А в 1395 году по просьбе великого князя Василия I, который с войском стоял под Коломной, готовясь встретить Тамерлана, уже взявшего Елец и двигавшегося к Москве, митрополит Киприан с духовенством крестным ходом перенесли Владимирский образ в Москву, что, по преданию, и спасло город — Тамерлан безо всякой видимой причины развернул свои полки. После этого на Кучковом поле, на месте, где московское духовенство встречало икону, в честь этой встречи (сретения) был построен Сретенский монастырь (в XVII веке его перенесли на нынешнее место на Большой Лубянке) и установлено всероссийское празднование. Подробнее об этом читайте: В тот год на Русь надвигалась тьма, но случилось чудо: история Сретения Владимирской иконы Божией Матери В 1552 году накануне Казанского похода Иван Грозный молился перед Владимирской иконой, но в поход ее не взял — оставил в Москве как защитницу города. Перед ней венчались на царство русские цари, в чине Большого крестного хода ее выносили из Успенского собора как главную святыню. «Матушка Русь, законов которой никто не знает» В XVII веке знаменитый царский изограф Симон Ушаков создал композицию «Древо государства Российского», или «Похвала Богоматери Владимирской»: в центре в овальном медальоне изображена Богоматерь Владимирская, внизу — Московский Кремль; из недр Успенского собора прорастает древо, по сторонам от которого стоят Иван Калита и митрополит Петр, а в ветвях — медальоны с портретами царей, патриархов, митрополитов, царевен и царевичей, святых и блаженных, в руках у которых свитки с текстами акафиста, славящего Богородицу (с 1930 года эта икона хранится в Третьяковской галерее). Этот образ словно подтверждает мысль философа и публициста Василия Розанова о том, что «есть две России: одна — Россия видимостей, громада внешних форм с правильными очертаниями, ласкающими глаз; с событиями, определенно начавшимися, определенно оканчивающимися, — “Империя”, историю которой изображал Карамзин, разрабатывал Соловьев, законы которой кодифицировал Сперанский. И есть другая — “Святая Русь”, “матушка Русь”, законов которой никто не знает, с неясными формами, неопределенными течениями, конец которых непредвидим, начало безвестно: Россия живой крови, непочатой веры, где каждый факт держится не искусственным сцеплением с другим, но силой собственного бытия, в него вложенного».

http://foma.ru/vladimirskaja-ikona-bozhi...

В с. Малыгине церковно-приходская школа открыта в 1869 году. К 1 января 1885 г. состояло 13 мальчиков и 1 девочка. Учащихся в 1892 – 93 учебном году было 24.  Престолов в церкви два: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезе теплой – во имя Святого Николая Чудотворца. Над главным престолом устроена сень на четырех деревянных столбах с иконою Господа Саваофа (на холсте). Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон наиболее замечательна икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе с короной из жемчуга и разноцветных камней; икона эта местными прихожанами и жителями окрестных селений почитается рукотворной; на праздник 8 июля стекалось множество богомольцев. Письмо иконы очень древнее. Другая старинная икона Святого Николая Чудотворца в серебряной вызолоченной ризе. В 1863 году пожертвован в церковь ковчег серебряный вызолоченный, на нем надпись: «пожертвован в Казанскую села Малыгина церковь крестьянином А.И. Смирновым по чудесном исцелении Казанскою сею Божиею Матери от смерти»… Святых сосудов: три серебряные вызолоченные и одни оловянные с резными изображениями Апостолов и креста (найдены местным священником под престолом). Из крестов замечательны: восьмиконечный серебряный вызолоченный. На нем надпись: «Животворящее древо, Иоанна Предтечи, Андрея Первозваннаго, Матфея Евангелиста, Марка, Луки, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Иоанна Милостиваго, Петра Митрополита, Алексия, Ионы и Филиппа, Гурия и Варсонофия Казанских, Архидиакона Стефана, великомучеников Димитрия и Георгия, Феодора Стратилата, великомучеников Никиты, Пантелеймона, царевича Димитрия, великомученицы Варвары, Преподобнаго Ефрема Сирина, Преподобнаго Сергия, Александра Свирского и Прокопия Декаполита». Кем приложен этот крест, неизвестно. С частицами Святых мощей был и другой тельный крест, висел он на Казанской иконе Божией Матери. Напрестольное Евангелие, печати 1716 года. Из богослужебных книг старинная Осмогласник, приложена в 1775 году приказным Троицкой Лавры П. Архиповым. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1822 года, исповедные росписи с 1825 года. В архиве хранилась храмозданная грамота, данная Епископом Переславским Антонием в 1775 году. 

