Вопрос: Как следует оценивать христианские мотивы в творчестве Б.Л. Пастернака? Можно ли говорить о его христианском мировоззрении? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Борис Пастернак      Корнями Борис Пастернак не был связан с христианством. Путь к нему у поэта был долгим. Родители, отец Леонид Осипович (Ицхок-Лейб) (1862–1945) и мать Розалия Исидоровна (Райце Срулевна) (1868–1939), не были крещеными. В мае 1894 г. к Л.О. Пастернаку обратился инспектор Училища живописи, ваяния и зодчества князь А. Е. Львов с приглашением занять место преподавателя училища. Л.О. Пастернак, выражая благодарность, указывал на свое еврейское происхождение. Позже он писал: «Я не был связан с традиционной еврейской обрядностью, но глубоко веря в Бога, никогда не позволил бы себе и думать о крещении в корыстных целях» («Записи разных лет»). Сын же его Борис рано прикоснулся к особому миру православной духовности. «То, что он ходит с няней в церковь, тоже было незаконным и уязвимым. Видимо, она по-своему это преодолела. Окропив его во имя Отца и Сына и Святаго Духа, она уверила его, что нет препятствий к его участию в службе. Детская память жадно впитала в себя напевы и слова, безотчетно создавая глубокое чувство причастности. Далее оно развивалось и менялось по внешним – историческим и собственным – душевным причинам. Тщательно таимое, остающееся предметом жажды, источником вдохновения, а не спокойной привычкой, – это чувство никогда его не оставляло» (Е.Б. Пастернак. Борис Пастернак. Биография. Глава I. Детские годы. 1890–1902). Среди неизгладимых впечатлений детских лет, запечатленных позже в стихотворении «Женщины в детстве» присутствует храм: Тротуар, мостовую, подвалы, Церковь слева, ее купола Тень двойных тополей покрывала От начала стены до угла. Речь идет о снесенной в 1935 г. церкви святых Флора и Лавра на Мясницкой улице. Она находилась напротив нынешнего здания Почтамта. Это был ближайший храм. Семья жила на Мясницкой при Училище во флигеле. О своем крещении Борис Пастернак писал в письме от 2 мая 1959 г.

http://pravoslavie.ru/7010.html

Здесь пастырь тайно продолжил свою священническую деятельность, 25 сентября 1944 г. он был убит в газовой камере и сожжен в крематории концлагеря 591 . 27 июля 2001 г. в львовском соборе Св. Юра за Божественной литургией с участием Римского Папы Иоанна-Павла II состоялась беатификация о. Омеляна Ковча. 11 апреля 2012 г. в местечке Перемишляны Львовской области был открыт бронзовый памятник священнику, на котором были выбиты его слова: «...Здесь я вижу Бога – снова Бога, который одинаковый для всех...» Среди жертвователей на памятник были представители еврейской общины. В торжественном открытии монумента блаженному Омеляну участвовали глава Украинской Греко-Католической Церкви архиепископ Киево-Галицкий Святослав (Шевчук) и около тысячи священников 592 . Вопрос же о присвоении звания «Праведника народов мира» А. Шептицкому продолжал вызывать активные дискуссии. Среди лиц, обязанных своим спасением митрополиту Андрею и ходатайствующих о присвоении ему звания Праведника, помимо раввина Давида Кахане, были два сына главного раввина Львова Езекииля Левина – Курт (Ицхок) и Натан, два сына раввина Калмана Хамейдеса Цви (Герберт) и Леон, семья Подошиных и другие. В частности, Курт Левин выступал на многих собраниях и конференциях, обращался в Яд Вашем и к премьер-министру Израиля. А Леон Хамейдес в письме к журналисту Я. Сусленскому писал: «Мой брат и я были спасены в монастырях, подведомственных Митрополиту Шептицкому. Там были и другие дети, включая... некоего Д. Амаранта, и еще одного мальчика, фотокарточка которого у меня имеется, но его имени я не помню» 593 . Всего проблема присвоения А. Шептицкому звания Праведника рассматривалась в Яд Вашем около 20 раз, и в