IV. Иисус Навин обращается к Израилю – A. Иисус обращается к начальникам и старейшинам колен B. Иисус обращается ко всему Израилю – 1 . Иисус делает обзор истории Израиля – 2 . Иисус призывает Израиль служить Господу – 3 . Израиль клянется служить Госиоду – V. Израиль хоронит Иисуса Навина, Иосифа и Елеазара – A. Смерть и погребение Иисуса – B. Погребение костей Иосифа – 24:32 C. Смерть и погребение Елеазара – 24:33 Жанр Книга Иисуса Навина преподносит себя как исторические заметки, и обычно перечисляется среди так называемых исторических книг Ветхого Завета. Но, как не трудно догадаться, по мере развития критики, историческая достоверность этой книги подверглась серьезным сомнениям. Во времена рассвета критики источников, ученые пытались применить составляющие Документарной гипотезы (документы J, Е, D, Р) к оставшимся историческим книгам. Эти исследования затянулись надолго из-за осознания того, что обещание земли в Пятикнижии не могло быть реализовано без повествования Иисуса Навина – а потому некоторые выдвинули идею «Шестикнижия». Первую главу книги Судей обычно относили к источнику J (Ягвисту), а поскольку книга Судей и книга Иисуса Навина, как казалось, имели некоторые несоответствия, 319 предполагалось, что главы книги Иисуса Навина отражали источник Е (Элогиста). Поскольку главы книги Иисуса Навина разбирали в большей степени административные вопросы, в особенности связанные с левитскими городами и городами-убежищами, было сделано заключение, что эта часть имела отношение к источнику Р (или Священническому источнику). Язык книги отражает фразеологию и тематику Второзакония, из чего сделали вывод, что книга Иисуса Навина также отражает и некоторые аспекты богословия Второзакония. Подход с помощью методов критики источников так сильно повлиял на исследование книги, что, в конце концов, после постоянной перетасовки источников и предполагаемых редакций, была утеряна взаимосвязь между повествованием и богословием книги. Сегодня изучение книги Иисуса Навина с помощью критики источников основательно забыто, а подходы, основанные на выявлении общей темы и первоначального единства книги, встречаются все чаще.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Связь книги Иисуса Навина с книгой Судей Проблемы возникают при попытке связать явное отличающиеся по характеру события, описанные в книге Иисуса Навина и в книге Судей. Поверхностное чтение книги Иисуса Навина может оставить впечатление массового блицкрига в Ханаан, в течение которого Израиль уничтожил все ханаанское население и их города и немедленно подчинил землю себе. Книга Судей, с другой стороны, обращает внимание на постепенный захват земли, подчеркивает неуверенность Израиля при заселении и частые конфликты с местным ханаанским населением. Полный разбор этих конфликтов не входит в задачи нашего обсуждения, но важно помнить, что у каждой книги Библии есть определенная цель – каждая хочет донести до читателя свою главную мысль. Как было сказано ранее, книга Иисуса Навина подчеркивает верность Бога, исполнение Его обещаний. Без Иисуса Навина обещания Пятикнижия оказались бы пустыми. Однако, при внимательном чтении книги Иисуса Навина можно обнаружить несколько стихов, которые показывают, что земля еще не была в полном владении израильтян, и что предстояло еще многое сделать для того, чтобы окончательно подчинить себе Ханаан (см. И. и особенно суровое предупреждение Иисуса Навина о пагубности заключения смешанных браков с коренными жителями ханаана, которые продолжали жить среди израильтян; И. Нав.23 ). Итак, главная мысль книги Иисуса Навина в том, что Бог, со своей стороны, исполнил обещание и отдал землю израильтянам. Книга Судей, с другой стороны, указывает на нежелание Израиля выполнять свою часть обещания и следовать за Господом: Иисус Навин призывает их изгнать оставшуюся часть местного населения (И. Нав.23 ), а книга Судей дает понять, что они так и не последовали этому призыву и оказались уязвимыми для искушений со стороны местных ханаанских религий, что, в конце концов, привело к отступничеству израильтян от истинного Бога. Ученые часто отмечают, что при изучении древних источников, следует обращать особое внимание на жанр и обстоятельства составления книги. Однако, при удобном случае, те же ученые часто приуменьшают целостность древних книг, чтобы с помощью так называемых «научных» требований, основанных на западной оценке, навязать тексту как можно больше противоречий. Датировка событий

