Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные предметы — предметы, используемые при совершении богослужения. Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа). Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии. Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день  Пасхи . Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами. Богослужебные книгикниги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака. Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа. Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах. Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-predmety

Известно, что патриаршество Никона некоторые·ревнители мнимой русской старины отделялись от господствующей русской православной Церкви и образовали из себя и своих приверженцев особое религиозное общество, враждебное православной Церкви и известное под именем русского раскола старообрядчества. Руководители и организаторы этого общества, известные под именем первых расколоучителей, оставили после себя довольно значительное количество сочинений, написанных ими с целью убедитъ церковное и гражданское русское правительство изъяв из употребления при богослужении новопечатные книги, как испорченные и еретические. Главным предметом, о котором идет речь в этих сочинениях, служат, таким образом, новоисправленные при патриархе Никоне и после него российские церковно-богослужебные книги. Но так как исправление этих книг производилось по греческим подлинникам, то расколоучители, наряду с новопечатными российскими церковно-богослужебными книгами, рассматривают и греческие книги. Подвергая критическому разбору греческие церковно-богослужебные книги, они, по необходимости, переносят свои суждения и на самую греческую Церковь . Таким образом, параллельно с суждениями о русской православной Церкви и её книгах в сочинениях первых расколоучителей идут суждения о греческой Церкви и греческих церковно-богослужебных книгах. Сообразно с таким характером первоначальной раскольнической письменности, мы изложим в начале своего исследования взгляд первых расколоучителей на греческую Церковь , а потом перейдем к их мнениям о русской Церкви. Относительно греческой Церкви первые расколоучители утверждают, что в ней «православная вера от насилия поганых турков до конца иссякла» и что греческие церковно-богослужебные «книги после падения Царьграда отняли у греков римляне и перепечатали у себя, по своему латинскому обычаю, и те латинские книги роздали им, а их греческие книги все огнем сожгли, о чем свидетельствует в книге своей Максим Грек ... А старые книги, которые еще остались у греков, от еретиков испорчены, насеяло в них много худых плевел, так как во время написания тех книг среди греков было много еретиков, богохульников и иконоборцев 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pravosla...

протоиерей Ростислав Снигирёв 2. Общие сведения о книге Бытия Название Еврейское название книги (Берешит – «в начале», в соответствии с первым словом) отвечает традиции, принятой на Древнем Востоке. В эллинистическом иудаизме она называется в соответствии с темой, заявленной в начале книги, – Генесис (греч.: γνεσις – «происхождение»). По всей видимости, это сокращенное имя от γνεσις το κσμου («происхождение мира»). В соответствии с этой традицией устанавливается название этой книги у семидесяти толковников ( LXX ): Γνεσις το κσμου либо просто Γνεσις. Кроме того, в Септуагинте Γνεσις было переводом еврейского слова тольдот – «происхождение», «родословие», «потомство», «житие» (см.: и 37:2), которыми начинаются различные части повествования книги Бытия и выражается, таким образом, само содержание книги. Из греческого языка это слово перешло в латинские переводы (Liber Genesis в Вульгате) и затем в другие новые языки. Русское и славянское наименование этой книги – «Бытие» – является переводом греческого названия – Γνεσις. Дополнение «Первая книга Моисея» указывает на традиционное представление об авторстве книги. Богослужебные чтения Богослужебные чтения из книги Бытия подразделяются на два типа – рядовые и праздничные. Рядовые чтения отражают древнюю богослужебную традицию, предусматривавшую прочтение на вечерне в течение года всех книг Ветхого Завета. Свидетельством давности этой традиции являются толкования на книгу Бытия святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста , представляющие собой поучения, сказанные в дни поста. В настоящее время в седмичные дни Четыредесятницы в течение шести недель прочитываются тридцать паремий из книги Бытия, охватывающие ее значительную часть. Праздничные чтения из книги Бытия следующие. Повествование о творении мира (см.: Быт. 1:1 – 13 ) читается в качестве первой паремии на вечерне Великой Субботы, Рождества Христова и Богоявления, показывая решающее значение предстоящих событий в домостроительстве Божием и в попечении Бога о созданном Им мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

