Иуда Маккавей Иуда Маккавей (165–161 до р. Хр.) третий из достойнейших сыновей доблестного Маттафии. Имя «Маккавей» производили [едва ли правильно] от пяти начальных букв пяти еврейских слов, начертанных на его знамени и означавших: «кто из сильных подобен Тебе, Иегова»? Другие толкуют это прозвание по аналогии с «Мартелл»,=молоток. Так или иначе, имя Маккавей достойно носимое Иудой, стало синонимом всего доблестного, самоотверженного, героического. Как самый мужественный и опытнейший из сыновей Маттафии, он единодушно выбран был всеми во главе борцов за свободу, когда это великое дело выпало из рук доблестного Маттафии. Замечательно, что при этом старшие его братья без всякого прекословия отдали себя ему в подчинение, подтверждая его выдающиеся достоинства и способность вести дело с должным успехом. Число героев, сплотившихся под его знаменем, быстро достигло внушительной цифры в 6.000 человек, с которыми Иуда бесстрашно выступал на истребление по всем городам и селениям всяких следов язычества, пользуясь для этого неожиданными ночными набегами. В это время наличных сирийских войск (не могших к тому же отлучаться в значительных количествах и надолго) было, очевидно, слишком недостаточно для подавления восстания, почему военачальник сирийский Аполлоний , на котором лежала эта задача, прибегнул к сформированию особого вспомогательного войска из язычников и самарян. Но храбрый Маккавей, не заставляя долго искать и ждать себя, поспешил сам навстречу этому войску и нанес ему тотчас же полное поражение, в котором пал, в числе многих, и сам Аполлоний. Успех, быстро превзошедший всякие ожидания, воодушевил до крайней степени иудеев, а сирийцев вынудил отправить на Иуду новый огромный отряд, в вожди которого вызвался стать сам главный начальник войск Антиоха – Серон, заранее сплетавший себе лавры славной победы. Лавры эти суждено было пожать, однако, не ему, хотя сомнение в успехе иудеев разделяли сами воины Иуды. Смотря с высоты своей позиции на темные, как тучи, неприятельские колонны, облагавшие подъем на гору, самые отважные из сподвижников Иуды на минуту готовы были дрогнуть и в волнении говорили: «как можем мы в столь малом числе сражаться против такого неисчислимого множества – тем более, что все чувствуем себя страшно изнуренными, пробыв целый день без пищи!...» В эту решительную минуту не дрогнуло сердце одного Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 2 МАК 15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 Никанор же уведав, яко иуда в местех самарийских, умысли со всем устремлением в день субботный на них напасти. 2 Когда же поневоле сопровождавшие его Иудеи говорили: " Не губи их так жестоко и бесчеловечно, воздай честь дню, освященному Всевидящим " ; 2 По нужди же последующии ему иудее глаголаху: никакоже сице зверски и варварски да погубляеши, но славу воздаждь предпочтенному от всевидящаго со святынею дневи. 3 тогда этот нечестивец спросил: " Неужели есть Владыка на небе, повелевший праздновать день субботний? " 3 Нечестивыи же вопроси: еда есть сильный на небеси, иже повеле праздновати день субботный? 4 И когда они отвечали: " Есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмый день " , 4 Онем же отвещавшым: есть Господь живый сей на небеси силен, иже повеле праздновати седмый день. 5 то он сказал: " А я - господин на земле, повелевающий взять оружие и исполнять царскую службу " . Впрочем, он не успел совершить своего умысла. 5 Он же рече: и аз силен есмь на земли, повелеваяй взимати оружия и царския потребы исполняти. Обаче не одержа и совершити окаяннаго своего совета. 6 Превозносясь с великою гордостью, Никанор думал одержать всеобщую победу над бывшими с Иудою. 6 И никанор убо великою гордынею воздвижен умысли общую победу составити на иуду. 7 Маккавей же не переставал надеяться с полною уверенностью, что получит заступление от Господа. 7 Маккавей же всегда надеяшеся со всем упованием заступление от Господа получити 8 Он убеждал бывших с ним не страшиться нашествия язычников, но, воспоминая прежде бывшие опыты небесной помощи, и ныне ожидать себе победы и помощи от Вседержителя. 8 и утешаше своих, да не убоятся пришествия языков, да имеют же во уме преждебывшую им от небесе помошь, и ныне да чают от вседержителя быти себе победе и помощи: 9 Утешая их обетованиями закона и пророков, припоминая им подвиги, совершенные ими самими, он одушевил их мужеством.

