747 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XX, 14360, ср. Записки Одесского Общества Истории и Древностей... III, стр. 100–102. 748 После посвящения велено Коллегии Экономии дать архиепископу Евгению прогонных – 2000 руб., жалование по второму классу с оставлением пенсии – 1500 руб., и всех прибавок по содержанию дома и штата. Коллегия Экономии выдала ему положенное по окладу – всего на полгода 3505 руб. 50 коп. с прибавочными на 25 челов. служителей, так как штата служителей еще не было положено. При поставлении у архиепископа Евгения на лицо было только 5 человек штата: эконом, священник, протодьякон – два келейника, но ему предоставлено право набрать полный штат по второму классу и расходовать на него всю положенную сумму с прибавкой, положенной указом 1768 г. по 5 руб. 211/4 коп. каждому; а всего прибавлено к штатному содержанию 1764 г. (540 руб.); еще 302 р. 321/2 к. Предлагалось расходовать всю сумму на штат служителей в тех видах, чтобы «не было взяток». Быть может это запрещение брать взятки заставило администратора – архимандрита просить себе оклада по первоклассному окладу. 749 Арх. Св. Син. д 1775 г. 87, лл. 1–14; 59–60; 131 ср. Записки Одесского Общества Истории и Древностей. Ш, стр. 102. 750 I. Из Переяславской, епархии отошли к Славянской епархии: 1. Гор. Елисаветград, в нем 5 церквей – внутри города Троицкий собор, на подоле Успенская церк., на Форштате – Знаменская, вторая греческая церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери, за городом кладбищенская Петропавловская церковь . 2. Елисаветградского пикинерского полка церкви: Никольская в слободе Мурзинке 1-й роты, Троицкая – в селе Бекше 2-й роты, Трехсвятительская в Овнинке 3-й роты, Архистратига Михаила в сл. Вуколовке 4 й роты, Рождества Богородицы в сл. Краснокалинке 5-й роты, Иоанна Богослова в слободе Пепельнистой 6-й роты, Вознесенская в деревне 7-й роты, Св. Симеона Богоприимца в шанце Мишуринорожском 8-й роты, там же вторая церковь во имя Преображения, Никольская – в сл. Днепрово-Каменской 9-й роты, той же роты Успенская в сл. Калужине, далее в остальных 11 ротах в слободах: Бородаевской, Домогланской, Пушкаревке, Омельницкой, Зеленой, Верблюжке, Спасовской, Вершинокаменке, Аджамке, Куцоволовке – по одной церкви, всего 21 церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Отец Олег и сам лично не раз возил гуманитарную помощь в Чеченскую Республику, бывал в горячих точках в Сербии, как духовник участ­вовал в миротворческой российской миссии в Сирии. Все, кто хоть раз бывал в Александро-Невском храме Пскова, помнит установленные между иконами памятные доски с именами погибших воинов Псковского гарнизона. Первая была установлена в память десантников 6-й роты, героически погибших в марте 2000 года. Ребята из этой роты были прихожанами храма. «Я узнал о гибели роты от военных, — вспоминает те страшные дни отец Олег. — В начале марта в наш храм привезли отпевать разведчиков из спецназа. Сопровождающие сказали: " Скоро привезут ваших, из Псковской дивизии " . Стало понятно, что с ребятами случилось что-то страшное. Позже мы узнали, что они вступили в схватку с крупным отрядом чеченских боевиков. Сражались до последнего, почти все погибли. Когда прибыл самолет с телами, мы поехали в аэропорт, отслужили панихиду. Отпевали бойцов в Троицком кафедральном соборе. Помню, во время службы возле алтаря стоял образ царя-мученика Николая II. Государь еще не был прославлен в то время, но как-то все соединилось. Мы провожали лучших воинов России, а царь их встречал». Память о героической 6-й роте входит в молитвенную жизнь прихода. За каждой Литур­гией (она служится в этом храме ежедневно) идет поминовение всех 84 не вернувшихся из боя воинов. Как только пришло известие о трагедии в Аргунском ущелье, прихожане стали составлять списки погибших десантников и вывешивать их в храме. Родные десантников узнавали, нет ли в списке имен близких. По благословению отца-настоятеля издательский отдел храма начал собирать подробные материалы про каждого погибшего в Аргунском ущелье: прихожане вели переписку с родственниками из разных регионов страны, искали фотографии. Вся эта информация легла в основу первого мемориала 6-й роты. Тогда же зародились близкие отношения с родными погибших десантников, которые до сих пор поддерживаются. Каждый год 1 марта они приезжают в Псков на панихиду в храме Александра Невского и поминальный обед в воинской части. 12 сентября 2019 года, в престольный праздник храма Александра Невского, возле храмового музея появилась Аллея памяти героев 6-й роты.

