отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Герасима Вологодского Житие Герасима Вологодского – памятник русской агиографии, посвященный одному из древнейших святых Вологодского края, однако никаких ранних сведений о Герасиме Вологодском до нас не дошло. По-видимому, существовало какое-то раннее Ж., которое могло погибнуть при захвате и разорении Вологды польско-шведскими отрядами в Смутное время, в 1612 г., когда был разгромлен основанный Герасимом Троицкий на Кайсаровом ручье монастырь. Об этом сообщается в Сказании XVII в. о чудесах Герасима. Само это Сказание носит традиционный характер перечисления чудес, якобы совершенных святым. Одни из них – краткие, в несколько строк, записи о выздоровлении больных при посещении монастыря или гробницы святого, либо при чудесном явлении его болящим; другие – более распространенные сюжетные повествования, в которых нашли отражение бытовые стороны жизни той эпохи, исторические события. Все записанные чудеса относятся к первой половине – середине XVII в., т. е. к тому периоду, когда Троицкий монастырь возродился после разгома 1612 г. Наибольший интерес этого позднего традиционного Сказания о чудесах святого представляет предпосланное рассказу о чудесах небольшое вступление, в котором составитель чудес пишет, что в старых вологодских летописцах сообщалось о том, что Герасим пришел в 1147 г. из Киева на реку Вологду и основал здесь монастырь, и хотя в то время города Вологды еще не существовало, какие-то поселения в этом месте уже были. В этой же записи сообщается о существовании более древнего Ж. святого и говорится, что он умер в 1178 г. Списки Сказания о чудесах Герасима очень редки. Один из них находится в ГИМ, собр. Уварова, 1247 (107) (134), в сборнике севернорусских житий начала XVIII в., на л. 69–81 об.: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (25 чудес, с 1649 г.), второй список указан Н. Коноплевым в сборнике из библиотеки Спасо-Прилуцкого монастыря 37/36: «Чудеса и деяния и преславная новоявленная творения преподобнаго и приснопамятнаго отца нашего Герасима, иже у пресвятыя Троицы, вверх посаду с поля от Прилука, что у Кайсарова ручья» (время сборника не указано). Памятник не исследован. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 332; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880, с. 25–43; Барсуков. Источники агиографии, стб. 126–127; Коноплев Н. Святые Вологодского края. М., 1895, с. 12–14. Л. А. Дмитриев Читать далее Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси/АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-./Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, с.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

В XIX в. мощи Г. почивали под спудом в сев.-зап. углу каменной Троицкой ц., построенной в 1717 г. по благословению Вологодского и Белозерского еп. Павла на месте обветшавших церкви и часовни. Над мощами была устроена рака. 14 янв. 1894 г. Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Г. в Вологду крестным ходом, что было утверждено указом Синода 25 янв. 1895 г., в соответствии с к-рым разрешалось «совершать ежегодно 19 августа крестный ход от Спасо-Всеградской ц. и других церквей и монастырей г. Вологды в градскую же Троице-Герасимовскую ц. в память пришествия... в Вологду преподобного Герасима» (Старая Вологда: XII - нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. Вологда, 2004. С. 421, 517). Ист.: Описание о российских святых. С. 114; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 47; Суворов Н. А. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 10; ПСРЛ. Т. 37. С. 194, 196. Лит.: Карамзин. ИГР. Т. 4. Примеч. 117. С. 217-218; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 126-127; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 31-32; Коноплёв Н. А. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. С. 12-14; Голубинский. Канонизация святых. С. 140, 432-434; Ключевский. Древнерусские жития. С. 332; Верюжский. Вологодские святые. С. 25-43; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 7. Март. С. 18-22; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Дмитриев Л. А. Житие Герасима Вологодского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 251-252 [Библиогр.]; Казакова Н. А. Вологодское летописание XVII-XVIII вв.//ВИД. 1981. Т. 12. С. 86-90; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1985. С. 172. Е. В. Романенко Иконография Свт. Антоний Вологодский, преподобные Иосиф Заоникиевский и Герасим Вологодский. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель с Вологодскими святыми». 1779 г. Иконописцы Д. и И. Сумароковы (ВГИАХМЗ) Свт. Антоний Вологодский, преподобные Иосиф Заоникиевский и Герасим Вологодский. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель с Вологодскими святыми». 1779 г. Иконописцы Д.

