Еще раз повторюсь, Виталий, эти тексты (и множество других, им подобных) - не для Вас, но для желающих услышать. А Вам оставляю апостольское пожелание - утешайтесь надеждой. Виталий Мигузов, Воронеж 21 мая 2017г. 00:58 о. Евгений, в том то и дело, что свт. Иоанн Златоуст и другие отцы - не знали церковнославянского языка. Когда приводят их цитаты, никогда нельзя забывать, что даже и после синодального перевода принято Евангелие цитировать в церковнославянском варианте (так сразу угадывается разница в том, кому принадлежат слова). Вот Вы привели ПЕРЕВОД слов свт. Иоана Златоуста:// " и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную " (Матф. 25:46). Итак, если будет жизнь вечная, то и НАКАЗАНИЕ вечное.// Обратите внимание - текст Евангелия остается неизменным, а слова святителя уже другие - он говорит про наказание. Переводчик не меняет то, что нельзя, а вот пояснение - переводит правильно. Ведь именно об этом говорит апостол Павел: Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:23). Все в полном соответствии. Вы же не станете утверждать что апостол не прав? Наказание вечное - это ни когда червь жует-жует, и никак сжевать не может, а в том что наказание навсегда, оно неизменно, т.е. не будет восстановления грешников после Страшного суда, не будет уже покаяния или ещё Воскресения другого, кроме одного всеобщего. Поэтому есть четких два правила (не только к разбираемым словам свт. Иоанна Златоуста). 1.Как только увидели перевод в единственном числе " муку вечную " - следует поменять муку на " наказание " со смыслом в виде вечного отделения - и всё сразу на месте (смотрите - святитель говорит про дев. Не говорится же в Евангелии, что их повели мучать, а то что они уйдут). 2. Как только увидели//подвергнемся нестерпим ым мучени ям //, то есть во множественном числе и нет добавления слова " вечное " - это святитель говорит о мучениях грешников после смерти первой, но до Страшного суда. Ведь эти слова святитель говорит о Содомлянах: " Не видишь ли и здесь ПОЧТИ бесконечное наказание? " В оригинале там точно не применяется слово " коласин " , а применяется одно из девяти греческих слов со смыслом " мука " . Содомляне тоже придут на Страшный суд (так Христос говорит- " Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому " . Лк.10:12).

http://bogoslov.ru/article/5350519

О книжности и способности к учительству романо-борисоглебского попа Лазаря говорит его обширная челобитная против новоисправленных книг, которая опровергается в книге: Жезл правления. Неронов, Аввакум, Даниил, Логгин и другие протопопы и священники, рассеянные по разным городам московского государства, ревновавшие о подъеме нравственно религиозной жизни духовенства и всего народа, составляли из себя, в кружке ревнителей благочестие, особую группу, которую мы, в отличие от кружка ревнителей столичных (о них речь ниже), назовем провинциальною, так как в некоторых своих воззрениях эта группа существенно разнилась от воззрений группы столичных ревнителей, вследствие чего между ними, с течением времени, и произошел разрыв, вызвавший раскол в русской церкви. Об общем характере деятельности провинциального кружка ревнителей Неронов в своей челобитной царю из Спасокаменного монастыря, от 2 ноября 1653 года, говорит так: «а при отце твоем Цареве, блаженные памяти при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, те страдальцы (т. е. Аввакум, Даниил, Логгин и Лазарь) многа лета были, и порока в них, государь, никакова к вам, государем, не явилося... А они в те лета беспрестанно к вам, государем, на всякие бещинныя извещали, и святейшим патриархом блаженные памяти, и прочим властем о утверждении святых церквей, что вам, государем, вестно было. И вы, государи, ко утверждению церкви, вышняго Бога помощию, десницею своею помощь подавали». И в послании к царице, от 2 мая 1654 года, тот же Неронов говорит: «яко же и древле начальник веры и спас душ наших владыка Христос зависти ради пострада от жидов; сице и тии (т. е. Аввакум, Даниил и др.) мучени, и томлени, и изгнани ради проповеди закона, и ради учение, и за еже понуждати им на благое всех человек, ревность имуще, да не един от христиан правого пути погрешить, но вси спасение да улучать и чисти пред сотворшим ны предстанут в день праведного суда, иже и воздаст комуждо по делом Таким образом, по заявлению самих провинциальных ревнителей, их особенная задача и призвание состояли прежде всего в том, чтобы они «на всякие бещиные извещали государем», и чтобы патриархам и другим властям подавали челобитные «о утверждении святых церквей» т.

