Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Тысячелетнее царство (Millennium) В нижеследующем обсуждении вопроса термин тысячелетнее царство рассматривается в широком и распространенном смысле, а не в специальном эсхатологическом значении тысячелетнего периода, упомянутого в Откр.20:4 . Под тысячелетним царством здесь имеются в виду видения золотого века в ветхозаветных пророчествах, и не предпринимаются попытки связать эти видения идеального мира с каким-либо конкретным эсхатологическим истолкованием. В одних пророчествах о будущем золотом веке упор делается на восстановлении иудеев в Палестине после плена, в других – на пришествии Мессии, а в третьих – на последних днях, или конце света. Но все конкретные случаи имеют общие характерные черты и мотивы. Большинство ветхозаветных пророчеств заканчивается видениями золотого века, и именно они служат источником образов тысячелетнего царства. Но в пророчестве Исаии, например, видения золотого века разбросаны по всей книге (фактически они начинаются уже в Ис.2 ). Время. Ветхозаветные видения царства относятся к определенному временному периоду – пророки ясно показывают, что предсказанный ими золотой век наступит в будущем. О тысячелетнем царстве говорится в будущем времени. «И будет в последние дни», – пишет Исаия в начале своего первого видения грядущего золотого века ( Ис.2:2 ). «В тот день» – обычная формулировка, после которой глаголы стоят преимущественно в будущем времени. Земля . Не следует упускать из виду очевидное: физическое место, или земля, где наступит тысячелетнее царство, – это один из наиболее заметных образов. Основную мысль выразил Амос в заключительном стихе своей книги: И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой ( Ам.9:15 ). И опять же: Божий народ «на веки наследует землю» ( Ис.60:21 ), ибо Бог обещает «возвратить плененных сей земли в прежнее состояние» ( Иер.33:11 ; см. также Иез.28:25 ). Образ земли, в основном, пасторальный с преобладанием природного ландшафта. По сути, природа станет вторым раем: «Эта опустелая земля сделалась – как сад Едемский» ( Иез.36:35 ). «Возвеселится пустыня и сухая земля» ( Ис.35:1 ) и «сделается садом» ( Ис.32:15 ). Специфически пасторальная интонация появляется в картине «пасущихся стад» ( Ис.32:14 ). Главный мотив пасторальной литературы – зеленеющие пастбища: «Пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой» ( Иоил.2:22 ). Поскольку тысячелетнее царство символизирует возрождение после разрушения, этот природный ландшафт несет определенные черты нового творения. Читаем, например, что «пробьются воды в пустыне и в степи потоки» ( Ис.35:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Е.А. Авдеенко Кафизма II Пс.9:6             Ты запретил народам, погубил нечестивого,                         имя их стер навек и навсегда. «Запретил» – ограничил власть в духовной сфере. «И сказал Яхве сатане: да запретит Яхве тебе, сатана, и да запретит Яхве тебе» ( Зах.3:2 ). «Погубил нечестивого» – раша, одно из имен диавола (см. Пс.1:1 ). «Можно истолковать это о последнем суде. Ибо тогда вконец погибнет диавол, этот «нечестивый " » (св. Афанасий Великий ) 59 . «Имя их стер» – среди других глаголов, обозначающих истребление, глагол маха – «стирать, вытирать» – занимает особое место. Бог сказал о Великом Потопе: «сотру человека (адам), которого Я сотворил, от лица земли (адама)» – человек и земля больше не подходят друг другу ( Быт.6:7 ). «Сотру» в еврейском языке – это очень решительное выражение: ототру, вытру (LXX: παλεφω, ξαλεφω). Слово Божье «сотру» означает физическое очищение и мистическое истребление; в конечном итоге, оно может означать забвение: – Бог «стирает» – человека «из Книги Своей», из Книги жизни ( Откр.3:5 ). «И сказал Яхве Моисею: кто согрешил предо Мною, сотру того из Книги Моей» ( Исх.32:33 ). Так Бог «стер человечество (адам)» Потопом; – Бог «стирает» имя из-под небес – имя человека и даже народа. Бог сказал Моисею о народе Израиля: «Я сотру имя их из-под небес и создам тебя в народ» ( Втор.9:14 ); ср. Пс.109 /108:13; – Бог «стирает» – память из-под неба. Так после битвы с Амаликитянами (когда Моисей поднимал руки и, пока держал, одолевал Израиль), после той победы «сказал Яхве Моисею: напиши это – напоминание в Книгу и вложи в уши Иисуса, что стирая сотру память об Амалике из-под небес» ( Исх.17:14 ); – Бог «стирает» беззаконие и грех человека (см. Пс.51 /50:3,11), предает их забвению, не вспоминает. «Я, Я Сам стираю беззакония твои ради Себя [Самого] и грехов твоих не вспомню» ( Ис.43:25 60 ); – истребление и очищение произошло с Иерусалимом. Перед падением Иерусалима Господь сказал: «вытираю Иерусалим так, как вытирают чашу, – вытерли и перевернули на лицо ее» ( 4Цар.21:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Разделы портала «Азбука веры» Облекитесь во всеоружие Божие… Облекитесь во всеоружие Божие… Станьте твердо, препоясавши чресла ваши истиною. ( Еф. 6:11,14 ) Жизнь – борьба, борьба тяжелая и опасная. Разнообразные обстоятельства и отношения жизни бороться заставляют каждого: даже отшельник в пустыне, в одинокой келье, и тот борется, борется с тяготением к греху, с тяготением к миру, с его искушениями. Иногда жизненная борьба становится общею для целых групп людей, ставит тысяч против тысяч и тем, и захватывает, как это мы наблюдаем ныне, все стороны жизни церковной и гражданской, и общественной и частной. Результаты такой массовой борьбы имеют значение для миллионов людей… Как должен относиться к этой борьбе христианин? И в борьбе он должен неизменно оставаться христианином, «добрым воином Христовым» ( 2 Тим.2:3 ), всегда помнящим Его заветы любви и мира, любящим не только соратника брани, но и врага своего ( Мф. 5:45 ), по нужде облекающимся в оружие телесное, но отличительным оружием которого служит оружие духовное: ( Еф. 6:14-17 ) – это «всеоружие Божие». Тысячи борцов, вооруженных этим святым оружием, победоносно вышли из тяжелой жизненной брани и венчались славою на небе. Но прежде чем взяться за это духовное оружие брани, воин Христов должен препоясаться истиною. «Станите убо», говорит св. апостол, «препоясани чресла ваши истиною». Почему же истина поставляется во главу духовного всеоружия и что значит препоясание его? И среди повседневных жизненных испытаний самое горькое и опасное – мрак мысли и происходящее отсюда смятение чувства. Что такое? Откуда? За что? Можно ли и как перенесть? Увы, горе нам, погибаем! – восклицают страх и малодушие, когда над головою собираются грозные тучи бед, скорбей, испытаний. Этот мрак мысли, это смятение чувств особенно опасны в годины великих испытаний и браней, когда тьма покрывает целые страны и мрак распространяется над целыми народами ( Ис. 60:2 ), когда целые общества, и даже целые народы перестают отличать истину от лжи, правду от неправды. Любовь от коварства, врагов от друзей; когда целые толпы ослепленных людей идут во след вождей слепых, обещающих счастье, но ведущих в пропасть; когда, как на пир, спешат на братоубийственные распри, и на гнусные преступления (грабеж, насилие, убийства) идут как на подвиг. Живущим в таком мраке прежде всего надобен свет духовный, который есть истина. Какова жизнь должна быть, какова она теперь, где враги жизни и спасения, где соратники брани. Откуда ждать помощи, где и как стать. Что делать, что говорить, все это должно быть каждому воину Христову ясно, как день. Только при свете истины можно действовать и другими оружиями брани духовной. Все другие духовные оружия Апостол подчиняет истине, называя их «оружиями света» ( Рим. 13:12 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Пятое прошение молитвы „И остави нам долги наши якоже и мы оставляем должником нашим». ( Мф. 6:12 ). Тексты „И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет». ( Иов. 7:21 ). Кто родится чистым от нечистаго? Ни один ( Иов. 14:4 ). „Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба твоего, чтобы не возобладали мною». ( Пс. 18:13–14 ). „Кто может сказать: я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» ( Притч. 