Ис.55:8 . Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Го­с­по­дь. Ис.55:9 . Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом отношении блестящий контраст слабому человеческому слову. В более легком перифразе содержание этих четырех стихов можно передать такими словами: «Ваши намерения и поступки, – говорит Господь людям, – отстоят от Моих, как небо от земли: поскольку у вас все изменчиво, противоречиво, бесхарактерно и слабовольно, постольку у Меня всякое обещание и слово запечатлено характером абсолютной непреложности и всегда осуществляется в полной своей мере и на самом деле. Следовательно, несомненно осуществится и то слово – о спасении грешников, при условии их покаяния, – о котором только что говорилось выше и которое некоторым могло показаться соблазнительным, ввиду односторонне-формального взгляда ветхозаветного человечества, что спасаются только одни праведники (ср. Мф.10:6 ; Мф.18:11 ; Лк.9:56 ). В интересах единства и подлинности кн. пророка Исаии важно отметить, что подобная же характеристика людских замыслов и Божественных определений встречалась у него и в начальных главах ( Ис.7:7 ; Ис.8:10 ). В переносном смысле, под словом Господним некоторые разумеют Ипостасное Слово Отчее, явившееся в мир, чтобы совершить волю Отца ( Ин.1:1 ; Ин.17:4 ). Ис.55:10 . Как дождь и снег нисходит с неба и туда не воз­вращает­ся, но напояет землю и делает ее способною рождать и про­изращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – Ис.55:11 . так и слово Мое, которое исходит из уст Мо­их, – оно не воз­вращает­ся ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я по­слал его. Ис.55:12 . Итак вы выйдете с весельем и будете про­вожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в по­ле рукоплескать вам. Ис.55:13 . Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы воз­растет мирт; и это будет во славу Го­с­по­да, в знаме­ние вечное, несокрушимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Необычный характер благословений сохраняется, но они приобретают более широкие масштабы, которые можно назвать национальными, в отличие от обетований патриархам, носивших скорее семейных характер. Так, показывая результаты послушания Божьим заповедям, Моисей рисует картину процветания народа в земле обетованной и говорит, что Бог даст «земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; и... траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться» ( Втор.11:14–15 ). Пророки . Заветные отношения – одна из главных тем ветхозаветных пророчеств, в которых важную роль играют образы неверности избранного народа и его неспособности выполнять заветные обязательства. В Ис.24:5 представлен следующий перечень дел Израиля: «Они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет». Эти действия характеризуются по-разному: завет «нарушают» ( Иер.11:10 ; ср. Иез.17:15–19 ), его «оставляют» ( Иер.22:9 ), «преступают» ( Иер.34:18 ), о нем не вспоминают ( Ам.1:9 ), его «разрушают» ( Мал.2:8 ) или вероломно не соблюдают ( Мал.2:10 ). В то же время среди полусотни прямых ссылок на завет в ветхозаветных пророческих книгах есть и напоминания о Божьей верности завету. Шесть раз Бог обещает установить «завет вечный» со Своим народом ( Ис.55:3; 61:8 ; Иер.32:40; 50:5 ; Иез.16:60; 37:26 ). Бог крепко держится Своего завета ( Ис.56:4–5 ) и хранит его ( Дан.9:4 ). Можно сказать, что Ветхий Завет во многих отношениях представляет собой рассказ о неизменной Божьей верности завету перед лицом неверности Его народа. Один из самых ярких образов на эту тему мы видим в Ос.1–3 , где свой брак с блудницей Гомерь пророк иносказательно сравнивает с верностью Бога Своему народу. В этом отрывке представлена картина Божьей верности народу, отошедшему от веры и, следовательно, не имеющему никаких прав на Него. Давидов завет . Завет, заключенный Богом с Давидом ( 2Цар.7:9–16 ), перешел из Ветхого Завета в Новый. В этом завете Бог обещал утвердить престол царства Давида навеки. Речь здесь в конечном счете идет о мессианском пророчестве, о том, что Бог сделает для человечества посредством искупительного служения Христа. В дальнейшем пророки раскрыли Божий план заключения «нового» завета со Своим народом (см., в частности, Иер.31:31–34 и Иез.34:25–31 ). Этот новый завет будет написан прямо на сердцах, ибо каменные сердца Божьего народа будут заменены плотяными (ср. Евр.8 ). Таким образом, живое и бьющееся сердце – важнейший образ в концепции нового завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Пс.55:7 Вселятся и скрыют: тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. В «Учебной