http://drevo-info.ru/articles/11067.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В США иудеи борются с антисемитизмом на праздник Хануки гигантскими менорами на улицах, стрельбой из «конфетных пушек» и вертолетными рейдами раввинов Они стараются сделать восьмидневный «праздник огней» всеобщим, популярным и любимым ГРИНСБОРО. В США иудеи борются с антисемитизмом на праздник Хануки гигантскими менорами на улицах, стрельбой из «конфетных пушек» и вертолетными рейдами, стремясь сделать свой восьмидневный «праздник огней» всеобщим, популярным и любимым, сообщает religionnews. Сотни детей в теплых парках и шапках встречали на морозе вертолет на заснеженном поле на окраине города Колумбус в штате Огайо. Из него бодро выскочил местный раввин в бордовом плаще и белой повязке на голове, изображающий славного еврейского воина Иуду Маккавея, который, по ханукальному преданию, изгнал из иерусалимского Храма греко-сирийских захватчиков. Восьмидневный «праздник огней», начавшийся в воскресенье18 декабря, стал одним из самых грандиозных в истории штата. Раввина приветствовал залп из «конфетной пушки». Она выбросила примерно 8 тысяч ханукальных шоколадных монет в золотой фольге, пастилок и дрейделей, и дети радостно бросились их собирать. В этом году соревнование штатов в праздновании Хануки было необыкновенно оживленным и конкурентным. Хоть этот праздник с богословской точки зрения не считается самым важным, все же торжества стали массовыми, яркими и увлекательными. В ряде городов – в том числе в Гринсборо (штат Северная Каролина) и Стейт-колледж (Пенсильвания) – празднования Хануки открывали автомобильные парады. В воскресенье близ фешенебельного отеля Plaza в Нью-Йорке вспыхнула огнями 11-метровая менора – крупнейшая в мире. Впервые загорелась ханукальная менора и в день местного великого спортивного события – футбольного матча лидеров чемпионата страны «Вашингтон Коммандерс» и «Нью-Йорк Джайентс».

http://sedmitza.ru/text/10200819.html

LXVI. Матафия и сыновья его, подвиги Иуды Маккавея В те бедственные дни восстал Маттафия, священник Иерусалимский, и удалился в Модин, с пятью сыновьями своими, Иоанном, Симомном, Иудой, Елезаром и Ионафаном, которые все должны были принять живое участие в судьбах своего отечества, и наипаче третий, прозванный Маккавеем. Сокрушаясь о бедствиях Иерусалима, Маттафия и дети его облеклись во вретище; когда же пришли в Модин посланные от Царя, чтобы принудить жителей к идолослужению, и обратились к нему, как старейшине, он всенародно объявил, что никакое повеление царское не может принудить его к нарушению завета Божия. Не довольствуясь словом, он запечатлел на самом деле твердое свое исповедание; увидев Иудеянина, пришедшего в капище для принесения жертвы, старец исполнился божественного рвения, как некогда Финеес, и поразил его пред лицом всех, убил и пристава царского, разорил само капище и, воскликнув к народу: «всякий ревнующий о законе и стоящий в завете, да выходит вслед за мной!» удалился в горы. Многие последовали его примеру, и целыми семействами бежали в пустыню. Услышав о том, воеводы царские, пришли с вооруженной силой из Иерусалима, и в день субботний напали на беззащитных, которые, ради святости дня, не только не бросали в них камней, но даже не заградили ущелий: «умрем лучше в простоте нашей, говорили они, и свидетелями неправого убийства будут за нас небо и земля.» Восплакал Маттафия, с друзьями своими, при сей горестной вести; они совещались взаимно противостоять врагам, даже в день субботний, чтобы