Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕНОСИС Распятие. Икона 2-й пол. XIV в. (Музей Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований, Венеция, Италия) Распятие. Икона 2-й пол. XIV в. (Музей Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований, Венеция, Италия) [греч. κνωσις; лат. exinanitio - истощание, умаление, опустошение], обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира. Термин «кеносис» имеет новозаветное происхождение (см., напр.: Флп 2. 7). К. характеризует всю земную жизнь Иисуса Христа и свидетельствует о великой любви Бога к человеку. Предельное уничижение Христа явлено в Его крестных страданиях и смерти. Неизменная верность воле Божией, сохраненная Им во всех искушениях, стала основанием для преображения мира и создания Его Царства: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2. 9-11). Ветхозаветные пророчества о К. В ВЗ есть много свидетельств о К. грядущего Мессии. В Книге прор. Исаии говорится, что большинство современников Христа соблазнится Его смиренным видом и образом жизни: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис 53. 3). Прор. Исаия подчеркивает добровольность страданий Христа (см.: Ис 50. 6) и раскрывает сотериологический смысл уничижения Мессии: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53. 4-5). В псалмах тема К. раскрывается через изображение буд. страданий и внутренних переживаний страждущего Христа на пределе человеческих сил, в глубокой личной скорби: «Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛЯ [греч. θλημα, θλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в промышлении о всем творении и приведении его ко спасению (Пс 32. 11; 39. 9; 142. 10; Ис 53. 10; Прем 9. 13; Мф 6. 10; 12. 50; 26. 39, 42; Мк 3. 35; 14. 36; Лк 11. 2; 22. 42; Ин 4. 34; 5. 30; 6. 38-40; Деян 13. 22 ; Рим 9. 19; 12. 2; Евр 10. 7, 9); В. как сила или свойство человеческой души (Пс 1. 2; Ис 58. 3; Дан 11. 3; 2 Петр 1. 21; Рим 8. 20; 1 Кор 7. 37). У отцов Церкви слово «В.» употреблялось преимущественно в библейском смысле, т. е. для обозначения заповедей и Промысла Божия ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 20; Ign. Eph. 1; Clem. Alex. Protrept. XII 120. 4-5 и др.): из послушания В. Отца Сын Божий стал человеком и претерпел страдания ( Meliton. Pasch. 551; Iust. Martyr. I Apol. 63; Clem. Alex. Paed. I 2. 4); В. наделен и человек. Для сщмч. Иринея , еп. Лионского, человеческая В. (θλησις) тождественна способности человеческой души к самоопределению (ατεξοσιος) (Fragmenta deperditorum operum. 5// Iren. Adv. haer. Vol. 2), а для Дидима Слепца она предшествует всякому действию (Fragm. in Ep. ad Rom. (in catenis). 5// Staab K. Pauluskommentar aus der griechischen Kirche aus Katenenhandschriften gesammelt. Münster, 1932). В ходе арианских споров категория В. стала ключевой в полемике свт. Афанасия I Великого с Арием (A. Dihle. P. 116). Последний ставил на один уровень такие действия Отца, как создание мира и рождение Сына, что приводило его к ложному заключению, что Сын сотворен подобно остальному миру. Свт. Афанасий, проводя различие между творением и рождением, привлекал с этой целью категорию В. Сотворение Отцом мира отличается от предвечного рождения Сына тем, что в 1-м задействована В. Отца, а 2-е осуществляется без участия Его В. ( Athanas. Alex. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 72). Свт. Григорий, еп. Нисский , рассматривал В. в связи с учением о стремлении человека к совершенству и полному познанию истины. Хотя совершенство и истина в своей полноте остаются для человека недостижимыми, его не оставляет неутолимое желание достигнуть их. Это желание есть самостоятельная волевая сила. В. для свт. Григория, т. о., является свободным движением (κνησις - Greg. Nyss. Quod non sint tres dei//PG. 45. Col. 128; Adv. Maced.//Ibid. Col. 1317; ατεξοσιος κνησις - In Eccl. 6//Ibid. 44. Col. 725).

