Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: Между 1896 и 1897 Церковь Космы и Дамиана (старая) (утрачена) Сосновоборский район, Тешнярь Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: 1897 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Рождества Христова Сосновоборский район, Озерки Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: 1900 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Нижнеломовский район, Верхний Ломов Архитектор: Морган, А.Е. Эренберг (расширение трапезной) Год постройки: 1856. В 1893-1898 расширена трапезная Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь Михаила Архангела Нижнеломовский район, Голицыно Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: 1826. 1890 - боковые приделы

http://sobory.ru/architect/aeerenberg

Аарон, епископ Архангельский и Холмогорский (Нарциссов Алексей Захарович) Родился в 1781 году в г. Коломне в семье городского священника. Первоначальное образование получил в Коломенском духовном училище. В 1807 году окончил Московскую Славяно-греко-латинскую академию и был назначен катехизатором и проповедником в ней. В 1810 году пострижен в монашество. В 1812 году назначен ректором Пензенской семинарии и настоятелем Пензенского Спасского монастыря. С 1815 года – архимандрит Нижнеломовского Казанского монастыря. С 1821 года – ректор Ярославской семинарии и настоятель Толгского монастыря. 14 февраля 1826 года хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского, но на епископской кафедре был недолго. По доносу священника Калинникова, посланному обер-прокурору Святейшего Синода, установлено, что благословение епископом Аароном закладки англиканской церкви (11 июня 1828 года) является противозаконным, за что он получил выговор от государя, о котором был извещен митрополитом Серафимом 8 ноября 1828 г. 14 сентября 1830 года уволен по прошению на покой в Донской монастырь, где пребывал до самой смерти. Скончался 15 января 1842 года, погребен в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, в Знаменской церкви. Отпевали его три архиерея: Виталий, Агапит и Дионисий. Епископ Аарон обладал прекрасным знанием древних и новых языков. Митрополит Платон, прочитав его перевод книги «Зрелище Креста Христова», одобрил эту книгу для печати и написал 30 декабря 1808 года резолюцию: «Содержание благоразумно, перевод чист, делает похвалу трудившемуся, достоин видеть свет, а я о таковых трудолюбцах радуюся». Прекрасным языком был написан и первый его труд «Систематический курс катехизического учения». Труды: Систематический курс катехизического учения с истолкованием воскресных Евангелий. – М., 1807. Оригинальные проповеди , изданные отдельно: Слово в неделю Православия. – СПб., 1821. Слово в день рождения Его величества, благочестивейшего государя, императора Александра Павловича... – СПб., 1822.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн Игумен Нестор (Люберанский), избранный епископом Кузнецким и Никольским, возведен в сан архимандрита 29 марта 2014 г. 14:40 28 марта 2014 года, за Литургией Преждеосвященных Даров в Пензенском Спасо-Преображенском монастыре, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим возвел в сан архимандрита наместника монастыря игумена Нестора (Люберанского) . За богослужением митрополиту Серафиму сослужили: и.о. секретаря Пензенской епархии , настоятель Петропавловского храма г. Пензы протоиерей Павел Матюшечкин, председатель строительного отдела епархии, настоятель Покровского архиерейского собора протоиерей Иоанн Яворский, эконом Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Дамиан (Крыжановский), духовник обители иеромонах Агафангел (Аксенов), пензенское духовенство. По окончании Литургии митрополит Серафим поздравил отца Нестора с возведением в высокий сан. Архимандрит Нестор поблагодарил владыку Серафима, священноархимандрита Спасо-Преображенской обители, за оказанную честь и преподнес Его Высокопреосвященству Казанскую икону Божией Матери. Игумен Нестор (Андрей Иванович Люберанский) родился в 1975 г. в г. Щелково Московской обл. Окончил Московский государственный педагогический институт и Николо-Угрешскую духовную семинарию. Работал учителем математики в средней школе. Затем поступил послушником в Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь, здесь принял монашеский постриг с именем Нестор в честь прп. Нестора Летописца. В 2007 г. был рукоположен наместником монастыря епископом Вениамином (ныне — митрополит Рязанский и Михайловский) во иеродиакона. В 2009 г. вместе с владыкой Вениамином приехал в Пензу. В июле был 2009 г. рукоположен в сан иеромонаха. В августе 2010 г. назначен наместником возрожденного Спасо-Преображенского монастыря г. Пензы, в связи с чем был возведен затем в сан игумена. Исполнял послушания председателя редакционно-издательского отдела Пензенской епархии, главного редактора журнала «Пензенские епархиальные ведомости», газеты «Пензенский православный собеседник», альманаха «Пензенский летописец», председателя епархиального суда, начальника Тихвинского скита Спасо-Преображенского монастыря на Семи Ключах.

http://patriarchia.ru/db/text/3614552.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010