Глава LXIII Глава 63-я открывается величественным видением: пророк видит Того, который есть Владыка народов, одетым в ризу, обагренную соком гроздий, и этот сок есть кровь народов, которых в точиле гнева Своего топтал Господь. Идет Господь от Едома, от страны, которая в Ис. 34упомянута как собирательный символ языческого противодействия судьбам Бoжiм. Это противодействие должно кончиться истреблением всех, противящихся Богу и истине. Господь является как воин, „воздающий противникам Своим яростью“ (ср. Ис. 59:16–18 ), ибо как говорил о Нем псалмопевец: „рука Твоя найдет всех врагов Твоих“ 1793 . Пред нами пророчество, возвещающее о том, „что сия есть победа победившая мир-вера наша“ ( 1Ин. 5:4 ). „А мы проповедуем Христа распятого“. ( 1Кор. 1:18–23 ). Мы увидим при ближайшем разборе текста значение употребленных образов и величие милосердия Божия в самом гневе Его. Видение заканчивается в стихе 6-м. С 7-го стиха по ст. 19-й пророк молится от лица народа своего, или лучше сказать, от имени тех, которые остались верными Богу и верующими обетованиям; от лица тех, которых в I главе он называет „малым остатком“ (ст. 9) и уподобляет (в ст. 8) шалашу, стоящему посреди опустошенного виноградника. Об этом же остатке среди Израиля говорил и Апостол Рим. 9:27, 11 – Он, избранный и отделенный Господом, и составил ядро новой Церкви, овладевшей миром. В молитве Исаии в 63-й гл. пророк, Духом Святым руководимый, воспоминает о грехах Израиля и о милостях Божиих и, сознавая греховность свою, ожидает Искупителя 1794 . 1 . Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? „Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать“. Мы видели выше, что пророк много раз пророчествовал об „Искупителе“, Сильном Израилеве. В предыдущих главах (60–62) говорилось о славе, ожидающей искупленный Сион; в настоящей главе раскрывается другое действие Искупителя: Он воздает должное врагам Своим, в числе которых, как мы увидим ниже, (напр. Ис. 65:11–12, 66:15–17,24 ) и те из Израиля, которые отступили от Господа. Опустошение Едома противуставится здесь вечной радости избавленных Господом на Сионе, точно так же, как мы видели это в главах XXXIV и XXXV 1795 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Е.А. Авдеенко Кафизма II Пс.9:6             Ты запретил народам, погубил нечестивого,                         имя их стер навек и навсегда. «Запретил» – ограничил власть в духовной сфере. «И сказал Яхве сатане: да запретит Яхве тебе, сатана, и да запретит Яхве тебе» ( Зах.3:2 ). «Погубил нечестивого» – раша, одно из имен диавола (см. Пс.1:1 ). «Можно истолковать это о последнем суде. Ибо тогда вконец погибнет диавол, этот «нечестивый " » (св. Афанасий Великий ) 59 . «Имя их стер» – среди других глаголов, обозначающих истребление, глагол маха – «стирать, вытирать» – занимает особое место. Бог сказал о Великом Потопе: «сотру человека (адам), которого Я сотворил, от лица земли (адама)» – человек и земля больше не подходят друг другу ( Быт.6:7 ). «Сотру» в еврейском языке – это очень решительное выражение: ототру, вытру (LXX: παλεφω, ξαλεφω). Слово Божье «сотру» означает физическое очищение и мистическое истребление; в конечном итоге, оно может означать забвение: – Бог «стирает» – человека «из Книги Своей», из Книги жизни ( Откр.3:5 ). «И сказал Яхве Моисею: кто согрешил предо Мною, сотру того из Книги Моей» ( Исх.32:33 ). Так Бог «стер человечество (адам)» Потопом; – Бог «стирает» имя из-под небес – имя человека и даже народа. Бог сказал Моисею о народе Израиля: «Я сотру имя их из-под небес и создам тебя в народ» ( Втор.9:14 ); ср. Пс.109 /108:13; – Бог «стирает» – память из-под неба. Так после битвы с Амаликитянами (когда Моисей поднимал руки и, пока держал, одолевал Израиль), после той победы «сказал Яхве Моисею: напиши это – напоминание в Книгу и вложи в уши Иисуса, что стирая сотру память об Амалике из-под небес» ( Исх.17:14 ); – Бог «стирает» беззаконие и грех человека (см. Пс.51 /50:3,11), предает их забвению, не вспоминает. «Я, Я