Родился 1 (13) сентября 1877 г. в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году уже в сане иеромонаха с заграничным паспортом подданного Российской Империи. Целью этого его приезда на Святую Гору была замена его российских иноческих документов на афонские, что во многом облегчало ему возвращение на родину. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря Архимандрит Мисаил радушно принял его, разрешил служить в монастыре, а также добился разрешения у Протата Святой Горы на служение иеромонаха Алексия во всех монастырях и скитах Афона. Четыре месяца преподобный жил на Афоне, пока в начале 1911 года не получил от архимандрита Мисаила удостоверение о том, что он является насельником Пантелеимонова монастыря. Этот документ подлежал утверждению со стороны Константинопольского Патриарха как канонического епископа Святой Горы, поэтому иеромонаху Алексию предстояло с Афона направиться в Константинополь. В день Крещения Господня в 1911 году Архимандрит Мисаил проводил его в дальний путь, снабдив сопроводительным письмом к Вселенскому Патриарху, тремя комплектами облачений, иконами, церковными книгами и золотой чашей для совершения св. евхаристии (Житие преподобного Алексия Карпаторусского, исповедника. 2001. Хуст. С. 9-15). Затем вернулся на родину в Подкарпатскую Русь. Служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси (ныне Закарпатье). Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 г. При этом о. Алексий (Кабалюк) не имел возможности постоянно подвизаться в монастыре в Изе. Проживал при храме в г. Хуст и в Домбоках. В 1921 году принимал участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Один из авторов обращения " Чешская политика в отношении Православной Церкви в Карпатской Руси " к членам Синода Сербской Православной Церкви. Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. Скончался 4 декабря 1947 г. в Домбоках. Канонизован в 2001 г.

http://pravicon.com/info-1716

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кабалюк Александр; 12.09.1877, с. Ясиня на Раховщине, Австро-Венгрия - 2.12.1947, с. Иза, Украина), архим., миссионер и выдающийся деятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии рубежа XIX-XX вв. Род. в семье лесоруба в Закарпатье. Был назван в честь блгв. кн. Александра Невского. В детстве поступил послушником в униатский (см. Греко-католики ) мон-рь Киш-Баранья. Но вскоре ушел на Афон в рус. мон-рь вмч. Пантелеимона , где и принял Православие. Оттуда А. направляют в Россию послушником в Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь на Холмщине. 5 мая 1910 г. принял монашество, 15 авг. 1910 г. рукоположен во иеромонаха. Вернулся на Подкарпатскую Русь и начал проповедь Православия среди униатов. В результате миссионерских трудов А. к 1912 г. вернулись в Православие ок. 35 тыс. униатов в селах Иза, Великие Лучки, Ясиня, Хуст, Липча, Белки, Ильница, Чумалево, Теребля и др. Спасаясь от преследований со стороны властей, А. был вынужден бежать в Америку, где находилась большая карпаторосская колония. Там он продолжил свой миссионерский подвиг, и многие тысячи карпатороссов вернулись к вере отцов. Когда А. вернулся в Австро-Венгрию, католич. власти организовали Мараморош-Сигетский процесс (29 дек. 1913 - 3 марта 1914), на к-ром А. вместе с др. 95 патриотами Карпатской Руси, деятелями правосл. движения, был обвинен в «государственной измене» и заключен в концентрационный лагерь Талерхоф. После освобождения, в 1921 г., А. стал игуменом, в 1923 г.- архимандритом основанного им Свято-Никольского мон-ря в с. Иза. В 1944 г. во главе делегации карпатороссов совместно с архим. Феофаном (Сабовым) и проф. П. Линтуром прибыл в Москву с просьбой о принятии Подкарпатской Руси в состав РСФСР. Был одним из инициаторов перехода Карпаторосской Автономной Православной Церкви из Сербского Патриархата в МП и объединения Сербской и К-польской правосл. юрисдикций Подкарпатской Руси под властью Московского Патриарха (акт 22 окт. 1945 о присоединении к РПЦ Мукачевско-Пряшевской епархии). Похоронен на кладбище с. Иза Хустского р-на (Закарпатская обл., Украина). Летом 1999 г. обретены мощи А., готовятся материалы для канонизации. Православные Вост. Словакии чтут память А. как исповедника. Лит.: Станканинец Г., прот. Схиархим. Алексий (Кабалюк): Некролог//ЖМП. 1948. 2. С. 18; Савва (Бабинец), еп. Схиархим. Алексий (Кабалюк) (1877-1947)//Там же. 1979. 1. С. 18-20; Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Т. 2. С. 221; Халус П. О . Олексий Кабалюк, непохитний захисник закарпатського Православ " я//Христианська Родина. Ужгород, 1996. 8-9. К. Е. Скурат, К. А. Фролов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64660.