Сопоставляя свидетельства об этом предмете Царств с указаниями книги пророка Иеремии, Гретц замечает, что книга пророка Иеремии в знакомом нам месте «по своему удивительному показанию Чис. и дат приводит в отчаяние экзегетов, историков и хронологов» 210 . Книга пророка Иеремии указывает следующие годы военных операций Навуходоносора с обозначением числа пленных: 7-й год Навуходоносора ( ), 18-й год Навуходоносора из Иерусалима ( ), 23-й год Навуходоносора иудеев ( ); а 4-ая книга Царств отсылает нас к 8-му году Навуходоносора ( ), приурочивая к нему ( ), а вместо Навуходоносора к 19-му (586) ( ), а о событии, имевшем место в 23-й год Навуходоносора ( ), книга Царств совсем умалчивает. Гретц считает хронологию 4-й книги Царств более правильною хронологией, чем хронология книги пророка Иеремии; а так как книга пророка Иеремии в первых двух случаях относит события на один год раньше сравнительно с книгою Царств, то Гретц отсюда полагает, что и событие, относимое книгою пророка Иеремии к 23-му году Навуходоносора, должно было случиться фактически годом позже в 24-й год Навуходоносора. Таким образом, по Гретцу, если исправить даты книги пророка Иеремии по книге Царств, то получится полная параллель первых с последними, а отсюда должно поставить в такую же параллель и количество людей, отведенных в плен, указываемое книгами Иеремии и Царств. В отведено в плен по свидетельству 4-й книги Царств 10000, а по указанию книги Иеремии 3023, очевидно, первая цифра обнимает жителей Иерусалима, а вторая – страны. Итак, по Гретцу, в уведено в плен 10000 + – это первое переселение. В 586 же, 19-й год Навуходоносора (по книге Иеремии 18-й книга Царств не указывает количества людей, отведенных в плен, книга же Иеремии говорит о «Но второе переселение», – замечает Гретц, – «насколько можно полагать, было гораздо численнее первого, так как отведена была в плен большая часть народа, а меньшая осталась под начальством Годолии» 211 . Чтобы определить точно количество пленников в Гретц прибегает к математическому уравнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филологические отличия, указываемые, напр., и др. 292 , в параллельных местах Иеремии и Царств, сводятся к незначительным орфографическим разностям и не могут иметь существенного значения в виду других более убедительных сходных признаков. Поэтому писателем книг Царств, с большой вероятностью, следует считать пророка Иеремию, а если не его, то какого-либо из младших его современников, также пророка, стоявшего в тесной духовной зависимости от Иеремии, в роде, напр., Варуха, которому Bleek 293 и приписывает книги Царств. b) Источники книг Царств. Вопрос об отношении к книгам Царств книг Паралипоменон Из исторических источников, которыми пользовался писатель Царств, в самых книгах указаны следующие: 1) книга праведного во 2 ой книге Царств ( 2Цар.1:18 ); из нее заимствована элегия Давида на смерть Саула и Ионафана; 2) в 11-й главе 3-й книгикнига словес Соломона или книга дел Соломона ( 3Цар.11:41 ); 3) книга словес дней или летопись царей Иудиных (15 раз); 4) летопись царей Израильских (10 раз). Более подробные сведения о первоисточниках заимствуются из книг Паралипоменон. Девять начальных глав 1-й книги Паралипоменон заключают в себе длинные родословные записи; после них в 10-й главе начинается повествование о царях Иудейских, начиная с Давида. «Филистимляне, читаем в 1-м стихе, воевали с Израилем и побежали Израильтяне от Филистимлян» и д. Тот же рассказ и почти в одних и тех же словах содержится в 31-й главе 1-й книге Царств. И с этих двух пунктов 10-я глава 1-ой книги Паралипоменон и 31 я глава 1-й книги Царств повествование идет в тех и других книгах параллельно до конца книг. История Израильского царства и многие рассказы, относящиеся к царствованию Давида, Соломона и других царей, в книгах Паралипоменон опущены – по местам одни и те же события излагаются с некоторыми изменениями, или же в сокращенном виде; в большинстве же случаев повествование Паралипоменон является буквально сходным с повествованием в книгах Царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Скачать epub pdf Содержание Книга Иисуса Навина Книга Судей Израилевых Книга Руфь Первая и Вторая книги Царств Третья и Четвертая книги Царств В еврейской Библии эти книги называются книгами а книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и другие пророческие книгикнигами Такое наименование объясняется традицией, согласно которой эти книги принадлежат пророкам: книга Иисуса Навина – Иисусу Навину, книга Руфь и первые две книги Царств – Самуилу, Третья и Четвертая книги Царств – Иеремии. Особенности религиозного характера, свойственные этим книгам, полностью оправдывают такое определение, поскольку основная тема этих книг (их еще часто называют историческими книгами) – это отношения Израиля с Богом, его верность или неверность – и прежде всего неверность – слову Божию, которое говорится через пророков. Позднее неоднократно будут фигурировать пророки Самуил, Гад, Нафан, Илия, Елисей, Исайя и Иеремия, причем совершенно обособленно от других пророков, роль которых подчеркивается не столь настойчиво. Наконец, Третья и Четвертая книги Царств показывают тот исторический фон, на котором действуют пророки эпохи до плена. Таким образом эти книги связаны с теми частями Библии , которые следуют за ними, но не в меньшей степени – и с теми, которые им предшествуют. Содержательно они непосредственно примыкают к Пятикнижию: в конце Второзакония Иисус Навин избирается преемником Моисея, и книга Иисуса Навина начинается непосредственно после смерти Моисея. Была выдвинута гипотеза, согласно которой в этих двух группах библейских книг налицо и литературное единство; в книге Иисуса Навина пытались найти или Пятикнижия (таким образом Пятикнижие расширялось до Шестикнижия, из шести иногда такое расширение предлагалось довести до конца книг Царств. Но все усилия, предпринимавшиеся с целью отыскать источники Пятикнижия также и в книгах Судей и Царств, не привели к сколько-нибудь удовлетворительным результатам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/knigi-i...