http://e-vestnik.ru/society/nasledniki_a...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Подвиг 6 роты не до конца оценен нашим народом» Герой Советского Союза Александр Солуянов сравнил два памятных митинга – в честь героев России, остановивших разрушение государства, и в честь предателя Немцова 02.03.2015 1928 Время на чтение 3 минуты Вчера в Пскове прошли памятные мероприятия, посвященные 15-й годовщине со дня героического подвига воинов-десантников 6-й парашютно-десантной роты 104 парашютно-десантного полка 76 гвардейской десантно-штурмовой дивизии, сообщает пресс-служба Минобороны РФ. Почтить память своих сыновей в этот день собрались вместе с военнослужащими 76 гвардейской десантно-штурмовой дивизии более 100 родственников погибших десантников из 35 регионов России. В памятных мероприятиях приняли участие Командующий Воздушно-десантными войсками герой России генерал-полковник Владимир Шаманов, губернатор Псковской области Андрей Турчак, представители ветеранских и общественных организаций. После минуты молчания к подножию монумента был возложен венок от Президента России Владимира Путина , сообщает Псковская лента новостей . Затем цветы к памятнику положили Андрей Турчак, Владимир Шаманов и другие официальные лица, сослуживцы, родственники погибших героев-десантников. После чего торжественным маршем у монумента прошла и рота почетного караула. Военнослужащие дивизии и приглашенные гости отдали почести погибшим воинам, возложили цветы к мемориальному захоронению на Орлецовском кладбище, а в Часовне Святого Георгия Победоносца прошла поименная панихида. В завершение всех мероприятий Командующий ВДВ провел вечер памяти с родственниками погибших десантников. Тем временем в Москве также вспоминали погибших десантников: состоялась мирная акция памяти, на которую пришло около 200 человек, в том числе активисты общественных организаций, представители партии «Справедливой России» и ветераны ВДВ, сообщает LifeNews . «Сегодня для всех десантников и патриотов России особый день, — рассказывает герой Советского Союза Александр Солуянов, — бойцы шестой роты проявили массовый героизм, показав, что из себя представляет молодежь. Память этой роты священна».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/4/pod...

