Ростислав Мстиславич (Смоленский), брат предыдущего, 1154 (И. так же. Одну неделю,– Новгородская 1) Изяслав Давидович Черниговский, внук Святослава, 1154 (И. 1154–55, так же Новгор. 1. Не долго) Юрии Долгорукий в третий раз, 1154–1157 (И. 1155–1158) 15. Константин 1, 1156–1158 († 1159) 1156. Нестор, епископ Ростовский, по оклеветанию своих домашних, запрещён митрополитом. 1157. В первый раз упоминается епархия Галичская Великие князья, потом просто князья, Киевские Князья, потом великие князья, Владимирские Митрополиты Церковные события и дела Изяслав Давидович во второй раз, 1157–1158 (И. 1158–1159. Семь месяцев) 1. Андрей Юрьевич Боголюбский. Ушёл от отца из Киева в свою область Суздальскую, во Владимир, в 1155г. (И. так же). После смерти Юрия в 1157г. (И. 1158) посажен Ростовцами и Суздальцами на его удельном столе Ростовско-Суздальском. Убит в 1175г. (И. так же) 1157. Нестор Ростовский оправдан митрополитом и возвращён на кафедру; но опять согнан с неё из-за споров о посте в среду и пяток. 1159. Леон, преемник Несторов, изгнан Ростовцами и Суздальцами, „зане умножил быше церкви, грабяй попы”. Мстислав Изяславич Волынский, сын Изяслава Мстиславича 23), 1158 (И. 1159. Четыре месяца) Ростислав Мстиславич во второй раз,1158–1167 (И. 1160–1168. По Лавр. 9 лет, по И. 8 лет без месяца) 16. Феодор, прибывший 1161г., † 1162 или 1163г. 17. Иоанн 4, 1164–1168 18. Константин 2, прибыл 1167г., упоминается 1169 (И. 1172) 1162. Тот же Леон, неизвестно когда возвратившийся, снова выгнан Боголюбским неизвестно за что; Возвращённый князем на один Ростов без Суздаля, в третий раз выгнан им из-за тех же споров, что и НесторНеудачная попытка Боголюбского учредить во Владимире митрополию. 1165. Епископ Новгородский получил титул архиепископа. 1168. Заточен митрополитом Константином игумен Печерский Поликарп из-за споров о посте в среду и пяток Мстислав Изяславич во второй раз, 1168 (И. 1169–1171) – Прогнан с кафедры епископ Черниговский Антоний из-за тех же споров Глеб Юрьевич, брат Боголюбского и его посаженик, 1168–1172 (И. 1171–1178. По обеим летописям

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1378 . Аргамаков – Георгиевский, мужской, совсем уничтоженный, Новго­родской губ. и уезда, недалеко от Нов­города, между селом Городищем и Спасо-Нередицким монастырем. В 1615 г. в нем значилась церковь св. Георгия. “Ист. Росс. III, 258; Макарий, “Археолог. опис. Новгор.”, I, 653; “Новгор. Сборн.”, IV, Отд. 6, 2; “Ист. разгов. о древн. В. Новгор.”, 85; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 240. 1379 . Арсениев – Рождество – Богородицкий, мужской, ныне камен. часовня преп. Арсения, в гор., Новгороде, на Торговой стороне, у берега Волхова. Об основании его есть известие в лето­писи под 7070 (1562) год.: «Того же лета поставлен бысть, в Великом Новеграде, на Ярославле дворище, мона­стырь Рождество Пресвятой Богородицы, нарицается Арсениев монастырь, храм древян». Он существовал и после разорения Новграда в 1615 г.; по описи в нем значились церкви Рожд. Бо­город. и Рожд. Хр. В 1732 г. приписан к Юрьеву м-рю. Под существующею часовнею покоились мощи преп. Арсения, скончавшегося в 1570 г.; в 1786 г. они перенесены отсюда в Кириллов мон. Часовня и Мироносицкая церковь приписаны к Сыркову мон. “Полн. собр. лет.”, III, 253; “Ист. Росс. Иер.”, 297, V, 673 (с грамот.); Ратшин, 399; Толстой, “Свят. и древ. Вел. Новгор.”, 118, 227, 240; “Словарь ист. о свят.”, 44; Макарий, “Археолог. опис. церков. древн. в Новгор.”, I, 246, 284, 509; “Новгор. Сбор.”, IV, Отд. 6, 4; “Ист. разгов. о древн. В. Новгор.”, 87; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 322; Павлов, “Ист. опис. святынн Новгор.”, 45; Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря”, 65; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 45, 138; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 97, 28; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 27; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VIII, 1728 прилож., СХХ, XII (перечень вещам, взятым из м-ря в архиер. дом в 1726 г.). 