Общий очерк содержания книги Неемии Книга Неемии видимым образом разделяется на две части, из коих – в первой повествуется о воссоздании трудами Неемии города Иерусалима и стен его (гл. 1–7); во второй же описываются подвиги Неемии вместе с Ездрой, относительно нравственного благоустройства народа еврейского (гл. 8–13). Глава 1. Любовь Неемии к отечеству а) Известие, полученное Неемией о печальном состоянии города Иерусалима и скорбь Неемии (ст. 1–4). б) Молитва Неемии о грехах сынов Израилевых (ст. 5–11). Ст. 1. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе… Месяц Кислев был 9-м в священном году и третьим в году гражданском. Он соответствовал второй половине нашего ноября и первой половине декабря. Двадцатый год здесь берется по отношению к летам царствования Артаксеркса Долгорукого. Город Сузы был зимней резиденцией царей персидских. Двадцатый год царя Артаксеркса замечателен тем, что, по общему мнению толковников, с него должны начинать счет семьдесят седьмин Данииловых 906 . Ст. 3. …И сказали мне пришедшие из Иудеи: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем… Из этих слов можно приметить, что при Зоровавеле и Иисусе не только был воздвигнут храм, но и обстроен несколько самый Иерусалим с его стенами. Все это было снова разрушено, вероятно, по ненависти и проискам Самарян. Крайняя же нищета и разорение иудеев, возвратившихся довольно достаточными из плена, произошло, конечно, от смутных обстоятельств того времени. После времен Кира, Палестина оделась театром постоянных войн между Персами и Египтянами, – и это гибельно отзывалось на благоденствии страны. Ст. 4. …Услышав эти слова я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным.... Достойны примечания возвышенные патриотические чувства Неемии. Слух о бедственном положении соотечественников в Иерусалиме заставляет его забыть все удовольствия придворной жизни, которыми он пользовался при Артаксерксе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Писатель подробно описывает скорбь и слезы Неемии по поводу Иерусалимских развалин (1:4), его заботы о восстановлении стен Иерусалима (2:7–18), перечисляет евреев, сооружавших стены (3гл.), описывает борьбу с иноплеменниками, препятствовавшими восстановлению Иерусалима (4 гл.); – содержание строителей (5:18); перечисляет Евреев, заселивших Иерусалим (11 гл.); указывает беспорядки в общественной жизни и устранение их (13 гл.), и т. п. Упоминание обо всех этих фактах было особенно дорого самому Неемии, принимавшему в них живое участие. Писатель подтверждает это предположение, так как большею частью излагает повествование от лица Неемии (1:1–4, 2:1–20, 3:1–23, 5:6–19, 6:1–19, 7:1–5). О деятельности Неемии мало упоминается лишь во второй части книги (8–10 гл., только 8:9, 10:1), описывающей преимущественно деятельность Ездры. Но эта часть несомненно написана человеком, не принадлежавшим к Левиину колену. В собственном рассказе писатель излагает обещание свое платить священникам дань и приводить на их рассмотрение первенцев (10:36–37). Это обещание было невозможно в устах человека из священнического рода (вопреки предположению западных богословов, напр. Клейнерта, Геферника и др., о написании 8–10 гл. священником Ездрою). Немного разнясь, как точная передача молитвы Ездры 98 и 9 гл.), и существенно сходствуя с другими несомненно принадлежащими Неемии частями (1 и 3) книги, эта часть также должна быть приписана Неемии, не принадлежавшему к священническому классу 7 . В третьей части (11–3 гл.) ведется рассказ, как и в первой, от лица Неемии (12:31, 38, 40; 13:6, 7–11, 13–31). На основании приведенных свидетельств можно думать, что книга Неемии написана самим Неемиею 8 . В параллель с книгою Ездры, и в книге Неемии, при изложении всех описываемых событий, видно постоянное Промышление Господне об избранном народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Писатель подробно описывает скорбь и слезы Неемии по поводу Иерусалимских развалин (1:4), его заботы о восстановлении стен Иерусалима (2:17–18), перечисляет