Сам стираю беззакония твои ради Себя [Самого] и грехов твоих не вспомню» ( Ис.43:25 60 ); – истребление и очищение произошло с Иерусалимом. Перед падением Иерусалима Господь сказал: «вытираю Иерусалим так, как вытирают чашу, – вытерли и перевернули на лицо ее» ( 4Цар.21:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Разделы портала «Азбука веры» Облекитесь во всеоружие Божие… Облекитесь во всеоружие Божие… Станьте твердо, препоясавши чресла ваши истиною. ( Еф. 6:11,14 ) Жизнь – борьба, борьба тяжелая и опасная. Разнообразные обстоятельства и отношения жизни бороться заставляют каждого: даже отшельник в пустыне, в одинокой келье, и тот борется, борется с тяготением к греху, с тяготением к миру, с его искушениями. Иногда жизненная борьба становится общею для целых групп людей, ставит тысяч против тысяч и тем, и захватывает, как это мы наблюдаем ныне, все стороны жизни церковной и гражданской, и общественной и частной. Результаты такой массовой борьбы имеют значение для миллионов людей… Как должен относиться к этой борьбе христианин? И в борьбе он должен неизменно оставаться христианином, «добрым воином Христовым» ( 2 Тим.2:3 ), всегда помнящим Его заветы любви и мира, любящим не только соратника брани, но и врага своего ( Мф. 5:45 ), по нужде облекающимся в оружие телесное, но отличительным оружием которого служит оружие духовное: ( Еф. 6:14-17 ) – это «всеоружие Божие». Тысячи борцов, вооруженных этим святым оружием, победоносно вышли из тяжелой жизненной брани и венчались славою на небе. Но прежде чем взяться за это духовное оружие брани, воин Христов должен препоясаться истиною. «Станите убо», говорит св. апостол, «препоясани чресла ваши истиною». Почему же истина поставляется во главу духовного всеоружия и что значит препоясание его? И среди повседневных жизненных испытаний самое горькое и опасное – мрак мысли и происходящее отсюда смятение чувства. Что такое? Откуда? За что? Можно ли и как перенесть? Увы, горе нам, погибаем! – восклицают страх и малодушие, когда над головою собираются грозные тучи бед, скорбей, испытаний. Этот мрак мысли, это смятение чувств особенно опасны в годины великих испытаний и браней, когда тьма покрывает целые страны и мрак распространяется над целыми народами ( Ис. 60:2 ), когда целые общества, и даже целые народы перестают отличать истину от лжи, правду от неправды. Любовь от коварства, врагов от друзей; когда целые толпы ослепленных людей идут во след вождей слепых, обещающих счастье, но ведущих в пропасть; когда, как на пир, спешат на братоубийственные распри, и на гнусные преступления (грабеж, насилие, убийства) идут как на подвиг. Живущим в таком мраке прежде всего надобен свет духовный, который есть истина. Какова жизнь должна быть, какова она теперь, где враги жизни и спасения, где соратники брани. Откуда ждать помощи, где и как стать. Что делать, что говорить, все это должно быть каждому воину Христову ясно, как день. Только при свете истины можно действовать и другими оружиями брани духовной. Все другие духовные оружия Апостол подчиняет истине, называя их «оружиями света» ( Рим. 13:12 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Сортировать по Исключить новости “Сердце милующее” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Мы привыкли считать, что милосердие (очень часто отождествляемое с благотворительностью, хотя на самом деле оно не тождественно ей, а заложено в её основу) — это что-то вроде черты характера (одной из многих), разумеется, положительной, но тем не менее неспособной доминировать в структуре личности: ну, аккуратен, ну, милосерден… это ли главное? И в то же время мы сетуем на то, что мир становится всё более жестоким. А если подумать, уж не связано ли с этой возрастающей жестокостью наше, прямо скажем, поверхностное отношение к милосердию? Для ответа, наверное, чрезвычайно полезно было бы обратиться к тем началам, на которых зиждется наша вера и её традиция, — к Писанию и Преданию. Упоминания милости и милосердия в Священном Писании