http://pravenc.ru/text/164545.html

В списке XVI в. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 693 сохранилась третья редакция Ж., оставшаяся неизвестной Ключевскому и другим исследователям. Она совмещает в себе приметы первой и второй редакций. Однако промежуточной между ними ее нельзя признать по следующим причинам. Во-первых, текст этот сильно сокращен; в нем нет многих из тех сведений, которые есть в первой и второй редакциях. Во-вторых, что важнее, в нем есть свидетельство того, что его составитель пользовался текстом не только первой, но и второй редакции. Дело в том, что первая редакция рассказывает лишь об одном случае, когда Григорий выступал обличителем князя, творящего неправду. Эпизод обличения Дмитрия Шемяки, осаждавшего Вологду и разорявшего ее окрестности, приурочен здесь к 1430 г. Во второй редакции перед этим рассказом вставлено сообщение о хождении Григория в Москву с целью обличения Юрия Дмитриевича, отнявшего великокняжеский престол у своего племянника Василия II. При этом сообщение о хождении Григория в Москву во второй редакции датируется 1431 г., а датировка второго рассказа связана с датировкой первого: «В та же лета». В третьей редакции рассказ о хождении Григория в Москву отсутствует, наряду со многими другими сведениями о святом, а датировка происшедшего под Вологдой дана, тем не менее, как во второй редакции: «В та же лета». Это дает основание рассматривать третью редакцию как сокращенно-контаминированную. Как уже говорилось, Ж. Григория имеет текстуальные совпадения с Житием Дионисия Глушицкого. Кроме того, автор использовал Житие Димитрия Прилуцкого – в частности, при составлении похвалы Григорию (Ключевский. Древнерусские жития, с. 197). Изд.: Пролог. М., 1659, 30 сентября (и последующие изд.); ВМЧ, Сентябрь, дни 25–30, СПб., 1883, стб. 2268–2296; Памятники др.-рус. церк.-учит. лит. Вып. 2. Славяно-русский пролог. Ч. 1. Сентябрь – декабрь/Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896, с. 28–30. Лит.: Амвросий. История российской иерархии. М., 1813, т. 5, с. 21–22; Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1856, с. 81–82; Ключевский. Древнерусские жития, с. 196–198; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. Вологда, 1880, с. 279–298; Барсуков. Источники агиографии, стб. 138–139; Строев. Словарь, с. 326–327; Филарет. 1) Русские святые, чтимые всею церковью или местно. 3-е изд. СПб., 1882, т. 3, с. 171–175; 2) Обзор, с. 154; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР, 1895, кн. 4, с. 60–64; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 199–202; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 177–181.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Архиеп. Филарет (Гумилевский) и Ф. Г. Спасский полагали, что перу И. принадлежит служба прп. Стефану. Имя И. упомянуто в службе Авнежским чудотворцам (древнейший список 60-х гг. XVI в. происходит из Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря - БАН. Арханг. Д. 159. Л. 546-552 об.; имя И. зашифровано в первых буквах тропарей 3-й и 4-й песней, о чем сообщается в списке службы РГБ. Ф. 304. 624. Л. 483; см.: Ключевский. С. 279. Примеч. 2). Ключевский предположил, что И. был автором службы прп. Иакову Железноборовскому ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 279. Примеч. 2), но в заголовке службы в списке РГБ. Ф. 304. 625 есть указание на то, что ее автор Иоасаф был игуменом Железноборовского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря . В лит-ре встречается неверное отождествление И. с Иоасафом, еп. Пермским и Вологодским (1560-1570), к-рый по поручению митр. Макария в 1560 г. совершил обретение мощей одного из Авнежских священномучеников (останки др. святого были ранее утрачены). В Сказании о священномучениках Григории и Кассиане И. пишет о себе в 1-м лице как об иеромонахе и игумене и упоминает в 3-м лице Пермского и Вологодского еп. Иоасафа (РНБ. ОСРК. Q.I.1211. Л. 63-65 об., XVIII в.). Подписи еп. Иоасафа и «бывшего даниловского игумена старца (чернеца) Иоасафа» стоят под приговорной грамотой Земского собора от 2 июля 1566 г. об отказе польск. послам в заключении перемирия (СГГД. Ч. 1. С. 546, 555-556). Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. 133. С. 211; Некрасов И. С. Зарождение национальной литературы в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 32-34; Ключевский. Древнерусские жития. С. 265-266, 278-280; Верюжский. Вологодские святые. С. 86-134; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 136-137, 389-393, 543-544; Коноплёв Н., свящ. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 23-34; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 131, 135-136; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 207-208; Белоброва О. А., Соколова Л. В. Иоасаф//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 407-408; Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. М., 1990. С. 200-215; П. Б. Иоасаф//Отеч. история: В 5 т. М., 1996. Т. 2. С. 364-365; Клыгин Д. Житие прп. Стефана Махрищского: История текста, церк.-ист. значение: Канд. дис./МДА. Серг. П., 2000. Ркп.

