Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга Судей израилевых (Judges, book of) При всем богатстве образов в Книге Судей есть главная тема, придающая ей общую направленность, – повторяющиеся циклы событий. В Книге Иисуса Навина рассказывается история завоевания Израилем земли, последовательно проводившегося под руководством преданного делу человека, Иисуса Навина. Книга же Судей начинается с изображения совершенно иной картины. После смерти Иисуса Навина не нашлось вождя в лице мужчины или женщины, который сменил бы его и объединил бы народ в целеустремленных исканиях. В результате утраты провиденческого руководства история Израиля свелась к повторяющимся циклам непослушания и наказания (см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ). Цикл состоит из следующих этапов: 1) израильтяне делают злое пред очами Господа ( ); 2) Бог наказывает Израиль, используя иноземные народы, которые угнетают его ( ); 3) израильтяне каются и взывают к Господу с просьбой об освобождении от врагов ( ); 4) Господь воздвигает вождя для освобождения Своего народа от угнетения ( ); 5) на какое-то время устанавливается мир вплоть до смерти судьи и возвращения к отступничеству ( ). Вопреки некоторым истолкованиям книги, следует отметить, что в этом цикле присутствует как злое, так и доброе начало и что он следует схеме, характерной для всей Библии (в том числе для Книги Бытие, рассказа о странствиях во время исхода и исторических хроник) и для человеческого опыта в целом, поэтому не надо рассматривать все происходящее в Книге Судей в отрицательном свете. В рамках этой макросхемы мы видим ряд необычайных личных свершений по осво-бождению, и книга, помимо приводящего в уныние описания упадка народа, содержит целый сборник героических историй, в которых Бог воздвигает харизматических и храбрых вождей для спасения кающегося народа. Книга Судей служит иллюстрацией вывода, сделанного Мильтоном в видении будущей истории в последних двух книгах «Потерянного рая», где Михаил говорит Адаму в начале видения, что он должен быть готов услышать о «добре и зле... о борьбе божественной благодати с греховностью людей». В Книге Судей показано такое же смешение разнородных понятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

События происходили приблизительно в такие сроки: исход из Египта – 1250-й год до Р.Х., завоевание Центральной Палестины – 1210-й год, заселение Северной Палестины – 1200-й год до Р.Х. Книга Судей разделяется на: 1) введение; 2) главную часть, с которой начинается история судей; 3) два добавления, рассказывающие о переселении одного из колен израилевых и основании нового святилища, а также о войне и наказании за преступление в Гиве. Во введении, которое не относится прямо к истории судей, описывается смерть Иисуса Навина и еще раз дается картина завоевания Святой Земли. Толкователи различают и судей. К относят Гафониила, Авода, Варака и Девору, Гедеона, Иеффая и Самсона. Все они различаются по происхождению, чертам характера, деяниям. На языке Библии судить означало не только исполнять правосудие и следить за исполнением закона, но и управлять. Общее в них то, что все они избраны Господом для совершения какой-либо миссии, спасительной для народа. Имена судей: Самегор, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон. В Библии не рассказывается об их спасительных для народа деяниях, но сообщается о происхождении, семье, месте погребения каждого и точно указываются периоды, в которые они судили Израиль. Общее число судей – двенадцать, совпадающее с числом двенадцати колен израилевых. Повествование о судьях заполняет без перерыва период между смертью Иисуса Навина и воцарением Саула – первого царя Израильского. Главная цель книги – показать религиозный смысл описываемых событий. Истории, рассказанные в ней, даются по одной схеме: люди делают зло – Господь предает их угнетателям; они просят Бога о помощи – Господь посылает им спасителя-судью. Книга Судей – это единственный источник, из которого можно узнать об описываемой в ней эпохе. Поэтому главные события книги можно датировать очень приблизительно. В течение всего этого смутного периода израильтянам приходилось бороться не только против первых владельцев Обетованной Земли – хананеев, но и против соседних племен: моавитян, аммонитян, мадианитян и новых пришельцев – филистимлян.