51.3 288. Заветныя яблоки 51.4 289. Мудреная девочка 52 Письма к А. Г. 52.1 290. Пасхальное приветствие и объяснение пасхальных песней 52.2 291. Ты просто обленилась! 52.3 292. О келье не заботься 52.4 293. Веруй в Промысл 53 Письма к С. 53.1 294. Пожелание в праздник Рождества Христова быть терпеливою 53.2 295. Терпи скорби и будь откровенной 53.3 296. Не будь забывчива и пиши обо всем прямо 53.4 297. Спасение в терпении и смирении 53.5 298. В скорбях сокровена милость Божия 53.6 299. Не забывай заповеданнаго тебе 53.7 300. Самоукорение легче всх добродетелей 53.8 301. Скорбишь неведомо о чем 53.9 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 53.10 303. Как твоя торговля духовная? Держись Иисусовой молитвы 53.11 304. Как жить дома 53.12 305. Как жить в келье 53.13 306. Поздравление с принятием Ангельскаго чина 53.14 307. Поздравление с Рождеством Христовым 53.15 308. Не тяготись выговорами 53.16 309. Что значит спасти душу 53.17 310. Кто не терпит искушения от сестер – искушается бесами 53.18 311. Укоряет за постоянное недовольство 53.19 312. Других упрекаешь, а сама не исправляешься 53.20 313. Не ропщи на монастырскую жизнь 53.21 314. Не выносишь правды от тщеславия 53.22 315. На своих не надейся, а жди от Бога 53.23 316. Без скорбей не выучишься монашеству 53.24 317. Учись монашеству. Не скучай о родных 53.25 318. Твори молитву Иисусову и будешь здорова 53.26 319. Самый лучший пост. Будь откровеннее 53.27 320. В чем истинный пост 53.28 321. О высоком звании невесты Христовой. Ищи мира душевнаго 54 Письма к Т. 54.1 322. О правильных слезах. Молиться не забывай 54.2 323. Не писем ищи, а молитвы и слова Божия 54.3 324. Живи не как хочется, а как Бог велит 54.4 325. Спасение не в письмах, а в исполнении заповедей 54.5 326. Правда ли, что ты не спасешься? 54.6 327. Оружие спасения 55 Письма к Е. Д. 55.1 328. Скорбящие здесь, возрадуются на страшном суде 55.2 329. Монах без скорбей–головешка 55.3 330. Чему учит Рождество Христово 55.4 331. Страдающие со Христом, с Ним и прославляются

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

В любви вот что удивительно; к другим добродетелям примешивается зло, например, нестяжательный часто тем самым надмевается; красноречивый впадает в болезнь честолюбия; смиренномудрый часто тем самым превозносится в своей совести, а любовь свободна от всякой подобной заразы, никто никогда не станет превозноситься пред любимым (свт. Иоанн Златоуст , 53, 323–324). Источник. крепче стены, она тверже адаманта, и, если бы ты указал на другое еще более крепкое вещество, твердость любви превзойдет все (свт. Иоанн Златоуст , 53, 324). Скорее трава может перенести силу огня, нежели диавол – пламень любви (свт. Иоанн Златоуст , 53, 324). не побеждает ни богатство, ни бедность; ...не было бы ни бедности, ни излишнего богатства, если бы была любовь, а было бы только добро, проистекающее из того и другого (свт. Иоанн Златоуст , 53, 324–325). Любовь изменяет самое существо вещей и неразлучно приносит с собою все блага... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 325). Источник. ...Любовь... кроме пользы, доставляет еще великое удовольствие, а труда никакого и, как добрая пчела, собирая добро отовсюду, слагает его в душе любящего (свт. Иоанн Златоуст , 53, 325). Источник. ...Кто питает к другому любовь, согласится лучше потерпеть тысячи бедствий, нежели видеть, чтобы любимый им потерпел вред (свт. Иоанн Златоуст , 53, 326). Источник. Как при золотой одежде и обуви нам нужно бывает и некоторое другое одеяние, чтобы узнать царя, а когда мы видим порфиру и диадему, то не требуем никакого другого знака царского достоинства, – так точно и здесь. Когда есть диадема любви, то она достаточно отличает истинного ученика Христова не только для нас, но и для неверных (свт. Иоанн Златоуст , 53, 328). ...