Во всех списках Ле-Манских епископов И. упоминается как 1-й епископ, основатель этой кафедры и апостол Галлии. По свидетельству еп. Бертранда, в 616 г. в предместье Ле-Мана существовала церковь, посвященная И. Под ц. Нотр-Дам-дю-Пре были обнаружены остатки крипты, датируемой кон. IV - нач. V в., что позволяет условно отнести епископское служение И. к IV в. Тем не менее, несмотря на существование церкви, освященной во имя святого, в VI-VIII вв. почитание И. более нигде не фиксируется, о нем не упоминают Григорий Турский и Ле-Манские епископы того времени. Почитание И. получает развитие в IX в., когда мощи святого при еп. Альдрике (832-857) из-за угрозы норманнских набегов были перенесены в кафедральный собор Ле-Мана, и распространяется в XI-XII вв. В этот период ле-манский собор, вначале посвященный Пресв. Богородице, затем - мученикам Гервасию и Протасию, был переименован в собор св. Иулиана (Сен-Жюльен-дю-Ман) ( Mussat A. La Cathédrale du Mans. P., 1981. P. 20-22). При еп. Мейнарде (940-960) мощи И. были помещены в новый реликварий. С XI в. И. почитается как покровитель Ле-Манского странноприимного дома (госпиталя). Нормандское завоевание Англии в XI в. способствовало распространению там почитания И. В Германии почитание святого связано с переносом части его мощей в Падерборн в 1143 г. В 1201 г. мощи И. перенесли из Ле-Мана в Шартр. В XIII в. И. начинают ошибочно считать одним лицом со св. Иулианом Странноприимцем. В средневек. традиции (в частности, в «Золотой легенде» Иакова из Варацце) И. отождествлялся с Симоном Прокаженным, исцеленным Спасителем. Почитание И. могло смешиваться и с почитанием мч. Иулиана Бриватского (пам. зап. 28 авг.) (см., напр.: Plongeron B. Le Diocèse de Paris. P., 1987. T. 1: Dès origines à la Révolution. P. 35). И. почитался как покровитель странноприимцев и музыкантов («жонглеров»). В 1326 г. братство парижских «жонглеров» построило часовню, освященную во имя И. В 1392 г. Людовик II, герц. Бурбонский, в знак особого почитания объявил себя вассалом И. Почитание И. также получило распространение в Оверни (Полак) и Бретани (Плюсюльен). Наиболее ранний вариант текста службы на день памяти И. сохранился на листе рукописи IX в., вставленном в Ле-Манский Сакраментарий X в.

http://pravenc.ru/text/1237825.html

Прах с гробницы Н., масло, нити из надгробного покрова и др. предметы, почитавшиеся как святыни, были доставлены из Лугдуна в др. галльские города. Во время процессии с реликвиями Н. вокруг Генавы слепые и хромые получили исцеление (Ibid. 6). Перенесение реликвий в Трикассы (ныне Труа) еп. Галломагном также сопровождалось чудесами (Ibid. 8). Некий диакон из Августодуна, страдавший болезнью глаз, намеревался совершить паломничество к гробнице Н. Когда ему дали папирусную книжицу с текстом Жития святого (uolumen carteum, quod de his habetur scriptum), диакон приложил ее к лицу и, получив исцеление, «познал чудесные деяния [святого], прочитав о них собственными глазами» (Ibid. 12). Вероятно, после кончины Н. Григорий Турский не посещал Лугдун, поэтому чудеса, происходившие в этом городе, он описывал со слов др. людей ( Coville. 1928. P. 343-344). Тем не менее он способствовал распространению почитания Н., как и др. «семейных» святых, напр. мч. Иулиана Бриватского (Бриудского) ( Van Dam. 1992. P. 215-216; ср.: Beaujard. 2000. P. 415-416). Так, Григорий поместил реликвии Н. вместе с др. святынями в восстановленном им оратории в сел. Артанн ( Venant. Fort. Carm. X 5). Среди проч. реликвий Григорию доставили платок (facietergium), к-рым была обернута голова Н. в день его кончины (это произошло в 590; см.: Beaujard. 2000. P. 233). Неск. нитей из платка Григорий вложил в освященный им алтарь церкви в сел. Патернак (ныне Перне, деп. Эндр и Луара). Некоему слепому во сне было велено помолиться перед этим алтарем, после чего к нему вернулось зрение. Нити из платка хранились и в др. церквах, где также совершались чудеса ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 8). Григорий Турский поместил реликвии Н. и мч. Иулиана в церкви в сел. Присциниак (ныне Ле-Пти-Пресиньи) ( Idem. Virt. Iul. 50). Женщины, в к-рых вселились злые духи, посетили эту церковь и получили исцеление от одержимости. Местный житель Дадон, принимавший участие в походе против мятежника Гундовальда (585), дал обет пожертвовать церкви часть добычи, в т. ч. 2 серебряные чаши. Вернувшись домой, он оставил себе одну чашу и вместо нее отдал в храм «сарматский покров» для Св. Даров. Н. явился ему во сне с повелением забрать ткань и принести в церковь обещанную чашу. Испуганный Дадон проснулся и исполнил волю святого. Брат Дадона перед рождественской вигилией попросил пресвитера помолиться Н. о даровании мира и пообещал присутствовать на богослужении. Однако вместо этого он провел ночь за пиршественным столом. Утром его поразила лихорадка, и он скоропостижно скончался ( Idem. Vit. Patr. VIII 11).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