Псалтири», внизу страницы, под чертой, этот стих указано читать в более правильном переводе так: «сходятся и крыются, тии пяту мою блюдут, яко да уловят душу мою». И в этих словах продолжается речь псалмопевца о коварных и злокозненных действиях тех же врагов его. Они, говорит он, собираются и прячутся, действуя скрытно и тайно наблюдая за моими действиями и словами, наблюдают пяту мою, чтобы найти какую-нибудь возможность, какой-либо повод к тому, чтобы запнуть и низложить меня, они подмечают следы мои, куда я ни пойду, чтобы уловить меня, подобно тому как ловцы диких зверей замечают следы диких животных и, ставя сети, уловляют их. Пс.55:8 Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши. Первая половина этого стиха в Учебной Псалтири на поле заменяется словами: «ни о чесом ли отринеши я», и эти последние слова с греческого переведены так: «за ничто ли отвергнешь их?» Вторая же половина одинаково и с еврейского и с греческого переводится так: «Ты низложишь во гневе народы», т.е. «накажешь, поразишь их». Таким образом, совершенно ясным становится смысл сего 8-го стиха. Врагам моим, говорит как бы так псалмопевец, за их коварные и злокозненные действия против меня угрожает наказание со стороны правосудия Божия. Ты, Господи, накажешь, поразишь их во гневе Своем, но неужели наказание Божие постигнет их ни за что? Нет, гнев Божий карает людей только за нечестие и беззакония. Пс.55:9 Боже, живот мой возвестих тебе: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Обетование на языке Библии означает собственно: «обещание от Бога», а здесь слова: во обетовании переведены с еврейского словами «в книге». Псалмопевец, сказав о наказании, угрожающем врагам его со стороны правосудия Божия, обращается опять с молитвой к Богу, в которой исповедует, что он со слезами открыл всю жизнь свою пред Богом, имея в виду то обетование Господне, по которому Господь выслушивает мольбы угнетенных, как о том написано в книге Закона: «Аще убо (нищий) возопиет ко Мне, услышу его: милостив бо есмь» ( Исх.22:27 ), или как сказано у пророка: «Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се, приидох» ( Ис.58:9 ), или еще: «И помолитеся ко Мне, и послушаю вас» ( Иер.29:12 ). Значит, в этом стихе псалмопевец молится как бы такими словами: Боже, я со дерзновением всю жизнь мою поведал Тебе, и Ты, выслушав меня, не отринул слез моих, но положил их пред очами Твоими, подтверждая самым делом обетование Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Пока Израиль верен завету с Богом, он является проводником Божественного Промысла в истории. Когда же Израиль уклоняется от единобожия, Бог предстает ревностным «мужем браней» и в отношении Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1. 41-45; Суд 13. 1; 4 Цар 17. 1-23; 18. 9-16; 24. 1 - 25. 21; Ам 2. 13-16; Иф 5. 17-18 и др.). После многократного отпадения израильского народа от Бога и пленения его вавилонянами «оружием» Божественной справедливости, помазанником Божиим ради исполнения Божественного промысла становится даже язычник, персид. царь Кир (Ис 45. 1-8). Согласно ветхозаветной эсхатологии, Израиль одержит победу над всеми своими врагами и приобретет особое могущество (Мих 4. 13; Зах 9. 13-15; 10. 3-5 и др.; Ис 63. 1-6; в христ. понимании это победа Церкви - Нового Израиля). В военных образах представлен день окончательного суда над людьми (Иоиль 3. 9-14). В обетованиях о буд. мессианском царстве присутствует также тема упразднения В., конфликтов, установления всеобщего мира как вознаграждения за послушание Богу «остатка Израиля»: «...и перекуют они (народы.- Авт.) мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих 4. 3-4; ср.: Ис 2. 4; 11. 6-9; Зах 9. 10; Ос 2. 18-23; Philo. Praem. 91, 93). Образы В., наступления врагов, тема упования на Божию помощь в борьбе с ними во множестве присутствуют в текстах псалмов. Здесь понятие В. Господней, военной битвы часто переходит в понятие духовной брани, борьбы человека с демонами и грехом. «Объяли меня муки смертные,- говорит псалмопевец,- и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня» (Пс 17. 5-6), Господь «избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня... Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою» (Пс 17. 18-19), «враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня...» (Пс 55. 3). По толкованию Евфимия Зигабена (XII в.), «под врагами сильными должно разуметь демонов, которые явно и тайно ведут брань свою» против человека (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 2000. С. 134, ср.: С. 434). Обращение к Богу дает победу над демонами.

