С. Девятова Скачать epub pdf Схимонахиня Гавриила (Александрова)     (1876–1952) Схимонахиня Гавриила (в миру Лидия Александровна Александрова) родилась 26 марта/8 апреля 1876 года в Москве в  состоятельной семье Александровых, принадлежавшей к дворянскому сословию.  Мама Лидии скончалась при родах, воспитанием девочки и её старшего брата занималась благочестивая бабушка. Она с детских лет прививала детям любовь к Богу, приобщала их к церковной жизни. Лидия уже в ранней юности мечтала посвятить свою жизнь служению Богу, поэтому, когда бабушка начала говорить о возможном сватовстве, Лидия тайком ушла в монастырь. Однако ей не суждено было долго  жить в монастыре, вскоре бабушка нашла её и увезла домой. По Промыслу Божиему ей суждено было стать монахиней в миру. Однажды по совету знакомых Лидия пришла  в храм на Маросейке, чтобы увидеть прозорливого старца Алексия Мечёва праведный Алексий Мечёв     (1859–1923 гг.))  (1859–1923). Когда после всенощного бдения начался торжественный молебен с чтением акафиста, ей показалось, что отец Алексий не читал его, а беседовал с Царицей Небесной. Она почувствовала сердечную теплоту и забыла о том, что торопилась  домой. Вскоре Лидия стала духовной дочерью прозорливого старца, по благословению старца она помогала надзирательнице детского приюта, устроенного при храме, убирала храм, была алтарницей, трудилась за свечным ящиком. Старец Алексий говорил своим духовным чадам: «Будьте теплом и светом для окружающих... Старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел». Духовная дочь старца матушка Гавриила  с годами возрастала духовно, со временем по молитвам святого праведного Алексия Мечёва стала духовным светильником. Из воспоминаний монахини Иулиании: «Батюшка, особенно за богослужением, как бы светился каким–то особым, ни с чем не сравнимым внутренним светом. Обилие благодати, почивавшей на нём, иногда для некоторых проявлялась и вовне: он стоял на воздухе и из глаз его как бы сыпались искры... Старец отмечал: «Много нужно понести скорбей, чтобы научиться молиться. Сердце пастыря должно расшириться настолько, чтобы оно могло вместить в себя всех нуждающихся в нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены 23 февраля, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля. 23 февраля 2022 года, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля. В торжественной церемонии также приняли участие: викарии Его Святейшества: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы; а рхиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Серпуховской Роман , наместник Высоцкого ставропигиального монастыря г. Серпухова Московской области; е пископ Видновский Тихон , наместник Екатерининского ставропигиального монастыря г. Видное Московской области; епископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; духовенство г. Москвы, в частности: секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков ; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков); председатель Синодального миссионерского отдела , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы игумен Евфимий (Моисеев) ; руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко; благочинные церковных округов Московской епархии ; игумении женских ставропигиальных монастырей: настоятельница Зачатьевского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству ; настоятельница Богородице-Рождественского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова); настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы игумения Елисавета (Позднякова); настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря г. Москвы игумения Маргарита (Феоктистова); настоятельница Покровского монастыря г. Москвы игумения Феофания (Мискина); сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , монашествующие.