В королевстве франков во 2-й пол. VI в. среди многих в жанре Ж. л. работали свт. Григорий Турский и свт. Венанций Фортунат. Первому из них принадлежит сб. кратких жизнеописаний галльских подвижников IV-VI вв. «Житие отцов» (Vita patrum), а также «Восемь книг о чудесах», в т. ч. «О славе мучеников» (De gloria martyrum), «О славе исповедников» (De gloria confessorum - краткие заметки о жизни и чудесах многих святых, в т. ч. восточных), сборники Чудес свт. Мартина Милостивого и мч. Иулиана Бриватского . Венанцию Фортунату принадлежит ряд разнородных прозаических агиографических сочинений (Мученичество сщмч. Дионисия, Житие свт. Илария Пиктавийского, Жития свт. Германа Паризийского и св. кор.-инокини Радегунды и др.) и стихотворное Житие в 4 книгах свт. Мартина Милостивого. Слава Венанция Фортуната как агиографа была столь велика, что впосл. ему стали приписывать авторство и ряда др. житий (напр., Житие свт. Медарда и проч.). Ионе из Боббио (сер. VII в.) принадлежит цикл житий, посвященных прп. Колумбану и его ученикам Евстасию и Аттале , Бертульфу и Бургундофаре. В кон. VII в. анонимный составитель Мученичества св. Прейекта Арвернского назвал Иону последним из великих агиографов. Наряду с этими значительными фигурами известен ряд второстепенных авторов, составивших жизнеописания святых V в.: Стефан Африканец по заказу еп. Авнахария Автиссиодурского написал Житие св. Аматора, а патрикий Динамий - Житие свт. Максима Рейского. К этим памятникам близко анонимное Житие прп. Капрасия Леринского. Др. группа агиографов описывала жизнь своих современников и наставников: мон. Баудонивия составила 2-е Житие св. кор. Радегунды, Баудемунду, ученику свт. Аманда, приписывается Житие его наставника, просветителя Бельгии. Внутренние распри во Франкском королевстве во 2-й пол. VII - 1-й пол. VIII в. привели к появлению нового типа мучеников, представителей духовенства, пострадавших от светских правителей. Наиболее известной жертвой гос. смуты стал Августодунский еп. Леодегарий , умерщвленный по приказу майордома Нейстрии Эброина. Первое, анонимное Мученичество св. Леодегария было написано в мон-ре св. Симфориана в Августодуне (ныне Отён), автором 2-го стал мон. Урсин из Локотигиака (ныне Лигюже, близ г. Пуатье). После мученической кончины Дезидерия , архиеп. Вьеннского, вестгот. кор. Сисебут составил 1-е Житие св. Дезидерия, к-рое использовал для изложения полемики с франками (франк. переработка Жития датируется VIII в.). К истории древних мучеников обращался Варнахарий из г. Лингоны (ныне Лангр). По просьбе Керавния, еп. Паризийского, он составил 2 сочинения о древних местных мучениках - Мученичество святых Спевсиппа, Елесиппа и Мелевсиппа (II в.) и Мученичество св. Дезидерия, 3-го епископа г. Лингоны, пострадавшего во время нашествия варваров (сер. IV в.).