Исторический труд, который лежит в основании повествования Паралипоменон, начинался, как мы видели выше, по всей вероятности там, где и канонические книги Царств, и заключал в себе историю не только иудейского, но и израильского царства, что видно из многочисленных ссылок на книги царей израильских и иудейских; таким образом по своему содержанию и плану он представляет полное сходство с настоящими книгами Царств. Несмотря на буквальное сходство многих отделов этой истории Израиля с соответствующими отделами Царств, она, как мы указали ранее, не тождественна с последними: по своему объему она значительно шире книг Царств и Паралипоменон, взятых вместе; следовательно, книги Паралипоменон составлены также на основании книг Царств, только в другой, более пространной редакции. (Это может служит новым доказательством в пользу первоначального единства всех четырех книг Царств). В каком же отношении стоит эта история к истории, содержащейся в книгах Царств? В настоящее время признают единственно вероятным то предположение, что редакция исторического труда, лежащего в основе Паралипоменон, позднейшего происхожде- —104— ния сравнительно с книгами Царств и составлена на основании тех первоисточников, которые поименованы в этих последних, т. е, книга дел Соломона, летописи царей иудейских и летописи царей израильских с присоединением и некоторых других, указанных только в книгах Паралипоменон. Но это предположение нельзя считать единственно возможным и правильным. Возникновение другой более пространной редакции в короткий промежуток времени (около 50 лет) при существовании настоящих канонических книг Царств было бы и непонятно при том уважении, которое послепленные иудеи питали к памятникам родной старины, и невозможно при отсутствии письменных памятников, которые поименованы в книгах Паралипоменон и которые могли бы послужить единственными источниками для распространения краткой истории, со- держащейся в книгах Царств.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Марк Мангано (протестант) 3 и 4 книги царств. Дейл Мейнор В иудейской Библии третья и четвертая книги Царств также объединены в одну, а на полях Масоретского текста место 3 Царств 22:6 названо серединой книги. На иврите эти книги носят название книга Царств (ивр., мелахим). В греческом переводе эти книги носят название 3 и 4 книги Царств (ивр., Басилейон). Исторический и культурный фон Повествование 3 и 4 книг Царств начинается примерно в 970 г. до н.э. со времени восхождения на престол царя Соломона. Политическое и военное ослабление великих империй Месопотамии и Египта позволило сразу нескольким малым государством укрепиться в образовавшемся вакууме. Среди них – Финикия, Едом и особенно Сирия. 441 3 книга Царств начинается с рассказа об образовавшемся союзе между Финикией и Израилем ( 3Цар.5 ) и о политическом диалоге Соломона с Египтом, который выразился в браке Соломона и дочери фараона ( 3Цар.9:1 б), 442 а также о недолгом, но значительном вторжении Сусакима Египетского в пределы Иуды и Израиля сразу же после смерти Соломона ( ). После смерти Соломона царство раскололось ( 3Цар.12 ) и причин этому было несколько. Библия указывает на неверность Соломона Богу Яхве, которая частично проявилась в том, что он брал в жены иноплеменниц и менял некоторые религиозные обряды Израиля ( ). Также, текст ясно говорит о том, что Соломон попал в ту самую западню, о которой предупреждают Второзаконие и 1 книга Царств он обложил жителей Израиля высокими финансовыми поборами ( ). После смерти Соломона северные колена Израиля попросили всего лишь снизить налоги ( ), но новый царь, сын Соломона, Ровоам отказался исполнить эту просьбу, и тогда народ короновал Иеровоама, сына Навата ( 3Цар.12:20 ). Хотя Иеровоаму было обещано продолжение царской династии, если он будет следовать Господу ( ), он, очевидно, не доверял Богу, а больше заботился об укреплении своего могущества в выделенной ему области.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