http://sedmitza.ru/patriarch/2022-02-23/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы (комментарий в цифрах и фактах) Владимирская и Суздальская епархия Владимирская и Суздальская епархия Владимирская и Суздальская епархия, учреждена в 1214 г. Объединяет приходы и монастыри на территории Владимирской обл. Кафедральный город — Владимир. Кафедральный собор — Успенский (Владимир). Правящий архиерей: архиепископ Евлогий (Смирнов), на кафедре с 11 ноября 1990 г. Епархиальное управление: 600000, г. Владимир, ул. Б. Московская, 68, корп. 2. Тел.: (0922) 32–40–54; факс: 32–74–09. Благочиннические округа: Александровско-Киржачский, Владимирский, Вязниковско-Гороховецкий, Гусевский, Ковровско-Камешковский, Кольчугинско-Юрьев-Польский, Муромско-Меленковско-Селивановский, Петушинский, Собинский, Судогодский, Суздальский городской, Суздальский районный, воинское благочиние, тюремное благочиние. Епархиальные отделы: церковно-общественный и архитектурно-строительный; духовно-пастырский; монастырский; богословско-образовательный; социально-благотворительный; миссионерско-катехизический. Статистика: 261 приход; 348 священнослужителей. Действующие монастыри: Александровский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1649 г., закрыт в 20-х гг. ХХ в., возрожден в 1991 г. Настоятельница — игум. Иоанна (Смуткина). 601600, Владимирская обл., г. Александров, пос. Заря, ул. Советская, 15. Тел.: (09244) 2–34–80; Боголюбский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1155 г., закрыт в 1921 г., возрожден в 1991 г. как мужской. В 1997 г. при нем образован также жен. мон-рь. В 2003 г. муж. мон-рь был переведен во Владимирский Боголюбский муж. мон-рь. Настоятельница — мон. Иулиания (Подолянко). 601270, Владимирская обл., Суздальский р-н, пос. Боголюбово. Тел.: (0922) 30–01–08, 30–05–34;

http://sedmitza.ru/text/409811.html

А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов (Юрьев-Захарьин), НикитаРоманович Романов , Никита Романович (также Юрьев-Захарьин) – боярин; умер 23-го апреля 1586 г.; сын Романа Юрьевича Захарьина и жены его Иулиании Феодоровны и любимый шурин царя Иоанна Грозного. Он был женат дважды: в первом браке – на дочери Ивана Дмитриевича Ховрина – Варваре Ивановне Ховриной (ум. 18-го июня 1552 г.), во втором (вероятно, с 1555 г.) – на княжне Евдокии Александровне Горбатовой-Шуйской (ум. 4-го апреля 1581 г.), дочери князя Александра Борисовича Горбатова-Шуйского. Долгое время историки полагали, что от его первого брака родился сын Феодор, впоследствии патриарх Филарет Никитич. Вопрос о том, которая из двух жен Никиты Романовича была матерью Феодора, сильно интересовал Гр. Вас. Мещеринова, занимавшего в 1882–1901 гг. место командующего войсками в Казани; он изучил мельчайшие подробности, которые могли пролить свет на выяснения этого вопроса, и доказал, что Феодор был старшим сыном от второго брака его отца. В 1547 г., на свадьбе царя Ивана Васильевича с Анастасией Романовной, Никита Романович, как один из братьев невесты, был «спальником» и «мовником». 3-го ноября того же 1547 г., на свадьбе князя Юрия Васильевича с княжной Ульяной Дмитриевной Палецкой, у постели была его жена Варвара Ивановна, а сам он должен был спать у постели, ездить с князем и мыться с ним в мыльне. В 1547–1648 гг. в неудачном Казанском походе, продолжавшемся с 11-го декабря 1547 г. до 7-го марта 1548 г., (вследствие оттепели войска должны были вернуться из Роботок в Москву), Романов находился рындой у царя. В 1552 г., во время взятия Казани, он вероятно был с царем, так как князь Курбский в «Истории» упомянул, что шурья, т. е. Данило и Никита Романовичи, посоветовали царю немедленно вернуться в Москву. Затем в течение семи лет ничего не известно о службе Никиты Романовича. В 1559 г. во время Ливонского похода, он был товарищем князя Василия Семеновича Серебряного в передовом полку, а затем князя Андрея Ивановича Ногтева-Суздальского в сторожевом полку, где упоминается уже в чине окольничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛАЙ (КАСАТКИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Николай (Касаткин) Равноап. Николай Японский. Первый образ написанный по его прославлении мон. Иулианией (Соколовой) Епископ Николай, начиная со своего прибытия в Японию и до последних дней ставил переводческую деятельность во главу угла. Еще в Хакодатэ он начал перевод Нового Завета сверяясь с греческим, латинским, славянским, русским, китайским и английским текстами Писания, а также с толкованиями святого Иоанна Златоуста . Святитель продолжал свои труды в Токио , переведя Октоих , Цветную и Постную Триоди , всё Евангелие и части Ветхого Завета необходимые для совершения годичного круга богослужений. Не доверяя инославным переводам, епископ Николай кропотливо создавал точный православный перевод, проводя ежедневно четыре часа за работой вместе со своим помощником Павлом Накаем , прекрасно образованном в конфуцианской классике и преданным православию. В мае 1891 года совершлось покушение на цесаревича Николая Александровича во время его пребывания в Японии, но личное заступничество епископа Николая сыграло важную роль в предотвращении русско-японского столкновения. Когда Русско-Японская Война 1904-1905 года все-таки разразилась, епископ Николай, единственный из русских подданных, остался со своей паствой в Японии и организовал заботу о русских военнопленных, чье общее число достигало 73 тысяч. Деятельность епископа Николая во время войны была высоко оценена и в Японии и в России. В Японии он стал известен всей стране и был почитаем многими как святой. 24 марта 1906 года он был возведен в сан архиепископа Токийского и всея Японии . После прибытия в 1908 году епископа Сергия (Тихомирова) на новооснованную викарную Киотоскую кафедру , святитель обрел долгожданного наследника. Отдав себя делу проповеди в Японии, архиепископ Николай горячо любил Россию, а также свою малую родину. Он находил время вести переписку с сестрой и её детьми, своими племянниками. Своему отцу он приобрел в собственность небольшой участок земли по соседству с церковной землей, которым впоследствии пользовалась сестра его с детьми. В память владыки на его родине, в деревне Коптянке была устроена, по мысли С. А. Рачинского , церковно-приходская школа на которую владыка прислал 200 рублей на устройство, а с 1902 года - столько же ежегодно на её содержание. С 1909 года состоял почетным членом общества вспомоществования нуждающимся ученикам Бельского духовного училища и время от времени присылал на нужды учеников свои жертвы .