http://pravenc.ru/text/182317.html

внутри укрепления Гоццано, был посвящен Иулиану. Существующее здание базилики св. Иулиана построено в XI в. и переделано в XVIII-XIX вв. В крипте базилики хранятся мощи Иулиана. Почитание Иулия и Иулиана в средние века широко распространилось в Сев. Италии. Иулий почитался как защитник от змей и волков, а также как покровитель каменщиков. Он считается небесным патроном Орта-Сан-Джулио и Альтавилла-Монферрато, а Иулиан - Гоццано (обл. Пьемонт, Италия). В перечне миланских святых кон. XIII в. (Notitia sanctorum Mediolani) содержится краткая Похвала Иулию, а также указаны 14 посвященных ему церквей на территории Миланского архиеп-ства. Проприи мессы и оффиции Иулию и Иулиану содержатся в рукописных и печатных литургических книгах амвросианского обряда XIV-XVI вв., которые использовались во многих епископствах Сев. Италии ( Fusi. 1901. P. 102-103). День памяти Иулия и Иулиана (иногда одного Иулия) 31 янв. указан в ряде средневек. календарей (ActaSS. Ian. T. 2. P. 1100). В XVI в. кардинал Цезарь Бароний включил в Римский Мартиролог под этим днем только память Иулия. Ф. Феррари в «Каталоге итальянских святых» упоминает Иулиана под 7 янв. В настоящее время память Иулия отмечается 31 янв. (в Орта-Сан-Джулио), Иулиана - 7 (в Новаре) и 9 янв. (в Новаре и Орта-Сан-Джулио) (Duemila anni di santità in Piemonte e Valle d " Aosta/Ed. A. Ponso. Cantalupa, 2001. P. 92, 450). Свт. Димитрий Ростовский поместил в составленных им Четьях-Минеях под 21 июня сказание об Иулии и Иулиане, основанное на опубликованном болландистами Житии этих святых. В нач. XXI в. по инициативе К. Стаматиса святых стали почитать на о-ве Эгина, основанное на отождествлении Эгины с родиной святых - легендарной Мирмидонией. В 2008 г. в сел. Пахья-Рахи была освящена ц. во имя Иулия и Иулиана. Память святых на Эгине празднуется 19 мая. В «Синаксарист» Агафангела, еп. Финарийского, памяти Иулия и Иулиана внесены в соответствии с зап. календарями - 7 и 31 янв. (Αγαθγγελος, π. Θαναρου. Συναξαροστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2004. Τ. 1: Ιανουριος. Σ. 102-103, 360). Ист.: Ferrari P. Catalogus Sanctorum Italiae. Mil., 1613. P. 10, 64; ActaSS. 1643. Ian. T. 2. P. 1100-1104; Le carte del capitolo di Gozzano (1002-1300)/Ed. M. Bori. Pinerolo, 1913; Liber notitiae sanctorum Mediolani/Ed. M. Magistretti, H. Monneret de Villard. Mil., 1917. Col. 191-192; MartRom. Comment. P. 43; ЖСв. Июнь. С. 480-486; San Giulio prete: Rilettura di un " antica Vita dei santi Giulio e Giuliano. Isola San Giulio, 1995.

