Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН САВА [Иулиан Саба, Савва; греч. Ιουλιανς Σβας/Σββας; сир.    ] (ок. 300 - 15.02. 367 (377, 380?)), прп. (пам. 18 окт.; пам. визант. 17 янв.). Основные сведения об этом святом содержатся в «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кирского и в 24 мадрашах (гимнах) об И. С. на сир. языке, к-рые приписываются прп. Ефрему Сирину (из них скорее всего только 4 первых являются аутентичными). «Похвала Иулиану отшельнику» на греч. языке, к-рую ранее также относили к сочинениям прп. Ефрема Сирина (BHG, N 968), на самом деле посвящена другому одноименному подвижнику ( Griffith. 1994. P. 189). Кроме того, существует неизданная мемра в память И. С. на сир. языке, сохранившаяся среди произведений, атрибутируемых Иакову Саругскому (Ibid. P. 185-186). И. С. также упоминается в «Толковании на Послание к Ефесянам» свт. Иоанна Златоуста . По мнению С. Гриффита, И. С. был первым известным по имени подвижником, внедрившим в сироговорящей среде такую форму монашеской жизни, как отшельничество (Ibid. P. 186, 215-216), и по этой причине заслуженно именуемым в источниках «отцом монахов» ( Nau F., ed. Un Martyrologe et douze Menologes syriaques//РО. 1912. Т. 10. Fasc. 1. Р. 84). Свт. Иоанн Златоуст называл И. С. простым поселянином, который не имел светского образования, но был «преисполнен истинного любомудрия» ( Ioan. Chrysost. In Eph. 21//PG. 62. Col. 153). Информация о том, что святой до монашеского пострига прислуживал в доме одного состоятельного язычника в Гелиополе, восходит к «Похвале Иулиану отшельнику» и, т. о., не относится к И. С. ( Griffith. 1994. P. 189). Между 317 и 325 гг. И. С. удалился в пустыню и поселился в пещере. Блж. Феодорит Кирский не уточняет ее местоположение, говоря лишь, что святой подвизался в Осроене. Визант. синаксарные Жития локализуют место подвигов И. С. у р. Евфрат (SynCP. Col. 398). Однако исследователи считают, что пещера преподобного находилась примерно в 23 км к северо-востоку от Эдессы ( Schiwietz. 1938. S. 67). Местные жители прозвали подвижника Сава, что в переводе с сирийского означает «старец». Согласно гимнам прп. Ефрема Сирина и мемре, И. С. был иереем ( Beck. 1972. Bd. 1. S. 74, 79; Bd. 2. S. 81; Griffith. 1994. P. 192).

http://pravenc.ru/text/1237835.html

И. С. принимал пищу (ячменный хлеб с солью) раз в неделю, и «ничего земного он не замечал, днем и ночью грезя и помышляя только об одном Возлюбленном» ( Theodoret. Hist. rel. II 2//PG. 82. Col. 1308 (рус. пер.: Феодорит Кирский. История боголюбцев, с приб. «О божественной любви»/Пер.: А. И. Сидоров. М., 1996. С. 154)). К нему стали собираться ученики, число к-рых вскоре достигло 100 чел. И. С. «научил братию сообща восхвалять Бога в песнях, когда все пребывали в пещере, а после утренней зари по два удаляться в пустыню, и там одному, преклонив колена, приносить Владыке подобающее поклонение, а другому стоя петь в это время пятнадцать Давидовых псалмов; потом, наоборот, первому стоя петь, а второму, припадя к земле, молиться; и это они делали постоянно с утра до сумерек» (Ibid. II 5//PG. 82. Col. 1309 (рус. пер.: Там же. С. 156)). Нек-рые из его учеников, напр. Иаков и Астерий, стали основателями новых монастырей, а Адельфий - одним из ересиархов мессалиан . Однажды, когда И. С. уединился для молитвы в пустыне, на него напал дракон, но подвижник умертвил его крестным знамением и призыванием имени Божия. По молитве святого, к-рый желал спасти умиравшего от жажды ученика, в безводной пустыне забил источник. И. С. отличался смирением, уступая большинству монашеской общины (как, напр., в случае со строительством домика для припасов) или не желая огорчать кого-либо из учеников (напр., приняв подаренный Астерием мешок со смоквами). Желая избежать почестей, И. С. вместе с неск. учениками отправился на Синай, и они «пребывали там долгое время» (Ibid. II 13//PG. 82. Col. 1316 (рус. пер.: Там же. С. 160)). И. С. построил на вершине горы Моисея небольшой храм (360-363), а затем возвратился в свой мон-рь. Во время молитвы ему была открыта гибель имп. Юлиана Отступника в походе на персов (363). Когда при имп. Валенте (364-378) ариане стали распространять слухи, что И. С. является их сторонником, старец пришел в Антиохию и обличил еретиков. Согласно блж. Феодориту Кирскому, это произошло вскоре после изгнания свт. Мелетия , еп. Антиохийского. Свт. Мелетия трижды смещали с кафедры. П. Каниве считал, что блж. Феодорит Кирский имел в виду 2-е изгнание свт. Мелетия (365) ( Canivet P. Le Monachisme syrien selon Théodoret de Cyr. P., 1977. P. 108, 114, 159-160, 164). Однако нек-рые исследователи полагают, что приход И. С. в Антиохию произошел во время его 3-го изгнания (371-378), в связи с чем пересматривают и датировку кончины преподобного.