евреев, сооружавших стены (3 гл.), описывает борьбу с иноплеменниками, препятствовавшими восстановлению Иерусалима (4 гл.); перечисляет содержание строителей (5:18); перечисляет евреев, заселивших Иерусалим (11 гл.); указывает беспорядки в общественной жизни и устранение их (13 гл.), Упоминание обо всех этих фактах было особенно дорого самому Неемии, принимавшему в них живое участие. Писатель подтверждает это предположение, так как большей частью излагает повествование от лица Неемии (1:1–4; 2:1–20; 3:1–23; 5:6–19; 6:1–19; 7:1–5). О деятельности Неемии мало упоминается лишь во второй части книги (8–10 глл.: только в 8:9; 10:1), описывающей преимущественно деятельность Ездры. Но эта часть несомненно написана человеком, не принадлежавшим к Левиину колену. В собственном рассказе писатель излагает обещание свое платить священникам дань и приводить на их рассмотрение первенцев (10:36–37). Это обещание было невозможно в устах человека из священнического рода (вопреки предположению западных богословов, напр. Клейнерта, Геферника и др., о написании 8–10 глл. священником Ездрою). Немного разнясь, как точная передача молитвы Ездры (8 и 9 глл.), и существенно сходствуя с другими, несомненно принадлежащими Неемии частями (1 и 3) книги, эта часть также должна быть приписана Неемии, не принадлежавшему к священническому классу. В третьей части (11–13 глл.) ведется рассказ, как и в первой, от лица Неемии (12, 31, 38, 40; 13:6, 7–11:13–31). На основании приведенных свидетельств можно думать, что книга Неемии написана самим Неемией. В параллель с книгой Ездры, и в книге Неемии, при изложении всех описываемых событий, видно постоянное Промышление Господне об избранном народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Без знания текста не будет понятно, почему книга не была включена в канон. Во второй главе разбираются неканонические дополнения в канонические книги. В приложении анализируется Четвёртая книга Маккавеев. Её нет в русских православных изданиях Библии, но она есть в греческих. 1. Исагогика и экзегетика неканонических книг В разных изданиях Священного Писания неканонические книги могут находиться как среди канонических книг, так и отдельно. Порядок и расположение их также может отличаться. В церковнославянских и русских изданиях Библии неканонические книги расположены следующим образом: Вторая книга Ездры Книга Товита Книга Иудифи Книга Премудрости Соломона Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Послание Иеремии Книга пророка Варуха Первая книга Маккавейская Вторая книга Маккавейская Третья книга Маккавейская Третья книга Ездры Вторая книга Ездры 1.1. Вторая книга Ездры . Книга названа по имени главного действующего лица – книжника Ездры. Название и число произведений, приписываемых Ездре, различно в еврейской Библии и Септуагинте. В Септуагинте, старолатинском и сирийском переводах это «Первая книга Ездры» В латинской традиции, при наличии двух канонических книг Ездры в Вульгате (соответствующих Первой книге Ездры и книге Неемии), эта книга получила название «Третья книга Ездры» (Esdra III) с заглавием «De Templi restitutione». В протестантских церквах её именуют Первой апокрифической книгой Ездры. В русскоязычных изданиях также можно встретить название «Греческая книга Ездры» 13 . 1.1.1. Содержание и богословие . Вторая книга Ездры берёт большую часть своего материала из канонических книг: 2-й Паралипоменон, книг Ездры и Неемии. Такое использование библейского материла для написания новых произведений называется «скриптурализация». Книга состоит из девяти глав. Текст может быть разбит на следующие смысловые разделы: 1. 2Езд.1:1–33 . Царствование благочестивого Иосии. Восстановление богослужения, празднование Пасхи. Непослушание Иосии словам порока Иеремии, участие царя в битве при Меггидо, его ранение и смерть в Иерусалиме. Параллельный отрывок – 2Пар.35 гл. 2. 2Езд.1:34–58 . Период правления нечестивых потомков Иосии. Разрушение храма и Иерусалима, как наказание за грехи народа и царей. Пророчество о продолжительности плена. Параллельный отрывок – 2Пар.36:1–31 . 