слишком многочисленны, чтобы нам попытаться перечислить их здесь если не исчерпывающим, то хотя бы достаточно подробным образом, но выделить какие-то типичные случаи представляется возможным. Обратившись к текстам Писания, мы обнаруживаем, что значимость милосердия весьма высока хотя бы потому, что это один из атрибутов Бога: велико милосердие Его (2 Цар 24:14); ср. у апостола Павла: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Кор 1:3). Уже в Исх 22:27 Господь говорит: Я услышу, ибо Я милосерд, а у пророков Исайи и Иеремии Он утверждает Своё милосердие: в благоволении Моем буду милостив к тебе (Ис 60:10); Я милостив, говорит Господь (Иер 3:12). Согласно пророку Неемии, только милосердием Божиим спасался и руководился Ветхий Израиль в своих странствиях (Неем 9:19,27,28,31). И даже в гигантском 118 псалме, который, казалось бы, весь состоит из воспевания благодетельности закона, нашлось место для упоминания милосердия: да придет ко мне милосердие Твое (Пс 118:77). Но милосердие — это ещё и человеческое свойство, заложенное Творцом “по образу и подобию” и катастрофически пострадавшее от грехопадения, и поэтому пророк Осия сетует: нет ни истины, ни милосердия на земле (Ос 4:1), — здесь, кажется, впервые говорится о глубинной, изначальной связи милосердия и истины; ср. мудрость, сходящая свыше полна милосердия (Иак 3:17). Осии вторит пророк Михей: не стало милосердых на земле (Мих 7:2). Можно сказать даже, что милосердие — одна из основных добродетелей: искупи грехи милосердием к бедным (Дан 4:24). Для пророков Осии и Михея отсутствие людского милосердия на земле — это знак погибели и даже не столько богооставленности, сколько бегства от Бога.

http://pravmir.ru/serdtse-miluyushhee/

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга пророка Исаии (Isaiah, book of) Книга Исаии представляет собой творческое и неоднородное в литературном и тематическом отношении произведение: остаток, слепота, правосудие, святость, имеющая вселенское значение гора – вот лишь некоторые из многочисленных тем и образов в Исаии. В то же время книгу пронизывают и привносят в нее определенную упорядоченность два основных мотива – образы Святого Израилева (Царя) и Сиона (предназначенной для Него царской обители). Святой Израилев желает пребывать на Сионе ( Ис.12:6 ), но для этого Он должен сначала очистить не только Израиль ( Ис.1:24–26 ), но также окружающие его народы ( Ис.13–23 ) и даже весь сотворенный порядок ( Ис.24:1–6 ). Тема восстановления, включающая в себя очищение и исцеление, придает композиции обеих частей книги вид расширяющихся концентрических кругов. В первой половине книги исходящий от Сиона суд ( Ис.1–12 ) направлен на близлежащие народы ( Ис.13–23 ) и в конце концов охватывает все творение ( Ис.24–27 ). Затем процесс повторяется, но на этот раз в виде восстановления, а не суда, распространяясь от Сиона ( Ис.40–59 ) на народы ( Ис.60–64 ) и в конечном счете охватывая небо и всю землю ( Ис.65–66 ). Святой Израилев и Сион . Святость – первостепенный атрибут Бога как Царя ( Ис.6:1–3; 63:15 ) и основной столп Божьего небесного престола ( Ис.43:15 ). Если не считать названий Господь (Яхве) и Бог, «Святой Израилев» – наиболее распространенный эпитет в отношении Бога (30 раз), и употребление этого имени производит тем большее впечатление, что оно редко встречается в Ветхом Завете за пределами Книги Исаии. Имя «Святой Израилев» становится как бы связующим звеном всех других образов Бога: Святой Израилев – Творец мироздания ( Ис.17:7; 41:20; 43:15; 45:11 ), Искупитель Израиля ( Ис.41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5 ), его Законодатель ( Ис.5:24 ), его свет ( Ис.10:17 ), его помощь ( Ис.31:1 ) и его радость ( Ис.12:6; 29:19; 41:16 ). «Святой Израилев» как эпитет Бога дополняется в Исаии метафорой Сиона как символа Божьего народа. Центральное место в этом отношении занимает образ Сиона как горы и/или города. Множество других образов Израиля (напр., невесты/жены [ Ис.62:5 ], блудницы [ Ис.1:21 ], бесплодной женщины [ Ис.54:1 ], сада [ Ис.51:3 ], виноградника [ Ис.5:1–7 ] и своенравного ребенка [ Ис.1:2 ] – и многих других) представляют собой просто вариации образа Сиона и служат дополнением к нему. В образе Сиона находят выражение два из трех основных обетований Аврааму: места (земли) и народа (семени). Третье обетование, общение с Богом, выражается в теме очищения. Бог хочет пребывать со Своим народом ( Ис.7:14 ), поэтому Ему надо очистить его. Тему Сиона используют и другие пророки и псалмопевцы, но только Исаия вкладывает в нее полное содержание в трех измерениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 60 Прославление возрожденного Сиона (новозаветной церкви). По общему мнению всех авторитетных экзегетов, это – чисто мессианская глава, относящаяся к христианской эпохе, именно к судьбам духовного Сиона, или новозаветной церкви. Конечно, это не значит еще того, что настоящая глава не имеет никакого исторического значения, или отношения к судьбам еврейского народа. Наоборот, отношение это – самое тесное и внутреннее, поскольку христианская церковь является воплощением идеала ветхозаветной церкви, с одной стороны, и поскольку лучшие сыны Израиля были и первыми гражданами новозаветной церкви (апостолы), (ср. Ис.49:14 ; Ис.54 гл. и др.). Ближайшая же непосредственная связь этой главы с предыдущей покоится, отчасти, на контрасте (полное разложение современного пророку Израиля и духовная мощь возрожденного Сиона), отчасти – на прямой связи с речью об Искупителе, в заключение предыдущей главы. Большинство западных комментаторов этой главы обращают также внимание и на особый характер ее внешней структуры: это – говорят они – пророческая поэма, написанная в форме вдохновенной песни, которую можно разделить на пять, приблизительно равных частей, или стансов (Ewald, Cheyne, The pulp. Commentary etc.). 1–4. Духовный свет Сиона и его количественный рост. 5–9. Сион, как средоточие благ и богатств всего мира. 10–14. Торжественное восстановление и всемирное прославление Сиона. 15–17. Слава, богатство и мощь Сиона, по контрасту с его прежним бедственным состоянием. 18–22. обетование вечного продолжения этой славы. Ис.60:1 . Восстань, светись, [Иерусалим], ибо при­шел свет твой, и слава Го­с­по­дня взошла над тобою. С 1 по 4 ст. включительно – первый станс, или отдел поэмы. В нем, по обычаю, дано обращение к адресату речи и указан ее главный предмет. «Восстань, светись». У LXX и в славянском здесь добавлено «Иерусалиме» – слово, которого нет в подлинном еврейском тексте. В последнем здесь разумеется несколько иное слово, именно «Сион», как это видно из предыдущего ( Ис.59:20 ) и последующего ( Ис.60:14 ) контекста речи. Но суть дела от этого нисколько не меняется, так как очевидно, что оба этих термина – и Сион и Иерусалим – являются синонимическими определениями одного и того же предмета – новозаветной церкви. В этом смысле нельзя не приветствовать положительной глоссы святого Иоанна Дамаскина , который в 9-м ирмосе своего знаменитого пасхального канона к слову «Иерусалиме» сделал прекрасное добавление «новый»: «светися, светися, новый Иерусалиме!».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Мы, современные христиане, воспринимаем слова Спасителя не совсем так, как воспринимали их Его непосредственные слушатели. То, что для них было продолжением, для нас становится началом. В отличие от Его земных современников и соплеменников, мы, если и читаем Ветхий Завет, то, во-первых, фрагментарно; во-вторых, либо после Нового, либо без всякой связи с Новым. В результате у нас (за малым исключением богословски образованных людей) нет понятия о единстве Священного Писания . Мы не исходим из Ветхого Завета в понимании Завета Нового. Многие из нас сказали бы, пожалуй, что исследовать Писания нам и нужды нет, мы и так верим во Христа. Но если попытаться исследовать хотя бы в малой мере – вера изменится, станет гораздо глубже и богаче. Библию или Новый Завет с параллельными местами не вдруг еще и найдешь: большинство современных изданий, увы, лишены этих пометок, этих стрелочек, легко проходящих сквозь тысячелетия, помогающих неленивому и любопытному читателю в непростом путешествии: из Нового в Ветхий и обратно. Но у меня на полке лежит старая, купленная в советские еще времена у баптистов Библия с параллельными местами. Воспользуюсь ею и помощью опытного проводника – заведующего кафедрой библеистики МДА протоиерея Леонида Грилихеса . И постараюсь понять, каким же образом свидетельствуют о Нем, о Сыне Божием и Агнце Божием, ветхозаветные тексты, написанные за тысячи лет до Его Рождества, какова связь между Ветхим и Новым Заветами. – Отец Леонид, я попробую начать свое путешествие со второй главы Евангелия от Матфея. Приходят волхвы с востока и спрашивают: «где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( Мф.2:2 ). Смотрим отсылку – пророк Исаия, торжественное обращение к Иерусалиму: «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» ( Ис.60:3 ). А вторая отсылка ведет нас еще глубже, в Книгу Чисел, к мудрому волхву Валааму, отказавшемуся преступить повеление Господа и использовать волхвование против Израиля: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл (возможно, росток, побег. – Ред.) от Израиля» ( Чис.24:17 ). Волхвы с востока – прямые наследники Валаама, я вижу связь повествований. Но дальше уже не связь, а цитата, вернее, вольный пересказ второго стиха из пятой главы пророка Михея: «и ты, Вифлеем, земля Иудина… из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» ( Мф.2:6 ) (у Михея иначе – «из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных») ( Мих.5:2 ). Столько нитей связывает повествование евангелиста с Ветхим Заветом – это ведь не случайно?

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Малое, мелкое (Small) Слово мелкий имеет большую эмоциональную окраску, чем маленький. Обвинение человека в малодушии выглядит оскорбительным, но в нем нет такой экспрессивности, как в выражениях «мелкие делишки», «мелкий ум». «Мелкий воришка» звучит презрительнее, чем «маленький воришка» – во втором случае прилагательное может относиться просто к возрасту или росту. В Библии слово маленький и связанные с ним понятия, такие как «малый» и «наименьший», тоже имеют множество значений и эмоциональных оттенков. В них выражается мысль о небольших размерах, но часто с изменением или искажением обычного смысла. «Небольшой» может относиться к определению величины чего-либо, например роста, или к ценности. Образ используется по-разному, нередко с впечатляющим эффектом, как в случаях, когда Господь говорит о крохотном горчичном зерне и его последующем росте ( Мф.13:31–32 ) или указывает на важное значение лепты вдовы ( Лк.21:2–3 ). В образе может также выражаться иронический контраст, когда, например, несколькими хлебами и маленькими рыбками было накормлено пять тысяч человек ( Ин.6:9 – урок веры, как и горчичное зерно), когда тысяча произойдет от одного человека ( Ис.60:22 ; ср. также Ис.29:5 ) и когда отрок Давид, слишком молодой для роли воина, поражает гиганта Голиафа ( 1Цар.17 ). Такая же ирония выражается в нарисованной Иаковом картине управления большими кораблями с помощью небольшого руля – незабываемый образ языка ( Иак.3:4–5 ). На развитие событий большое влияние может оказывать рост человека, и это отражается в библейских рассказах. Наиболее показательными примерами служат Саул и Голиаф (оба полагались больше на свою силу, чем на живого Бога, в отличие от относительно невысокого Давида). Есть и забавный эпизод с Закхеем, которому из-за невысокого роста пришлось влезть на дерево, чтобы увидеть Иисуса ( Лк.19 ). В древности биографов не столь заботил внешний облик человека, как сейчас, и о росте упоминалось только в том случае, если он играл важную роль в делах человека. Поэтому нам известно лишь, что Иисус не был ни очень высокого, ни слишком низкого роста, так как упоминаний об этом нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Рост (Grow, growth) Образ роста связывается