http://pravenc.ru/text/1237835.html

Во время этого путешествия И. С. совершил множество чудес и исцелений, в т. ч. спас упавшего в колодец отрока, сына оказавшей ему гостеприимство женщины. На обратном пути И. С. остановился в г. Кир, где епископский престол занимал арианин Астерий. Святой призвал православных молиться вместе с ним ко Господу, «присоединив к молитве пост и подвиги» ( Theodoret. Hist. rel. II 21//PG. 82. Col. 1324 (рус. пер.: Феодорит Кирский. История боголюбцев. С. 164-165)). После этого, проболев 1 день, Астерий умер. И. С. скончался в 367 г., согласно Эдесской хронике (Chronicon Edessenum//Chronica minora. P., 1903. Pars. 1. P. 5. (CSCO; 2. Syr. Ser. 3; 4); рус. пер.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография: Исслед. и пер. СПб., 1998. С. 470). Анонимная сир. хроника, доведенная до 724 г., уточняет, что это событие произошло 15 февр. (Chronicon miscellaneum ad annum domini 724 pertinens//Chronica minora. P., 1904. Pars 2. Р. 144. (CSCO; 4. Syr. Ser. 3; 4)). Нек-рые исследователи считают, что И. С. скончался позже - в 377 или в 380 г. Из гимнов прп. Ефрема Сирина известно, что И. С. был похоронен в Эдессе в ц. Гурия, Самона и Авива ( Beck. 1972. Bd. 1. S. 46). Согласно Созомену , И. С. вел «жизнь самую строгую и как бы бестелесную, так что состоял, казалось, из одних костей и кожи, без плоти», за что Господь наделил его даром изгонять демонов и исцелять людей ( Sozom. Hist. eccl. III 14. 29). Созомен называет составителем Жития И. С. прп. Ефрема Сирина. Первоначально ошибочно полагали, что речь идет о «Похвале Иулиану отшельнику» Псевдо-Ефрема. Гриффит считает, что Созомен имел в виду гимны прп. Ефрема Сирина ( Griffith. 1994. P. 197). В сир. Минологиях приводится неск. дней памяти И. С.: 4 и 8 февр., 13 и 14 июня, 17 и 26 авг., 9 и 23 сент., 5 дек. ( Nau F., ed. Un Martyrologe et douze Menologes syriaques//РО. 1912. Т. 10. Fasc. 1. Р. 38, 45-46, 55, 67, 79, 86, 96, 144), но эти даты не совпадают с днем смерти святого. В визант. нестишных Синаксарях краткое Житие И. С. содержится под 17 янв., а в стишных - под 18 окт. Под 18 окт. сведения об И. С. вошли в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . В Римском Мартирологе, составленном в XVI в. кард. Цезарем Баронием , память И. С. указывается 14 янв., 6 февр., 9 июня, 18 окт.

