А что такое «козел отпущения»? В Библии говорится о том, что когда праздновался Судный день Йом-Киппур, то  ставили двух козлов, которые должны были быть совершенно одинаковые, даже внешне которые не должны были отличаться, и даже правило такое было, что купить их надо было вместе. И бросался жребий между тем козлом, который будет принесен в Святом храме в жертву, и тем, который будет отведен в эту пустыню Азазель и брошен со скалы, и оставлен в этой пустыне. Праздник «Судный день» - это такой день, когда каждый верующий пытался понять, что он из себя представляет, ведь в реальной жизни праведные и неправедные – они мало чем отличаются друг от друга, как эти два козла, они должны были быть совершенно сходными. И только жребий решал, какой куда пойдет. Иными словами, этот обряд всех ставил как бы перед реальностью Божьего суда, чтобы каждый осознавал, что есть только два возможных решения в человеческой жизни – или действительно прожить жертвенно перед Богом, или жить без Бога, т.е. жизнь без Бога – это и есть ад, когда человек остается один на один в аду со своими собственными грехами. Поэтому «козел отпущения» - это никакой не древнеязыческий обряд, как некоторые считают, это совершенно конкретный образ. Давайте вспомним историю двух братьев – Исав и Иаков, они были близнецы, но один родился волосатым, а еврейское слово «козел» переводится как «волосатый». Есть такое предание, что до 12-13 лет они внешне почти не отличались, они двойняшки, но жизнь Иакова – это жизнь патриарха, который преданно служил Богу, а жизнь Исава – это вот неукротимые страсти, ведь козел – это еще и символ упрямства, т.е. человек раздирается всегда между религиозным началом и плотским, почти скотским, и вот выбор человек делает сам, третьего не дано. Поэтому то, что на Йом-Киппур вот этот обряд совершался, это был такой наглядный пример для всех верующих – вот, казалось бы, два одинаковых животных, но как по-разному сложится их судьба. Как Исав и Иаков – они сыновья патриарха Исаака, внуки патриарха Авраама, все условия созданы, но как один вот распорядился своей жизнью, и как другой. Поэтому «козел отпущения» - это образ жизни такого человека, который неправильно распорядился, неправильно сделал свой выбор - жребий указывает на некий выбор, но в нашей жизни мы добровольно делаем тот или иной выбор, поэтому это библейский образ, который должен нас заставить задуматься о том, что мы имеем свободную волю и мы должны правильно ей распорядиться.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТПУЩЕНИЯ [лат. caper emissarius] (см. также ст. Йом Киппур ), одно из 3 животных (овен и 2 козла), предназначенных для исполнения очистительного обряда в День очищения ( Йом Киппур ) (Лев 16. 1-34). Овна первосвященник приносил в жертву за грех за себя «и дом свой» (Лев 16. 6). Затем, поставив 2 козлов (евр.  ) «пред лицом Господним, у входа скинии собрания», первосвященник бросал «об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (   букв.- «Азазелю») (Лев 16. 7-8). Обряд отпущения (Лев 16. 22). Миниатюра из Аггады. 1370-1400 гг. (Библиотека Венгерской АН. Будапешт. Ms.Kaufman A 387) Обряд отпущения (Лев 16. 22). Миниатюра из Аггады. 1370-1400 гг. (Библиотека Венгерской АН. Будапешт. Ms.Kaufman A 387) Этимология имени Азазель до конца не ясна (в ВЗ оно встречается только в Лев 16). Предлог   может иметь как направительное значение, так и значение адресата действия. Соответственно слово   в сочетании   может быть истолковано и как имя одушевленного существа, и как географическое название (к-рое в свою очередь может быть как собственным, так и нарицательным). Имеется 3 основных варианта интерпретации слова   В Септуагинте словосочетание   передается фразой «для отпущения» (τ ποπομπα; Лев 16. 8; 16. 26). Вариант перевода в Вульгате (caper emissarius) ( Milgrom. 1991. P. 1020) исходит из прочтения слова   как    «козел отсылаемый» (букв. «уходящий»); слово   (библейско-арам.  сир.  ), «идти, уходить»,- арамейское, однако оно встречается в ВЗ, напр., в Притч 20. 14, Иов 14. 11. Второй вариант перевода («гористая местность»), к-рого придерживаются нек-рые филологи ( Driver. 1956. P. 97-98), исходит из того, что в Лев 16. 26 имеется указание на труднодоступную местность. Эта версия опирается на толкование мидраша на словосочетание     (по синодальному пер.- «земля непроходимая») (Лев 16. 22) ( Milgrom. 1991. P. 1020). Третий вариант перевода исходит из того, что Азазель - это имя демона. Такое понимание преобладает в лит-ре мидраша в раннюю постбиблейскую эпоху (Енох 4, 6; Пирке рабби Элиезер), и именно его считают верным большинство исследователей Библии ( Milgrom. 1991. P. 1020).

