Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком... и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей ( Ис.11:6–9 ; Ис.35:9; 65:25 ). На самом деле Бог заключит «завет мира» и удалит «с земли лютых зверей» ( Иез.34:25 ). В царстве всеобщего мира это условие распространяется также на людей и народы. В отличие от прежнего мироустройства, в котором угнетение враждебно настроенных народов угрожает безопасности человека, в тысячелетнем царстве люди будут жить «на земле своей безопасно, и никто не будет устрашать их» ( Иез.39:26 ), и смогут даже безопасно «жить в степи и спать в лесах» ( Иез.34:25 ). Люди будут «жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» ( Ис.32:18 ). Наиболее известный образ этой мирной жизни изображает ее как превращение войны в мир: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы» ( Ис.2:4 ; ср. Иоил.3:10 ). Бог истребит с земли «лук, и меч, и войну» ( Ос.2:18 ; см. также Ис.60:18 ). Удачным общением образов безопасности в тысячелетнем царстве может служить следующий стих: «Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их» ( Иез.34:28 ). Царство удовлетворенности . В библейских видениях тысячелетнего царства содержится не только описание внешней обстановки, но и показывается картина внутреннего состояния людей. В видениях райского блаженства изображается, как жители земли переживают свое благословенное состояние. Прежде всего они испытывают чувство удовлетворенности. Бог обещал, что в грядущем веке «народ Мой насытится благами Моими» ( Иер.31:14 ; см. также Иер.50:19 ). Бог пошлет «хлеб и вино и елей», и Его народ будет «насыщаться ими» ( Иоил.2:19 ). Или: «И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего» ( Иоил.2:26 ). Бог обещает «насыщать душу твою» ( Ис.58:11 ). Образы удовлетворенных потребностей занимают видное место в библейских видениях тысячелетнего царства: люди идут к «водам», покупают «без серебра и без платы вино и молоко», «вкушают благо» ( Ис.55:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

При этом личностный уровень освящения человека, процесс его нравственного уподобления Творцу оказывался как бы неохваченным культовыми установлениями. Что не могло быть в полной или достаточной мере осуществлено при помощи одного лишь ритуала, достигалось за счет этического усилия участника Завета: проявления милосердия и любви к ближнему. Рассмотрение ветхозаветного учения о милосердии в данной статье будет осуществляться через призму древнееврейского понятия esed и некоторых его синонимов, а именно: еп и ramim. Милосердие как путь Богопознания и Богоуподобления Отправной точкой здесь может явиться «золотой стих» Книги пророка Осии, содержащий обращение Всевышнего к Своему народу: «Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более всесожжений » (Ос 6. 6 — Мф 9. 13; Мф 12. 7). В данном месте мы видим две пары синонимичных оппозиций (милость — жертва, Боговедение — всесожжения) . Такая композиция позволяет сделать вывод — понятия милость (esed) и Богопознание (da‘am ’elohim) в данном пассаже максимально сближены и объясняют одно другое. Логика автора весьма прозрачна: как всесожжение (‘olah) — это высшая ветхозаветная жертва, так милость — это определенная вершина Боговедения. Иначе говоря, тот, кто стяжал милосердие, встал на путь Богопознания, т. к. Всевышний Сам благ и милостив. Многогранное понятие esed, встречающееся в тексте Ветхого Завета 246 раз , своими основными семантическими компонентами имеет значения милости, преданной любви и благодеяния . Оно используется как для обозначения любви Бога к отдельным личностям, народу Израиля и человечеству в целом, так и для характеристики отношений людей между собой, их отношения к Создателю. Что касается Божественной любви и милости, в употреблении понятия esed можно выделить следующие основные аспекты. Милосердие Божие: 1) избавляет от бедствий, нападений врагов, страданий и тягостных перипетий (Быт 19. 19; Исх 15. 13; Пс 30. 8, 21–22; 56. 3–4; 58. 11; 93. 17–19; 142. 11–12); 2) дает и поддерживает жизнь человека (Пс 6. 4–6; 118. 88, 159); 3) смягчает и упраздняет Его праведный гнев (Ис 54. 8; Мих 7. 18; Плач 3. 31–32); 4) бесконечно к верным Ему людям в отличие от всего преходящего (1 Пар 16. 34; 2 Пар 5. 13; 7. 3; Ездр 3. 11; Ис 54. 10; Иер 31. 3; Пс 88. 2–3, 29, 34; 102. 17; 117. 2; 137. 8).

