Другой крест построен рачением просфорницы Евдокии Петровой 31 сентября 1749 года. На нем были унизанные мелким жемчугом изображения Распятия и других моментов жизни Спасителя, связанные с Его крестной смертью. Из икон наибольшим почитанием пользовалась храмовая Грузинская икона Божией Матери, находившаяся за правым клиросом. От нее происходили многочисленные исцеления. Какого она была времени написания, об этом в начале XX века уже основательно подзабылось, единственное, что говорило об ее древности — икона была облачена в оклад, изготовленный в 1706 году. Такой же древности был образ Благовещения, обшитый шелком и позументом, висящий в притворе. За левым клиросом находилась Казанская икона Божией Матери в богатом окладе, в ризе от 1772 года. По древности к ней приближались образа Смоленской Божией Матери и Казанской. Первый — с датой 1791 года в серебряной позолоченной ризе с сетчатым венцом, с выпуклыми изображениями Всевидящего Ока, короны и вазы, находился в главном алтаре; второй образ с окладом 1798 года был пожертвован известным университетским профессором Карлом Фуксом и висел на арке, ведущей в главный храм. В ризнице хранилась также икона Василия Великого в серебряном окладе 1808 года. Эта именная икона происходила из известного рода Апехтиных. Любопытны были иконы святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа в архиерейских облачениях из парчи и «мозаичная» икона «Моление о Чаше». Здесь Спаситель, ангел и спящие апостолы писаны на вырезанных из дерева фигурах, почва и скала — из уральских цветных камней. Это скорее всего была панорама, чем мозаичная икона. Наиболее древними были Евангелия — 1731, 1735 и 1745 годов, все московского книгопечатания. Представлял интерес серебряный оклад Евангелия 1805 года. На верхней его доске имелись пять финифтиевых клейм в стразах с изображениями Воскресения Христова и четырьмя евангелистами. Застежками служили фигурки святых. Особо древних рукописей не было. Метрические книги велись с 1782 года. Из колоколов два имели надписи: 1) в 71 пуд с изображениями Святой Троицы, святителя Митрофана, Грузинской иконы Божией Матери и неизвестного святого имел надпись: «Сей колоколъ лить во славу Святые Троицы иждивениемъ подполковника Николая Никитова Чичагова, вылитъ въ царствующемъ граде Казани, въ слободе Подлужной, въ заводе Луки Рукавишникова», 2) имевший весу 10 пудов, с трещиной: «Литъ в 1808 году въ городе Казани, мастеръ Иванъ Ефимовъ Астраханский». К слову, в XIX столетии в Казани отливали колокола на заводах братьев Ивана и Ильи Астраханцевых, Стефана Дьяконова, Петра Корюхина, Разумова, Луки Рукавишникова, Тимофеева.