http://sobory.ru/article/?object=30801

Внимательно изучив «Древо» в процессе подготовки выставки, эксперты смогли уточнить дату его создания. Как выяснилось, эта икона на пять лет старше и написана Ушаковым в 1663 году. Наследник Византии Реставрационные исследования позволили уточнить датировку еще одной знаменитой ушаковской иконы из того же храма — самого раннего из созданных им образов Спаса Нерукотворного. До последнего времени первоначальный авторский слой находился под частичной записью XVIII–XIX веков. После его раскрытия оказалось: предыдущее прочтение года создания как 1658-го неверно, икона тремя годами моложе. Это обстоятельство хорошо объясняет всё те же ясно читающиеся новаторские мотивы в живописных приемах, приближающие изображение к натуральности. Позднее русский иконописный стиль, при котором образ приобретает собственный объем, назовут живоподобием. Но вплотную разработкой его принципов Ушаков получает возможность заняться только с переходом в Оружейную палату в начале 1660-х годов. Предыдущие же его иконы — времен службы в Золотой (а ранее в Серебряной) палатах кремлевских государевых мастерских — созданы в традиционной манере. Они встречают посетителей у входа на выставку. Это Владимирский образ Божией Матери, «в меру и в подобие» скопированный в 1652 году с находившегося в Успенском соборе исторического оригинала (ныне — в домовом Никольском храме ГТГ), и Казанская икона Божией Матери (1658). Еще одна работа-копия — Кик­кская икона Божией Матери для московского храма Святителя Григория Неокессарийского в Дербицах — представляет собой пример уже зрелого воплощения живоподобных принципов. Она написана в 1668 году одновременно с парным образом Христа Вседержителя. Этот тематический ряд продолжает небольшой образ Спаса Нерукотворного 1673 года (ГТГ), хранившийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры (специально к выставке он также расчищен от слоя почерневшей олифы). «Позднее, на рубеже 1660–1670-х годов, Ушаков начинает использовать в интерьерах и в пейзажах приемы линейной перспективы. Это хорошо заметно на иконе Пресвятой Троицы из домовой Воздвиженской церкви Таврического дворца в Санкт-Петербурге, — продолжает Шередега.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavka_sim...

Удивительный Росток из земли сухой, подающий надежду сверх надежды, вопреки всякой безнадежности. Вспомним, что девочка Матрона нашла икону на пепелище… Исаия в своем пророчестве о грядущих на Израиль бедах говорит: «Святое семя будет корнем его » (Ис.6:13) И вот, посмотрите – ныне, вопреки всякой безысходности, рядом с истинной Дщерью Израилевой, Дщерью Давидовой, Дщерью Авраамовой, от плоти и крови Ее всходит Росток живота вечного, жизни воистину новой, подобно которой еще никогда не было под солнцем. Пусть каждый жаждущий и приходящий берет воду жизни даром (Откр.22:17), ибо Он, Росток в земле жаждущей теперь стал источником воды живой, и Древом Жизни во исцеление народов (Откр.22:2). Он, Превечный Сын Божий, Сын Человеческий, Сын Мариин благословляет десницею Своею пространство перед Собою. И не случайно очертания фигуры Богоматери напоминают апсиду храма. Ибо те, кто стоят пред иконой – вошли под своды апсиды храма, угадывающегося в очертаниях главы и плеч Богоматери. Они, вошедшие и пришедшие к Трапезе Его – они с Ним, и Он для них – Древо Жизни, Господь наш и Бог наш (Ин.20:28) Радуйся, Марие, Богородице, Древо посреде имеяй жизни – Господа!( Из канона Богоматери) Здесь Тот, кто более рая, утраченного Адамом. Он Светильник Его. И ночи здесь не будет. Есть место, где странника ждут, на земле: В незапертой горнице – хлеб на столе. Усталый, он сможет за трапезу сесть. Так было и будет. Так стало и есть. Здесь рушатся сотни и сотни разлук. Здесь Чаши касаются тысячи рук. Здесь Авель, вкусивший надежды своей. Здесь землю благую обрел Моисей. Здесь снова поет Иеффаева дочь. Здесь страхи и тени отъемлются прочь. Здесь каплей воды оросится песок. Здесь грозда в точиле живительный сок вкушает и Павел, и Ной, и Адам. Здесь каждый – на Сына похож Мариам. Здесь – нищих отрада, Здесь – кротких земля, Здесь, в горнице, собрана Церковь Твоя. Читайте также: Казанская икона Божией Матери: история с продолжением Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы Казанская икона Божией Матери: как Отечество от врагов отстояли Великая Заступница [Видео] Казанская Чудотворная

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bogom...

