Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Йованович Евфимие; 19.02.1802, Голубинци, обл. Срем - 14.09.1854, Карловац, ныне Хорватия), еп. Горно-Карловацкий СПЦ в 1839-1854 гг. Окончил начальную школу в родном городе, затем нем. школу в с. Стари-Сланкамен, с отличием гимназию и семинарию в Сремски-Карловци. Преподавал в учебных заведениях Сремски-Карловци, затем в 1-й и 2-й лат. школах г. Бечкерек (ныне Зренянин, Сербия). Изучал философию и право, служил помощником адвоката в Темешваре (ныне Тимишоара, Румыния), в 1828 г. получил звание адвоката в университете Пешта (ныне Будапешт). В 1829 г. принял монашеский постриг. Нек-рое время исполнял обязанности секретаря митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) . В 1831-1837 гг. профессор богословия в семинарии в Сремски-Карловци. В 1833 г. рукоположен во иерея, получил чин синкелла, чуть позже - протосинкелла. С 1834 г. архимандрит Раковицкого Архангельского монастыря . 29 июня 1837 г. назначен администратором Горно-Карловацкой епархии . 10(22) сент. 1839 г. хиротонисан во епископа, 11 февр. 1840 г. взошел на Горно-Карловацкую кафедру. В 1848 г. перенес кафедру епархии из с. Плашки в г. Карловац. В 1848 г. был зам. председателя Народной скупщины в Сремски-Карловци. Преобразовал школу в с. Плашки в семинарию и читал в ней лекции, заботился о серб. школах. Занимался юриспруденцией и лингвистикой. Член-корреспондент Об-ва сербской словесности в Белграде (с 7 авг. 1844). Автор ряда научных работ и публикаций (см., напр.: Начатки церковнаго права дpebhuja npabocлabhuja Цркве, с латинским и српско-словенским текстом. Нови Сад, 1841), Р. Груич приписывает ему «Црковно право источне Цркве у aycmpuckoj држави» (1842). Е. был противником языковой реформы Вука Караджича (см. соч. «О преводу Новога Зabjema Вука Стефановича 1850). Выступал за сохранение серб. певч. традиций. Похоронен в склепе еп. Горно-Карловацкого Лукиана (Мушицкого) на кладбище в Карловаце. Соч.: Opmorpaфuja српска. Будим, 1836; О cyдjex церковних cbjamuja bocmoчhuja coбophuja и anocmoлckuja церкве, jaжe во державах abcmpujuckux. [Карловац], 1844; Граматика цepkobho-cлabjahckaro jaзuka. Вена, 1851.

http://pravenc.ru/text/186975.html

Еп. Евгений (Йованович; 1839-1854) особое внимание уделял адм. реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858-1859), Петр (Йованович; 1859-1864), Лукиан (Николаевич ; 1865-1872), Феофан (Живкович ; 1874-1890, построил новое здание епископского дома), Михаил (Груич ; 1891-1914), Иларион (Зеремский; 1920-1931), при Максимилиане (Хайдине; 1932-1936) был упорядочен епархиальный архив и принято неск. новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на к-рых служили ок. 150 священников. Во время второй мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали еп. Савву (Трлаича ; 1938-1941) переехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпиче. От рук усташей погибло 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадало, разрушено 2 капеллы и 84 приходских дома. Было полностью уничтожено 154 церковных архива, 13 - разграблено. Из 171 церковной б-ки 154 уничтожено и 17 разграблено. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. По окончании второй мировой войны еп. Никанор (Иличич; 1947-1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до сер. 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру еп. Симеона (Злоковича ; 1951-1990) Г.-К. е. находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и ок. 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991-1999 гг. на кафедре был еп. Никанор (Богунович). Г.-К. е. сильно пострадала во время военных действий 1991-1995 гг. Было разрушено ок. 30 и сильно пострадало ок. 45 правосл. церквей. Взорвано 8 и пострадало 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор свт. Николая (1785-1787) в Карловаце в правосл. Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католич. Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из ц. св. архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи св. Феодора Комоговинского . Большинство серб. населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен было заброшено.