не погибнуть всем подобно братьям их. Около него собрались все ревнители закона, воины крепкие, избежавшие рук врагов, и сними ходил он по окрестным местам, убивая нарушителей закона, сокрушая язычников, разоряя капища и совершая обрезание над всеми отроками, каких только находили в пределах Израилевых. После многих подвигов, ко спасению отечества, Маттафия, чувствуя приближение кончины, созвал детей своих и умолял их положить души свои, ради данного от Бога завета. Он напомнил им благочестивые примеры отцов, Авраама, верного во всех искушениях, сохранившего заповедь Иосифа, верных соглядатаев Иисуса и Халева, Давида, воспринявшего престол вечный, и взятого на небеса Илию, и трех неопалимых отроков Вавилонских, и Даниила, невредимого во рве львином, и не велел им боятся язычников, но укрепляться напротив упованием в законе, которым прославятся. – Симона назвал он мужем совета и отцом, вместо себя, детям своим, а Иуду Маккавея начальником воинства, и благословив сынов своих, испустил дух. Это было в сто сорок шестое лето правления Царей Греческих, и триста семьдесят лет, после пленения Вавилонского; с плачем погребли его дети и весь Израиль в Модине, во гробе предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава IV Победа Иуды над войском Горгия (ср. 2Мак.8:23–36 ; Иос. Antt. XII, 7, 4) ( 1Мак.4:1–25 ). Победа над сирийским военоначальником Лисием (ср. Иос. Antt. XII, 7, 5) ( 1Мак.4:26–35 ). Очищение и освящение храма и восстановление законного Богослужения. – Укрепление храмовой горы и Вефсуры (ср. 2Мак.10:1–9 ; Иос. Antt. XII, 7, 6) ( 1Мак.4:36–61 ). 1Мак.4:1 . И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников, и двинулось ополчение ночью, «И взял Горгий…» По 2Мак.8:9 – главное начальствование над войсками, посланными для «истребления иудеев», Птоломей – военоначальник Нижней Сирии и Финикии – поручил Никанору, «присоединив к нему и Горгия военоначальника, опытного в делах военных». С этим достаточно согласуется показание 1-го стиха, что Горгий с отборным войском пытается разбить Иуду. 1Мак.4:2 . чтобы напасть на ополчение Иудеев и поразить их внезапно, а жившие в крепости служили ему проводниками. «Жившие в крепости…» – ο υο τς κρας, слав.: «сынове краеградия» – здесь разумеются не вообще сирийцы а, вероятнее всего, – хорошо знавшие окрестные места отступники из самих иудеев, служившие сирийцам в качестве лазутчиков. Это давало основание Флавию в данном месте сказать прямо, что это были – τινς των πεφευγτων Ιουδαων – некоторые из беглецов или отступников иудейских. 1Мак.4:3 . И услышал Иуда, и выступил сам и храбрые мужи, чтобы поразить войско царя в Еммауме, Т. е. доколе силы неприятельские были разрознены и оторваны от своего главного лагеря. Иуда прекрасно использовал эту ошибку и увлечение Горгия, заманив его еще далее, в горы, ложными отступлениями. 1Мак.4:4–6 . доколе силы неприятельские были еще в отдаленности от стана. И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел, и искал их по горам, ибо говорил: они бегут от нас. Но с рассветом дня Иуда явился на равнине с тремя тысячами мужей, но они не имели ни щитов, ни мечей, как того желали. «С рассветом дня…» – αμα τ μρα, – слав. точнее: «вкупе со днем». – «Не имели ни щитов, ни мечей, как того желали», т. е. желали именно иметь, a не не иметь и выходить безоружными – οκ εχον καθς βολοντο.