http://pravenc.ru/text/578070.html

К 1764 г. обитель владела 237 крестьянами. При учреждении штатов А. К. м. был причислен к 3-му классу с игуменским настоятельством. В 1807 г. мон-рь был обнесен каменной оградой с башнями, в 1856 г. построен двухэтажный настоятельский и братский корпус. У стен обители располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, каретник, конюшня, сарай. В 1869 г. в А. К. м. жили 20 насельников (включая настоятеля). Обитель имела подворье в Вологде. В кон. 1904 г. мон-рь был обращен в женский, после 1918 г. закрыт. Ризоположенский храм разобран в нач. 60-х гг. XX в., на его фундаменте построено здание клуба. В настоятельском и братском корпусах к 2001 г. размещалась школа. Др. монастырские постройки не сохранились. Ист.: ИРИ. Т. 3; Описание о российских святых. С. 124. Лит.: СИСПРЦ. С. 38-39; Суворов Н. И. Описание Арсениево-Комельского мон-ря Вологодской епархии с присовокуплением сведений о двух основанных прп. Арсением, ныне упраздненных, пустынях: Арсениево-Маслянской и Александро-Коровиной//Вологодские ЕВ. Приб. 1869. 23. С. 858-859; 24. С. 892-902; 1870. 2. С. 58-65; 3. С. 101-109; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской губернии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 457-474; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 72-76; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 359-362; Жития русских святых. Коломна, 1993. Кн. 3. А. К. Сальников Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии

http://pravenc.ru/text/76182.html

Точное время канонизации А. К. неизвестно. По предположению Е. Е. Голубинского , местное празднование святому было установлено ранее 1-й пол. XVII в., т. к. в это время уже была записана большая часть чудес. Служба А. К. была составлена, очевидно, одновременно со «Сказанием», единственный известный список службы датируется 1-й пол. XVII в. (РНБ. Ф. 354. 65. Л. 1-21об.). Верюжский сообщает, что он видел в Арсениевом Комельском мон-ре рукописную книгу «Служба и чудеса преподобного Арсения», пожертвованную в мон-рь в 1660 г. (С. 471-472). Краткое житие святого помещено в печатном Прологе 1662 г., что свидетельствует об общерусском почитании святого. В 1841 г. память А. К. внесена в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 24 авг. (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 33-46) помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова ). Среди текстов службы Собора Вологодских святых А. К. упомянут в славнике стиховных стихир вечерни и во 2-м тропаре 7-й песни канона утрени (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 463). Ист.: Пролог. Март-август. М., 1662. Л. 405-406; ИРИ. Т. 3. С. 280-290; Описание о российских святых. С. 124; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2. С. 74; Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 33-46; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 458-468. Лит.: Вологодские ГВ. 1848. 40; Жсв. Октябрь; Ключевский. Древнерусские жития. С. 333; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых Вологодской епархии. Вологда, 1880. Кн. 2. С. 457-474; Зверинский. Т. 2. С. 59-60, 620; Т. 3. С. 12, 3 1365; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 72-76; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 256; Голубинский. Канонизация святых. С. 155; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 310-314; Прохоров Г. М. Иоанн//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 57-58; Лагутенкова О. Ю. Списки жития преподобного Арсения Комельского//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Сб. ст. в честь В. К. Зиборова. СПб., 1997. С. 37-42; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2; Кн. 6.