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В Септуагинте (LXX) книга надписывается: . В некоторых древних списках она, видимо, могла надписываться: Nauh : «Настоящая книга надписана: И и с у с Н а в и н потому, что Иисус Навин, преемник Моисея, был вождем народа, и в ней содержится история и деяния его», – отмечает святитель Афанасий Александрийский в своем Синопсисе 2 . Это надписание перешло и в славянский перевод. В Вульгате блаженный Иероним сохранил еврейское надписание: Josue . Самым длинным надписанием является надписание в Пешитте: Kelada bar Nun Talmideh de-Musch , т.е. «Книга Иешу, сына Нуна, ученика Моисея». За бесспорность общепринятого местоположения книги в каноне говорит не только внешняя, хронологическая последовательность описываемых событий, но и внутреннее единство содержания книги Иисуса Навина с Пятикнижием. Писатель книги Иисуса Навина смотрит на свое писание как на продолжение Пятикнижия. Текстологическая и смысловая связь книги Иисуса Навина Пятикнижием, и особенно с книгой Второзакония настолько неоспоримы, что в XIX веке это давало повод представителям некоторых западных либерально-критических направлений в библейской науке вводить даже особый термин – «Шестикнижие» 3 , которым объединяются содержание и все исагогические и текстологические вопросы о Пятикнижии с книгой Иисуса Навина. В книге Иисуса Навина находили все тех же «иеговиста» («яхвиста»), «элогиста», автора «священнического кодекса», «девтерономиста». К счастью, библейская наука XX века, особенно его последних десятилетий, сделала небезуспешные попытки если и не вернуться под кров традиционного церковного понимания Священного Писания , то по крайней мере преодолеть крайности «теории источников», в плену которой так долго пребывала. Писатель книги Иисуса Навина и время ее составления. Хронологизация описываемых событий. Иудейское предание дает ясные указания относительно личности писателя книги Иисуса Навина: сам Иисус написал священную книгу, носящую его имя, а также последние восемь стихов Второзакония ( ). Последние же стихи самой книги Иисуса Навина, повествующие о его смерти, написаны первосвященниками Елеазаром и Финеесом 4 . В одной из неканонических книг Ветхого Завета мы находим косвенное подтверждение принадлежности книги самому Иисусу Навину: «Иисус Навин… был преемником Моисея в пророчествах» ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Все отмеченные особенности могут быть объяснены единственно лишь при признании исторической систематичности книги и единства ее писателя. Очевидно, это не «куча» фрагментов, а идейное историческое писание. Что касается критической гипотезы, распространенной в новой литературе, о единстве книги Иисуса Навина с Пятикнижием и термина «Шестикнижие», основанного на этой гипотезе, то все это неправильно придумано. Из вышеизложенного ясно, что книга И. Навина имеет свой особый план, свои «начало и конец», и свое определенное отношение к Пятикнижию, как исполнение к пророчеству. Эти писания различаются и по языку, причем одни и те же слова различно пишутся и употребляются в них. Так: ( Числ.22:17 ) и (Иерихон – Нав.2:2 ); ( Числ.32:33 ; ) и (войско – ); ( Исх.20:5 ; ) и (ревнитель – Нав.24:20 ) и мн. др. В книге Иисуса Навина очень редко уже употребляется и в приложении к лицам женского рода, как часто встречается в Пятикнижии. Иудейское предание никогда не знало термина «Шестикнижие», а лишь «Пятикнижие», причем всегда Пятикнижию усвоялся и особый высший законодательный и даже «высше-богодухновенный» авторитет в сравнении с другими ветхозаветными книгами, как христиане придают Евангелиям высший авторитет по сравнению с другими новозаветными книгами. О книге Иисуса Навина никогда такого мнения не было. Она занимала первое место в «пророках». Относительно времени жизни и личности писателя книги Иисуса Навина в иудейском предании существуют следующие ясные указания. По талмуду, Иисус Навин написал свою книгу и восемь стихов Второзакония (34:5–12), а последние стихи книги Иисуса Навина (24:29–33) написали Елеазар и Финеес (Baba Batra. 