http://pravenc.ru/text/1237871.html

Они уже знали о дивных чудесах, совершенных им, и боялись, чтобы он не причинил какого-либо зла их богам. Одни яростно кричали на Иулиана, требуя, чтобы он был убит, как развратитель древних отеческих преданий, другие настаивали, чтобы святой был предан на сожжение, так как он волхв и враг богов. Между тем Иулиан неустрашимо прошел через толпу и вошел в идольское капище. Силой имени Христова он сокрушил стоявшего там идола, из которого при падении вышел бес в виде страшного змия с дышащим пламенем в устах. Змий устремился на народ и стал убивать людей, все в страхе бросились бежать и просили Иулиана, чтобы не оставил их без помощи. Тогда силой крестного знамения святой запретил змию мучить людей, и тот мгновенно скрылся. Обрадованные люди стали умолять Иулиана, чтобы научил их познанию истинной веры. Иулиан крестил всех жителей Артины и разрушил языческое капище, на месте которого устроил христианскую церковь . Вскоре после этого Иулиан возвратился в Кеноманию. Когда он входил в город, к нему обратились, прося помощи, узники, заключенные в темнице, которая находилась при городских воротах. Св. Иулиан сжалился над заключенными и стал просить судей, чтобы освободили их из заключения, но те отвергли его просьбу. Между тем для Иулиана приготовили трапезу, он же, отказавшись от всякой пищи, начал усердно со слезами молиться Богу об избавлении из заключения узников. Тогда Господь послал Ангела Своего, который извел заключенных из темницы. И никто им не препятствовал, так как все ясно видели, что заключенные освобождены рукой не человеческой, а Божьей. Иулиан возрадовался избавлению их от уз и вкусил вместе с ними от трапезы. Через много лет после того св. Иулиан, достигши глубокой старости, приблизился к кончине. Перед смертью он разболелся и, чувствуя, что должен скоро умереть, созвал всех верных к себе. Преподав собравшимся наставления, Иулиан предал Богу дух свой. Начальник города тогда находился в селении недалеко от города. В то самое время, когда преставился Иулиан, начальник возлежал за обеденным столом. И вот он видит, как в комнату вошел Иулиан в светлых одеждах в сопровождении трех диаконов, благословил трапезу и тотчас удалился со своими путниками. Начальник, едва опомнившись от изумления, спросил присутствовавших, видели ли они святителя, но те отвечали, что никого не видели. Тогда он понял, что Иулиан, должно быть, в эту минуту скончался, и поспешил возвратиться в город. Во время перенесения честных мощей Иулиана к месту погребения совершилось поразившее всех чудо. Нужно было переправляться через глубокую реку, и кони, запряженные в колесницу, на которой везли мощи святого, устремились в воду и перешли реку как по суху. Останки Иулиана погребены были в первой христианской церкви Кеномании, созданной там ним самим. Память его празднуется 13 июля. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы Сии святые мученики происходили из северных стран, из земли варварской [ 1 ]. Они были учениками апостола Андрея [ 2 ] и многих из варваров от почитания кумиров обратили к вере во Христа. За это они были схвачены и представлены правителю варваров, который хотел было обольстить их различными соблазнами и лестными обещаниями, но они не склонились на предложенные им почести и за свою твердость в вере во Христа биты были без пощады. Так как в то время стояла суровая зима и реки замерзли настолько, что их можно было переходить по льду, то посредине реки поставили и утвердили на льду прямые дерева и привязали к ним святых мучеников. Когда под тяжестью деревьев лед стал пригибаться, то вода поднялась до их шей, и они в таком положении предали святые души свои Господу. Некоторые христиане похоронили тогда тела их, но потом епископ [ 3 ] вынул их из могилы и, взяв на плечи свои, положил в своей церкви. Спустя семь лет после кончины своей святые мученики явились тому же епископу и повелели ему перенести мощи их в местечко, называемое Аликс, в сухое пристанище [ 4 ]. Память 21 июня Память святого мученика Иулиана Тарсянина Святой Иулиан, сын сенатора язычника и матери христианки, родился в киликийском [ 1 ] городе Аназарве. По смерти мужа, мать святого Иулиана переселилась из Аназарва в киликийский же город Тарс [ 2 ]. Здесь она крестила отрока Иулиана в христианскую веру и воспитывала его, обучая вместе с книжным учением истинам веры и правилам благочестия христианского. Когда Иулиану исполнилось 18 лет, то поднялось сильное гонение на христиан, воздвигнутое императором Диоклитианом [ 3 ]. В числе других христиан был взят и святой Иулиан и приведен на суд к игемону Маркиану [ 4 ]. Но ни жестокие истязания, ни угрозы, ни обещания даров и почестей не могли склонить благочестивого юношу к принесению языческих жертв и к отречению от Христа. Целый год водили Иулиана по разным городам Киликии, везде подвергая истязаниям, но он, подобно адаманту [ 5 ], оставался непреклонен в исповедании веры в Иисуса Христа. Когда святого Иулиана привели в город Эгею [ 6 ], то там нечестивые язычники силою