http://drevo-info.ru/articles/3472.html

Глава XXXVI. О перстосложении для крестного знамения I. Свидетельства об одноперстии а) Св. Иоанн Златоуст : «Когда знаменуешься крестом, то представляй все значенье креста... Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера» (т. VII, кн. 2, стр. 558, 54 бес. на Ев. Матфея). б) Св. Епифаний об одном православном комите, по имени Иосиф, которого знал лично, писал: «этот муж, велегласно, собственным своим перстом положив на сосуд печать креста, и призвав имя Иисусово, сказал так: именем Иисуса Назарянина, которого распяли отцы мои и отцы сих всех предстоящих здесь, да будет в воде сей сила к уничтожению всякого чародейства и волнения» (т. I, изд. 1863 г., стр. 234). в) Бл. Иероним о препод. матери Павле: «держа перст над устами, она изобразила на них крестное знамение» (Ист. Р. Ц. п. Макария, т. VIII, стр. 101). г) Бл. Феодорит Киррский о пр. Маркиане, происходившем из того же города Кира, писал: «Святый перстом вообразил крестное знамение, а устами дунул на него (змия), и как трость от огня, змий тотчас исчез» (Ист. о Боголюбцах, ст. о Маркиане. Тоже см. в Прологе под 2 ноября). д) О препод. Юлиане: «призвав Господа и перстом показуя победный знак, он прогнал весь страх» (Ист. о Боголюбцах, ст. о Юлиане). е) Созомен о св. епископе Донате: когда великий дракон хотел напасть на св. Доната, то «он перстом изобразил пред ним в воздухе знамение креста и плюнул. Слюна попала зверю в рот и он издох» (Церк. Ист., кн. 7, гл. 26, стр. 534). ж) Иоанн Мосх о св. Иулиане, епископе Ботрском: «он трижды перстом своим перекрестил чашу (с ядом) и, сказав, во имя Отца и Сына и Св. Духа пью чашу сию, – выпил ее пред всеми всю и остался невредим» (Луг Духовный, гл. 94). з) Св. Григорий Двоеслов о монахе Мартирие писал: «он сделал знак креста перстом» и о пресвитере Аманцие: «человек Божий изобразил крест перстом своим» (Ист. Р. Ц. м. Макария, т. VIII, стр. 101). и) Св. Андрей Критский в похвальном слове преп. Потапию: «Потапий исцелил бесноватого тем, что перстом начертал над ним в воздухе крест; когда исцеленный припал к его ногам, он начертал перстом знамение креста на его челе» (См. у Голубинского – «К нашей полемике» – по изд. 1905 г., стр. 156). См. тоже в Ч.-Минея, 8 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > День памяти митрополита Макария Также сегодня мы вспоминаем генерала П.С.Ванновского, публициста В.В.Оловеникова, филолога Ф.Е.Корша и подвиг псковских десантников 29.02.2024 62 Время на чтение 4 минуты Сегодня Святая Церковь чтит память всех преподобных отцев в подвиге просиявших, мучеников Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307-309), святителя Макария митрополита Московского и Коломенского (1926), мучеников Персидских в Мартирополе (IV), преподобного Маруфа, епископа Месопотамского (422). Сегодня мы чтим память выдающегося русского святителя ХХ века, митрополита Московского и Коломенского Макария (Парвицкого-Невского), скончавшегося в 1926 году. Он родился 1 октября 1835 г. в семье причетчика сельского храма Владимирской губернии и звался в миру Михаилом Андреевичем Парвицким (прибавку к фамилии Невский получил после окончания семинарии). Прославился просвещением алтайцев, за что получил почетное прозвание Апостол Алтая. Активно поддерживал деятельность монархистов по борьбе с революцией. В 1912 г. стал Московским митрополитом. После Февральской революции за свои монархические убеждения был изгнан с кафедры. Сегодня также день памяти видного российского государственного и военного деятеля, генерала Петра Семёновича Ванновского. Он родился 24 ноября 1822 г. в Киеве в дворянской семье. В 1840 г. Ванновский окончил 1-й Московский кадетский корпус, во время Крымской войны служил в Камчатском пехотном полку, неоднократно отличаясь в сражениях. После окончания войны Ванновский служил начальником учрежденной Офицерской стрелковой школы, а в 1861 г. был