Пойдем, сказал Фома. Пойдем! Пойдем и умрем с Ним. Будем отторгнуты от земли живых – с Ним вместе, раз Он так решил. Мы же – друзья… Пойдем! На другую сторону Иордана, через поток. Он раздробил алчущим хлеб Свой, Он привел бездомных  под кров Свой, Он не презрел никого из его племени – Сын Человеческий, Адамов, Божий. И свет Его воссиял до рассвета – посрамлена премудрость умеющих жить, умолкли в священном ужасе мудрецы Притч —  они увидели  то, что не надеялись увидеть, познав гнилость рода человеческого. Не надо уже приспосабливаться! Как хорошо… Погублена премудрость – и стало легко и светло, разверзся рано свет, воссияли исцеления и правда, правда Сына Единородного вырвалась с ним из проигрыша, из страшного и бесповоротного поражения, из могилы, небытия, ада, бездны. Слава Божия одела Его человеческое тело – Се приидох! – когда уже нечего было более ждать. Он услышан, услышаны и те, кто в Нем, кто с ним вместе раздали хлеб жизни своей, души своей, кто не послушал мудрецов и стал в безумии паче них. И тьма их – как свет, как полдень, и Бог твой с тобою – всегда (Ис.55, чтение в среду ваий). Никто не разлучит тебя от любви Христа. Участники жертвенника молятся – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас и мир Твой». Мученики-свидетели разделяют Его «страшные страсти и животворящий Крест», язвы Раба Яхве. Они становятся сынами в Единородном Сыне Божием.  Они страждут с ним, Одиноким  – за жизнь мира, «за мирский живот» . В любви к палачам – не сентиментально-умильном чувстве, но к желанию, чтобы и они были «такими же, как я, кроме этих уз» (Деян. 26:29),  чтобы они умерли как враги, чтобы были живы, как друзья – ценою того, что я умру. Пусть умру я за них – со Христом, пусть живут они, пусть и они узнают эту новую, неколебимую, кристальную, сияющую новизну того нового, что сделал Бог Живой, как я знаю. Покой Царствия Христа Воскресшего… Он не похож, как и Сам Воскресший, ни на что, когда-либо виденное очами детей земли, на которой лежит смертная тень. И менее всего он похож на покой могилы – этот ложный, глумливый покой навсегда разрушен молнией Восстания в третий день. Он – не более чем пустота в коконе неразвернутых погребальных пелен Неудержанного глухой тишиной смерти.

http://pravmir.ru/hleb-mira/

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на Святой Горе: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60,18–21 ). Содержание Книги пророка Исаии: обличение грехов Иуды ( Ис 1 гл.); Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия ( Ис. 2–3 гл.); о том, что остаток народа спасется, и о Мессии ( Ис. 4 гл.); песнь о винограднике ( Ис. 5 гл.); видение Господа Саваофа ( Ис. 6 гл.); конфликт с Сирией и о рождении Эммануила ( Ис. 7 гл.); о чудном Младенце ( Ис. 8–9 гл.); речь об Ассирии ( Ис. 10 гл.); о Мессии и Его Царстве ( Ис. 11 гл.); хвалебная песнь Богу ( Ис. 12 гл.); пророчества об языческих царствах, о Вавилоне и антихристе ( Ис. 13–14 гл.); о Моаве ( Ис. 15 гл.); о Самарии и Дамаске ( Ис. 17 гл.); речь об Эфиопии и Египте ( Ис. 18–20 гл.); предсказание падения Вавилона ( Ис. 21 гл.); предсказание о нашествии на Иудею ( Ис. 22 гл.); о Тире ( Ис. 23 гл.); Суд над вселенной и обновление мира ( Ис. 24–25 гл.); воскресение мертвых ( Ис. 26 гл.); продолжение песни о винограднике ( Ис. 27 гл.); речи о Самарии и Иерусалиме ( Ис. 28–29 гл.); о Египте ( Ис. 30–31 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 32 гл.); пророчество об Ассирии ( Ис. 33 гл.); суд над народами и о благодати Божией ( Ис. 34–35 гл.); историческая часть ( Ис. 36–39 гл.); предсказание о конце вавилонского плена и об Иоанне Крестителе ( Ис. 40 ; Ис. 48 гл.); предсказание о царе Кире ( Ис. 41 ; Ис. 45 гл.); Отрок Господень ( Ис. 42 