открыли рот святому мученику и вкладывали туда идоложертвенное мясо и кровь, желая нечестивыми жертвами осквернить чистого и святого раба Христова. После этого святой Иулиан был ввергнут в темницу. Сюда к нему пришла его благочестивая мать, которая всюду сопутствовала Иулиану, умоляя Господа укрепить сына ее в страдальческом его подвиге. Когда же мучители взяли мать святого Иулиана и привели ее на суд, то она просила игемону позволить ей в продолжение трех дней навещать сына своего в темнице, дабы убедить его поклониться идолам. Игемон разрешил ей невозбранно приходить к сыну ее в темницу. Она же, проводя с ним в темнице дни и ночи и с материнскою любовью беседуя с ним, со слезами увещевала его претерпеть до конца временные мучения, дабы сподобиться от Господа вечных благ в царстве мучеников.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Был благородного, сенаторского происхождения. Жил в Тарсе Киликийском, пострадал в правление Диоклетиана. Хотя ему было всего 18 лет от роду, когда подвергли его истязаниям за веру, святой Иулиан был достаточно воспитан и утвержден в христианском благочестии. Целый год царский наместник водил его за собой из города в город, непрестанно пытая его и уговаривая отречься от Христа. Мать Иулиана следовала издали за своим сыном. Когда наместник схватил ее и послал увещевать своего сына, чтобы тот отверг Христа, она три дня давала в темнице сыну противоположные советы, научая его и ободряя не падать духом, но с благодарением Богу и мужеством идти на смерть. Тогда мучители зашили Иулиана в мешок с песком, а [также] со змеями и скорпионами, и бросили в море; мать Иулиана в мучениях скончалась. Морские волны выбросили мощи святого Иулиана на берег. Верующие перенесли их в Александрию и с честью похоронили. [Было это] в 290 году 77 . Впоследствии эти мощи были перенесены в Антиохию. Сам святитель Иоанн Златоуст в свое время произнес похвальное слово святому мученику Иулиану. «Из уст [этого] мученика, – сказал Златоуст, – исходил святой голос, а вместе с голосом изливался свет, яснейший солнечных лучей». И еще: «Возьми кого бы то ни было, умалишенного и бесноватого, и приведи к этой святой гробнице, где покоятся мощи мученика, – и ты увидишь, как он (демон) непременно выскочит и побежит, словно от палящего жара». Из этих слов очевидно, сколь многие чудеса должны были совершаться у раки святого Иулиана. 2. Преподобные Иулий и Иулиан . Родные братья из греческой области Мирмидонии. С малых лет воспитаны в христианстве, причем дали обет до конца дней хранить девство и служить Церкви. Иулий был пресвитером, а Иулиан – диаконом. От царя Феодосия Младшего они получили грамоту, позволявшую им по всей империи разрушать кумиров и строить христианские храмы. Словно два Апостола, эти два брата, обходя Восток и Запад, обращали иноверных в христианство и сооружали церкви. За свою жизнь они воздвигли 100 храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Описывая алтарную часть ц. Св. Креста, один из демонов «указал множество тел святых... и сказал, что св. Иулиан, мученик Христов, который был воином, был погребен в гробнице под алтарем Св. Креста. И еще он сказал, что над этим алтарем есть другая гробница (mosoleum), в которой почивает тело св. Иулиана, епископа и исповедника Лаусского, что был третьим епископом перед св. Бассианом... И в воскресенье этот демон сказал, что некий св. епископ по имени Кириак... принес в шелковом мешочке часть мощей 400 младенцев, которые были убиты за Христа по приказанию Ирода, и положил в гробницу перед алтарем Св. Креста и св. Иулиана. И еще сказал демон, что над этой гробницей есть другая, где положено тело св. Тициана, епископа и исповедника, который был немцем. И еще сказал демон, что под этими гробницами в большом колодце - тела 1486 св. мучеников, которые все были воинами и соратниками св. мученика Иулиана. И все эти тела святых и 2 гробницы, что над ними, находятся под мраморной плитой, на которой об этом написано» ( Caretta. 1965. P. 130). Вероятно, в тексте идет речь о реально существовавших саркофагах и надгробных плитах, надписи на к-рых были интерпретированы т. о., что указывали на сокрытые под ними святыни. О том, что гробницы епископов И., Кириака и Тициана реально существовали, указывают тексты эпитафий, приведенные Ансельмо да Вайрано. Поскольку хронист цитирует эти тексты в сильно искаженном виде, плиты с эпитафиями скорее всего находились в плохом состоянии, и трудно читаемые надписи оставляли простор для домыслов. Как предполагают исследователи, эпитафия И. легла в основу легенды о мч. Иулиане и 1486 (у Ансельмо - 486) воинах, с ним пострадавших. В «Книге откровений» упоминается только о гробницах, а Ансельмо сообщает, что мученики были сожжены в храме в 290 г., при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане (286-305, 307-308) и Римском папе Маркеллине (296-304). По данным В. Негри, в Лоди хранилось рукописное Житие св. Иулиана, основанное на Мученичестве святых Иулиана и Василиссы Антиохийских (Cronaca di Anselmo da Vairano.