http://pravenc.ru/text/166231.html

Епископ Евгений (Йованович; 1839–1854) особое внимание уделял административным реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858–1859), Петр (Йованович; 1859–1864), Лукиан (Николаевич; 1865–1872), Феофан (Живкович; 1874–1890) построил новое здание епископского дома, Михаил (Груич; 1891–1914), Иларион (Зеремский; 1920–1931), при Максимилиан (Хайдин; 1932–1936) был упорядочен епархиальный архив и принято несколько новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на которых служили около 150 священников. Во время II Мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали епископа Савву (Трлаича; 1938–1941) перехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпич. В основном от рук усташей погибли 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадали, разрушены 2 капеллы и 84 приходских дома. Были полностью уничтожены 154 церковных архива, 13 разграблены. Из 171 церковной библиотеки 154 уничтожены и 17 разграблены. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. После окончания II Мировой войны епископ Никанор (Иличич; 1947–1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до середины 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру епископа Симеона (Злоковича; 1951–1990) Горно-Карловацкая епархия находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и около 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991–1999 гг. на кафедре был епископ Никанор (Богунович). Горно-Карловацкая епархия сильно пострадала во время военных действий 1991–1995 гг. Были разрушены около 30 и сильно пострадали около 45 правосланых церквей. Взорваны 8 и пострадали 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор святителя Николая (1785–1787) в Карловаце в православное Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католическое Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из церкви святых архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи святого Феодора Комоговинского. Большинство сербского населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен были заброшены.