http://sobory.ru/article/?object=32425

23 июня и 26 августа). Освобождение Новгорода в 1170 г. от суздальского войска, предводительствуемого 72-мя князьями, стоит в связи с иконой Знамения Богоматери (Праздн. 27 ноября). Освобождение того же Новгорода от владычества немцев при Васил. Ив. Шуйском выражено народом чествованием иконы Божией Матери Тихвинской (Празд. 26 июня). Сии досточтимые святыни! Насколько они связаны с историей народа и с особенно выдающимися эпохами жизни народа, близки-дороги народу! Они – отечественная святыня! Они – наглядные, исторические, чудесные доказательства того, что Промысл Божий бодрствует над нами! Они – дорогое достояние народа. Позволим себе заметить, что на эту именно сторону – на живую связь святых чудотворных икон с явлениями и событиями народно-государственной жизни, в описаниях чудотворных икон не было обращаемо должного внимания. Сказания о святых чудотворных иконах, большею частью составляются у нас без связи с теми историческими условиями, по поводу которых и совершились чудеса. Православный народ поэтому не видит в этих сказаниях своей жизни, своей истории родной, своего горя и своих радостей. Происхождение двух праздников в честь святой чудотворной иконы Божией Матери Казанской мы решились изложить в виде опыта, в св я зи с историей покорения Казани и смутного времени Московского государства, так как эти именно события послужили основанием сих праздников и показали чудотворный покров Пресвятой Богородицы над землей Российской. Святая чудотворная икона Богоматери Казанской явилась в г.Казани в 1579 году, за четыре года до смерти Иоанна Грозного, стало быть в период зарождения смут и крамол в Русской земле. Когда Иоанн Грозный в 1550 году решился идти войной на Казанское царство, то в то время всё сословие Русской земли, все – от царя и митрополита до простого селянина ратника, смотрели на эту войну не только как на сокрушение давнишнего соседнего злого врага, но и как на войну за свободу и усию 2 веры христианской и порабощение магометанства. Столь великое дело, как борьба христианства с магометанством – дело, начатое русским царем и воинством с молитвою, постом, молебствием и окроплением воинства водою, освященною частицами мощей, столь важное и священное дело, начатое с верой, могло ли совершиться без особенного содействия Промысла Божия??! Крест при Божией помощи одержал победу над Кораном, что, по сказанию летописца, было предвозвещено еще до начала войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Еще до появления в 1890-1900 годах часовни и храма «на Устье», на месте прежних пристаней Бакалда существовала православная церковь. Вот что об этом повествуется в «Истории Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани»: « Бакалдой называлось местечко в устье Казанки, в нескольких километрах от монастыря, где стояли пристани и лабазы. 30 лабазов принадлежали монастырю в XIX веке. Поэтому в 1830-1850-х годах, когда при архимандрите Гаврииле обитель переживала второй расцвет, а торговля шла особенно бойко, здесь существовала приписная к обители церковь. В то время в каждом городе имелись так называемые в народе " церкви на торгу " - то есть на рынках и прочих местах оживленной торговли. Монастырский храм " на Бакалде " можно отнести к их числу. И естественно, как же могла называться церковь, первой встречавшая всех заплывших в устье Казанки - единственной ведущей в город судоходной реки? Конечно, в честь Казанской иконы Божией Матери - главной святыни Казани, ради паломничества к которой многие и приезжали в наш город. Деревянная малая церковь Казанской иконы Божией Матери на Бакалде была построена и освящена 7 июля 1824 г. Церковь была бедной и снаружи, и внутри. При ней имелся один малый колокол. Никаких ценных реликвий и богатых иконных риз в описи 1832 г. не значится. В иконостасе упомянуты лишь иконы Спасителя и Божией Матери в местном чине - видимо, без риз. Церковь закрылась из-за бедности.в 1852 году. Архимандрит Никодим в конце XIX века писал с горечью, что вообще " монастырская Бакалда размыта Волгой, и владеть ею монастырь перестал " . Таким образом, церковь на Бакалде просуществовала чуть больше четверти века, оставив только память о себе. Кроме этой церкви, на Бакалде была и деревянная, так называемая «подвижная» или «передвижная» часовня, которая находилась рядом с ней и приносила определенные доходы за счет продажи свеч, икон и книг. » В статье использованы материалы из книги: А.Рощектаев « История Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани», изд-во «Русич», Казань-2004 г.

http://sobory.ru/article/?object=34237

Наконец, в третьем сюжете мы видим принесение икон в Москву и встречу их Предстоятелем Церкви и главой государства. Очевидно, первое описание данных фресок принадлежит А. И. Успенскому . Он говорит о третьем сюжете: «Дальше на следующей фреске, направо, около города с башнями и стенами, – старец и молодой князь в княжеских одеждах. Епископ в саккосе и омофоре в правой руке держит кадило, а в левой – Евангелие. К князьям и архиерею направляются толпа людей и два пресвитера с иконами. Сзади – горы, оживленные по местам растительностью» 15 . Е. А. Федорычева пишет о третьем сюжете: «Чудесно спасенные ругодивские иконы были перенесены в Москву и торжественно встречены в Кремле царем и Патриархом» 16 . В летописи говорится об этом: «...а на Москве царь и Митрополит со всем Священным Собором и с боляры и всенародное множество... стретоша за градом» 17 . Слева с оплечной иконой Божией Матери изображен архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей и двое других духовных лиц, которые держат икону со святыми угодниками. Они изображены на фоне горок. Справа – их встречает святитель, исходящий из града. Правее его – государь с сыном-отроком, а сзади – множество народа. Митрополит Макарий в кресчатом зеленом саккосе, белом омофоре с крестами и красном подризнике. На голове у него древнерусская «шапка», в левой руке он держит Евангелие, а правой совершает каждение подносимой иконы 18 . Митрополит Макарий особо чтил Святителя Николая 19 . При нем в Москву в 1555 году был принесен Великорецкий образ Святителя, который он «поновлял, бе бо иконному писанию навычен» 20 . В заложенном в Москве в память взятия Казани многопридельном храме Покрова на рву (храм Василия Блаженного) был устроен придел в честь Великорецкого образа. О принесении в Москву икон из Нарвы известно меньше. Данное историческое событие нашло отражение в литургической жизни Русской Церкви. «Празднование перенесения икон из Ругодива не нашло отражения в Чиновнике столичного храма, но известно по письменным памятникам, происходящим из Иосифо-Волоколамского монастыря. Богослужебный сборник XVI века, в котором последние страницы содержат службу “пренесению Пречистыя образа из немецкаго града Ругодива в царствующий град Москву”, свидетельствует о местном праздновании чудотворных ругодивских икон. В нем сохраняется связь с пребыванием икон в Москве, так как служба предназначена для 9 августа – день принесения ругодивских икон в Москву из Новгорода в 1558 году» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