http://sedmitza.ru/lib/text/439633/

Не говорим о том, что св. Иоанн Богослов выражается о грешниках, что они будут мучени во веки веков ( Апок. 14:11; 20:10 ): каковое выражение (ες τος ανας τν ανων) употребляет он для обозначения как вечности блаженства праведных ( Апок. 22:5 ), так и вечности Господа Бога ( ), а другие свящ. писатели нового Завета – для обозначения вечности славы, подобающей Господу Богу ( 1Пет. 4:11; 5:11 ; Гал. 1:5 ; Флп. 4:20 ; 1Тим. 1:17 ; 2Тим. 4:18 ; Евр. 13:21 ). Умалчиваем, равным образом, и о том, что Церковь Христова во все времена исповедывала догмат о вечности мучений грешников, как видно и из сочинений ее св. отцов и учителей, живших до того времени, когда несториане были еще чадами Православия 153 . В третьем веке Ориген предлагал учение о восстановлении людей и демонов в первобытное состояние (ποκατστασις τν πντων) и потому отвергал вечность будущих мучений, ожидающих грешников 154 ; но такое суемудрие, отринутое современниками Оригена , анафематствовано было св. отцами на пятом вселенском соборе 155 . В четвертом веке евномиане, как бы забыв о правде, истинности и верности Господа Бога по отношению не к одним обетованиям, но и к угрозам, учили, будто Он только угрожает грешникам вечными мучениями в будущей жизни, дабы удержать их от грехов, а на самом деле как милосердый, не подвергнет будто бы их оным 156 ; но слышали строгое обличение от блюстителей Православия и были осуждаемы за такое вольномыслие. В том же веке некоторые, упустив из виду, что тяжесть греха должна быть измеряема не одним продолжением греховного действия, но частию еще величием лица, против которого совершается грех , частию порочностью греховного действия и ожесточенностию согрешающего, частию важностью и ясностью закона, воспрещающего делать то или другое, частию большим или меньшим количеством побуждений к тому, чтобы разумно-свободное существо удержало себя от известного греха, и проч. и проч., объявляли, будто вечные наказания грешников не согласны с правосудием Божиим, аки не соразмерные с краткостию временных преступлений; но и такие лица также строго были обличаемы и осуждаемы 157 : так как вечность мучений и согласна с благостию Божиею, которая отнюдь не состоит в том, чтобы позволять зло и даже уполномочивать его, и нисколько не противоречит понятию о правосудии Божием, которое одно вполне ведает, чем определяются величие и важность греха 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