IV. Окончание Книги Откровения (22:6–21) а) Заверение в истинности Откровения ( Откр.22:6–7 ) 6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. 7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Заключительная часть Откровения преследует цель заверить в истинности написанного и окончательно заострить внимание на близости Второго пришествия. При этом не всегда удается уловить строго логический ход мысли. Здесь повторяется кое-что из сказанного выше, затрагиваются темы, которые проходят через всю книгу. В заключительной части несколько говорящих: Ангел, Иисус Христос, Дух, Евангелист Иоанн, Церковь . Мы уже в самом начале нашего разбора Апокалипсиса упоминали о том, что эта книга носит литургический характер. Она была предназначена для чтения во время богослужебного собрания. Это предназначение прекрасно отражено в первой главе книги, где распределены роли чтеца (или автора), предстоятеля, пророка, хора (всего собрания). Нечто похожее наблюдается и в заключительной части книги. Здесь выступает автор книги (или заменяющий его чтец), предстоятель, пророки, через которых говорит Бог, Иисус Христос и Дух, и, наконец, вся Церковь как некий хор. Начинается все с того, что Ангел продолжает свою длинную предшествующую речь. Он заверяет в истинности сказанного – не только о Новом Иерусалиме, но и во всей книге: «слова сии верны и истинны». Их происхождение божественно, так как «слова сии» переданы от Господа Бога через Ангела и пророков. Здесь повторяется то, о чем уже было сказано в самом первом стихе Книги Откровения. Говорится также и о содержании книги: «чему надлежит быть вскоре». «Се, гряду скоро…» – как бы отклик, подтверждающий слова Ангела и вложенный в уста самого Иисуса Христа. Надо полагать, что во время богослужебного собрания эти слова произносил церковный пророк. Напоминаю, что в ранней Церкви существовали рукоположенные пророки, которые принимали спорадическое участие в богослужении. Снова звучит, уже в предпоследний, шестой раз, обетование блаженства. На сей раз блаженным называется «соблюдающий слова пророчества книги сей». Действительно, Книга Откровения, как мы видели, – не только Апокалипсис, то есть откровение небесных тайн, но и пророчество, то есть изложение воли Божьей, призыв, направленный к нам сейчас и здесь. Книга призывает к верности, стойкости и надежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

III. Богослужебные книги и отдельные чинопоследования К оглавлению Для совершения богослужения и священнодействий у нас существовал тогда уже полный круг богослужебных книг. Летописец волынский, перечисляя разные пожертвования на храмы Божии галицкого князя Владимира Васильковича, жившего еще в XIII в. († 1288), между прочим, говорит, что он пожертвовал в любомльскую Георгиевскую церковь: два Евангелия апракос, Апостол апракос, Прологи за все двенадцать месяцев, Минеи также за двенадцать месяцев, Триоди, Октоих, Ирмологий, Служебник, Молитвенник и еще особо молитвы вечерние и утренние . Здесь, конечно, перечислены не все богослужебные книги, а только главнейшие или нужнейшие, но в числе их стоят и такие, приобретение которых, по самой их обширности, было наиболее трудным. Но важнее для нас то, что мы и ныне можем указать в наших библиотеках, насколько они нам известны, более 50 Евангелий апракос, употреблявшихся в тот период, до 20 Служебников, более 10 Октоихов и Трефологиев, по 8 Апостолов служебных и Псалтирей, по стольку же Уставов церковных и Триодей постных, по 6 Требников и Триодей цветных, Минеи месячные за все двенадцать месяцев, а за некоторые месяцы по нескольку экземпляров; по одному, по два, по три, по четыре и более — Часословов, следованных Псалтирей, Шестодневов служебных, Паремейников, Параклитов, Канонников, Стихирарей, Ирмологов, Обиходов церковных и некоторых отдельных чинопоследований . Без всякого сомнения, не все церкви, особенно сельские и бедные, в состоянии были иметь у себя такое множество богослужебных книг, когда списывание их требовало много времени и уменья, а приобретение — значительных издержек. Подобные церкви неизбежно должны были ограничиваться самыми необходимыми книгами и могли обходиться, например, без многотомных месячных Миней, пользуясь только Минеями праздничными, или Трефологиями. Но церкви богатые, особенно кафедральные соборы и людные монастыри, могли приобретать себе все богослужебные книги, некоторых даже не по одному экземпляру.