Таким образом, в Саратове отец Сергий Четвериков , исполняя обязанности простого законоучителя гимназии, получил бесценный опыт работы с верующими, учащейся молодежью, а также приобрел навыки издательского дела, что впоследствии ему очень пригодилось в эмиграции. Опыт же печатного слова под руководством владыки Гермогена стал для Четверикова одним из главных в последующей духовной деятельности. В 1907 году отцу Сергию поручают новое ответственное дело – должность законоучителя в Полтавском кадетском корпусе, где он прослужит целых 12 лет. Служба в полтавском кадетском корпусе Полтавский Петровский кадетский корпус был построен еще в 1837–1840-х годах по прямому указанию императора Николая I. Главное здание Т-образной формы имело внутреннюю домовую церковь во имя святого Сампсония Странноприимца, день памяти которого (27 июня) совпадал с датой Полтавской битвы. Продолжительность обучения в корпусе составляла семь лет, принимались в него мальчики с 10 лет. В составе корпуса было 4 роты. Великий князь Константин Константинович, возглавивший в 1900 году Главное управление военно-учебных заведений, был частым гостем в корпусе. Он присутствовал на экзаменах и даже сам составлял билеты и проверял экзаменационные работы выпускников. С 1902 года он стал официальным опекуном Полтавского корпуса. Каждый год в корпусной церкви святого Сампсония проходила панихида по «почившим в Бозе императорам, скончавшимся и погибшим питомцам заведения и служившим в нем». Газета «Полтавский голос» за 8 декабря 1907 года писала: «Умиление возбуждает приверженность бывших кадет своему родному корпусу. Являются старые и молодые, одни в военной форме, другие в сюртуках. Какая ни сулила судьба разные поприща, а соединяет их в одну семью дорогое среднее учебное заведение. Нельзя не пожалеть, что в гражданских учебных заведениях не привилось такое чувство товарищества, провожающее бывших питомцев до самой могилы» 18 . Фамилии павших на поле брани питомцев корпуса заносились на черные мраморные доски, которые были установлены на стене корпусной церкви. С первых дней учебы в корпусе десятилетние мальчишки молились за упокой души своих старших товарищей, отдавших жизнь за Отечество. Тот же «Полтавский голос» 29 августа 1908 года писал об интересной традиции, появившейся в корпусе в 1908 году. После зачисления в корпус кадеты 1-го класса приобретали иконы для своего отделения, которые спустя семь лет в торжественной обстановке передавали первоклассникам с дарственной надписью: «Преемственное благословение кадет 1908 года однокашникам – новичкам на честный труд подготовления к доблестному званию воина», тем самым призывая их не посрамить честь мундира и доброе имя родного корпуса. Понятно, что эту традицию ввел священник Сергий Четвериков .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Так я понимаю свои обязанности среди вас. Говоря кратко, они состоят в том, чтобы вместе с вами жить общей религиозно-нравственной жизнью, вместе с вами совершать свое общее спасение!» 20 . 20 октября после литургии отслужена панихида по в Бозе почившем императоре Александре III и по случаю Дмитриевской субботы. А на следующий день во 2-й роте состоялся литературно-музыкальный вечер, после которого были танцы. На вечере присутствовали кадеты трех других рот. Интересна программа концерта в этот день: 1. «Le Jlamand», марш, испол. духов, орк. 2-й роты. 2. «Памяти А. С. Пушкина», соч. Сафонова, прочтет к-т Жеребко. 3. «Попурри из русских песен», исп. балалаечный орк. 2-й роты. 4. «Блажен, кто улыбается», соч. Вел. Кн. Константина Константиновича, прочтет к-т Разумовский. 5. «Трио», исп. к-ты Габаев, Попов и Костин. 6. «России», прочтет автор, к-т Федоров. 