3:9) и нива именно на доброй почве разведенная (Мф. 13:23); так как вы представляете собой здание, построенное на утесе (Мф. 7:24), то в качестве здания Божия станем пепоколебимо против непогоды (Лк. 6:48) и, будучи Божией нивой, не будем нкзлом опечаливаться, ни скорбью и гонением, какие настают из–за слова, ни забавами сего мира, или обольщением богатства, или удовольствиями жизни (Мф. 13:19–22; Мк. 4:15–19; Лк. 8:12, 14) -пренебрежем всем этим. Восприняв в себя свободный от забот дух мудрости (Еф. 1:17), обновим его в себе; устремимся к неложному богатству; поспешим в усладительный сад рая (Быт. 2:8), при всякого рода злоключениях проникаясь мыслью, что наше кратковременное легкое страдание доставит нам в безмерном преизбытке вечную славу, если взор наш мы будем обращать не на видимое, а на невидимое (2 Кор. 4:17—18).  И то важно знать нам, что изречение об Авеле, который умерщвлен был человекоубийцею и злодеем Каином (Быт. 4:8), приложимо ко всем, чья кровь проливается невинно. А именно, мы можем думать, что слова: Голос брата твоего вопиет ко Мне с земли (Быт. 4:10) — применимы и ко всем мученикам, ибо голос их крови вопиет от земли к Богу. И подобно тому, как мы искуплены драгоценною кровию Иисуса (1 Пет. 1:19; 1 Кор. 6:20), между тем как Сам Он получил имя выше всякого имени (Флп. 2:9), точно так же, может быть, искуплены будут многие кровью и мучени–ников; сами же они возвышены будут более, чем если бы были только праведниками, а не мучениками. Вот причина, почему по большей части мученическая смерть называется возвышением, что видно из слов: Когда Я от земли возвышен буду, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32). Прославим посему Бога и мы, возвышая Его своей смертью, потому что мученик своей смертью прославляет Бога. И этому научены мы точно так же Иоанном, который говорит: Cue же говорил Он, давая разуметь, какою смертию прославит Бога (Ин. 12:33; 21:19). Вот что, насколько хватило у меня сил, мог я написать вам, (Амвросий и Проктет]; и одного только желал бы, чтобы это принесло вам пользу в нынешнем подвиге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Рано или поздно, но совершится, таким образом, устроение всех (ποκατστασις των πντων, — Деян 3, 21), т. е. восстановление всей твари в состояние совершенства и блаженства. Тогда-то и будет достигнута последняя цель домостроительства, и Бог будет всяческая во всех (1 Кор 15, 28). Наиболее видным представителем этого воззрения в древности был Ориген; в настоящее время оно также имеет немало защитников. Другие же из противников учения ο вечности мучений утверждают, что не призванные к блаженной жизни подвергнутся совершенному уничтожению или внешней силой, т. е. силой Божией, или же через внутреннее саморазложение души, самоугасание в ней жизни, как не имеющей в себе залога бессмертия (в древности Арновий Африк., в новейшее время социниане и многие из протестантских богословов). Ho откровение, утверждая всеобщность воскресения. т. е. как праведных, так и нечестивых, с совершенной ясностью учит, что мучения будут вечны. И. Христос на последнем суде стоящим ошуюю скажет: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его… И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный. В откровении Иоанна говорится, что адские мучения будут продолжаться во веки веков: диавол и его орудия мучени будут день и нощь во веки веков (Апок 20, 10), что дым мучения их (поклоняющихся зверю и образу его и приемлющих начертание его) во веки веков восходит, и не имут покоя день и нощь (14, 11; сн. 2 Сол 1, 9–10; Иуд 13 ст.). Выражение во веки веков (превосходная степень) не допускает иного истолкования, как в смысле нескончаемой вечности. И ο блаженстве праведников ап. Иоанн выражается так же: воцарятся во веки веков (Апок 22, 5). Защитники апокатастасиса стараются ослабить силу этих свидетельств Писания, утверждая, что слова: век (αιν), вечный (αινιος), во веки (ες τοζ αινας), будто бы в приложении к будущим мучениям означают неопределенно продолжительное время, но не бесконечное продолжение времени, что вообще в Писании они не всегда имеют свое собственное и буквальное значение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Те лица, от которых он только и мог ожидать серьезного противодействия себе, находились далеко от Москвы, в ссылке; царь оказывал ему безусловное доверие и предоставил ему в церковных делах полную свободу действий; власти, бояре и весь народ уже ранее клялись ему беспрекословно подчиняться всем его архипастырским распоряжениям. И однако же, не смотря на все это, Никон встретил сильные препятствия на пути к осуществлению церковной реформы, и открытое решительное сопротивление всем своим реформаторским распоряжениям. Противодействие исходило от его бывших друзей — ревнителей, которые, не смотря на свою ссылку, очень чувствительно давали знать о себе Никону. Пользуясь своими прежними связями и особым положением в Москве, они обращались с своими челобитными к царю и царице, а также и к царскому духовнику, чтобы они защитили их от Никона, который несправедливо гонит их и преследует, причем самих себя они выставляли мучениками за правду, страдальцами за ревность по благочестии. Так Неронов, который теперь стал во главе своих опальных друзей ревнителей и всех вообще противников Никона, пишет царице: «тии (Павел, Даниил, Аввакум, Логгин) мучени и томлены, и изгнани ради проповеди закона, и ради учение, и за еже побуждати им наблагое всех человек, ревность имуще, да не един от христиан правого пути погрешите, но вси спасение да улучат и чисти пред сотворшим ны предстанут в день праведного суда, иже и воздаст комуждо по делом его». Ревнители не ограничивались тем, что представляли Никона человеком жестоким, несправедливым, гонителем людей, ревнующих о правде и благочестии. Указывая всем на единоличное распоряжение Никона о поклонах и перстосложении, они на первых уже порах стали открыто и настойчиво заявлять о том, что русскому благочестию грозит от Никона серьезная опасность. «Не наша бо страдания, пишет Неронов в своей первой челобитной царю, от 6-го ноября 1653 года, нудят нас к тебе, государю, вопити, ниже скорбей и мучений наших моление к тебе, государю, приношу; но страх держит мя о сем, дабы благочестие истинне в поругании не было и гнев Божий да не снидет...