3. 2Езд.2:1–8 . Указ персидского царя Кира о восстановлении храма в Иерусалиме. Параллельный отрывок – 1Езд.1:1–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Книги Ездры и Неемии Именем Ездры в наших текстах библии надписываются три книги, из которых одна (первая) считается канонической, а две (вторая и третья) принадлежат к разделу неканонических. Каноническая книга Ездры в древности соединялась с кн. Неемии. Об этом можно заключать из свидетельства Талмуда (Baba Bathra15-a), И. Флавия (Contra Ар. I, 8), Мелитона Сардийского (Евсевий, Церк. Истор. N, 26) и из списков библейских книг, приводимых церковными учителями и соборами. В пользу этого говорит и тот факт, что мазоретские примечания, имеющие место обыкновенно в конце книг, помещены после , а во многих еврейских кодексах, также в греч. Ватиканском, начало кн. Неемии следует в одной строке с окончанием кн. Ездры (De Rossi, Variae lectiones V. T. IV, 157). В христианской церкви кн. Ездры рано была отделена от кн. Неемии, как это видно из свидетельств Оригена и Иеронима Ortig. in , Hyer., Prol. galeat). Постепенно это разделение сделалось общепринятым и с 1525 г., со времени появления издания Бомберга, оно вошло и в еврейскую Библию . У католиков, однако, и доселе кн. Неемии рассматривается как вторая часть кн. Ездры. Равным образом, и в научных библиологических трудах обыкновенно обозреваются обе названные книги вместе, ввиду их несомненной тесной связи. По своему содержанию кн. Ездры и Неемии представляют изложение истории восстановления иудейской общины после окончания вавилонского плена. В частности, кн. Ездры распадается на две части: I-VI и VII-X. Книга начинается указом Кира об освобождении иудеев из плена и сообщением, что по этому указу партия пленников, состоящих из членов Иудина и Вениаминова колена и из священников и левитов, возвратилась в Иерусалим под предводительством Шешбацара (1 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы коснемся в данном случае главных возражений, направляемых критическою школою против этого документа, и приведем существенные данные в пользу его целости и неповрежденности, оставляя более детальное рассмотрение возражений против частных свидетельств и защиту последней до изложения самой послепленной истории 2 . По более распространенному мнению западных ученых: Евальда, Шрадера, Цунца, Берто, Бертолета, Гольцея и др. – Ездры не представляет собой единого, самостоятельного произведения, а является непосредственным продолжением и предпоследнею частью книги Неемии, она есть одна из частей довольно большого исторического памятника, расчлененного уже позднее на отдельные части: Паралипоменон, Ездры и Неемии. В подтверждение своего взгляда упомянутые ученые приводят свидетельства характера стилистического и исторического. При чтении Шрадера, Берто, Бертолета и др. очень часто встречаются подобные замечания по отношению к различным местам «это хронистический стиль», «в этом видна рука хронографа» и причем сопоставляются целые выражения книги Ездры с книгою Паралипоменон. Тожество заключительного отдела с началом дает также, по мнению отрицательной критики, одно из веских оснований считать книгу Ездры продолжением книги Паралипоменон. Исторические же свидетельства говорят главным образом за соединение книги Ездры с книгою Неемии. Указывают в данном случае на неупоминание талмудом автора книги Неемии, а также на некоторые кодексы и отцов церкви, соединявших книги Ездры и Неемии в одну книгу 3 . А если таким образом книга Ездры является лишь частью целого, а не целым, то и вопрос о времени происхождения этого памятника должен решаться в связи с вопросом о времени появления книги Паралипоменон и Неемии. На основании того, что в книге Паралипоменон сохранились генеалогические таблицы, простирающиеся за время Ездры, а в книге Неемии в списках первосвященников упоминается об Иаддуе (Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какие же причины ввели Флавия в заблуждение? . Уже приведенная