Первый поход Ахава на Сирию Краткая историческая справка – Сирия: Слово Сирия означает в еврейском тексте словом Арам или Арамея, что переводится “страна высокая”. В обширнейшем значении слова Сирия простиралась от Средиземного моря и реки Кидна до Евфрата и от горы Тавр на севере до Аравии и до границ Египта на юге. Она разделялась на Сирию Палестинскую, которая вмещала в себя Ханаан и Финикию; Килисирию – между двумя рядами гор Ливана, и верхнюю Сирию. Последняя была известна под названием Сирия в тесном смысле. Первоначально столицею Сирии был город Ионния, а затем Дамасск. Антиохия была некогда царскою резиденцией и считалась третьим городом в мире по богатству и населению. Баалбек и Пальмира доселе еще представляют замечательнешие развалины своего древнего величия. Здесь в различные времена сражались за свое господство Ассирияне, Иудеи, Греки, Парфяне, Римляне, Сарацины, Крестоносцы и Турки. Нина, Семирамида, Сезострис, Александр, Помпей, Антоний, Тит, Аврелиан и другие, в позднейшее же время Готфрид Бульонский, Ричард-Львиное Сердце, Саладин и другие, а во времена ближайшие к нам Наполеон и Магомет-Али на равнинах Сирии представляли собой грозных завоевателей. В Сирии преобладает арабский язык. 3Цар. 20, 1–6 : Требование Венадада 214 , царя Сирийского. 3Цар. 20, 7–12 : Отказ Ахава по совету старейшин. 3Цар. 20, 13–15 : Обетование Божие о победе. 3Цар. 20, 16–21 : Победа Ахава. 4 книга ЦАРСТВ Иеровоам IIцарь Израильский (4 Цар. 14, 23–29) Иеровоам II 228 – сын Иоаса, – один из замечательных царей царства Израильского; полный разгром языческого окружения; дружеские отношения с Иудейским царством; великолепие двора. Но: попрание закона Моисеева – лишение земель основной части населения, рабский труд; непрочность государства в религиозно-нравственном отношении; элементы идолослужения в стране. Блестящее царствование Иеровоама II было последним и притом призрачным расцветом пред полным увяданием. Царствовал Иеровоам II 41 год. Краткая историческая справка – Ассирийская монархия и древний город Ниневия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Он завоевал снова все прежние области к востоку и северу, покорил Дамаск и Емаф, отложившийся при Соломоне; Моавитяне и Аммонитяне, хотя находились под управлением собственных царей, были обложены данью ( 4Цар.14:25 ; Ам.6:14 . ср. Ам.1:4,14,15; 2:2,3 ). Народонаселение по ту сторону Иордана, по восстановлении там областей, было снова исчислено ( 1Пар.5:17 ). Могущество Израиля было упрочено на всем пространстве от Евфрата до Египетских границ. Но это мимолетное могущество Израиля было началом разрушения царства. После смерти Иеровоама II государственный строй был скоро потрясен; тотчас наступило состояние полного безначалия; один царь за другим был поставляем и низвергаем. Наследник Иеровоама, его сын Захария, процарствовал только шесть месяцев и затем был публично убит Селлумом. Этот заговор был началом длинного ряда других заговоров и междоусобиц, волновавших царство в последнее полстолетие его существования. Внутренние раздоры и сами собою довели бы царство до погибели, если бы Богу не было угодно поразить преступников чуждой рукой. И действительно, по божественному попущению, в это время с севера поднимаются ассириане, а с юга египтяне, и в своей борьбе из-за мирового господства делают сценой состязаний область израильского царства; внутренние же смуты в последнем только облегчают их усилия. Так, Селлум после одномесячного правления был убит военачальником Менаимом, который и воцарился на троне. Новый царь принужден был много трудиться для восстановления спокойствия внутри волновавшегося государства, а потому не только не предпринимал ничего