http://sedmitza.ru/lib/text/435906/

К вопросу изучения богослужебных Миней Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 31 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Богослужения, совершаемые ежедневно в православных храмах, творятся по Минеям. Богослужебные Минеи создавались на протяжении веков, дополнялись, дорабатывались, редактировались. На своих страницах они содержат богослужебные тексты, посвященные библейским событиям, прежде всего Новозаветным. Церковь прославляет в гимнах святых мужей и жен, просиявших подвигами святости на протяжении тысячелетий. Богослужебные тексты содержат православное вероучение, учат благочестию. Кроме того, содержащиеся в Минеях тексты были написаны гимнографами в горении веры, причем некоторые из них были позднее канонизованы Православной Церковью и их памяти вошли в Месяцеслов; им также были составлены службы. Богослужебные тексты наряду с житийными могут быть духовным чтением для благочестивого читателя. Как и жития, они могут явиться предметом научного изучения. Единственным обобщающим трудом по этой проблематике на сегодняшний день является труд Ф. Спасского “Русское литургическое творчество (По современным Минеям)” (Париж: YMCA-Press, 1951). Он написал свой труд, исследуя богослужебные Минеи синодального издания. Рецензент этой книги справедливо отметил: “Книга Ф. Спасского исследует очень интересную страницу русской истории литературы, которая в последние десятилетия едва ли попадала во внимание исследований” 1 . Изданию данной книги предшествовал ряд публикаций автора, самая ранняя из которых посвящена вопросам вероучения, содержащимся в богослужебных Минеях 2 . Памятники гимнографии позволили автору выявить талант духовного писателя Древней Руси XVI века, мастера акростиха — игумена Маркелла Безбородого 3 . На основании изучения богослужебных текстов автор выявил особую страницу в истории православной гимнографии на Руси в XVI веке, связанную с Митрополитом Макарием (†1563; память 30 дек.) 4 . Акростихи и надписания служебных канонов были обобщены автором в другой статье 5 . Одну из поздних статей Ф. Спасский посвятил отдельной службе русскому святому XVI века — преподобному Феодосию Тотемскому 6 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Часть вторая Глава 1. История исправления церковно-богослужебных книг преподобным Дионисием до патр. Филарета Состояние наших церковно-богослужебных книг до преп. Дионисия. – Мысль о более исправном издании Потребника. – Вызов Троицких исправителей в Москву и царская грамота на имя Дионисия от 8 ноября 1616 г. – Помощники Дионисия в деле исправления книг. – Книжные средства при исправлении. – Исправление требника; причины и время появления в наших требниках слова «и огнем». – Обзор поправок, сделанных исправителями в других книгах. – Представление исправленных книг на собор в Москву и самый собор 1618 года. – Осуждение исправителей; за что их осудили. – Заключение и страдания исправителей. – Утешительное письмо Дионисию; автор его. – Впечатление, произведенное делом Дионисия в Москве; Антоний Подольский. – Приезд в Москву иерусалимского патр. Феофана. – Защитительная речь Дионисия и Арсения. – Сочинение Наседки против Антония. Только что улеглась смута, для прекращения которой немало потрудился преп. Дионисий Зобниновский, как мы видим его за новым делом, которое оставило весьма заметный след в нашей церковной истории. Преподобный взял на себя нелегкий труд исправления церковно-богослужебных книг. Прежде чем говорить о Дионисиевом исправлении книг, мы скажем несколько слов о состоянии наших церковно-богослужебных книг до Дионисия, чтобы тем лучше оценить значение дела Дионисия. Судьба наших богослужебных книг очень замечательна и подробная история постепенного их появления на Руси, затем видоизменения, повреждений и исправлений была бы исполнена самого живого интереса. С одной стороны заимствованные нами от южных славян готовыми, а с другой – переведенные с греческого языка у нас на