Питающаяся соками духовной культуры православная вера сильнее всяких гонений Сегодня великий, значительный день — мы освятили кафедральный собор, вновь построенный на месте, где была обретена чудотворная икона, ставшая известной во всем мире как Казанская икона Божией Матери. Конечно, это историческое событие, ведь те, кто уничтожал в свое время святыни на этом историческом месте, были глубоко убеждены в том, что они делают доброе дело, освобождая народ от предрассудков, от всего, что мешает построить светлое будущее. У этих людей был не только личный энтузиазм и, несомненно, глубокая убежденность в собственной правоте, но и мощная поддержка всех государственных сил, и мы знаем, к чему это привело, — к попытке полностью уничтожить веру и религиозную жизнь в нашем народе. Но если бы речь шла только об идеологической борьбе, когда более прогрессивная, как считали, и научно обоснованная мысль побеждает другие мысли, именовавшиеся предрассудками, то, наверное, мы бы сегодня об этом не говорили. Однако борьба шла с опорой на всю мощь государства, и гонители не останавливались ни перед тем, чтобы репрессировать людей других взглядов, ни перед тем, чтобы уничтожать памятники духовной культуры, духовной жизни нашего народа.Вот и здесь, на месте, отмеченном порази­тельным событием обретения иконы Божией Матери, по мысли тогдашних правителей, не должно было остаться никаких признаков религиозной жизни. Но мы с вами стоим в величественном храме, построенном на народные средства, — построенном именно потому, что люди того пожелали. Значит, впустую была вся эта глупая борьба, сопровождавшаяся смертью, заключением, страданиями людей. Ибо невозможно было заглушить ростки духовной жизни, которые произрастали из глубины веков, которые питались соками величайшей духовной культуры и интеллектуальных прозрений нашего народа. Эта интеллектуально-духовная мощь возрастила древо православной веры, и куда уж было тем властям остановить течение его жизненных соков! Святейший Патриарх Кирилл (Из Первосвятительского слова в день великого освящения собора)

http://e-vestnik.ru/church/kovcheg_dlya_...

Когда 8 июля 1579 года стали копать в указанном Богородицей месте, нашли зарытую там икону. Священник храма св. Николая, по имени Ермолай, вынул из земли икону и перенес её в свой храм. Вскоре икона та прославилась многими чудесами и стала по всей Руси известна как чудотворная икона Казанская. Священник Ермолай, овдовев, вскоре затем принял монашество с именем Ермогена, впоследствии был митрополитом Казанским, а в Смутное время стал Патриархом Всероссийским и столпом земли Русской. Уже после кончины св. Ермогена, умученного голодом врагами России за его стойкость, его грамоты, разосланные по Руси вместе с письмами архимандрита Троице – Сергиевой Лавры преподобного Дионисия, сделали своё дело. Они всколыхнули Русь, и из Нижнего Новгорода двинулась рать на освобождение Руси от за­хвативших её поляков. С собой она несла принесённую из Казани икону Божией Матери, обретённую некогда святителем Ермогеном. С ней она освободила Москву, и торжественным крестным ходом русская рать вошла в Москву, неся впереди чудотворную Казанскую икону в 1612 году 22 октября, каовой день стал праздноваться с тех пор и празднуется ныне всей Россией. В память того в Москве была построена церковь , в которую поставлен точный список иконы. А когда Царь Пётр вернул России берега Невы, утерянные ею в лихолетье, и построил там новую столицу, в ней была устроена и обитель имени св. Александра Невского. Туда, на берега, прославленные мужеством святого князя Александра, были перенесены из Владимира его святые мощи, а в построенный величественный собор во имя Казанской Божией Матери была постав­лена чудотворная Её икона, обретённая в бывшей столице царства татарского, пред которым некогда смирился Великий Князь Александр, подготовивший своим смирением победу над ним, объединение и величие земли Русской. Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, – всех святых, которых возрастила Русская Церковь , Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и Блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых, в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, ещё и до Великого Князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России, ещё и прежде того, как они вошли в состав земли Российской, просияли святыми угодниками Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