20:9 ). „Не говори: я отплачу за зло. Предоставь Господу, и Он сохранит тебя». ( Притч. 20:22 ). „Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать». ( Ис. 59:2 ). „Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой и мы не погибнем?» ( Ион. 3:9 ). „Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать». ( Мих. 7:18 ). „Кто нарушит одну из заповедей сих малых и научит так людей, тот малейшим наречется в царстве небесном». ( Мф. 5:19 ). „Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее»... ( Мф. 5:23–25 ). „Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». ( Мф. 5:38–39, 44 ). „Разгневавшись, государь его отдал его (немилосердого к другим должника) истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». ( Мф. 18:34–35 ). Стефан, „преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего». (Деяний, 7, 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Скачать epub pdf 29. 21 неделя по Пятидесятнице О сеятеле. О сеянии слова Божия на поле нашего сердца (Лк. 8:5–15; Мф:13. 1–23; Мк:4. 1–20) «Живо слова Божие и действенно.» ( Евр. 4:12 ). Однажды, братия и сестры, Иисус Христос пришёл на берег Галилейского моря. Окружённый множеством народа, Он сначала учил его сидя у моря ( Мф. 13:1 ). Но когда народ, стекаясь, стал теснить Его, Он сел в лодку и тут пред Его взором открылось зрелище прекрасной палестинской природы. На берегу около лодки большим полукругом, расположился молчаливый, жаждущий слова Божия, народ. Сзади его залегали поля. Ещё дальше виднелись масличные зелёные рощи. А там, на самом горизонте, в лёгкой дымке обрисовывались вершины невысоких гор. Прекрасная природа располагала Спасителя говорить и учить языком этой природы и труда людей, связанных с этой природой. И вот, как бы созерцая пред Собой сеятеля на окружающих полях, Иисус Христос начал учить иносказательно, образно, приточно, наглядно. Из Его Божественных уст полились одна притча за другой (всего 7 притч), связанных единством содержания и темы: поле и зёрна (притчи: 1, 2, 3), поле – сокровище – жемчужина (5, 6). Вот вышел, начал Он первую притчу, сеятель сеять семя своё ( Лк. 8:5 ). И когда сеял, случилось, что иное семя пало при дороге, и было поклёвано птицами ( Мк. 4:4 ), потоптано людьми ( Лк. 8:5 ). Иное упало на каменистую почву и, взойдя, быстро посохло, не имея влаги ( Лк. 8:6 ). Иное угодило в почву с терниями и было заглушено ими ( Лк. 8:7 ). Иное упало на добрую почву и принесло плод в 30, 60, 100 крат ( Мк. 4:8 ). Сказав сие, Христос возгласил: Кто имеет уши слышать, да слышит. Каждый из слушателей Христа имел уши, чтобы слышать Его слова, но не каждый имел внутренний слух, внутреннее разумение смысла этих слов. Ибо, – сказал Христос, – огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат... и не уразумеют сердцем слышанное ( Мф. 13:14 ; Ис. 6:9–10 ). Особенно огрубело сердце у книжников и фарисеев, которые не только не хотели уразуметь слова Христа о Царстве Божием, но и всячески противились этим словам и Самому Учителю, считая, что несть Сей От Бога ( Ин. 9:16 ). Не каждый из слушателей понял, что в притче речь идёт о нём самом, о почве его собственного сердца, в которую Спаситель забрасывал слова-семена Своего учения о спасении, о наступлении на земле Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Сортировать по Исключить новости “Сердце милующее” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Мы привыкли считать, что милосердие (очень часто отождествляемое с благотворительностью, хотя на самом деле оно не тождественно ей, а заложено в её основу) — это что-то вроде черты характера (одной из многих), разумеется, положительной, но тем не менее неспособной доминировать в структуре личности: ну, аккуратен, ну, милосерден… это ли главное? И в то же время мы сетуем на то, что мир становится всё более жестоким. А если подумать, уж не связано