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

6, стб. 200–213. 14.      Иоиль//ПБЭ, т. 7, стб. 250–254. 15.      Иона//ПБЭ, т. 7, стб. 257–264. 16.      Исторический очерк лжемессианских движений в иудействе. К., 1901, 35 с. Отт. из: Труды КДА, 1901, 9. 17.      История и религия самарян. К., 1913. 18.      Иудифь//ПБЭ, т. 7, стб. 570–575. 19.       К вопросу об отношении Библии к Вавилону: раскопки храма Бэла в Ниппуре. К., 1904, 13 с. Отт. из: Труды КДА, 1904, 1, с. 46–58. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 20.       К изяснению Псалтири . К., 19 с. Отт. из: Труды КДА, 1901, 12, с. 493–511. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 21.      Казни египетские//ПБЭ, т. 7, стб. 831–835. 22.      Киевская митрополичья кафедра с половины XIII до конца XVI ве ка. К., 2+95 с. Отт. из: Труды КДА, 1891. 23.      Клинописный материал//ПБЭ, т. 11, стб. 218–235. 24.      Книга пророка Авдия. К., 1909, 2+49 с. Из: Труды КДА. 25.       Книга пророка Михея . К., 1911, 2+72 с. Из: Труды КДА. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 26.      Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь» ( Ис. 6:21 ): речь профессора КДА В. П. Рыбинского , произнесенная 16 марта 1904 года в общем собрании Киевского отделения Императорского православного палестинского общества. СПб., 1904, 32 с. 27.       О Библии: чтение, предложенное в собрании Киевского религиозно-просветительского общества 10 февраля 1902 года . К., 1902, 26 с. Отт из: Труды КДА, 1902, 3. То же: [К., 1902,] 16 с. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 28.      О паломничестве в Иерусалим в библейское время. К., 1909, 2+21 с. Отт. из: Труды КДА. 29.       Первый опыт «Введения в Священное Писание ». К., 15 с. Из: Труды КДА, 1900, 11, с. 466–480. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 30.      По поводу новейших археологических раскопок в Палестине: речь, произнесенная в собрании Киевского отделения Императорского православного палестинского общества. К., 23 с. Отт из: Труды КДА, 1908, т. III, 11. 31.       Религиозное влияние иудеев на мир языческий в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Вера необходима а) для совершения чудес: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ). Ради веры во имя Господа, имя Его укрепило хромого, и вера даровала ему исцеление ( Деян.3:16 ); б) для избавления от недугов посредством чудес: Иисус спросил слепого: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел ( Мк.10:51–52 ). Верующие должны а) хранить память о чудесах: Взыщите Господа и силы Его; поминайте чудеса, которые Он сотворил, знамения Его и суды уст Его. Он – Господь Бог наш ( 1Пар.16:11–14 ); б) рассказывать о чудесах своим детям: Чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сынов твоих о знамениях Моих, чтобы вы знали, что Я – Господь ( Исх.10:2 ). Что слышали мы и узнали и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа и силу Его и чудеса Его, которые Он сотворил ( Пс.77:3–4 ); в) прославлять и восхвалять Бога за Его чудеса: Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса ( Пс.97:1 ). Господи! Ты – Бог мой, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное ( Ис.25:1 ). По исцелении расслабленного, все славили Бога, говоря: чудные дела мы видели ныне ( Лк.5:26 ). Проповедание евангелия сопровождалось чудесами: Филипп пришел в город самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе ( Деян.8:5–8 ). Неверие служит препятствием к совершению чудес: Иисус не совершил в отечестве Своем многих чудес, по неверствию их ( Мф.13:58 ). Господь не благоволил творить чудеса по просьбе неверных: Фарисеи требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Не дастся роду сему знамения ( Мк.8:11–12 ). Неверующие

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