произведен в чин генерал-майора и переведен на должность директора Павловского кадетского корпуса, позже преобразованного в военное училище. В Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. генерал Ванновскийисполнял обязанности начальника штаба Рущукского отряда, находившегося под командованием наследника Престола Великого Князя Александра Александровича (будущего Императора Александра III). В 1882 г. Ванновский стал военным министром. Бессменно занимая этот пост в царствование Государя Александра III, генерал пользовался его исключительным доверием и уважением. Чуждый либеральным воззрениям своего предшественника Д.А.Милютина, Ванновский в целом сохранил организационную структуру военного управления, крупным преобразованиям подверглась лишь система военного обучения, произошло также и переобмундирование армии - русскому мундиру был придан упрощенный национальный покрой.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/29/de...

Кн. Владимир Андреевич. Фреска на юж. стене Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666 гг. Родился на 40-й день после смерти отца. Его матерью была Мария, дочь галичского (Галича Мерского) кн. Ивана Федоровича. В 1358 г. скончался Иоанн, старший брат В. А., и 5-летний В. А. стал наследником всех владений отца, расположенных в юго-зап. части Московского княжества и в окрестностях Москвы. Они были расширены в 1359 г. дядей В. А. московским вел. кн. Иоанном II Иоанновичем Красным. Согласно его завещанию, В. А., оставшийся единственным сыном Андрея Иоанновича, признавался полновластным наследником отца. К нему переходили отцовские волости и села по рекам Наре, Лопасне, Моче, Рожае, ряд подмосковных сел, в числе к-рых были Труфоновское, Коломенское, Ногатинское, Нов. Городок в устье р. Протвы, данный Иоанном Красным в качестве компенсации за разоренную рязанцами в 1353 г. волость Лопасню. В. А. получил право на сбор 3-й части московских судебных пошлин, торговых налогов, медового оброка, что было больше, чем владел его отец (тому принадлежала 4-я часть таких сборов). Вместе с двоюродными братьями Димитрием и Иоанном, сыновьями вел. князя, В. А. ведал численными людьми (особая категория лиц на княжеской службе, в обязанности к-рых входили прием и сопровождение ордынской знати на рус. землях). Кроме того, ему было предоставлено право участвовать в разделе владений вдовы Иоанна Калиты - вел. кнг. Иулиании после ее смерти. Это расширение владений и прав совсем юного московского удельного князя было вызвано тем, что завещатель, сам ранее бывший удельным князем, став князем великим, отнял почти все великокняжеские земли у вдовы Симеона Иоанновича Гордого вел. кнг. Марии Александровны и распределил их между своими сыновьями Димитрием и Иоанном, ничего не выделив из них В. А. Великокняжеские владения Иоанна Красного выросли в неизмеримо большей степени, чем владения удельного серпуховского княжича. В завещании 1359 г. вел. князь сделал ему нек-рые уступки, чтобы в будущем В. А. не мог добиваться перераспределения земель и прав, принадлежавших в свое время Симеону Гордому.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 13.07.1866, с. Польный Мукаров Ушицкого у. Подольской губ.- 26.04.1932, Свердловск), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ. Из крестьянской семьи. По окончании Каменец-Подольской ДС состоял псаломщиком, а также учителем церковноприходской одноклассной школы в с. Остапковцы Брацлавского у. В мае 1888 г. поступил в число послушников Киево-Печерской лавры. С 7 марта 1890 г. находился «для письменных занятий» при наместнике лавры архим. Ювеналии (Половцеве) , 30 апр. перемещен в Голосеевскую пуст. для клиросного послушания. 4 авг. 1890 г. принял иноческий постриг с именем Григорий, 9 сент. Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) рукоположен во диакона. В том же году поступил в КДА, к-рую окончил в 1894 г. со званием канд. богословия. 