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VI Смерть Антиоха Епифана (ср. 2Мак.9 ) ( 1Мак.6:1–17 ). Жалоба иудейских отступников и сирийского гарнизона Антиоху Евпатору на Иуду и большие приготовления царя к новому походу на Иудею ( 1Мак.6:18–30 ). Осада Вефсуры и битва при Вефсахаре ( 1Мак.6:31–47 ). Осада укреплений горы храма, сдача Вефсуры ( 1Мак.6:48–54 ). Заключение перемирия; вероломство царя и удаление в Антиохию ( 1Мак.6:55–63 ) (ср. Ios. Antt, XII, 9, 3–7 и 2Мак.13:18–27 ). 1Мак.6:1 Между тем царь Антиох, проходя верхние области, услышал, что есть в Персии город Елимаис, славящийся богатством, серебром и золотом, На пути своем через «верхние страны» (см. к III:31 и 37), Антиох «услышал, что есть в Персии город Елимаис», славящийся своим храмом и несметными богатствами, куда и направился… Это выражение, внесенное в textus receptus, что Елемаис – город в Персии, представляет очевидную географическую ошибку, так как в Персии был не город Елимаис, а " Ελυμας – греческая форма евр. имени ... – провинция Персидского царства ( Дah VIII: 2 – область Еламская с престольным городом Сузы). – К наименованию этой «Елемаис» городом могло послужить то обстоятельство, что в оригинале стояло здесь ..., «местность», ошибочно переведенное переводчиком через πλις. К этому побуждало его особенно то, что во 2 и 3 ст. идет речь именно о городе. Но в таком случае правильнее было бы выразиться просто: «слышал (Антиох), что есть ν λυμαδι ν τη Περσδι город…» и т. д. Это, как будто, дают лишь и разночтения текста: ν λυμς (код. Алекс.), ν Ελυμας (Компп.), ν λυμας (Син.), ν λυμας и ν Ελυμαδι (Fritzsche). – Не упоминают имени города и другие исторические свидетельства об этом событии. Так, Поливий говорит лишь, что Антиох, желая добыть денег, предпринял поход «на храм Артемиды в Елимаиде», но цель его не была достигнута (XXXI, 11). Аппиан упоминает, что Антиох грабил τ της Ελυμαας Αφροδτης ιερν (Syr. с. 66). – 2Mak IX: 2 , передавая об этом событии, называет имя города – Персеполь (Persepolis), но это основано на простой догадке.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XIV Димитрий – царь сирийский. Возбуждение его к войне с иудеями отставным первосвященником Алкимом. Отправление в Иудею Никанора ( 2Мак.14:1–14 ). Столкновение иудеев с врагами; мирный договор Иуды с Никанором ( 2Мак.14:15–25 ). Интриги Алкима, недовольство царя Никанором, попытки захватить Иуду ( 2Мак.14:26–36 ). Подвиг старейшины Разиса ( 2Мак.14:37–46 ). Содержание обеих последних глав книги соответствует 1Мак.7 , с некоторыми, как и прежде, отличиями, имеющими то же объяснение. 2Мак.14:1 Спустя три года дошел слух до Иуды и бывших с ним, что Димитрий, сын Селевка, приплыл в пристань Трипольскую с сильным сухопутным и морским войском «Спустя 3 года…», т. е. после XIII: 1 – похода Евпатора на Иудею. Это выражение надо понимать как евангельское «по триех днех», т. е. считая и неполные годы; отсюда – спустя три года – не 149†3, но – 149-й, 150-й и 151-й, что и приводит к показанию 4-го стиха: «в сто пятьдесят первом году…» (согласно с 1Mak VII: 1 ). – Триполис – финикийский приморский город севернее Сидона между Библом и Арадом, лежит при подножии самой высокой части Ливана и назван так потому, что составился из трех колоний, выселившихся сюда из трех соседних городов – Сидона, Тира и Арада ( Strab. XVI, 754). 