14:58). Отношение Иисуса к храму, средоточию святого пространства Израиля и месту соединения неба и земли, свидетельствует о Его власти над всем, что есть святого в Израиле. Образ господина и авторитетности его слова использовался сотником в Капернауме, попросившим Иисуса исцелить его слугу ( Мф.8:5–13 ). Сам титул и стоящая за ним мысль о господстве служат доказательством власти Христа (особенно в выражении «Господь господствующих», как отмечалось выше). В иудейском Писании слово adonai («Господь») редко используется применительно к Богу само по себе, а обычно дополняется именем собственным Бога (Yahweh) для придания идеи о владычестве. В сочетании с «Саваоф» («воинства») имя Яхве, обычно переводимое как «Господь», выражает идею о власти Бога над различными реалиями, например, звездами ( Ис.40:26; 45:12 ). В данном случае мы имеем дело с символикой, связанной с Яхве как с Небесным Воителем. По Его повелению сражаются звезды с путей своих ( Суд.5:20 ). И когда Господь говорит о полчищах саранчи, вторгающихся в Израиль как Его «войско», в этом образе также имеется в виду Его верховное руководство ( Иоил.1:4–7; 2:1–11, 25 ). Народ Израиля назван «ополчением Господним», и в показанной в Исх.12:41 картине его выхода из Египта подразумевается власть Бога над Египтом, фараоном и богами этой великой сверхдержавы. Полновластие над Израилем Иеремия подчеркивает использованием свыше тридцати раз образа «Господа Саваофа, Бога Израилева». Значение слова «воинства» во многих случаях не вполне ясно. Захария неоднократно использует его в связи с посещением ангела, раскрывшего Божий план в отношении Иерусалима, так что этот образ может выражать Божью власть как над воинством небесным, так и над историей Израиля. В Пс.102 упоминание о «воинствах Его» помещено между стихами об ангелах, «повинующихся гласу слова Его», и о «делах Его во всех местах владычества Его» ( Пс.102:20–22 ), а в Пс.148 образ «воинства» показан в ряду с ангелами, солнцем, луной и звездами ( Пс.148:2–3 ). Все эти образы имеют большое значение, так как титул «Господь Саваоф» («Господь воинств») употребляется сотни раз для выражения мысли о власти Бога над всем, что только можно себе представить (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«С большой вероятностью можно думать, что указанные дары предуказывали на таинственные священнодействия, дарованные Мессией Христом избранному стаду для достижения райских блаженств и для полноты внутренней жизни церкви» (И. Григорьев. Цит. сочин., с. 244). «Сильными правдою, насаждением Господа во славу Его». Люди слабы и бессильны сами по себе; они становятся сильными только при поддержке Божественной Правды ( Ис.59:16 ). Слова данного стиха являются почти буквальным повторением одного из заключительных стихов предыдущей главы: «народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60:21 ). Ис.61:4 . И застроят пустыни вековые, восстановят древние раз­валины и возобновят города разо­рен­ные, оставав­шиеся в запусте­нии с давних родов. Ис.61:5 . И при­дут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. С 4–9 ст. говорится о росте мессианской церкви, ее универсальном характере, вечном веселии и всеобщем прославлении. «И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины... и придут иноземцы... и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами». В этих картинных образах, хорошо знакомых нам и из раннейших повествований того же пророка ( Ис.44:26 ; Ис.49:8, 19 ; Ис.58:1, 12 ; Ис.60:10 ), очевидно, раскрывается мысль о широком росте и процветании новооснованного мессианского царства. В интересах единства кн. пророка Исаии важно отметить, что текст 5-го стиха имеет почти дословную параллель в следующих словах 14 главы: «дом Израилев усвоит их (иноземцев) себе на земле Господней рабами и рабынями и возьмет в плен пленивших его» ( Ис.14:2 ). Подобные указания имеют двоякий смысл: с одной стороны, они говорят о возвеличении духовного Израиля, который из предмета ненависти и поругания у языческих народов превратится в предмет их почтительного внимания и даже служения; с другой стороны, они как бы пророчески намекают и на тот дивный образ, который так художественно раскрыт Апостолом Павлом в его