Глава LVIII Глава эта обращена к Израилю и связуется с первой главой Исаии, указывающей на обрядовое благочестие, которое не принимается Господом, если человек остается внутренно злым, коварным и немилосердым. Она связуется с песнью о винограднике Ис. 5:1–7 (и ср. стихи 18–23 начинающиеся словом: горе); с Ис. 10:1–2 и со всеми другими обличениями Израиля. Глава эта имеет также связь с главой LIV, ибо, несмотря на беззакония Израиля, Господь жалеет его (ст. 11) и указывает ему на путь спасения. Наконец глава LVIII есть прямое развитие и разъяснение последних стихов предыдущей главы с указанием, как избежать Израилю наказания, ожидающего нечестивых, войти в радость Господню 1737 и приобрести желанный мир. 1 . Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву – на грехи его. И после Исаии Иеремия и Иезекииль и позднейшие пророки получали подобное же повеление возвещать неумолкаемо Израилю неправедность путей его 1738 . В особенности же торжественно было послание на проповедь Иоанна Крестителя, Предтечи Господа нашего Иисуса Христа, о котором произнесено (как мы видели) пророчество в гл. XL Исаии, и о котором пророчествовал и Малахия ( Мал. 3:1 ), говоря: „Се Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною“. Наконец мы знаем из Евангелий, что и сам Иоанн Креститель сказал спрашивавшим его Иудеям кто он и по какому праву он крестит? „Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“ (Ин. 1со ссылкой на Ис. 40:3 ). „Взывай.... возвысь голос твой, обличи народ!“ читаем мы в 1 стихе наст. главы глас Господа, устами Исаии передаваемый через века Предтече Господню. Но „не все послушались благовествования“, восклицает Апостол Павел ( Рим. 10:16 ) и вслед за сим приводит слова Исаии LXV, 2 говорящего именем Господним: „целый день Я простирал руки к народу непослушному и упорному“. И Ев. Иоанн XII, 38 приводит слова Ис. 53:1 , „Господи, кто поверил слышанному от нас?“ Останавливаясь перед столь ясным пророчеством о том, что народ обетования не выполнит обязанностей, Господом на него возложенных, и не поверит Призывающему, не смотря на неоднократные предупреждения о том, чтобы „он не ожесточил сердца своего“ 1739 , мы смиренно спрашиваем, почему же Израиль удостоился быть народом, среди которого родился Еммануил, несмотря на неблагодарность свою, на недостоинства свои? На это отвечают Евангелия и послания, указывая на обетования, и в особенности отвечает в посл. к Puм. XI , Апостол Павел, указывая на то, что самое ожесточение Израиля было началом спасения язычников: „Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать“ 1740 ! „Громко взывай!“ говорит Господь пророку, ибо „огрубело сердце народа сего“ 1741 . Что именно должен вопиять пророк, изложено в последних словах стиха I-ro: „укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву на грехи его“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3); сам же креститель, по пришествии своем, говорит: сотворите плоды достойны покаяния, - это означает то же самое, что и слова: уготовайте путь Господень. Видишь ли, что и слова, изреченные пророком, и проповедь самого Иоанна означают только то, что он пришел предуготовить и предустроить путь ко Христу? Пришел не для того, чтобы подавать дар, т. е. отпущение грехов, но чтобы приуготовить души тех, которые имели принять Бога всяческих. Лука же еще нечто прибавляет; он приводит не начало только пророчества, но передает его полностью: всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится; и будут стропотная в право, и острая в пути гладки, и узрит всяка плоть спасение Божие (Лук. III, 5, 6. Ис. XL, 4). Видишь ли, как говорит? Пророк давно все предсказал: и стечение народа, и перемену вещей к лучшему, и успех проповеди, и причину всех этих событий, - хотя это все выражено иносказательно, так как это были слова пророческие. Когда пророк говорит: всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся острая в пути гладки, то он означает этим, что и смиренные вознесутся и гордые смирятся, и трудность закона переменится в легкость веры. Не будет уже более трудов и пота, говорит он, но настанет благодать и прощение грехов, облегчающие путь спасения. Потом указывает и причину этого, говоря: узрит всяка плоть спасение Божие, т. е. не одни уже только иудеи и принявшие их веру, но вся земля и море и все естество человеческое. Чрез стропотное он означил всякую развращенную жизнь, разумел мытарей, любодеев, разбойников, волхвов и вообще всех тех, которые прежде жили развращенно, а после вступили на правый путь, о чем говорил и сам Христос: мытари и любодейцы варяют вы в царствии Божием (Матф. XXI, 31), - так как они уверовали. То же самое выразил пророк еще и другими словами: тогда волцы и агнцы имут пастися вкупе (Ис. LXV, 25). Как там, под образом холмов и дебрей, указывает на соединение различных нравов в один согласный образ мыслей, так и здесь, в свойствах различных животных изображая различные нравы людей, говорит, что они также соединятся и будут между собою согласны в благочестии; и здесь опять, представляет тому причину: будет, говорит, возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1508...