выдержка из повествования Флавия по данному ному вопросу несколько говорит за то, что в качестве исторического материала Флавий имел под руками греческую неканоническую книгу Ездры книга Ездры). Но сравнение плана и расположение событий в греческой книге Ездры и в 1–5 глл. XI кн. «Древностей иудейских» не оставляете никакого сомнения в том, что при описании деятельности священника Ездры и виночерпия Неемии источником для Флавия служила Так в 2–9 третьей главы «Древностей» помещено то же, что заключается в 3 и 4 главах греческой книги Ездры (рассказ о пире у царя Дария и изложение речей, произнесенных здесь тремя юношами о могуществе вина, государей, женщин и истины) и чего нет в канонических книгах Ездры и Неемии. Конечно было бы ошибочно утверждать, что И. Флавий не был знаком с нашими каноническими книгами Ездры и Неемии, так как трудно предположить, чтобы он, признавая одни канонические книги Ветхого Завета, как он выражается, достоверными, пользовался исключительно таким источником, достоверность которого нуждается в критической поверке: о деятельности Неемии в Иерусалиме (XI, 5 6–8) напр. Флавий без сомнения говорит на основании книги Неемии 53 . Но думается, что только по сличении неканонической книги Ездры с каноническими книгами Ездры и Неемии он последовал плану первой, и в этом, кажется, и заключается причина его хронологической ошибки. Излагая историю после-пленной жизни иудейского народа по преемству царствования персидских царей и имея под руками в качестве письменных источников канонические книги Ездры и Неемии и неканоническую греческую книгу Ездры, которая служила, так сказать, повествовательной нитью, Флавий делает ошибку прежде всего в том отношении, что предполагает в неканонической книге Ездры преемственный ряд персидских царей и потому Артаксеркса, упоминаемого здесь непосредственно после Кира 2, 16), принимает за преемника последнего, т. е. за Камбиза, так как из других источников наш историк без сомнения знал, что таков порядок царей, – считает поэтому слово неточной транскрипцией еврейского слова «Артахшашта» ( ), которое вместе со словом «Ахашверош» ( ), он принимает за нарицательные имена, приурочиваемые будто бы евреями персидским царям вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/hronol...

Комментарии Женевской Библии на книгу Неемии Введение Автор Книга Неемии непосредственно продолжает повествование Ездры. См.: Книга Ездры. Введение: Автор. Время и обстоятельства написания См.: Книга Ездры. Введение: Время и обстоятельства написания. Характерные особенности и темы См.: Книга Ездры. Введение: Характерные особенности и темы. Содержание I. Возвращение Неемии в Иерусалим и восстановление городских стен (1,1 7,3) А. Возвращение Неемии в Иерусалим (1,1 2,10) 1 . Приготовления к возвращению (1,1 2,8) 2 . Возвращение (2,9.10) Б. Восстановление городских стен (2,11 7,3) 1 . Осмотр стен и предложение начать их восстановление (1,11–18) 2 . Первая вспышка конфликта (2,19.20) 3 . Начало восстановления (3,1–32) 4 . Вторая вспышка конфликта (4,1–5) 5 . Восстановление продолжается (4,6–23) 6 . Внутренние проблемы, ставящие под угрозу восстановление стен (5,1–19) 7 . Высшая точка конфликта (6,1–14) 8 . Восстановление завершено (6,15) 9 . Разрешение конфликта (6,16 7,3) II. Возвращение изгнанных и восстановление народа израильского (7,4 –13,31) А. Возвращение изгнанных (7,4–73) 1 . Необходимость вновь заселить Иерусалим (7,4.5) 2 . Перепись возвратившихся (7,5–73) Б. Восстановление общества израильского (7,73 13,31) 1 . Возобновление завета (7,73 10,39) 2 . Освящение стен (11,1 12,47) 3 . Преобразования Неемии (13,1–31) Глава 1 12,10 Узнав о том, что стены Иерусалима в развалинах (1,1–3), Неемия, виночерпий царя Артаксеркса, оплакивает грехи Израиля (1,4–11), а затем обращается к царю за позволением отправиться в Иерусалим и отстроить городские стены. Царь уступает его просьбе (1,4–11). Неемия прибывает в Иерусалим с тем, чтобы отстроить городские стены, лежащие в руинах со времени разрушения их Навуходоносором в 586 г. до Р.