http://pravenc.ru/text/1237835.html

Церковь Востока отмечает память И. С. 15 июня и в 5-ю пятницу по Богоявлении вместе с памятью «сирийских учителей», а западносир. (яковитская) Церковь - 5 дек. Ист.: BHO, N 553; BHG, N 968-969; ActaSS. Oct. T. 8. P. 346-358; Iun. T. 2. P. 175-176; Ioan. Chrysost. In Eph. 21//PG. 62. Col. 153 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к ефессянам//Творения: В 12 т.. Т. 11. Кн. 1. С. 188); Sancti Ephraem Syri Hymni et Sermones/Éd. Th. J. Lamy. Mechliniae, 1889. T. 3. P. 837-935; Theodoret. Hist. rel. II 1-22//PG. 82. Col. 1305-1324 (рус. пер.: Феодорит Кирский. История боголюбцев, с приб. «О божественной любви»/Пер.: А. И. Сидоров. М., 1996. С. 153-165); Bedjan. Acta. 1896. T. 6. P. 380-404; SynCP. Col. 149, 398-400; MartRom. Comment. P. 21, 231, 461; Beck E., Hrsg. Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen auf Abraham Kidunaja und Julianos Saba. Louvain, 1972. 2 Bde. (CSCO; 322-323. Syr.; 140-141); ЖСв. Окт. С. 423-427; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993 3. Τ. 1. Σ. 373-377. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 323; Т. 3. С. 430-431; Scher A. Kita  b " ašhar šuhada " al-mašriq. Mosul, 1906. Vol. 2. P. 33-41; Schiwietz S. Das morgenländische Mönchtum. Mödling bei W., 1938. Bd. 3. S. 56-69; Festugi è re A. J. Antioche païenne et chrétienne. P., 1959. P. 247-252; V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. Louvain, 1960. T. 2. P. 42-51; Janin R. Giuliano Saba//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1226; Παπαδπουλος Γ. Σ. Ιουλιανς//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 948-950; Griffith S. H. Julien Saba, «Father of Monks» of Syria//JECS. 1994. Vol. 2. N 2. P. 185-216; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 219; Aubert R. Julien Sabas (52)//DHGE. 2003. T. 28. Col. 529-531; Van Paassen J. Julian Sabas, St.//NCE. 2003 2. T. 8. Col. 51; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 125-126. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня)

