Москва. Церковь Сошествия Святого Духа в Старо-Никольском. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначально на месте храма находился Никольский монастырь. Впервые храм упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты, перед его поездкой в Орду в 1339г. В 1709г. в честь победы под Полтавой на месте деревянного Никольского храма возведена каменная церковь Сошествия Духа Святаго на апостолов. Архитектура памятника эпохи петровских преобразований близка к западноевропейскому барокко. В 1799-1800гг. закончено оформление нижнего храма в честь святителя Николая. В 1864г. закончено строительство новой каменной колокольни в честь святой мученицы Иулиании. В 30-е годы XX века храм был закрыт и разорен. В 1991г. зарегистрирована церковная община. Богослужения возобновлены в 1992г. Долгое время богослужение совершалось в приделе мц. Иулиании. При храме окормляется православная гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и муниципальный детский сад в поселке. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия Первоначально на месте храма находился Николаевский монастырь, время основания которого неизвестно. Впервые он упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты за 1339 г. В окрестностях монастыря по преданию охотился Иван Грозный. В 1586 г. монастырь был пожалован Вяземскому Вознесенскому Предтечеву монастырю в качестве приписного, что говорит о его небольших размерах. В 1660 г. земли, на которых располагался монастырь, переходят во владение окольничему Федору Михайловичу Ртищеву. При новом владельце церковь святителя Николая была обращена в приходскую, а сама обитель со всеми службами стала селом Никольским. Внук Федора Михайловича — Василий в 1709 г. возводит каменную церковь, освященную через год в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Строительство этой церкви было связано с важным событием русской истории — Полтавской битвой. Архитектура этого памятника преобразований Петра близка к западноевропейскому барокко. В память о монастыре в подклете был освящен престол в честь святителя Николая Чудотворца. Во время наполеоновского нашествия в храме стояла конница Мюрата, поэтому декабре 1813 года храм был освящен повторно.

http://sobory.ru/article/?object=01747

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИУЛИАНИЯ (Соколова Мария Николаевна) (1899 - 1981), монахиня, выдающийся иконописец, педагог, художник-реставратор КАИАФА (кон. I в. до Р. Х.- сер. I в. по Р. Х.; правление ок. 18 - ок. 36 гг. по Р. Х.), первосвященник времен Иисуса Христа, принимавший, по свидетельству Евангелий, активное участие в Его осуждении КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_18.html

Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым. 15 июня. ПРАВМИР. Церковь празднует обретение мощей святой благоверной Иулиании Вяземской Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец «…бысть ему грех и студ велик и с того бежал к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 г. Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым. Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой. В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. В соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-obret...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празд. 3(16) мая в память принесения иконы из К-поля, в один день с памятью прп. Феодосия, и 15(28) авг.- в день Успения Пресв. Богородицы), чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Киккотисса, Милостивая], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_13.html

Понедельник. 21. Понедельник. Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Мц. Иулиании. Блгв. кн. Иулиании Вяземской. Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского. Полиелейная служба свт. Петра совершается вместе со службой предпразднства. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: предпразднства, глас 4-й – 3, и святителя, глас 2-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Божественнаго свыше…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Приимите, ясли…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры предпразднства, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Приидите, вси вернии…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Восприими, Вифлееме…». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Яже прежде безплодная...». «Слава» – ин тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. На повечерии в соединении с трипеснцем, глас 2-й: «На камени мя веры утвердив...» (см. 21 декабря на повечерии), и службой мц. Иулиании (с 21 декабря) может петься трипеснец (и двупеснец), глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море...» (см. на повечерии 20 декабря) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды), тропарь святителя, глас тот же: «Яже прежде безплодная...» (единожды). «Слава» – ин тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален святителя (дважды), «Слава, и ныне» – седален предпразднства. Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Егда преставление честнаго твоего тела…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-03/