1380 . Архангело – Михаиловский – Колодяженский, мужской, ны­не село Колодежно-Монастырек, Волын­ской губ., Новград-Волынского уезда, в 60 вер. к югу от Новграда и в 3 вер. от мест. Мирополья, на прав. берегу р. Случа. Основан в XVII ст. по просьбе казаков кн. Анастасиею, су­пругою кн. Ив. Острожского, в дрему­чем лесу, в благодарность Богу за одержанную победу над татарами. В нем долго общежительствовали право­славные монахи, но в 1775 г. по своей несостоятельности приписан к Геор­гиевскому Любарскому мон. М-рь нахо­дился на краю высокой горы, у подошвы которой протекает р. Случь и на кото­рой стоит ныне приходская церковь . До сих пор видны остатки земляного вала, коим был обнесен м-рь, а так­же сохранился фундамент зданий его. В начале XIX ст., на месте развалин, поставлена дерев. церковь , но за ветхо­стью разобрана, а на месте престола стоит крест. “Волын. губ. вед.”, 1854 г., 52 (Церковь и ярм. в с. Колодежной); Теодо­рович, “Ист. стат. опис. цер. и прих. Волын. епар.”, I, 222; “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 7 (Крат. свед. о м-рях, существ. в Волын. еп.); “Акты Зап. Р.”, V, 256 (Окружн. послание 1694 г. Львов. еп. Иосифа Шумлянского о назнач. своим наместн. игумена м-ря Иоиля Холодовского).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Росс. Иер.», II, 105 (с грамотами); VI, 944; Ратшин, 376; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 143; “Истор. разговоры о древн. Вел. Новг.», 86; Проценко, “М-ри в России», 5; “Новгород. Сборн.», IV, Отд. 6, 1; Ключевский, “Жит. свят.», 306; Макарий, “Археолог. опис. Новгр.», I, 455 (с указанием на историч. источники); “Матер. для стат. России», изд. Мин. Вн. Д., 1841 г., Отд. I, 44; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.», 162; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы», 23; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 1; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 55; “Опис. монаст.», 1817 г., 7; “Новгород. губ. вед.», 1840 г., 9,10 (описание монаст.); “Опис. Воронеж. Алексеев. Акатова мон.», 34 (архим. Амвросий Келембет); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1843 г., 98 (пожертв. лавки); “Олон. губ. в.», 1850 г., 42 (вотчина Антонова м-ря в Никол. Оштин. погосте, 1628 г.); “Новгор. губ. в.», 1851 г., 50 (указат. свят. и древн. Новгор.); 1852 г., 51 (Запись вкладная м-ря двор. Савину Обухову о получении вклада на вечные времена); 1853 г., 28 (истор. памятн.); 1858 г., 41 (по духов. завещ. 1626 г. цар. Дарья Ал. отказала в Антонов м-рь 10 руб.); “Описание Антониева Новгород. мон.», Москва, 1810 г.; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 332, 355; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 20; Вихров, “Новгор. святые места», 86; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 39 122 (преп. Антоний), 45, 139 (Сокольниц. чудотв.); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей», 58, 5; Барщевский, “Фотограф. альбом, хранящ. в Новгор. музее», л. 1029 и 1030 (собор), л. 1031 (покров на раке преп. Антония), л. 1032–1034 (муссийные иконы), л. 1035 (митра), л. 1036 (крест и кадило), л. 1265 (слюдяной фонарь); “Архив ист. и практ. свед. относящ. до России», 1859 г., I (Коркунов, “Отрыв. из путев. записок»); “Акты Арх. Эсп.», I, 308 (соборн. постановл. 1581 г.; игум. Иосиф); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; вместо игум. Трифона расписался Вяжиц. игум. Закхей); III, 139 (ц. гр. 1623 г. Новгор. митр. Макарию на влад. вотчин.), 145 (ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