http://pravoslavie.ru/41366.html

15 τς φωνς τς ληθεας. (Прим. о. Антонина.) 134 Ρλλη Γ. Α., Ποτλ Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων τν τε γων κα πανευφμων A­ ποστλων, κα τν ερν οκουμενικν κα τοπικν συνδων κα τν κατ μρος γων Πατρων. Τ. 1–6. θναι, 1852–1859. 135 Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. СПб., 1839. 136 О котором говорится и в 6-м правиле Первого Вселенского собора, не уничтожаемом правилами Сардикийского не ради только его поместного характера, а и потому, что правила того и другого собора говорят об одном и том же (судя по толкованию Сардикийских Пидалионом и замечанием). (Прим. о. Антонина.) 137 Феодор Вальсамон (ок. 1140 – после 1199) – знаменитый византийский канонист Патриарх Антиохийский (1193–1199). По поручению императора Мануила Комнина и Патриарха Константинопольского Михаила III написал комментарий к Номоканону XIV титулов (Номоканону Фотия). В своих толкованиях Вальсамон стремился согласовать нормы кодекса Юстиниана с Василиками – юридическим сводом Македонской династии. Его комментарии представляют ценность как самостоятельное произведение канонического права, отражающее реалии церковной и политической жизни XII в. 138 Письмо архимандрита Антонина от 7 октября 1861 г. в архивном деле Св. Синода нами не обнаружено. 139 Сербский митрополит Михаил (Йованович) (1826–1898). В 1853 г. окончил Киевскую духовную академию и принял постриг в Киево-Печерской лавре. С 1854 г. профессор догматического богословия и гомилетики в Белградской семинарии и в том же году рукоположен в епископа Шабацкого. В 1859–1881 гг. архиепископ Белградский и митрополит Сербский. Автор учебников по богословию и герменевтике. В 1879 г. при нем была провозглашена автокефалия Сербской церкви. Вследствие несогласия с проавстрийской политикой князя Милана Обреновича митрополит Михаил был отстранен от власти и на его место был избран Феодосий (Мраович). В течение двух лет митрополит Михаил жил под домашним арестом в предместье Белграда, затем, посетив Константинополь, Палестину и Афон, прибыл в Россию, где прожил с 1884 по 1889 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Ничто так не сгибает дух народа, как ложь о его прошлом " 30.01.2007 687 Время на чтение 20 минут Любомир Йованов ПЕРУНОВИЧ - уроженец Черногории, из села Дреновштица, что рядом с монастырем Острог - Введения Богоматери во храм, великой сербской святыней. По образованию филолог, прекрасно говорит на шести языках, был золотоискателем в Клондайке. Автор книг " Сербы в столкновении с новым мировым порядком " (Белград, 1993), " Беседы с косовскими иконами " (Белград, 2000), статей по проблемам сербской истории, культуры, политики. В настоящее время работает над романом " Золотоискатели " . Публикуемый текст - перевод первой главы из книги " Беседы с косовскими иконами " . Ранее книги Л. Перуновича на другие языки не переводились. Переводчик и составитель комментариев - Н.В. Масленникова. Монастырь Высокие Дечаны со своими насельниками показался нам Божьим раем после страшных зрелищ погромов, грабежа и разбоя, свидетелями которых мы оказались, путешествуя в сопровождении итальянского конвоя по косовской земле 17 августа 1999 года. Святая сербская земля - Косово. Разрушенные села и города, человеческие лица, искаженные ненавистью и злобой. Рассказы о резне и убийствах сербов, присутствие иностранных войск, тяжелая военная техника. Все это с трудом вмещается в человеческое сознание. Мы провели порядочно времени в монастырской трапезной, приходя в себя после грозных впечатлений дня, спать не хотелось, да и никто из нас не смог бы заснуть. Монах Гавриил предложил нам пройтись, и мы вышли на монастырский двор. Было поздно. Темная, безлунная ночь. Скудное освещение придавало всей картине какой-то неземной облик, сознание начинало освобождаться от тягостных впечатлений дня. Откуда-то из кельи доносилась молитва монаха, как будто мысль пронзала ночное безмолвие. Неспешно обошли мы древнюю сербскую обитель, затем направились к вратам храма Вознесения Господня и, словно сговорившись, остановились как вкопанные: перед нами возвышался старинный собор, который, казалось, парил в ночном небе, крест, венчающий купол, а над ним Млечный путь, льющий благодатный свет на святые Дечаны. Мы вступили в пределы храма, а в глазах наших все еще стояли звезды небесные. Мимо тихих лампад медленно приблизились мы к алтарю, перекрестились перед царскими вратами, затем преклонили колена у раки с мощами св. Стефана Дечанского 1.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Наши древние предки были устремлены к Богу " 06.02.2007 911 Время на чтение 14 минут Любомир Йованов ПЕРУНОВИЧ - уроженец Черногории, из села Дреновштица, что рядом с монастырем Острог - Введения Богоматери во храм, великой сербской святыней. По образованию филолог, прекрасно говорит на шести языках, был золотоискателем в Клондайке. Автор книг " Сербы в столкновении с новым мировым порядком " (Белград, 1993), " Беседы с косовскими иконами " (Белград, 2000), статей по проблемам сербской истории, культуры, политики. В настоящее время работает над романом " Золотоискатели " . Публикуемый текст - перевод второй главы из книги " Беседы с косовскими иконами " . Ранее книги Л. Перуновича на другие языки не переводились. Переводчик и составитель комментариев - Н.В. Масленникова . I глава II глава Монах: " Сербы являются ветвью великого славянского древа; отрываясь от него, они обрубают свои корни, теряют свое значение именно как славянское племя. Славяне имеют свои источники энергии, свой язык, своих святых, просветителей, гениев. У нас свои путеводные звезды, которые и освещают нашу историю. Славяне не конфликтуют с другими народами. От наших предков мы унаследовали вселенский источник духа и мысли: другой вопрос, пользуемся ли мы им, или, к своему несчастью, забыли о нем. Источник народного духа изменить невозможно, таких " программ " не существует. Но связь с ним у отдельных людей, а иногда и целых групп может быть нарушена под воздействием страха. Такие люди могут отречься от прошлого, от своих предков, родителей, от самих себя, могут даже совершить самоубийство, но все это отнюдь не разрушает самих источников, ибо они вечны. По законам вселенной человек имеет высокую степень свободы и для созидания, и для разрушения. Но это не абсолютная свобода " . Отшельник: " Когда, в стародавние времена, путешествующие иноплеменники встречались со славянами, среди прочего их интересовало, как зовутся неизвестные племена. Всякий славянин обыкновенно отвечал, что он - раб Божий, про остальных же соплеменников говорил, что они сорабы. Это показывает, насколько наши древние предки были устремлены к Богу.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/06/...