против Озии иудейского, принявшего под свою защиту многие израильские области по ту сторону Иордана, и против отпавших от Израиля иноземных народов, покоренных Иеровоамом II, но и не в состоянии был совладать с сирийцами, напавшими на Израиля со стороны Дамаска, и с Филистимлянами, опустошавшими его южные границы. После долгих колебаний со стороны образовавшихся в Израиле, партий, искавших союза то с Ассирией, то с Египтом, был призван в страну Фул, царь ассирийский, получивший за восстановление в ней спокойствия 1000 талантов серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

2 . Наказание Израиля и милосердие Бога (13,1 14,1) 3 . Призыв к возвращению к Богу и обетование обновления (14,2–10) Глава 1 1 Слово Господне. Т.е. все сказанное далее есть слово Божие, данное через Осию. Осии. Это имя, происходящее от глагола «спасать», вероятно, означает «Он (Яхве) спас». В то время как здесь названы по именам четыре царя иудейских: Озия (ок. 783–742 гг. до Р.Х.), Иоафам (ок. 742–735 гг. до Р.Х.), Ахаз (ок. 735–715 гг. до Р.Х.) и Езекия (ок. 715–687 гг. до Р.Х.), из царей северного царства Израиля упоминается только один Иеровоам II (ок. 786–746 гг. до Р.Х.). Возможно, автор считал, что израильские цари, правившие после Иеровоама II и до падения северного царства в 722 г. до Р.Х. (четверо из них были убийцами), не заслуживают упоминания. 13,5 Осия подробно излагает историю своей семейной жизни, символизирующей примирение Бога с северным царством Израилем. 12,1 Повествование о начале семейной жизни Осии указывает на желание Бога наказать неверный Израиль, а затем примириться с ним. 1 возьми себе жену блудницу и детей блуда. См. Введение: Трудности истолкования; Особенности содержания и темы. сильно блудодействует земля. Жена Осии и ее дети, а также все жители страны считаются неверными. 1 Гомерь. Имя жены Осии не имеет того символического значения, которое содержат имена ее детей. ему. Отсутствие этого слова в ст. 6 и 8 не означает, что Осия не был отцом второго и третьего ребенка его жены. 1 Изреель. Букв.: «Бог посеет». Так называется и прекрасная долина между горными грядами Самарии и Галилеи (в этой долине Гедеон одержал победу над мадианитянами; Суд. 6,33 ), и город в южной части этой долины, где Ииуй пришел к власти путем насилия ( 3Цар. 21,1 ; 4Цар. 9,10 ). См. 2,22, где имя Изреель служит символом благословения и плодородия. с дома Ииуева. Царь Иеровоам II был из династии Ииуя, которая начала свое правление с кровавой бойни в Изрееле ( 4Цар. 9,14–37 ; ср. 3Цар. 19,16.17 ) и окончила его убийством царя Захарии ( 4Цар. 15,8–10 ). 1 лук Израилев. Военная сила Израиля ( Быт. 49,24 ; 3Цар. 2,4 ; Иез. 39,3 ; ср. Иер. 49,35 ) была сломлена ассирийским войском под предводительством Феглаф-феллассара, который завоевал северные территории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

102b). Согласно раввинистической традиции, М. является одним из «трех царей» (наряду с израильскими Иеровоамом I и Ахавом ), у которых «нет доли в грядущем мире» (Мидраш Санхедрин. 10. 2; Санхедрин. 102b - 103a). М. погубил прор. Исаию : спасаясь от царя, тот, произнеся Имя Божие, чудесным образом укрылся внутри ствола кедра и был поглощен им; однако царь приказал распилить дерево надвое и умертвил тем самым пророка (Йевамот. 49b; ср.: Санхедрин. 103b). В то же время в раввинистической традиции присутствуют и апологетические суждения в отношении М. Так, рабби Йехуда, ссылаясь на 2 Пар 33. 13, полагал, что у М. «есть доля в грядущем мире», ибо он раскаялся (Мидраш Санхедрин. 10. 2; Санхедрин. 102b; ср.: Иерусалимский Талмуд. Санхедрин. 10. 