церк. Богоявл.), 221 (игум. Феоктист, с 1299 г. архиеп. Новгор.), 223 (в 1310 г. архиеп. Феоктист преставился), 238 (постр. церк. Воскрес. 1423 г.); IV, 13 (основ. м-ря 1170 г.), 15 (постр. церк. Благовещ. 1180 г.), 45 (игум. Феоктист, с 1299 г. архиеп. Новгор.), 94 (в 1386 г. Новгородцы сожгли м-рь), 95 (игум. Парфений 1388 г.), 120 (постр. церк. Воскр. 1422 г.); V, 204 (архиеп. Феоктист ушел в м-рь 1306 г.), 205 (преставися архиеп. Феоктист 1310 г.); VI, 17 (в 1476 г. В. кн. Ив. Вас. взял от м-ря 253 обжи земли), 217 (тоже самое), 285 (в 1528 г. введено общежитие); VII, 185 (в 1310 г. погреб. архиеп. Новгор. Феоктист); VIII, 190 (осада Новгор. 1478 г.); IX, 246 (основ. м-ря в 1171 г.); X, 7 (архиеп. Илия заложи церк. кам. Благовещ. 1180 г.), 172 (игум. Феоктист, с 1299 г. архиеп. Новгор.), 177 (в 1310 г. погреб. архиеп. Феоктист); XV, 248 (основ. м-ря 1171 г.), 265 (в 1179 г. залож. церк. каменну св. Благовещ.), 327 (в 1218 г. пришел из Владим. архиеп. Митрофан и проводили его к Богор. Благовещению); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., CCLXXVI, LVI (в 1723 г. состоял приписным к Юрьеву м-рю и имел крестьян 200 душ муж. п.). 33. Благовещенский , женский, совсем уничтоженный, в гор. Виннице, Подольской губ. Основан в 1635 г. по грамоте Польского короля Владислава IV, иждивением коронного секретаря Мих. Кропивницого; по штатам 1795 г. положен во 2-м классе; в 1842 г. возведен на степень 1-го класса; в 1845 г. по неудобности местоположения и по ветхости зданий монахини переведены в местечко Браилов с прежним наименованием. (См. Благовещенский – Троицкий монастырь в мест. Браилове, 44). 34. Благовещенский , женский, общежительный, в г. Бежецке, Тверской губ. Под именем женской общины учрежден в 1868 г. с училищем при ней и приютом; в пользу общины пожертвовали куп. Неворотин 15 дес. земли, братья Крюковы 50 дес. и мещ. Архипов дерев. дом в 2 этажа с землею около города; сверх того куп. Неворотов изъявил готовность выстроить камен. дом для общины. В 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сборн.», IV, Отд. 6, 46; “Новгор. губ. в.», 1851 г., 47 (Указат. свят. и древн. Новгор.); Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 33; Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 64; Макарий, “Церков. ист. опис. гор. Стар. Руссы», 1866 г., 78; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 44, 136; Строев, “Спис. иер. и наст.», 110, 54; “Церковн. ведом.», 1889 г., 43, прибавл, 1299 (преп. Антоний Леохновский). 907. Лепруцкая – Пятницкая – Койгужская, мужская пустынь, ныне церковь во имя Параскевы, приписная к Койгушскому погосту, Новгородской губ., Устюженского у., в 90 вер. от Устюжны. Несомненно существовала в XVII ст., так как оставшаяся поныне церковь основана в 1681 г. и первым строителем ее упоминается в 1689 г. Евфимий; до упразднения своего в 1764 г. состояла приписною к Тихвинскому Большому м-рю. “Ист. Росс. Иер.», V, 12; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 39; “Ист. стат. опис. Тихвин. Богород. м-ря», 1859 г., 133; Строев, “Спис. иер. и наст.», 119, 80. 908. Лисицкий, Лисичий или Лисий – Рождество – Богородицкий, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ. и уезда, в 7 вер. к сев. от Новгорода и в 3 вер. от Хутынского м-ря, на прав. берегу р. Волхова. Под 1395 г. в летописи значится: «Того же лета поставиша церковь каменну Рожд. пресв. Богородицы на Лисичьи горе, и монастырь устроиша“. В этом году он был только возобновлен после пожара 1392 г., существовал же по той же летописи в 1391 г., когда в нем была построена дерев. церковь . В XVII ст. приписан к Иверскому м-рю; в 1764 г. упразднен; последним игуменом был Герман. В начале XIX ст. здесь еще существовала церковь Рожд. Богородицы, другая же разобрана в 1781 г. для ограды Антониева м-ря; следы м-ря заметны по оставшемуся кургану. В 1425 г. священноинок м-ря Евфимий был избран Новгородским владыкою. “Ист. Росс. Иер.», V, 15; Ратшин, 395; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 327; “Книга степенная», II, 124; Архим. Петр, “Опис. Ивер. Богор. м-ря», 1850 г., 28; Макарий, “Археол. опис. церк. древн. Новгор.», I, 90, 147, 430, 597, 654; II, 198; Толстой, “Свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