http://sedmitza.ru/lib/text/439642/

Ино егда благоверный великий князь Иван Васильевич всея Руси и сын его благоверный великий князь Василей Иванович всея Руси с нашим смирением и со всеми святители и со всем освященным собором повелеша испытание творити о еретицех, паче же рещи о отступницех и многим свидетелем истинным ставшим на еретики и обличившим их о их жидовъских и скверных делех, и повеле благочестивый великий князь Иван Васильевич всея Руси и сын его благоверный великий князь Василей Иванович всея Руси иже жидовъская мудроствующих, овех огню предати, овех же языки изрезывати и инеми казньми казнити. Они же видеша таковую свою беду, вси начаша каятися, не хотяще огнем сожжени быть и иною горькою смертию умърети. А божественная писания повелевают на покаяние приимати по своей воли, а не по нужи кающихся. Великий Василие пишет о сем, правило 5-е: на коньчину жития дошедшаго еретика и кающась без рассужения и без испытания не подобает приимати, но испытати покаяние; аще истинно есть и аще плоды имат, свидетельствующа на подщание ко спасению, что же суть: аще обличают свою ересь и грехи его со слезами и сокрушенным сердцем исповедает, милостыня творит, и ина таковая спасения показует дела, — да будет прият. Сия убо Великий Василие пишет о еретицех, иже на кончине жития, приходя своею волею ко християнъстей вере, а не о отступницех, иже Христа отвергошась. О тех бо писано преж сего правило Великаго Василия и Григорья Нисскаго, иже преж написал о отвергъшихся Христа и паки своею волею кающихся, а не мук ради, яко ж нынешнии отступницы и отметницы, иже доньдеж не мучени быша, — ни един же от них не покаяся; а егда ж начаша их горким смертем и страшным мукам предаяти, — тогда начаша каятися. О сих убо покаяние и обращении ни в котором же писании даж до нас дошедших книг нигде же писано есть, како сих приимати покаяние и исповедание и како искушати, аще истинно каются или лестно, яко ж и преже сего каяшась лесьтно. Аще и великий Мефодие Исповедник отвергъшимся Христа урок летом положи кающимся отступником, но тем, иже своею волею кающимся, а не иже осуженым на смерть.

http://sedmitza.ru/lib/text/433625/

 В Африке латинской, находившейся под управлением Мак–симиана, гонение было и должно было быть. Максимиан был такого жестокого характера, что Диоклетиану стоило намекнуть на что–либо жестокое, чтобы Максимиан с удовольствием взялся за это. Поэтому в Африке гонение поведено было круто, но, сильно разгоревшись, скоро погасло и не имело такого значения, как на востоке. Как только оно стало затихать, христиане стали принимать меры, чтобы не раздувать пожара. Во главе карфагенской церкви стоял тогда епископ Менсурий. Особенный колорит гонение в Африке получило потому преимущественно, что там обращали внимание на священные христианские книги и требовали их сожжения. Менсурий держался воззрений весьма умеренных, внушаемых пастырским благоразумием, и не считал нужным от ревностного стояния за Христа переходить в прямой вызов языческим гонителям, и употреблял все возможные для него меры, чтобы ослабить столкновение между христианами и языческою властию. Опасность выдачи священных книг он предотвратил тем, что положил в той базилике, в которой предполагалось произвести обыск, вместо священных книг еретические сочинения, чем языческие власти и удовлетворились и не сочли нужным вести дело далее, когда подмена была открыта. Менсурий предполагал, что многие африканские ригористы к этой мере отнесутся довольно неодобрительно. Поэтому он имел переписку по этому вопросу с Секундом ти–гизиским, представителем крайнего ригористического воззрения. В ответе Менсурию Секунд отнесся к его практике с довольно ясным порицанием. Он говорил, что не считает даже возможным делать подобные послабления, ссылаясь в оправдание своей строгости на пример Елеазара, который не только не хотел вкусить мяса запрещенного, но даже отказался от предложенного ему мяса, законом дозволенного, чтобы не подать повода думать, что он изменяет своей отеческой вере.  Отношение Менсурия к мученичеству вообще было таково, что могло навлечь на него только негодование неразумных ригористов. В то время сами языческие власти запада старались сколько возможно ограничить число христианских мучени–честв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

