С 72 г. крепость оставалась единственным не покорившимся Риму местом в стране. Подошедший 10-й рим. легион во главе с Флавием Сильвой окружил скалу стеной и построил вокруг неск. наблюдательных пунктов и лагерей (сохр. следы 8 лагерей). С запада естественное всхолмление было увеличено и превращено в осадный пандус для выдвижения тарана высотой более 70 м (сохр. до наст. времени). В 73/74 г. римляне пробили брешь в стене, после чего Элиезер призвал оставшихся защитников крепости (960 чел.) покончить с собой. Ссылаясь на рассказ 2 уцелевших женщин, спрятавшихся с детьми в пещере, Иосиф Флавий описывает события в М. накануне сдачи крепости защитники собрали и сожгли все ценное (кроме съестных припасов, чтобы враг не думал, что они испугались голода), затем убили жен и детей, после чего выбрали по жребию 10 чел., к-рым предстояло убить остальных. Один из 10 оставшихся также по жребию убил своих собратьев и поджег крепость, а затем покончил жизнь самоубийством. После падения крепости здесь стоял рим. гарнизон (до 111). В V-VI вв. на вершине М. возник мон-рь с небольшой церковью, к-рая имела мозаичный пол, трапезную и кухню. Изучение Широкоизвестная благодаря рассказам Иосифа Флавия, М. одной из первых в Палестине привлекла внимание ученых. В 1838 г. амер. ученые Э. Робинсон и И. Смит идентифицировали ее на местности; в 1842 г. амер. миссионер С. Вулкотт и англ. худож. У. Типпинг (иллюстратор брит. издания «Иудейской войны»), посетив М., оставили ее описания и рисунки. В 1851 г. франц. исследователь Ф. де Сольси раскрыл здесь остатки визант. церкви с мозаичным полом. Он первым снял план крепости и рим. лагеря (план издан в 1875), к-рый уточнил К. Р. Кондер. В 1867 г. англ. военный инженер Ч. Уоррен впервые поднялся в крепость с вост. стороны по упоминаемой Иосифом Флавием Змеиной тропе. В 1909 г. А. В. Домашевски и Р. Э. Брюннов вновь исследовали остатки рим. лагерей; в 1932 г. раскопки М. вел А. Шультен (Германия). С 50-х гг. XX в. работы возглавили израильские археологи: была исследована система водоснабжения крепости и раскопан один из рим. лагерей (1953, Ш. Гуттман, А. Алон); установлены очертания крепостных сооружений и план цитадели (1955, М. Ави-Йона, Н. Авигад; 1956, Й. Ахарони , Гуттман). Основные археологические работы на М. провел И. Ядин (1963-1965) в рамках международной экспедиции, коллектив которой включал сотни добровольцев. Была расчищена почти вся застроенная часть скалы, предпринята попытка восстановления древних построек. В результате работ историка иродианской архитектуры Э. Нецера (1989, 1995-2001) и других ученых были открыты новые строительные фазы, получены эпиграфические материалы эпохи иудейской войны, подробно освещено устройство рим. лагерей. Архитектура и археология