http://pravenc.ru/text/155138.html

Невинность и падение. Некоторые образы природы в Библии представляют собой взаимодополняющие противоположности, одна из которых – невинность и падшее состояние природы. Идеологическими рамками этого образа служит существование до и после грехопадения. Только что сотворенный мир ( Быт.1 ) и Едемский сад – высшие библейские образы невинности природы. Здесь природа показана мирной и дающей пропитание как Божье обеспечение потребностей человеческого рода (см. АДАМ ). Невинная природа вновь появляется в пророчествах о «золотом веке» восстановленного народа, у которого пустыни превратятся в сад ( Ис.51:3 ) и который будет разводить сады и есть плоды их ( Иер.29:5 ). В отличие от неистовства падшей природы, «волк будет жить вместе с ягненком» и «корова будет пастись с медведицею» ( Ис.11:6–9 ). В тысячелетнем царстве «вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» ( Ис.55:13 ). Итак, природа предстает одним из основных образов невинности и искупления. Даже в своем падшем состоянии она выглядит объектом укрепляющего душу созерцания; показательным примером в Библии служит Исаак, вышедший вечером «в поле поразмыслить», что стало прелюдией его первой встречи со своей женой Ревеккой ( Быт.24:63 ). Но в саду природа пала вместе с человеком. Самыми известными образами изменения статуса природы служат «терние и волчцы», ставшие проклятием земли ( Быт.3:18 ). Еще один библейский образ падшей природы – хищные животные: пустыня, через которую проходили израильтяне, была «великой и страшной», населенной «змеями, василисками, скорпионами» и изобиловавшей «местами сухими, на которых нет воды» ( Втор.8:15 ). В выразительной персонификации Павла «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:22 ). Падшее состояние природы выражается также в ее тенденции к разложению. В Библии природа представлена не только мощной, но и хрупкой. Самый распространенный образ, которым библейские авторы пользуются в этом отношении, – «трава полевая», всегда изображаемая в Библии на грани погибели (напр., Пс.89:6 ; Мф.6:30 ). Изменения присущи самой природе земли ( Пс.45:3 , здесь, вероятно, имеется в виду эрозия земли), и Павел пишет, что творение подвержено «суете» и «рабству тлению» ( Рим.8:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но в той мере, в какой он — глашатай Божий, он стоит над временем; то, что он “предсказывает”, служит подтверждением и развитием того, что он “высказывает”. Он может возвещать некое событие ближайшего будущего — как знак, который оправдает его слова и его миссию в тот момент, когда это событие свершится. Он предвидит несчастья как кару за нечестие, которое обличает, благо — как награду за обращение, которого требует. У поздних пророков завеса, скрывающая будущее, отодвигается вплоть до конца времен, до конечной победы Бога, но этот взгляд в грядущее одновременно всегда остается указанием для современников. Однако поскольку пророк — лишь орудие, в его миссии заложено значение, выходящее за пределы тех обстоятельств, при которых произносится пророческое слово; это значение выходит и за пределы сознания самого пророка. Слово пророка остается окутанным тайной, пока будущее не откроет его через его исполнение; например, так происходит со всеми мессианскими обетованиями. Иеремия был послан, “чтобы губить и разрушать, созидать и насаждать” (Иер 1:10). Пророческая миссия выказывает двойное обличие, она и грозит карой, и предвещает спасение. Однако часто она сурова, полна угроз и обличений, так что такая суровость может просто-таки показаться признаком подлинного пророчества (Иер 28:8–9; 3 Цар 22:8). Перед лицом греха, который препятствует плану Божественного спасения, истинного пророка охватывает ужас. Тем не менее надежда на спасение никогда не исчезает. “Книга утешения Израиля”, Ис 40–55, — кульминация пророчества, и несправедливо отказывать древнейшим пророкам в том, что миссия их несла радость; это можно обнаружить уже в Ам 9:8–15 (впрочем, аутентичность этого места оспаривается), а также в Ос 2:16–25; 11,8–11; 14:2–9. В деяниях Божиих Его народ может усмотреть благословение и кару одновременно. Пророк посылается к народу Израиля, но его горизонт обширнее, как сила Бога, деяния Которого он возвещает. В книгах великих пророков содержатся собрания речей против язычников (Ис 13–23; Иер 46–51; Иез 25–32).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