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поскольку же этот кодекс именно содержится в Пятикнижии, в частности изложен в книгах Исход, Левит и Числа, то снова будет вполне основательным наше заключение, что Пятикнижие существовало и в VIII в., и в XII в., что Израильтяне тех времен руководствовались его обрядовыми постановлениями, хотя критики и относят эти постановления к периоду послепленному, и что как пророкам VIII в., так и составителю книги Судей оно (Пятикнижие) хорошо было известно, притом в настоящем своем объеме. 3 . Свое заключение о существовании Пятикнижия в период Судей Израилевых мы основывали на некоторых только местах в книге Судей, считая их для такого заключения вполне достаточными. Между тем тут же, наряду с местами, нами рассмотренными в книге Судей, находятся другие, которые мы обошли молчанием, но которые, по утверждению современной критики, до очевидности ясно свидетельствуют о том, что во времена Судей Пятикнижия вовсе не существовало, о нем не имели тогда никакого понятия, и что люди того времени руководствовались в своей религиозной жизни воззрениями совершенно иными, нежели изложенные потом в Пятикнижии, даже противоположными им. Несмотря, однакоже, на то, что такого мнения, как неоспоримо истинного, придерживаются наиболее авторитетные из современных критиков, каковы: Вельхаузен, Робертсон Смит, Кауч, Корнилль и др., мы позволим себе настаивать на правильности нашего заключения, и том, что Пятикнижие в период Судей, несомненно, существовало, ибо к тому же заключению приводят и те места, те краткие замечания и выражения книги Судей, в которых названные критики указывают твердую опору для свою воззрений. а) Так, по словам Робертсона Смита, все обнаружения божественной милости, о которых упоминает книга Судей стоят в тесной связи с богослужением при местных святилищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

30). Одно из последних событий книги – это погребение костей Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из земли Египетской и схоронили их в Сихеме, на том участке, который еще принадлежал Иакову. В Септуагинте Книга Иисуса Навина имеет дополнение, где говорится: « И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет» (Нав. Мы видим, что здесь более поздние переводчики сделали замечание, что, не успев присягнуть на верность Богу, израильтяне тут же от Него отступают. Глава 11. Книга Судей Следующий период израильской истории описан в Книге Судей израилевых и именуется эпохой судей. Как Книга Иисуса Навина ясно показывает, что в случае послушания Богу все благословения Божии, изреченные через Моисея, выполняются, точно так же Книга Судей израилевых очень ярко рисует те невзгоды и бедствия, которые обрушиваются на израильтян, когда они отступают от верности Завету. 11.1. Состояние Израиля после смерти Иисуса Навина Книга Судей имеет вводную часть (Суд. в которой обрисовываются результаты завоеваний Ханаана Иисусом Навином и сказано, что когда Израиль пришел в силу, то во многих местах сделал хананеев данниками, но не изгнал их (Суд. О каждом колене говорится, что на его территории жили хананеи, которых израильтяне сделали своими данниками, вместо того чтобы изгнать их по заповеди, которая дана была им через Моисея. То есть на первый взгляд они поступили довольно мудро: и землю получили, и оставили на ней некоторое количество населения, чтобы оно работало, а им уже вовсе можно было ничего не делать, только дань собирать. Вроде как и Богу угодили, и сами тоже не сплоховали, и даже еще лучше обустроились на этой земле, чем им Господь обещал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