2Мак.14:2–3 и, овладев страною, умертвил Антиоха и опекуна его Лисия. Алким же некто, бывший прежде первосвященником, но добровольно осквернившийся в смутные времена, размыслив, что никаким образом нет ему спасения и нет доступа до священного жертвенника, Об Алкиме – см. к 1Мак.7:5 . – «В смутные времена…» Здесь разумеется время от удаления первосвященника Онии Иасоном при Антиохе Епифане до казни Менелая. – «Нет ему спасения…» С представлением Иудеям религиозной свободы при Антиохе Евпаторе, Алким не мог более опираться на поддержку сирийских друзей своих, не мог заслужить себе и должного уважения и признания Иудеев за свой полуязыческий образ жизни и убеждения. – «Нет ему спасения…», οκ αυτ σωτηρα – не «ему», или «не для него спасение», т. е. возможность занять первосвященническое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XV Попытка Никанора напасть на Иуду в день субботний ( 2Мак.15:1–5 ). Воодушевление иудеев Иудою ( 2Мак.15:6–16 ). Мужественное выступление иудеев на бой и победа. Гибель Никанора. Установление праздника ( 2Мак.15:17–37 ). Заключение книги ( 2Мак.15:38–39 ). 2Мак.15:1 Когда узнал Никанор, что бывшие с Иудою находятся в стране Самарийской, то думал совершенно безнаказанно напасть на них в день покоя. «В стране Самарийской…», ν τος κατα Σαμαριαν τποις… в местах по Самарии, т. е. на границе Самарийский, между Вефороном и Гофною ( 1Mak VII: 39 и д.). 2Мак.15:2 Когда же поневоле сопровождавшие его Иудеи говорили: «Не губи их так жестоко и бесчеловечно, воздай честь дню, освященному Всевидящим»; «Дню, освященному Всевидящим…», τ προτετιμημνη υπ το παντα εφορντος μεθ αγιτητος ημρα…, слав. точнее: «предпочтенному от Всевидящего со святынею дневи…», т. е. дню, почтение которого освящено примером и заповедью Самого Всевидящего Господа (ср. Быm II: 3 ; Исх ХХ: 8–11 и д.). 2Мак.15:3 тогда этот нечестивец спросил: «Неужели есть Владыка на небе, повелевший праздновать день субботний?» Вопрос: «неужели есть Владыка на небе, повелевший…» выражает не отрицание существования Бога, но лишь отрицание означенного повеления, – отрицание того, что будто бы «среди богов» нашелся такой, который бы издал это повеление. 2Мак.15:4 И когда они отвечали: «Есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмым день», «Живый Господь» – Κυριο ζν – живый – в противоположность мертвым богам языческим. 2Мак.15:5 то он сказал: «А я – господин на земле, повелевающий взять оружие и исполнять царскую службу». Впрочем, он не успел совершить своего умысла. Что помешало замыслу Никанора напасть на Иудеев в субботу, – неизвестно. 2Мак.15:6–10 Превозносясь с великою гордостью, Никанор думал одержать всеобщую победу над бывшими с Иудою. Маккавей же не переставал надеяться с полною уверенностью, что получит заступление от Господа. Он убеждал бывших с ним не страшиться нашествия язычников, но, воспоминая прежде бывшие опыты небесной помощи, и ныне ожидать себе победы и помощи от Вседержителя. Утешая их обетованиями закона и пророков, припоминая им подвиги, совершенные ими самими, он одушевил их мужеством. Возбуждая дух их, он убеждал их, указывая притом на вероломство язычников и нарушение ими клятв.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вторая книга Маккавейская Глава 14 Спустя три года дошел слух до Иуды и бывших с ним, что Димитрий, сын Селевка, приплыл в пристань Трипольскую с сильным сухопутным и морским войском и, овладев страною, умертвил Антиоха и опекуна его Лисия. Алким же некто, бывший прежде первосвященником, но добровольно осквернившийся в смутные времена, размыслив, что никаким образом нет ему спасения и нет доступа до священного жертвенника, в сто пятьдесят первом году пришел к царю Димитрию и принес ему золотой венец и пальму и сверх того масличные ветви, считавшиеся принадлежностями храма,- и в этот день Алким ничего не предпринял. Улучив же