http://pravenc.ru/text/1841684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЙОМ КИППУР [в ВЗ     - «день очищения»; в раввинистической традиции     - «день очищения»,   - «день»,     - «великий день»; в LXX μρα ξιλασμο], в иудаизме раввинистическом важнейший из праздников, день поста и покаяния, совершаемый 10 тишри (7-й месяц традиц. иудейского календаря). Й. К. в Священном Писании Обряд Празднование Й. К. заповедано как «вечное постановление» (    ) - «очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году» (Лев 16. 34) - и совершается в 10-й день 7-го месяца (Лев 23. 27; в синодальном переводе ошибочно: «в девятый»). В этот день созывалось «священное собрание» (т. е. богослужение носило обязательный и всенародный характер). Любая работа была запрещена под угрозой смерти («...если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее» - Лев 23. 30), в Лев 16. 31 День очищения назван «субботой покоя» (    ). Важнейшее предписание Й. К.- «смирять душу» (возможный вариант перевода - «смирять себя»); содержание этого предписания не раскрывается в Пятикнижии, но, очевидно, подразумевались покаяние и пост. Подробное изложение обрядов, связанных с Й. К., дается в 16-й гл. кн. Левит. Богослужение Й. К. выстраивается вокруг 2 ритуалов: окропления скинии собрания и изгнания козла отпущения. Центральная роль в богослужении отведена первосвященнику; во время его служения никто не мог находиться в скинии собрания (Лев 16. 17). Первосвященник совершал жертвоприношение за грех первосвященника и всей его семьи (в жертву приносился телец), за грех народа (в жертву приносился козел), всесожжение за первосвященника, всесожжение за народ. Первые 2 жертвоприношения предваряли самое ответственное священнодействие: первосвященник заходил за завесу, во Святое Святых. За завесой должен был быть совершен заключительный ритуал жертвы за грех - окропление кровью. Первосвященник возлагал «курение на огонь пред лицом Господним», чтобы облако дыма покрыло крышку ковчега завета (Лев 16. 12-13), и совершал окропление ковчега: «на крышку спереди» - 1 раз, «перед крышкою» - 7 раз (Лев 16. 14, 15), сначала кровью тельца, принесенного в жертву за грех первосвященнического рода, затем кровью козла, принесенного в жертву за грех народа Израиля. Смысл окропления понимается очень конкретно: это не ходатайство за народ, сопровождаемое символическим ритуалом, а очищение важнейшей части храма «от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их» (Лев 16. 16). Подобное действие должно быть совершено и в святилище (Там же; порядок окропления в святилище не прописан в кн. Левит,- вероятно, совершалось окропление кадильного жертвенника). Наконец, первосвященник выходит к жертвеннику во дворе скинии, смазывает 4 рога жертвенника кровью и 7 раз окропляет его смешанной кровью тельца и козла (Лев 16. 18-19). Окропление кадильного жертвенника, очевидно, совершалось в той же последовательности.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