21. Среда. Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Мц. Иулиании. Блгв. кн. Иулиании Вяземской. Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского. Полиелейная служба свт. Петра совершается вместе со службой предпразднства. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: предпразднства, глас 4-й – 3, и святителя, глас 2-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Божественнаго свыше...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Приимите, ясли...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры предпразднства, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Приидите, вси вернии...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Восприими, Вифлееме...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Яже прежде безплодная...». «Слава» – ин тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды), тропарь святителя, глас тот же: «Яже прежде безплодная...» (единожды). «Слава» – ин тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален святителя (дважды), «Слава, и ныне» – седален предпразднства. Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Егда преставление честнаго твоего тела...». Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 3-й; седален святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-03/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Исидор Юрьевский, сщмч. Описания иконы Исидор Юрьевский, сщмч. - житие Священномученик Исидор Юрьевский, пресвитер (память 8 января по старому стилю) Был священником Никольской церкви города Юрьева, ревностным наставником своих пасомых. Претерпел мученическую кончину за Христа в городе Юрьеве в 1472 г. от латинян. С ним вместе пострадали 72 мученика и дети. Святых мучеников латиняне схватили в праздник Богоявления, когда священномученик Исидор совершал освящение воды на реке Омовже. После испытания в вере и отказа православных принять католичество, их потопили в реке. В весенний разлив нетленные тела святые мучеников были найдены в трех верстах от города, вверх по реке, лежащими на берегу, и с честью погребены в Никольской церкви в городе Юрьеве. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Январь (лист 1/единственный сохранившийся лист января/). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/. Файл 7142.jpg:   Размер: 604x1200, 0.72 MPix, 99 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (132) , (3) . Описание: [Москва. 2005.] Собор святых земли Эстонской (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 146 х 88. Храм Нарвской иконы Божией Матери. Нарва. Эстония. Файл 7143.jpg:   Размер: 701x1200, 0.84 MPix, 180 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (187) , (4) . Описание: [Москва. 1962-73.] Сщмч. Исидор. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Файл 7144.jpg:   Размер: 920x1200, 1.1 MPix, 168 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (148) , (5) . Описание: [Россия. XVII-XIX.] Св. Исидор Юрьевский. Рисунок из лицевого иконописного подлинника. Россия. XVII-XIX века. РНБ, Собр. Вяземского. Q 154.

http://pravicon.com/icon-2077

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученица благоверная княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская чудотворица (+ 1406) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 21 дек. в день мученической гибели, 2 июня в день обретения мощей, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и в неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых В 1406 г. на службу к вел. князю московскому поступил смоленский князь Георгий с подручным ему вяземским князем Симеоном. Им было поручено управление городом Торжком (Тверской обл.). Но князем Георгием овладела преступная любовь к прекрасной собой и целомудренной супруге князя Симеона — Иулиании, и 21 декабря 1406 г., во время пира, он своими руками убил верного ему и ни в чем не повинного князя Симеона, а княгиню Иулианию, пытавшуюся от него бежать, зарубил мечом. Тело же ее велел бросить в реку Тверцу. Сам же он, осуждаемый всеми и своей совестью, бежал в Орду, но успокоения не нашел. Тогда, продолжая мучительно терзаться совестью, обличавшей его, он вернулся в Россию и поступил в Успенский Венев монастырь на покаяние. Через несколько дней он заболел и скончался в мире 14 сентября 1408 г. Весной 1407 г. один больной крестьянин увидел, что по Тверце плывет тело убиенной княгини против течения, и услышал голос, повелевавший ему собрать духовенство и погребсти тело ее у южных дверей Преображенского собора. В то же мгновение больной получил исцеление. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения ее многие больные были исцелены. В 1598 г. один диакон решил после сорокадневной молитвы и поста тайно открыть ее могилу. Но из нее вырвался огонь и ожег его лицо так, что он два месяца болел. Причем голос сказал: «Не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией». Он получил исцеление после долгой молитвы у гроба святой мученицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/437999/