2, 27с). Согласно др. преданию, М. слыл истолкователем законов. Когда рабби Аши спросил М., явившегося ему во сне, почему столь рассудительный человек, как он, впал в идолопоклонство (букв.- «служил звездам»), царь ответил: «Будь ты там (т. е. живи ты в то время.- И. Т.), ты ухватился бы за края [моего] облачения и поспешил бы за мной» (Санхедрин. 102b - 103b). Лит.: Albright W. F. The Chronology of the Divided Monarchy of Israel//BASOR. 1945. Vol. 100. P. 16-22; Ehrlich E. L. Der Aufenthalt des Konigs Manasse in Babylon//ThZ. 1965. Bd. 21. S. 281-286; Ahlstr ö m G. W. Royal Administration and National Religion in Ancient Palestine. Leiden, 1982; idem. The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander " s Conquest. Sheffield, 1993; Spieckermann H. Juda unter Assur in der Sargonidenzeit. Gött., 1982; Soggin J. A. A History of Ancient Israel. Phil., 1985; Cogan M., Tadmor H. II Kings. Garden City, 1988; Horn S. H. The Divided Monarchy: The Kingdoms of Judah and Israel//Ancient Israel/Ed. H. Shanks. Wash. etc., 1988. P. 109-150; Evans C. D. Manasseh, King of Judah//ABD. 1992. Vol. 4. P. 496-499; Cogan M. Judah under Assyrian Hegemony: A Reexamination of Imperialism and Religion//JBL. 1993. Vol. 112. N 3. P. 403-414; idem.

http://pravenc.ru/text/2561806.html

Местом жительства Товита и некоторых из его соплеменников в Ассирии служила, по книге Товита, Ниневия ( Tob. I:3, VII:3, XI:14–16, XIV:1 ). Свидетельство это, вопреки мнению некоторых исследователей кн. Товита, удобосогласимо со свидетельством 4Цap. XVII:6, XVIII:11 о территории расселения израильтян в ассирийском плену, – и это тем более, что и по книге Товита, как по 4 Цар., израильские поселенцы были и в городах мидийских: Рагах или Раге ( Tob. V:1, 20, V:6, IX:2 ) и Екбатанах ( Tob. III:7, VII:1, XIV:12–13 ). 2б-3 . (LXX 3 ст.). Отличительным свойством и основным достоинством Товита была цело-жизненная его верность путям истины, αληθεας, т.е. вере и богопочтению отцов, и правды, δικαιοσνης – деятельной любви и благотворительности к бедным соплеменникам, к чему в плену было весьма немало поводов (ср. ст. 17). Тов.1:4 Когда я жил в стране моей, в земле Израиля, будучи еще юношею, тогда все колено Неффалима, отца моего, находилось в отпадении от дома Иерусалима, избранного от всех колен Израиля, чтобы всем им приносить там жертвы, где освящен храм селения Всевышнего и утвержден во все роды навек. Тов.1:5 Как все отложившиеся колена приносили жертвы Ваалу, юнице, так и дом Неффалима, отца моего. Тов.1:6 Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками шерсти овец, Тов.1:7 и отдавал это священникам, сынам Аароновым, для жертвенника: десятину всех произведений давал сынам Левииным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал ее в Иерусалиме; Тов.1:8 а третью давал, кому следовало, как заповедала мне Деввора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою. 4–8 . Верность же Товита чистой вере отцов и законному богоучрежденному культу выразилась еще во дни юности его в бытность его на родине – в том, что, при всеобщем господстве в Израильском царстве введенного Иеровоамом I культа тельцов (ст. 5, см. 3Цap. XII:19, 23, 30 , см. Толков. Библ. т. II), и при всеобщем же отпадении израильтян от Иерусалима, как религиозно-политического центра, – Товит один с немногими неопустительно посещал Иерусалимский храм, ревностно совершая там установленные законом жертвы и теократические приношения (ст. 4, 6–8, сн. Ucx. XXII:29, XXIII:17 ; Bmop. XVI:16–17 ). Возможность для Товита совершать эти паломнические путешествия в последние дни существования Израильского царства подтверждается известием 2Пар. ХХХ гл., что на призыв иудейского царя Езекии праздновать пасху в Иерусалиме туда прибыли некоторые жители