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Коломацкий Всеволод; 8.02, по др. сведениям - 26.02.1896, с. Саражинцы, Бердичевского у. Киевской губ.- 13.02.1980, Прага), архим., правосл. миссионер. Окончил 5 классов Киево-Подольского ДУ, затем учился в КДС. В 1914 г. мобилизован в действующую армию. Был неск. раз ранен, награжден орденами, Георгиевской медалью и крестом 3-й и 4-й степени. 1 янв. 1916 г. окончил военное уч-ще со званием офицера. Вступил в Чехословацкий легион в России, а позже в Белую армию. Разочаровавшись в белом движении, эмигрировал в 1921 г. в Румынию, потом в Чехословакию. В 1922-1923 гг. учился в военном уч-ще в г. Кошице (Словакия). 14 янв. 1924 г. еп. Мукачевским Вениамином (Федченковым) рукоположен во диакона, 15 янв.- во иерея. В 1926 г. за проповеднические и миссионерские труды в Мукачевско-Пряшевской епархии на благо Православия о. Всеволод был удостоен сана протоиерея. В Вост. Словакии и Моравии им построены правосл. храмы в селах Русском-Ракошине (1926-1927), Барбове (1927), в Ужгороде (1929-1933), в с. Домбоких (1931-1932), в Ржимице (1933-1934), в Худобине (1934-1936), в Оломоуце (1937-1939), в Тршебиче (1939-1940), для нек-рых он писал иконы и сооружал иконостасы. В 1942 г., после запрета деятельности Чешской Православной Церкви, был отправлен на принудительные работы в Германию. Больным вернулся в Прагу, где тайно совершал богослужения. В 1945 г. получил во временное управление Чешско-Моравскую епархию. Занимался реставрацией кафедрального пражского храма святых Кирилла и Мефодия и восстановлением иконостаса, возрождал приходы. В 1946 г. был пострижен в монашество с именем А. в честь ап. Андрея Первозванного и вскоре возведен в сан игумена, в конце того же года - в сан архимандрита. Затем в Словакии А. продолжил строительство храмов в Медзилаборце (1947-1950), Стакчине (1947-1952), Прешове (1946-1950, кафедральный собор Александра Невского) и др. В 1950 г. А. преподавал на Православном богословском фак-те в Прешове. В 1950 г. переведен в Пражскую епархию и назначен настоятелем в Ческа-Липа, а затем в Румбурк. В 1973 г. А. вместе с группой священников Чехословацкой Церкви посетил РПЦ. Лит.: Ашкинази З. Г. Православное движение в Подкарпатской Руси. Ужгород, 1926. С. 30-33; Неутомимый труженик на ниве Христовой//ЖМП. 1977. 2. С. 49-52; 3. С. 50-52; Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Т. 2. К. Е. Скурат Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АЛЕКСИЙ (Кабалюк Александр; 1877–1947), архим., миссионер и выдающийся деятель Православной церкви Чешских земль и Словакии

http://pravenc.ru/text/115246.html

Александров Георгий Федорович (1908–1961), советский партийный и государственный деятель. В 1940–1947 гг. возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Алексий (Громадский Александр Якубович) (1882–1943), митрополит. С 1918 г. в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Ректор Кременецкой духовной семинарии (1919–1922). Епископ Луцкий, викарий Волынской епархии (1922). Епископ Гродненский и Новогрудский, член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше (1923). Архиепископ Гродненский (1928–1934). Архиепископ Волынский и Кременецкий (1934–1940). Архиепископ Тернопольский и Галичский (1940–1941). В 1940 г. возвратился в юрисдикцию Московского патриархата. Архиепископ Ровенский и Кременецкий (1941). Архиепископ Волынский (1941). После установления режима немецко-фашистской оккупации не признал юрисдикции митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) на Украине и предпринял меры по установлению канонически правомерного церковного управления. В августе 1941 г. созвал в Почаевской Лавре епископское совещание, на котором было принято решение о восстановлении автономного статуса Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата. В ноябре 1941 г. избран Экзархом Украины. Позднее возведен в сан митрополита Волынского и Житомирского. Убит по дороге из Кременца в Луцк украинскими националистами. Алексий (Кабалюк Александр Иванович ) (1877–1947), схиархимандрит, священноисповедник. Родился в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году в сане иеромонаха. После возвращения в Подкарпатскую Русь служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси. Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 года. В 1921 году принял участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. В 2001 г. Украинской Православной Церковью причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1867 г. на Волыни на льготных условиях была основана чешская земледельческая община. К началу XX в. сюда переселилось около 30 тыс. чехов, из них 27 тыс. приняли православие. В 1903 г. было создано общество «Православная беседа», ставшее центром притяжения православных сил. На основе этого неполитического союза планировалось создать в будущем православный приход. Австрийские власти расценивали интерес к православию как политическую неблагонадежность, чреватую «панславизмом» и «русофильством», и потому каждый случай перехода в православие расследовался полицией. В 1905 г. православие приняли 104 чешских старокатолика, в значительной степени благодаря влиянию Русской Православной Церкви. По переписи 1910 г. в Чехии насчитывалось 1063 православных. В Восточной Словакии в XIX в. также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку. Заслуга воссоединения с Православной Церковью карпаторосских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексию Товту (1853–1909). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Прешове. В 1889 г. прибыл в Америку и возглавил униатский приход в Миннеаполисе. В 1891 г. вместе с приходом перешел в православие. В 1916 г. была основана Питтсбургская карпаторосская епархия, первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай). В 1994 г. о. Алексий Товт причислен Православной Церковью в Америке к лику святых, как «отец американского Православия». Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии к возвращению к вере отцов. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова, но ее пресекла полиция. В начале XX в. трудами по возрождению православия в крае прославился архимандрит Алексий (Кабалюк, 1877–1947). В 1905 г. он выехал в Россию, затем посетил Афон, где был воссоединен с православием. В 1910 г. принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию в Яблочинском монастыре, после чего вернулся в Закарпатье. Благодаря его деятельности в короткое время сотни людей вернулись в православие. В преддверие Первой мировой войны против православных общин сел Великие Лучки (близ Мукачева) и Иза (Хустского района) был спровоцирован Мармарош-Сигетский процесс. На скамье подсудимых оказалось 64 человека, в основном простые крестьяне. Они были обвинены в государственной измене. 36 человек, в их числе и о. Алексий, были осуждены на тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказаниям. Заключенные вышли на свободу только после падения Австро-Венгерской империи в 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1867 г. на Волыни на льготных условиях была основана чешская земледельческая община. К началу XX в. сюда переселилось около 30 тыс. чехов, из них 27 тыс. приняли православие. В 1903 г. в Праге было создано общество " Православная беседа " , включавшее в себя 27 членов. На основе этого неполитического союза планировалось создать в будущем православный приход. Австрийские власти расценивали интерес к православию как политическую неблагонадежность чреватую " панславизмом " и " русофильством " , и потому каждый случай перехода в православие расследовался полицией. В 1905 г. православие приняли 104 чешских старокатолика в значительной степени благодаря Русской Православной Церкви. По переписи 1910 г. в Чехии насчитывалось 1063 православных. В Словакии в XIX в. также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку. Заслуга воссоединения с православной Церковью карпаторосских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексию Товту (1853-1909). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Прешове. В 1889 г. прибыл в Америку и возглавил униатский приход в Минеаполисе. В 1891 г. вместе с приходом перешел в православие. В 1916 г. была основана Питтсбургская карпаторосская епархия, первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай). В 1994 г. отец Алексий Товт причислен Американской Православной Церковью к лику святых как " отец американского Православия " . Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии к возвращению к вере отцов. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова, но ее пресекла полиция. В начале XX века трудами по возрождению православия в крае прославился архимандрит Алексий ( Кабалюк, 1877-1947). В 1905 г. он выехал в Россию, затем посетил Афон, где был воссоединен с православием. В 1910 г. принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию в Яблочинском монастыре, после чего вернулся в Закарпатье. Благодаря его деятельности в короткое время сотни людей вернулись в православие. В преддверие Первой мировой войны против православных общин сел Великие Лучки (близ Мукачева) и Иза (Хустский район) был спровоцирован Мармарош-Сигетский процесс. На скамье подсудимых оказалось 64 человека, в основном простые крестьяне. Они были обвинены в государственной измене. Процесс длился с 29 декабря 1913 г. по 3 марта 1914 г. 36 человек ,в их числе и о.