последний раз подобное предложение было отклонено в 2007 г. По мнению членов комиссии, сотрудничество митрополита с нацистами, в том числе участие в создании дивизии СС «Галичина», не позволяет ему стать «Праведником народов мира» 594 . Иначе относятся к этому вопросу на Украине и в Польше. Во Львовской области установлен памятник Андрею и Климентию Шептицким, в Прилбичах, родовом селе Шептицких, создан дом-музей. Украинская Греко-Католическая Церковь проявляет большую активность в популяризации имени митрополита Андрея, как самого выдающегося униатского иерарха. В работах современных греко-католических авторов А. Шептицкий предстает как духовный вождь и пророк всего украинского народа, своего рода «Украинский Моисей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раввин, значит учитель, и древние раввины соответствовали этому названию – они учили в храме, на стогнах и везде, где только имели к тому возможность. Это видно из того, что сам Господь наш Иисус Христос , посещая Иерусалимский храм, нередко находился там посреди учителей. Так учение распространялось не только в Иерусалиме, который был тогда центром иудейского просвещения, но и в самом плену вавилонском в деле учения не было застоя. История евреев сохранила память об этом: она повествует, что в тевериадских и яффских народных училищах находились сотни учеников, с которыми раввины часто день и ночь занимались изучением закона Моисеева. Один знаменитый учитель – Гилил, по свидетельству еврейских хроник имел около 1000 учеников, которые с горячей любовью слушали его учение. Но древние раввины, занимаясь делом обучения, занимались и разными работами и разными ремеслами, так, например, находим в Тадмуде, что раввин Иойханан Гасандлер был сапожником, раввин Ицхок был кузнецом, раввин Шейсас был цирюльником, а раввин Мойше Бенахмон, известный у евреев под громким названием Раммбам, был медиком; наконец, раввины и последнего плена занимались тоже ремеслами и медициной. Раввин Гамалиил, которого еврейская хроника называет патриархом, занимаясь врачебной наукой, прославился ею так, что император Феодосий и сыновья его, Гонорий и Аркадий, возвели его в почетное звание префекта. Иные же раввины занимались торговлей, так, например, учитель Ейхонан занимался 40 лет торговлей, а остальные 20 лет посвятил защите перед синедрионом вдов и сирот. Он сделался таким ревностным и достойнейшим учителем, что евреи уподобляют его Моисею, а учение его читается ими охотно и до ныне 2 . Но позднейшие, раввины 3 совершенно изменили обычаи своих предшественников: они не только не занимаются ремеслами, но не исполняют и главной своей обязанности – не учат народ, а если кто из них учит, то обыкновенно набирает не более 2 или 3 мальчиков и обучает их не столько закону Моисея и пророков, сколько Талмуду. В общественных же собраниях и синагогах, в которых они бывают ежедневно, не поучают, а прийдя туда, обыкновенно усаживаются на первых, приготовленных для них местах и молятся как все миряне. На раввине не лежит прямой обязанности совершать богослужение, и уже много, если он 3 или 4 раза совершит оное в году. Что же делает раввин? – спросит нас читатель. – Какое его назначение, если он не учитель народа и не служитель алтаря? Он величается только именем раввин, а главная его обязанность совершенно другая: его скорее можно назвать начальником и судьей, чем учителем; он решает все общественные вопросы и наблюдает за точным исполнением всех талмудических обрядов. Так, например, многие раввины при наступалении шабата обходят все лавки и побуждают торгующих закрыть их и поспешить в синагогу, дабы встретить священную субботу (Мекабель Шабат).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Ничего не подозревающего Уинтона пригласили на BBC в программу «Это жизнь!» в зрительный зал; его предупредили, что программа посвящена Холокосту.  