— по предположению многих историков, колонисты из царства Митанни (сев. Месопотамия). Родственники кавказских народов. (евр. неизвестное племя, возможно, родственное хурритам. (евр. племя, обитавшее, вероятно, в северной Палестине. — общее название для большой группы семитических народностей. Основали царства в Вавилоне, Мари, Заиорданье. Вероятно, ближайшие сородичи евреев и арабов. — племя, обитавшее в доизраильском Иерусалиме и его окрестностях. — племя, упоминаемое в текстах Угарита. Кроме них, в Ханаане жили «братья» Сынов Израилевых — АММОНИТЯНЕ, МОАВИТЯНЕ, ЕДОМИТЯНЕ (ИДУМЕИ) и полуоседлые МАДИАНИТЯНЕ (кениты). Согласно Суд 1,27–36; 3,1–6, еще в эпоху судей хананеи продолжали населять области колен Манассии, Ефрема, Завулона, Асира и Неффалима. Иевусеи сохраняли власть в Иерусалиме вплоть до эпохи Давида, аморреи — в центральной Палестине и на рубеже Ливанских гор. Независимыми были также пять опорных филистимских городов, откуда их властители вскоре предприняли успешный поход для покорения Палестины. Продолжение борьбы за Ханаан. Книга Судей в Ханаане. Эпоха, описываемая Книгой Судей, обнимает XII-XI века до Р.Х. Она связана с деятельностью «шофетов» — судей, как — по примеру хананеев — назывались израильские вожди. Обычно судьи не были руководителями всего народа. Чаще всего они возглавляли одно-два колена (а некоторые, как Самсон, действовали в одиночку). В лице судей Бог воздвигает харизматических боговдохновенных) руководителей, которые призывались на служение Духом Господним. В то время единственным звеном, связующим израильские колена, была их вера, религиозный союз племен. Союз этот имел три священных центра: в Галгале, Сихеме и Силоме. Туда собирались представители родов на праздники или в годину бедствий. Религиозно-общественным идеалом эпохи судей была теократия — объединение племен на основе Завета и веры. Но практически этот идеал оставался неосуществленной мечтой. Ему препятствовали рознь колен, языческие влияния, соперничество областей. Живя среди более цивилизованных соседей, израильтяне быстро переняли их культуру, способы ведения хозяйства и обычаи. С одной стороны, это повысило уровень жизни вчерашних кочевников (в частности, содействовало их культурному росту; см. приложение), а с другой стороны — возникла зависимость от языческого окружения. Семена Моисеевой веры едва взошли, но уже со всех сторон их стали заглушать языческие соблазны. Крестьянский быт усилил притягательность сельскохозяйственной магии и ритуалов Ханаана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3. ЕВЕИ — по предположению многих историков, колонисты из царства Митанни (сев. Месопотамия). Родственники кавказских народов. 4. ФЕРЕЗЕИ (евр. перасим) — неизвестное племя, возможно, родственное хурритам. 5. ГЕРГЕСЕИ (евр. гиргашим) — племя, обитавшее, вероятно, в северной Палестине. 6. АМОРРЕИ — общее название для большой группы семитических народностей. Основали царства в Вавилоне, Мари, Заиорданье. Вероятно, ближайшие сородичи евреев и арабов. 7. ИЕВУСЕИ — племя, обитавшее в доизраильском Иерусалиме и его окрестностях. 8. РЕФАИМЫ — племя, упоминаемое в текстах Угарита. Кроме них, в Ханаане жили «братья» Сынов Израилевых — АММОНИТЯНЕ, МОАВИТЯНЕ, ЕДОМИТЯНЕ (ИДУМЕИ) и полуоседлые МАДИАНИТЯНЕ (кениты). Согласно Суд 1,27-36; 3,1-6, еще в эпоху судей хананеи продолжали населять области колен Манассии, Ефрема, Завулона, Асира и Неффалима. Иевусеи сохраняли власть в Иерусалиме вплоть до эпохи Давида, аморреи — в центральной Палестине и на рубеже Ливанских гор. Независимыми были также пять опорных филистимских городов, откуда их властители вскоре предприняли успешный поход для покорения Палестины. Продолжение борьбы за Ханаан. Книга Судей 1. Израиль в Ханаане. Эпоха, описываемая Книгой Судей, обнимает XII-XI века до Р.Х. Она связана с деятельностью «шофетов» — судей, как — по примеру хананеев — назывались израильские вожди. Обычно судьи не были руководителями всего народа. Чаще всего они возглавляли одно-два колена (а некоторые, как Самсон, действовали в одиночку). В лице судей Бог воздвигает харизматических (т. е. боговдохновенных) руководителей, которые призывались на служение Духом Господним. В то время единственным звеном, связующим израильские колена, была их вера, религиозный союз племен. Союз этот имел три священных центра: в Галгале, Сихеме и Силоме. Туда собирались представители родов на праздники или в годину бедствий. Религиозно-общественным идеалом эпохи судей была теократия — объединение племен на основе Завета и веры. Но практически этот идеал оставался неосуществленной мечтой. Ему препятствовали рознь колен, языческие влияния, соперничество областей. Живя среди более цивилизованных соседей, израильтяне быстро переняли их