ЖМП 6 июнь 2015 /  1 октября 2015 г. 15:05 Конструктивные решения и строительные материалы Для строительства храмов на Руси наши предки старались использовать самые лучшие материалы и совершенные конструкции, так как эти здания посвящались Самому Богу. Возводя церкви, зодчие создавали новые архитектурные и конструктивные решения и приемы, которые затем применялись и в других видах строительства. Что нужно учитывать при строительстве современного храма и каким строительным материалам отдать предпочтение, размышляет профессиональный архитектор. Выбор той или иной конструкции во многом определяет композиционное решение храма и его формообразование. Арки, купола, своды в верхней зоне храма создают художественный и символический образ небесного пространства. В построении объемной композиции большое значение также имеют применяемые строительные материалы, которые задают толщину ограждающим конструкциям и в значительной мере определяют как архитектурную композицию, так и характер декора храма. При этом предпочтение следует отдавать строительным материалам, имеющим в своей основе природное происхождение, в том числе кирпичу и дереву. Следует учитывать акустические и другие свойства строительного материала, такие как долговечность и пригодность под последующую роспись. Крестово-купольный тип храма стал основным, воспринятым Русью из Византии. Конструктивную основу таких строений составляет трех- или пятипролетная арочно-стоечная система. Подпружные арки, опирающиеся на наружные стены и центральные столбы, служат основанием для цилиндрических сводов, составляющих крест, и угловых ячеек. Центральный световой барабан стоит на центральных подпружных арках, которые делят в плане сводчатую систему покрытия на модули и создают большие или меньшие встречные распоры. Основными внутренними элементами жесткости являются центральные столбы, части стен, арочные перемычки, перекрытия хор, объединенные в диафрагмы, а также пространственные угловые ячейки. Внешние элементы жесткости — это апсиды, приделы, галереи, притворы.

http://e-vestnik.ru/culture/konstruktivn...

Г. Колпакова Заключение Менее чем за три столетия русское искусство прошло огромный путь, создав памятники, соперничающие с лучшими произведениями Византии, средневекового Запада – стран, с которыми Русь плодотворно и интенсивно общалась. Овладев различными техниками и технологиями возведения каменных зданий, русские зодчие развернули широкомасштабную строительную деятельность. Массовость каменного строительства, совершенство исполнения свидетельствуют о высочайшем уровне городской цивилизации, достигнутом в домонгольской Руси. Приверженность крестово-купольному типу храма не стала ограничивающим моментом для развития и вариативности построек, среди которых, даже при соблюдении стандартного набора приемов и декорации, нельзя найти повторений. Эволюционные процессы привели к появлению нового типа сооружений – башнеобразных храмов, сопоставимых по своей выразительности с готическими зданиями в Западной Европе. Объединение готической конструкции с крестово-купольной системой ( церковь Пантелеймона в Галиче, до 1200 г.) породило новую, зальную, типологию готической архитектуры со свободно стоящими опорами. Каждая из русских строительных школ культивировала свои собственные приемы, имела яркое, не похожее на другие выражение, но вместе они двигались в едином направлении. Самостоятельность русской архитектуры домонгольского времени бросается в глаза, между тем существенно отметить, что принципиально векторы её движения не противоречили общевизантийским тенденциям. Спецификой русского строительства в сравнении с византийскими образцами стало подчеркнутое внимание к внешнему облику сооружения. Это обстоятельство, по-видимому, диктовалось иной, по сравнению с византийскими городами, отличавшимися большой плотностью застройки и состоявшими из каменных, часто многоэтажных зданий, окружающей средой. В городах и в пригородах на Руси храмы и монастыри доминировали над окружением, становились центрами градостроительного и природного ландшафта. Монументальная белокаменная резьба, принесенная некогда в русские земли западноевропейской артелью, получила широкое распространение в постройках Северо-Восточной Руси. Замечательно, что стиль её постепенно все более и более соответствовал процессам развития живописи, что воплотилось в таких пластически осознанных произведениях, как рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Пути развития камнерезного дела – не в приближении к народному ремеслу, но в сближении с византийской традицией, в приближении к классическому антропоморфному идеалу. Пришедшая с Запада владимиро-суздальская скульптура после монгольского нашествия 1238 г. «вернулась» в галицкие земли: считается, что знаменитый резчик церкви в Холме XIII в. Авдей был выходцем из Владимира. Существенно отметить, что, хотя истоки этого вида декора на Руси были западноевропейские, в XIII в. для него возникают параллели и в восточнохристианском мире (постройки в Сербии, храмы в Арте в Греции).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киев. Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь). Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Св. Синод указами 1760 и 1763 гг. разрешил построить в Китаевской пустыни каменную церковь в честь Пресвятой Троицы с приделами прп. Сергия Радонежского и новоявленного чудотворца свт. Димитрия Ростовского. 21 августа 1763 г. на месте Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер иеросхимонах Тимофей заложил новый каменный храм. Крестово-купольный шестистолпный трехапсидный и трехпрестольный Свято-Троицкий храм в Китаево имел форму прямоугольника и в своей планировочной системе восходил к храмам Киевской Руси. Помимо главного купола, у него был второй купол над алтарем, как в украинских деревянных церквях. Шесть внутренних несущих столпов делят пространство храма на три продольных нефа почти одинаковой ширины. Убранство храма было решено в стиле позднего украинского барокко, резной позолоченный иконостас был изготовлен для него предварительно в 1759 г., а иконы для него написаны в лаврской иконописной школе под руководством «начальника малярского Романа». Фасады церкви декорированы архитектурными лепными растительными деталями, сдержанно, благородно, в едином белом цветовом решении, что создает непрерывно меняющуюся игру светотени. Западный, южный и северный порталы украшены лепкой. Живописно выглядит северный вход с барельефным изображением двух ангелов, держащих корону. Венчают Свято-Троицкий храм характерные для украинского барокко грушевидные купола с главками. С 1853 г., по указу митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), Китаевская пустынь стала именоваться Свято-Троицкой. Тогда главный храм обители основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. Купола покрыли английским оцинкованным железом, все кресты и верхнюю главку центрального купола позолотили. При начальнике Китаевской пустыни игумене Герасиме в 1874 г. храм был заново расписан художником Й. Шелтовским вместе с мастером Лаврской школы художества. Резной иконостас был обновлен и позолочен.

