Богочеловек или Человекобог? Преподобный Иустин (Попович) и Ф.М. Достоевский Среди угодников Божиих, прославленных Православной Церковью , есть имя нашего современника, почившего в 1979 году преподобного Иустина (Поповича), верного сына Сербской Православной Церкви и сербского народа, выдающегося богослова и редкого молитвенника. Этот, без сомнения, великий святой XX века, был исполнен великой любви ко Господу нашему Иисусу Христу и святой Православной Церкви. Он глубоко любил народы-носители святой Православной веры: родной ему сербский, а также греческий и русский народы. Прп. Иустин еще простым монахом, в 1916 году, полгода учился в Духовной академии в Петрограде. И хотя из-за смуты того времени ему пришлось уехать из России в июне 1916 года, отец Иустин, очень проницательный и трудолюбивый, за это короткое время все-таки хорошо узнал и полюбил православную Россию; он познал, как он сам позднее говорил, рай и ад православной русской души, ее святыни и ее падения. Прп. Иустин очень ценил религиозный опыт Ф. М. Достоевского, которого читал в оригинале и считал своим «учителем и... мучителем». Он писал, что проблемы творчества Достоевского – это «вечные проблемы человеческого духа; и если человек называется человеком, то он должен ими заниматься». Через Достоевского, по слову отца Иустина, «говорят все муки человеческого существа, все его боли, все его надежды. Мало таких, кто так как он (Достоевский – иеродиакон Мефодий) переболел бы проблемами человеческого существа во всем их трагизме». 1 Можно не сомневаться, что знакомый с творчеством Феодора Михайловича с отрочества, монах Иустин, будучи студентом Петроградской Духовной академии, здание которой находилось за Александро-Невской Лаврой на набережной Обводного канала, 2 посещал и молился на могиле русского писателя и провидца на Тихвинском Лаврском кладбище-некрополе. Впоследствии отец Иустин написал докторскую диссертацию на тему: «Философия и религия Ф. М. Достоевского». Богословие самого прп. Иустина сконцентрировано на спасительный реальности Богочеловека Христа – этой величайшей тайне, величайшем сокровище и радости Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

По страницам богословских трудов архимандрита Иустина (Поповича) Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. 1 мая, 2010 Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. В Православных Поместных Церквах большой известностью пользуется имя доктора богословия архимандрита Иустина (Поповича; † 1979). Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. В 1905-1914 годах Благое Попович учился в Семинарии святого Саввы Сербского в Белграде. В годы обучения юношу особенно интересовали вопросы современной литературы и философии. Наибольшее внимание привлекали произведения Ф. М. Достоевского, о котором он написал впоследствии два исследования: «Философия и религия Ф. М. Достоевского» и «Достоевский о Европе и славянстве». Решающее влияние на формирование духовной личности архимандрита Иустина оказали святоотеческие творения. Святые отцы явились для него и до конца жизни оставались неизменными учителями и наставниками. Он всецело руководствовался их назиданием. Архимандрит Иустин особенно любил святого Иоанна Златоуста, которому с детской искренностью непрестанно молился. «Чувствую какую-то милостивую близость святого Иоанна Златоуста ко мне, грешному, — писал он. — Поднимается душа моя к нему с молитвой: осени меня твоей молитвенностью… удостой меня подвизаться твоим подвигом…» В 1916 году Благое Попович принял монашеский постриг с именем Иустин, в честь священномученика Иустина Философа († 166; память 1 июня). Действительно, подобно ему, архимандрит Иустин был подлинным мыслителем, усвоившим истину христианства. В основу своего богословия положил смиренномудрие, следуя в этом примеру святителя Иоанна Златоуста, которому, как известно, принадлежат замечательные слова: «Основа нашей христианской философии есть смиренномудрие, ибо без него истина слепа». Именно поэтому богомыслие отца Иустина — это не рассуждения о Христе как об обычном человеке (или «исторической личности»), но как о Богочеловеке, Спасителе мира. Подлинным богомыслием о Христе во Святом Духе отец Иустин считал такое богословствование, при котором ум и сердце (мысль и чувство), соединяясь в молитву, переходят в созерцание и боговедение. Он часто говорил: «Тяжело всякой моей мысли, которая, поднявшись, не преобразится в молитву».