Без любви нет большой пользы ни от веры, ни от знания, ни от пророчества, ни от дара языков, ни от дара исцелений, ни от других даров, ни даже от совершенной жизни и мученичества... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 329). Источник. Тот только любит, кто любимому желает полезного, а кто не ищет добра, тот, хотя бы тысячу раз говорил, что любит, враждебнее всех врагов (свт. Иоанн Златоуст , 53, 332).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Грех происходит от того, что люди хотят быть мудрее законов Божиих и не хотят учиться так, как Он заповедал; потому они ничему и не научаются (свт. Иоанн Златоуст , 53, 42). Грех – это бездна, которая увлекает в глубину и гнетет (свт. Иоанн Златоуст , 53, 81). Источник. ...Ничто так не безрассудно, ничто так не бессмысленно, глупо и нагло, как грех. Куда он ни вторгнется, все низвращает, расстраивает и губит; он безобразен на вид, несносен и отвратителен. Если бы какой живописец захотел изобразить его, то, мне кажется, не погрешил бы, изобразив его в виде женщины звероподобной, варварской, дышащей огнем, безобразной и черной, как внешние (языческие) поэты изображают Сцилл (свт. Иоанн Златоуст , 53, 89). Источник. Грех тысячью рук охватывает наши мысли, вторгается неожиданно и терзает все, подобно псам, кусающим внезапно (свт. Иоанн Златоуст , 53, 89). Источник. Без закона грех был слаб; он был совершаем, но не мог так подвергать осуждению, потому что зло (до закона) хотя существовало, но не обнаруживалось с такою ясностью (свт. Иоанн Златоуст , 53, 435). Перечти же целительные средства для уврачевания твоих язв и прикладывай все их одно за другим непрестанно: самоуничижение, исповедание, непамятозлобие, благодарение за посылаемые на тебя скорби, вспомоществование бедным деньгами и вещами, наконец, непрестанную молитву (свт. Иоанн Златоуст , 53, 513). ...Как во время сильной стужи все члены цепенеют и замирают, так и душа, оледеневшая от хлада греховного, не может отправлять дел своих, будучи скована, как морозом, совестью (свт. Иоанн Златоуст , 53, 540). Источник. Подобно тому, как грех, овладев человеком, сам живет в нем, направляя душу его по своему желанию, точно так же, если с умерщвлением греха человек делает благоугодное Христу, то такая жизнь является уже не жизнью человека, но живущего в нас, т. е. действующего и управляющего (Христа) (свт. Иоанн Златоуст , 53, 771). Источник. ...Греха... нет ни одного, который бы проистекал из необходимости, – все они зависят от испорченной воли. Бог не так создал природу, чтобы необходимо должно было грешить; если бы это было так, тогда не было бы и наказания (свт. Иоанн Златоуст , 54, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Напротив, провозвестники слова Господня говорят: «Господь возложил на Него» – Раба Господа – грехи всех нас», праведники же видят, что страдания их «не доставили спасения земле», и «мертвецы Господа» восстанут из праха лишь силою Божией (26:16–21), следовательно, не в силу подвига («каков труд» Раба Господа, 49:4; 53:11, ради «оправдания многих»). Так, глава 50 и 49-я, очевидно, есть изображение тех же страданий (50:6–7; 49:7; ср. 53:3, 7) и подвига (49:4; ср. 53:11) «Раба Господня», о которых пророк говорит в главе 52:13–53 (ср. особ. 52:14–15 и 49:7), и к подвигу того же Раба Господня относится глава 42-я (ср. особ. 42:4 и 50:4, 7; 42:6, 7 и 49:6, 8–9). А после изображения страданий Раба Господня (т. е. после 49–53 глл.) начинается (именно в главах 55:4; 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6) изображение последующей за Его страданиями славы (ср. 52:13). Что к «Рабу Господа» относится не только 55:4 (ср. 49:6; 42:6), но и 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6, – это видно из сходства означенных мест с главами 42, 49, 50 и 52:13–53. Особенно важно при решении вопроса место из Ис.61:1–3 : «Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы (1 ст.), проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (2 