http://sobory.ru/article/?object=07348

Муром. Спасский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Среди дошедших до нашего времени памятников архитектуры 16 века заслуживает внимания Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Несмотря на то, что архитектура собора в значительной мере пострадала после сделанной в 1839 году пристройки с западной стороны, замены шлемовидных куполов на луковичные, увеличения оконных проёмов, в своей основе собор сохранил первоначальные формы. Подобно Богородицкому, Спасо-Преображенский собор - четырёхстолпный, фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, соответствующие организации внутреннего пространства. Полуциркульные закомары опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро, собор завершается пятиглавием, барабаны которого опираются на килевидные кокошники. В барабанах прорезаны узкие окна, освещающие внутренне пространство храма. Источник: Беспалов Н.А. " Муром " . 1990 Ещё одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 г. царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина. В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1565 г. в городе был воздвигнут Спасо-Преображенский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. История собора, насчитывающая несколько строительных периодов, существенно отразилась на внешнем облике дошедшего до нас памятника. Изначально это был четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов, позакомарным покрытием и пятью главами шлемовидной формы. Имел типичные для архитектуры XVI в. щелевидные оконные проемы, перспективные порталы с северного, южного и западного фасадов. Стены вертикально членились плоскими пилястрами на три части, отделялись от закомар карнизом, украшенным рядом поребрика. Карнизы барабанов также были орнаментированы двойным рядом зубчиков, а основание центрального барабана - восемью кокошниками. К одному из фасадов примыкала «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов). Всего в местном ряду иконостаса Преображенского собора в 1636-37 гг. было десять икон.