http://pravenc.ru/text/1237821.html

Он оградил тебя таким ограждением, за которое не переступят волны тяжции. Утвердив свою Церковь на несокрушимом камени веры в себе, Господь еще древле чрез Пророка предвозвестил и потом чрез Апостола повторил обетование: погублю премудрость премудрых и разум разумных отверну. Глагол сей не изнеможет и не возвратиться тощь! История действий Иулиана-богоотступника к восстановлению язычества и подавлению Христианства известна, более или менее, всякому. Иулиан действует для сих целей всеми, зависящими от него способами. Как Император, он издает указы в пользу язычества и ко вреду Христианства; как идольский Первосвященник, он закалает собственными руками тысячи жертв 72 , советуется с оракулами, вызывает демонами и предается всем обрядам феургии; как Философ, посвящает многие часы размышлению, созерцанию, экстазу и целые ночи проводит в сочинении то похвальных речей разным божествам, то трактатов о Мифологии, имеющих целию аллегорическо–философское изложение оной 73 , то полемических сочинений против Христианства. Мы, для нашей цели должны обратить преимущественное внимание на Иулиана, как Философа, в его борьбе против Христианства. Характер Иулиана, как Философа, отличается особенно тем, что, по своему крайнему суеверию 74 он пользуется Философиею с крайнею осторожностью. Он хочет сохранить в язычестве все – и содержание и форму. Он отступает от народных верований не иначе, как по неизбежному требованию более здравой нравственности и Философско–религиозных понятии; отступает там, где предания язычества до того оскорбительны для здравого смысла 75 , что защищать их буквальное достоинство значило бы явно вредить предпринятому делу восстановления язычества. Там, где Иулиан восстает против Христианства, он является злонамеренным хитрецом и человеком совершенно преданным партии. От главного полемического сочинения Иулиана против Христианской Веры сохранились значительные отрывки у Св. Кирилла Александрийского , в его творении: «О святой Вере Христиан против нападений на нее безбожного Иулиана " 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

Возможно, при написании Мученичества произошло смешение 2 легенд (в обеих историях важную роль играют гончары, мощи И., так же как и глава Предтечи, покоятся в пещере и др.). При этом в одной из редакций повествования об обретении главы св. Иоанна Предтечи встречается упоминание о существовавшей в Эмесе древней базилике во имя некоего Иулиана (см.: Peeters. 1929. P. 50-51), а единственным известным святым по имени Иулиан в древности был Иулиан Аназарвский. Т. о., Петерс сделал следующее заключение. Мученичество И. было написано не ранее VIII в.; в это время глава св. Иоанна Предтечи была перенесена в более надежное место из мон-ря Спилеон, к-рый вскоре пришел в упадок. Тогда и было составлено Мученичество И. с целью возвратить мон-рю известность и былую славу. Существует также гипотеза, что еп. Сильван был упомянут агиографом для придания большей достоверности повествованию, при этом в действительности он не имел к И. никакого отношения. При написании сочинения агиограф ориентировался на более ранние произведения, среди к-рых упоминаются груз. Мученичество Феодора, Иулиана, Еввула, Малкамона и др., пострадавших в Филадельфии ( Peeters P., Blake R. P. La Passion géorgienne des SS. Théodore, Julien, Eubulus, Malcamon, Mocimus et Salamanes//AnBoll. 1926. Vol. 44. P. 88-101), и Мученичество Илиана, принявшего кончину в том же городе ( Garitte G. La Passion de S. Élien de Philadelphie//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 412-446). В рассказе об обретении мощей мч. Марина, о к-ром сообщает Иоанн Малала в Хронографии, также прослеживаются параллели с Мученичеством И. (тело святого было найдено с вбитыми в голову длинными гвоздями, а перенесли его в ц. во имя мч. Иулиана) ( Ioan. Malal. Chron. P. 452). В греч. Синаксарях и Минологиях память И. указана под 6 февр. При этом в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) в этот же день помимо памяти И. отдельно приведена память «Иулиана, в царствование Нумериана» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48); в списке Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (X в.) ошибочно приводится память Иулиана, мч. Эдесского, и под тем же числом - память Силуана (Сильвана), мч. Эмесского ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 226-228). Также под 6 февр. память И. содержится в груз. календарях. В Римском Мартирологе (XVI в.) под этим числом упоминаются еп. Сильван, Лука и Мокий, но памяти И. в этот день нет.

http://pravenc.ru/text/1237815.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010