гл.); утешение пленным в Вавилоне ( Ис. 43–44 гл.); о падении Вавилона ( Ис. 46–47 гл.); о Мессии ( Ис. 49–50 гл.); восстановление Сиона ( Ис. 51–52 гл.); страждущий Мессия ( Ис. 53 гл.); о призвании язычников в Царство Мессии ( Ис. 54–55 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 56–57 гл.); обличение лицемеров ( Ис. 58–59 гл.); слава Нового Иерусалима ( Ис. 60 гл.); о Мессии и новозаветных временах ( Ис. 61–63 гл.); молитва пророка за свой народ ( Ис. 62 гл.); призвание язычников к вере ( Ис. 65 гл.); торжество Церкви и окончательный Суд над отступниками ( Ис. 66 гл.). Несмотря на свою древность, Книга пророка Исаии звучит, будто написана вчера. Она настолько содержательна, утешительна и поэтична, что каждому христианину следовало бы ее иметь своей настольной книгой. Книга пророка Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Прокимен ваий, Всякое дыхание: евангелие ваий: псалом 50. воскресение же христово, не глаголем. И егда целуют братия святое евангелие, раздает игумен ваиа со свещами братии, по обычаю. Вместо же, молитвами Богородицы, поем, Слава, Днесь христос: И ныне, тойже. таже, Помилуй мя Боже: посем стихира, глас 6, днесь благодать: Канон праздника, со ирмосом на 8: и ваий, со ирмосом на и. Катавасиа обоих канонов, кийждо лик свой ирмос. По 3–й песни кондак и икос ваий, и седален: Слава, и ныне, праздника: и чтение праздника. По 6–й песни кондак и икос праздника. На 9–й песни, честнейшую не поем, но поем припев праздника, яко предписася. Ваий же поем по обычаю припев: Слава тебе Боже наш, слава тебе. На сходе же прежде поем припев праздника: ирмос праздника, яко одушевленному: таже ваий. Таже, свят Господь Бог наш: на глас 1–й. Светилен праздника, дважды. На хвалитех стихиры праздника 3: и ваий 3. Слава, праздника, Да веселятся небеса: И ныне, ваий, Прежде шести дней: Славословие великое. Тропарь, общее воскресение: Слава, и ныне, праздника. ектении, и отпуст, и оглашение, и час 1–й в притворе, и отпуст. [Смотри] При часе же 2–м дне исходим с литиею вне монастыря, якоже указася на ряду: и возвращшеся поем часы. На часех, тропарь праздника: Слава, общее воскресение: И ныне, богородичен часов. По Отче наш, кондаки пременяем. На Литургии , блаженна праздника, песнь 3–я на 4: и ваий, песнь 6–я на 4. По входе глаголем стих: благовестите день от дне спасение бога нашего: Тропарь праздника, и ваий, общее воскресение: Слава, кондак ваий: На престоле на небеси: И ныне, праздника: Взбранной: таже прокимен ваий, и праздника. Апостол праздника, и ваий. Аллилуиа, евангелие и причастен праздника, и ваий. На Литургии , за Достойно, ирмос ваий, Бог господь, и явися нам: [Смотри] Аще же храм благовещения Богородицы, поем за Достойно, ирмос: яко одушевленному божию кивоту:   МРК Аще случится благовещение пресвятыя Богородицы в великий понедельник.   На Велицей Вечерни , поем, блажен муж, 1–й антифон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Примечание: Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на «Господи, воззвах...», литии и на стиховне поются стихиры праздника и Недели ваий. После прокимна: «Господь воцарися...» – читается восемь паремий: 5 – Благовещения и 3 – ваий. На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) в ваий (один раз). Точно так же и на «Бог Господь...». После полиелея – величание Благовещения, прокимен и Евангелие ваий, после освящения ваий – стихира ваий. Канон Благовещения и ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9-й песни вместо «Честнейшую...» – припев праздника Благовещения, к тропарям же канона ваий обычный припев: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». На литургии (св. Иоанна Златоуста ) поются изобразительны. Входной стих: «Благовестите день от дне...». Прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и ваий. Задостойник – ваий. Причастен Благовещения и ваий. 74 См. Типикон. Подготовительные Недели Великого поста, а также воскресные дни святой Четыредесятницы; срав. архиеп. Антоний. Постная и Цветная Триодь, Богослужебная заметка. Русский инок, 1914, 7, с. 416; В. Розанов . Богослужебный Устав 1902 г., с. 420–429. 