ли с этой возрастающей жестокостью наше, прямо скажем, поверхностное отношение к милосердию? Для ответа, наверное, чрезвычайно полезно было бы обратиться к тем началам, на которых зиждется наша вера и её традиция, — к Писанию и Преданию. Упоминания милости и милосердия в Священном Писании слишком многочисленны, чтобы нам попытаться перечислить их здесь если не исчерпывающим, то хотя бы достаточно подробным образом, но выделить какие-то типичные случаи представляется возможным. Обратившись к текстам Писания, мы обнаруживаем, что значимость милосердия весьма высока хотя бы потому, что это один из атрибутов Бога: велико милосердие Его (2 Цар 24:14); ср. у апостола Павла: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Кор 1:3). Уже в Исх 22:27 Господь говорит: Я услышу, ибо Я милосерд, а у пророков Исайи и Иеремии Он утверждает Своё милосердие: в благоволении Моем буду милостив к тебе (Ис 60:10); Я милостив, говорит Господь (Иер 3:12). Согласно пророку Неемии, только милосердием Божиим спасался и руководился Ветхий Израиль в своих странствиях (Неем 9:19,27,28,31). И даже в гигантском 118 псалме, который, казалось бы, весь состоит из воспевания благодетельности закона, нашлось место для упоминания милосердия: да придет ко мне милосердие Твое (Пс 118:77). Но милосердие — это ещё и человеческое свойство, заложенное Творцом “по образу и подобию” и катастрофически пострадавшее от грехопадения, и поэтому пророк Осия сетует: нет ни истины, ни милосердия на земле (Ос 4:1), — здесь, кажется, впервые говорится о глубинной, изначальной связи милосердия и истины; ср. мудрость, сходящая свыше полна милосердия (Иак 3:17). Осии вторит пророк Михей: не стало милосердых на земле (Мих 7:2). Можно сказать даже, что милосердие — одна из основных добродетелей: искупи грехи милосердием к бедным (Дан 4:24). Для пророков Осии и Михея отсутствие людского милосердия на земле — это знак погибели и даже не столько богооставленности, сколько бегства от Бога.

http://pravmir.ru/serdtse-miluyushhee/

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА Блажени кротцыи, яко тии наследят землю 1. Объяснение третьей заповеди блаженства Кроткие; кротость выражается особенно в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими. Это – не слабость характера, не пренебрежение своими правами законными, не трусость, но свойство, противоположное гневу, злобе и мстительности. 97 Кроткий, перенося обиды, убежден, что Бог, по Своему правосудию, Сам отмстит за его оскорбление, если то нужно ( Рим.12:19 ). Кротость рождает мир и укрощает гневливость и свары 98 . Наследуют землю: образное выражение, заимствованное вероятно от наследования иудеями земли обетованной. Обетование наследовать землю 99 ханаанскую было выражением благоволения и благословления Божия евреям. Потому выражение: «наследовать землю» стало равнозначительно выражению: «получить высокие благословения, высокие блага» ( Пс.36:11 ; Ис.60:21 ). Таким образом, это выражение в рассматриваемом месте означает не то, что кроткие получат в наследие владения земли, но что они получат высшие благословения, высшие блага, особенно в будущей жизни. Не исключаются, впрочем, здесь и блага чувственные в этой жизни. «Так как кроткий человек может подумать, что он теряет все свое имущество, то Христос обещает противное, говоря, что кроткий безопасно владеет своим имуществом, он ни дерзок, ни тщеславен; кто же, напротив, будет таковым, тот лишится и наследственного имения, и даже погубит самую душу». (3лат., ср. Феофил.). Посему обетование Спасителя означает, что кроткие в Царствии Его получат блага, какие оно принесет с собою и здесь на земле, и в горней земле – в Царстве Небесном. (Из «Толк. Еванг.», епископа Михаила, т. 1, стр. 67). 