На нижней стороне креста имеется следующая надпись: « мощи пророка Захарии, апостола Петра, апостола Вараввы, архидиакона Стефана, Иоанна архиепископа, Филиппа митрополита, Гурия Казанского, Варсонофия Казанского, Арсения епископа Тверского, Иоанна Милостивого, Тихона епископа Парамафунского, Антины епископа Пергамаасийского, Сергия Радонежского, Александра Свирского , Макария Калязинского, Кирилла Белозерского, Антония Римлянина, Иоанна Дамаскина , Павла Фивейского, Прокопия Устюжского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, великомученика Пантелеймона, Иакова Перского, Евстафия Антиохийского , великомученика Меркурия. 5. Небольшой серебряный крест с круглою рукояткой, чеканный. На нижней гладкой стороне креста разная надпись следующая: «часть гроба Господня, святого Антипа передний зуб, преподобномученицы Параскевы, мощи великомученика Георгия, Мощи святого Нила Столбенского, мощи святого Андроников, иже на дивной горе». 6. Небольшой серебряный ковчег. На передней позолоченной стороне резное изображение распятия; на нижней надпись: «древо креста животворного, камень из пещеры, где Господь молился, свеча благодатным огнём загоралась, камень горы Елеонская, мощи великомученицы Прасковеи, от разных мощей одежда. 7. Икона Успения Божией Матери, высотою 6 1/2, шириной 9 вершков, в серебряной чеканной ризе, с мощами в углублении с лицевой стороны неизвестных святых. 8. Крест преподобного Дионисия архимандрита Троицкой Сергиевой Лавры, длиною 4 1/2, в перекрестье 2 1/2 вершка, деревянный, обложен по сторонам, позолоченным серебром; на лицевой стороне начертано разное изображение распятия и несколько ликов разных святых; на рукояти по серебру надпись: «в лето 6891 явилась святая Богородица Юрышу мужу благоговейному и чистому житием и боящейся Бога, в пустыни, за три поприща от тахвины, сидящую на сосновом кладе, а святителя Николу чудотворца стояща, и стоя сосновые клады, сей честный животворящий крест дому Богородицы Старицкого монастыря аз обложи серебром живо начальные Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий, в лето 7188».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     21 июля 2021 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил воссозданный Казанский собор на месте обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы в Казанском Богородицком мужском монастыре и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Уважаемые высокие представители государственной власти! Дорогие братья, православные и мусульмане! Дорогие братья и сестры! Сегодня великий, значительный день — мы освятили кафедральный собор, вновь построенный на месте, где была обретена чудотворная икона, ставшая известной во всем мире как Казанская икона Божией Матери. Конечно, это историческое событие, ведь те, кто уничтожал в свое время святыни на этом историческом месте, были глубоко убеждены в том, что они делают доброе дело, освобождая народ от предрассудков, от всего, что мешает построить светлое будущее. У этих людей был не только личный энтузиазм и, несомненно, глубокая убежденность в собственной правоте, но и мощная поддержка всех государственных сил, и мы знаем, к чему это привело, — к попытке полностью уничтожить веру и религиозную жизнь в нашем народе. Но если бы речь шла только об идеологической борьбе, когда более прогрессивная, как считали, и научно обоснованная мысль побеждает другие мысли, именовавшиеся предрассудками, то, наверное, мы бы сегодня об этом не говорили. Однако борьба шла с опорой на всю мощь государства, и гонители не останавливались ни перед тем, чтобы репрессировать людей других взглядов, ни перед тем, чтобы уничтожать памятники духовной культуры, духовной жизни нашего народа. Вот и здесь, на месте, отмеченном поразительным событием обретения иконы Божией Матери, по мысли тогдашних правителей не должно было остаться никаких признаков религиозной жизни. Но мы с вами стоим в величественном храме, построенном на народные средства, — построенном именно потому, что люди того пожелали. Значит, впустую была вся эта глупая борьба, сопровождавшаяся смертью, заключением, страданиями людей. Ибо невозможно было заглушить ростки духовной жизни, которые произрастали из глубины веков, которые питались соками величайшей духовной культуры и интеллектуальных прозрений нашего народа. Эта интеллектуально-духовная мощь возрастила древо православной веры, и куда уж было тем властям остановить течение его жизненных соков!