http://sobory.ru/article/?object=04955

Рига. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище. Rgas Pravieša, Priekštea un Kristtja Svt Ja galvas nociršanas pareizticgo Сортировка: Карта и ближайшие объекты Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в новом приходе совершались в деревянной церкви , стоявшей на Ивановском кладбище. Строительство нового каменного храма по проекту епархиального архитектора Владимира Лунского было начато в 1913 году, но война не позволила продолжить работы. Две церкви – новая каменная и старая деревянная – были задуманы как общая композиция застройки. Старая деревянная церковь стояла по оси запад - восток, вдоль улицы, но была отодвинута вглубь территории. Новый храм пришлось повернуть алтарем на север. Вероятно, такое решение было принято в связи с необходимостью ориентировать главный вход к ул. Кална, на юг, чтобы подчеркнуть главенство нового храма. В 1925 году недостроенный храм был обследован архитектором Владимиром Шервинским. Им были отмечены многочисленные дефекты несущих конструкций: трещины в арках, сводах и стенах, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в простреленных куполах. Началось восстановление храма. Своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увенчаны крестами, выполненными по проекту В. Шервинского. Эта крупная по рижским масштабам православная церковь впечатляет грандиозностью архитектурного замысла. Крестово-купольная система пространства, каноническое пятиглавие – композиция архитектурных объемов Ивановской церкви разворачивается просторно и величаво. Церковь построена в формах эклектики с элементами русского стиля. Три фасада решены одинаково, отличается только алтарная часть. Полукруглым фронтонам фасадов в интерьере соответствуют крестовые своды. Четыре крестообразные опоры несут барабан купола. Центральная глава высоко вознесена в небо благодаря двойному барабану, но второй, более узкий барабан в интерьер не раскрыт, так как стоит на своде купола. Малые главы также являются ложными, интерьер не освещают. Подпружные арки расположены на одном уровне с высокими крестовыми сводами, которыми перекрыты рукава креста, угловые компартименты, вима, боковые алтари. Интерьер церкви освещен благодаря большим окнам, освещение ровное. С фасадной стороны все окна имеют накладные рамы с круглыми каноническими окулями.

http://sobory.ru/article/?object=08210

Севск. Часовня Успения Пресвятой Богородицы в колокольне Успенского собора. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Деревянная Успенская церковь на Гостиной горе (пл. Октябрьской революции)впервые упоминается в переписной книге 1646 г., её видел Павел Алеппский, проезжая через Севск в 1654 г. Последний по времени собор сооружён в камне в 1801-09 гг., колокольня пристроена в 1822 г. Часы на колокольне установлены в 1901 г. купцом П.И. Прохоровым. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, разобран в 1950 гг. Оставшаяся колокольня отреставрирована в 1980-х гг. (арх. Л.Н.Ряжская). Колокольня Успенского собора находится в сквере на центральной площади. Деревянная Успенская церковь на Гостиной горе впервые упоминается в переписной книге 1646 года. Ее видел Павел Алеппский, проезжавший через Севск в 1654 году и отметивший окружавшую храм красивую галерею. В 1683 году церковь была сооружена заново с приделом Николая Чудотворца. В 1747 году деревянная Успенская церковь заменяется каменной. 16 июня 1801 года Преосвященным Досифеем (Ильиным), епископом Орловским и Севским, на месте старой Успенской церкви был заложен новый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, 6 июня 1809 года храм был освящен. До 1820 года храм был приходским, 19 мая 1820 года указом Святейшего Синода учрежден главным городским собором. В 1822 году к храму была пристроена каменная колокольня. Собор был построен по широко применявшейся крестово-купольной системе. Крупный четверик увеличивался цилиндрическим световым барабаном с куполом. В архитектуре прослеживались черты, принадлежавшие стилю раннего классицизма. Собор утрачен, но колокольня сохранилась до наших дней. Благодаря размещению на самом видном месте - на вершине возвышенности - колокольня служит градостроительным ориентиром, господствующим над пространством и застройкой. В " Церковном летописании города Севска " , хранящемся в Орловском архиве, сказано: " В 1901 году в июле, августе и сентябре был сделан капитальный ремонт соборной колокольни для постановки на ней башенных часов с боем и четвертей, выписанных для собора купцпримом ктитором Прхоровым П.Н.