ст.). Здесь говорит, очевидно, не Сам Господь, но иное Лицо; а так как Оно говорит о Себе то же, что сказано было ранее о «Рабе Господа» 341 и притом без предварительного объяснения, то, очевидно, говорит «Раб Господа» (ср. Луки 4:17–22 ). Но и в главе 63:1–6 говорит никто иной, как «Раб Господа», потому что слова (опять в первом лице): «день мщения в сердце Моем, и год искупленных Моих настал» суть те же, что и в 61:1–2. Кроме того, образ «величественного», «изрекающего правду», «Сильного», «попирающего народы» прямо напоминают образ «Раба Господня», Который после страданий «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13), «оправдает многих», получит «часть с великими и с сильными будет делить добычу» (53:11–12). Если же глава 63:1–6 относится к «Рабу Господа» (ср. Откр.19:11–16 ), то к Нему же относится конец главы 62-ой, ст. 11–12 (ср. Мф.21:4–5 ) и конец гл. 59:20 ст. (ср. Рим.11:26 и 27 ст.); так как во всех этих местах говорится о пришествии Спасителя Сиона 342 , и тем более, что этот Спаситель отличается от Господа: «вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой» (62:11). – Итак, исходя из контекста речи, верующие современники пророка отчасти могли возвыситься даже до разумения Божественной природы «Раба Господня». Он носит те же имена, как и Господь: «Искупитель, Спаситель» (62:11; 59:20; ср. 43:3; 47:4) и именно Он был «Ангелом Лица» Господня, «спасавшим Израиля» (ср. 63:9 и 1). Он «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13) 343 ; в Своем унижении истинный «род Его неизъясним»? ибо Он совечен самому Богу (48:16) 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

53-я гл. посвящена сампсеям, о которых говорится, что они также назывались Е. (Ibid. 53. 1. 1). Они жили в Перее у р. Арнон, в Итурее и Моаве и пользовались той же книгой, что и оссины, назореи и евиониты (Ibid. 53. 1. 3). Они верили в Единого Бога и жили по-иудейски, совершая омовения. Нек-рые отказывались от употребления мяса (Ibid. 53. 1. 4). Они поклонялись Марфусе и Марфане из семьи Елксая (Ibid. 53. 1. 2). Е. не принимали апостолов и пророков. Считали воду божественной (Ibid. 53. 1. 7). Они были христианами только по имени. Е. считали, что Христос был сотворен, но появится в конце времен снова. Он воплотился в Адаме и принял его тело. Св. Дух - сестра Христа, и Они огромного размера (Ibid. 53. 1. 8-9; ср.: Ibid. 30. 17. 6). В нач. V в. Е. упоминают блж. Феодорит , еп. Кирский, и блж. Августин ( Theodoret. Haer. fab. 2. 7; Aug. De haer. 32), но их свидетельства вторичны и восходят к Ипполиту и Епифанию. Возможно, Е. упоминаются в Коране под именем сабеев (Коран. Сура 2. 59; Сура 5. 73; Сура 22. 17; см.: Хвольсон. 1856). В X в., вероятно, о Е. сообщает мусульм. автор Ибн ан-Надим в кн. «аль-Фихрист» (987/8). Он говорит, что мухтасилы (что значит «те, которые омываются») омывают все, что едят. Их учитель и вождь - аль-Хасайх (предположительно от «Елкасай»). Они считают, что в мире есть 2 образа бытия - мужской и женский (напр., овощи принадлежат к мужскому, а нек-рые растения - к женскому). В их общине некогда произошел раскол. Отделившаяся часть поклоняется звездам. К общине мухтасилов присоединился отец Мани Фаттик, когда, молясь в храме, услышал голос, говорящий, что он должен воздерживаться от мяса, вина и сексуальных отношений. В Кёльнском папирусе, содержащем жизнеописание Мани (Colon. 4780), сказано, что Мани изначально принадлежал к секте, обитавшей в Вавилонии, к-рая считала ритуально чистыми только овощи и предписывала своим членам совершать ежедневные омовения. Секта почитала Алхасая (Αλχασαος). Мани разошелся с ними на том основании, что Иисус Христос придерживался др. практики. Секта, к к-рой принадлежал Мани, судя по цитатам в папирусе, не отвергала Посланий ап. Павла и почитала ряд апокрифов (Апокалипсисы Адама, Сифа, Еноха, Сима и Павла).