Израильского царства, чему не делал препятствий последний царь израильский Осия ( 4Цap. XVII:1–2 , см. Толков. Библ. т. II, ср. у проф. Дроздова, с. 430–431). В отличие от т. LXX и других, Вульгата ведет речь о Товите в 3-м лице, а не в первом, как др. тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сенсационным открытием в зоне ворот стала т. н. стела из Д., обнаруженная в 1993 г. в кладке вост. фасада стены, ведущей к внешним воротам: это вторично использованный кусок черного базальта с арам. надписью из 10 строк (2 небольших фрагмента нашли в 1994, но вопрос об их месте в общем тексте остается открытым) - часть победной стелы покорившего Д. царя (правителя Дамаска Азаила или Венадада I/II?). Текст стелы, датируемый 2-й пол. IX-VIII в. до Р. Х. (до ассир. вторжения в 733 или 732), содержит имена царей Израиля, в т. ч. из «дома Давида» (чтение Бирана и Й. Наве, поддержанное А. Лемером). Это единственное в археологических материалах, а также первое и древнейшее упоминание царя Давида вне текста Библии, к-рое может служить подтверждением аутентичности и офиц. характера формулировки «дом Давида», используемой в ВЗ в отношении царей Иудеи с кон. IX в. до Р. Х. Большинство лингвистов и археологов считают стелу подлинной, а прочтение текста - весьма вероятным, хотя был предпринят ряд попыток (Р. Гмиркин, Т. Томпсон) дезавуировать значение надписи: по-иному интерпретировать буквы (сочетание букв  , читаемое как «Давид», можно, напр., прочесть и как   - «любимый») или допустить неподлинность стелы (что маловероятно, учитывая степень документированности находки). Др. район с исключительными находками - большой культовый участок вблизи источника, на сев.-вост. оконечности холма. Археологические материалы (в т. ч. обломки статуэток позднебронзового века) показывают, что святилище возникло задолго до прихода израильтян, однако первые монументальные сооружения построили именно они. В кон. X в. израильский царь Иеровоам I (ок. 928-907 гг. до Р. Х.) поставил в Д. одного из 2 золотых тельцов и ввел идолослужение на высотах (3 Цар 12. 30; 4 Цар 10. 29; ср. Ам 8. 14). Д. оставался главным религ. центром при Ахаве (ок. 871-852) и Ровоаме II (ок. 784-748 гг. до Р. Х.), что подтверждают данные раскопок: здесь открыты прямоугольная платформа из больших тесаных блоков известняка, часть большого хранилища с 2 пифосами (ок.

http://pravenc.ru/text/168792.html

Описанные выше события могут неверующим и скептичным людям показаться абсолютно невероятными. Однако верующий человек понимает, что для Бога нет ничего невозможного. «Человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? «Наверное, перед нами сказка», – говорят одни. «Нет, – отвечают им другие, – это – чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы» 7 – замечает А. Десницкий в статье «Иона, неправильный пророк». Следует уточнить: дерево, о котором говорит автор статьи, упоминается в четвертой главе книги пророка Ионы. Оно выросло за одну ночь. Пророк ему очень обрадовался, однако вскоре оно погибло. Иона очень огорчился, «даже до смерти» ( Иона 4, 9 ). Эпизод с быстрым произрастанием и скорейшей гибелью дерева был результатом желания Божия вразумить пророка: он был огорчен проявлением Его милосердия к жителям Ниневии, которые раскаялись в своем нечестии и встали на путь исправления. Господь сказал пророку: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Иона 4, 10–11 ). Примечательно, что на святого пророка Иону ссылался Сам Господь Иисус Христос в Евангелии от Матфея. В беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, Спаситель сказал, что роду лукавому и прелюбодейному не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка ( Мф. 12, 39 ). Далее Господь прямо указал на прообразовательное значение трехдневного пребывания пророка во чреве кита: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 40 ). 