http://sobory.ru/article/?object=01625

Сошествие во ад. Воскресение Христово. Роспись ц. Христа в Веррии. 1315 г. Церковь небольшая по размеру (8×3,95 м) и простая по архитектуре: однонефная одноапсидная базилика с входами с 3 сторон и перестроенной позднее галереей по периметру. Росписи располагаются в 3 регистра. В конхе апсиды представлена Богоматерь Платитера в рост с Младенцем Христом на руках и поклоняющимися архангелами. В щипце вост. стены, над конхой,- погрудное изображение Христа Еммануила в медальоне, к-рый держат архангелы, по сторонам - пророки Давид и Соломон с развернутыми свитками. Ниже, на щеке алтарной арки, помещен Нерукотворный образ Спасителя, в пазухах арки - арх. Гавриил и Божия Матерь («Благовещение»). Далее в верхнем ярусе по периметру идет праздничный цикл. На юж. стене представлены «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», на сев. стене - сцены Страстного цикла: «Предательство Иуды», «Христос перед первосвященниками и Пилатом», «Шествие на Голгофу», «Восшествие на Крест», «Оплакивание». Цикл завершается сценой «Вознесение» в вост. части сев. стены. Кроме того, в нижнем ярусе в плоских нишах перед алтарной преградой на сев. стене изображено «Распятие», а на южной, согласно распространенной в Македонии традиции,- событие, к-рому посвящен храм,- «Сошествие во ад». Всю верхнюю часть зап. стены занимает «Успение Пресв. Богородицы» с преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским по сторонам. В щипце зап. стены над «Успением Пресв. Богородицы» по сторонам окна представлены праведные Иоаким и Анна. В узком среднем ярусе росписи помещены в медальоны с образами пророков, евангелистов и святых. В нижнем ярусе в алтаре изображена «Служба святых отцов», в наосе - мученики, преподобные, целители и др. святые. Несколько разновременных изображений, не относящихся к слою 1315 г., сохранились на внешних стенах храма. В целом иконографическая программа представляет собой один из типовых вариантов приспособления к базиликальному пространству традиц. системы росписи крестово-купольного храма с нек-рыми оригинальными решениями (композиции в щипцах вост. и зап. стен; размещение евангелистов в медальонах в среднем ярусе).

http://pravenc.ru/text/Каллиерг ...

Чернигов. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор построен в 1030 году. Древнейший из сохранившихся православный храм Руси. Заложен князем Мстиславом Владимирским Храбрым в центре черниговского Детинца. После смерти князя в 1036 г. стены, согласно летописи, были возведены на высоту всадника, стоящего на коне ( " пъде Мстислав на лови, разболеся и умре, и положища его в церкви Святого Спаса, его же бо сам заложи; бе бо въздано еи при нъм высочиною, яко на коне стояще досящи " ). Архитектурная композиция собора объединяет базиликальную схему романского происхождения с центричной крестово-купольной византийской системой. Тринефный, триапсидный, восьмистолпный, пятикупольный. Башню с северной стороны восточного фасада уравновешивала с Юга крестильня в виде небольшой церкви. Стены собора выведены смешанной кладкой, с чередованием кирпича (плинфы) и камня-песковика на известковом растворе. Снаружи не штукатурились, лишь в некоторых местах затирались розовым раствором с графлением на квадры.Чередование камня, плинфы, розовых полос придавали фасадам особую живописность. Интерьер собора украшали беломраморные резные колонны, фрески. Пол из шиферных плит был отделан мозаикой из разноцветной смальты, керамическими плитками. Для улучшения акустики использовались голосники (керамические амфоры и корчаги, заложенные во время строительства в стены и своды). Собор испытал много перестроек. В 1239 г. во время нашествия Батыя частично разрушены своды, уничтожены купола. В ходе обновления в 17 в. надстроены апсиды, возведены барокковые купола. Значительно перестроенный после пожара 1750 г. В конце 18 в. надстроена северная башня, а также возведена на месте разрушенной крестильни южная башня, сделаны новые верхи, все фасады оштукатурены и побелены. В 1818 г. по проекту архитектора А. Карташевского возле западных, южных и северных порталов возведены просторные тамбуры, в конце 19 в. позолочены верхи, и собор приобрёл современный вид. Иконостас изготовлен нежинскими мастерами С. Волощенко и С. Белопольским по проекту архитектора И. Яснигина. Иконописные работы выполнил борзнянский священник Т. Мизко.