Алексий, были осуждены на тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказаниям. Заключенные вышли на свободу только после падения Австро-Венгерской империи в 1918 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В начале XX века трудами по возрождению православия в крае прославился архимандрит Алексий (Кабалюк) (1877—1947). В 1905 году он уехал в Россию, затем посетил Афон, где был воссоединён с православием. В 1910 году принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию в Яблочинском монастыре, после чего вернулся в Закарпатье. Благодаря его деятельности за короткое время сотни людей вернулись в православие. В канун Первой мировой войны против православных общин сёл Великие Лучки (Мукачевский район) и Изы (Хустский район) был спровоцирован Мармароша-Сиготские процессы. На скамье подсудимых оказались 64 человека, в основном простые крестьяне. Они были обвинены в государственной измене. Процесс длился с 29 декабря 1913 года в 3 марта 1914 36 человек, в их числе и о. Алексий, были осуждены на тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказаниям. Заключенные вышли на свободу лишь после падения Австро-Венгерской империи в 1918 году. После окончания Первой мировой войны началось активное движение за возвращение униатов в лоно Православной церкви в Закарпатской Украине и Восточной Словакии. Это было чисто народное движение, почти не нашедшее поддержки со стороны греко-католического духовенства. К 1920 году к православному движению присоединилось здесь уже около 50 000 человек, а к 1928 году число православных достигло 112 000 человек. Чешская православная епархия После создания Чешской православной епархии Сербской православной церкви во главе с епископом Гораздом (Павликом), на территории Словакии тоже стали открываться приходы этой юрисдикции. Восстановление Мукачевско-Пряшевской епархии В 1929 году Сербская православная церковь возродила Мукачевско-Пряшевскую епархию. В тридцатых годах Православная церковь имела здесь уже более 100 приходов, в которых служило около 100 священников. Для управления епархией в 1920-1930-е годы в Восточную Словакию и Закарпатье направлялись архиереи из Сербии. Среди них особо известен своей миссионерской деятельностью епископ Нишский Досифей (Васич) (впоследствии митрополит Загребский). В 1930 году на Подкарпатскую епархию был назначен епископ Иосиф, которому в Чехословакии прибыл известный богослов Иустин (Попович), который трудился здесь в течение двух лет. К 1938 году здесь было построено 127 новых храмов и открыто несколько монастырей и скитов.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Слов...

- от Самарской: протоиерея Александра Юнгерова (+1900), - от Уфимской: архимандрита Моисея (Чигвинцева; 1913-1982) и Варвары Архангельской (1890-1966), - от Хустской: схиархимандрита Алексия (Кабалюка; 1877-1947). II По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода в Повестку дня настоящего Собора внесен вопрос об общецерковном прославлении четырнадцати подвижников, канонизированных ранее как местночтимых святых: преподобных Афанасия Высоцкого, Феодора Санаксарского, Василиска Сибирского, Зосимы Верховского и Пимена Угрешского, праведного воина Феодора (Ушакова), Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, Христа ради юродивых блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и блаженной Матроны Московской. 2.1. Как Митрополит Крутицкий и Коломенский, представляю вопрос об общецерковном прославлении преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (+1395, память 12/25 сентября). На мое имя поступили обращения пяти Преосвященных архиереев, поддерживающих эту инициативу: архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы, архиепископа Томского и Асиновского Ростислава, епископа Липецкого и Елецкого Никона, епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа, епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанской епархии. Множество чудес происходит при обращении к преподобному Афанасию. Серпуховский Высоцкий монастырь, где почивают мощи святого, ежедневно посещает большое количество богомольцев, со всех концов страны поступают в обитель прошения совершить молебен перед мощами святого. Почитание его как святого сомолитвенника преподобного Сергия Радонежского в Московской епархии началось еще в глубокой древности и теперь приобрело общецерковный характер. 2.2 Преосвященный Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский, представил на имя Его Святейшества материалы о почитании в Русской Православной Церкви преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова;1719-1791, память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) и праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817, память 23 июля/5 августа и 2/15 октября), прославленных в лике местночтимых святых Саранской епархии соответственно в 1999 и 2001 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