время, благоприятное его безумному замыслу, когда он позван был Димитрием в собрание совета и спрошен, в каком расположении и настроении находятся Иудеи, он сказал на это: так называемые из Иудеев Асидеи, вождем которых Иуда Маккавей, поддерживают войну и воздвигают мятежи, не давая царству достигнуть благосостояния. Посему я, лишенный чести предков моих, то есть священноначалия, пришел теперь сюда, во-первых, искренно радея о том, что принадлежит царю, во-вторых, имея в виду своих сограждан; ибо от безрассудства названных людей немало бедствует весь род наш. Ты же, царь, узнав обо всем этом, попекись о стране и об угнетенном роде нашем, по доступному для всех человеколюбию твоему: доколе остается Иуда, не может быть спокойствия. Когда это было сказано им, прочие советники, имевшие неприязнь к Иуде, еще более возбудили Димитрия. Он тотчас призвал Никанора, заведовавшего слонами, и, назначив его военачальником в Иудею, послал его, дав приказание, чтобы Иуду умертвить, сообщников его рассеять, Алкима же поставить первосвященником великого храма. Тогда язычники, бежавшие из Иудеи от Иуды, толпами сходились к Никанору в надежде, что несчастья и беды Иудеев сделаются их благоденствием. Иудеи же, услышав о походе Никанора и присоединении к нему язычников, посыпали головы землею и молились Тому, Который до века установил народ Свой и всегда видимо защищал удел Свой.

http://patriarchia.ru/bible/mak2/14/

Период десятый. Первые покушения Маттафии против гонения К сохранению веры и избавлению Иудейского народа от Антиохова гонения первый путь проложил Маттафия, священник из череды Иарива, родоначальник славного племена Асмонеев или Маккавеев 879 . Удалясь из оскверненного и опустошенного Иерусалима, он оплакивал бедствия отечества своего в Модине, городе колена Данова. Когда же и здесь явился царский посланник для обращения иудеев к язычеству, то Маттафия, презрев выгоды, которые обещали ему за отступление от веры, всенародно убил одного иудея, приносившего идольскую жертву, и самого посланника царского, разорил капище и убежал в горы, вызвав за собою и других ревнителей закона. Из последовавших его примеру до 1.000 человек, на которых антиохийское войско, вышедшее из Иерусалима, в пустыне напало в субботний день, беззащитно дали себя умертвить, не желая нарушить законного покоя. Маттафия, узнав о сем, положил со своим обществом допустить необходимое исключение из закона субботы и, составив войско, нападал на неприятелей, разрушал капища, обрезывал отроков и, таким образом, восстанавливал мало по малу закон и свободу своих единоплеменников. Скорая смерть прекратила его подвиги, но он оставил по себе пять сынов – Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана, из коих второму превосходившему других мудростью, и третьему, отличившемуся военными качествами, завещал особенные должности, сообразные с их способностями. Успехи Иуды и очищение храма Иуда ревностно продолжал начатое отцом своим. Он победил и убил Аполлония , который вышел против него с антиохийским и самарийским войском. Сирона, военачальника сирийского, который в намерении угодить Антиоху, также напал на иудеев, Иуда встретил с малым числом воинов, и притом изнуренных постом, однако, положась на Бога и на справедливость своего дела, сразился, и прогнал его. Антиох, услышав о сем, дал наместнику своему Лисии половину своего войска с повелением истребить самую память иудеев, а сей отправил против них Птоломея, Никанора и Горгия с 47.000.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010