http://pravenc.ru/text/189879.html

Каков же истинный Мессия? «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… За преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53: 3–10). Знакомы ли евреи с 53-й главой Книги пророка Исаии? Не все. Обычно во время еженедельных чтений в синагоге эта глава опускается. Знакомы ли евреи с этой главой великого пророка? Не все. Обычно во время еженедельных чтений в синагоге эта глава опускается. Приведу отрывок из воспоминаний Розы Прайс, прошедшей через ужасы нескольких нацистских концлагерей и уверовавшей в Иисуса Христа. Ее дочь стала последовательницей Спасителя Иисуса, а она держалась старых ложных представлений: «Я бросилась за помощью к раввину. Он приводил мне различные примеры из Священного Писания, которые я могла использовать в своей семейной борьбе за веру. Дома в ответ мне приводили в пять раз больше библейских цитат. По настоянию семьи я попросила раввина пояснить мне главу 53 Книги пророка Исаии. Раввин ответил, что ни один еврей не читает ее, особенно это не должна делать еврейская женщина. Итак, мне нельзя было читать эту главу. То же самое относилось и к Псалму 22. Всего же насчитывается 328 пророчеств прихода страдающего Служителя, Мессии. Я задавала вопросы раввину почти обо всех пророчествах. Наконец раввин сказал мне больше не приходить в синагогу, потому что я прочла ему главу 53 из Книги пророка Исаии» ( Роза Прайс. Оставшаяся в живых// Сид Рот. Они задумались. WWP, 2007). Раввины утверждают, что 53-я глава Книги пророка Исаии говорит о еврейском народе. А как объясняли эту главу законники, которые многие места ветхозаветной Библии знают наизусть? Книжники периода формирования Талмуда признавали, что 53-я глава является пророчеством о приходе Мессии. Однако, начиная с известного иудаистского экзегета Раши (рабби Шломо Ицхаки; 1040–1105), раввины утверждают, что 53-я глава говорит о еврейском народе. Опровергнуть это мнение можно простым обращением к тексту.

http://pravoslavie.ru/68586.html

...Как красивы растения, насажденные по порядку, или хорошо построенное войско, когда оно выступает чинно и красивыми рядами! Это доставляет удовольствие, но приятнее и усладительнее всего благолепие взаимно соединившихся в любви, наподобие естественного союза, в очах Божиих оно важно и ценно (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Если, по слову Господа, бывает радость на небе об одном кающемся грешнике, то намного больше о... множестве спасающихся. Уже отсюда открывается радость будущего века, для диавола печаль, демонов рассеяние, когда мы составляем взаимные хоры, чтобы в единодушном и единомысленном славословии Бога подражать всестройному и славному Херувимскому пению (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Источник. Через любовь возрастает стадо Христово; любовь смиряет дух кровожадный, притупляет вражеское оружие, забывает всех врагов и вводит в мир мирную жизнь Христову... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Источник. ...Любовь указывает тебе на ближнего твоего, как бы на тебя самого, и переносит грехи (других), будто свои собственные (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Насколько несокрушима стена, укрепленная связями из огромных камней и защищающая от вражеских приступов, настолько несокрушим союз святых, гармонированный узами любви и отражающий искушения диавола (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Источник. Всюду вражду прекращайте и любовь насаждайте. Любовь друг к другу пусть будет у вас долгом, никогда не исполнимым (свт. Иоанн Златоуст , 53, 821). Источник. Как ежедневно мы требуем себе пищи и минувшим насыщением не освобождаемся от ежедневного требования ее, но, вынуждаясь своею природою, отбываем это как бы долг, так и в любви будем блюсти тот же самый образ: не насытится око