" И сниде огнь от Бога с небесе, и пояде я " – в таких же чертах изображал поражение свирепых полчищ Гога и св. пророк Иезекииль (38:18-22; 39:1-6). Это изображение гнева Божия, который прольется на врагов Божиих при Втором Пришествии Христовом. " И диавол льстяй их ввержен будет в езеро огненно и жупелно, идеже зверь и лживый пророк: и мучени будут день и нощь во веки веков " – такова будет вечная участь диавола и его слуг, антихриста и лжепророка: они будут обречены на нескончаемые адские муки (ст. 7-20). За этой окончательной победой над диаволом последует всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд. " И видех престол велик бел, и Седящаго на нем " – это картина всеобщего суда Божия над человеческим родом. Белизна престола, на котором восседает верховный Судия вселенной, означает святость и правду сего Судии... " Егоже от лица (то есть от лица Господа Судии) бежа небо и земля, и место не обретеся им " – этим изображаются великие и страшные перевороты во вселенной, которые произойдут перед последним Страшным Судом (ср. 2 Петр. 3:10). " И видех мертвецы малыя и великия стояща пред Богом, и книги разгнушася, и ина книга отверзеся, яже есть животная: и суд прияша мертвецы от написанных в книгах, по делом их " – разгнутые книги символически обозначают собою всеведение Божие, которому известны все дела людей. Книга жизни только одна, в знак малого количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение. " Раскрытые книги " , говорит св. Андрей, " означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть " книга жизни " , в которой написаны имена Святых " – " И даде море мертвецы своя, и смерть и ад даша своя мертвецы: и суд прията по делом своим " – мысль здесь та, что все люди без всякого исключения воскреснут и предстанут на Суд Божий. " И смерть и ад ввержена быста в езеро огненное: и се есть вторая смерть. И иже не обретеся в книзе животней написан, ввержен будет в езеро огненное " – это сказано в том смысле, что прославленные и спасенные люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под " огненным озером " и " второю смертью " разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни (ст. 11-15).   Глава двадцать первая. ОТКРЫТИЕ НОВОГО НЕБА И НОВОЙ ЗЕМЛИ – НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ Вслед за тем св. Иоанну была показана духовная красота и величие нового Иерусалима, то есть Царства Христова, имеющего открыться во всей своей славе во Второе Пришествие Христово после победы над диаволом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

2Макк.4:38 " и на том самом месте, где он злодейски погубил Онию, казнить убийцу, чем Господь воздал ему заслуженное наказание (κλασιν ). Учитывая, что орудия убийства - мечи, понятно и почему применяется слово kλασις - отсечение. Виталий Мигузов, Воронеж 06 июня 2017г. 11:47 //...слово " смерть " , равно как слово " жизнь " , не производит множественных чисел//. Эти слова Юрия Визбора очень важно привести ввиду обсуждения статьи. Дело в том, что в личной переписке, (впрочем и здесь), оппоненты постоянно приводят доводы о " вечн ых мук ах " , а не о " вечн ой мук е " . Это различение - " лакмусовая бумага " , которая сразу помогает увидеть подделки под " наказание-отлучение вечное " Мф.25:46. И к нашей теме опять таки Юрий Визбор: " Не путай конец и кончину... " . Конец земной жизни у грешников продолжается мучени ями в аду, кончин а - участь грешников как неизбежное следствие отлучения от Бога после Страшного суда. Виталий Мигузов, Воронеж 22 июня 2017г. 12:56 " Прочёл то, что Вы мне прислали (не сказать, чтобы вчитывался в каждое слово - там очень много повторяющихся вещей, но именно касательно Мф 25:46). Также просмотрел это и некоторые другие места в более, чем семидесяти переводах Библии на английском, а также русском, болгарском, сербском, украинском языках . В большинстве английских переводов употребляется выражение " eternal/everlasting/unending/age-during punishment " ( " вечно наказание " или " вечна мъка " в болгарских переводах; " вечна казна " в Македонской Библии; " biчha кара " в одном из украинских текстов). В нескольких английских переводах это место передано в страдательном залоге " these will go off/away to be punished forever " ( " эти уйдут чтоб быть мучимыми вечно " дословно). Но встретились и " нестандартные " переложения, напр., в переводе Джона Уиклиффа 1395 года это переведено " eternal torment " ( " вечная мука/мучение/терзание " ), в Женевской Библии 1599 года " these will go into eternal pain " ( " в вечную боль " ). В the Message Bible 1993 года (текст этого перевода очень идиоматичен): “Then those ‘goats’ will be herded to their eternal doom ( " погибель " ), but the ‘sheep’ to their eternal reward.”

http://bogoslov.ru/article/5350519

  001     002