http://pravenc.ru/text/76294.html

Аналогичный состав клейм воспроизведен на житийной иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), где в среднике в облачных сегментах помещены образы Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Ист.: Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Книжные центры Древней Руси XI-XVI в. СПб., 1991. С. 157-159. Лит.: Муравьёв А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855, 1894. М., 1999. С. 353-365; Верюжский И. , свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 266-278; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 16-17; Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 1. С. 222-227; Коноплёв Н. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 38-64; Ключевский. Древнерусские жития. С. 300; Голубинский. Канонизация святых. С. 148; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 293-295. Иконогр.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 364; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. 151; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. Кат. 1; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 41-42, 282-283; Возрожденные шедевры Русского Севера. М., 1998. Кат. 68; Русские житийные иконы XVI - начала XX века: Кат. выст./ГЭ; Сост. Косцова А. С. , Побединская А. Г. СПб., 1999. Кат. 22. Иером. Анфим (Черный), Е. В. Ромнаненко, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/Александр ...

В 1867 г. в Свято-Духовом мон-ре во имя Г. был освящен нижний престол Знаменской ц., построенной взамен сгоревшей. Над мощами преподобномученика была устроена медная посеребренная рака, на к-рой находилась икона Г. в рост, рядом висели его вериги, параман, шапка и железная цепь. Ист.: Минея (МП). Сент. С. 600-613; Отписка Вологодского архиеп. Симона Сарскому и Подонскому митр. Павлу//Вологодские ЕВ. 1867. 17. С. 622; Дозорная книга посада г. Вологды... 1616-1617 гг./Публ. Ю. С. Васильева//Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 333-370; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих/Сост. митр. Евгением (Болховитиновым)//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 11; Описание о российских святых. С. 114-115. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 112-113; Голубинский. Канонизация святых. С. 197, 432-434; Ключевский. Древнерус. жития. С. 325; Верюжский. Вологодские святые. С. 609-627; Коноплёв Н. Святые вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. С. 106-108; Савваитов П. Описание Вологодского Духова мон-ря//Испр. и доп. Н. Суворовым и И. Суворовым. Вологда, 1912. С. 2-6; Соколова Л. В. Житие Галактиона Вологодского//СККДР. XVII в. Вып. 3. Ч. 1. С. 337; Малинина Н. Н. К биографии вологодского летописца Ивана Слободского//Послужить Северу. Вологда, 1995. С. 83. Е . В . Романенко, И . Н . Шамина Иконография Наиболее раннее изображение Г. находится в сб. житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 302). Очевидно, вскоре после освидетельствования мощей создана местным мастером икона Г. и прп. Герасима Вологодского 1-й пол.- сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ). Они представлены в рост, в молении у образа Божией Матери «Знамение» (в соответствии с посвящением храма на месте погребения святого), на пейзажном фоне с одноглавой церковью под высокими деревьями, с голубой лентой реки и холмистым поземом с разноцветными травами. Облик предстоящего слева Г. отличается индивидуальной характеристикой: крупные черты лица, ровные темные брови, прямые усы, лопатообразная борода до середины груди с волнистыми прядями на конце. Он облачен в зеленую рясу и темно-вишневую мантию; черный куколь, как и параман, украшен белой каймой и 8-конечным крестом. В иконописных подлинниках XVIII в. и 30-х гг. XIX в. о внешности святого сказано: «Сед, брада уже Сергиевы, повилась, в схиме, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 33; ИРЛИ (ПД). Перетц. 542. Л. 65 об., 81 об. 24 сент., 5 нояб.).