75 По субботам, начиная с субботы, следующей после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее, и до Недели всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на литургии в таком порядке: сперва рядовое субботы, потом – святого (Типикон, последование службы Недели о мытаре и фарисее). 77 Если в воскресенье случится святой с полиелеем, то величание ему поется после пения: «На реках Вавилонских...», а затем воскресные тропари (см. В. Розанов . Цит. соч., с. 402; А. Неаполитанский. Церковный Устав в таблицах. Владимир на Клязьме, 1891, с. 44). 80 К тропарям заупокойного канона припевы. 1-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». Ко 2-му тропарю: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих» (см. Октоих, гл. 1-й, в субботу утра). 81 1. Если в субботу мясопустную случится праздник трех святителей (30 января) или Обретение главы Иоанна Крестителя (24 февраля), то служба этих праздников переносится на пятницу мясопустную, а в субботу совершается заупокойная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, а поется ирмос 9 песни канона; диакон запевает начальные слова ирмоса: «Бог Господь, и явися нам», певцы продолжают: «Составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с вайями и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего». В конце всенощного бдения и Литургии бывает отпуст праздника: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш». Литургия совершается святого Иоанна Златоуста . Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входное: «Благословен грядый во Имя Господне». По входе – тропари и кондак праздника. Задостойник – ирмос 9 песни без припева: «Бог Господь, и явися нам, составите праздник». Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от Четыредесятницы к Страстной Седмице. Если в Неделю Ваий случится Благовещение, то на «Господи, воззвах», на литии и на стиховне стихиры поются празднику и Ваий. После прокимна «Господь воцарися» читаются восемь паремий: 5 – Благовещения и 3 – Ваий. На благословении хлебов поется тропарь Благовещения – дважды и Ваий – один раз (также и на «Бог Господь»). После полиелея – величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваий. После освящения Ваий – стихира Ваий. Канон праздника и Ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9 песни – припев праздника Благовещения, а к тропарям 9 песни канона Ваий обычный припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На Литургии святого Иоанна Златоуста поются изобразительны. Входное. Прокимен, Апостол и Евангелие праздника и Ваий. Задостойник Ваий. Причастен праздника и Ваий. 400 Чин молебна находится в Типиконе и в Постной Триоди в исследовании пятка 1 седмицы, а также в «Богослужебных указаниях на 1951 г». Молитва на благословение колива находится в Служебнике и в Чине благословения колива в праздники. 401 В настоящее время во многих приходах центральных и Юго-Западных областей в пятницу (в Москве – по воскресениям) совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый пассией (страданием). Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (XVII в.). Служится он на повечерии (в пятницу) или на вечерне (в воскресение) в 1, 2, 3 и 4 седмицы или Недели Великого Поста, и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы («Тебе одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа»), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда. О пассиях наш церковный Типикон ничего не говорит. Устав и обряд пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при архимандрите Киево-Печерском Иоасафе Кроновском, где в конце описания чина было сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкве святыя православныя подаются».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Катавасиа: Воистинну богородицу: Таже припев праздника, и ирмос: яко одушевленному: Посем, свят Господь Бог наш: на глас 1. Светилен праздника дважды: Слава, и ныне, лазаря. На хвалитех стихиры праздника 3: и лазаря 3. Таже припевы: воскресни Господи Боже мой: 2, Исповемся тебе Господи всем сердцем моим: Слава, святаго лазаря: Велие и преславное: И ныне, праздника. еже от века таинство: Славословие великое. тропарь праздника: Слава, и ныне: общее воскресение: ектении, и отпуст, и оглашение, и час 1–й в притворе. Тропарь праздника: Слава, общее воскресение: И ныне, богородичен часов. По Отче наш, кондак лазаря. Сице тропари глаголем и на прочих часех: кондаки пременяем. [Смотри] При часе же 2–м дне, творим исхождение вне монастыря: Возвращшеся же поем часы. На Литургии , блаженна праздника, песнь 3, на 4: и лазаря, песнь 6–я, на 4. По входе тропарь праздника, и лазаря. Слава, кондак лазаря: И ныне, праздника. Вместо трисвятаго, поем, елицы во Христа крестистеся: Прокимен, апостол, Аллилуиа и евангелие прежде праздника, таже лазаря. Вместо же Достойно, поем ирмос праздника. Причастен прежде праздника, таже святаго лазаря. На Велицей Вечерни , кафисма, блажен муж, вся. На Господи воззвах, стихиры праздника 3, повторяюще я: и ваий на 4. Слава, ваий, днесь благодать: И ныне, праздника: Послан бысть: Вход, прокимен дне, и чтения праздника 5, и ваий 3, На литии стихиры праздника 3, и ваий 3: Слава, ваий, Прежде шести дней: И ныне, праздника, благовествует гавриил: На стиховне стихиры самогласны ваий, глас 8, с припевы их. Слава, ваий, днесь благодать: И ныне: праздника, еже от века таинство: На благословении хлебов тропарь праздника дважды, и ваий единожды, и чтение праздника. На Утрени , на Бог господь, тропарь праздника, дважды. Слава, и ныне, общее воскресение: По 1–й кафисме седален ваий: Слава, и ныне, праздника: и чтение: По 2–й кафисме седален ваий: Слава, и ныне, праздника: и чтение. таже полиелей праздника, и седален, и чтение праздника. Степенна, 1–й антифон 4–го гласа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

III. 1) призвав к служению Исаию, Господь возложил на него двойную миссию ( Ис. 6:9–13 ). Его проповедь Божьего наказания должна была показывать жестоковыйность народа. С др. стороны, пророк должен был объяснить, что это страшное наказание призвано послужить тому, чтобы Бог с уцелевшим ⇒ остатком , «святым семенем» ( Ис. 6:13 ), довершил историю спасения. Исаия бичует непослушание и отпадение своего народа от Господа, его суеверие, формализм богослужений ( Ис. 1:11–14 ), поклонение идолам ( Ис. 2:8 ), жестокость ( Ис. 1:23 ; Ис. 10:12 ) и безнравственность ( Ис. 5:11.12.22 ). Точно так же он клеймит грехи врагов Иудеи (Вавилона – Ис. 13:1 ; Тира – Ис. 23:1 ; Ассирии – Ис. 10:1 ; Ис. 33:1 ; Эдома – Ис. 34 ); 2) а) но во тьме беспощадного наказания вспыхивает искра надежды на то, что Бог останется верен завету. За пленом и долгими страданиями должны последовать освобождение и возвращение из изгнания ( Ис. 40 ). Исаия называет даже имя освободителя евреев за два века до его рождения – это перс. царь Кир ( Ис. 44:28 ; Ис. 45:1 ). Пророк, чье пророчество, по сути, является мессианским, вслед за освобождением и возрождением своего народа ( Ис. 44–45 ) ( Ис. 60–61 ) видит раба Господня. Этот эвед Йахвэ не только поможет Израилю, но и дарует всем народам