с народом Израиля, с отдельными людьми и с правителями. Хотя в Писании этот образ занимает видное место, он не играет такой первостепенной роли, как в современной западной культуре. В Писании люди возрастают в познании и добродетелях, но более выпукло представлены метафорические образы, связанные с дисциплинарным воздействием, приданием определенных качеств, формированием и необходимостью послушания. Через пророка Исаию Бог сказал о народе Израиля, что он есть «отрасль насаждения Моего» ( Ис.60:21 ). Несмотря на это, Израиль не проявлял верности Богу; и это тоже изображается с намеками на образы роста: «Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» ( Иер.2:21 ). Но даже в таком случае израильтяне могли вернуться к Богу. Именно об этом Господь сказал через Осию, когда Израиль вернулся, стремясь получить прощение: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, – и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом – и расцветут, как виноградная лоза» ( Ос.14:6–8 ). Благочестивый человек изображается «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» ( Пс.1:3 ). Здесь мы видим образ дерева, которое плодоносит благодаря сильным корням и хорошему орошению. Та же мысль выражена в Пс.91:13–16 и в Иер.17:7 и далее. Смысл сравнения в этих местах заключается в том, что силы и плодоносности в духовной сфере можно достичь только упованием на Бога, радостным исполнением законов Господа и праведной жизнью. В этих образах показаны всевластие и сила Бога в смысле восстановления, но, в то же время, ответственность человека давать положительный отклик на Божьи дела. Еще одна отличительная черта ветхозаветного учения состоит в том, что рост и закат силы правителей находятся под контролем Бога. Исаия говорит, что Бог «обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому» ( Ис.40:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Апокалиптика АПОКАЛИПТИКА (от греч. ποκλυψις – «откровение»), направление в позднебиблейской и послебиблейской религиозной мысли иудейства, выражавшее себя в форме рассуждений и пророчеств («откровений») о конечных судьбах мира. А. уходит своими корнями в библейскую литературу т. н. пророческого движения: уже в Кн. Исайи (VIII в. до н. э.) намечены образы всемирной, всеохватывающей катастрофы ( Ис. 24:2,17,19,23 ) и идущей следом или одновременной ей конечной милости Бога к Его людям ( Ис. 25:8 ). Этот двучленный ритм окончательного бедствия и окончательного избавления становится парадигмой для всей А., постепенно абсолютизируясь и приучая ко взгляду на историю по формуле: чем хуже, тем лучше. Однако А. как таковая могла возникнуть лишь во II в. до н. э. – в эпоху гонений Антиоха IV и Маккавейских войн, когда случаи мученичества за веру обострили вопрос о смысле верности Богу вопреки очевидной силе Его врагов. Самое раннее и влиятельное произведение А. – ветхозаветная Кн. Даниила (60-е гг. II в. до н. э.; изложенные в ней события отнесены к VII-VI вв. до н. э.). Собственно апокалиптическая часть (с 7-й главы) предваряется рассказом о жизни иудеев в плену – легендами о мученичестве с благополучным чудесным исходом, в которых намечен жизненный контекст А.; затем в ряде видений мировая история представлена как конфликт четырех зверей (четырех мировых держав – вавилонской, индийской, персидской и македонской), сменяемый грядущим царством «Сына Человеческого», которому уже не будет конца ( Дан. 7:2–14 ) и которое окажется тождественным царству «народа святых» по всей вселенной. Переход от небывалой беды к небывалой и уже окончательной победе, чудесное спасение избранных на краю погибели как бы повторит во вселенском масштабе спасение трех отроков в печи и Даниила среди львов ( Дан. 12:1 ). В драматическую пору I в. до н. э. – II в. н. э. А. делается очень популярной и порождает многочисленные апокрифы (Кн. Еноха, дошедшая в эфиопской версии; 3-я Кн. Ездры; Откровения Моисея, Авраама, Варуха, Илии; Вознесение Еноха и Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010