Три эти стиха относятся к „остатку“ 1824 , т. е. к тем из Иудеев, которые спасутся верою. Кисть полная соку не подлежит уничтожению, хотя висит на испорченной лозе, предназначенной, вместе с виноградником, к уничтожению: вот повидимому значение стиха 8-го. В главе V мы видели значение песни о винограднике Божием, который принес дикие ягоды (ст. 2) и присужден к запустению и опустошению (ст. 5–6). Мы видели также связь притчи этой и с притчей о злых виноградарях ( Мф. 21:33–41 ) и с учением Господа Иисуса о виноградной лозе, ветви которой суть верующие в Него ( Ин. 15 ). В настоящем пророчестве Исаии, повидимому, продолжающем пророчество гл. V о винограднике-доме Израилеве ( Ис. 5:7 ), приговор не отменяется, но в 8 ст. наст. LXV главы указывается на милосердие Божие, не хотящее губить виновных с невиновными. Последние изображаются в виде тех кистей, в которых сохранился драгоценный сок. Стих 8 говорит о кисти этой: „не повреди ее“. Пророчество затем ясно прибавляет, что Господу не угодно всех погубить. В видении гл. VI, ст. 13 Исаия видит, как остается от срубленного дерева корень, и святое семя возрастет на том месте, где будет запустение. „Отрасль“ этого святого семени (гл. XI) спасет „остаток“ Израиля, независимо от спасения всех народов земли. Пророчество читаемых стихов ограничивается здесь только будущностью сынов Израилевых, из которых спасутся только те, которые изображены под образом кисти виноградной, в которой не иссяк сок веры. К ним обращено и пророчество ст. 9–10, говорящее о семени Иакова, о наследнике гор Господних и о избранных, которые будут жить на горе Господней – Сионе. Это те из Израиля, которые, говоря словами Давида, „могут пребывать в жилище Господнем и обитать на святой горе Его“,-потому что „они ходят непорочно, и делают правду и говорят истину“ Пс. 14:1–2 ср. Пс. 23:3–5 („кто взойдет на гору Господню?“). Ст. 10 в земных образах рисует картину довольства и богатства „избранных Господних“. Коммент. Спб. Дух. Ак. (стр. 918–919) указывает, что долина Саронская, лежащая к западу от Иерусалима, купно с долиной Ахорской, лежащей к востоку от Иерусалима 1825 , знаменуют вместе обилие богатства, которым будет окружен и пользоваться Иерусалим, как Церковь Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Г. зарождается неприметно. Прп. Паисий (Величковский) предостерегает: когда, напр., постятся, но не осознают, к какой добродетели ведет пощение, тогда «диавол... повергает во чрево их семя радостного мнения, от него же... воспитуется внутренний фарисей» и, день ото дня укрепляясь, переходит в гордыню; и, хотя св. мужи Павел и Петр, продолжает преподобный, требуют великой предосторожности, чтобы не иметь поползновения к высокомерию, ничто так не побуждает к Г., как «сведущая о своих многих заслугах совесть и душа, живущая в уповании на оные» (С. 131). Гордый не признает никаких коренных недостатков в себе, а если и осознает их, то виновным себя не считает. Такой человек полагает, что и в познании, и в деятельности он может обойтись собственными средствами, единственным критерием для его мыслей, настроения и действия является тот, к-рый он устанавливает сам. Гордый утверждает свою духовную самодовлеемость и самостоятельность. Г. приводит человека к убеждению в безусловности своей личности, в отрешенности и независимости от реально Безусловного, при этом религиозно-нравственные отношения к Нему считаются для человека ненужными или невозможными ( Зарин. 1996. С. 298-299). «Промысла Божия нет для него: он признает правителем мира разум человеческий» ( Игнатий (Брянчанинов). 1997. С. 171). Г.- разновидность идолатрии: гордец считает себя первым и последним принципом, он присваивает себе права Бога ( Tanquerey. 