земли дух мира, справедливости и спасения. Он предстает перед Исаией в образе «мужа скорбей», Мессии, Который несет на себе человеч. грехи и, пройдя через страдания и совершив умиротворение, становится победоносным Спасителем человечества. Именно за это пророчество, наиболее ярко выраженное в Ис. 52:13Ис. 53:12 , Исаию называют пятым евангелистом; б) кто же этот раб Божий? Кир не может им быть. Ведь в Ис. 44–45 , где говорится о возрождении Иерусалима и восстановлении храма, царь, хотя и называется пастырем Божьим ( Ис. 44:28 ), «помазанником Господним» ( Ис. 45:1 ) и «освободителем», никогда не упоминается как эвед Йахвэ. По всей вероятности, этот образ являлся пророку в двойном видении. Сначала раб Божий предстает в собират. образе под именем «Иаков и Израиль» ( Ис. 44:1.2.21 ; Ис. 45:4 ; Ис. 48:20 ; Ис. 49:3 ). Если мы правильно понимаем, речь идет о наиб. достойных представителях иуд. народа, ведь большинство изгнанников были отступниками от Бога, как и их отцы ( Ис. 48 ). Пророк видит среди отступников остаток Израиля, очищенный и омытый страданиями, который, торжествуя духом, достойно выдержит испытание ( Ис. 45:18–25 ). Отсюда – его призыв «собраться», адресованный к тем изгнанникам, которые сохранили веру, в отличие от их братьев, поддавшихся соблазнам Вавилона; отсюда – мощно звучащее напоминание о призвании Израиля ( Ис. 46:3 ; Ис. 49:6 ). Последующие видения убедили Исаию в том, что все же никакой остаток, никакая общность людей не способны выполнить божественную миссию, и с этих пор образ эвед Йахвэ был заключен для него в отдельной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Особенно строго пророк относится к великим мира, которые открыто позволяют себе нарушать требования правды Божией ( Ис.1 и сл.; Ис.5:22–23 ; Ис.10:1 ; Ис.32:5–7 ; Ис.33:1–5 ). Политика иудейских правителей, видевших все спасение Иудейского государства в союзах с сильными языческими державами, также здесь находит себе резкое осуждение ( Ис.8 и сл.; Ис.30:1 и сл.; Ис.31 и сл.). Ввиду развращения народа израильского пророк угрожает ему судом Божиим, исполнителями которого должны выступить языческие народы, предрекает опустошение земли израильской и изгнание из нее евреев ( Ис.6 и сл.; Ис.5:13 ; Ис.17:9 ), причем довольно ясно говорит и о взятии Иерусалима врагами ( Ис.2:12, 15 ; Ис.3:8, 16 и сл.; Ис.22:5 ; Ис.30 и сл.; Ис.32 и сл. 19), о скором падении Самарии (гл. 28) и о вавилонском пленении иудеев ( Ис.39 и сл.). Но, с другой стороны, и в этой части книги Исаии сказано немало отрадных для сердца израильтянина пророчеств, и то там, то здесь сквозь мрак будущего открываются для Израиля и светлые перспективы. Пророк изображает, как страна Израильская восстает из глубокого унижения, в какое она была повергнута после нашествия ассирийцев. Вот рисуется вдали новый Властелин народа израильского – Мессия. Это будет потомок Давида по плоти, но Бог по существу духовному. Он распространит Свою власть над всей вселенной. Но и в ближайшем будущем Израиль, по словам пророка, может удостоиться милостей Божиих. Помощь от Бога Исаия предлагал сначала Ахазу, а потом Езекии – тому и другому по случаю нашествия врагов ( Ис.8 и сл.; Ис.10:26–34 ; Ис.14:24–27, 32 ; Ис.17:12–14 ; Ис.18 и сл., Ис.39 и сл.; Ис.30:27–33 ; Ис.31:8 и сл.; Ис.33 и сл.; Ис.37 и сл.). Господь будет охранять Сион – эту свою святую гору, если только Израиль сохранит преданность Всевышнему (гл. 28, 33). Сначала Сион подвергнется опустошению, но потом восстанет во славе и все народы устремятся к этой горе, признавая за ней право всеобщего руководительства ( Ис.2 и сл.; Ис.25 и сл.). В частности, первая часть книги Исаии содержит в себе следующие отделы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010