История строительства нового каменного величественного храма связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки построить каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается. Храм, по тем временам, строился очень быстро, и уже в 1726 году состоялось его освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году был погребен строитель собора Иван Афанасьевич. Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Теплый храм на первом этаже — в честь Сретения Господня. Два небольших придельных храма на первом и втором этажах освятили в честь чудотворных икон Божией Матери: верхний — «Живоносного Источника», нижний — «Неопалимой Купины». В 1850 году архитектурный облик собора дополнила изящная ограда, построенная по проекту известного архитектора Михаила Петровича Коринфского. Огромная заслуга в том, что в Казани сохранился такой великолепный храм, принадлежит не только строителям собора, но и его старостам и духовенству более позднего времени. Дело в том, что за свою долгую историю храм неоднократно подвергался частичному разрушению, виной чему были многочисленные пожары 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 годов. Особенно сильно собор пострадал в 1815 году, когда из-за сильных разрушений приход вынужден был на девять лет переместиться в расположенную неподалеку Гостиннодворскую церковь. В 1824-25 годах была произведена реконструкция храма, осуществленная за счет средств соборного старосты, казанского купца Саввы Степановича Зайцева, — деда выдающегося ученого-химика Александра Михайловича Зайцева.

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

В 1802 году был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с двумя теплыми приделами Казанской Божией Матери и ап. Иоанна Богослова. Стены в холодной части храма были расписаны крестьяниным с. Боголюбова по благословению Преосвященного Феофана еп. Владимирского. Слева от царских врат был образ Казанской Божией Матери - дар кн. Ивана Михайловича Воротынского, принесенный им из Казани. По-видимому, это был один из ранних списков с Чудотворного образа, явленного в Казани в 1579 г. Эта икона особо почиталась прихожанами, с ней совершались крестные ходы вокруг села. Из почитаемых икон следует отметить икону с образом Боголюбивой Божией Матери - список с исходного образа. История ее такова: во время холеры, разразившейся в Мошке, жители села послали своих людей в с.Боголюбово, чтобы они сделали список с Чудотворной иконы. После этого губительная болезнь отступила. С тех пор ... июля особо торжественно отмечался в селе крестным ходом с Боголюбивой иконой Божией Матери вокруг села с чтением акафиста. В храме были иконы и св. князей, почитаемых во Владимирской земле греческого письма: Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, Авраамия Болгарского и др. Два напрестольных Евангелия, датируемых 1606 годом. На одном из них надпись " князь Алексей Иванович Воротынский Муромскаго уезду ....Пречистой Богородицы в селе Мошку " . Из богослужебных книг в храме хранили две минеи рукописные за март и июль - вклад князя Ивана Михайловича , написанные, по преданию, его рукой в 16 веке. Минея имела надпись: " книгу минею месячную благоверный князь Иван Михайлович Воротынский в вотчину свою в соборную церковь свою Успению Пречистыя Богородицы в селе Мошку " .  Приход состоял из с. Мошка и деревень: Новой (8 км), Дятлова (3 км), Горячева (7 км), Игнатьева (4 км), Пищальникова (4 км), Пивоварова (4 км), Карева (7 км), Баркина (8 км), Колычева (6 км), Мостищ (6 км), Безова (8 км), Манькова (6 км), Позднякова (6 км), Поросятева (5 км), Лантрева (9 км), Озяблиц (6 км), Кубаева (11 км) и Колодников (3 км). Во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1540 душ муж. и 1837 жен. пола. В середине XIX века в селе было 156 дворов. В 1896 г. в с. Мошке было двукласное министерское училище, в котором числился 71 человек. Также была женская церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02041