http://pravenc.ru/text/2562538.html

Сирия и о введении прямого рим. правления. Но Август разделил царство между сыновьями И. В. в соответствии с последним завещанием умершего, положив т. о. основание 4 иродианским гос-вам (подробно все 7 завещаний И. В. разбираются в: Richardson. 1999. P. 33-38). Ирод Архелай получил титул этнарха Иудеи, Самарии и Идумеи, под его властью был также прибрежный район с Кесарией Приморской (города Газа, Гадара и Гиппос подчинялись рим. наместнику Сирии). Ирод Антипа (4 г. до Р. Х.- 39 г. по Р. Х.), родной брат Архелая, стал тетрархом Галилеи (со столицей в Сепфорисе, позднее в Тивериаде) и Переи. Филипп (4 г. до Р. Х.- 33 или 34 г. по Р. Х.), сын И. В. от брака с Клеопатрой Иерусалимской, стал тетрархом Итуреи, Батанеи, Трахонитиды и Авранитиды, Гавланитиды, Панеады и Улаты («удел Зенодора»). Часть земель (Азот, Ямния и Фазаилида) получили сестра И. В. Саломея (тем не менее территории оставались под надзором этнарха Ирода Архелая) и др. родственники ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4). Однако внутренняя политика И. В. и прежде всего огромные расходы на строительство настолько подорвали стабильность государства, что после его смерти начались народные бунты. Бедность, мессианские ожидания, недовольство рим. владычеством и правлением сыновей И. В.- все это привело к тому, что скрытое при И. В. недовольство вырвалось наружу. В 6 г. по Р. Х., спустя 10 лет после смерти И. В., Август ввел в Иудее прямое правление Рима, ускорив начавшиеся при И. В. политические процессы, приведшие к антиримскому восстанию 66-70 гг. С. В. Бабкина Иродианская архитектура Материальная культура Св. земли периода правления И. В. изучается особой отраслью археологии библейской - иродианской археологией (археологией иродианского периода; обзор см.: Jacobson. 2002). Первой попыткой обобщить памятники этого времени стала работа К. Ватцингера ( Watzinger. 1935), активные исследования стали проводить после создания совр. гос-ва Израиль. Важнейшими этапами в изучении памятников были раскопки в Кесарии Палестинской (Итальянская археологическая миссия, 1959-1964, А. Фрова), в Иродионе (Studium Biblicum Franciscanum, 1962-1967, В. Корбо) и в Масаде (И. Ядин, 1963-1965). Позже целенаправленное исследование иродианских дворцов возглавил Э. Нетцер (Еврейский университет, Иерусалим), работавший в Иродионе (1970-1987), Кипросе (1974), Кесарии Приморской (1975-1979), Иерихоне (1973-1987, 2000-е гг.) ( Netzer. 1996; Idem. 2001; Idem. 2006) и открывший в 2007 г. остатки мавзолея И. В. в Иродионе. Деятельность И. В. как строителя новой культуры интерпретируют в контексте культурно-политической среды эпохи имп. Августа ( Schalit. 1969; симпозиум 1988 г. «Иудея и греко-римский мир эпохи Ирода в свете археологических исследований»: Judaea and the Greco-Roman World. 1996). Иродианская археология представляет эпоху И. В. во всем величии его масштабных строительных проектов (см.: Richardson. 1999. P. 197-202) и быстрого развития нового, общесредиземноморского образа жизни. Освоение хасмонейского наследия

http://pravenc.ru/text/674087.html

Пещеры Кумрана Пещеры Кумрана Израильские археологи придерживались неск. иных методов, чем европ. и амер. Они больше уделяли внимания краеведению и сплошным обследованиям территорий (разведки Н. Глюка в пустыне Негев и др.), целенаправленно изучали эпоху поздней бронзы; раннего железа; период Второго храма. И. Ядин развернул поиск памятников последней фазы истории Др. Израиля, особенно периода восстания Бар Кохбы (первые серьезные находки были сделаны в 1951 Хардингом и де Во, в их числе «медный свиток» - список сокровищ кумранитов). В 60-х гг., обследуя Мёртвое м., Ядин по аэрофотоснимкам определил место рим. лагеря под Ен-Геди и нашел останки бойцов Бар Кохбы в окрестных пещерах. Вскоре были изучены остатки крепости израильтян Масады . Н. Авигад Н. Авигад Израильские ученые нового поколения с 50-х гг. начали копать в Асоре (с 1955), на Рамат-Рахель и Араде (Ахарони, 50-60-е гг. ХХ в.), в Ашдоде и в Кесарии (Ави-Йона, А. Негев), исследовали синагоги первых столетий по Р. Х., Мампсис - самый вост. город Центр. Негева. В кон. 60-х гг. раскопки начались в Старом городе Иерусалима (в 1968 под рук. Мазара к югу от Храмовой горы) и на Синае. Одна за другой следовали находки: свиток из Кумрана - «учебник» религ. правил, заметки к постройке храма и даже план военной мобилизации; в одном из многочисленных оссуариев были найдены останки человека, подвергнутого распятию; надписи, содержащие мн. имена, упоминаемые в Евангелиях и Деяниях. Работы, начатые в Еврейском квартале Старого города Иерусалима (под рук. Авигада), открыли виллы и мощеные улицы эллинистической эпохи, остатки древних стен, резиденцию Ирода, термы, визант. церковь. К. Кеньон К. Кеньон Важную роль играли работы 70-х гг. на Телль-эль-Хеси, показавшие сложность укреплений и высокий уровень развития города эпохи бронзы. Было доказано, что обживание телля Хисбан восходит примерно к 1200 г. до Р. Х. и это мог быть древний Сихон. При работах во дворе арм. церкви на горе Сион (Иерусалим) было обнаружено поселение VII в.