культуру, способы ведения хозяйства и обычаи. С одной стороны, это повысило уровень жизни вчерашних кочевников (в частности, содействовало их культурному росту; см. приложение), а с другой стороны — возникла зависимость от языческого окружения. Семена Моисеевой веры едва взошли, но уже со всех сторон их стали заглушать языческие соблазны. Крестьянский быт усилил притягательность сельскохозяйственной магии и ритуалов Ханаана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Скачать epub pdf Содержание Книга Иисуса Навина Книга Судей Израилевых Книга Руфь Первая и Вторая книги Царств Третья и Четвертая книги Царств В еврейской Библии эти книги называются книгами а книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и другие пророческие книгикнигами Такое наименование объясняется традицией, согласно которой эти книги принадлежат пророкам: книга Иисуса Навина – Иисусу Навину, книга Руфь и первые две книги Царств – Самуилу, Третья и Четвертая книги Царств – Иеремии. Особенности религиозного характера, свойственные этим книгам, полностью оправдывают такое определение, поскольку основная тема этих книг (их еще часто называют историческими книгами) – это отношения Израиля с Богом, его верность или неверность – и прежде всего неверность – слову Божию, которое говорится через пророков. Позднее неоднократно будут фигурировать пророки Самуил, Гад, Нафан, Илия, Елисей, Исайя и Иеремия, причем совершенно обособленно от других пророков, роль которых подчеркивается не столь настойчиво. Наконец, Третья и Четвертая книги Царств показывают тот исторический фон, на котором действуют пророки эпохи до плена. Таким образом эти книги связаны с теми частями Библии , которые следуют за ними, но не в меньшей степени – и с теми, которые им предшествуют. Содержательно они непосредственно примыкают к Пятикнижию: в конце Второзакония Иисус Навин избирается преемником Моисея, и книга Иисуса Навина начинается непосредственно после смерти Моисея. Была выдвинута гипотеза, согласно которой в этих двух группах библейских книг налицо и литературное единство; в книге Иисуса Навина пытались найти или Пятикнижия (таким образом Пятикнижие расширялось до Шестикнижия, из шести иногда такое расширение предлагалось довести до конца книг Царств. Но все усилия, предпринимавшиеся с целью отыскать источники Пятикнижия также и в книгах Судей и Царств, не привели к сколько-нибудь удовлетворительным результатам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/knigi-i...

Подобно другим историческим книгам Ветхого Завета, Книгу судей израилевых следует рассматривать как проповедь, адресованную общине завета в тяжелое для нее время, отмеченное установившимся в стране двоевластием. Автор и его современники не были свидетелями описанных в книге событий, они принадлежали к новому поколению израильтян, но и для них сохранение завета являлось первоочередной задачей. Рассказы о прошлых успехах и поражениях израильтян призваны воодушевлять и наставлять современников, которым автор адресовал свою книгу. Из сказанного в Книге судей израилевых о кризисе власти можно сделать вывод: политическая анархия породила нравственную и общественную испорченность народа. В прошлом народ Божий грешил потому, что его вожди отцы (2,6–10; 6,11–32), священники (гл. 17), судьи (4,9; 8,27; 11,39; 14,3) и его первый царь (8,33 9,57) не сумели объяснить народу, кто есть истинный Бог и что Он сделал для Израиля. Это пагубное неведение и породило вошедшее у израильтян в привычку постоянное нарушение завета. Народ грешил не только идолопоклонством, но и тем, что не помнил Господа и дел Его (2,10 и ком.; 6,13 и ком.). Только царь из дома Иуды мог обеспечить соблюдение народом завета, снискать для него благословение и предотвратить новое порабощение. Характерные особенности и темы Книга судей израилевых состоит из трех самостоятельных разделов, каждый из которых, отличаясь по стилю и содержанию, рассказывает о народе Божием и его вождях, о блестящих победах и тяжелых поражениях сынов израилевых. В центральном разделе книги, наиболее насыщенном драматическими событиями, часто встречаются стихи, говорящие об отступничестве и ослушании народа Божия (2,11.12; 3,7; 4,1; 6,1 и др.), о его наказании (2,14; 3,8; 4,2; 6,1 и др.), о