28.VII.1853 г. русские войска взяли крепость Ак-Мечеть в Кокандском ханстве (Средняя Азия) и завладели нижним течением реки Сыр-Дарья. 10.IV.1854 г. была успешно отражена бомбардировка Одессы англо-французской флотилией. Какие успехи на берегах Ботнических (между Швецией и Финляндией) имел в виду Аксаков, сказать затруднительно, особенными успехами в Балтийском море мы похвалиться не могли: в июле 1854 г. англичане будут бомбардировать Соловецкий монастырь, в августе 1854 г. французы возьмут Аландские острова около Ботнического залива. Возможно, Аксаков подразумевал поведение финнов, оказывавших сопротивление действиям англо-французов. О настроениях финнов имеются рассуждения в одном из писем Ивана Аксакова к родным: «Насчет Финляндии я не беспокоюсь. Финляндия не отторгнется, вовсе не желает шведского владычества и искренно привязана к России: при русском владычестве свободно возник в ней народный финский элемент, подавленный Швециею, стала разроботываться финская литература, финский язык преподаваться в университете. Я знаю многих финляндцев, которые всё мне это искренно подтверждали…» (письмо от 29.IV.1854 г.//Аксаков И. С. Письма к родным, 1849–1856. С. 251). 2144 Слово «май» – описка, имеется в виду март: 11.III.1854 г. русские войска форсировали Дунай. Три месяца – это март, апрель, май (письмо написано К. С. Аксаковым 21 июня). 2145 В 1848 г. А. Н. Лидерс был командующим русскими войсками в Молдавии и Валахии, в 1849 г. – русскими войсками в Венгрии, с 1854 г. командующий Южной армией и морской частью в Николаеве. 2154 Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма: В 13 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. Т. II. С. 317–318. 2163 Отрывок из «Семейной хроники» (подпись: С. А.)//Москвитянин. 1854. Т. II. 5. Кн. 1. С. 17–48. В данной публикации по сути четыре отрывка: Переселение; Оренбургская губерния; Новые места; Добрый день Степана Михайловича. Впоследствии в славянофильском журнале «Русская беседа» Н. П. Гиляров-Платонов опубликует обстоятельную рецензию на «Семейную хронику» С.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