1928. P. 526-533). Г. столь великое зло, что «Бог ничего так не отвращается, как гордости». И Он изначально так устроил, чтобы искоренить в человеке эту страсть: человек сделался смертным, живет в труде и изнурении ( Ioan. Chrysost. In Matth. LXV 6). Бог накажет народ израильский за то, что «гордость разрослась» в нем (Иез 7. 10; Иер 13. 9-10, 15); в День Господень «покинут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится», все гордое (περφανον), высокомерное (ψηλν) и превознесенное (μετωρον) будет уничтожено (Ис 2. 11, 12); «и падет величие человеческое» (Ис 2. 17). Господь Иисус Христос начинает Свое служение с отвержения всякой мирской славы, предлагаемой Ему сатаной (Мф 4. 3-10; ср.: Ioan. Cassian. Collat. V 6). Иудеи обвиняли Христа в том, что Он «делал Себя равным Богу» (Ин 5. 18), но Он говорил иудеям в храме: «...Я не ищу Моей славы» (Ин 8. 50). Своих учеников Христос наставляет следовать Ему в смирении (Мф 11. 29). Апостолы в свою очередь передают это наставление и пастырям, и пастве, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5. 1-6; ср.: Притч 3. 35). «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным»,- учит ап. Павел (Рим 12. 16). Проявления Г.

http://pravenc.ru/text/166207.html

Г. свидетельствует о «высшей степени падения человека в религиозном и этическом отношениях». Однако только на высшей ступени развития Г. особенно явно выступает «религиозное противление Богу», на начальной же ступени она касается ближайшим образом людей ( Зарин. 1996. С. 300). Авва Дорофей разделяет Г. на первую и вторую: 1-я - когда кто-то укоряет ближнего, осуждает и бесчестит его, считает себя выше его, такой, если не опомнится вскоре и не исправится, мало-помалу будет переходить во 2-ю Г.- возгордится против Самого Бога ( Doroth. Doctrinae. 2. 4//PG. 88. Col. 1644). Г., по выражению прп. Иоанна Лествичника, «есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете» ( Ioan. Climacus. 23. 29). Превозноситься, говорит прп. Ефрем Сирин, значит почти то же, что укорять Бога собственными заслугами; так и в быту, если кто даст что-либо другому в дар, а потом возгордится этим, то милость его обратится в ничто и отвергнет от него ближнего. Господь, пекущийся о нашей жизни и желающий сделать нас далекими от этой пагубной страсти, учит: «...когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»» (Лк 17. 10) ( Ephraem Syr. Ad evers. superb.). Г. есть отступление от Бога, отвержение Божией помощи, упование на собственные силы. Первые люди впали в грех от Г., возжелав быть равными Богу, за это они лишились того, что имели ( Ioan. Chrysost. In Matth. LXV 6). По причине Г. люцифер, к-рый был так назван «за превосходство блеска и красоты своей», был низвержен с небес и ниспал в преисподнюю, из архангела он сделался диаволом. «Этот (архангел), облеченный божественною светлостью и между прочими вышними силами (ангелами) более сияя дарованиями Создателя, думал, что блеск мудрости и красоту добродетелей, которою украшался по благодати Творца, он получил по могуществу своей природы, а не по благодеянию щедродательности Его». Превознесшись, он полагал, что по своему свободному произволению, как Бог, будет иметь все для вечного продолжения высшего блаженства. Одно это помышление было его первым падением: он лишился блаженства, к-рое даровал ему Бог, почувствовал слабость своей природы. Но, упав, «говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов... буду подобен Всевышнему»» (Ис 14. 13-14). Он совращал Адама и Еву: «...будете как боги...» (Быт 3. 5). За это Бог сокрушит его вконец, изринет, исторгнет из жилища его и корень его «из земли живых» (ср.: Пс 51. 7) ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. XII 4; ср.: Ioan. Chrysost. In Ioan. IX 2).