зрети, ни исполнится ухо слышания ( Еккл. 1, 8 ). Приятен свет для глаз, и ничей глаз не утомляется зрением, ничьи уши слышанием, так неленостно нам нужно совершать и желанное дело любви, и никогда не насыщаться (свт. Иоанн Златоуст , 53, 821). Источник. Если, сказано, ты любишь любящего, какая польза? Это и язычники делают (см.: Мф. 5, 46–47 ). Но что служит признаком истинной любви? Любовь к ненавидящему (свт. Иоанн Златоуст , 54, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В этой песне нет выражения «Раб Господень», но речь идет о Нем и от Его лица. Он не отступил от исполнения Своего спасительного дела, хотя Ему пришлось претерпеть избиение и бесчестие. «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и заплевания» (6 ст.). Здесь предсказаны подробности, исполнившиеся на Иисусе Христе во время суда над Ним у первосвященников и у Пилата (см. Мф. 26, 67; 27, 30 ). Более подробное и полное описание страданий Раба Господня и их искупительное значение дано в следующей четвертой песне 52, 13–53, 12. Четвертая песнь Раба Господня Ис. 52, 13–15 и 53, 1–12. О страдании и прославлении Его В четвертой песне объединены все главные мысли других песней Раба Господня и представлены в полной и последовательной картине жизни, служения, искупительных страданий, смерти и прославления Его. Для правильного понимания этого пророчества необходимо привлечь и изучить все упоминания о Нем в Новом Завете. По глубине и силе пророческого прозрения во внутренний смысл величайших тайн – воплощения и искупления, а также по яркости и живости данных в нем образов, пророчество (52, 13–53, 12) считается зенитом всего ветхозаветного пророчества о страданиях и прославлении Христа. Христианин находит в этом не только предъизображение важнейших моментов искупительного служения Господа нашего Иисуса Христа, но видит в нем и неопровержимое доказательство божественного достоинства Спасителя мира и божественности христианской религии. Он узнает из этого пророчества, что страждущий Мессия-Христос не сегодня и не вчера стал известен миру, но Советом Триипостасного Божества был предопределен «на заклание прежде сложения мира» ( Апок. 13, 8 ). По содержанию пророчество (52, 13–53, 12; разделяется на три отдела; 52, 13–15; 53, 1–9; 53, 10–12). Первый отдел 52, 13–15 представляет собой вступление, (содержащее краткое обобщений (резюме)) всего пророчества, где в немногих словах изображается унижение Раба Господня и последующее затем прославление Его, выраженное в форме преклонения пред Ним правителей и народов. Изложение в этом отделе ведется от лица Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Петра от Господа (53:8: «род же его кто исповесть»; ср. Мф.26:74 и Ин.18:1 7), а по переводу русскому с подлинника, и на погребение Иисуса в гробнице богатого Иосифа Аримафейского (53:9 ср. Мф.27:57–60 ). 3. Как понимать первое полустишие стиха девятого 53–ей главы? Это полустишие в подлиннике по нынешнему масоретскому чтению затруднительно для понимания и перевода. Русский перевод по благословению Свят. Синода передает мысль подлинника так: «Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатаго»; в переводе, данном при Трудах Киевской Духовной Академии, читаем: «и л Он с нечестивыми погребсти Себя, и у богатаго – могила Его»; наконец перевод неизвестного автора при Еврейской Библии читается так: «Ему дают гроб между злодеями, а по смерти Своей Он у богатаго». Второй и третий перевод, очевидно, направляет мысль к исполнению пророчества на Иисусе Христе, который будучи распять с злодеями-разбойниками, должен бы по намерению врагов Его быть позорно и погребен вместе с ними, или еще хуже, вовсе не погребен, брошен, как падаль, без погребения; но такой злобный расчет врагов Иисуса Христа не осуществился: тайные ученики Господа, богатый Иосиф Аримафейский и