276 В.Д. Кудрявцев-Платонов, черниг., 1-й маг. XVIII к. Моск. акад. (1852), 1852 – бак. библейск. ист. и греч. языка, 1854 – бак. метафиз. и истор. древн. философ., 1858 – орд. проф., 1861 – препод. философии Государю Цесаревичу Николаю Александровичу, 1873 – докт. богосл. 278 Прот. Ф. А. Сергиевский, моск., 2-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. библейск. ист. и греч. яз., 1856 – бак. логики и истор. средней и новой философ., 1857 – нравств. богосл. и пастырского, 1860 – экстраорд. проф., 1865 – орд. проф., 1874 – рект. Вифан. сем. 279 А. Ф. Лавров-Платонов, ярослав., 1-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. церк. законоведения, 1864 – экстраорд. проф., 1878 – мон. и еп. Можайский, У архиеп. Литовский. Не получил степени доктора богословия (хотя более, чем кто-либо, был ее достоин), потому что не представил сочинения, а не представил, как он сам заявил мне, потому, что «боялся критики». Тогда же в разговоре (это было в Петербурге, вскоре после его хиротонии) он сообщил мне, что принял монашество по настоянию Преосв. Михаила (Лузина) , его товарища по студенчеству и друга. «Не будь его влияния, не был бы я монахом», – прибавил Преосв. Алексий. 281 Дм. Фед. Голубинский, вифан., 5-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. геометрии и физики, 1864 – орд. проф., 1870 – сверхштатный препод. «естественно-научной апологетики». 282 В.Н. Потапов, моск., 1-й маг. XXI к. Моск. акад. (1858), 1858 – бак. логики и истор. нов. философ., 1864 – экстраорд. проф., 1870 – истор. древн. и новой философии. 283 П. И. Горский-Платонов , вифан., 2-й маг. XXI к. Моск. акад., 1858 – бак. библейск. ист. и евр. яз., 1867 – экстраорд. проф., 1870 – библейск. археол. и еврейск. яз., 1878 – инспект. Моск. акад. Был потом градским головою Троице-Сергиева Посада. 284 Н.К. Соколов, костр., 3-й маг. XXI к. Моск. акад. (1858), 1858 – бак. рус. церк. истории, 1861 – за границей в командировке, 1863 – бак. новой общей церк. истор. (вновь открытой кафедры), 1865 – экстраорд. проф., 1867 – проф. Моск. универ. по кафедре церк. права, † 1874 (орд. Профессором Моск. унив.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Священник Гренадерского ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА полка о. Никита Богомолов, за участие в многочисленных походах и сражениях на Кавказе против Шамиля в 1852 г., причем о. Никита, при полном самоотвержении и истинно-христианском терпении, не щадил себя самого и служил лишь благу воинов. Белевского егерского полка о. Василий Воскресенский, за подвиги в сражении под селением Кюрук-Дара, 24 июля 1854 г. Священник Ряжского пехотного попка о. Иоанн Греков, за участие в кровопролитном бое с турками при селе Кюрук-Дара, 24 июля 1854 г. Священник Белевского пехотного полка о. Николай Георгиевский, за отличное мужество в деле при Кюрук-Дара, 24 июля 1854 г. Священник Тульского егерского полка о. Никанор Дорогунцев, в воздаяние примерно-ревностного исполнения им пастырского долга и отличного мужества во всех перестрелках и делах Александропольского отряда, в особенности же при селе Кюрук-Дара. Священник Грузинского 4-го линейного батальона о. Иоанн Охромеев, за отличие в сражении на Чингильских высотах, 17 июля 1854 г. Священник пехотного Генерал-фельдмаршала князя Варшавского, графа Паскевича-Эриванского полка о. Стефан Осташкин, за отличие в сражении с горцами 25 июля 1846 г. при штурме завалов, устраненных ими на хребте Тяня. Священник Брестского пехотного полка о. Григорий Судаковский, за отличное мужество и храбрость, при исполнении пастырских обязанностей, под огнем неприятеля в сражении 4 июня 1854 г., при реке Чолок, в Турции. Священник Финляндского линейного батальона о. Алексей Прокопьев, за подвиги во время бомбардирования Аландских укреплений в ночь с 9-го на 10-е июня 1854 г. Священник драгунско го ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КПЛЗЯ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА полка о. Павел Пузанов, за участие в 18531856 гг. в многочисленных походах и военных действиях Кавказской армии, соединенных с необычайно трудным передвижением и крайнею опасностью для жизни. Священник 45-го пехотного Азовского полка о. Дамиан Борщ, за подвиги в походе в 1854 по 1856 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19. Послушник Иван Смирнов, 1853. Московской губернии Подольского уезда Николаевской в селе Кленове церкви пономаря Гавриила Ионова сын . По исключении из высшего отделения Московского Перервинского духовного училища по собственному желанию и по прошению его отца, определен в число послушников Сретенского монастыря 31 августа 1853 года в возрасте 20 лет. Исправлял послушание в должности пономаря. 20. Послушник Василий Архангельский, 1853–1854. Московской губернии Подольского уезда Успенской церкви дьячка Стефана Сергеева сын . По исключении из низшего отделения Московского Перервинского духовного училища по безуспешности в 16 лет был определен в Сретенский монастырь на послушническое положение на год на испытание 31 июля 1853 года. 3 сентября 1854 года был определен в число послушников монастыря . Исправлял послушание пономаря. Указом от 9 апреля 1855 года определен на пономарское место Подольского уезда в село Станиславль(?) . 21. Инок Илья (Алексеев), 1854–1859. Послушник Яков Алексеев. Из московских мещан. По увольнении от общества первоначально определен был Костромской епархии Троицкой Кривоезерской пустыни в число послушников 26 октября 1851 года. А 15 февраля 1854 года в возрасте 23 лет определен в число послушников Сретенского монастыря. В стихарь посвящен епископом Дмитровским Алексием в Георгиевской церкви, что в бывшем Георгиевском монастыре 11сентября 1855 года. Исправлял чтение и клиросное пение. В 1857 году облачен в рясофор. 18 августа 1859 года по прошению был переведен в число братства Николаевского Угрешского монастыря . 22. Иеродиакон Парфений (Никаноров), 1854–1869†. Инок Павел. Из вольноотпущенных графини Паскевич-Еривинской. Первоначально определен был в число братства Николаевского Песношского монастыря 12 сентября 1850 года. В Сретенский монастырь перемещен 29 октября 1854 года в возрасте 33 лет. Исправлял чтение и клиросное пение, был свечником. 25 октября 1859 года разрешено ему было отправиться для поклонения к Гробу Господню в Иерусалим и на Афонскую гору сроком на один год . В монашество пострижен 17 января 1861 года. В стихарь посвящен 23 декабря 1865 года, 25 декабря того же года был рукоположен в иеродиакона. Умер 24 января 1869 года. Похоронен в Покровском монастыре.

http://pravoslavie.ru/67954.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010