Имя Исайя значит – спасает Господь. По собственному указанию, Исайя был сын Амоса. Кто этот Амос – неизвестно; некоторые думают, что это один из 12-ти малых пророков; но если сравнить имя пророка Амоса с именем отца Исайи, то мы заметим, что имя Амоса пророка пишется по-еврейски через «аин» и «самех», а имя отца Исайи через «алеф» и «цаде», имя первого означает – бремя или народ отверженный, а имя второго –сильный, крепкий. Другие правильнее признают, что Исайя происходил из царского рода и что Амос, отец его, был брат Амасии и сын Иоаса, царей иудейских. Соответственно своему знатному происхождению, Исайя получил блестящее образование. Время его пророческого служения совпадало с царствованием Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. В 6-й главе книги пророка Исайи точнее говорится о призвании Исайи на пророческое служение: это призвание было в последний год царствования Озии; таким образом, Исайя начал пророчествовать в последний год царствования Озии и дожил до Манассии, когда он умер мученической смертью . Последнее доказывается, во-первых, тем, что ему всецело принадлежит история царя Езекии, следовательно, он жил во все время царствования этого царя; во-вторых тем, что он принимал участие в важнейших событиях царствования Езекии, в-третьих, преданием о мученической смерти пророка: Езекия, будучи благочестивым царем и притом близким другом Исайи, конечно, не мог предать его мученической смерти, следовательно, смерть Исайи была при Манассии. Действительно, по преданию, Исайя умер при Манассии, который, не терпя обличений пророка за отступничество, велел перепилить его деревянной пилой. Следы этого предания усматривают у апостола Павла, который в послании к евреям говорит, что некоторые из пророков «претрени быша» (перепилены). Итак, Исайя пророчествовал с последнего года царства Озии до первых лет Манассии, т. е. около 60-ти лет (царств. Иоафама 16 лет, Ахаза 16 лет, Езекии 25 лет и предшествующие и последующие годы) от 757–699 г. до Р. Христова. Из жизни пророка Исайи видно, что он не раз употреблял символические действия. Однажды он начертал на свитке слова: «спешат на добычу, бегут на грабеж», и точно также (по Евр.) назвал своего сына. Он ходил нагим и босым три года, чтобы яснее изобразить поражение египтян и воспрепятствовать через это союзу с ними иудеев. Кроме того, Исайя совершал чудеса, из которых известны: 1) чудесное истребление войска Сеннахеримова при Езекии на 14-м году его царствования, 2) возвращение солнца на 10 ступеней при Езекии, 3) его молитвой, по преданию, был изведен Силоамский источник, это произошло, по преданию, таким образом: когда Исайя был мучим при Манассии, он обратился к Богу с молитвой, чтобы Он утолил его жажду,– в это время и явился источник. О других обстоятельствах жизни пророка неизвестно, кроме разве того, что он был женат и имел 4-х детей. Об исторических событиях во время служения пророка Исайи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Первым и величайшим из пророков был Моисей. Затем в Библии мы встречаем Иисуса Навина, Девору, Самуила, пророка Нафана при царе Давиде, Ахия при Иеровоаме и многих других. Некоторые пророки только упоминаются в Библии, о других нам известно больше. Лучше всех мы знаем пророка Илию и его преемника Елисея. Чему же учили пророки? Главное содержание их проповеди – это весть о том, что Бог один и кроме Него нет других. Говоря народу, что Бог свят, пророки призывали людей соблюдать Его Закон, чтобы и самим освящаться, и приближаться к Его святости. Пророки возвещали народу, что настанет время, когда в мир придет Спаситель, который избавит Своих людей от грехов и дарует им Свое царство. КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ. Пророк Исайя родился около 765 года до Рождества Христова. В год смерти царя Осии Господь избрал его Своим пророком. В первые годы своего служения Исайя обличает нравственную распущенность народа царства Иудейского. Но видя, что его слова не находят понимания, Исайя оставляет государственное служение. Долгое время он молчал, но когда на престол взошел благочестивый царь