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Эти визиты были вынужденно краткими, обычно один-два дня, он не мог позволить себе отпуск у моря. Так, 2 мая 1963 года он прилетел, сделал доклад и на следующий день улетел в Москву 5 августа 1963 г. архиепископ Никодим был определен на Минскую кафедру с возведением в сан митрополита. Митрополит должен был навести порядок в епархии, так как при его предшественнике фактически епархией управлял уполномоченный. Об этом докладывал Патриарху ректор Минской семинарии 5 сентября 1963 г.: «Из Минска Архимандрит Антоний, Ректор Семинарии и теперь председатель Епархиального Совета. Епархия вздохнула после ухода на покой Архиепископа Варлаама, который никого не принимал и всю власть отдал Уполномоченному, который произвольно распоряжался» . Архиепископ Варлаам (Борисевич) управлял Церковью в Белоруссии с 1961 г., и за это время при его попустительстве было закрыто более 500 храмов . Можно представить, как трудно пришлось митрополиту Никодиму исправлять ситуацию в Белоруссии, управляя при этом всей внешнецерковной политикой. Митрополит Никодим успел в сентябре 1963 г. совершить визит в Америку, об итогах которого доложил Патриарху 7 сентября 1963 г. 26 сентября — 1 октября 1963 г. митрополит представлял нашу Церковь на втором Всеправославном совещании на о. Родос . 8 октября 1963 г. во время переговоров Патриарха и В.А. Куроедова определилось место следующего служения митрополита Никодима. Патриарх записал: «В этот день был у меня разговор с В.А. Куроедовым относительно замещения Крутицкой кафедры и договорились о назначении Крутицким Митрополита Пимена, а в Ленинград — Митрополита Никодима» . Но выехать в Ленинград владыка смог не сразу. 13 октября 1963 г. Митрополит Никодим сослужил во время всенощной Патриарху в академическом храме МДА, а на следующий день участвовал в служении литургии и академическом акте . 18 октября 1963 г. митрополит Никодим выехал в Минск для сдачи дел . Выехать в Ленинград он смог только 18 декабря после сослужения Патриарху во время всенощной в Лавре: «Митрополит Никодим вчера в двенадцать часов ночи выехал в Ленинград» .