сравнении язычников с дикой маслиной, привитой к стволу еврейского дерева ( Рим.11:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.40:5 . и явит­ся слава Го­с­по­дня, и узрит всякая плоть [спасе­ние Божие]; ибо уста Го­с­по­дни изрекли это. «И явится слава Господня». Когда путь будет приготовлен и все препятствии устранены, тогда наступит и самое откровение славы и величия Господа. «Слава Господня являлась всегда», – справедливо замечает святой Иоанн Златоуст , давая тем самым основание видеть ближайшее историческое исполнение данного пророчественного утешения в факте избавления евреев из вавилонского плена. «Но слава Божия наиболее явилась тогда, – продолжает Иоанн Златоуст , – когда Бог принял образ человека». Последнее толкование является наиболее распространенным; причем в соответствии с фактом предшествующей проповеди Иоанна Крестителя в пустыне Иорданской и самое явление этой славы Господней, обыкновенно, приурочивается к определенному моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшего ему Богоявления, т. е. откровения тайны Троичности Лиц. Но в более широком и общем смысле это можно относить и к факту воплощения Сына Божия, о чем Евангелист Иоанн выразительно говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Самый образ «славы Господней», как яркого ослепительного света, сияющего в темном месте, не раз встречается, как в раннейших книгах Священного Писания ( Исх.13:21 ; Исх.40:35 ; 3Цар.8:10–11 ), так и у самого пророка Исаии ( Ис.60 и Ис.66:18 ). «И узрит всякая плоть». Откровение «славы Божией», как источника спасения, хотя и произойдет посреди иудеев, но будет иметь значение и для всех других народов: его увидит, узнает и почувствует все падшее и возрожденное человечество, как это почти буквально и отмечает впоследствии Евангелист Лука ( Лк.3:6 ). «Ибо уста Господни изрекли это». Указание на высший божественный авторитет для наибольшего подкрепления сказанного – прием обычный у пророка Исаии и весьма ценный для нас при решении вопроса о подлинности и единстве книги ( Ис.1:20 ; Ис.21:17 ; Ис.58 и др).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он восстановит справедливость среди людей и райский мир и гармонию в Церкви (см.: Ис. 11:6 ). Но Тот, Который откроет мессианскую эру, также является Рабом Господним. Он не возопиет и не возвысит голоса Своего и не даст услышать его на улицах... Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит ( Ис. 42:2–3 , см.: Мф. 12:18–21 ). Он самовольно предаст Себя на посрамление для спасения Своего народа: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни... Он был презираем... Он предал хребет Свой биющим... лица Своего не закрывал от поруганий и оплевания. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис. 50:6; 53:3–5 ). Как невинная овца, веден Он будет на заклание, но погребут Его в могиле богатого (ср.: Мф. 27:58–60 ). И воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством (см.: Ис. 53:10–11 ), и Он восстановит Иерусалим во славе. Исаия произнес много пророчеств о неизбежном падении тех, кто доверяет свою жизнь сильным мира сего. Таким образом, пророк проливает свет на последние испытания, через которые должно пройти человечество в конце времен. Но вторая часть книги 118 (так называемая «Книга утешения») почти полностью посвящена пророчеству о примирении Бога со Своим народом, об обновлении Иерусалима и о создании вечного царства. Светись, Иерусалим... слава Господня взошла над тобою ( Ис. 60:1 ). Все народы придут в Церковь – Новый Иерусалим – и войдут в город, ворота которого больше никогда не закроются и который больше не будет освещаться ни солнцем, ни луной, ибо Сам Господь станет его Вечным Светом. Всякий праведник будет членом народа, собранного Богом. Он возрадуется в них и они – в Нем, и в этом городе, где смерть упразднена, больше не будет слышно ни криков, ни стенаний, ни плача, а только хвала Богу ( Ис. 60–62 ). Святой пророк Исаия возвестил почти открыто Благую Весть и совершенно справедливо получил имя Пятого Евангелиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Образ утра как времени Божьего откровения вполне логично распространяется и на время, когда Бог творит Свой справедливый суд. «Каждое утро [Господь] являет суд Свой» ( Соф.3:5 ). Именно в это время дня Моисей объявлял фараону о казнях египетских ( Исх.7:15; 8:20; 9:13 ). Вину Корея, Дафана и Авирона Бог разоблачил утром ( Чис.16:5 ). К проявившему непослушание Давиду Бог утром послал пророка, сообщившего ему о трех видах наказания, которым он может подвергнуться ( 2Цар.24:11,15 ). Изобличение Ахана как виновной стороны в Иерихоне произошло утром ( Нав.7:13, 16 ). Содом и Гоморру Бог уничтожил на рассвете ( Быт.19:15, 23, 27 ), и утром же вода Красного моря вернулась на свое место, поглотив египетских преследователей ( Исх.14:27 ). Учитывая неминуемую расплату при наступлении дня, людям советуют не пировать и не напиваться с раннего утра ( Ис.5:11 ; Ек.10:16 ; ср. Деян.2:15 ), но «с раннего утра производить суд» ( Иер.21:12 ). Утреннее откровение может быть и благим. «Проверка по шерсти» показала Гедеону Божий ответ утром ( Суд.6:38 ), и царь Дарий обнаружил Даниила живым в львином рву «поутру» ( Дан.6:19 ). В Дофаиме слуга Елисея встал рано утром и увидел гору наполненной конями и колесницами огненными ( 4Цар.6:15–17 ). Гроб Иисуса был найден пустым на рассвете ( Мф.28:1 ; Мк.16:2 ; Лк.24:1, 22 ; Ин.20:1 ). Поскольку Божьи дела с особой очевидностью проявляются по утрам, утро символизирует надежду для праведных. Те, у кого есть основания рассчитывать на оправдание, ожидают утра как времени Божьего вмешательства в их интересах: «Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою» ( Пс.5:4 ). Когда благоприятный ответ Бога оправдывает страдальцев на заре и когда заслуженная кара настигает в это время нечестивцев, утро становится временем радости и вознесения хвалы Богу: «Вечером водворяется плач, а на утро радость» ( Пс.29:6 ; ср. Пс.58:17 ). В другом месте душа псалмопевца «ожидает Господа более, нежели стражи – утра» ( Пс.129:6 ). У Исаии в видении искупления свет искупленного «откроется, как заря» и «исцеление... скоро возрастет» ( Ис.58:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

6. Значение поста подчеркивают и ветхозаветные пророки. С помощью поста израильтяне должны были обратиться к живому и истинному Богу. Обратитесь ко Мне, – заповедует Сам Бог через пророка Иоиля, – всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему... Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание...» ( Иоиль 2:12–15 ). Пророк Исаия предупреждает об опасности формального поста и пе­речисляет признаки поста истинного, поста, который приятен Богу и может очистить грехи: Пост и субботу 1 , и новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их... Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову... ( Ис.1:13–17 ). И в другом месте: Вот пост, который Я избрал: раз­реши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом... Тогда ты воззовешь, и Господь услышит... И будет Господъ вождем твоим всегда ( Ис.58:6–11 ). Иисус Христос и пост 1. Прежде чем обратиться к учению Христа, вспомним двух святых людей, которые могут считаться образцами постников. Одна из них – пророчица Анна, дочь Фануила из колена Асирова, вместе с праведным Симеоном встретившая в Храме сорокадневного младенца Христа. Евангелист Лука сообщает, что она не отходила от Храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк.2:36 ). Другой – святой Иоанн Предтеча. Его строжайшая жизнь ( Мф.3:1–4 ; Мк.1:4–6 ) и его проповедь в Иудейской пустыне были обращенным к народу призывом обратиться к Богу через покаяние и пост. 2. А теперь мы переходим к личности нашего Господа. Отношение Христа к посту – установлению, имевшему особое значение для духовного сознания его соплеменников, – раскрывается в Евангелии двояким образом. Во-первых, из Его личного примера; во-вторых – из Его учения о посте, содержащегося в Нагорной проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010