http://pravenc.ru/text/155218.html

Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены Полезно изъяснить и то, на каких основаниях составлен божественными Отцами священнейший Символ, дабы знать, что они не сами от себя, но из божественных Писаний заимствовав выражения и мысли, составили его в духе благочестия. Таким образом почти все речения божественного символа (взяты) из святых Писаний: мы покажем это по отношению, в отдельности, к каждому выражению.   Против Еллинов, Иудеев и язычников, и всех прочих нечестивцев, которые или вовсе не исповедают Бога, или и признают Его, но не исповедают Отцем единородного Слова и Изводителем Святаго Духа:   Верую .   В Евангелии (говорится): «ты веруеши ли в Сына Божия» (Иоан. 9:35)? «Веруйте в Бога, и в Мя веруйте» (Иоан. 14:1). Апостол: «веруй в Господа Иисуса» (Деян. 16:31).   Во единого Бога .   В Евангелии: «да знают Тебе единого истинного Бога» (Иоан. 17:3). Брат Божий: «ты веруеши, яко Бог един есть» (Иак. 2:19). Павел: «но нам един Бог Отец, из Негоже вся и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор. 8:6).   Отца .   В Евангелии (сказано): «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему» (Иоан. 20:17). «Отче праведный, и мир Тебе не позна» (Иоан. 17:25). «Ко Отцу Моему иду» (Иоан. 16:10). «Аз умолю Отца» (Иоан. 14:16). «Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего» (Матф. 26:53)? «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лук. 23:46). Петр (говорит): «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (1 Петр. 1:3). Павел: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть» (2 Кор. 11:31).   Вседержителя .   Захария: «сице глаголет Господь Вседержитель; в храм Господа Вседержителя; глаголет Господь Вседержитель» (Зах. 1:3, 4:14, 7:4, 8и мн. др.). Иезекииль: «Адонаи Господь» (Иез. 2, 4 и др.), что значит — Вседержитель. Вседержителя означает и имя Саваоф, которое Исаия усвояет всей Святой Троице, говоря: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6:3). В Евангелии: «Отче, Господи небесе и земли» (Матф. 11:25). Давид: «в руце Его вси концы земли» (Псал. 94:4). Наперсник (Христов, Иоанн): «Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый» (Апок. 11:17).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

Внешние ограничения не должны расторгнуть наше единство Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сёстры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Милостью Всещедрого Бога мы сподобились достигнуть светозарной пасхальной ночи и вновь радуемся славному Христову Воскресению. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим великим праздником и торжеством из торжеств . Почти две тысячи лет отделяют нас от воспоминаемого ныне события. Однако каждый год Церковь с неизменным духовным трепетом празднует Воскресение Господне, неустанно свидетельствуя об исключительности того, что произошло в погребальной пещере возле стен древнего Иерусалима. Весь земной путь Сына Божия: от Его чудесного Воплощения до страданий и страшной смерти на Кресте – является исполнением обетования Творца, данного некогда нашим прародителям. Бог обещал послать в мир Того, Кто возьмёт на Себя наши немощи, понесёт наши болезни (Ис. 53, 4) и спасёт людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21). Это обетование Господь подтверждал неоднократно через Своих пророков. Этому обещанию оставался верен даже тогда, когда народ избранный отступал от завета и нарушал волю Создателя. В Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодолена, наконец, смерть – последний рубеж, отчуждавший человека от истинного Источника жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении с Творцом. Смерть повержена – её жало вырвано (1 Кор. 15, 55). Пленил плен Господь (Еф. 4, 8) и низложил ад. У Бога не остаётся бессильным никакое слово (Лк. 1, 37) – воистину Он воскрес, как сказал (Мф. 28, 6)! В нынешнем году народы Земли проходят через особые испытания. Губительное поветрие распространилось по всему миру, достигнув пределов и наших стран. Власти применяют ограничительные меры, для того чтобы предотвратить взрывной рост эпидемии. В некоторых странах пастырской ответственности Московского Патриархата остановлено проведение общественных богослужений, в том числе и Божественной литургии. Однако нам, православным христианам, не должно унывать или отчаиваться в этих сложных обстоятельствах, а тем более поддаваться панике. Мы призваны хранить внутренний мир и помнить слова Спасителя, произнесённые накануне Его искупительных страданий: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