Езекия, Исайя стал помогать ему в государственных делах. При нападении в 701 году ассирийцев Исайя поддерживает защитников Иерусалима и обещает им помощь Божию. По церковному преданию, Исайя кончил свою жизнь мученически при царе Манассии. Книга пророка Исайи отличается силой и гармонией образов, совершенством построения. Таких вершин не достиг ни один из библейских писателей. Исайя – пророк веры. Во всех тяжелых испытаниях, переживаемых его народом, он призывает уповать только на Бога. Исайя – величайший пророк, предсказавший будущее царство Спасителя. Со своей духовной высоты, как со сторожевой башни, он видит будущее Израиля и всего мира, заглядывает туда, где время переходит в вечность. Содержание книги пророка Исайи. Главы 1–6 – вводные ко всей книге. Глава 6 описывает призывание пророка Богом. В книге содержатся пророчества против других народов за притеснение народа Израиля. Суд над этими народами. Исторические события между Ассирийским и Вавилонским владычествами над народом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если же проставить пророков в хронологическом порядке, то получится следующий список, состоящий из трех отделов: допленные пророки, времени пленения и послепленные. 12. Хронологическая таблица пророков – писателей 1. Довавилонский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время 793–753 до Р.Х. Иеровоам II (793–753) 770–750 до Р.Х. Иеровоам II, Озия 760–725 до Р.Х. Иеровоам II, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–690 до Р.Х. Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–695 до Р.Х. Иоафам, Ахаз, Езекия Софония 639–621 до Р.Х. 621–612 до Р.Х. 2. Вавилонский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время Иеремия 625–586 до Р.Х. Иосия, Иоаким, Седекия Аввакум 608–597 до Р.Х. Около 586 до Р.Х. Иезекеиль 592–571 до Р.Х. В Валилонии Даниил 597–539 до Р.Х. В Вавилонии до 3-го года Кира 3. Персидский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время 520 до Р.Х. Дарий Гистасп Захария 520–515 до Р.Х. 500–450 до Р.Х. Малахия 460–430 до Р.Х. 13. Книга пророка Исайи Сведения о жизни и исторические события во время его служения Исаия (с евр. «спасение Иеговы», «блаженство Иеговы») родился пророк около 765 г. до Р.Х. Исайя был сыном Амоса, (но не пророка Амоса, который был незнатного рода пастухом и имя которого имело иное написание, переводившееся с еврейского как «народ отверженный»). Пророк Исайя происходил из аристократического сословия, даже более – царского рода. Иудейское предание говорит, что Амос, отец Исайи, был братом царя Амасии, и, следовательно, сыном царя Иоаса (иудейского). На пророческое служение Исайя был призван в юном возрасте в годы правления царя Озии. О призвании говорится в 6 главе. Исайя видел Господа, сидящего на престоле, окруженного Серафимами, воспевающими Его славу. Исаия исповедует свою греховность, но очищается от нее одним из Серафимов, прикоснувшимся к его устам горящим углем от жертвенника Господня. После этого Исайя ревностно откликается на зов Божий и получает повеление идти и благовествовать народам волю Божию. Пророчествовал Исайя в Иерусалиме, используя все 3 способа передачи откровения народу: устную проповедь, письменные послания и символические действия (ходит нагой и босой, предсказывая рабство египтянам) ( Ис.20:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

У Диадоха описаны различные стадии невидимой брани, говорится о необходимости постоянного памятования о Боге и призывания имени Иисуса. Он пишет о том, что, по мере духовного возрастания, пробуждается «духовное чувство», благодаря которому человек может вкусить сладость Бога «ощущая ее во всей полноте». Святой Исайя Отшельник Многие из египетских монахов носили имя Исайя. Автор сочинений по аскетике, частично вошедших в «Добротолюбие» под именем Исайи Отшельника, по-видимому, жил в Скитской пустыне в конце IV – начале V веков. Он общался с некоторыми из Отцов, чьи имена фигурируют в сборнике изречений (Apophtegmes): преп. Макарием Египетским , Пименом и его братьями, Анубисом, Пафнутием, Лотом, Агафоном, Аммоном, Ахиллесом, Сисоем и т.