Подобным образом произошел массовый переход униатов-русинов в Православие в кон. XIX- нач. XX вв. в Северной Америке, куда они в то время массово эмигрировали. К этому их тоже привело отождествление своей русскости с православным вероисповеданием. Об этом свидетельствует следующий факт: когда община святого праведного Алексия Товта порвала со своим католическим священноначалием и стала искать общения с русским епископом (« пойдем к русскому епископу, не вечно ж чужим кланятися! »), то послала своего представителя Ивана Млинаря к епископу Владимиру, возглавлявшему Алеутскую и Аляскинскую епархию Русской Церкви. «На вопрос игумена Георгия, какой он веры, Млинарь ответил: " Так, як его в школе научили " , т.е. что он православный греко-кафолической веры, русского набоженства. Многие карпатороссы чистосердечно думали, что они православные, точнее, что между унией и православием нет никакой разницы, кроме юрисдикционной. Тогда преосвященнейший Владимир объяснил посланцу карпаторусской общины , " что хоть он и русский, но по вероисповеданию католик, и принадлежит к секте униатской... " и не допустил его до Святого Причастия. Млинарь писал из Сан-Франциско : " Якой же мы... веры? Нас учили и вы (униатское духовенство - К.Ф. ) учите, что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не припустил,... а католичкий бискуп со мною ани говорить не хоче и жене (посылает - К.Ф. ) до православного епископа... Якая же тота наша вера? Мене говорят, же я униат, який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал! " ... Млинарь вновь пришел к владыке Владимиру и после беседы с ним православный архипастырь написал о. Товту письмо, не хочет ли тот присоединиться к Православию, к Аляскинской епархии. После этого о. Алексий Товт поехал к архиепископу Владимиру сам и, " узнавши, что Владыка той - Русской православной веры, просил его о принятии, разом с Минеаполлиским приходом, в православную прадедскую веру " Те же мотивы привели и к массовому обращению русинов из униатства в Православие в нач. XX в. в Галиции и Карпатской Руси трудами преподобного Алексия Карпаторусского (Кабалюка) (1877-1947 гг.) и священномученика Максима Горлицкого (Сандовича) (1882-1914 гг.).

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/27/russ...

Приговор не был приведен в исполнение лишь потому, что священника удалось обменять на униатского Львовского митрополита Андрея Шептицкого, находившегося тогда в России. В годы гонений чешских православных тайно окормляли военные священники-румыны, служившие в австрийской армии. После начала католической экспансии жители Восточной Словакии оказались под духовным давлением и в течение нескольких веков подвергались гонениям, которые, однако, по масштабам не были сопоставимы с преследованиями восточных христиан в Западной Словакии и Великой Моравии. Главным центром кирилло-мефодиевской традиции стал город Прешов, находившийся в юрисдикции мукачевских епископов Закарпатской Украины, до 1453 г. находившейся в ведении Вселенской патриархии, затем – Киевской митрополии, впоследствии – Молдавской и Сербской церквей. В этом районе Восточной Словакии, помимо словаков, проживало в основном западнорусское население, сохранявшее культурные связи с Киевской Русью. Несмотря на то, что в 1649 г. иезуитам удалось при помощи местной знати и крупных землевладельцев навязать Ужгородскую унию между православными и римским престолом, значительная часть народа осталась верна православию. Массовое возвращение насильственно присоединенных к унии людей в православие началось в конце XVIII в. и приобрело особенно значительный масштаб в начале XX в. На этот период пришлась деятельность известного карпаторусского миссионера, афонского постриженика архимандрита Алексия (Кабалюка) (1877–1947), трудами которого только в карпаторусской области Марамарош в православие перешло в 1911–1912 гг. до 14 тыс. человек. Движение по возвращению к восточной традиции («потому что это древняя религия», как говорили многие), в стимулировании которого были повинны и местные власти (так, многие становились православными из-за нежелания насильственно переходить на григорианский церковный календарь, иные – потому, что «духовные лица изгоняли из церквей людей, утверждавших, что Св. Дух исходит только от Бога Отца», третьи – потому, что «священник, отказавшись освятить богослужебные книги, намеревался их сжечь», и т.д.), натолкнулось на яростное сопротивление властей: запрещались молитвенные собрания, изымались и уничтожались богослужебные книги и священные сосуды, православные священнослужители арестовывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010