http://bogoslov.ru/article/485916

Т. о., в 1963-1964 гг. лишились регистрации 4 прихода, хотя уполномоченный рассматривал возможность закрытия 15 храмов, в к-рых были сняты с регистрации либо настоятели, либо исполнительные органы. 9 сент. 1963 г. архиеп. Иоанн сообщил управляющему делами Московской Патриархии Дмитровскому архиеп. Киприану (Зёрнову) о большом количестве свободных мест для священнослужителей в Горьковской епархии и о постоянных отказах местного уполномоченного регистрировать священников из др. регионов (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 150. Л. 18-19). В дек. 1963 г. в годовом отчете уполномоченный Массалков писал: «Активность Иоанна в 1963 г. была направлена на укомплектование 15 фактически не действовавших церквей духовенством. С этой целью он буквально осаждал уполномоченного, посещая его по 2-3 раза в месяц» (ЦАНО. Ф. 5899. Оп. 3. Д. 30. Л. 130). Вслед. усилий уполномоченного были сняты с регистрации лица из ближайшего окружения архиерея: настоятель собора и секретарь епархии в 1961-1963 гг. прот. Василий Кремлёв, его преемник на этих должностях в 1963-1965 гг. игум. Сильвестр (Рыбенков). В 1963 г. фактически прекратилась деятельность Горьковского епархиального совета. В 1963 г. были уволены благочинный Лысковского округа прот. Иоанн Аргентов (в 1964 восстановлен) и настоятель храма в с. Богатиловка Сеченовского р-на Алексий Кайдалов. В Богатиловке была снята с регистрации двадцатка, но из-за прекращения антирелиг. кампании в 1964 г. уполномоченный не успел закрыть храм. Архиеп. Иоанну удалось добиться назначения ряда клириков на вакантные приходы, он вынудил уполномоченного пойти на ряд уступок. 25 мая 1965 г. архиеп. Иоанн был уволен на покой, на его место назначен Вологодский архиеп. Мстислав (Волонсевич) . 14 марта 1965 г. Горьковский горсовет принял решение возвести на месте ЕУ жилой дом, в связи с чем власти потребовали перевода ЕУ в дом при Карповской церкви. Архиеп. Мстислав поехал в Москву и подал жалобу патриарху Алексию I с просьбой добиться отмены решения горсовета. Однако в сер.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Походная церковь 119-го пехотного Коломенского полка периода русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в храме во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Москве. Фотография. 2005 г. Походная церковь 119-го пехотного Коломенского полка периода русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в храме во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Москве. Фотография. 2005 г. Иудейская литература межзаветного периода В этой лит-ре отражено ожидание Израилем обетованного Мессии как национального освободителя, Который военно-политическим путем избавит народ от иноземных поработителей. В то же время в контексте ожидания освобождения и наступления торжества Божественной справедливости оформлялась идея эсхатологической священной В. Так, члены общины в Кумране видели себя непосредственными активными участниками этой В., призванными очистить землю от беззакония «хранением веры... мыслью неколебимой (ср.: Ис 26. 3) и духом сокрушенным, чтобы искупить вину посредством творящих правосудие» (1QS 8. 3-4). В основе одной из рукописей, найденных в Кумране, «Война сынов Света против сынов Тьмы» (др. названия - «Свиток войны», «Устав войны»), датируемой предположительно между 60-ми и 30-ми гг. до Р. Х. (Тексты Кумрана. С. 281), лежит не имеющее аналогов в ВЗ дуалистическое учение о делении мира на «сынов Света» и «сынов Тьмы» и о неизбежности решительной борьбы между ними. Длящаяся 40 лет, эта В. закончится окончательной победой над «сынами Тьмы». Особенность сочинения заключается в том, что наряду с апокалиптическими и эсхатологическими представлениями в нем дается реалистическое изображение деталей В. и военного дела: целей В., ее длительности, врагов, с к-рыми предстоит сражаться, подробно говорится о воинских трубах и порядке трубных сигналов в лагерях и в бою, о военных флагах и знаменах, видах оружия, о военном строе, об обязанностях священников, о тактических построениях и маневрах. Издатель и исследователь «Свитка войны» И. Ядин показал, что в нем нашло отражение основательное знакомство кумран. общины с военной организацией и снаряжением рим. армий (Там же. С. 282). Понятие В. в Новом Завете и церковном учении

http://pravenc.ru/text/155138.html

Приводимые ниже таблицы иллюстрируют, как изменялось количество храмов в период проведения реформы приходского управления в  областях Центральной России:   Таблица 4 Численность православных храмов в регионах Центральной России в 1958 – 1963 гг.  Год   Область Владимирская Ивановская Костромская Калининская Калужская Г. Москва Московская Рязанская Смоленская Тульская Ярославская   Таблица 5 Снятие с регистрации религиозных объединений в областях Центральной России в 1960 – 1963 годах   п/п Область Количество религиозных объединений  на 21.08.1963 года Снято с регистрации в 1960 году Снято с регистрации в 1961 году Снято с регистрации в 1962 году  Снято с регистрации в 1963 году Владимирская Ивановская Костромская Калинская Калужская Г. Москва Московская Рязанская Смоленская Тульская Ярославская   Из таблиц мы видим, что наиболее активно закрытие храмов происходило в тех областях, где на начало антицерковных репрессий Н.С. Хрущева их было наибольшее количество – в Ярославской и Московской, а также в Калининской, где за 1960–1962 гг. был закрыт 31 православный храм. Количество храмов, которые закрывались в Центральной России в 1960–1962 годах, за один год почти вдвое превышало количество церквей на 21.08.1963 года в таких областях, как Калужская или Тульская. Только за 1960–1963 годы в областях Центральной России было закрыто 179 храмов. Для очередных закрытий использовались все возможности. В плане уполномоченного Совета по Костромской области на 1964 год значилось: «Совместно с райисполкомами и райкомами провести социологическое обследование населенных пунктов в районе одиннадцати церквей, …где из-за отсутствия священников длительное время нет богослужений и где финансовое положение религиозных объединений свидетельствует о том, что церковь не поддерживается населением и после этого решить вопрос о снятии с регистрации религиозных обществ» . Впрочем, число действующих священнослужителей в Центральной России было все-таки достаточно соразмерным количеству открытых храмов, о чем и свидетельствует приводимая ниже таблица.