1.2. Пророчества о Мессии в книге пророка Амоса Книга пророка Амоса – более по объему, нежели книга пророка Ионы: первая состоит из девяти глав, вторая – всего из четырех. Время пророческого служения Амоса определяется достаточно ясно уже в начале книги: в первом стихе первой главы упоминаются Озия, царь Иудейский (783–742 гг. до Р. Х.), и Иеровоам II, царь Израильский (ок. 793–753 гг. до Р. Х.). Говорится также, что пророк был «одним из пастухов Фекойских» ( Ам. 1, 1 ). Однако можно предполагать, что он не был простым пастухом, а занимался разведением скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

8 . Елисей и Азаил, царь сирийский (8,7–15) IV. Поздняя эпоха разделенного царства ( 4Цар. 8,16 –17,41 ) А. Иорам, царь иудейский (8,16–24) Б. Охозия, царь иудейский (8,25–29) В. Ииуй, царь израильский (9,1 –10,36) 1 . Елисей помазывает Ииуя на царство (9,1–13) 2 . Ииуй убивает Иорама и Охозию (9,14–37) 3 . Ииуй истребляет дом Ахава (10,1–17) 4 . Борьба Ииуя с поклонением Ваалу (10,18–36) Г. Месть Гофолии и убийство Иодая (11,1–20) Д. Иоас, царь иудейский (12,1–21) Е. Иоахаз, царь израильский (13,1–9) Ж. Иоас, царь израильский (13,10–25) З. Амасия, царь иудейский (14,1–22) И. Иеровоам II, царь израильский (14,23–29) К. Азария, царь иудейский (15,1–7) Л. Захария, царь израильский (15,8–12) М. Селлум, царь израильский (15,13–16) Н. Менаим, царь израильский (15,17–22) О. Факия, царь израильский (15,23–26) П. Факей, царь израильский (15,27–31) Р. Иоафам, царь иудейский (15,32–38) С. Ахаз, царь иудейский (16,1–20) Т. Осия, царь израильский (17,1–6) У. Падение Израиля (17,7–23) Ф. Переселение плененного народа в Ассирию (17,24–41) V. История Иудеи после падения Израиля (18,1 25,30) А. Езекия (18,1 20,21) 1 . Краткий обзор царствования Езекии (18,1–8) 2 . Ассирийское нашествие (18,9–37) 3 . Божественное избавление (19,1–37) 4 . Болезнь Езекии (20,1–11) 5 . Вавилонские послы (20,12–21) Б. Манассия (21,1–18) В. Аммон (21,19–26) Г. Иосия (22,1 23,30) 1 . Ремонт храма и обнаружение книги закона (22,1–20) 2 . Преобразования в Иерусалиме, Иудее и Самарии (23,1–20) 3 . Возобновление завета и празднование Пасхи (23,21–28) 4 . Гибель Иосии в битве от руки фараона Нехао (23,29,30) Д. Иоахаз (23,31–34) Е. Иоаким (23,35 24,7) Ж. Иехония (24,8–16) З. Седекия (24,17–20) И. Вавилонское пленение (25,1–21) К. Убийство Годолии (25,22–26) Л. Иехония в плену (25,27–30) Глава 1 1 Илии Фесвитянину. См. ком. к 3Цар. 17,1 . от царя Самарийского. См. ком. к 3Цар. 16,24 . 1 человек тот весь в волосах. Возможный перевод: «человек в мохнатых одеждах». По-видимому, одеяние Илии было сделано из овечьей или верблюжьей шерсти (2,8.13; З Цар.19,19; Зах. 13,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2) Иеровоам II, царь израильский, сын Иоаса, четвертый царь из дома Ииуя, царствовал 41 год (822–781; Кампгауз., 781–741). При нем израильское царство достигло высшей степени счастья и блеска. Он освободил из-под власти царям дамасским страну к востоку от Иордана, успешно сражался с сириянами, жившими к северу от Палестины, и восстановил древние границы Израиля «от входа в Емаф до моря пустыни», от Емафа до Арнона. Он наложил даже подать на Дамаск и Емаф ( 4Цар.14:23–29 ). Такие успехи Иеровоама объясняются, быть может, тем, что именно около этого времени ассирийские цари Рамманирар, Салманассар III и Асурдан значительно ослабили силу сириян, хотя надпись Рамманирара между платящими подать ассирийскому царю – наряду с финикиянами и филистимлянами – ставит и