е. круглая, в середине углубленная, с отлогим возвышением по краям. О начале монастыря летописи повествуют так: «В лето 6863 (1355 г.). Постави владыка Моисей церковь каменну, в Великом Новеграде, святого Михаила архангела, на Сковоротки, и состави монастырь от града 4 поприща. В лето 6870 (1362 г.) преставися архиеп. Новгород. Моисей, месяца января в 25 день; и положен бысть у св. арханг. Михаила на Сково- ротке, в своем создании, и погребе его владыка Алексий. И бысть на владычестве 8 лет вдругие, и паки соиде, жил 3 лета в монастыре». В соборном храме архан. Михаила, возобновленном в XVII ст., покоятся в бронзовой раке, устроенной в 1782 г., мощи св. Моисея, обретенные в 1686 г. 19 апр. Тут же находится древняя икона Св. Николая, бывшая храмовою в Николаевском Липинском мон., существовавшая еще в 1294 г. и возобновленная в 1556 г. Замечателен также деревянный крест, который положен со св. Моисеем и лежал в земле более 300 лет. “Ист. Росс. Иер.», VI, 142; Ратшин, 381; “Словарь ист. о свят.», 198; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 232; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 48; Проценко, “М-ри в России», 46; Ключевский, “Жит. свят.», 147; “Новгород. писц. кн.», I, 685, 695; II, 468, 636, 687; III, 67, 204, 234, 243; Макарий, “Ист. Р. Ц.», 201, 253; VI, 77; “Опис. монаст.», 1817 г., 98; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгр.», I, 614; II, 20, 56, 77, 114, 132, 141, 311; “Трое суток в Новгор.», 66; “Кратк. ист. опис. свят. Новгор.», 55; Дмитриев, “Пугеводит. от Москвы до Спб.», 462; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.», 162; Пушкарев, “Новгор. губ.», 28; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы», 38; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 54; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож., VI, 135; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 74; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 84; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1851 г., 91 (надел. землею); “Новгор. губ. в.», 1853 г., 28 (ист. памятн.); “Пут. по св. мест. Русск.», II, 245, Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 22; Вихров, “Новгор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2231 . Шилов или Щилов – Покровский, мужской, совсем уничто­женный, Новгородской губ. и уезда, в 3 вер. к югу от Новгорода, на правом берегу Волхова, в урочище, называв­шемся в древности Дубно или Дубенка. Основан в 1310 г.; об основании его записано в летописях с разными ва­риациями; во 2-ой Новгор. летописи го­ворится: «постави церковь камену во имя св. Богород. Покрова, стяжанием раба Божия Олониа мниха, нарицаемого Шила, и бысть монастырь»; в 3-ей Новг. лет.: «поставиша церковь каменну на Дубне, во имя св. Богород. Покрова, стяжанием раба Божия Олониа мниха, нарицаемого Щила, при архиеп. Давыде»; в 4-ой летоп.: «поставиша церковь камену на Дубенке во имя св. Богор. Покров, стяжа­нием раба Божия Олония мниха, нарицаемого Щила». Этот Олоний или Леонтий был посадником Новгородским, зани­мавшимся, по преданию, ростовщичеством, и на нажитые проценты устроившим монастырь; во время отпевания его тела в церкви, гроб провалился сквозь пол в землю, но только молитвою и мило­стынею сына его гроб снова появился на поверхность и был погребен архиеп. Иоанном. В 1387 г. имя его упоминается в числе 24 монастырей, сожженных новгородцами. В 1615 г. разрушен, в 1669 г. возобновлен, в 1681 г. припи­сан к Юрьеву мон., в 1685 г. отпи­сан к Новгор. архиер. дому, в 1725 г. совершенно разобран, при чем коло­кольня перенесена в Юрьев мон., а бревна церкви и зданий унесены водою. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 728; “Опыт о посадниках Новгород.”, изд. 1821 г., 303; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., 192; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгор.”, I, 652; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 83; “Ист. разгов. о древн. Вел. Новгр.”, 84; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Путеш. по свят. мест. Русск.”, II, 240; Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря”, 65; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 112, 59; “Дополн. к Акт. истор.”, I, 97 (Гр. 1556 г. о размещ. по м-рям новокрещ. татар); “Новгород. писцов. кн.”, I, 17, 47, 63, 224, 554, 631; II, 233; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 201; “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VI, 123 (писцов. кн. 1583 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1861 г., II, Отд. 3, 40 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); Быч­ков, “Опис. рукописей И. П. Библ.”, I, 35, 2 (повесть о Новгор. посаднике Щиле), 235, 9 (повесть душеполезна о Шилове м-ре, еже есть в Вел. Новгр.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VIII, 1728 г., прилож., XI (пе­речень вещам, взятым архиеписк. Феодосием в Новгород. архиер. дом); “Полн. собр. лет.”, III, 130, 223 (основ. м-ря 1310 г.); IV, 47 (о том же), 94 (в 1386 г. сожжен новгородцами); VI, 285 (в 1528 г. введено общежитие).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

4038 Иоанн был в 6838 (1330 г.) назначен архимандритом в Новоспасский монастырь тотчас после его построения вел. кн. Иваном Даниловичем Калитой и характеризуется, как муж «честен, сказатель книгам, разумен, словесен» (П. С. Р. Л. VII 202). Под 6854 (1346 г.) летопись сообщает о поставлении его на Ростовскую епископию ibid., I 230; VII 210), и среди Ростовских епископов он стоит на 27-м месте, после Иакова перед Гавриилом и Игнатием (ibid., IV 102; VI 128; VIII 69); умер в 6864 (1355/6 г. (ibid., I 230; VIII 10). 4039 Выше (столб. 165, 172) в грамотах митрополитов Феогноста и Алексея на Червленый Яр упоминается об отказной грамоте Софонии (см. также Иловайского, История Рязанск. княжества, 142–143); самый текст этой грамоты, по-видимому, едва ли подложный, издан в Истор. обозр. Рязанской иерархии, 25. Подлинность грамоты заподозрена Срезневским, Древн. пам. русск. письма и яз., 186–187 потому, что неверно рассчитана хронология правления Даниила, еписк. Суздальского. 4040 Под 6851 (1351 г.) в Воскрес. летоп. (П. С. Р. Л. VII 215) читаем, что митроп. Феогност «благословил служить Данила епископа в Суздале, понеже отлучен был, и прият древний свой сан и просветися паки святительством великого архиерейства». Отлучение длилось с 1347 г., и в этот промежуток времени правил Нафанаил (см. запись 9). 4041 Никон. летоп. III 179 под 6838 г.: «Того же лета сущу ему (т.е. митроп. Феогносту) во граде Володимери в Волынском, и тамо постави Феодора епископа во Тверь». К нему писал архиеп. Новгор. Василий свое послание о рае (изд. и в составе «летописца Новгор. церквам Божьим» Новгородск. летоп., изд. Арх. Ком., 224–230). 4042 О поставлении Василия (в мире Григория Калеки, попа Козьмодемьянской церкви на Холопьей улице) сообщается под 25 августа 1331 г. (Новгор. летоп. по Синод. списку, изд. Археогр. Ком., Спб. 1888. стр. 325–326; «Летописец Новгор. церквам Божьим» смотр.: Новгор. летоп., изд. Археогр. Ком., Спб. 1879, стр. 217), во Владимире Вол. На основании летописей составлен рассказ о нем в рукописи Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