http://pravmir.ru/pashalnoe-poslanie-pat...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРОПОВЕДЬ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г. См. также: Церковный год > > Рождество Христово Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с великим, мироспасительным и радостным праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодня ликуют и радуются сердца всех верующих людей; ликуют и радуются в осознании того, что в эту священную и спасительную ночь для всего мира и для человека пришло искупление. Ибо для нас и нашего ради спасения на эту плачевную земную юдоль приходит Спаситель мира. Приходит для того, чтобы разрушить преграду между тварью и Творцом, положенную грехопадением, и даровать обновленному человечеству Вечную жизнь и радость Богообщения. Сын Божий стал Человеком, чтобы человек мог стать сыном Божиим. В Своем воплощении Бог отдает миру Самого Себя безраздельно и без остатка. В этом проявляется акт высочайшей Любви, которая не ищет своего, но ради другого жертвует собою. Но, несмотря на то, что уже прошло две тысячи лет с этого радостного события, разум человеческий до сего дня не может понять этой тайны воплощения. Мы знаем, что человек, рождаясь во времени, рождается для вечности. А Предвечный, Надмирный Бог рождается во времени — рождается для того, чтобы избавить нас от той тяжести греха, в котором пребывало человечество, начиная от праотца Адама, не выполнившего Божественного завета, нарушившего заповедь и за это вместе с нашей прародительницей Евой изгнанного из рая. Но Господь любит Свое создание. И мы знаем об этом из Священного Писания, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Бог Отец посылает миру Сына Своего, Свою Единородную Любовь, чтобы мир познал любовь и научился любить. И вот Он «изъязвлен был за грехи наши, наказание мира нашего на Нем, ранами Его мы исцелились» (Ис. 53,4). Глубока тайна смерти Бессмертного, как и нынешнее начало Безначального! Итак, любовь побуждает Бога стать Человеком, прийти в этот грешный мир для того, чтобы взять Крест и взойти с ним на Голгофу, пострадать, умереть, воскреснуть и через Свое Воскресение и Вознесение на небеса показать нам путь нашего воскресения и нашего вознесения.

http://zavet.ru/kalendar/rx-001pr.htm

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» Евангелие от Матфея (11:27-30) 26.01.2021 737 Время на чтение 6 минут 24 января на воскресной службе читалось Евангелие от Матфея (11:27-30). Публикуем проповедь, произнесенную в Свято-Никольском храме Киева на тему одного из прочитанных стихов: «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Дорогие братья и сестры! Множество людей из нас влачат жалкое бремя, которое только Христос может снять с нас. Самое тяжелое бремя – это бремя греха. Если бы человек пытался в одиночку его нести, то оно бы просто раздавило его. Поэтому: «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Именно Христос снимает бремя нашей вины, именно Он дает покой нашей мятущейся душе. Почему же Он призывает нас возложить все заботы на Него? Да потому, что мы дороги Ему. Он был искушаем во всем, но не совершил греха – поэтому Он имеет власть так сказать. Вот почему Он «исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:4). И чем глубже мы осознаем свою слабость и беспомощность, тем скорее найдем в Нем поддержку. Чем тяжелее наше бремя, тем блаженнее будет покой, когда мы обратимся к Тому, Кто носит все бремена. Вспомните евангельский рассказ о званых на пир (Лк. 14:13-24). Мы все призваны на Божий пир. Он должен был начаться здесь, на земле, если бы человек не изменил Богу. Теперь же скорбеть о себе, об обществе, о своем сиротстве в мире может каждый, но только верующий в Бога может силой этого чувства обратиться ко Христу, зная, что Богом он любим, что Бог воплотился, стал Человеком для того, чтобы нас спасти – жизнью, учением, смертью и, конечно, Своим Воскресением; при этом Он не говорит о том, чтобы мы были «как можно лучше», но говорит о чем-то совершенно ином. Святой Иоанн Златоуст говорит: «…если вы хотите узнать, что такое человек, не поднимайте глаз к престолам царей и вельмож, но вознеситесь взором к Престолу Божию, и вы увидите Человека, сидящего во славе… Единственный Человек, Который полностью, совершенно Человек, это Господь Иисус Христос, потому что в Нем полнота Божества обитала телесно, потому что сама Его телесность пронизана Божеством, потому что Он Бого-Человек, и это – наше призвание».