7. «Сонце низенько», исп. хор 2-й роты. 8. «Gaydox», марш, исп. дух. орк. 2-й роты. 28 октября 2-е отделение 7-го класса праздновало свой отделенный праздник. Перед молебном отец Сергий сказал следующее слово: «Я еще недавно в корпусе, не более двух недель, но, присмотревшись за это время немного к кадетам, я заметил среди вас много добрых обычаев, свидетельствующих о добром направлении вашего религиозно-нравственного воспитания. Так, я заметил, что на уроках Закона Божьего в классах у вас теплится лампадка, при встрече с Законоучителем-Священником многие из вас подходят под благословение, а иногда целуют крест на груди его; проходя мимо храма, осеняют себя крестным знамением; к приготовлению уроков по Закону Божьему относятся усердно и охотно... Все это не могло не утешать меня, все это показало, что в ваши души посеяны и берегутся в них добрые семена православно-христианских навыков. В настоящую минуту я предстою при новом проявлении вашего религиозного чувства. Я вижу перед собой взрослых юношей выпускного класса, собравшихся помолиться пред своим отделенным образом Казанской иконы Божьей Матери по случаю празднования в честь этой иконы 22 октября! Зрелище утешительное, скажу более, необыкновенное!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Весной все кресты на Соловецких кладбищах были сняты и обращены в дрова. В Соловках, видите ли, дров мало и топиться нечем. Да видит и судит Господь. А весной 1928 г., на год раньше, тот же вл. Петр торжественно отпевал в Соловках и кладбищенской церкви архим. Митрофана, своего соузника, бывшего у него в Воронеже келейником, вместе с ним сосланного, и торжественно похоронил при громадной толпе сочувствовавших заключенных, с пением нашего хора, с духовенством не менее 30 человек. Так к 1929 году изменились «свободы» религиозных отправлений. Да будете большевики прокляты. Нужно добавить, что к моему прибытию в Соловки там было до 150 человек духовенства, из них два-три обновленца. Один из них, Завьялов, был писарем шестой роты — цитадель духовенства. Завьялов, очевидно, имел приказ следить за своими врагами, но, должен сказать, свою задачу шпионажа он выполнял небрежно, и бед от него мы не видели. Вреднее был повар архиерейской камеры 23 — Гамалюк: это был мерзавец высшей марки. Приходилось его задаривать, ибо прогнать его было нельзя. Указывая на излишнее важничанье епископата в его обращении с прочим духовенством, на обособленность последнего от епископата, я прибавляю, что по утрам и по вечерам в камере 23 шестой роты двенадцать-тринадцать заключенных (все иереи) брали благословение у архиереев, что при тесноте помещения составляло ненужную толкотню. Многие из иереев очень равнодушны были к оказанию внимания епископам. И правы были. Эти последние любили помогать светским более чем духовным. Мне помогали: архиеп. Петр, архиеп. Иларион, епп. Антоний, Василий, Григорий. Последний сам нуждался. Раз был устроен в Соловках показательный суд над командиром двенадцатой роты и Марией Александровной Барановой, моей сотрудницей по бухгалтерии ЭКЧ. Он обвинялся, и правильно, в присвоении имущества заключенных. Командир роты оправдывался тем, что делал это для своей возлюбленной Барановой. Она была с ним в связи. Ему было 32 года, а ей 22–23 г. Были судья, прокурор, защитники — обвиняемых было 5–6 человек. Судили целый вечер. Баранову оправдали. Командира осудили на Секирку, но приговор не был исполнен.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Лишь в феврале 1924 г. мне стало лучше, и меня снова перевели в инвалидную команду. Только теперь я получил возможность выходить из Кремля и познакомиться с окрестностями. История СЛОНа В 1923 г. в Соловках был открыт лагерь ГПУ, получивший тогда свое наэвание СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения). В том же году этот лагерь был умышленно подожжен и разграблен. Все чекисты, охранявшие в то время здание, сидят до сих пор в тюрьмах. К сожалению, я точно не помню их фамилий и где именно они сидят. I отделение Соловков помещается в этом здании, где жил раньше настоятель монастыря и находилось главное управление монастыря. В помещении настоятеля, в третьем этаже, теперь живет начальник I отделения, во втором этаже этого здания находится ресторан, а в первом – комендатура I отделения. В домашней церкви настоятеля, во втором этаже, устроен музей СЛОНа – живопись на стенах еще сохранилась. Как раз под домашней церковью находятся «Святые Ворота», которые закрыты для арестантов, и