8. Руфь–заключает в себе краткую историю Руфи, которая за любовь и почтение к своей свекрови Ноеммини награждена от Бога благословенным супружеством с богатым Израильтянином Воозом, и удостоилась получить место между предками Иисуса Христа ( Мф.1 ). 9 . Книга Царств I и 10. Книга Царств II Содержат в себе историю народа Израильского в правление Самуила, Саула и Давида. 11 . Книга Царств III и 12. Книга Царств IV Содержат историю Евреев в Правление Соломона, и, по разделении царства их на Иудейское и Израильское, историю Царей до пленения Вавилонского. 13 . Книга Паралипоменон I и 14. Книга Паралипоменон II По-Еврейски слова дней, т. е летопись или времянник. Суть не иное что, как краткое изложение истории избранного племени с начала рода человеческого до возвращения Иудеев из плена, с присовокуплением некоторых дополнений и пояснений, на каковое их содержание указывает самое наименование Паралипоменон т е История опущенного). 15. Книга Ездры I –содержит в себе продолжение истории народа Божия, начатой в книгах Царств и Паралипоменон, и в особенности описывает возвращение народа Божия из плена Вавилонского. 16 . Книга Неемии – содержит продолжение истории о восстановлении гражданского бытия народа Иудейского. 17 . Есфирь– заключает в себе историю прославления Есфири чрез супружество с Артаксерксом, и спасения Иудеев от погибели, уготованной Аманом. Учительные суть: 1) Книга Иова – содержит в себе часть жизнеописания Иова, благочестивого жителя Аравии, и в нем представляет пример терпения и упования, испытанных бедствиями и награжденных особенным благословением Божиим. 2) Псалмы – содержат в себе благочестивые наставления, утешения, излияние благоговейных чувствий пред Богом, пиитическое изображение некоторых обстоятельств из Истории народа Божия в пророчества о Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Если бы он действительно имел под руками источники, указанные хронистом, этого никак не могло случиться и на этот раз, и в дальнейшем течении исторического рассказа, где он почти каждое царствование сопровождает ссылками на «летописи царей иудейских и израильских». Исторический труд, который лежит в основании повествования Паралипоменон, начинался, как мы видели выше, по всей вероятности там, где и канонические книги Царств, и заключал в себе историю не только иудейского, но и израильского царства, что видно из многочисленных ссылок на книги царей израильских и иудейских. Таким образом, по своему содержанию и плану он представляет полное сходство с настоящими книгами Царств. Несмотря да буквальное сходство многих отделов этой истории Израиля с соответствующими отделами Царств, она, как мы указали ранее, не тождественна с последними: по своему объему она значительно шире книг Царств и Паралипоменон, взятых вместе. Следовательно, книги Паралипоменон составлены также на основании книг Царств, только в другой, более пространной редакции. (Это может служит новым доказательством в пользу первоначального единства всех четырех книг Царств). В каком же отношении стоит эта история к истории, содержащейся в книгах Царств? В настоящее время признают единственно вероятным то предположение, что редакция исторического труда, лежащего в основе Паралипоменон, позднейшего происхождения, сравнительно с книгами Царств, и составлена на основании тех первоисточников, которые поименованы в этих последних, т. е. книга дел Соломона, летописи царей Иудейских и летописи царей израильских с присоединением и некоторых других, указанных только в книгах Паралипоменон. Но это предположение нельзя считать единственно возможным и правильным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

липоменон, обыкновенно делают по-видимому совершенна естественное заключение и о тех исторических документах, которые вошли в качестве первоисточников в состав четырех книг Царств. Автор книг Царств помимо «книги Праведного» делает ссылки только на три письменных памятника: книгу словес или дел Соломона, летопись царей израильских и летопись, царей иудейских; автор Паралипоменон вместо этих трех исторических сборников приводит названия многих отдельных произведений частного характера, принадлежавших пророкам и прозорливцам, начиная с Самуила. Если же он ведет свой рассказ применительно к книгам Царств, то ясно, что поименованные им произведения отдельных лиц – пророков и прозорливцев находились в распоряжении и у автора Царств, – ясно, что последний должен был пользоваться записями Самуила, Нафана, Гада и многих других пророков, упоминаемых в книгах Паралипоменон. Это мнение о непосредственных первоисточниках книг Царств, основанное на предполагаемой прямой литературной зависимости от них книг Паралипоменон, однако не оправдывается при ближайшем сравнительном рассмотрении повествования тех и других. Автор Паралипоменон, или, как его обыкновенно называют, хронист, так щедро расточающий в своем труде исторические цитаты, если бы он действительно пользовался книгами Царств, непременно должен был бы хоть раз упомянуть и о них. Правда, он неоднократно ссылается на исторические