Внезапно ведущая Эстер Ранцен заговорила о нем, а потом предложила встать всех, кого он спас. Около 20 человек вокруг него встали. Затем она предложила встать потомкам спасенных им детей; остальная часть зала поднялась с кресел. Уинтона начали обнимать, слезы текли из-под его очков.  С того знаменательного дня спасенные и их родственники стали находить друг друга, поддерживать отношения, и образовали общность, ныне известную как «Семья Никки». С одним из усыновленных детей, Джоном Филдсендом, которого Николас Уинтон мог знать скорее как Ханса Файге (в новой семье мальчику дали новое имя), Уинтоны, оказывается, жили в Мейденхеде совсем близко друг от друга и даже ходили в одни и те же кафе и закусочные. После трогательного выпуска «Это жизнь!» весь мир узнал об Уинтоне.  Из некоторых вывезенных Уинтонов беженцев выросли знаменитости, ученые, политики: например, иммунолог Лесли Брент, генетик Рената Ласкова, член Британского парламента барон Альф Дабс, главный раввин Эды ха-Хареидис в Иерусалиме Ицхок Вайс и Карел Рейс, режиссер фильма «Женщина французского лейтенанта» с Мэрил Стрип.   Планета Николаса Уинтона В 2008–2009 году в Праге запустили «поезд Уинтона» в память о чехословацком Киндертранспорте.  Николас получил множество наград от чешских властей, в том числе свободу Праги и орден Томаса Масарика, подаренный ему последним президентом Чехословакии Вацлавом Гавелом. Он стал героем чешского документального фильма «Сила добра» в 2001 году, когда был опубликован рассказ «Николас Уинтон и спасенное поколение», написанный Верой Гиссинг, одной из спасенных им детей. В 2014 году президент Чехии Милош Земан наградил Николаса орденом Белого льва I степени. В Чехии его знают лучше, чем в Британии, чтят как национального героя и изучают его подвиг в школах. А чешские астрономы Яна Тиха и Милош Тихи назвали в честь него открытую ими малую планету. 

http://pravmir.ru/ser-nikolas-uinton-spa...

12) за отличие в Турецкую кампанию 1877 г. – орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами Священник 2-го Фанагорийского полка о. Феодор Гордиевский за отличие в Турецкую кампанию 1877–1878 гг. – орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами 12-го Астраханского гренадерского полка о. Иаков Вознесенский Протоиерей 37-го драгунского военного ордена полка о. Николай Щеглов Протоиерей лейб-гвардии Павловского полка о. Василий Лебедев Протоиерей лейб-гвардии Измайловского полка о. Стефан Мещерский Священник 4-й сводной кавалерийской дивизии о. Василий Бекаревич Протоиерей Тифлисского военного госпиталя о. Иоанн Веригин за отличие в сражениях с китайцами в 1900 г. – орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами Священники, пожалованные за военные отличия орденом Анны 2-й степени 1) Священник Лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка о. Василий Ростовецкий, участвовавший в войнах 1806–1814 гг., в воздаяние достохвального и примерного мужества пожалован был орденом Анны 2-й степени, алмазами и бриллиантами украшенным 155 . 2) Протоиерей лейб-гвардии егерского полка о. Василий Моисеев за отличное мужество в войнах с французами в 1812–1814 гг. 3) Протоиерей Лейб-гвардии конного полка о. Гордиевский за подвиги в Отечественную войну 1812 г. 4) Протоиерей Грузинского гренадерского полка о. Симеон Адуковский за отличие в походах и делах с французами в 1812–1814 гг. 5) Благочинный над духовенством 3-й запасной армии о. протоиерей Онисим Боровик – орденом Анны 2-й степени с драгоценными украшениями за отличное мужество в сражениях, бывших в 1811 г. 6) Протоиерей лейб-гвардии Измайловского полка о. Александров за отличие в 1812 г. 7) Протоиерей 40-го егерского полка о. Андрей Белицкий за отличие в войну 1812–1814 гг. 8) Лейб-гвардии уланского полка о. Иоанн Кутневич за отличие в войну 1831 г. 156 9) Протоиерей о. Петр Эгазе, и.д. обер-священника отдельного Кавказского корпуса, в течение всей войны 1828 г. за подвиги при осаде крепости Ахалциха пожалован был орденом Анны 2-й степени с драгоценными украшениями 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