qosem: «гадатели» по жребию ( Втор.18:10 ; Иез.21:26 ; Чис.23:23 или с использованием ob «гадального рва», из которого вызывались души мертвых, чтобы ответить на вопросы о будущем ( 1Цар.28:8 ); roeh: «прозорливец». Саул обратился к Самуилу с просьбой найти пропавших ослиц своего отца ( 1Цар.9:9 ). Прозорливцем был и Ананий ( 2Пар.16:7–10 ). Прозорливец выполнял, вероятно, функции, сходные с nabi ( 1Цар.9:9 ). Многие наименования магов были заимствованы из иноземных культур (Египта, Месопотамии, Анатолии), но и равнозначные еврейские слова использовались в соседних языках для обозначения магически-религиозных обрядов. Израильтян со всей очевидностью впечатляли способности заклинателей иных богов. В свою очередь, представители иноземных культур часто испытывали благоговейный страх перед иудейскими магами. Широкое распространение магов в еврейском мире указывает на аналогичную повсеместность вызывавшихся магией бедствий. Эти бедствия и связанные с ними магические средства противодействия разделяются на две категории. Некоторые магические ритуалы имели целью причинить ущерб врагу, добиться равного или более благоприятного положения. Этот тип магии был недвусмысленно запрещен в Писании, как и у соседних народов. Во втором типе магии имелась в виду просто защита уязвимой души от распространенных в мире бед: дурных снов, ненамеренного нарушения клятвы, болезней, сглаза, выкидыша, ограбления. Такие беды были результатом греха, которым нечистые духи карают падшего человека. Коль скоро согрешили все, у всех есть основания бояться. Сатана мучил Иова даже без всякой причины. Магические слова: проклятия . Автор Притчей успокаивает праведника, что «незаслуженное проклятие не сбудется» ( Притч.26:2 ). Слово Божье не возвращается, не исполнив своей цели, и людям нельзя говорить праздных слов ( Ис.55:11 ; Мф.12:36 ). Валаам обнаружил, что он не может проклясть или заворожить Израиль ( Чис.23:7, 23 ; см. также Чис.24:9 ). Симон волхв, будучи сам известным магом, испугался проклятия Петра ( Деян.8:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Тогда как суд Божий совершился над Израилем и царство Израильское было разрушено Салманассаром ( 4Цар.17:5–6, 18:9–12 ), Езекия был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над филистимлянами и чудесного избавления его от Сеннахирима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии ( 1Пар.4:38–43 ). Сам Езекия обладал великими богатствами и славой; он строил города и делал разные укрепления; дворцы его были наполнены золотом, серебром и множеством драгоценностей; в кладовых его были огромные запасы всякого хлеба, вина и елея, скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии; многие в его царствование приносили дары Господу и драгоценные вещи ему, и он возвеличился в глазах всех народов ( 2Пар.32:23, 27–30 ). Но это внешнее возвышение и эти земные блага и преимущества теряют свое значение пред теми величайшими и утешительнейшими обетованиями, которыя возвещены были в его царствование устами пророков: не только удаление наказаний и избавление от плена и рабства возвещено чрез них, но близкое пришествие Спасителя и благословенные времена благодатного царства Его, и заглаждение чрез Него наших грехов и беззаконий и наше в Нем искупление, и распространение света Боговедения; между всеми народами, и всеобщее призывание ко спасению, и вечное прославление праведных. и вечная погибель нечестивых (сн. Ис.9:11, 35, 40, 42, 44, 49–55, 60–66 ). Zell. 1. р. 612–615. сн. Herz. VI. p. 151–157. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 634–639. б) 1Пар.8:23 . – Из сынов Шехании и Неарии, потомства Давида и Зоровавеля. Но о них ничего не известно, и в родословной ев. Матфея ни об одном из них не упоминается. Keil и Del. на Пар. р. 59. в) Соф.1:1 . – Из предков пророка Софонии. г) 2Пар.28:12 . – Сын Шаллума, из начальников сынов Ефремовых, давших голос и совет не отягощать рабством братьев своих, иудеев, захваченных ими в плен во время войны при Ахазе, но возвратить их в их отечество, к братьям своим. Сн. Берехия – а). д) 1Ездр.2:16 . Неем.7:21 . 2Ездр.5:15 . – Из израильтян – из его дома сыны Атера значатся в числе возвратившихся из плена с Зоровавелем. е) Неем.10:17 . – Из глав народа во дни Неемии давших обязательство быть верными Богу и не иметь родственных связей с иноплеменными. ж) 2Ездр.9:14 . – Сын Феоканы – из начальников над сонмом израилевым по делу разбора и исследования об имевших жен иноплеменных во дни Ездры. В 1Ездр.10:15 : Яхзеия, сын Фиквы. з) 2Ездр.9:43 . – Вероятно, из начальников и глав народа, во времена Ездры, в 7-м месяце, во время чтения им закона стоявших по правую его сторону. В параллельном месте у Неем.8:4 : Хелкия. Сн. Анаиа – а). Читать далее Источник: Опыт библейского словаря собственных имен/[Соч.] прот. П. Солярского. - Т. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887./[Т. 1: А-Е]. - 1879. - II, 666 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Да, человек может что-то предполагать, делать какие-то наведения... Но тайна Промысла Божьего, ведущего христианина ко спасению, непроницаема, как океанская глубь. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55:8). Как правило, ничего не понимает бедный человек, если только Бог ему не откроет, но и это понимание приходит гораздо позже. Ради блага самого человека Господь иногда попускает очень тяжелые испытания, вызывающие у верующего муку и недоумение. Сегодняшнее апостольское чтение учит нас: христианин, в смутное время общественных волнений, политических неурядиц, разгула греха; во время беспросветной тьмы, когда кажется, что почва уходит из-под ног и не на что опереться, помни: совершается «воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Творится то, что попущено по грехам нашим. Опирайся на Христа – другой опоры нет. Живи верой и надеждой и утешайся молитвой. Бог не оставит Своих, лишь бы ты был Христов. Полагайся во всем на Господа, проповедуй Имя Его – и твои скорби обратятся в радость. Таков смысловой посыл рассмотренного нами отрывка. Эти красивые истины мы не выдумали – в них вмещаются судьбы тысяч людей, живших в I веке. Пусть же этот урок из церковной истории поможет нам, братья и сестры, правильно ориентироваться в изменчивом пространстве современной жизни и твердо стоять на камне веры, который есть Христос Господь, достойный всякого прославления, а более же всего следующими сладкими словами: «Христос Воскресе!» 1 . Утреннее молитвенное правило, молитва шестая. скрыть способы оплаты Комментарии Наталья Евсикова 9 мая 2018, 17:25 Спасибо большое за поучительную и мудрую статью. Я прочитала на одном дыхании, и все стало понятно Надежда Демина 9 мая 2018, 11:47 Воистине Воскресе! Спаси Вас Господи! Только Вы просветили мое скудоумие о видении сосуда с нечистыми животными! Борис Матвеев 6 мая 2018, 12:16 Воистину воскресе! Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru .

http://pravoslavie.ru/112739.html

В Вятке в первые годы советской власти, несмотря на гонения, тысячи богомольцев продолжали совершать паломничество на Великую реку. Но в 30-х годах лишь отважные исповедники веры осмеливались совершать индивидуальные паломничества. В 1959 году в разгар хрущевских гонений было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую, по маршруту установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило разыскивать паломников и вывозить на машинах как можно дальше от святого места. Господь говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9). Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле. С середины 80-х годов ХХ столетия ледяные оковы насильственного атеизма стали постепенно ослабевать, верующих перестали открыто преследовать и гнать, к их законным требованиям начали постепенно прислушиваться. Огромный интерес к церковной жизни пробудился в обществе в год празднования 1000-летия Крещения Руси. В это время в Кировской епархии, как тогда именовалась Вятская митрополия, совершал свое церковное делание приснопамятный архиепископ Хрисанф (впоследствии — первый митрополит Вятского края). Архипастырь старался всеми доступными средствами смягчать удары представителей власти по Православию. Это касалось уполномоченных, руководителей районного звена и высшего руководства Кировской области. Владыка хотел, чтобы любая возможность была использована для блага и для пользы Церкви. У нас, молодых священнослужителей Кировской епархии, вдохновляемых примером архиепископа Хрисанфа и укрепляемых его благословениями и молитвами, появилось желание и решимость вернуть нашему краю насильственно отторгнутую традицию паломничества на реку Великую, к месту явления дорогой сердцу каждого православного вятича святыне. В 1989 году владыка Хрисанф обратился к властям с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой.

http://patriarchia.ru/db/text/3667733.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010