д. У него самого были ученики, в том числе, некий монах Петр. Точно не установлено, когда он отправился из Египта в Газу и поселился там в затворе в одном из монастырей; Петр сопровождал его и записал его наставления, осуществляя посредничество между ним и внешним миром. Исайя умер в очень преклонном возрасте и, по-видимому, не принял решений Халкидонского Собора. Вероятно, можно считать, хотя некоторые критики и оспаривают это предположение, что Исайя Скитский и Исайя Газский – одно и то же лицо. В любом случае, Исайя из «Добротолюбия» был современником составления первых сборников «Речений». Он и сам составил небольшой такой сборник, вошедший в полное собрание его сочинений. Во всех своих творениях он предстает верным учеником Отцов-пустынников; в них прослеживается влияние аввы Евагрия и макариевских «Бесед». Святой Марк Подвижник Преп. Марк Подвижник (иногда его называют также Марком Монахом и Марком Отшельником) жил в V веке, был отшельником, а затем игуменом одного из монастырей. Как и блаженный Диадох , он является духовным наследником преп. Макария Египетского и Отцов-пустынников; их учение он передал последующим поколениям: «Всякий крещенный в православную веру человек в скрытом виде воспринял всю благодать. Но полноту он обретает лишь при условии исполнения заповедей […]. Божественная энергия стяжается по преимуществу молитвой […]. Все исполнение заповедей и заключается в молитве. Ибо нет ничего столь возвышенного, как любовь к Богу.» «Достоверность», «энергия» – это, бесспорно, те самые слова, которыми передавал свой мистический опыт Макарий Великий . Этот опыт у Марка Подвижника предстает как полное раскрытие благодати крещения, происходящее в результате исполнения заповедей и непрестанной молитвы. Духовные наставники Газской пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

В символических именах пророк выражал свое видение судеб Израиля (как и Осия, он дал их своим двум сыновьям). В пророчестве об Эммануиле речь, несомненно, идет о доме Давида. Это было исповедание веры в исполнение Сионского Завета. Хотя Ахаз и большинство иудейских царей мало походили на идеального Помазанника, Исайя не сомневался в осуществлении слова Господня. Рождение младенца, которого нарекут «С нами Бог», знаменовало не только спасение Сиона от врагов, но и наступление в будущем Царства Божия. Поэтому пророчество имело двойной смысл. Оно одновременно относилось и к событиям сиро-эфраимитской войны, и в то же время явилось первым мессианским пророчеством Исайи. Таким образом, в нем можно видеть связующее звено между Исайей и Евангелием, между кризисом в Иудее VIII b. до н. э. и событием в Вифлееме. И евангелист не ошибался, усмотрев в Рождестве Христовом подлинное исполнение слова об Эммануиле [ 6 ].   Исайя требовал от царя подвига веры. Но Ахаз не выдержал испытания. Слушая пророка, он уже в душе сделал выбор и решил искать спасения в силе земных владык. По его приказу тайные гонцы с богатыми дарами отправились в ставку Тиглатпаласара. Это был отчаянный шаг, подобный прыжку в пропасть. «Я раб и сын твой, — писал Ахаз грозному завоевателю, — приди и защити меня от руки царя Сирийского и царя Израильского, поднявшихся против меня». Так произошло непоправимое. Помощь ассирийца была поставлена выше помощи Ягве. Узнал ли Исайя о роковом посольстве? Очевидно, узнал, хотя на это нет прямых указаний. Во всяком случае, он убедился в бесплодности своих усилий обратить царя. Теперь он понял, что из-за трусливой близорукости Ахаза Иудее угрожает страшное бедствие. Царь отверг веру и призвал в Палестину чудовище. Об угрозе со стороны Ассирии говорили и Амос, и Осия. Как мы видели, сам Исайя в стихах изображал стремительное войско Ассура, которое будет прислано Ягве для того, чтобы покарать богоотступников. Теперь предсказанное должно было сбыться. Исайя решил всенародно объявить о близящемся бедствии. В качестве свидетелей он взял старшего священника Урию и царедворца Захарию — людей, которые пользовались в городе всеобщим уважением. В их присутствии пророк начертал на свитке устрашающие слова: «Махер шелал, хаш