http://pravenc.ru/text/166207.html

XXI, 8) не менее ярко описывается пророком Исаией, возвещающим, что Суд Божий как раз и кончится гибелью отступников (Ис. LXVI, 16), притом не только среди язычников, но и в самом Израиле (Ис. LXVI, 11-12). Так же, как Иоанн Богослов, пророк возвещает, что за этой гибелью последует создание нового строя вещей в Царстве Мессии (Ис. LXV, 17-25), в котором восторжествуют веселие и радость, недостатки человеческих возрастов исчезнут, и народ Божий не только будет наслаждаться плодами рук своих, но и увидит коренные перемены во всем мироздании — что сможет произойти лишь вследствие отмены прежнего Потому особенности Мессианского мира рассматриваются как новое творение, основывающееся на творении первом, но лишенное недостатков, вызванных падением Сходство данного пророчества с книгой Откровения очевидно: оба священных автора грядущее Царство Мессии связывают с созданием нового неба и новой земли (Ис. LXV, 17; Откр. XXI 2-4), средоточием которого будет Небесный Иерусалим (Ис. LX, 11-16; Откр. XXI, 2-4). Интересно, что соответствующее пророчество Исаии читается как раз на Пасху — в день рождения Нового в котором Сам Бог будет обитать с человеками (Откр., XXI, 3), а потому не будут закрываться его врата (Ис. LX, 11-16), так как Вседержитель будет охранять и наполнять его Своей Славой (Ис. LX, 19-20), той Славой, что в Откровении заменяет сияние обычных светил (Откр. XXI, 23). Важнейшим местом в эсхатологии пророка Исаии является то, что он впервые сказал не только о воскресении мертвых, но и об обожении человека в Мессианском Царстве куда не войдет ничто нечистое (Ис. XXV, 8; Откр. XX, 27). Более того, Ветхозаветный Евангелист Исаия и об обожении говорит вполне новозаветным языком (Ис. LX, 10-11; LXII, 1-5), называет его свадебным торжеством, исполненным света, сходящим на Новый Иерусалим. Этот город, обиталище искупленного человечества, ждет Божественного Супруга, где Он начнет новую жизнь вместе с супругой (Ис. LXII, 4-5). Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что эсхатология пророка Исаии, во-первых, полностью соответствует новозаветному учению о кончине мира во всех частностях (воскресение мертвых, суд, новый мир, обожение спасенных), а во-вторых, мы можем считать пророка Исайю не только первым по времени, но и величайшим ветхозаветным апокалиптиком, возвестившим подзаконному человечеству не только о Грядущем Мессии, но и об итоге Его Искупительного служения — обожении человечества.