14а). Косвенное подтверждение этого предания можно находить у премудрого Сираха, называющего Иисуса Навина преемником Моисея «в пророчестве» ( Сир.46:1 ), писании пророческой книги, каковою в иудейском каноне считается книга И. Навина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ясною, как Божий день, окажется вся тенденциозность и бездоказательность подобных перестроек и незыблемость православно-христианского непоколебимого авторитета исторических писаний. Подробно излагать историю критического отношения к сим книгам, а равно и разные «возражения», как в большинстве повторения аналогичных вопросов о Пятикнижии, не будем. Остановимся лишь на положительно-апологетическом решении исагогических вопросов, так как оно, думаем, больше имеет значения для православного богословия, чем знакомство с часто изменяющимися и явно тенденциозными критическими возражениями, спор с коими может быть бесконечен. В сравнении с этим «спором» положительные доказательства идейности, систематичности и историчности, думаем, имеют более устойчивый и ценный характер и достоинство. Книга Иисуса Навина Надписывается книга Иисуса Навина: «Иисус Навин», потому что в ней содержатся история и деяния Иисуса Навина, преемника Моисея (Синопсис Афанасия). Эта книга повествует о переходе евреев через Иордан, завоевании и разделении земли обетованной среди евреев и последних днях жизни Иисуса Навина, до его смерти включительно (ок. до Р.Х.). По содержанию и предметам повествования, книга Иисуса Навина естественно разделяется на три части: 1) переход через Иордан и завоевание обетованной земли (1–12 глл.); 2) разделение обетованной земли среди еврейских колен (13–21 глл.); 3) увещательные речи Иисуса Навина к заиорданским коленам, построение последними жертвенника, едва не приведшее к междоусобной войне, прощальные увещательные речи И. Навина ко всем коленам и смерть его (22–24 глл.). Не касаясь обычных исагогических вопросов и подробно не обозревая содержания книги, как предметов известных из разных русских библейско-исторических пособий, займемся вопросами, имеющими особый интерес в современной исагогической рационалистической и апологетической литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 18. Книга Иисуса Навина Книга Иисуса Навина является продолжением Второзакония. Вместе с пятью книгами Моисея она составляет нечто целое, что даже первые шесть книг назывались Гексатеей, т.е. книгой из шести частей. Книга содержит историю Израиля за период, приблизительно 25–30 лет, со дня смерти Моисея до смерти Иисуса Навина ( ). Подлинность событий, описанных в книге, подтверждается историческими находками, найденными клинописями, которые описывают сношения ханаанских народов во времена Иисуса Навина. Составитель книги нигде не упоминается по имени. Некоторые критики говорят, что книга написана во времена Давида, даже позже, потому что, когда она была написана, евусеи жили в Иерусалиме. Только царю Давиду на 8-м году своего правления их удалось изгнать. Однако, согласно ( , была жива еще Раав-блудница. Можно допустить, что книга была написана ранее. У нас нет никаких оснований не приписывать ее Иисусу Навину. Библия ясно говорит о том, что Иисус Навин вписал «слова сии в книгу закона Божия.» ( ) Различные места с подробными описаниями указывают, что писавший пережил сам все то, что описал в своей книге. Во всяком случае, Иисус Навин сам записал значительные события, свидетелем которых он являлся. Талмуд также приписывает авторство Иисусу Навину. Только последние пять стихов дописаны позже Иехасом. Подлинность книги подтверждается различными библейскими источниками. Переход через Иордан (упоминается в 113 псалме), падение Иерихона, спасение Раав ( ), проклятие Иерихону (книга Царств), союз Израильтян с других событий упоминается в других книгах Священного Писания Заветов. Главная тема книги Иисуса Навина – завоевание земли обетованной. Этим завоеванием Израиль обязан только союзу с Господней. Только Господь претворил завет в родину израильскому народу. Поэтому автор книги особо подчеркивает исключительное вмешательство Бога в историю Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина Введение Автор Точно не установлено, кем и когда была написана Книга Иисуса Навина: существуют весьма противоречивые предположения от признания автором самого Иисуса Навина (такова, в частности, талмудическая традиция) до гипотезы, что книга написана неизвестным автором в поздний, послепленный, период. Имеющиеся в тексте книги замечания (напр., «до сего дня») наводят на мысль, что многие из ее источников (24,29–31) относятся к периоду между смертью Иисуса Навина и временем Самуила (ок. 1050 г. до Р.