В период работы выставки 19-20 июля в ГМИИ РТ пройдут заседания одной из секций Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации». Гости музея в течение трех месяцев смогут познакомиться с произведениями древнерусской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии рубежа XIX-XX вв. На единой выставочной площадке экспонируются древние памятники художественной культуры и духовные святыни Казанского Богородицкого монастыря и Казанской епархии, посвященные прославлению чудотворной Казанской иконы Богородицы. Впервые после реставрации представлены древние списки последней четверти XVI-haчaлa XVII веков с первообраза Богородицы, явленного 8 (21) июля 1579 года в Казани. Среди них представлены раритеты из собраний Русской Православной Старообрядческой Церкви и старообрядческой общины Старопоморского согласия. Древние памятники художественной культуры передают духовную атмосферу второй половины XVI века. Образы Богоматери Всеблаженнейшая (Паммакариста) из собрания Национального музея РТ, Иверская («Вратарница») из собрания ГМИИ РТ, а также позолоченная серебряная риза — оклад с чудотворной Казанской иконы Богородицы из собрания Национального музея РТ впервые выставлены вместе как особые святыни Казанского Богородицкого монастыря. Целостное и масштабное по репрезентативности собрание икон в драгоценных окладах и произведений декоративно-прикладного искусства из казанских частных коллекций представляет образ Казанской Богородицы в разновременных почитаемых списках чудотворной иконы, распространенных на территории России. Впервые экспонируются иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого девичьего монастыря (1867-1928 гг.). Экспозицию дополняют коллекция минералов из Геологического музея имени А.А. Штукенберга Казанского университета. На выставке также представлены историко-мемориальные материалы, в том числе, труды по истории монастыря и публикации документов судебного процесса по делу о похищении явленной чудотворной иконы Казанской Божией Матери, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные со строительством и жизнью монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4553362.ht...

Над Царскими вратами размещен ярус аналойных икон XVII-XIX веков. Храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов размещается на втором этаже. Первоначально собор во имя Святых Отцов находился к северу от существующего храма. Он был сооружен в 1555-1560-х годах и освящен святым митрополитом Московским Макарием в присутствии царя Ивана Грозного 18 мая 1561 года. В XVIII веке древний храм обветшал и был разобран. В связи с этим над Покровской церковью возвели второй этаж, куда был перенесен престол в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Из сокровищ древнего храма сохранилась Владимирская икона Божией Матери с Акафистом. Она находится в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. Справа от Царских врат размещен храмовый образ Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, написанный в 1989 году. Из других икон местного ряда замечательны в историческом и художественном отношении образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с клеймами жития на раме XVII века и Казанская икона Божией Матери XVIII века с клеймами, иллюстрирующими " Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в г. Казани " . Верхние ряды иконостаса представляют собой единый ансамбль из 67 икон XVII века, поступивших из Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. К северу от иконостаса находится рака с частицей мощей благоверного князя Даниила. В северной галерее храма расположен придел в честь святого князя Даниила. http://sda777.narod.ru/danilovski_monastir.html Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре собор (улица Даниловский вал, дом 22). Освящен 18 мая 1561 г. в присутствии царя Ивана IV Грозного и его сыновей. Предположительно первоначально был построен к северу от ныне существующего храма и перенесен на нынешнее место после того, как старый каменный храм обветшал и был разобран. Престол перенесли на второй этаж над уже существовавшей церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Собор – древнейший храм обители, состоящий из нескольких церквей, построенных в разное время (перестраивался во второй половине XVII в., 1729 г.