его раскаянии (3,9; 4,3; 6,7 и др.) и о его спасении (2,16; 3,9; 6,8). В те смутные времена каждый из судей старался спасти народ и обеспечить мир Израилю, но после смерти очередного судьи народ вновь предавался греху и делал «злое пред очами Господа». К тому же и сами судьи не раз нарушали завет, в результате чего все быстрее раскручивалась спираль политической анархии и нравственной деградации общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Способ изложения событий в книге Судей несомненно указывает, что писатель этой книги один, что она явилась в настоящем составе и виде не из постепенной или повременной записи событий различными лицами; но написана вся одною рукою. Об этом свидетельствует уже единство основной мысли и цели книги, сопровождаемое строгим единством плана и самого изложения. На это же указывает единство переходных фраз от изображения одного состояния к другому; так, когда писатель хочет показать причину Божественного наказания народа, употребляет всегда фразу: и сотвориша сынове Израилевы злое или лукавое пред Господом, или: приложиша сынове Израилевы сотворити лукавое пред Господом ( и др.); а когда начинает описывать избавление народа от чужеземного ига, употребляет такую фразу: и возопиша сынове Израилевы ко Господу, и возстави Господь Спасителя и пр. ( и др.). Но когда явилась эта книга и кто писатель её, с точностью определить невозможно. Есть не много данных в самой книге, по которым можно с вероятностью судить о времени составления её, но только с вероятностью, и притом, время можно определить лишь приблизительно. Так, можно думать, что, когда составлены были первые книги царств, книга Судей уже существовала; потому что в них можно находить некоторые указания на эту книгу ( ср. ; 2Цар.11:22 ср. Суд.9:53 ). Точно так же в псалмах есть довольно ясное указание на некоторые события, описанные в книге Судей ( Пс.82:10–12 ср. Суд.4:1,8 ). Некоторые состояния или положения дел и предметов, описанные в книге Навина, продолжались также и во времена писателя книги Судей; Хананеи жили еще между Ефремлянами в Газере ( Суд.1:29 ), точно так же, как это было во время писателя книги Навина; о завоевании этого города во времена Соломона и истреблении Хананеев, живших в нем, не сказано ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Имена же царей, которых Моисей и сыны Израилевы поразили, и коих наследовали землю за Иорданом – от восхода солнечного и скалы Арнонской даже до горы Аермона и всю землю Арравонскую от востока, суть следующия: Сион, царь Аморрейский, который жил и царствовал в Есевоне, и Ог, царь Васанский, который остался от исполинов, живя в Астарофе и в Едраиме, и начальствовал от горы Аермон даже до пределов Гергеси и половины Галаада. Избив их, Моисей отдал их землю коленам Рувима, Гада и половине колена Манассиина. Цари Аморрейские, которых умертвили Иисус Навин и сыны Израилевы, по переходе чрез Иордан, при море, на поле Ливана, даже до горы Хелка, при восхождении в Сеир, и которых землю Иисус отдал в наследство остальным коленам, по жребию их, суть следующия: Хеттей, Аморрей, Хананей, Ферезей, Евей, Иевусей и царь Иерихонский, царь Гаи, что близь Вефиля, царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иеримуфский, царь Лахисский, царь Еламский, царь Газерский, царь Давирский, царь Гизейский, царь Аермафский, царь Ерафский, царь Арафский, царь Ловны, царь Одолламский, царь Илатский, царь Афафуфский, царь Оферский, царь Офека Арофского, царь Асомский, царь Сомоонский, царь Мамрофский, царь Зифский, царь Кадиский, царь Заакский, царь Манедофский, царь Иокома Хармельского, царь Еддора Фенедаорского, царь Гида Галилейского, царь Книга 7, Судей Сия книга называется книгою Судей потому, что Бог , по смерти Иисуса сына Навина, посредством судей спасал народ, угнетаемый иноплеменниками, т. е., остальными Хананеями, и в сей книге содержатся действия каждого из сих судей и время жизни. Судии были следующие: первый Гофониил; он умертвил Хусарсафема, царя Месопотамского, притеснявшего народ 40 лет. После Гофониила – Аод обоедесноручный; он убил мечем обоюдоострым, длиною в ладонь, Еглома царя Моавского, озлоблявшего народ 18 лет; он судил Израиля 80 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010