Х.). Поскольку в тексте говорится о Сидоне как о важнейшем городе Финикии (11,8; 19,28), некоторые комментаторы склонны датировать написание книги не позднее 1200 г. до Р.Х., когда эта роль перешла к Тиру. Во время описываемых в книге событий Иерусалим еще не был отвоеван у иевусеев (15,63) и Газер не был освобожден от хананеев (16,10). Тем не менее при датировке окончательной версии книги многие исследователи исходят из ее связи с Пятикнижием и книгами ранних пророков (см. Характерные особенности и темы). Введение перекликается с заключением книги Второзаконие ( соответствует , в особенности ст. 5, где Моисей впервые назван «рабом Господним»). Заключение книги Иисуса Навина (24,29–31) повторяется как Введение в Книге судей израилевых (2,6–9). Таким образом, можно предположить, что данная книга была написана неизвестным автором после смерти Иисуса Навина, но до событий, связанных с Саулом (ок. 1050 г. до Р.Х.) и его преемниками. Несомненно, целью автора было рассказать, как при жизни Иисуса Навина чудесным образом исполнились обетования Господни. Осознавая необходимость укрепления завоеванных земель, автор писал в ожидании появления нового достойного вождя, подобного Иисусу Навину, который сможет привести свой народ к окончательной победе над враждебными племенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вопрос о происхождении этой книги в большинстве исследований последнего времени рассматривается в тесной связи с вопросом о происхождении Пятикнижия. По мнению большинства новейших ученых, книга Иисуса Навина первоначально не имела отдельного и самостоятельного существования, как теперь, но составляла заключительную часть одного обширного исторического целого, которое начиналось книгой Бытия. Соответственно этому, в параллель названию – «Пятикнижие« вошло в употребление и получило право гражданства в новейшей ветхозаветной науке. Другое название – »Шестикнижие», которое признается более правильным, чем первое, и прилагается к 5 книгам Моисеевым и книге Иисуса Навина, как одному литературному целому. Выделение книги из целого и помещение во главе писаний пророческих, по мнению ученых, последовало в очень позднее время, скорее всего в послепленный период, при заключительной редакции всех св. книг ветхозаветного канона (при Ездре) 233 . Мнение о первоначальной принадлежности книги Иисуса Навина к предполагаемому Шестикнижию опирается на следующие основания: 1) По всем шести книгам строго и последовательно проведен один и тот же план, так что Пятикнижие Моисеево было бы непонятно без книги Иисуса Навина: ему недоставало бы необходимого заключения. Равным образом, и книга Иисуса Навина во всех своих частях примыкает к предшествующему повествованию Пятикнижия, составляя его непосредственное продолжение. 2) В ней можно проследить те же первоисточники, те же разнообразные приемы повествования и филологические особенности, которые научно-критический анализ открывает в книгах Моисеевых: знакомые читателю из Пятикнижия Иеговист 1-й, Элогист, или по другим Анналист, Теократ и повествователи-пророки снова встречают его и в книге Иисуса Навина. И автор Второзакония (девтерономист) оставил в ней ясные следы своих характеристических литературных приемов и свойственных ему религиозных воззрений; по местам есть признаки участия в составлении книги нескольких разновременных редакторов; вообще дух, характер, стиль, язык и состав книги Иисуса Навина одни и те же, что и в книгах Моисеевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Так, еще древнейшие раввины признавали 20-ю главу книги Иисуса Навина, где говорится о назначении городов для убежища, в значительной части заимствованною из 35-й главы книги Чисел и распространяли это заключение и на многие другие отделы книги. В талмудических трактатах и древнейших мидрашах (толкованиях) иногда прямо высказывается, что книга Иисуса Навина есть прибавление