http://bogoslov.ru/article/3738150

С установлением тур. владычества в Тао-Кларджети (сер. XVI в.) К. п. постепенно пришла в запустение: мон-ри стали труднодоступными для паломников, иконы, церковные святыни, книги и утварь были либо уничтожены мусульманами, либо вывезены монахами в др. регионы Грузии. Бери Эгнаташвили, груз. историк XVIII в., описывая события 1-й пол. XVII в., отмечал, что в Самцхе-Саатабаго «не осталось ни одного верующего, кроме кларджетских пустынников» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 427). К сер. XVIII в. монашеская жизнь в К. п. замерла ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 678). Со временем храмы разрушались или были превращены в мечети (Берта, Долискана). С 2002 г. территории К. п., как и др. земли Тао-Кларджети, вошли в новосозданную Ахалцихскую и Тао-Кларджетскую епархию ГПЦ. Устройство пустыни Светские власти устанавливали границы монастырей и разбирали поземельные тяжбы между ними. В IX в. в Кларджети образовалась своеобразная «монашеская республика» ( Марр. 1911. С. I), во главе к-рой стоял архимандрит. Первым архимандритом 12 кларджетских пустыней был поставлен прп. Григорий. По сведению Георгия Мерчуле, «святые отцы (настоятели мон-рей К. п.- Авт.) совещались с Анчийским епископом об отце Григории, чтобы поставить его архимандритом всех пустыней Кларджети, и доложили об этом властителям (Баграту I и его братьям.- Авт.); те очень обрадовались. Тогда все вместе настойчивым приглашением поставили его исполнять это дело, и он во благе управлял чином святых отцов много лет до преставления» ( Мерчуле. 1911. С. 109; Он же. 1963. С. 276). Тот же автор сообщает, что прп. Григорий строго управлял мон-рями: «О верных монахах он хорошо заботился, повинных обращал к покаянию, а непокорных правде совершенно изгонял» ( Он же. Житие. С. 136; Он же. 1963. С. 303), «наполнял сердца учеников знанием» и «все пустыни Кларджети орошались потоками его мудрости» ( Он же. Житие. С. 114-115; Он же. 1963. С. 281-282). Прп. Григорий считал, что «Бог действительно сотворил те местности (Кларджети.- Авт.) в самом начале мироздания для последних времен в двух целях - в качестве местопребывания монахов и молельни о всех христианах» ( Он же. Житие. С. 102-103; Он же. 1963. С. 269), что с помощью иноков Господь наделил светских властителей «невидимым вооружением, что крепче видимых доспехов и многочисленнее десятков тысяч конницы» ( Он же. Житие. С. 109; О н же. 1963. С. 276). Прп. Григорий был убежден, что т. о. «верные и истинные монахи не находятся ни под чьею властью на земле» ( О н же. Житие. С. 103; Он же. 1963. С. 269). Этот тезис преподобный воплощал в жизнь. Весьма показателен случай, когда прп. Григорий увез наложницу Ашота I и поместил ее в монастырь Мере, и куропалат, несмотря на свою неограниченную власть, не смог вернуть ее.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