96 Красный Крест – Международное Общество Красного Креста установлено в 1862 г. на Женевской конференции для нейтралитета раненых и создания санитарного персонала для ухода за ранеными во время войны. Российское Общество Красного Креста (РОКК) возникает под Августейшим покровительством в 1879 г. К 1914 г. это была самая крупная общественная организация, имеющая огромное количество самостоятельных подразделений по всей России. Августейший покровительницей РОКК являлась вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Царскосельское отделение Красного Креста под покровительством Государыни Императрицы Александры Федоровны находилось на Леонтьевской ул. 98 Папа кирасир. Лейб-гвардии Кирасирский Его Величества полк. (Существовал еще Лейб-гвардии Кирасирский Ея Величества полк.) Сформирован в 1702 г., под названием драгунского князя Григория Волконского полка; в 1742 г. наименован К. Великого князя Петра Федоровича; при вступлении на престол Петра III – лейб-кирасирским Е.И.В. В 1833 г., за подвиги, оказанные в Отечественную войну, получил права и преимущества молодой гвардии и назван Лейб-гвардии Кирасирским; в 1831 г. присоединен к Лейб-гвардии Подольскому Кирасирскому полку, причем ему пожалованы права старой гвардии и дано название Лейб-гвардии Кирасирский Его Величества полк. Полк был расквартирован в Царском Селе. В военном обиходе этот полк часто называли «Желтые кирасиры», в отличие от Гатчинского Лейб-гвардии Кирасирский Ея Величества полка («Синие кирасиры»). Полковой праздник – 21 июня – память св. мч. Иулиана. Шеф полка – Император Николай II. 99 Инвалидный дом – ул. Парковая 64/68. – Дом призрения Государыни Императрицы Александры Федоровны для увечных воинов в Царском Селе (у Орловской башни). При нем архитектором Данини была построена в 1906 г. церковь Св. мч. Царицы Александры. В 1911 г. Императрица Александра Федоровна передала в домовую церковь мозаичную икону Покрова Божией Матери. В 1913-м в храме был установлен новый дубовый иконостас с иконами Казанской, Федоровской Божией Матери, Спаса Нерукотворного образа, св. Симеона Верхотурского, св. Иосафа Белгородского и др. 18 августа 1914 г. при Доме призрения был открыт солдатский лазарет на 171 человек. Ныне в перестроенных зданиях находится НИИ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Протоиерей Эриванского карабинерного полка о. Тимофей Никитин за походы 1814–1824 гг. и кампанию 1827 г. награжден скуфьею и годовым окладом жалования не в зачет. За войну 1829 г. пожалован сверх ордена Анны 3-й степени серебряною медалью и годовым окладом жалования 164 . 4) Священник лейб-гвардии Гродненского гусарского полка о. Константин Петров за неустрашимость в кампанию 1831 г. орденом Анны 3-й степени. За отличие при штурме Варшавы получил в награду 1200 руб. ассигнациями 165 . 5) Священник лейб-гвардии Волынского полка о. Василий Надеин за отличие в войну 1831 г. 166 6) Лейб-гвардии Литовского полка о. Троянский за отлично-ревностную службу и мужество в ту же войну 167 . 7) Лейб-гвардии Преображенского полка о. Петр Рябинин за мужество и неустрашимость при взятии Варшавы 168 . 8) Лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка о. Алексей Садовский за отличие в ту же войну 169 . 9) Священник Лейб-гвардии гусарского полка о. Иоанн Флеров за отличное мужество в походах в 1831 г. 170 10) Протоиерей кирасирского Принца Альберта Прусского полка о. Роман Молявинский за отличное мужество и полное самоотвержение на поле битвы в войну 1831 г. пожалован кроме ордена Анны 3-й степени с бантом и серебряною медалью 171 . 