– Любовь к Богу есть великое утешение для человека (41:223). – Любовь есть плод молитвы (43:234). – Любовь Божия обретается в самоотвержении души (43:235). – Любовь наша к Богу испытывается в ежечасной борьбе с искушениями (46:250). – Совершенство любви (к людям) Моисея и апостола Павла (48:262). – Апостолы прияли многоразличную смерть из любви к людям (48:262). – Святые, уподобляясь Богу любовью, достигают совершенства (48:263). – Примеры совершенной любви к ближнему (48, 263; 55:310–311). – Высшая степень любви к ближнему доступна лишь ощутившему вполне надежду будущей жизни (48:263–264). – Любящие мир сей не могут иметь самоотверженной любви к человекам (48:264). – Изобилие денег и любовь к ближним не совместимы (51:284). – Упоенный любовью Божией забывает труды и печали свои (51:287). – Любовь приобретается после душевного здравия, а душа, не сохранившая заповедей, не есть здравая (55:302). – Хранение заповедей ниже духовной любви (55:302). – Заповеди хранят: иные – из страха, другие – ради будущей награды, третьи – по любви (55:302). – Господь призывает хранить заповеди из любви к Нему (55, 302, 304–305:328). – Без любви к ближнему ум не может просвещаться Божественной беседой и любовью (55:309). – Когда достаточно быть внутренне милосердым и когда требуется доказать явно любовь свою к ближнему? (55, 309–310; 312–313) – Господь заключил совершенство заповедей в любви к Богу и к ближнему (55:311). – В каком соотношении находятся между собою любовь деятельная и любовь созерцательная? (55:311–312) – Любовь предшествует вожделению: чего не возлюбит человек, того не будет вожделевать (55:315–316). – Искание себе высоких дарований не есть признак любви к Богу, но недуг души (55:319).–Душа, не победившая страстей, не может стяжать любви к Богу (55:320). – Апостолы верою усовершились в любви Христовой (55:322). – Каковы были действия любви в святом апостоле Павле? (55:328–329) – Как ценятся добродетели того, кто не имеет любви? (55:329) – Стяжание любви какую приносит пользу? (55:330) – Лишающийся любви, лишается мира (55:329).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

73 Софийск. Времен. изд. Строевым 1, 150. 163–168. См. подробно в Истор. Рассужд. о грехах и расколах Русс. Цер. стр. 4–28. М. 1838. 74 Нестор, по древ. тек. стр. 90–05, 1093 г., пишет: «Города и села опустели. Измаильтяне жгли села и гумна, многие храмы предали огню... Вот одних ведут в плен, другие посекаются, иные отдаются мщению, умирая смертию горькою; иные трепещут, смотря на смерть других, те умирают от голода и жажды… Толпы христиан страдают в плену, томятся от холода, цепенеют от голода и жажды; лица их осунулись от скорбей, тело почернело, язык высох, на чужбине, нагие, босые, израненные... Со слезами говорят друг другу: я из такого-то города, а я из такого-то села... Со вздохом возводят глаза на небо к Ведущему тайное… Вот дикие вепри там, где прежде жили христиане». 76 Воскрес Летоп. 1. 290. В 1225 г. крестился половецкий Князь Бастый. Соф. Вр. 1. 230. Киев. Летоп. о 1452 г. 81 Двинская лет. (Труды Вольн. Рус. Сбр. т. I. 114. 115) говорит, что коренные жители берегов Северной Двины еще при Владимире, завися от Новгорода, крещены были вместе с Русскими. Но во время Ярослава Норвежцы видели в Биархии (?) жарких поклонников Йомалы, так что, когда те хотели оскорбить истукан Йомалы – воровством, то едва спасли жизнь бегством (Стурлезон Hist regui Sept. т. 1. 618). Две харатейные грамоты новгор. архипастыря Иоанна 1110 г. или 1164 г., одна двинскому игумену Луке, другая двинским посадникам, показывают, что христианство существовало здесь с новгородскими поселенцами в 12 в. (Черткова второе прибавл. стр. 431. Моск. 1844). 83 Подробно сказано в Москвитянине 1843 года. 7 в статье: Откуда коренные жители Лифляндии первоначально получили христианство – с Востока или Запада? Собр. Грамот Виленских, Вильно. 1843, предисловие стр. 7, 12, 13. 87 Новгор. 2 летоп. То же записано в новгор. синодиках (Востокова Опис. Румянц. М. стр. 510), в Супрасл., Ростов. и Новгор. З; в последней прибавлено о Ефреме: «сей, поучив люди 5 лет, священству же не сподобился». Если из 42 лет епископства Иоакима, скончавшегося в 1030 г., исключим 5 лет, то окажется, что новгородское училище открыто в 1025 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010