30. «О молитве и внимании» (Περ προσευχς κα προσοχς - ИАБ, 7. 157. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1107-1109. 1961. Τ. 4. Σ. 373-375; PG. 147. 828-832. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 436-439). Изречения разных авторов. Свт. Феофан писал, что «авторы излагаемых мыслей сходны с Каллистом и Игнатием» (Добротолюбие. Т. 5. С. 436. Примеч.). В греч. «Д.» имена авторов не указаны. Каллист Катафигиот. Гравюра. 1959 г. Каллист Катафигиот. Гравюра. 1959 г. 31. Каллист Катафигиот (см. Каллист Ангеликуд ). «О единении с Богом и о созерцательной жизни» (Περ θεας νσεως κα βου θεωρητικο - ИАБ, 6. 1569. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1113-1159. 1963. T. 5. Σ. 4-59; PG. 147. Col. 836-941). В рус. «Д.» не включено. 32. Симеон , архиеп. Фессалоникийский. «О молитве святой и божественной. О том, что все христиане должны молиться именем Христовым» (Περ τς θεας προσευχς - главы 296, 297 из «Диалога о Христе против всех ересей» (Διλογος) - ИАБ, 6. 1930-1931. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1160-1162. 1963. Τ. 5. Σ. 60-62; PG. 155. Col. 544-549. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 440-446 - свт. Феофан помимо глав 296, 297 перевел главы 293 (частично)- 295 по тексту PG). Главы, включенные в греч. «Д.», взяты из издания Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары (Jassy, 1683. Σ. 210 sq.), воспроизведенного в PG. 155. 33. «О словах святой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»» (Περ τς το Ιησο εχς. ИАБ, 6. 2023. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1163-1167; 1963. Τ. 5. Σ. 63-68). В рус. «Д.» не включено. В греч. «Д.» опубликовано анонимно. Согласно рукописной традиции, автором этого сочинения является свт. Марк Евгеник , митр. Эфесский. 34. «Толкование на [молитву] «Господи, помилуй»» (Ερμηνεα το Κριε λησον. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1168-1170. 1963. Τ. 5. Σ. 69-72. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 447-451). 35. Прп. Симеон Новый Богослов. «О вере, 22-е огласительное слово» (Λγος κβ περ πστεως - ИАБ, 6. 16, 163-168. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1171-1177. 1963. T. 5. Σ. 73-80; PG. 120. Col. 693-702; SC. 104. P. 364-392. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 452-462).

http://pravenc.ru/text/178682.html

30 марта 1963 года он был рукоположен в храме Антиохийского подворья архиепископом Леонидом Можайским (Поляко­вым) в сан иеродиакона. С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Лавры и Московской Духовной академии и семинарии. В 1963 году он окончил Академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: “Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов” (Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1962–1963 уч. год. 274 стр.). Был оставлен в качестве преподавателя по Церковному уставу. Распоряжением от 6 декабря 1963 года И. В. Воробьёв был освобождён от ведения уроков Священного Писания во втором классе Семинарии, которые были поручены иеродиакону Матфею. В письме на имя Патриарха Алексия I от 26 марта 1964 года за подписью ректора Академии протоиерея Константина Ружицкого и секретаря Совета Академии протоиерея Алексия Остапова испрашивалось благословение на рукоположение преподавателя иеродиакона Матфея в сан иеромонаха. “Иеродиакон Матфей состоит преподавателем Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета в Семинарии, а также регентом правого хора. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен поддерживает данное ходатайство Академии”. 17 марта последовала резолюция: “Согласен ПА”. 29 марта 1964 года в Покровском академическом храме иеродиакон Матфей был рукоположен в сан иеромонаха епископом Варфоломеем (Ганда­ров­ским). В 1964 году Академия отмечала 150-летие своего пребывания в обители преподобного Сергия, и на престольный праздник Покрова 14 октября 1964 года молодой преподаватель был награждён Патриаршей грамотой 2 . В это время нагрузка отца Матфея была такова: дежурный преподаватель на будних службах в Академическом храме, в праздничные дни он управлял вторым академическим хором 3 . В Лавре управлял любительским смешанным хором, братским хором. С июля 1961 года управлял народным хором, который пел ежедневные ранние Литургии в Трапезном храме. 1 августа 1963 года он назначен регентом лаврского хора. 22 ноября 1964 года наместник архимандрит Пимен издал распоряжение, в котором говорилось: “В целях улучшения монастырского клиросного пения старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры назначается иеромонах МАТФЕЙ (Мормыль). Помимо управления братским хором в обязанности о. Матфея входит всестороннее наблюдение за строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре, а также устройство систематических спевок с братией из числа поющих на клиросе”. 14 декабря 1964 года на Филаретовском акте иеромонах Матфей прочёл доклад “Митро­полит Филарет (Дроздов) и Московская Духовная академия” 4 .

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010