http://pravenc.ru/text/161479.html

Полного исследования текстов Ж. и их научного издания пока нет. В изданном А. И. Пономаревым Прологе опубликована Проложная редакция Ж. В «Материалах...» архиеп. Макария – Минейная редакция (по двум принадлежавшим ему спискам). Изд.: Материалы для истории русской церкви. Харьков, 1863, т. 2, с. 51–77; Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1896, вып. 4. Славяно-русский Пролог, с. 38–39. Лит.: Савваитов П. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. СПб., 1844; Ключевский. Древнерусские жития, с. 188–189, 270–271; Вологодский летописец. Вологда, 1874, с. 6–7; Верюжский И. 1) Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, вологодский чудотворец. Вологда, 1879; 2) Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880, с. 104–130; Савваитов П. , Суворов Н. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. СПб., 1884; Филарет (Гумилевский) . 1) Обзор, с. 108; 2) Жития святых: (Февраль–апрель). СПб., 1885, с. 92–98, 190; Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 5, с. 242–243; Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894, с. 336–375; Коноплев Н. Святые Вологодского края. М., 1895, с. 34–38, 64–65; Степановский И. К. Вологодская старина: Историко-археологическпй сборник. Вологда, 1895, с. 82–102; Ильинский П. Переславский Никольский женский (бывший мужской) монастырь и его основатель Димитрий Прилуцкий//Владим. губ. вед., 1898, 36–38; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 189–194; Голубинский. История канонизации, с. 73; Дилекторский Ф. Николаевский женский монастырь в г. Переяславле Владимирской губернии. М., 1904, с. 58; Барсуков. Источники агиографии, стб. 156–160; Савваитов П. , Суворов Н. , Суворов И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 1914; Смирнов М. И. Переславщина: Источники и материалы краеведения, их систематизация и обзор. Переяславль-Залесский, 1921, с. 60; Летопись города Вологды. Вологда, 1963; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 134–141; Дмитриев Л. А. Дмитрия Прилуцкого житие//ТОДРЛ, 1985, т. 39, с. 195–196.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

11. С. 61; Новикова О. Л. Летописные заметки в Кирилло-Белозерской ркп. 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М.; СПб., 2008. Вып. 12. С. 38-90. Лит.: Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 405; Martinov I. Annus ecclesiasticus graeco-slavicus. Brux., 1863. P. 221; Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 42-43; Ключевский. Древнерусские жития. С. 275; Верюжский. Вологодские святые. С. 299-325; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 36-37; Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Каменского Духова мон-ря, испр. и доп. Н. Суворовым. Вологда, 1885. С. 16-18; Коноплёв Н. А. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 56-59; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902. С. 268-273; Голубинский. Канонизация святых. С. 149; Белоброва О. А. Житие Иоасафа Каменского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 269-270; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991; Кобрин В. Б. Мат-лы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV-XVI вв. М., 1995. С. 20-21; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 129; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. С. 323-330; Семячко С. А. Проблемы изучения региональных агиогр. традиций (на примере вологодской агиографии)//Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 139-142; она же. Старчество и сборник «Старчество» на Руси//Рус. лит-ра. 2008. 1. С. 144-154; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий»//Рус. агиография. СПб., 2005. С. 32; Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1о)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 242-260; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 2008. С. 305. С. А. Семячко Иконография Прп. Иоасаф Каменский с житием. Икона. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) Прп. Иоасаф Каменский с житием. Икона. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) Под 10 сент. иконописные подлинники рекомендуют изображать И. следующим образом: «Млад, в клобуке черном, кудерцы знать, риза преподобническая, схима на плече, в руке свиток». Текст на свитке: «Владыко Исусе, Царю, призри с высоты небесныя» (ИРЛИ ПД. Перетц. 524. Л. 58 об.). В др. рукописи к этим словам на свитке приписано: «...на место сие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 31 об.); «Млад, в схиме» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130). Более подробное описание содержит ряд уточнений: «...подобием млад, в клобуке черном, кудерцы знать из-под клобука, ризы монашеския; нецыи пишут схима на плечах, в руках свиток; а в нем написано: Владыко Иисусе Царю, призри с высоты небесныя» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 32)

http://pravenc.ru/text/578044.html

  001     002    003    004