http://pravenc.ru/text/1237835.html

Рассказав об этом святом муже, я, моля о его благословении, приступлю к другому рассказу.   II. ИУЛИАН   1. Иулиан, которого окрестные жители почтили именем " Сава " , что в переводе на греческий язык означает " старец " , утвердил свою подвижническую келлию в краю, бывшем тогда парфянским, а ныне называемом Осроена. Эта страна к западу простирается до самого берега реки, имя которой Евфрат, а на востоке граничит с владениями Римскими и переходит в Ассирию, западную часть Персидского царства, которую позже назвали Адиабена. В этой стране было множество больших и многолюдных городов; много в ней было земли — как обитаемой, так и необитаемой и пустынной. 2. Удалившись в глубину пустыни и найдя здесь нерукотворную пещеру, хотя и не изготовленную хорошо и красиво, но могущую дать тесный приют желающим уединения, сей божественный муж с радостью поселился в этом месте, считая его лучше великолепных чертогов, блистающих золотом и серебром. Здесь-то и проводил он жизнь свою, единожды в неделю принимая пищу; а пищей ему был хлеб ячменный (и тот из отрубей), приправой — соль, самым приятным питием — родниковая вода. Всё это употреблялось не с пресыщением, но в мере, принятой раз и навсегда. Подлинной же пищей, роскошью и наслаждением служили для него псалмопения Давида и непрерывная беседа с Богом. С жадностью наслаждаясь ими, он никогда не мог пресытиться, но, всегда насыщаясь ими, постоянно воспевал: Коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим (Пс.118,103). Слышал он и другие глаголы Давида: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе: вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота (Пс.18,10–11); слышал также и другие: насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего (Пс.36,4), возвеселися сердце мое боятися имени Твоего (Пс.85,4 и 11) и вкусите и видите, яко благ Господь (Пс.33,9). Внимал он еще и таким словам: возжажда душа моя к Богу крепкому живому (Пс.41,3) и прильпе душа моя по Тебе (Пс.62,9). Внимая же этим глаголам, он принял в себя и любовь изрекшего их. Ведь и великий Давид, воспевая эти песни, говорил, что он желал бы приобрести многих сообщников и соучастников в любви к Богу. Вот и не обманулся он в надежде, но привлёк к Божественной любви и этого благочестивого мужа, и множество других. Иулиан воспламенился такой любовью к Богу, что был как бы упоен ею; ничего земного он не замечал, днём и ночью грезя и помышляя только об одном Возлюбленном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Авва Георгий – муж святой среди старых отцов Святой Горы – рассказывал нам, что когда он был еще сравнительно молодым, то, по его словам, пришел сюда один брат, чтобы [здесь] отречься от мира; он никому не сообщил ни страны, [из которой пришел], ни имени своего. Этот брат стяжал такое благоговение и молчание, что без крайней нужды не произносил никакого слова: ни малого, ни большого. Будучи пострижен и проведя два года на служении в монастыре, он внезапно отошел ко Господу. Его погребли в гробнице отцов. Через день скончался еще один из отцов, и [братия], открыв вход в гробницу, чтобы совершить погребение его, не обнаружили там тела прежде почившего брата – он был перемещен Богом в страну живых. После этого мы тщательно рассмотрели это дело. Некоторые высказывали предположение, что этот почивший брат был сыном царя Маврикия, которого спасла его кормилица, когда чад Маврикия тиран Фока предал закланию на ипподроме: при возникшем громком шуме и смятении она смогла скрыть его, подменить и взамен царского чада отдать на заклание своего собственного сына. Когда он возмужал, кормилица ему все рассказала, а поэтому, по словам рассказчика, он предпочел посвятить себя Богу как бы в качестве выкупа за убитого вместо него сына [кормилицы]. 72 1 Подразумевается, вероятно, храм на вершине горы Синай. Этот храм построил около середины IV века выдающийся сирийский подвижник Иулиан Сава («Сава» на сирийском языке означает «старец»). См.: Читти Д. Град пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007. С. 271. Блж. Феодорит об этом повествует так: «Убегая от почестей... Иулиан с немногими близкими учениками отправился к горе Синайской, не проходя ни через города, ни через деревни, но совершая путь по непроходимой пустыне. На плечах братия несли необходимую пищу, а также деревянную чашу и привязанную к веревке губку – она нужна была для того, чтобы, если вода находилась глубоко в колодцах, опускать эту губку и, вынув, выжимать из нее воду в чашу и пить. Путешествуя таким образом много дней, они пришли к вожделенной горе и, поклонившись Господу, пребывали там долгое время, считая для себя величайшим наслаждением пустынное место и покой души. Построив на этой горе, на которой Моисей, глава пророков, удостоился видеть (насколько это было возможно ему) Господа, церковь с алтарем, сохранившуюся и до сего времени, Иулиан возвратился в свой монастырь» (Блж. Феодорит Кирский . История боголюбцев. II, 13//Блж. Феодорит Киррский . История боголюбцев. М., 2011. С. 47–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

    и 11 в Никополе Павел (В Иеронимовом ныне: в Никополе страдание многих мучеников, которых имена ведает Бог).     и 13 в Синнаде во Фригии Антонин (Есть ныне в Ептернацен. Иероним., но в других списках Антиох епископ).     и 14 в Антиохии Варлаас (У нас, может быть, 19 ноября Варлаам. По слову Златоуста память праздновалась, по-видимому, летом. Но в Иероним. ныне нет и в других западных).     и 15 в Никомидии из древних Филипп и Антиох (В Иероним. ныне в Никомидии Стратона, Филиппа или Евтициана. Сн. 1 августа).     и 16 в Александрии Еводион епископ (В Иеронимовом есть ныне Орион (без имени епископ), Емилий мученики в Александрии; Ориона нет в числе епископов александрийских, равно Еводиона. В Сирском не ошибка ли в прибавлении: епископ или в имени).     и 18 в Амасии Филанф и три другие (В Иеронимовом сего дня: в Понте в городе Амасии Понтема, Филантии, Татианы и Маркианы дев).     и 20 в Александрии Диоскорид пресвитер (В Иеронимовом и у Рабана, «Диоскора муч. в Александрии». В гонение Декия пятнадцатилетний отрок Диоскор неустрашимо исповедал себя христианином, но отпущен судьею в виду несовершеннолетия, чтобы одуматься. Архиепископ Дионисий в послании к Фабиану, епископу Антиохийскому, о мучениках александрийских написал об нем: «этот Диоскор находится и теперь с нами, ожидая большего поприща и важнейшего подвига». Евсевия VI, 41. Вероятно, этот Диоскор был после пресвитером).     и 21 Из древних мучеников Зотик и некоторые другие (В Иеронимовом сего дня есть Зотик с восемыо другими в Синнаде Фригийской).     и 24 Марин (в Иерон. 22 августа в Антиохии Марина).     и 25 Павлин (Неизвестен).     и 26 Исихий (Неизвестен).     и 27 Сава пресвитер и Александр (В Иеронимовом ныне Саввата, Александра и Емериты мучч. в Антиохии).     и 29 В Сирмии Василий (В иеронимовом Василлы девы в Сириии в Паннонии, в М. Р. ошибочно в Смирне).     и 30 Ава. В Анкире Гилос мученик и шесть другие. (В Иеронимовом 31 августа 14 имен мучеников в Анкире Галатийской; есть имена Гаиан, Иулиан).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