Никодим почетно погребли Иисуса и положили в новом гробе богатого Иосифа ( Мф. 27:57–60 и Ин.19:38–42 ). Греческие же переводчики LXX-m читали еврейский текст иначе против нынешнего масоретского чтения и передала мысль подлинника так, что Господь за безчестие погребения и смерти Раба Своего даст ему во власть лукавых и богатых врагов его для карательного суда над ними. 4. Какое в данном пророчестве содержится учение о страданиях Мессии и о последствиях этих страданий? – а) Раб Иеговы есть Еммануил ( Ис.7:14 ), воплотившийся Сын Божий для нашего спасения (9:6); посему, учить пр. Исаия, самое рождение Его и пребывание во плоти есть рабское, униженное служение (53:2 ср. Флп.2:6 и 7) для спасения рода человеческого. Принявши тело и душу человека, Сын Божий принял на себя и вину грехов всего человечества и все результаты греха, все немощи и болезни (53:4), чтобы быть «милостивым и верным первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи» людей ( Евр.2:17 и 18). б) Затем учение об умилостивительном и примирительном значении мученических страданий и смерти Раба Иеговы раскрывается у пророка особенно ясно и настойчиво (53:5, 8, 10 и 11); на насильственную смерть безгрешного Раба Иеговы пророк смотрит, как на жертву о грехе. Посему новозаветные писатели, излагая учение об искупительных страданиях Иисуса Христа, очень часто пользуются этим пророческим учением Исаии (напр. 1Пет.2:22–25 ; 1Ин.3:5 ; Рим.4:25 ; 1Kop.15:3 и друг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Священное Писание для Златоуста — это драгоценнейшая сокровищница ( 1898. 4. 14, 187, 648= PG 53, 32; 53, 175; 53, 523; 1897. 3. 405= PG 52, 393); алмаз, отражающий Божественный свет ( 1898. 4. 109= PG 53, 111; 53, 590), целительное благовоние ( 1902. 8. 236, 571 = PG 59, 207 ; 59, 459; 1898. 4. 296–297= PG 53, 261–262), духовный виноградник (1898. 1. 826= PG 48, 1006) — список этих метафорических сравнений можно еще долго продолжать. Итак, главной целью всей работы над “извлечением смысла” из Писания у Златоуста было духовное назидание пастве, возрастание каждого чада Христова в Боге. Этой цели подчинены все его экзегетические работы, и ее он всегда считал основной. Практическая направленность экзегетики Златоуста и послужила, как нам кажется, одной из главных причин, по которой архиепископ Константинопольский имеет такое большое значение для истории и даже “судьбы” Библейской экзегетики: “Его беспримерный авторитет склонил чашу весов в пользу историко-грамматического метода толкования, в пику превалировавшему ранее аллегорическому методу” 32 . 1 Феодор Елеонский. Послесловие к т. V Полного собрания творений св. Иоанна Златоуста//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. V. СПб., 1899. С. 947. 2 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 1–12. СПб., 1895–1906. 3 Мидраш (евр. HÄ Ù Ç от корня H ‘искать’, ‘изучать’ ) — раввинистическое толкование Ветхого Завета, включавшее в себя разнообразные приемы, как, например, сравнение подобных мыслей, фраз, слов, встречающихся в разных местах Писания ( см. по этому поводу Bowker J . The Targum and Rabbinic Literature. Cambridge, 1969. P. 315 ff. ). Однако мидраш имел тенденцию придавать слишком большое значение самым мелким деталям, что приводило к толкованию текстов в отрыве от контекста, к комбинированию текстов, зачастую не имеющих общей мысли. В самых несущественных грамматических деталях экзегеты мидраша зачастую находили сакральный смысл. Таким образом мидраш часто уводил от непосредственного значения текста в сторону фантастических грамматических и математических интерпретаций. Интересные примеры экзегетики мидраша см. в книге Terry M. S . Biblical Hermeneutics. Grand Rapids, 1974 . P.  608 ff.

http://pravmir.ru/ioann-zlatoust-v-istor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010