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре г. Москвы 6 июля 2014 г. 17:48 6 июля 2014 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Владимирская» , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря  г. Москвы. Перед началом богослужения у святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали Патриарший наместник Московской епархии (областной) митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , иерархи и духовенство.  За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Агафангела (Дайнеко) во епископа Норильского и Туруханского ( Красноярская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон ; архиепископ Можайский Григорий ; епископ Илиан (Востряков) ; епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай ; епископ Канский и Богучанский Филарет ; епископ Зарайский Константин ; епископ Смоленский и Вяземский Исидор ; епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Иринарх (Денисов), настоятель Михаило-Архангельского единоверческого храма в Михайловской слободе; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии ; духовенство Московской епархии .  На богослужении присутствовали: председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас, руководитель администрации г. Норильска Красноярского края Е.Ю. Поздняков, глава Туруханского района Красноярского края А.И. Голодед.  В соборе молились настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова); настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница московского Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова), настоятельница ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы монахиня Елисавета (Позднякова); настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в Акатово игумения Антония (Минина), настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино монахиня Сергия (Щербакова), старшая сестра Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье Касимовского района, Рязанской области монахиня Неонилла (Фролова), насельницы женских монастырей, многочисленные паломники. 

http://patriarchia.ru/db/text/3683324.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (XVI-XVII вв. (?)), блж. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня, в Соборе Тверских святых), Христа ради юродивый, Новоторжский. Имя К. помещено в перечне святых г. Торжка в тверской редакции «Книги, глаголемой Описание о российских святых»: «Святый, блаженный Константин юродивый погребен у соборной церкви» (ТГОМ. ТвМ. КП-10617. Л. 11 об., 60-е гг. XVIII в.). По свидетельству архиеп. Димитрия (Самбикина) , в синодике 1674 г. Новоторжского Троицкого мон-ря («Дальняя Троица»), в списке Христа ради юродивых упоминалось имя К. В нач. ХХ в. иконописные образы блаженного находились в храмах и домах Торжка, в Новоторжской городской думе и Тверском церковно-археологическом древлехранилище. На иконе из ц. Воздвижения Креста Господня в Торжке К. был представлен с местночтимыми святыми - преподобными Ефремом и Аркадием Новоторжскими и мц. Иулианией , кнг. вяземской и новоторжской. Святой был также изображен на иконе мучеников Гурия, Самона, Авива и Московских святителей из ц. сщмч. Климента, папы Римского. В Торжке хранилась икона 1797 г., на к-рой К., предстоявший со сложенными на груди руками Спасителю в облаках, был написан «в одной одежде (в рубашке), с обнаженными по локоть руками, босой; на голове волосы короткие, курчавые, желтоватого (рыжего) цвета» (Тверской патерик. 1908. С. 171, 173-174). В том же иконографическом типе юродивого святой был представлен (в верхнем ряду справа) на иконе «Собор Тверских святых», написанной в 1902 г. по заказу члена Тверской УАК И. Я. Кункина (находилась в Троицкой ц. Кашина, см.: Там же. С. 4, 8). Вероятно, К. (только в набедренной повязке, персты правой руки сложены для крестного знамения, надпись: «Б Константи(н) оур(д)») представлен на одной из 3 минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). Местом погребения К. почиталась часовня на Соборной пл. В XIX в. тверские краеведы опубликовали неск. преданий, связанных с К. Согласно одному из них, составленному, судя по всему, на основе Жития Ефрема Новоторжского, К. был родом «угрин» по имени Кон или Конон, служил в свите равноап. кнг. Ольги , вместе с ней принял крещение в К-поле. Затем он удалился в Новгородскую землю и устроил скит в 7 верстах от г. Нов. Торг (ныне Торжок), преставился после 1015 г. в мон-ре прп. Ефрема Новоторжского (см.: Красницкий. 1876. С. 11-12). Согласно др. преданию, возникшему по мотивам былины о Косте Новоторжанине, святой был родом из Торжка, жил во времена царя Иоанна IV Васильевича Грозного. К. обладал большой физической силой, находился на военной службе, затем вернулся в родной город и стал юродствовать ( Р. Р. 1898. С. 516-522). Оба предания не имеют фактического обоснования, архиеп. Димитрий назвал их исторической фальсификацией, поместив в соч. «Тверской патерик» собранные им сведения о блаженном.

http://pravenc.ru/text/1842054.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010