Свт. Иаков, еп. Нисибинский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Артель Гурия Никитина Помимо библейских святых (Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, четырех Евангелистов, 12 и 72 апостолов, прор. Илии и др.) особо почитаемыми являются Мар Авген ( Евгений ; пам. сир. 4-я пятница периода Благовещения), «греческие Учители» ( Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский и Несторий ; пам. сир. 5-я пятница периода Благовещения), «сирийские Учители» (прп. Ефрем Сирин , Мар Нарсай , Авраам, Иулиан Сава, Иоанн, Михаил, Иов Адиабенский, Исаия, Бар Саума; пам. сир. 6-я пятница периода Благовещения), 40 мучеников Севастийских (пам. сир. 8-я пятница периода Благовещения или 9 марта), многочисленные мученики и исповедники, пострадавшие во время гонений царя Шапура II (пам. 1-я пятница по Пасхе), Раббан Хормизд (VI-VII вв., пам. сир. понедельник 3-й седмицы по Пасхе), Мар Аддай (пам. сир. 5-я неделя по Пасхе), св. Иаков Нисибинский и Мар Мари (пам. сир. 1-я пятница периода Апостолов), мц. Хмони (Соломония, мать мучеников Маккавеев) и др. В основе совр. восточно-сир. месяцеслова лежит список святых, сформировавшийся при патриархе Ишояве III в 650-651 гг. К этому списку были добавлены имена нек-рых епископов VII-X вв. и монахов-основателей крупных мон-рей (кроме столпников). Особенностью древнейшего месяцеслова являлось преобладание коллективных памятей святых, празднуемых вне периодов Великого поста и Рождества Христова. В нач. XVI в. список святых, почитаемых в АЦВ, был пересмотрен халдейскими патриархами, имевшими резиденцию в мон-ре Раббан-Хормизд на горе Карду близ Алкоша. Новый список содержал памяти всех почитаемых в нач. XVI в. святых с указанием мест их погребения и представлял собой не столько литургический календарь, сколько путеводитель для паломников. Имена нек-рых святых из месяцеслова были исключены, т. к. их почитание либо прекратилось, либо не имело центра в виде известного храма или гробницы. С XVII в. в связи с деятельностью халдейского патриарха Иосифа II (1696-1712) начинается латинизация восточно-сир. месяцеслова, проявляющаяся в установлении неподвижных памятей святых (напр., вмч. Георгия - пам. сир. 24 апр., мч. Петиона - пам. сир. 25 окт., Мар Биньямина Шимуна XXI, патриарха АЦВ (1903-1918),- пам. сир. 3 марта), а также во включении в календарь памятей святых, почитаемых в других христ. Церквах ( Fiey J. M. Le sanctoral syrien oriental d " après les évangéliaires et les bréviaires du XIe au XVIIIe siècle//L " Orient Syrien. 1963. Vol. 8. P. 21-54).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Први животописац Светога Саве, ученик и саподвижник, хилендарски иако врло речит, нема ни издалека оне изразе он и тражи, да би претставио величину Светога Саве и га похвалио. Од многога ево само нешто: «чудесни богоносац кир Сава»; богоносац»; «богозрачни монах кир Сава»; «богозрачни кир Сава»; Сава – «богозрачне душе «боголепни и Богом изабрани кир Сава»; «Богогласни монах кир Сава»; Свети Сава – «велико обиталиште и Пресветог Духа станиште». Свети Сава: «свагда Духом Светим и покривен и Дух свети свагда почиваше на и диван небу и и чудесан небеским и без порока и правду слави се од небеских и Свети Сава Христовом као сунце и свагда украшаван божанственим врлинама, чистог девства, светих, труба Од Светог Саве се «ужеже искра у срцима правоверних у отачаству и сви бише обуздани страхом Многи у отачаству Савину) заволеше Бога, се на и са последоваше Христу од почетка, и до сада се изабрани Богу, другога и он пред иде силом Христовом, и спреми Господу савршен народ: епископе и духовног стада друге сваком научи сваком сазда многе манастире, породи Духом Светим многе зборове монаха, научи побожности све по отачаству своме, пропути им велик и простран пут ка Гори, и у подиже тврде и велике градове, испуни сваким добром, и све предаде деци свога отачаства, да у творе дела и да претрпевши добро до буду Господу Богу народ савршен. Исто тако он пут у и у и у свако место где се име делатност Светог Саве и светог оца Симеона, расипа бисер красноречивости: «Оба ова саврсника божанствене благодати, отац са сином, наоружани Светим Духом, и венчани бише први пример и светости деци Оба истинити апостоли, подигнути истинитим Богом на и на божанствено свога отачаства. извори божанствене благодати, синове богомудрим оштре стреле Христове, наоштрене и наоружане Светим Духом, прободоше срца верних. луче источне, богомисаоно отачаство. данице Пресветлога Сунца, топлоту Светога Духа деци свога отачаства. топли молитвеници целога света, и незалазна светила Мисленог Истока, богомисаоно отачаство.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