сочинения: «книгу царей Иуды и Израиля», или наоборот «Израиля и Иуды», «книгу царей Израилевых», деяния или словеса, царей Израилевых или мидраш книги Царей. Но признаем ли мы в этих названиях заглавия отдельных произведений или будем считать их различными обозначениями одного обширного исторического целого, как обыкновенно делается, в том и другом случае в них нельзя видеть указания на книги Царств, сохранившиеся в нашем каноне. Книга царей Иуды и Израиля, упоминаемая хронистом, имела гораздо больший объем, чем канонические книги Царств. В нее входили, например, обширнейшие родословия всех колен Израильского народа, помещенные в первых 9-ти главах 1-й Паралипо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов. И он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова. Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его (2 Книга Царств 20-22); И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил… И встал Давид, и убежал в тот же днь от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому… (1 Книга Царств 21:9, 10); Тогда выступил в поход Азаил, царь Сирийский, и пошел войною на Геф, и взял его… (4 Книга Царств 12:17). Библейский Гат знаменит прежде всего как родина незабвенного Голиафа, великана-филистимлянина, побежденного Давидом (1 Книга Царств 17). Конечно, сам сюжет о поединке Давида и Голиафа — легенда. Во второй Книге Царств говорится о том, что Голиафа убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, а в сражении в самом Гате неназванный шестипалый филистимлянин пал от руки Ионатана, племянника Давида. Существует и вариант этой истории в Первой Книге Паралипоменон, где Елханан поразил Лахмия, брата Голиафа (1 Паралипоменон 20:5). Легендарная, в целом, история содержит одно важное упоминание для определения местоположения древнего Гата: после того, как Давид убил Голиафа, израильтяне преследуют филистимлян до Гефа и Екрона (Аккарона) (1 Книга Царств 17:52). Города эти, следовательно, находились рядом. Гат, по всей видимости, был одним из самых больших и наиболее важных городов страны филистимлян — Палестины. На протяжении многих веков Европа была обязана сведениями о филистимлянах исключительно Библии. Philistine ( филистер ) — интернациональное нарицательное обозначение тупой, прозаической, часто дотошной личности, которая руководствуется скорее материальными, чем духовными или художественными ценностями . Очевидно, что эта характеристика исходит из библейских описаний филистимлян, которые оказались в числе самых непримиримых врагов Израиля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Масоретский текст включает в себя только те книги, которые почитались в иудаизме. Это значит, что в нем отсутствуют второканонические и апокрифические книги Ветхого Завета, известные только на греческом языке 2 . Порядок книг в Ленинградской рукописи соответствует их делению на три группы, которые по-еврейски назывались Тфган то есть Пятикнижие), Navim и Ketuvim (kmevom, Это деление по существу отражает не столько содержание книг, сколько время, когда началось их почитание у иудеев. К разделу Navim относились книги, издревле почитаемые наряду с Пятикнижием, в том числе и не пророческие по содержанию: книга Иисуса Навина, книга Судей, книга Самуила (соответствует 1–2 кн. Царств в православной традиции), книга Царей (3–4 кн. Царств в православной традиции), книга Исаии, книга Иеремии, книга Иезекииля и книги 12 малых пророков. Третий же раздел — Ketuvim — включал в себя книги, почитание которых началось позже, причем среди них есть как исторические, так и поэтические книги: книга Руфь, Псалмы, книга Иова, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии, книга Даниила, книга Есфирь, книга Ездры, книга Неемии и книга Хроник (в православной традиции 1–2 кн. Паралипоменон). Отметим, что это тройственное деление книг еврейской Библии возникло задолго до масоретов. Оно было общепризнанным уже ко времени земной жизни Спасителя — отголосок его мы находим, например, в Лк 24:44, где Иисус говорит об исполнении написанного о Нем законе Моисеевом и в пророках и Ценность Масоретского текста, разумеется, вовсе не ограничивается сохранением в нем этого древнего деления книг. Многие фрагменты гораздо более древних еврейских рукописей, найденных в Кумране, а также обнаруженных при раскопках еврейской крепости Масада, взятой римлянами в 73 г. по Р. Х., близки к форме текста, сохраненной масоретами.

http://pravmir.ru/tekstologiya-vethogo-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010