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/26/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-05-19 17:49:01 Владелец: zontik Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здесь лучше видно Ответов: 1. Последний ответ: возможно, святитель Иоасаф Белгородский Добавлено на опознание: 2013-05-19 17:40:57 Владелец: zontik Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: По наследству передалась икона не знаю кто на ней изображен Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-05-14 08:04:53 Владелец: dvoinay Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-05-13 18:30:15 Владелец: Konstantin1234 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона осталась от бабушки, подскажите как она может называться, примерное время ее написания, история и значение. Спасибо. Есть оклад, на иконе надпись С:Василий Великий Ответов: 1. Последний ответ: Время написание 19 век, ответ на название этого сюжета вы и сами дали. Это один из трех каппадокийских отцов церкви, известный церковный писатель и богослов. Храните как память о бабушке, быть может эта икона еще послужит вашей семье как святой обра [...] Добавлено на опознание: 2013-05-13 13:25:59 Владелец: kovalenko Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-05-13 13:25:11 Владелец: kovalenko Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона досталась от бабушки, когда взялась у неё точно сказать немогу. Видна надпись по центру сверху: " Об.Ор.Бин " ниже " ис.хс " . Помогите опознать пожалуйста, что это за икона??? Ответов: 4. Последний ответ: Написала не очень понятно. Богородицы с Иисусом Христом на руках, а державу в руках держит младенец Иоанн Предтеча. Украинское деревенское письмо. Похоже, что иконописец довольно известный в своё время. Здесь в разделе на 3-7 страницах поищите икону [...] Добавлено на опознание: 2013-05-12 13:12:14 Владелец: den1983 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет...

http://pravicon.com/unknown/69

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ [греч . Ιωσφ [] π Αριμαθαας; лат. Ioseph ab Arimathea], св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля); влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа (Мф 27. 57-60; Мк 15. 43-46; Лк 23. 50-53; Ин 19. 38-42). И. А. происходил из г. Аримафеи (Рамафа; Ραμαθαν - Ios. Flav. Antiq. XIII 4. 9 (127); ср.: 1 Макк 11. 34), располагавшегося на расстоянии ок. 30 км к северо-западу от Иерусалима. В ВЗ упоминается также как Рамафаим-Цофим (1 Цар 1. 1, 19; 2. 11); у ап. Луки Аримафея названа иудейским городом (Лк 23. 51). Нек-рые исследователи считают, что греч. текст Мк 15. 43 и Ин 19. 38 допускает понимание выражения «из Аримафеи» как «пришел из Аримафеи», т. е., когда начались события Распятия, И. А. пришел из Аримафеи ( Lohmeyer. 1951; Porter. 1992. P. 971; против этой теории- Luz. 1989. P. 577). Снятие с креста. Аворий. 1-я пол. X в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Снятие с креста. Аворий. 1-я пол. X в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Согласно евангелисту Марку, И. А., «знаменитый член совета» (εσχμων βουλευτς; отсюда слав.     в гимнографии), принадлежал к числу тех, кто «ожидал Царствия Божия» (Мк 15. 43). После смерти Спасителя И. А. воспользовался своим положением, чтобы попросить у Пилата тело Иисуса для погребения. Когда разрешение было получено, И. А. снял тело Спасителя с креста, обвил его плащаницей, положил во гроб, к-рый был высечен в скале, и, привалив камень к двери гробницы, удалился (Мк 15. 43-46). И. А. не допустил, чтобы тело Господа было брошено в общую могилу, как тела 2 распятых вместе с ним разбойников ( Gordini. 1970. Col. 1292). Эта гробница не являлась семейным склепом И. А., но, очевидно, была специально им приготовлена (см.: Мф 27. 60; Ин 19. 41; ср.: Ис 53. 9 - Brown. 1988). Возможно, И. А. недавно переехал из Аримафеи в Иерусалим, фамильная гробница находилась на его родине ( Kee. 1962. P. 980). Из Евангелия от Матфея известно, что И. А. был «богатым человеком» и учеником Христа (Мф 27. 57). Важную деталь к образу И. А. добавляет евангелист Лука, сообщая, что он был «человек добрый и правдивый» (т. е. подобный др. праведникам ВЗ: Захарии, Елисавете и Симеону - Лк 1. 6; 2. 25) и не участвовал в осуждении Спасителя (Лк 23. 50-51). Евангелист Иоанн, уточняя сообщения синоптиков, говорит об И. А. как о тайном («из страха от Иудеев») ученике Иисуса, к-рому в погребении своего учителя помогал прав. Никодим , принесший благовония для умащения тела (Ин 19. 38-40). Ап. Иоанн объясняет причину того, что Спаситель был похоронен в гробе новом, «в котором еще никто не был положен», указывая, что так было сделано «ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин 19. 42). Кроме того, он сообщает, что пещера, приготовленная И. А., находилась в саду (Ин 19. 41).