http://religare.ru/2_22885.html

Глава XXIII. Всякая субстанция — добро.    Отсюда: так как всякая разумная душа или несчастна вследствие своих грехов, или же блаженна вследствие своих праведных дел, а всякая неразумная душа или уступает сильнейшему, или повинуется лучшему, или приравнивается к равному, или создает соперничающего, или вредит уже преступному, и так как, наконец, тело служит своей душе настолько, насколько это допускается ее достоинствами и строем вещей, то ни в какой природе нет зла, а злом для каждой природы становится ее собственная виновность. Затем, так как душа, благодатью Божией возрожденная и восстановленная в своей первобытной неповрежденности и подчиненная Тому единому, Кто ее создал, по восстановлении и тела в его прежней крепости, перестанет быть во власти мира, а сама начнет обладать миром, то для нее не будет никакого зла, потому что та самая низшая красота временных явлений, которая шла вместе с ней, будет проходить ниже нее и будет тогда, как написано, «ново небо и земля нова» (Ис. LXV:17; Апок. XXI:1) для душ уже не труждающихся, а царствующих. «Вся ваша суть, — говорит апостол, — вы же Христовы, Христос же Божий» (1 Кор. III:23), и «Глава жены — муж, глава мужа — Христос, глава же Христа — Бог» (1 Кор. XI:3). Итак, поелику порча души заключается не в природе ее, а противна ее природе и есть не что иное, как грех и наказание за грех, то отсюда понятно, что никакая природа, или, лучше сказать, никакая субстанция или сущность не есть зло. И если вселенная искажается всевозможным безобразием, то это происходит отнюдь не от грехов сущности души и наказаний за них, потому что разумная сущность, чистая от всякого греха, будучи подчинена Богу, господствует над остальными, ей подчиненными; та же, которая согрешила, предназначена туда, где и следует быть таковым, так что Богом, Творцом и Промыслителем вселенной устроено все прекрасно. И эта красота всего сотворенного остается неприкосновенной благодаря следующим трем средствам: осуждению грешников, воспитанию праведников и совершенству блаженных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2782...

Получая часто божественное утешение, мы впадаем в духовную гордость, начинаем о себе думать, как будто бы мы одни преимущественно пред всеми другими сделались такими блаженными людьми, так высоко одарены, что пред нами все другие люди ничего не значат. 119 Утешением в этих искушениях может служить прежде всего 1) мысль о том, что они постигают человека по без особенного совета и милостивой воли Божией. Сатана не имеет никакой власти ни над одною тварью, даже над одним волосом ( Мф. 10, 30 ) или над соломенкой, тем менее над человеком и особенно над его душой. 120 Христос говорит ап. Петру: «се сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты некогда, обратясь, утверди братьев твоих» ( Лк. 22, 31–32 ). Христос говорит с чувством сострадания, и участия в нашем бедствии: «се сатана просил». Поэтому нет никакого сомнения в том, что такие искушения совсем не признак гнева Божия и Его немилости к человеку. «Сатана просил» – Бог ограничивает искушения человека со стороны дьявола, он держит дьявола, как пса на цепи. 121 2) «Но я молился за тебя, чтобы не оскудела вера твоя». Эта молитва Христа сохраняет все искушаемым скорбные сердца, чтобы они пребыли верою во Христе и Христос в них, и чтобы они верою победили. Если вера наша не оскудеет, то должна наконец последовать победа, по неложному обещанию Христа Спасителя. 122 3) Наконец в перенесении искуплений нас должны подкреплять примеры святых и особенно самого Христа. «Таким образом, ты должен пить со Христом растворенное смирною вино и вкушать с ним желчь ( Мф. 27, 34 ), чтобы вместе с ним за трапезою Его на небесах ты мог пить вечное вино радости (Ис. LXV, 13). Научись нести поругание Его ( Евр. 13, 13 ), и тогда возложится на тебя и слава Его. Научись уподобляться Христу распятому, тогда уподобишься и прославленному ( Римл. 8, 29 ; Филип. 3, 21 ). 123 Непременным признаком истинного христианства служит молитва . 124 Без молитвы нельзя получить от Бога никаких совершенных и благих даров (Иак., 1, 17), но все, что ты имеешь, без нее будет, как тень и как растение, не приносящее плода и увядающее прежде чем созреть.