11) Священник 3-го егерского полка о. Григорий Чернявский в бытность свою при резервном батальоне во время сражения в 1831 г. с польскими мятежниками при гор. Шавли Ковенской губернии взял в плен из шайки мятежников одного ксендза, имевшего на себе наперсный крест на голубой ленте, причем сам постоянно был в цепи своих застрельщиков с крестом в руках 172 . l2) Священник Литовского егерского полка о. Иоанн Мищенков, участвовавший в разных походах на Кавказе с 1844 г., за превосходное мужество при сражении при р. Чолоке втрое сильнейшего неприятеля был награжден орденом Анны 3-й степени с бантом 173 . 13) Священник Брянского полка о. Василий Виноградов за неустрашимость при штурме Силистрии, когда он под сильным огнем неприятеля посещал траншеи, где живым примером и красноречивым словом возвышал дух христианского мужества в солдатах и погребал убитых на самом поле битвы, также за мужество во время осады Севастополя 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Утром 14 дек. вопреки ожиданиям присяга в гражданских и военных учреждениях, а также в войсках гвардии прошла без происшествий. Но в 11-м часу утра стало известно о выступлении лейб-гвардейского Московского полка: примерно треть личного состава, 671 нижний чин, выстроилась на Сенатской пл. у памятника имп. Петру I. Несмотря на эмоции, переполнявшие Н. П., его распоряжения были четкими и логичными. Организовав оборону Зимнего дворца, где была его семья, силами стоявшей в карауле 9-й роты лейб-гвардейского Финляндского полка, он вышел с манифестом к собравшимся на Дворцовой пл. (ок. 30 тыс. чел.) и прочитал его, объясняя, что не узурпировал престол брата. Толпа начала кричать «Ура!» и бросать в воздух шапки. Тем временем из соседних казарм на Миллионной ул. прибыл батальон лейб-гвардии Преображенского полка, с к-рым Н. П. примерно в 11 ч. 30 мин. стал медленно продвигаться в сторону Сенатской пл.; к ним постепенно присоединялись и др. полки. Пополнение прибыло и к противоборствующей стороне. Это были 1-я фузилерная рота лейб-гвардии Гренадерского полка (200 гренадеров) во главе с поручиком А. Н. Сутгофом и Гвардейский морской экипаж (свыше 1 тыс. чел.), к-рые присоединились к восставшим на Сенатской пл. между 12 ч. 30 мин. и 13 ч. дня. Еще ок. 900 гренадеров под командованием поручика Н. А. Панова, миновав Петропавловскую крепость, пересекли по льду р. Неву и вышли в районе Мраморного дворца, а затем по Миллионной ул. направились к Зимнему дворцу. Вероятно, их появление у дворца соответствовало планам Северного об-ва об аресте имп. семьи. Но к этому времени Зимний дворец уже охранял вызванный Н. П. лейб-гвардии Саперный батальон. Н. П. склонялся к переговорам. В 14 ч. 15 мин. он велел генерал-адъютанту С. С. Стрекалову позвать Серафима (Глаголевского) , митр. С.-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского, и Евгения (Болховитинова) , митр. Киевского и Галицкого, которые должны были служить молебен в дворцовой церкви. По свидетельству диак. Прохора Иванова, когда митрополиты попытались обратиться к восставшим с увещеваниями, их грубо оборвали, и они поспешно ретировались. Ген. Милорадович, долгое время интриговавший в пользу воцарения вел. кн. Константина (или сына Н. П., вел. кн. Александра Николаевича, при регентстве имп. Марии Феодоровны), был смертельно ранен выстрелом декабриста П. Г. Каховского и получил штыковое ранение от старшего адъютанта Е. П. Оболенского. Каховский также ранил командира лейб-гвардии Гренадерского полка Н. К. Стюрлера, к-рый скончался на следующий день. Грозила опасность и Н. П., но ни капитан А. И. Якубович, ни полковник А. М. Булатов не решились в него выстрелить.