http://sobory.ru/article/?object=01656

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аксонометрический разрез храма (по С. А. Маилову) Религ. и адм. центр раннесредневек. Армении (обл. Ширак); основан на месте языческого святилища (II в. до Р. Х.- нач. IV в. по Р. Х.) к юго-востоку от Ани . В 804 г. Ашот Мсакер Багратуни, получив титул царя Армении, основал в Б. свою резиденцию, после чего город в течение IX в. являлся адм. центром царства Багратидов и местом их родовой усыпальницы. В 1048 г. был завоеван и разрушен сельджуками, в XIV в.- войсками Тимура. В нач. XX в. территория входила в Российскую империю, в Карсскую обл. После первой мировой войны эта часть территории Б. на правом берегу р. Ахурян вместе с храмом св. Теодороса (св. Ованнеса), уничтоженным ок. сер. XX в., отошла к Турции (ныне иль Карс); левобережье, где расположены ц. св. Шушаник и развалины тетраконха (X в.?), в наст. время находится на территории Республики Армения. Храм св. Теодороса был одной из первых известных в восточнохрист. мире крестово-купольных построек на 4 опорах. Его композиция и ранняя датировка послужили основой распространенного мнения (Й. Стржиговский, А. Зарян и др.) о влиянии архитектуры этого храма на формирование ему подобных в Византии и Зап. Европе. Согласно однострочной строительной надписи, охватывавшей в виде пояса верхние края стен, он был основан в 624 г. («в тридцать четвертом году царя Хосрова» - имеется в виду иран. шах Хосров II Парвиз) кн. Бутом Аравегяном, строительство его завершено в 631 г. вдовой князя Анной. Происходившее в это время восстановление собора Эчмиадзин отразилось на выборе архитектурной композиции храма св. Теодороса, представляющей собой квадрифолий с относительно узкими экседрами и широким квадратом наоса, в центре к-рого на 4 квадратных в сечении столбах (редкая форма для арм. зодчества) высился купол (пролет 5,45 м). Подкупольный квадрат, соединенный системой арок и сводов со стенами наоса, образовывал развитое и идеально центричное крестово-купольное пространство, продолженное по основным осям полукруглыми экседрами. Вост. угловые компартименты наоса перекрывались крестовыми, а зап.- сомкнутыми сводами. Высокие серповидные простенки между конхами экседр и подкупольными сводами прорезаны окнами, к-рые вместе с многочисленными окнами нижнего яруса обеспечивали хорошую освещенность церкви. Главные из 6 дверей храма располагались по осям зап. и юж. экседр, нетипично наличие 2 дверей в вост. стене, по сторонам апсиды, впосл. служивших проходами в пристроенные пастофории. Внутри храм был оштукатурен, но следов росписи не осталось уже в XIX в.

http://pravenc.ru/text/77316.html

Гусев. Церковь Всех Святых. Храм в память о павших в Первой мировой войне Церковь. Действует.   Престолы: Всех Святых Год постройки:не ранее 2010. Архитектор:И.П. Канаев, (при участии) П.В. Сергеев Адрес: Россия, Калининградская область, г. Гусев, угол проспекта Ленина и улицы Победы Координаты: 54.590641, 22.202801 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в городе Гусеве Калининградской области строится храм Всех Святых. Он возводится в память о павших в Первой мировой войне. Здесь, в районе Гусева (бывший Гумбиннен), 20 августа 1914 года началось сражение, вошедшее в историю как Битва при Гумбиннене. Строительство храма началось в 2010 году, а закончиться должно в преддверии 100-летия окончания Первой мировой войны - к ноябрю 2018 года. Проект храма разработан московским архитектором Иваном Канаевым в русских православных традициях строительства храмов воинской доблести. В цокольном этаже планируется создать музей Первой мировой войны. Территория вокруг храма войдет в единый мемориальный комплекс. Храм предполагается построить в центре города Гусева на месте разрушенной в 1945 году Лютеранской кирхи. Проект утвержден Святейшим Патриархом Кириллом. Храм Всех Святых задуман как храм-памятник памяти павших в годы Первой мировой войны, он же будет и городским собором. По первоначальному замыслу храм был спроектирован крестово-купольный. При утверждении проекта Святейшим Патриархом Кириллом им было сделано замечание, что храм надо сделать бесстолпным. " Новые строительные материалы и технологии влияют на объемное решение храма. Если самые малые храмы уже с конца XVI века стали строить бесстолпными с сомкнутыми сводами (бесстолпные храмы с крещатым сводом строили, начиная с конца XV века, прим. автора), то малые храмы на 200-300 чел. пролетом около 12 м раньше строили четырехстолпными. Сейчас бетонные конструкции позволяют перекрыть такие пролеты. Отсутствие столпов позволяет всем молящимся видеть иконостас, повышает вместимость храма. Вместе с тем столпы создают некоторую интимность, расчлененность интерьера, а сопутствующая им крестово-купольная система определяет композицию арок и сводов высокой эстетической значимости " (фрагмент автореферата диссертации Ивана Канаева).

http://sobory.ru/article/?object=39500

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010