баз» — «Спешат на добычу, скоро грабеж». Этот свиток должен был храниться, доколе не исполнится предсказание. Не доверяя пергаменту, Исайя и новорожденного сына своего назвал Махершелал-хашбазом. Он предрекал, что прежде, чем ребенок научится лепетать «отец» и «мать», царь, Ассирийский уже овладеет сокровищами Дамаска и Эфраима, а вслед за ними придет черед и «земли Эммануила»: Маловерная Иудея ощутит на себе всю тяжесть десницы Ассура. Царь Иудейский не уповал на Господа, доверился монарху великой державы, но Ассирия — это мощная и неудержимая река: Подымется она над всеми притоками своими и выйдет из всех берегов своих: И пойдет по Иудее, и затопит ее, поднимется и до шеи дойдет, Раскинет крылья свои и наводнит землю твою, Эммануил. Ис 8, 7

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Исайя получает Откровение и познает тайну мира; в «Хождении» Богородица, потрясенная увиденным, заступается за грешников перед Господом. Оба текста строятся на диалоге: вопросах «ведомого» и ответах и пояснениях «ведущего», раскрывающих смысл увиденного. По-видимому, это основной сюжетный принцип таких сочинений. Он позволял в процессе переписывания и редактирования текстов расширять или сокращать их. Текстологическая работа над древнерусским «Видением Исайи» (сохранилось более десяти списков) не проведена. Недавнее издание полного текста обширного «Вознесения Исайи», связанного с «Видением» (в серии Corpus christianorum, seriae Apokryphorum. Vol. 7, 8, Leuven 1994, где представлены наряду со славянской греческая, коптская, латинская, эфиопская версии) поможет более четко представить характер взаимосвязи этих памятников. МЕСЯЦА МАЯ В 8 ДЕНЬ. ВИДЕНИЕ, КОТОРОЕ ВИДЕЛ СВЯТОЙ ПРОРОК ИСАЙЯ СЫН АМОСОВ В двадцатый год царствования Езекии, царя Иудеи, пришел Исайя сын Амосов и Иисус сын Саавов к Езекии в Иерусалим. И войдя, воссел он на одре царском, и все князья иерусалимские, советники царские и евнухи стояли перед ним. И пришли и из селений и с гор пророки и сыновья пророков, услышав, что Исайя пришел из Галгал к Езекии и приветствовал его и также благовестит ему о том, что будет. Когда возгласил (Исайя) все истинные слова, Дух Святой сошел на него, и все увидели и услышали вещания Святого Духа. Ведь царь призвал всех пророков; и входят они, сколько их собралось там вместе: был же Михей, и Анания старец, Иоиль, и те, кто сидели справа и слева от него. И когда услышали они глас Святого Духа, преклонили колена и воспели Бога всевышнего, почивающего в святых и таковую силу слова даровавшего миру. И когда во всеуслышание он произнес сказанное ему Святым Духом, то внезапно умолк и более не видел стоящих перед ним: очи его были отверсты, уста же затворены, ибо вдохновение Святого Духа было в нем. И поняли все, что Исайя был вознесен. Пророки же уразумели, что было ему явление; видение же, которое он видел, было не от мира сего, но от мира, тайного для всякой живой плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф, архиеп. 189 Иосиф Болгаринович, еп. 144 Иосиф Волоцкий 67, 71, 74, 108, 109, 110, 111, 120, 121, 123, 158 Иосиф Волчанский, епископ 356 Иосиф Нелюбович-Тукальский, митроп. 256, 257 Иосиф Петровых , митроп. 431, 433, 434, 435, 438, 439, 440, 496, 497 Иосиф Руцкий 243 Иосиф Самабелли, архиеп. 373 Иосиф Семашко , архиеп. 360, 361 Иосиф Тризна, игумен 250 Иосиф Шумлянский, епископ 257, 258 Иосиф, архиеп. 428 Иосиф, архим. 205 Иосиф, протосингел 65 Иосиф, прот. 398 Иосиф 89 Ипатий Гангрский, епископ 41 Ипатий Поцей, епископ 239, 243 Ипполит Римский 115 Ираклий Лисовский, епископ 359 Ирвинг Э. 345 Ирина, муч. 92 Ирина, царица 84, 151, 157 Иринарх, епископ 362 Иринарх, преп. 175 Ириней Клементьевский , епископ 313 Ириней Фальковский, епископ 313, 314, 317 Исаак Комнин, император 44 Исаак Сирии 339 Исаакий, епископ 133 Исаакий, преп. 98 Исаакий Безмоленик 106 Исаакий Далматский, преп. 293 Исаакий-Затворник 100, 101 Исаакий Оптинский 336 Исайя, митроп. 263 Исайя, свят. 13,87, 119, 127 Исайя Копинский, митроп.246, 247, 248 Исайя Трофимович 249 Исайя, старец 330 Исидор, митроп. 