http://pravmir.ru/po-stranicam-bogoslovs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эпоха духовных чад прп. Иустина (Поповича) не завершена Один за другим скончались легендарные «Три А» — владыки Амфилохий, Артемий и Афанасий 06.03.2021 2044 Время на чтение 7 минут 4 марта скончался епископ Афанасий (Евтич) , один из легендарных «Трёх А», любимых учеников прп. Иустина (Поповича), которые, наряду с ныне здравствующим епископом Иринеем (Буловичем), определяли лицо Сербской Православной Церкви конца ХХ – начала XXI века. Помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров беседует с нашим постоянным автором, руководителем Русского Собрания в Сербии Ранко Гойковичем . Павел Тихомиров: Как воспринимали этих владык в 90-е годы, в годы церковного возрождения? Ведь каждый из них был воплощением определённого культурно-психологического типа. Митрополит Амфилохий воспринимался как утончённый философ и поэт, епископ Артемий – как бескомпромиссный ревнитель, а епископ Афанасий – как воплощение «народного владыки». На чём основывалось такое восприятие? Насколько верно оно отражало и характеры владык, и отношение к ним паствы? Ранко Гойкович: Да, у святого Иустина Челийского было 4 ученика, позже известных епископов СПЦ – упокоившиеся Амфилохий, Артемий и теперь Афанасий, а также ныне здравствующий владыка Ириней (Булович). Должен сказать, что из-за своей энергичности, и, вероятно, из-за дара слова, в обществе начиная с 80-х – и вплоть до своей кончины особенно выделялись владыки Амфилохий и Афанасий. И многие сербы в те годы, после смерти сербофобного коммунистического председателя Тито, приняли крещение благодаря этим – тогда ещё молодым – епископам. Благодаря своей несомненной харизме оба стали и оставались до своей кончины одними из самых любимых владык в сербском народе. К сожалению, в Сербии достаточно лжецерковных аналитиков и «ревнителей не по разуму», которые в сущности не обладают целостным церковным сознанием и понятия не имеют о конструктивной критике. Отдельные «ревнительские сайты» в своей критике священноначалия СПЦ опустились на уровень таблоидов и жёлтой прессы. Не разбирая средств, дабы «очернить» неугодных им владык, не гнушаются публиковать письма откровенных раскольников, которые и блаженнопочившего Патриарха Павла называют «иезуитом». Своё несмирение проявили и во время выбора нового Патриарха.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/06/ep...

Новомученики Ясеновацкие ЖМП 7 июль 2012 /  6 июля 2012 г. Нечужие святые Для Сербской Церкви, так же как и для Русской, ХХ век стал временем испытания веры. Свидетельством этого служат жизнеописания преподобных и мучеников, которые были прославлены Сербской Церковью в 2010 году и решением Священного Синода от 6 июня 2012 года включены в Месяцеслов Русской Церкви. Преподобный Иустин Челийский память 1/14 июня Преподобный Иустин (Попович) — один из крупнейших сербских богословов XX века. Его труды известны по всему миру и заслуженно пользуются большим авторитетом. Святой родился в городе Вранье на юге Сербии 25 марта 1894 года в семье, где было семь поколений священнослужителей. При крещении он получил имя Благое. В годы учебы в Белградской семинарии его учителем был будущий святитель Николай (Велимирович). Пройдя дорогами Первой мировой войны в качестве санитара, юноша в 1916 году принял монашеский постриг с именем Иустин в честь преподобного Иустина Философа. Короткое время он провел в Англии, а затем митрополит и король сербский направили монаха в Санкт-Петербург. Впечатленный благочестием русского народа, отец Иустин испытывал глубокое благоговение перед русскими святыми. В дальнейшем узы дружбы связывали его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии после переворота 1917 года. Вскоре сербский монах был вынужден покинуть Россию и продолжил образование в Оксфорде (1916–1919). По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии в Сремских Карловцах, а оттуда отправился в Афины, где защитил диссертацию на тему " Проблема личности и познания у святого Макария Египетского " . Еще во время учебы святой Иустин вел плодотворную аскетическую жизнь. После его смерти был обнаружен личный дневник, в нем святой Иустин отмечал, что совершал каждый день от 500 до 1000 поклонов и произносил от 1000 до 2000 раз Иисусову молитву. Во время Великого поста он увеличивал это молитвенное правило. В 1922 году митрополит Димитрий рукоположил Иустина во священника. В том же году он стал преподавателем экзегезы в семинарии в Сремских Карловцах и занимал эту должность несколько лет.