Х. 1 Слова. Вероятно отсюда начинается повествование от имени Неемии (см. Введение: Автор; Характерные особенности и темы). Неемия. Это имя означает «Господь утешил». В месяце Кислеве, в двадцатом году. Ноябрь-декабрь 446 г. до Р.Х., двадцатый год правления Артаксеркса I (2,1; )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Но к каким же годам на протяжении времени от 516 г. до 332 г. следует приурочить деятельность Малахии? Историческими источниками для знакомства с этим временем являются – вторая половина книги Ездры (глл. 7–10) и книга Неемии. Описанное в 7–10 гл. книги Ездры произошло в 458–457 г. ( ). Значит, о времени с 516 по 458 г., т. е. о периоде в целых 58 лет, мы не имеем никаких исторических известий. Рассказ книги Неемии, служащей продолжением повествования книги Ездры, начинается с 445 г. ( Неем.1:1 ). Получается опять промежуток в 12–13 лет, о событиях которых мы ровно ничего не знаем. Повествования Неемии обнимают 12 лет (445–433 гг.) и затем снова прерываются на неопределенное время – ( Неем.13:6 ), после чего продолжаются беглым обзором той борьбы с нестроениями в религиозно-нравственной жизни Израиля, какую Неемии пришлось вести по возвращении в Иерусалим ( Неем.13:7–31 ). При определении времени появление известного литературного памятника обыкновенно руководятся отношением между его содержанием и событиями и явлениями той эпохи, к которой он принадлежит. Следовательно, и деятельность пророка Малахии, выражением которой служит его книга, мы должны рассмотреть в ее отношении к деятельности Ездры и Неемии, описанной в источниках для истории этого периода, и уже на основании этого можно решить, когда скорее всего мог появиться такой литературный памятник. При этом, вообще говоря, возможно, что по содержанию между книгою пророка Малахии, с одной стороны, и книгами Ездры и Неемии, с другой, не окажется никакого отношения: – в таком случае мы должны оставить всякую попытку более точно определить время деятельности нашего пророка и ограничиться лишь доселе установленными общими хронологическими рамками – между 516 и 332 годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Свящ. историк постоянно отмечает, что Господь оказывал помощь Неемии возвратиться из плена (1:5, 2:8, 12, 18) и построить стены Иерусалима (2:20), разрушал козни врагов (4:1–5, 15), одушевлял строителей (6:16), помогал чтению закона (8:6) и упорядочению общественной жизни Евреев (13:14, 29), очень часто в его книге перед началом и во время совершения всякого дела упоминаются продолжительные и горячие молитвы Неемии к Богу об успехе предпринимаемого, начинаемого и совершающегося дела и благодарные по окончании его. Часто встречается в них и характерное выражение Неемии: меня, Боже мой, во благо (1:5–11; 2:4; 4:4–5. 9; 5:19; 6:14; 8:9–10; 12:27–47; 13:14, 29, 31), коим заканчивается и вся книга, как бы богословским выводом из всего повествования (13:31). Точно также в параллель книге Ездры и другим историческим ветхозаветным книгам, книга Неемии сходна с ними, как общим теократическим своим воззрением на излагаемые события, так и отношением к личности писателя. Как Ездра мало говорит лично о себе, подобно другим священным историками, так и Неемия, хотя излагает повествование о современных ему событиях, как все лично им виденное, но о себе говорит настолько, насколько он был участником общественной жизни Евреев. Из его книги о его частной жизни, даже о жене, детях, родителях и пр., ничего не знаем. Подобно Иисусу Навину, Неемия описывается лишь по его в истории еврейского народа. А потому совершенно невозможно его книгу уподоблять Неемии. Она имеет совершенно теократически-общественный, а не индивидуальный, автобиографический характер. Историческая достоверность книги Неемии, как и параллельной ей книги Ездры, мало подвергалась сомнениям, да и невозможно серьезно сомневаться, потому что писатель был очевидцем, современником и даже личным участником всех описываемых здесь событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010