А в Таврове в роспросе он, поп Сава, об означенных ямщика Федулова словах, что оной Федулов говорил о Коломенском архиерее, также и о том, что ныне у господ сабаки лутче людей, показывал. (Л. 63) Но токмо-де брегадир и Воронежской губернии вице-губернатор Пашков сказал ему, попу: «Нам-де о архиереях и о сабаках дела нет, нужны нам слова, что показываешь ты о князе Шеховском». И тех-де ево, поповых, слов записывать не велел. А о словах означенного князя Шеховского в Таврове показал он, поп, не так, как показал в сем роспросе выше сего. А именно, будто бы оной ямщик про означенного князя Шеховского говорил, что-де оной Шаховской, едучи с Москвы не знамо куда, брал у ямщиков под себя подводы за прогонные деньги. И за подводы-де ямщики просили у того Шаховского прогонных денег. И Шаховской-де говорит: «Я-де сам самодержец. А ныне-де императрица женской пол, а не мужеск». И то-де он, поп, показал забвением, не припомня в то время слов, как означенной ямщик говорил. А от того ямщика Федулова слышел он, поп Сава, слова такие, как показал он, поп, в Тайной канцелярии в роспросе своем выше сего. А будучи в Таврове на вице-адмирала в подозрении своем написал, что оной Змаэвич – человек подозрителной. И после публикования о нем указу, живучи в Таврове, чинит некоторую продерзость в ынтересах. Он, поп Сава, написал для того, что оной Змаэвич, будучи в Таврове, адмиралтейских мастеровых и работных людей многих берет к себе в дом для своих работ, и работают на него всякую работу. И из тавровских магазенов берет казенные сукна красные да посуду медную. А том-де ему, Саве, сказывали в бытность ево в Таврове под караулом тавровские магазейнвахтер, имяни и прозвища ево не знает. (Л. 63 об.) Да писах Евдоким, а чей сын и прозвища не помнит, да подьячеи Иван Кочанов. И оные-де писарь и подьячей содержатся ныне в Тавровской канцелярии под караулом. А за что, того он, поп Сава, не знает. Да означенной подьячей Кочанов хотел ему, попу, сказать, как какие он, Кочанов, интересные дела за оным вице-адмиралом Змаэвичем ведает. И для того прислал к нему, попу, Липских заводов с погонщиком Осипом Жаворонком письмо, чтоб он, поп Сава, с ним, Кочановым, виделся (которое письмо прислано ныне в Тайную канцелярию). Но токмо-де по означенному письму он, поп Сава, с тем Кочановым не видался. А кроме-де того, как показал в сем роспросе выше сего по первому пункту, и подозрения за Змаэвичем и ни за кем никаких дел не знает.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010