http://sobory.ru/article/?object=04549

Все началось через три года после взятия г. Казани, т.е. в 1555 году. Житель города Романова (так назывался ранее Тутаев) по имени Герасим сидел не берегу Волги в районе города Казани. И случилась страшная гроза, с громом и молнией. И сквозь этот гром он услышал голос Богородицы, обращенный к нему. Богородица поведала ему о чудотворной иконе, находящейся в городе и велела везти ее в родной город и построить храм, на берегу реки, на том мете, где в земле схоронены три каменных креста – один вверху, два других чуть ниже. - Как же я узнаю ту самую чудотворную икону? – спросил Герасим. И в тот же самый миг почувствовал он, как правая рука его онемела и полностью потеряла всякую чувствительность. По окончанию грозы, пошел Герасим в город Казать, как было ему велено Богородицей и долго ходил по городу, всматриваясь в иконы и пытаясь отыскать ту самую, чудотворную. Долго ходил Герасим в своих поисках, пока однажды не коснулся онемевшей рукой одной из икон с ликом Богородицы. И в тот же момент рука его ожила, и понял он, что поиск его завершен. Герасим вернулся в родной город с иконой и стал рассказывать людям о своем ведение, о своем чудесном исцелении и о храме, который нужно возвести в честь Казанской иконы Богородицы. Он описал место на Волге, как сказал ему святой голос и о приметах, которые укажут на правильный выбор. В то время на месте нынешней церкви стояла на берегу Волги деревянный собор в честь Николая Чудотворца – покровителя путешественников и купцов, которые в большом количестве проплывали по реке по своим торговым делам и молились святому. Деревянный собор обветшал и начал разрушаться и было принято решение на его месте возмести новый – каменный. Когда церковь снесли и начали строить фундамент для новой церкви, то наткнулись на каменный крест, похожий на те, что находили в районе Киева – оставленные по преданию самим Андреем Первозванным. Тогда-то и вспомнили люди о рассказе Герасима! Стали копать чуть ниже и нашли еще 2 таких же каменных креста. С того момента все уверовали в рассказ своего соотечественника и всем миром взялись сооружаться новый храм. Решено было для укрепления фундамента привезти большие каменные валуны. Помогали все проходящие торговые суда. И когда наконец-то валун был доставлен, совершили молебен, как это было принято при закладке храма. Каково же было удивление людей, когда следующим утром они увидели, что гигантский камень изменил свое расположение, будто указывая точное место! Но церковь не была построена… Пришли смутные времена смены царей и династий, во время которых бесследно исчезла та самая Казанская чудотворная икона. Все, чем владеем мы ныне, есть лишь список со святой иконы. Лишь в 1758 строительство церкви возобновилось.

http://sobory.ru/article/?object=03240

Каждому очень любы и дороги изображения или портреты его родителей, родных и даже добрых знакомых. Особенно мы дорожим этими портретами, когда изображенные на них близкие вам люди уже умерли, когда мы не можем больше их видеть, говорить с ними. И вот мы бережно, на почетных, видных местах храним эти портреты, изображения, с любовью смотрим на них, иногда даже целуем, вспоминая дорогих покойников. Конечно, наша любовь, поцелуи относятся не к бумаге, полотну или доске, на которых имеются изображения, портреты, а к тем, кто на них изображен: к родителям, братьям, сестрам, друзьям. Господь Бог, Отец наш Небесный, Пресвятая Матерь Божия для верующего человека много дороже самых близких и дорогих людей, даже отца и матери; а потому мы еще больше должны любить изображения или, как еще говорят, образа, иконы Самого Бога и Пресвятой Богородицы. На иконах изображают (пишут) разные события из жизни Спасителя и Божией Матери, изображают также Ангелов и святых угодников Божиих. Смотря на иконы, мы лучше вспоминаем Тех, Кто на них изображен. Это помогает нам молиться со вниманием и усердием. Вот почему мы молимся перед иконами: стоя перед ними, мы как будто стоим перед Самим Богом, Материю Божией, Ангелами и святыми угодниками. На иконах изображаются или все Лица Святой Троицы вместе, или каждое Лицо отдельно: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Бог Отец изображается в виде седого старца, как Он являлся некоторым пророкам. Бог Сын, Господь наш Иисус Христос изображается человеком средних лет, с длинными темными волосами на голове и раздвоенной небольшой бородой. Таким, как передают, Он жил на земле. Дух Святой изображается в виде голубя, как Он сходил с неба на Иисуса Христа при Его крещении, или в виде огненных языков, как Он сошел на апостолов. Матерь Божия изображается молодою или средних лет Девою, с Младенцем-Сыном, Иисусом Христом на руках, а иногда (реже) и без Него. Есть много икон Божией Матери и, смотря по тому, как Она на них написана, имеет ли на руках Младенца и на которой руке, как написан Сам Младенец, – эти иконы носят различные названия, нередко по имени тех городов, где эти старинные иконы находятся, или откуда они принесены. Так, например, есть Смоленская икона (в Смоленске), Тихвинская (в Тихвине), Курская (в Курске), Казанская (из Казани) и многие другие. Все это разные изображения или образа, иконы одной Божией Матери, а не разных лиц. Поэтому нельзя говорить, как часто говорят: Смоленская Божия Матерь, Казанская Божия Матерь, Тихвинская, а нужно говорить: Смоленская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010