http://pravenc.ru/text/2566090.html

Санкт-Петербург. Церковь Мирония при лейб-гвардии Егерском полку. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Хотя официально полковой храм был посвящен апостолу Павлу, обычно его называли церковью Мирона, или просто Мироновской. Священномученик Мирон Кизический был святым покровителем лейб-гвардии Егерского полка. Сформированный в ноябре 1796 года Павлом I лейб-гвардии Егерский батальон через десять лет стал полком. Он особенно отличился в битве с французами при Кульме 17 августа 1813 года, в день священномученика Мирона Кизического, за что был награжден серебряными георгиевскими трубами. Первая полковая церковь во имя равноапостольных Константина и Елены с 1806 года находилась в старых казармах на Звенигородской улице и имела походный иконостас. 20 мая 1817 года на втором этаже северного крыла новых казарм на Рузовской улице, построенных Ф. Демерцовым и А. Штаубертом, была освящена церковь во имя священномученика Мирона. Желая, чтобы у каждого гвардейского полка был собственный отдельный храм, Николай I утвердил 15 марта 1849 года для егерей проект К.А. Тона, который своим видом, за исключением высокой 70-метровой колокольни, напоминал Благовещенскую церковь лейб-гвардии Конного полка. Закладку храма произвел 29 июня 1850 года митрополит Никанор (Клементьевский) в присутствии Государя. Строительство велось под руководством Г.Х. Штегемана на средства Кабинета Его Величества. 17 августа 1855 года новая трехпридельная церковь была освящена протопресвитером Василием Бажановым в присутствии Императора Александра II. Главный придел был посвящен апостолу Павлу, в память основателя батальона, правый - благоверному князю Александру Невскому, в память основателя полка, левый - священномученику Мирону, святому покровителю полка. Особенно много для украшения церкви постарался ее ктитор в 1855 - 1896 годах полковник С.И. Кутепов. При нем под главным алтарем, в подвале, 21 ноября 1889 года была освящена Никольская часовня в память о спасении Императорской семьи в Борках.

http://sobory.ru/article/?object=34467

В то же время Святейшим Синодом было даваемо разрешение на совершение браковенчания воинских чинов, выбывавших на театр военных действий или получавших оттуда отпуски, в дни постов и другие неположенные для браковенчания дни 280 . Особое междуведомственное Совещание при Александровском Комитете о раненых, под председательством военного министра В. А. Сухомлинова, проектировало установление особого повсеместного военнонародного праздника в честь раненых воинов, с нарочитыми Богослужениями и тарелочным сбором за всенощной и за литургиями в пользу Комитета. По видимому, некоторая неясность проекта повела к тому, что Святейший Синод не санкционировал его, дав ответ, что он не встречает препятствий к совершению в проектируемый праздник торжественных Богослужений и производству церковного сбора, но вопрос о том, какие Богослужения могут быть совершаемы, может быть решен на окончательном установлении дня праздника, в виду того, что по церковному уставу в некоторые дни не положено совершение некоторых Богослужений, как, например, в субботу после всенощной или в воскресенье не полагается служить панихиды 281 . По ходатайству командира и офицеров лейб-гвардии егерского полка последовало Высочайшее разрешение на погребение всех павших на поле брани офицеров полка в полковой церкви святого Мирона в Петрограде 282 . Такое же Высочайшее разрешение было испрошено для офицеров лейб-гвардии семеновского полка в отношении низшей церкви полкового их собора во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы 283 , для офицеров лейб-гвардии Преображенского полка в отношении Преображенского всей гвардии собора 284 , для офицеров лейб-гвардии московского полка в отношении полковой церкви святого Михаила архангела 285 . Затем последовало Высочайшее соизволение на устройство склепа для погребения в нем убитых офицеров лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка в созидаемом в Царском Селе храме 286 . Вследствие правительственного призыва об обмене находящейся в обращении золотой монеты на кредитные билеты некоторыми священниками было оказано в этом деле содействие, сопровождавшееся значительным успехом, и Святейший Синод, по дошедшим соответственным сведениям, рекомендовал епархиальным преосвященным оказывать таковым священникам поощрение за их ревность к удовлетворению нужд войны 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010