http://e-vestnik.ru/analytics/nechuzhie_...

иеромонах Нектарий (Радованович) Скачать epub pdf В Православных Поместных Церквах большой известностью пользуется имя доктора богословия архимандрита Иустина (Поповича ; † 1979). Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое – в честь праздника Благовещения. В 1905–1914 годах Благое Попович учился в Семинарии святого Саввы Сербского в Белграде. В годы обучения юношу особенно интересовали вопросы современной литературы и философии. Наибольшее внимание привлекали произведения Ф. М. Достоевского, о котором он написал впоследствии два исследования: “Философия и религия Ф. М. Достоевского” и “Достоевский о Европе и славянстве”. Решающее влияние на формирование духовной личности архимандрита Иустина оказали святоотеческие творения. Святые отцы явились для него и до конца жизни оставались неизменными учителями и наставниками. Он всецело руководствовался их назиданием. Архимандрит Иустин особенно любил святого Иоанна Златоуста , которому с детской искренностью непрестанно молился. “Чувствую какую-то милостивую близость святого Иоанна Златоуста ко мне, грешному, – писал он. – Поднимается душа моя к нему с молитвой: осени меня твоей молитвенностью… удостой меня подвизаться твоим подвигом…” В 1916 году Благое Попович принял монашеский постриг с именем Иустин, в честь священномученика Иустина Философа († 166; память 1 июня). Действительно, подобно ему, архимандрит Иустин был подлинным мыслителем, усвоившим истину христианства. В основу своего богословия положил смиренномудрие, следуя в этом примеру святителя Иоанна Златоуста , которому, как известно, принадлежат замечательные слова: “Основа нашей христианской философии есть смиренномудрие, ибо без него истина слепа”. Именно поэтому богомыслие отца Иустина – это не рассуждения о Христе как об обычном человеке (или “исторической личности”), но как о Богочеловеке, Спасителе мира. Подлинным богомыслием о Христе во Святом Духе отец Иустин считал такое богословствование, при котором ум и сердце (мысль и чувство), соединяясь в молитву, переходят в созерцание и боговедение. Он часто говорил: “Тяжело всякой моей мысли, которая, поднявшись, не преобразится в молитву”.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