к Пятикнижию, и вместе с Пятикнижием она противополагается другим писаниям Ветхого Завета: «Не согреши Израиль, – не было бы ему дано ничего кроме 5/5 закона и книги Иисуса», сказано в трактате Недарим 236 . Несомненно, что автор, при написании ее, непрестанно имел в виду книги Моисеевы, особенно конец книги Чисел и Второзакония. Это ясно открывается, напр., из 34-й главы Второзакония. «И умер Моисей,... и погребен в долине в земле Моавитской... и оплакивали (его) сыны Израилевы на равнинах Моавитских (у Иордана близ Иерихона) 30 дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее. И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки, свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею». Эти слова составляют очевидный переход к повествованию о деятельности Иисуса Навина. В начальных стихах 1-й главы книги Навина буквально повторяются от лица Иеговы те же самые наставления, которые Моисей в 31-й главе Второзакония перед смертью дал сынам Израилевым и Иисусу. В 8-м стихе (той же главы) находим замечательное выражение: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих» – «сия книга закона» – сочетание, свойственное Второзаконию. Поэтому с полным правом можно утверждать, что рассматриваемая книга непонятна в отдельности от книг Моисеевых, но никак не наоборот. Книги Моисеевы, содержание которых, как мы говорили, расположено в простой хронологической последовательности, а не по какому-либо особенному плану, настолько же понятны без книги Иисуса Навина, насколько последняя понятна в отдельности от Судей. Нет ничего удивительного в том, что один автор продолжает хронологическую нить событий с того места, где ее оставил другой. Если бы даже автор книги Иисуса Навина взялся выполнить план, начатый, но неоконченный писателем книг Моисеевых, то и из этого обстоятельства еще нельзя было бы делать заключение о тождестве авторов. Решающее значение в подобного рода вопросах должен иметь сравнительный филологический анализ, и его результаты могут составлять единственное веское доказательство в пользу принадлежности или непринадлежности отрывка к определенному литературному целому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

В новое и новейшее время в Европе приверженцев подлинности авторства книги было немного по сравнению с их оппонентами, особенно с того времени, когда теория «мозаичности» Ветхого Завета, предполагающая его неоднократное редактирование, выдвинутая в XVIII веке Астрюком, была подхвачена в XIX-м Велльгаузеном и развита как так называемая «теория источников». Но они все же были, защитники традиционного взгляда, например, Вожье 11 и Кейль. Последний в своем комментарии к кн. Иисуса Навина 12 отстаивает авторство Иисуса Навина, считая, что выражение принадлежать только очевидцу 13 . Но несравненно более было и есть тех, кто отрицает принадлежность книги самому Иисусу. Еще Альфонс Тостат выдвинул теорию, согласно которой книга составлена Соломоном 14 . Майс приписывал ее Ездре, будто бы имевшему в своем распоряжении старинные документы о событиях, изложенных в этой книге 15 . Кардинал Минан придерживался мнения, что книга – позднейшего происхождения и написана в большей своей части до плена на основании документов, составленных в древности, непосредственно вслед за событиями 16 . Резко критического направления придерживались Штеурнагль и Хольцингер. «Теорию источников» Астрюка-Велльгаузена разделяли и разделяют многие. Кучу фрагментов находили в книге Иисуса Навина Нахтигаль, Бертольд, ван-Геверден, Штейдель, не разъясняя, как из этой «кучи» образовалась цельная книга. Блекк считал книгу делом «девтерономиста», изложившего при Ездре и Пятикнижие. (Этого, доселе широко распространенного взгляда придерживался протоиерей Александр Мень). Шрадер, разделив между четырьмя писателями Пятикнижие, разделил вместе с Пятикнижием и книгу Иисуса Навина. Рейс находил в книге Иисуса Навина руку трех писателей Пятикнижия – «яхвиста», «элогиста» и автора «священнического кодекса». Кнобель и Эвальд приписывали семи или даже восьми (!) писателям Пятикнижия и эту книгу. Баудиссин и Кауч также усматривали в книге Иисуса Навина руки «яхвиста», «элогиста», «девтерономиста» и автора «священнического кодекса» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010