в них помещается пожарное депо. Проход для начальства открыт. Обширный монастырский двор окружен с четырех сторон зданиями, в которых были расположены кельи монахов – теперь там живут арестанты. Среди двора высятся три собора: главный, Преображенский, рядом с ним ризница и еще два собора. Напротив «Святых Ворот», во дворе стоит маленькая часовня с колокольней, которая раньше называлась «Царской». Там висит колокол, который в пять часов утра будит арестантов. В настоящее время вместо колокола будит гудок с электрической станции. Под собором находится пекарня. Преображенский собор величают большим музеем СЛОНа. Ризница и другие два собора отведены для помещения арестантских рот: в них размещена «шпана» – уголовники. Грязь невообразимая, вши ползают по всему полу, так что их приходится давить ногами, проходя между нарами. Стены покрыты вонючей сыростью. Кресты на всех соборах сорваны. В самом высоком из куполов среднего собора, вместо креста, развевается флаг СССР. Роты лагеря Внутри монастырского двора расположены все пятнадцать рот лагеря: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я роты, в которых помещаются рабочие различных мастерских, электрической станции, железнодорожники и т.д. В 6-й роте находятся исключительно священники и работники «Культпросвета». В 7-й и 8-й ротах помещается самый нежелательный элемент «шпана». Конечно, все роты грязны, но 7-я и 8-я выделяются в этом отношении. 9-я отведена для чекистов; в 10-й находятся все канцеляристы и сотрудники управления. Роты эти имели различные названия: буржуйская, чекистская и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот день мы также вспоминаем Героя Советского Союза, старшего лейтенанта Евстафия Григорьевича Яковлева (1914-1945). Он родился 14 апреля 1914 г. в Татарстане в крестьянской семье. Работал в колхозе трактористом. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В 1943 г. окончил курсы младших лейтенантов. Командир стрелковой роты 1054-го стрелкового полка (301-я стрелковая дивизия, 9-й стрелковый корпус, 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт) старший лейтенант Евстафий Яковлев умело организовал боевые действия вверенной ему роты 16 апреля 1945 г. в районе железнодорожной станции «Вербиг» (Германия). Получив приказ уничтожить гитлеровцев, вооружённых фаустпатронами, которые не дали возможности советским танкистам поддержать атаку его батальона, старший лейтенант Яковлев смело и решительно повёл воинов своей роты в бой. Зайдя во фланг группе противника, отважный офицер поднял роту на решительную атаку и в первых рядах стрелков сам обрушился на фашистских «фаустников». Забросав врага гранатами и расстреливая их огнём из винтовок и автоматов, стрелковая рота Яковлева уничтожила три десятка «фаустников», из которых четверых уничтожил лично старший лейтенант Яковлев. В этом бою мужественный командир роты был смертельно ранен. Старший лейтенант Яковлев похоронен на офицерском кладбище города Кюстрин (ныне - Костшин-над-Одрой, Польша). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Яковлеву Евстафию Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он также был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. В родной деревне в честь Героя установлен обелиск, его именем названа улица в Ленино горске. В этот день мы также вспоминаем русского реставратора иконописи, члена Союза художников России Николая Ивановича Федышина (1928-2005). Он родился в 1928 г. Его отец - один из основоположников научной реставрации иконописи И.В.Федышин. В 1943 г. Николай поступил на работу в Вологодский государственный объединенный музей. В 1944 г. его взял в ученики старинный друг отца еще с дореволюционной поры, потомственный иконописец и реставратор А.И.Брягин. В 1950-х гг. Н.И.Федышин успешно стажировался в ведущих реставрационных учреждениях страны - ВХНРЦ им. Академика И.Э.Грабаря и ВНИИ реставрации и в 1968 г. получил звание реставратора высшей квалификации. Имел допуск к работе над уникальными памятниками национального искусства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/de...