священник Димитрий Трибушный Содержание Иустинология: от мифа к логосу От христологии к христологии Таинство твари Воплощение логосов Онтология и (или) история Воплощение Логоса Таинство причастия (Ологосенье твари. Воплощение твари в Логосе) От Владимира Соловьева к протопресвитеру Василию Зеньковскому Преподобный Иустин Челийский – «малый пророк» метафизики всеединства Источники и литература     Автор статьи: Священник Димитрий Олегович Трибушный – выпускник филологического факультета Донецкого национального университета (1997) и Одесской духовной семинарии (2002). Штатный клирик Свято-Серафимовского храма г. Макеевка Донецкой епархии (zhivoirodnik@gmail.com). Статья посвящена рецепции понятия «всеединство» в богословской системе преподобного Иустина Челийского . Преподобный Иустин (Попович) – мыслитель, испытавший значительное влияние русской религиозно-философской мысли и метафизики всеединства в частности. О степени подобного влияния свидетельствует, например, тот факт, что именно Попович использовал соловьевское понятие «всеединство» в курсе догматического богословия для выражения ключевых идей своей системы. В статье предлагается ключ к реконструкции системы преподобного, включающей как наиболее традиционный – исторический, так и оригинальный – онтологический – уровни. Некоторые аспекты учения о логосном всеединстве прп. Иустина сравниваются с идеями русской метафизики всеединства, что позволяет говорить об их идейной близости. При этом подчеркивается, что сведение его творчества к охранительным или просветительским задачам было бы крайним и недопустимым упрощением. Так же, как и причисление его к представителям христианского модернизма. Оригинальную концепцию всеединства сербского святого нельзя отождествить ни с системой Владимира Соловьева, ни с системами соловьевских учеников. Иустинология: от мифа к логосу Преподобный Иустин Челийский – последний представитель православного варианта метафизики всеединства в XX веке. Этот факт до сих пор остался незамеченным многочисленными исследователями творчества святого. Несмотря на очевидную связь мысли сербского богослова с идеями отечественного религиозно-философского ренессанса, имя его ни разу не встречается в списках последователей Соловьева и его учеников, его идеи не систематизированы, концепция не включена в соответствующий контекст 1 . Между тем, как показал в своих исследованиях профессор Богдан Лубардич, преподобный Иустин воспринял следующие идеи русских мыслителей:

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Философские пропасти Аудио I. АГОНИЯ ГУМАНИЗМА Средоточие трагизма Европейский человек на раскаленном перепутье Прогресс в мельнице смерти Высшая ценность и непогрешимый критерий Меж двух философий Невидимое в видимом (тайна добра и зла) Страшный суд над Богом II. РАДОСТИ И ГОРЕСТИ, МЫСЛИ И ОЩУЩЕНИЯ Мой рай и мой ад (смысл жизни и мира) Скорбно и для херувимских сердец Осуждение на бессмертие Вопль о Христе III. ВОДОРАЗДЕЛ Метерлинк перед великой тишиной Достоевский как пророк и апостол православного реализма О рае русской души На водоразделе культур Пасха и сербские бессмертные О неприкосновенном величии человека IV. СКОРБИ И ЖЕЛАНИЯ Роение бесконечностей На террасе атома Бунт клещей Вниз по шумному водопаду времени Она – неодолимая обольстительница Серна в потерянном рае. Исповедь.     Впервые публикуется русский перевод цикла философско-лирических очерков выдающегося сербского богослова и патролога ХХ века архимандрита Иустина (Поповича) , хорошо известного в России. Автор прослеживает пути человеческой мысли к обретению истины о мире и человеке, проложенные, с одной стороны, гуманистической философией, а с другой – православной философией Богочеловека. Эти два пути архимандрит Иустин открывает читателю в учениях римокатолической и православной Церкви, философии Метерлинка и Достоевского, идеологии западного человека и русских и сербских святых. Удивительный сплав богословия, философии, художественного повествования и лирики, вылитый в особом языке и стиле, имеет немного аналогов в современной христианской литературе. Перевод, тщательно отредактированный и по возможности сверенный с первоисточником, ориентирован на широкие читательские круги, интересующиеся православной мыслью и духовностью. При наборе текста для удобства чтения цитаты из церковно-славянского перевода Библии продублированы текстом из Русского синодального перевода, а цитаты, рекомендуемые для сравнения, вынесены в конец книги. От редактора Архимандрит Иустин (Попович) (1894–1979) – один из величайших деятелей Сербской Православной Церкви ХХ века, в 1993 году прославленный в лике местночтимых святых и глубоко почитаемый на православных Балканах. Отец Иустин пришел в этот мир и ушел из него в один день – 25 марта (7 апреля), в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения. Ч. III. M.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. [­ Афанасий. Творения] 2. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения, Ч. III. M.: типография Августа Семена, 1846. [­Василий. Творения] 3. Ветхозаветные апокрифы/Пер. Е. В. Витковского. M.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. [­Ветхозаветные апокрифы] 4. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. I, II. СПб.: Изд-во Сойкина. [­Григорий. Творения, I, II] 5 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. [­Григорий Полома. Триады] 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. [­Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ] 7. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб., 1902. [­Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна] 8. Ириней Лионский , святитель. Творения/Изд. в рус. переводе прот. П. Преображенским , 1900. М.: Паломник, 1996. [­ Ириней Лионский . Творения] 9. Иустин (Попович) , архимандрит. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1998. [­ Иустин (Попович) . Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова] 10. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и прим. прот. П. Преображенского . М., 1892. М.: Паломник, 1995. [­Иустин Философ. Сочинения] 11. Климент Александрийский . Педагог/Пер. с греч. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М., 1996. [­Климент. Педагог] 12. Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Книга вторая. М.: Паломник, 2001. [­ Кирилл Александрийский . Творения] 13. Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и прим. прот. П. Преображенского ; доп.: введ., пер. с греч и прим. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. [­Писания мужей апостольских. Рига]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Манипуляторы политической наивностью чад прп. Иустина Легендарных «Трёх А» использовали, встраивая антикоммунистическую позицию в дело продвижения евроатлантизма 07.03.2021 1611 Время на чтение 6 минут Как уже сообщалось, 4 марта скончался епископ Афанасий (Евтич) , один из легендарных «Трёх А», любимых учеников прп. Иустина (Поповича), которые, наряду с ныне здравствующим епископом Иринеем (Буловичем), определяли лицо Сербской Православной Церкви конца ХХ – начала XXI века. Мы уже публиковали беседу с руководителем Русского Собрания в Сербии Ранко Гойковичем . Сегодня помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров беседует с нашим постоянным автором, Огненом Войводичем . Павел Тихомиров: Как воспринимали этих владык в 90-е годы, в годы церковного возрождения? Ведь каждый из них был воплощением определённого культурно-психологического типа. М.Амфилохий воспринимался как утончённый философ и поэт, еп.Артемий – как бескомпромиссный ревнитель, а еп. Афанасий – как воплощение «народного владыки». На чём основывалось такое восприятие? Насколько верно оно отражало и характеры владык, и отношение к ним паствы? Огнен Войводич: Три монаха ученика преп. Иустина Челийского (который был во время коммунистического режима в монастыре под «домашним арестом»), после обучения в Белграде и за рубежом, были профессорами на Богословском факультете в Белграде. Как профессора они были популярны в широких кругах академической общественности и в народе, и были гонимы югославским режимом. Их христианская миссия в том периоде имела особое значение в сербском народе. Помню мою первую встречу с владыкой Амфилохием в Печской патриаршии, когда сам был ещё школьником. Именно он повлиял на мой выбор – заниматься богословием. Позже владыка Амфилохий (ещё не будучи Митрополитом Черногорским) крестил моего брата и меня, моих двоюродных братьев. В начале 1990-х, после распада Югославии и нападений на сербский православный народ со всех сторон: католицизма, исламизма и коммунизма, они стали епископами и духовными авторитетами в сербском народе. У них не было политического опыта и знаний, а события войны и политические разборки наваливались непрерывно. Их академическая политическая деятельность была определена вызовами эпохи: конфликтами на геополитической и религиозной почве. Их – как популярных в народе владык – пытались использовать манипуляторы, встраивая их антикоммунистическую позицию в дело продвижения пропаганды ценностей евроатлантизма. Местных политиков поставили перед инфантильным выбором: или коммунизм – или атлантизм…

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/07/ma...

О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий, Косма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Группа Вконтакте Facebook группа Великая пятница О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий,  Косьма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Евангелия ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ Глава 27 1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. 9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010