Руси, книги эти и на первых порах существования русской церкви не отличались единообразием по причине неточности и различия переводов, потому что переводчики – греки, бывшие у нас, мало были знакомы с славянским языком, а русские переводчики с трудом достигали еллинской мудрости. Затем естественные ошибки переписчиков и намеренная порча книг со стороны людей в том заинтересованных были новыми причинами многочисленных разночтений в наших книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Заключительные замечания к Пятокнижию § 114. Употребление Пятокнижия при православном богослужении – Еще в Церкви ветхозаветной иудейской Пятокнижия (под именем «закона») имело церковно-богослужебное употребление, именно: во все субботы года и праздники в иудейских синагогах читались избранные, определенные места из «закона» (см. Деян.13:14–15 и 15:21), т. е. Пятокнижия Моисеева (а также и из «пророков»), и для сего все Пятокнижие разделено было на 54 отделения, который назывались парашот (параша – «отделение»). Вероятно, по примеру ветхозаветной синагоги, и Церковь новозаветная с древнейших времен ввела в своих богослужениях употребление Пятокнижия (подобно как и употребление псалмов); потому что уже св. Иоанн Златоуст (в 4 веке) говорит о преимущественном употреблении книги Бытия при богослужении во дни Четыредесятницы. Примечание. – Слово παροιμα значит притча, т. е. прикровенно, иносказательно выраженное учение в форме сжатого, многознаменательного изречения. Такое название усвоено означенным чтениям из Ветхого Завета потому, что они содержанием своим или пророчески и прообразовательно указывают на празднуемое Церковию событие 121 , или изъясняют смысл и намерение, с каким установлен праздник, или содержать похвалу празднуемому святому. Всех паремий из Пятокнижия берется 55-ть, именно: 35-ть из книги Бытия, 14-ть из книги Исход, 2 из книги Числ и 4-ре из Второзакония. Кроме того, одно чтение берется из книги Левит, именно XXVI-я гл., читаемая в день церковного новолетия (1-го сентября) и воспоминания Полтавской победы (27 июня). Паремии из книги Бытия суть большею частью рядовые, т. е. такие, которые берутся подряд и читаются непрерывно во все дни (исключая субб. и воскр.) Четыредесятницы. Таким образом в шесть недель великого поста вычитывается почти вся книга «Бытие». Таким назначением непрерывного чтения сказанной книги Церковь имеет в виду возбудить в молящихся дух покаяния, так приличный времени великого поста, именно чрез воспоминание о невинном, блаженном состоянии прародитетей в раю и о грехопадении, чрез воспоминание чудес Божьего милосердия к падшим, примеров страшного и грозного суда Божия на грешных (напр. потоп, гибель Содома и Гоморы) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

С.К. Севастьянова Глава 6. О келейных библиотеках патриарха Никона (К вопросу о его круге чтения и источниках) Наибольшее количество писем, адресованных Никоном царю, составлено в Воскресенском монастыре и в ссылке в Ферапонтовом монастыре. Значительный интерес представляют письма к царю и грекам – друзьям и недругам. Именно поэтому небезынтересно определить круг книг, который патриарх Никон мог привлечь для переписки со своими современниками. Это прежде всего книги из келейной библиотеки Никона в Воскресенском монастыре и книги, которые патриарх, находясь в ссылке, собрал для личного пользования, заказывая их из библиотеки Кириллова монастыря, а также книги, которые Никон получал в качестве даров от царя Алексея Михайловича. Для реконструкции келейных библиотек патриарха Никона мне послужили документы «дела» Никона, ранее не привлекавшие внимание исследователей, характеризовавших состав библиотеки патриарха. Состав келейной библиотеки патриарха Никона в Воскресенском монастыре. Содержание этой библиотеки патриарха Никона подробно проанализировано С.