землю Амри ( ­ израильское царство). Счастливое внешнее положение способствовало значительно подъему внутреннего благосостояния. Народ спокойно занимался своими делами. Повысилось богатство. Полагаясь на покровительство Иеговы, Которому и Иеровоам служил под образом тельца, народ совершал торжественное и пышное служение Ему как в вефильском святилище ( Ам.4:13 ), так и в Галгале и Вирсавии ( Ам.4:4, 5:5 ); но вместе с Иеговою служили и Ваалу ( Ос.2:7–8, 16–17, 11:2 ). При материальном благосостоянии появились и сопутствующие ему пороки: роскошь и изнеженность ( Ам.3:15, 6:4 ), нецеломудрие ( Ам.2:7, 8, 4:1, 6 :,1, 4–5), притеснения бедных и беззащитных ( Ам.2:6–8, 3:9, 10; 4:1, 5:7 ) и др. Напрасно пророки и другие благочестивые люди обличали виновников: их не слушали, даже заставляли молчать ( Ам.2:12, 5:10 ). Амасия, вефильский священник обвинял пророка Амоса пред Иеровоамом в возмущении народа своею проповедью о суде над царем и народом и гнал его прочь из израильского царства в Иудею ( Ам.4:10–13 ). Против угроз со стороны пророка указывали на свое могущество и на свои способности ( Ам.6:1, 13, 9:10 ). Тем не менее, пророк грозит неминуемым судом ( Ам.5:16–20 ). Воздвигнутый Богом народ будет теснить Израиля «от входа в Емаф до потока в пустыне» ( Ам.6:14 ) и переселит их за Дамаск ( Ам.5:27 ); но наступят дни, когда Господь возвратит из плена Свой народ, Израиля ( Ам.9:13–15 ). Подобное говорил и пророк Осия, начавший свое служение при Иеровоаме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Хотя в Книге пророка Амоса содержатся образы, к-рые могли быть заимствованы из повседневной жизни пастуха (Ам 2. 13; 3. 5, 12; 4. 1 и др.), несомненно, что А. был человеком образованным. Его знание географии и особенностей жизни в др. странах заставляют предположить, что он много путешествовал, и это еще один аргумент в пользу того, что он не был простым пастухом. Заявление А. «я не пророк и не сын пророка» (7. 14) можно понимать по-разному, и поэтому оно вызвало дискуссию среди библеистов: относится ли оно только к прошлому, т. е. к моменту призвания А. (как это выражено в Септуагинте: «Οκ μην προφτης» (я не был пророком)), или и к настоящему тоже, т. е. ко времени его пророческого служения в Израиле. Несомненно, что в эпоху, когда жил А., существовала своего рода «гильдия» пророков, к-рую материально поддерживал царский дом. Выражение «сын пророка» и означало принадлежность к такой профессиональной группе (см., напр., 3 Цар 20. 35; 4 Цар 2. 3, 5). Очевидно, что слова А. не означают отказа от пророческого призвания, а выражают его нежелание отождествлять себя с такого рода «профессионалами». А. не может не пророчествовать (Ам 3. 8: «Господь Бог сказал - кто не будет пророчествовать?»), но не потому, что он пророк по рождению или социальному положению, а потому, что он призван на служение Самим Господом. Господь обращается к А. по имени (7. 8), и не ответить тот не может. А. видит (евр.  ) свои пророческие слова в видении (Ам. 1. 1); синодальный перевод сглаживает парадокс, заключенный в словах пророка, употребляя в данном месте глагол «слышал». Но это выражение «видеть слово» встречается и у др. пророков (Ис 2. 1; Мих 1. 1; Авв 1. 1). Время и историческая ситуация Время служения А. определяется достаточно точно, т. к. в 1-м стихе упомянуты Озия, царь Иудейский (783-742 до Р. Х.), и Иеровоам II, царь Израильский (ок. 793-753 до Р. Х.). Это случилось за 2 года до землетрясения, к-рое упоминается в Книге пророка Захарии (14. 5; Иосиф Фл. Иуд. древн. IX 10. 4) и к-рое подтверждается археологическими раскопками (Y.

http://pravenc.ru/text/пророк Амос.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010