Покаяние В христианской традиции понятие «покаяния» имеет очень широкий смысл: оно не исчерпывается идеей осознания греховного поступка и раскаяния в нем. Покаяние – это целая духовная система, которая включает в себя ежедневный самоанализ, сожаление о содеянных грехах и допущенных греховных мыслях, постоянную работу над собой с целью духовного самосовершенствования, непрестанное стремление к доброделанию. Покаяние и исповедание грехов в Ветхом и Новом Заветах Со времен Ветхого Завета покаяние было связано с богослужебным культом. Одним из важнейших установлений ветхозаветного культа был «великий день очищения» (Йом Киппур), когда совершались специальные богослужебные обряды, цель которых заключалась в очищении от греха. В этот день приносились жертвы за грех, имевшие очистительный смысл. Важным атрибутом дня очищения был «козел отпущения», которого не сжигали на костре, но отправляли в пустыню, куда он должен был унести с собой все грехи Израиля: И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую ( Лев. 16:21–22 ). Помимо этого символического ежегодного акта, существовало множество предписаний относительно индивидуальных актов покаяния после совершения греховных поступков. Вот одно из них: Если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину, то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его ( Чис. 5:6–8 ). Здесь акт покаяния включает в себя три элемента: исповедание греха, то есть осознание его и признание в нем; исправление греха путем совершения противоположного ему доброго поступка; участие священника, который очищает согрешившего при помощи жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В минувшую пятницу группа еврейских общественных деятелей прибыла с визитом к руководству греческой православной церкви в Иерусалиме с одной простой целью — попросить прощения. 24 ноября. ПРАВМИР. В минувшую пятницу группа еврейских общественных деятелей прибыла с визитом к руководству греческой православной церкви в Иерусалиме с одной простой целью — попросить прощения. Группа предприняла этот шаг после публикации в газете Га-Арец около двух недель назад, описывающей обычай некоторых ультра-религиозных молодых евреев плеваться при встрече с церковным духовенством на улице. Один из членов делегации, раввин Арик Ашерман, который является генеральным секретарем организации «Раввины за права человека», отметил, что в Йом-Киппур евреи традиционно искупают грехи, связанные только с собой и Богом, но обиды, совершенные по отношению к людям, не могут быть искуплены даже Богом, пока правонарушитель не попросит прощения. Ашерман добавил, что его группа раввинов осуждает плевки по отношению к христианскому и мусульманскому духовенству. Делегация встретилась в Старом городе Иерусалима с патриархом греческой православной церкви, Феофилом III, который говорил о плевках, с которыми сталкивается он и его сослужители, но добавил, что по-христиански лучше проявлять сдержанность при таких обстоятельствах. Он сказал, что также советует своим коллегам проявлять сдержанность и что плевки — отражение невежества со стороны людей, которые совершенно не понимают значения религии и веры. Аналогичная делегация планирует посетить представителей армянской православной церкви, чье духовенство также столкнулось с плевками. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/delegaciya-ravvinov-po...

Разделы портала «Азбука веры» Яхве – одно из имен Божьих , впервые встречающееся в Ветхом Завете . Имя Яхве было открыто сынам Израиля через Моисея. Текст Книги Исход дает возможность изъяснения имени Яхве. В нем Божественное имя связано с глаголом haya(h) – быть. Используемая в Исх.3:14 конструкция ehye(h) aser ehye(h) переводится как свидетельство Бога о Самом Себе: «Я ЕСМЬ ТОТ, КТО Я ЕСМЬ», сокращенно «Я ЕСМЬ» (в русском переводе: «СУЩИЙ»). Имя «Яхве» – это как бы отклик (Он – Сущий), повторяемый людьми в третьем лице, на Откровение, выраженное Богом в первом лице о Самом Себе. Имя Яхве заключает в себе тайну и дар. Оно не является простым местоимением, существительным или прилагательным, а содержит глагол и поэтому воспринимается как таинственный отказ Бога вместиться в человеческие представления. Вместе с тем глагол в имени указывает на факт живого существования, всегда присутствующего и всегда действенного, свидетельствует о Боге как о Личном Существе, входящем в общение с человеком. История Имени Яхве Под Именем Божиим понимается написание четырех еврейских букв YHWH (ЯХВХ), откуда научное название тетрагра‌мма (от латинского: четыре буквы). В древнем Израиле Имя Божие не произносилось, чтобы не нарушить заповедь о произнесении Имени всуе. Раз в год первосвященник произносил его во Святая Святых Иерусалимского храма во время праздника Дня Искупления (Йом Киппур). Когда же в Священном Писании древние евреи видели эти буквы , то произносили слово как « Адонай », которое переводится как «мой Господь» (букв. «мои Господа»). Впоследствии масореты символически отразили эту традицию в своей фонетической системе, перенеся огласовки слова «Адонай» (огласовки – знаки для обозначения гласных) на священную тетрагра‌мму . Получились следующие формы: или . Однако это вовсе не означало, что нужно читать по-новому. Огласовки служили всего лишь напоминанием, что непроизносимое Имя Божие нужно произносить как «Адонай». В 19 в. тот, кто мог читать по-еврейски, почему-то стал читать Имя Божие так, как написано, то есть «Иегова», что совершенно неправильно. Обычно сейчас в академической среде Имя Божие произносят «Яхве», но, если мы следуем древнейшей иудейской традиции времен Христа, то читаем как «Адонай». Цитаты о Яхве