2. Свойства кроткого христианина Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится, не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих: «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит голоса его» ( Мф.12:19 ); кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно ( 1Пет.2:23 ). Вот величественный образ кротости! Вот ее существо! И как мы можем поступать иначе, как мы можем раздражаться, сердиться, мстить? Бог, общий наш Отец, перед Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости, не истребляет нас, долготерпит нам, благодетельствует нам непрестанно. И мы должны быть к братьям нашим кротки, снисходительны и долготерпеливы. «Аще... отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, – говорит Иисус Христос, – аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга пророка Исаии (Isaiah, book of) Книга Исаии представляет собой творческое и неоднородное в литературном и тематическом отношении произведение: остаток, слепота, правосудие, святость, имеющая вселенское значение гора – вот лишь некоторые из многочисленных тем и образов в Исаии. В то же время книгу пронизывают и привносят в нее определенную упорядоченность два основных мотива – образы Святого Израилева (Царя) и Сиона (предназначенной для Него царской обители). Святой Израилев желает пребывать на Сионе ( Ис.12:6 ), но для этого Он должен сначала очистить не только Израиль ( Ис.1:24–26 ), но также окружающие его народы ( Ис.13–23 ) и даже весь сотворенный порядок ( Ис.24:1–6 ). Тема восстановления, включающая в себя очищение и исцеление, придает композиции обеих частей книги вид расширяющихся концентрических кругов. В первой половине книги исходящий от Сиона суд ( Ис.1–12 ) направлен на близлежащие народы ( Ис.13–23 ) и в конце концов охватывает все творение ( Ис.24–27 ). Затем процесс повторяется, но на этот раз в виде восстановления, а не суда, распространяясь от Сиона ( Ис.40–59 ) на народы ( Ис.60–64 ) и в конечном счете охватывая небо и всю землю ( Ис.65–66 ). Святой Израилев и Сион . Святость – первостепенный атрибут Бога как Царя ( Ис.6:1–3; 63:15 ) и основной столп Божьего небесного престола ( Ис.43:15 ). Если не считать названий Господь (Яхве) и Бог, «Святой Израилев» – наиболее распространенный эпитет в отношении Бога (30 раз), и употребление этого имени производит тем большее впечатление, что оно редко встречается в Ветхом Завете за пределами Книги Исаии. Имя «Святой Израилев» становится как бы связующим звеном всех других образов Бога: Святой Израилев – Творец мироздания ( Ис.17:7; 41:20; 43:15; 45:11 ), Искупитель Израиля ( Ис.41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5 ), его Законодатель ( Ис.5:24 ), его свет ( Ис.10:17 ), его помощь ( Ис.31:1 ) и его радость ( Ис.12:6; 29:19; 41:16 ). «Святой Израилев» как эпитет Бога дополняется в Исаии метафорой Сиона как символа Божьего народа. Центральное место в этом отношении занимает образ Сиона как горы и/или города. Множество других образов Израиля (напр., невесты/жены [ Ис.62:5 ], блудницы [ Ис.1:21 ], бесплодной женщины [ Ис.54:1 ], сада [ Ис.51:3 ], виноградника [ Ис.5:1–7 ] и своенравного ребенка [ Ис.1:2 ] – и многих других) представляют собой просто вариации образа Сиона и служат дополнением к нему. В образе Сиона находят выражение два из трех основных обетований Аврааму: места (земли) и народа (семени). Третье обетование, общение с Богом, выражается в теме очищения. Бог хочет пребывать со Своим народом ( Ис.7:14 ), поэтому Ему надо очистить его. Тему Сиона используют и другие пророки и псалмопевцы, но только Исаия вкладывает в нее полное содержание в трех измерениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 62 1–5. Промыслительные заботы Мессии о водворении в Его церкви света правды и ее высшем прославлении. 6–7. Призвание к той же деятельности и особых священных стражей. 8–12. Особенная охрана Богом интересов и благополучия Его народа. Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах новозаветной церкви, частнее – об особом Божественном промышлении и охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос. Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех лиц: в первом отделе – самого пророка (1–5 ст.); во втором – Сына Божия (6–10), и в третьем – Господа-Вседержителя (11–12). Ис.62:1 . Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасе­ние его – как горящий светильник. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Т. е. не прекращу Своих спасительно-промыслительных забот о духовном Сионе, пока не достигну цели своей деятельности – его просвещения, оправдания и спасения – говорит, устами пророка Мессия – Основатель новозаветной церкви (сравни подобные же параллели – Ис.42:14 ; Ис.57:11 ). «Сион» и «Иерусалим» употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для пророка Исаии ( Ис.2:3 ; Ис.4:3–4 ; Ис.31:4–5 ; Ис.40:9 ; Ис.41:27 ; Ис.52 и др.), точно так же, как «Иаков» и «Израиль». Ис.62:2 . И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Го­с­по­да. «И назовут тебя новым именем». По свойству еврейского мировоззрения, «имя» – это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или целого народа – это крупнейшая перемена во всей их судьбе. Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на контексте, можем догадываться, что его новое имя это – «город Господа, Сион святого Израилева» ( Ис.60:14 ). Относя же ее ко всему Израилю, или, собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем счесть за такое новое имя название его «народом святым» ( Ис.62:12 ), что вполне согласно и с новозаветными свидетельствами ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 60 Прославление возрожденного Сиона (новозаветной церкви). По общему мнению всех авторитетных экзегетов, это – чисто мессианская глава, относящаяся к христианской эпохе, именно к судьбам духовного Сиона, или новозаветной церкви. Конечно, это не значит еще того, что настоящая глава не имеет никакого исторического значения, или отношения к судьбам еврейского народа. Наоборот, отношение это – самое тесное и внутреннее, поскольку христианская церковь является воплощением идеала ветхозаветной церкви, с одной стороны, и поскольку лучшие сыны Израиля были и первыми гражданами новозаветной церкви (апостолы), (ср. Ис.49:14 ; Ис.54 гл. и др.). Ближайшая же непосредственная связь этой главы с предыдущей покоится, отчасти, на контрасте (полное разложение современного пророку Израиля и духовная мощь возрожденного Сиона), отчасти – на прямой связи с речью об Искупителе, в заключение предыдущей главы. Большинство западных комментаторов этой главы обращают также внимание и на особый характер ее внешней структуры: это – говорят они – пророческая поэма, написанная в форме вдохновенной песни, которую можно разделить на пять, приблизительно равных частей, или стансов (Ewald, Cheyne, The pulp. Commentary etc.). 1–4. Духовный свет Сиона и его количественный рост. 5–9. Сион, как средоточие благ и богатств всего мира. 10–14. Торжественное восстановление и всемирное прославление Сиона. 15–17. Слава, богатство и мощь Сиона, по контрасту с его прежним бедственным состоянием. 18–22. обетование вечного продолжения этой славы. Ис.60:1 . Восстань, светись, [Иерусалим], ибо при­шел свет твой, и слава Го­с­по­дня взошла над тобою. С 1 по 4 ст. включительно – первый станс, или отдел поэмы. В нем, по обычаю, дано обращение к адресату речи и указан ее главный предмет. «Восстань, светись». У LXX и в славянском здесь добавлено «Иерусалиме» – слово, которого нет в подлинном еврейском тексте. В последнем здесь разумеется несколько иное слово, именно «Сион», как это видно из предыдущего ( Ис.59:20 ) и последующего ( Ис.60:14 ) контекста речи. Но суть дела от этого нисколько не меняется, так как очевидно, что оба этих термина – и Сион и Иерусалим – являются синонимическими определениями одного и того же предмета – новозаветной церкви. В этом смысле нельзя не приветствовать положительной глоссы святого Иоанна Дамаскина , который в 9-м ирмосе своего знаменитого пасхального канона к слову «Иерусалиме» сделал прекрасное добавление «новый»: «светися, светися, новый Иерусалиме!».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010