http://pravoslavie.ru/140671.html

Описание иконы Пресвятой Богородицы Древо Пресвятой Богородицы Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Пресвятой Богородицы Древо Пресвятой Богородицы Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Древо Пресвятой Богородицы (Горний Иерусалим) " Древо Богородицы " - изображение наиболее чтимых икон Божией Матери в виде медальонов на ветвях символического дерева вокруг иконы Рождества Христова. Данную икону не следует путать с иконой " Древо Иессеево " (http://pravicon.com/icon-98), где на похожем дереве изображена родословная Иисуса Христа по линии Пресвятой Богородицы. Икону " Древо Богородицы " еще называют " Горний Иерусалим " , поскольку у самого основания дерева изображен в легкой белой дымке город, над которым имеется надпись – «Горний Иерусалим». Выше кроны дерева находится икона Троица (http://pravicon.com/icon-436). В центре изображена икона Рождество Христово (http://pravicon.com/icon-417). На ветвях, сверху-вних, по строкам слева-направо, расположены следующие иконы Богоматери: Иверская http://pravicon.com/icon-126 Достойно есть http://pravicon.com/icon-97 Смоленская http://pravicon.com/icon-234 Почаевская http://pravicon.com/icon-267 Казанская http://pravicon.com/icon-137 Донская http://pravicon.com/icon-96 Черниговская http://pravicon.com/icon-134 или http://pravicon.com/icon-354 Феодоровская http://pravicon.com/icon-342 Скоропослушница http://pravicon.com/icon-297 Млекопитательница http://pravicon.com/icon-198 Тихвинская http://pravicon.com/icon-317 Утоли моя печали http://pravicon.com/icon-341 Неупиваемая Чаша http://pravicon.com/icon-210 Знамение http://pravicon.com/icon-117 Владимирская http://pravicon.com/icon-58 Источник: PRAVICON.COM Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-02-02. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Древо Пресвятой Богородицы (Горний Иерусалим) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-727

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Древо Пресвятой Богородицы (Горний Иерусалим) " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Древо Пресвятой Богородицы Источник: PRAVICON.COM " Древо Богородицы " - изображение наиболее чтимых икон Божией Матери в виде медальонов на ветвях символического дерева вокруг иконы Рождества Христова. Данную икону не следует путать с иконой " Древо Иессеево " (http://pravicon.com/icon-98), где на похожем дереве изображена родословная Иисуса Христа по линии Пресвятой Богородицы. Икону " Древо Богородицы " еще называют " Горний Иерусалим " , поскольку у самого основания дерева изображен в легкой белой дымке город, над которым имеется надпись – «Горний Иерусалим». Выше кроны дерева находится икона Троица (http://pravicon.com/icon-436). В центре изображена икона Рождество Христово (http://pravicon.com/icon-417). На ветвях, сверху-вних, по строкам слева-направо, расположены следующие иконы Богоматери: Иверская http://pravicon.com/icon-126 Достойно есть http://pravicon.com/icon-97 Смоленская http://pravicon.com/icon-234 Почаевская http://pravicon.com/icon-267 Казанская http://pravicon.com/icon-137 Донская http://pravicon.com/icon-96 Ч[...] Описание иконы Горний Иерусалим Источник: Сайт azbyka.ru Несколько лет назад в церковных лавках появилась необычная икона. На золотистом фоне изображено цветущее дерево, на ветвях которого, словно плоды, размещены иконы Пресвятой Богородицы. При внимательном рассмотрении замечаешь, что все иконы чудотворные, относятся ко всем трем известным типам иконографии. У основания ветвей на стволе помещена икона Божьей Матери «Владимирская». Чуть выше, по обеим сторонам ствола, на ветвях две иконы «Знамение» и далее, по правую сторону вверх, размещены иконы типа «Одигитрия», по левую – «Умиление». Выше кроны дерева находится икона «Троица». На стволе, в центре, – «Рождество Христово». У самого основания дерева изображен в легкой дымке белый город, над которым надпись – «Горний Иерусалим». По словам диакона Алексия Степанова, клирика Благовещенского собора г. Павлодара (21.02.2009), «смысл данной иконы в том, что она отражает связь всех икон Богородицы, как ветвей одного дерева, которое произросло в таинстве Рождества Богочеловека Иисуса Христа в Ви[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-569

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010