29 июня 1894 г. рукоположен во иерея, 19 авг. назначен преподавателем миссионерского Ардонского осет. ДУ (позднее Александровская ДС). С 3 янв. 1895 г. преподаватель церковной и библейской истории Томской ДС. С 6 марта по 20 нояб. 1896 г. член Томского комитета Об-ва земледельческих колоний и ремесленных приютов от духовенства. 2 июля представлял Томский епархиальный училищный совет на Всероссийском съезде руководителей и учителей церковных школ в Н. Новгороде. 8 нояб. назначен инспектором Иркутской ДС; с 24 дек. состоял членом епархиального училищного совета с правом временно замещать председателя, цензором «Иркутских ЕВ» и преподавателем Комиссии религиозно-нравственных чтений. С 27 окт. 1897 г. занимал пост ректора Томской ДС, 21 нояб. возведен в сан архимандрита. С 29 дек. являлся председателем епархиального училищного совета, с 10 марта 1898 г.- членом Духовно-цензурной комиссии по издававшимся в епархии сочинениям. За труды по постройке новых зданий Томской ДС был премирован в 1901 г. 300 р. из суммы духовно-учебного капитала. 28 июля того же года назначен ректором Рязанской ДС, 15 окт. стал председателем братства Муромского и Рязанского еп. св. Василия . Провел капитальные работы по ремонту и обновлению зданий ДС, с 1903 г. вел в ней воскресные религиозно-нравственные чтения и литературно-муз. вечера. Награжден набедренником (18 февр. 1895), орденом св. Анны 2-й степени (6 мая 1900).

http://pravenc.ru/text/166691.html

Много забот, трудов, беспокойств и огорчений ожидало Дмитрия Иоанновича на великокняжеском престоле! Сначала ему надо было несколько раз усмирять Дмитрия Константиновича, который все еще стремился стать великим князем. Наконец, видя, что все старания его напрасны, Дмитрий Константинович отказался от своего желания и не только помирился с Дмитрием Иоанновичем, но даже через пять лет после этого отдал за него свою дочь, Евдокию. После мира со своим главным врагом Дмитрий должен был утешать бедных Московских жителей в случившихся несчастьях: сначала от большого Всехсвятского пожара, который начался в церкви Всех Святых и истребил почти всю Москву, потом — от возвратившейся в нее ужасной черной смерти. Но эти несчастья Москвы не были так важны, как те, которые навлек на нее гордый и честолюбивый Тверской князь Михаил, сын Александра Михайловича. Он видел намерение Дмитрия подчинить удельных князей своей власти и, больше заботясь о собственной выгоде, чем о пользе Отечества, решил всеми силами противиться трудному, великому делу Дмитрия. К несчастью, Михаил имел большие возможности, чтобы творить зло: знаменитый Ольгерд, Литовский князь, в то время со своим братом Кестутием наводивший страх на всех своих соседей, был женат на сестре Михаила, Тверской княжне Иулиании Александровне. При всякой небольшой неудаче в России Михаил уезжал к зятю в Литву и возвращался оттуда с Литовским войском, которое не меньше Татарского разоряло наше Отечество! Так, в 1368 году он пришел вместе с самим Ольгердом, который три дня грабил, жег, опустошал Москву. Великий князь, его брат Владимир Андреевич, митрополит Алексий и все самые знатные бояре едва спаслись в Кремле. (После Всехсвятского пожара Дмитрий, видя, что деревянные укрепления ненадежны, построил каменный Кремль и в нем-то спасся от Ольгерда.) Злой Ольгерд, выходя из Москвы, еще хвастал тем, что Русские долго не забудут его. Впрочем, это нашествие Литовцев не принесло никакой пользы Михаилу: Дмитрий остался на великокняжеском престоле. Тогда недостойный Тверской князь решил просить помощи у Мамая, который в это время был уже так силен, что силой соединил Волжскую Орду вместе с Золотой, или Сарайской и, сделав ханом Мамант-Салтана, повелевал им, как хотел. Михаил Александрович умел угодить гордому Татарину, и Мамай дал ему грамоту на великое княжество и ханского посла, чтобы возвести его на престол.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010