http://azbyka.ru/yaxve

Разделы портала «Азбука веры» Правильно ли я понимаю что ни где в Священных Писаниях нет никаких указаний и предписаний соблюдать тот или иной пост? Вернее их там вообще нет, а все они были придуманы уже позже людьми? 3 Ответа Нет, не правильно. Господь Иисус Христос предписал посты для своих последоваиелей в дни, после Его крестной смерти Мф. 9:14–15 Как видно из отрывка, фарисеи (ветхозаветные религиозные последователи в Иудее) много постились, и православным положен пост, о чём установленно Церковью, которая есть Тело Христово Еф. 1:22–23 Ветхий Завет знал обязательный для всех пост в день очищения (Йом-Киппур).Впоследствии число постов увеличилось: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир. ( Зах. 7:5 ) Кроме того, верующие постились по собственному желанию. Например, так регулярно постился царь Давид. Моисей постился на горе 40 дней перед получением закона. Были и всенародные посты по разным случаям. Скажем, после смерти царя Саула народ постился семь дней ( 1Цар. 31:13 ). Вы должны понять, что пост того времени,- это ничего не есть до вечера и воздерживаться от супружеского общения. А вечером допускалось немного воды и хлеба. Вот что говорит закон о посте дня очищения: никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее ( Лев. 23:28–30 ). Смиряющий нас пост весьма приятен Богу: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. ( Иоил.2:12 ) В Новом Завете есть пожизненный постник Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ). Иисус Христос показал нам пример многодневного поста, когда постился без пищи 40 дней в пустыне. Призывает Он и нас к посту, обещая за это награду от Бога:

http://azbyka.ru/vopros/kem-zaveshhany-p...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXVIII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXVIII Данный том завершает собой публикацию статей на букву «И», которая была начата в 20-м томе. Также том открывает собой небольшую серию статей на букву «Й». 28-й том открывается статьёй посвящённой истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается статьей «Йэкуно Амлак», которая посвящена основателю одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире. С полным основанием центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». Данный том завершает собой публикацию статей на букву «И», которая была начата в 20-м томе. Также том открывает собой небольшую серию статей на букву «Й». 28-й том открывается статьёй посвящённой истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается статьей «Йэкуно Амлак», которая посвящена основателю одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире. С полным основанием центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». В этой статье помимо общего исторического и религиоведческого очерка содержится обширный материал, посвящённый развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обойдена вниманием и церковная музыка, а также знаменитые итальянские композиторы, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения.  Следует отметить, что обзор построен не только в линейном хронологическом порядке, но и в региональном. Учитываются особенности развития художественного языка в разных областях Апеннинского полуострова и прилегающих к нему островов в каждом из конкретных исторических периодов. Среди публикаций страноведческого характера стоит отметить также статью «Йемен» 28-й том предоставляет всем, кто интересуется вопросами религиоведения, ряд важных материалов. Среди публикаций данного характера, прежде всего, стоит отметить статьи, посвящённые иудаизму: «Иудаизм раввинистический» и «Иудейское богослужение», «Йом Киппур». Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара» . 

http://pravenc.ru/shop/1294975/

Вышел в свет XXVIII алфавитный том «Православной энциклопедии» 14 июня 2012 г. 16:39 В июне 2012 года вышел в свет очередной, 28-й том «Православной энциклопедии» . Том открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире. Центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». Здесь помимо общего исторического и религиоведческого очерка содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обойдена вниманием и церковная музыка, а также знаменитые итальянские композиторы, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Обзор построен не только в линейном хронологическом порядке, но и в региональном. Учитываются особенности развития художественного языка в разных областях Апеннинского полуострова и прилегающих к нему островов в каждом из конкретных исторических периодов. Среди публикаций страноведческого характера следует отметить также статью «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму: «Иудаизм раввинистический», «Иудейское богослужение», «Йом Киппур». Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Из вопросов религиоведческого характера, касающихся истории христианства, стоит отметить публикацию «Иудеохристианство». Не обойдены вниманием и христианские еретические движения, в частности «Иудействующие». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», а также «Иуда, Праведный» (о св. праотце, 4-м сыне ветхозаветного патриарха Иакова), «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др.

http://patriarchia.ru/db/text/2285800.ht...

Издан XXVIII алфавитный том «Православной энциклопедии» Москва, 15 июня 2012 г. 28-й том «Православной энциклопедии» открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире, сообщает Седмица.Ru. Центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». Здесь помимо общего исторического и религиоведческого очерка содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обойдена вниманием и церковная музыка, а также знаменитые итальянские композиторы, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Обзор построен не только в линейном хронологическом порядке, но и в региональном. Учитываются особенности развития художественного языка в разных областях Апеннинского полуострова и прилегающих к нему островов в каждом из конкретных исторических периодов. Среди публикаций страноведческого характера следует отметить также статью «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму: «Иудаизм раввинистический», «Иудейское богослужение», «Йом Киппур». Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Из вопросов религиоведческого характера, касающихся истории христианства, стоит отметить публикацию «Иудеохристианство». Не обойдены вниманием и христианские еретические движения, в частности «Иудействующие». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», а также «Иуда, Праведный» (о св. праотце, 4-м сыне ветхозаветного патриарха Иакова), «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др.

http://pravoslavie.ru/54259.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010