П. Лупповым 1148 . Восстановив книжное собрание шестого всероссийского патриарха по описи 1658 г. его домовой казны 1149 , исследователь считал, что в личной собственности Никона находилось 156 книг, основную часть которых составляли книги богослужебные и богословские. Книги светского содержания занимали лишь 20% книжного собрания патриарха. Сравнив библиотеки патриархов Никона и Филарета, С.П. Луппов пришел к выводу, что библиотека Никона носила гораздо более светский характер и резко отличалась наличием большого числа иностранных книг 1150 . Однако к исследованию не привлекались документы «дела» патриарха Никона , содержащие опись книг, оставшихся в покоях патриарха Никона в Воскресенском монастыре после отправки его в ссылку, и челобитные Никона из Ферапонтова монастыря, в которых сам патриарх называет книги, которыми он пользовался в Воскресенском монастыре. В мае 1674 г. из Патриаршего приказа в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь поступило распоряжение о пересмотре монастырской библиотеки и казны и отправке в Москву «книги письменные и харатейные, и латинские, и греческие». После составления подробной описи монастырского имущества в патриаршую ризную казну вместе с драгоценными вещами Никона, хранившимися в подмосковной обители, поступили около 500 печатных и рукописных книг – значительная часть книжных вкладов патриарха Никона в библиотеку Воскресенского монастыря 1151 . Вывезенные в 1674 г. книги пополнили Патриаршую (позже Синодальную) библиотеку 1152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В связи с именем этого гимнографа и его творчеством встает многолетняя проблема авторской и редакторской атрибуции Постной триоди. Традиционно считается, что в создании этой богослужебной книги самое активное участие принял Иосиф Студит, брат Феодора, тогда как Иосифу Сицилийцу нужно приписать минейные и октоишные каноны . Так, например, А.А. Дмитриевский безапелляционно заявляет: «Появление на страницах нашей Постной триоди произведений указанных песнотворцев, несомненно, оказало влияние на исчезновение в надписании названия главных авторов, святых братьев Студитов Феодора и Иосифа, но позднейшие редакторы этой книги сохранили, однако же, незабвенные для потомства имена в надписаниях при самих творениях их, содержащихся в Триоди. И достаточно просмотреть внимательно эту книгу, чтобы убедиться со всей очевидностью, во-первых, в громадном численном превосходстве здесь песнопений святых братьев Студитов пред произведениями прочих песнотворцев и, во-вторых, что древние рукописи, следовательно, не без основательных причин всю книгу надписывали их именами». Более того, он говорит: «Творения святых Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Феофана Начертанного, митрополита Никейского (каноны в неделю Православия на утрени и повечерии и в среду четвертой седмицы), Георгия Писидийского (акафист Богоматери в субботу пятой седмицы), Иоанна, митрополита Евхаитского (два канона святому мученику Феодору Тирону), Филофея, патриарха Константинопольского (служба святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, во вторую седмицу поста), Георгия, архиепископа Никомидийского (канон в неделю мытаря и фарисея) и некоторых других песнописцев хотя и входят в состав нашей современной Триоди постной, но составляют сравнительно незначительную часть ее содержания. К тому же, большинство этих произведений появилось на страницах данной книги уже в сравнительно позднее время, в XIV–XV веках, после того как Постная триодь окончательно сформировалась в особую церковно-богослужебную книгу и уже имела широкое применение в богослужебной практике Византийской Церкви» . Надо признать, что один только приведенный перечень авторов и их произведений несколько противоречит тезисам литургиста. Ср. следующее, более осторожное, высказывание: «Весь… строй этой богослужебной книги (Триоди постной. – Г.Б.) продуман преподобным Феодором, для нее им написаны стихиры, каноны и трипеснцы, и вместе со своим братом Иосифом, епископом Солунским, он признается составителем Триоди» .

http://pravoslavie.ru/34131.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010