58, 59, 60, 61, 62, 73, 170, 171, 175, 281 Исидор Никольский , митроп. 280, 281 Исидор Юрьевский, свящмуч. 292 Истомин Феодор, свящ. 371 Иулиания, княгиня 51, 136 Иулиания Лазаревская 221 Иулиания (М. Н. Соколова) 464 Казимир, князь 65, 138 Казимир, король 51, 62, 143, 144, 252 Казы-Гирей, хан 157 Калинин 415 Калиновский А., свящ. 414, 416, 419 Калита Иоанн, князь 49, 93, 149 Калишевский 299 Каллист III, папа 62, 63 Каллист, еп. 187, 188 Каллист, игумен 254 Калмыков Петр 344 Калмыкова Лукерья 344 Канут IV, датский король 134 Каптерев, проф. 182 Капустин Савелий 342, 343 Караевский А. 281 Карамзин 65, 66, 77, 121, 130, 150 Карл IX, король 166 Карпов Г. 443 Карпович Леонтий 246 Карташов А., проф. 5, 6, 67, 68, 84, 99, 101, 191, 215, 252, 271, 274, 337, 469 Кассиан, епископ 77 Кастальский А. 298 Касторский 299 Катырев-Ростовский И. М. 150 Каэтан Солтык, бискуп 357 Киприан, митроп. 31, 32, 42, 52, 53, 54, 55, 56, 90, 91, 108, 128

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

624 ...желаше бо от Бога Юрьи за святыя церкви... кровию внчатися, и по его желанию еже и бысть. – Юрий Иванович Замятнин погиб 28 июня 1521 г. в битве с крымскими татарами Мегмет-Гирея на реке Оке, неподалеку от Серпухова. Крымцы напали на русское войско внезапно, сумев скрытно переправиться через реку; среди погибших были и воеводы, в том числе и Ю. И. Замятнин. 625 ...по 4 кафизмы, да по два кануна переменные... да иефимонъ, да полунощницу... – Кафизма – название каждого из 20 разделов Псалтыри. Канон (канун) – богослужебное песнопение, состоящее из девяти песен, в честь церковного праздника или в похвалу святого. Ефимон (мефимон) – великое повечерие (павечерница), церковная служба. Полунощница – церковная служба, которая первоначально совершалась в полночь, а позднее – в любой час перед утреней или вместе с нею. 626 ...книгъ... много преписалъ, иже и донын въ обители Пречистой, в Осифов монастыре... – Согласно описи 1545 г. в библиотеке Иосифо-Волоколамского монастыря хранилось 13 рукописей «письма Фотеева». Большая часть созданных им рукописных книг имеет богослужебное содержание, однако в составе сборников Фотия имеются «четьи» произведения: Повесть о Евстратии, Прение Живота и Смерти, Хронограф русский и др. См. подробнее: Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 25, 28, 29, 31, 32, 34, 40. 627 ...прихожаше святая четыредесятница и святая Страстьная неделя... – Четыредесятницей называют Великий пост , установленный в подражание Моисею и Иисусу Христу, которые 40 дней постились в пустыне. Страстная неделя – последняя неделя Великого поста, посвященная воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа. 630 Старца Фотея ученикъ Исайя повда. – Исайя Ртищев был одним из последних учеников старца Фотия Волоцкого. Род Ртищевых происходил из Раховского стана Волоцкого уезда и имел постоянные контакты с Иосифовым монастырем. Отец Исайи – Ртище Васильев, сын Александров, неоднократно упоминается в актовых материалах Иосифо-Волоколамского монастыря. Исайя Ртищев (в миру – Сидор, или Исидор) постригся в монастыре Иосифа в 1532–1533 гг. и дал за собой игумену Нифонту Кормилицыну сельцо Ивашево «са всем, что к тому сельцю истарины потегло». До Исайи в монастыре постриглись его братья – Иона, Федор, Даниил и Ермолай. Исайя Ртищев пришел в монастырь в зрелом возрасте, ибо во вкладной записи упоминаются его жена и дети. Инок Исайя был близок к игумену Гурию Руготину, который в 1555 г. стал архиепископом Казанским, а Исайю назначил своим казначеем и увез с собою в Казань. Последние известия об Исайе Ртищеве относятся к 1558 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вступление Евреев в землю Ханаанскую. После Моисея вождем Еврейского народа был Иисус Навин. Бог помог ему завоевать землю Ханаанскую, которую он разделил на двенадцать частей, по числу колен народа израильского. После смерти Иисуса Навина Евреями управляли судьи, а потом цари, из которых особенно был замечателен царь Давид. Царь и пророк Давид. Давид был благочестивый царь. Он любил Бога всем сердцем и всей душой и прославлял Его в псалмах или в священных песнопениях. Столицей