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Бог отца моего, Бог Авраама и Страх Исаака. Страх Исаака есть Бог, которому служит Исаак и который, по словам Исаии, должен быть нашим страхом и трепетом (Ис. VIII. 12, 13). Разность двух наименований Бог Авраама и Страх Исаака может быть изъясняема тем, что Авраам уже неотъемлемо стяжал своего Бога, соединясь с Ним в вечности; а Исаак, находясь еще в мире, должен был, как и другие, со страхом и трепетом свое спасение соделыватъ (Флп. II. 12). И это будет свидетельством между мною и тобою. То есть да будут обряды сего завета непреложным знамением нашего мира. Ибо, по свойству еврейского языка, свидетельством называется не только посредствующее, но и прямое изъявление истины. Так, откровения и законы Божии означаются именем свидетельств или свидений Божиих (Пс. XLIX. 7. CXVIII. 14). Иегар–Сагадуфа. Сирско–халдейское имя. Значит холм свидетельства. Галаад или Галед. Еврейское имя. Значит холм свидетель. Мицфа происходит от еврейского слова цафа, которое означает действие стража, поставленного на высоте для наблюдений происходящего в окрестностях и предупреждения нечаянностей (Ис. XXI. 6. 11). По подобию сего, имя назирателей или стражи приписывается пророкам (Ис. LVI. 10. Иез. III. 17) и действие назирания Богу, яко всевидящему Промыслителю и Судии (Пс. LXV. 7. Притч. XV. 3). Имя Мицфа, по произношению семидесят, Массифа или Масфа, досталось после городу колена Гадова (Ис. Нав. XI. 3. 8. XIII. 26. Суд. XL 11. 29), а имя Галаад — целой стране (Суд. X. 17). Если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих. Прерванная, по свойству языка, речь умаления или заклинания (Быт. XXI. 23). Бог Авраамов и Бог Нахоров да судят нас; Бог отца их. Приметно, что Лаван от Бога Авраамова отличает Бога Нахорова; ибо Иаков не клянется тою же клятвою, но своею особенною. Известно также из другого места Св. Писания (Ис. Нав. XXIV. 2), что в доме фарры и Нахора было служение богам иным. Не понимал ли Лаван под именами Бога Авраамова и Бога Нахорова два особенные божества или ангелов двух домов, а под именем Бога отца их единого Бога верховного? Трудно вообразить, чтобы грубый язычник имел откровение от истинного Бога, а Лаван имел оное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Этот честный крест прообразовало древо жизни, насажденное Богом в раю. Ибо так, как через древо вошла смерть ( Быт. 3:3 ), то надлежало, чтобы через древо были дарованы жизнь и воскресение. Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифова ( Быт. XLVII:31 ), первый изобразил крест, и благословивши своих сыновей «переменными» руками ( Быт. XLVIII:14 ), весьма ясно начертал знамение креста. То же прообразовали: жезл Моисея, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, фараона же потопивший ( Исх. XIV:16 ); руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика ( Исх. 17:11 ); горькая вода, услажденная древом ( Исх. XV:25 ); скала, рассекаемая (жезлом) и источающая воду ( Исх. XVII:6 ); жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия ( Числ. XVII. 8-9 ), змий, вознесенный на древе в виде трофея, как будто уже умерщвленный ( Числ. XXI:9 ), в то время, как древо спасало тех, которые с верою взирали на мертвого врага, подобно тому, как Христос плотью, не знавшею греха, был пригвожден за грех. И великий Моисей (говорит) взывая: «узрите живот ваш висящ на древе пред очима вашими» ( Второз. XXVIII:66 ). И Исайя говорит: «прострох руце Мои весь день к людем непокоряющимся и противу глаголющим» ( Ис. LXV:2 ). О, если бы мы, поклоняющиеся кресту, получили удел с распятым Христом! Аминь. Глава XII О поклонении на восток Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный «свет» ( 1 Иоан. 1:5 ) и Христос в Писании называется «Солнцем правды» ( Мал. IV:2 ) и «Востоком» ( Зах. 3:8 ), то и должно посвятить для поклонения Ему восток. Ибо все прекрасное должно посвящать Богу, от Которого щедро изливается всякое благо. И божественный Давид говорит: «Царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе на востоки» ( Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010