Во время своего хозяйничанья в деревне немцы повесили за отказ выдать местопребывание партизан 5 жителей – Зеленову Евдокию Дементьевну, 40 лет, ее сына Владимира Ивановича, 18 лет, Андреева Виктора, 17 лет, Михееву Евдокию Степановну, 50 лет, Леонова Николая Михайловича, 19 лет. В деревне Червинская Лука было 65 жилых домов, школа, здание сельсовета, магазин, красный уголок, хата-лаборатория и ряд построек подсобного характера – амбары, скотные дворы и сараи. Во время ухода немцев из села, все постройки были сожжены, и деревня представляет собой груду развалин. Весь бывший в колхозе крупный рогатый скот, лошади, мелкий скот и птица забраны немцами. Все население деревни угнано в немецкий тыл. Следуют подписи ЦАМО РФ. Ф. 204. Оп.125. Д.7. Л. 254–255. Подлинник. О результатах расследования случая переговоров с немецкими солдатами на участке 288-й Дивизии ДОНЕСЕНИЕ заместителя начальника политуправления Волховского фронта 6 апреля 1942 г. Политуправление доносило 3 апреля о переговорах группы командиров и политработников с немецкими солдатами на участке 1014-го полка 288-й стрелковой дивизии. На место происшествия был командирован представитель политуправления фронта полковой комиссар Тумаков. Расследованием установлено, что донесение начальника политотдела 4-й армии полкового комиссара Емельяненко по этому вопросу правильно освещает суть происшедшего факта. Дополнительно выяснено, что 31 марта в 13.00 к месту передачи вышли комиссар полка Денисов, комиссар 2-го батальона этого полка Сухомлинов, секретарь партбюро Китаин, уполномоченный особого отдела Ермаков, помощник командира 2-го батальона Сигалов, командир 5-й роты Трифанов и переводчик Стрегалов. В это время в соседних блиндажах находилось 8 красноармейцев. Все переговоры, которые командиры и политработники вели с немцами, слышали бойцы 1-го и 2-го батальонов 1014-го полка, находящиеся в блиндажах. От них о переговорах узнали и бойцы всех подразделений части. Военком полка Денисов и остальная группа командно-политического состава указывают, что переговоры с немцами велись для того, чтобы сагитировать их перейти на нашу сторону. Основная [же] масса бойцов правильно оценила происшедший случай. Красноармеец 7-й роты Бычков сказал: «На немецкую провокацию мы не поддадимся. Немцы зовут нас к себе, а сколько они замучили наших людей?». Некоторые бойцы поняли происходящее как братание с немцами (связист роты автоматчиков Петухов). Политрук роты автоматчиков т. Дробат категорически запретил вести разговоры о братании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 7 часов вечера в пятницу, когда мы, врачи, только что вернулись в свои камеры после 12-часового рабочего дня, к нам пришел о. Николай и сообщил следующее: плащаница, в ладонь величиной, написана художником Р... Богослужение – чин погребения – состоится и начнется через час. «Где?» – спросил Владыка Максим. «В большом ящике для сушки рыбы, который находится около леса вблизи от N роты... Условный стук – три и два раза. Приходить лучше по одному... » Через полчаса Владыка Максим и я вышли из нашей роты и направились по указанному «адресу». Дважды у нас спросили патрули пропуска. Мы, врачи, их имели. Но как же другие: Владыка Виктор, Владыка Иларион, Владыка Нектарий и о. Николай?.. Владыка Виктор служил бухгалтером на канатной фабрике, Владыка Нектарий – рыбачил, остальные – плели сети... Вот и опушка леса. Вот ящик, длиной сажени четыре. Без окон. Дверь едва заметна. Светлые сумерки. Небо в темных тучах. Стучим три и потом два раза. Открывает о. Николай. Владыка Виктор и Владыка Иларион уже здесь... Через несколько минут приходит и Владыка Нектарий. Внутренность ящика превратилась в церковь . На полу, на стенах еловые ветки. Теплятся несколько свечей. Маленькие бумажные иконки. Маленькая, в ладонь величиной, плащаница утопает в зелени веток. Молящихся человек 10. Позднее пришли еще четыре-пять, из них – два монаха... Началось богослужение. Шепотом. Казалось, что тел у нас не было, а были только одни души. Ничто не развлекало и не мешало молиться... Я не помню – как мы шли «домой», т.е. в свои роты. Господь покрыл!.. Светлая заутреня была назначена в нашей камере врачей. К 12 часам ночи, под разными срочными предлогами по медицинской части, без всяких письменных разрешений, собрались все, кто собирался прийти, человек около 15... После заутрени и обедни – сели разговляться. На столе были куличи, пасха, крашеные яйца, закуски, вино (жидкие дрожжи с клюквенным экстрактом и сахаром). Около 3 часов разошлись... Контрольные обходы нашей роты Комендантом лагеря были до и после богослужения, в 11 часов вечера и в 4 часа утра... Застав нас, четырех врачей, во главе с Владыкой Максимом, при последнем обходе, комендант сказал: «Что, врачи, не спите?» и тотчас добавил: «Ночь-то какая... и спать не хочется!» И ушел...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010