своего царства Давид сделал город Иерусалим и построил в нем великолепную скинию, в которой совершалось Богослужение. В награду за благочестие Бог обещал Давиду, что из его рода произойдет Иисус Христос – Спаситель мира. Пророки. Во времена царей Бог посылал Евреям пророков, которые учили их Закону Божию, обличали их за худые дела и предсказывали будущее, особенно об Иисусе Христе. Илия. Израильтяне забыли истинного Бога и поклонялись идолам. Для вразумления их Бог послал пророка Илию. Илия предсказал, что за нечестие Бог накажет Израильтян бездождием и голодом. Так и случилось. Три года и шесть месяцев не было ни дождя, ни росы, и настал великий голод в земле Израильской. Илия жил у одного ручья, из которого брал воду, а вороны приносили ему хлеб и мясо. Когда ручей высох, Илия отправился в город Сарепту. Там он увидел одну вдову, которая собирала дрова. Он попросил у нее хлеба. Вдова сказала, что у нее нет хлеба, а есть только немного муки в кадке и немного масла в кувшине. «Я сделаю себе с сыном хлебец, съедим его и умрем». Илия сказал ей: «Не бойся, сделай прежде мне небольшой хлебец, а потом сделаешь себе с сыном. Так говорит Господь Бог: мука и масло у тебя не будут убавляться до тех пор, пока Господь не пошлет дождь на землю». Действительно мука и масло не убавлялись у нее во все время голода. Пророк Илия за благочестивую жизнь был взят живым на небо. Явилась огненная колесница и огненные кони, и Илия понесся в вихре на небо. Пророк Исайя. Исайя видел Бога, сидящего на престоле. Вокруг Него стояли Серафимы, которые пели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Потом Исайя услышал голос Божий, который повелел ему идти и проповедовать Иудеям Слово Божие. Исайя послушался Бога и начал проповедовать. Особенно ясно Исайя предсказывал об Иисусе Христе, что Он родится от Давида, будет творить чудеса и пострадает за грехи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

623 По смерти Герасима, Византийская церковь , как это нередко случалось, в продолжении двух лет и семи месяцев остается без архипастыря. Преемником Герасима сделался престарелый Исайя (1323–1333). Исайя обладал столь незначительными достоинствами и имел так много недостатков, что представляет собой весьма нерадостное явление в истории Константинопольских патриархов. До возведения на патриарший престол Исайя был простым монахом на Афонской горе. Образования у него не было никакого, даже нравственные качества его представлялись сомнительными, так как «многие смело и громко обвиняли его во многом». Очевидно, что избран был он в патриархи единственно потому, что надеялись видеть в нем человека, от которого правительство не могло ожидать себе сопротивления ни в чем. 624 Но и в этом отношении императору Андронику Старшему пришлось впоследствии разочароваться. Подобно патриарху Герасиму, Исайя, в междоусобной борьбе царя Андроника и его внука и наследника Андроника Младшего принимает сторону этого последнего, к великому огорчению императора. Андроник Старший, раздраженный непослушанием и безобразным поведением своего внука, хотел запретить в церквах молитвенное возношение имени непокорного. Патриарх же не только воспротивился и не позволял духовенству слушаться в этом случае царской воли, но даже подверг наказаниям тех из духовных лиц, которые считали волю царскую священной. Свое распоряжение, противное намерениям императора Андроника, патриарх объявил в церкви с особенной, необычной торжественностью. Исайя «колокольным звоном созвав великое множество народа, объявил отлучение всякому, кто бы решился не доминать имени Андроника Младшего и отказывать ему в чем бы то ни было, что приличествует царю». Известие о таком странном поступке патриарха глубоко потрясло Андроника Старшего. Он говорил: «Если уж учитель мира так взбесился против нас из видов корысти, обещанной ему моим внуком и, потеряв всякий стыд и совесть, не затруднился сделаться предводителем бунтовщиков, то кто же сдержит направленное против нас движение необузданной черни? Патриарх сделался нашим убийцей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010