http://pravenc.ru/text/673659.html

Особенно явственно чувствуют Его милосердие и Божественную силу все страждущие, недугующие и обездоленные – все, попавшие в беду, которым не к кому обратиться за помощью. Как во времена Своей земной жизни, так и ныне Он, по слову пророка, берет на Себя наши немощи и несет болезни… язвами Его мы исцеляемся ( Ис. 53:4-5 ). Не счесть случаев Господня человеколюбия. Вот страждущий тяжким недугом радостно благодарит Спасителя, что Он услышал его молитву и помог. Вот безбожник, обретя веру, вместе с ней нашел смысл своего земного существования. Вот богач, в прошлом порабощенный страстью любостяжания, обретает радость в поисках богатства духовного. Вот погибавший наркоман или пьяница, освободившись от своего недуга, начинает вести здоровый образ жизни. Вот утопавший в грехах блудник, раскаявшись, становится на путь чистоты и целомудрия. Эти и подобные случаи свидетельствуют о том, что не оскудела благодать Христова. Как в древней Иудее, так и по сей день она сильна переродить даже самого отчаянного грешника, немощного сделать здоровым, унывающего – радостным, легкомысленного – мудрым, заблудившегося в жизни – повести по пути к вечному блаженству. Поэтому будем всецело уповать на подаваемую нам в Церкви благодать Христову. Будем благодарить Спасителя, что Он любит нас и все устраивает для нашего спасения. Если мы не будем препятствовать Ему и противиться, то Он непременно спасет нас, ибо для этого Он, Господь премудрый и всемилостивый, пришел к нам. С радостным праздником Рождества Христова приветствую всех вас, дорогие мои! Прилагаю к этому посланию две статьи: Епископ Александр Блаженни миротворцы, 2003 Приближаются дни рождественских праздников… Еще недолго и, по милости Божией, мы снова услышим в храме радостную Ангельскую песнь: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение.” Есть три рождения Христа: первое – Его предвечное рождение от Отца, второе – две тысячи лет назад в Вифлееме Иудейском и третье – в каждом из нас, возлюбившем Его. Его пребывание в душе приносит человеку умиротворение и неземную радость. В учении Христа раскрывается закон высшей правды и Божественной Любви, на которых только может строить истинную жизнь человечество. Только в Нем одном – спасение мира.

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

Протопресвитер Александр Шмеман: Царство Божие здесь и сейчас (+АУДИО) И многие столетия перед сумраком страстных дней вспоминают христиане это торжество. Внезапно поднимаются в переполненных храмах тысячи рук с вербами и зажженными свечами, и снова гремит, как тогда: «Осанна!» 28 апреля, 2013 И многие столетия перед сумраком страстных дней вспоминают христиане это торжество. Внезапно поднимаются в переполненных храмах тысячи рук с вербами и зажженными свечами, и снова гремит, как тогда: «Осанна!» Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова. Царство Божие здесь и сейчас За неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим. Перед началом Страстной недели, посвященной воспоминанию о страданиях и смерти Христа, – светлый праздник, который и теперь, спустя почти две тысячи лет, остается ¬по-своему загадочным. Почему? Да потому, что событие это – торжественное вступление Христа в Иерусалим, восторженные толпы, встреча Его как царя восклицаниями «Осанна!» и, главное, тот факт, что Христос Сам захотел, Сам вызвал это торжество, – на первый взгляд противоречит всему, что мы знаем о Нем из Евангелия. Ибо если чего избегал, от чего всегда уходил Христос на протяжении всего Своего земного служения, – это от внешнего успеха, от земной славы и власти. Апостол Павел определил земной облик Христа и образ Его служения словом «истощание», т.е. самоопустошение. «Христос, – говорит он, – истощил Себя, образ раба принял. В подобии человеческом был и смирил себя до смерти, смерти же крестной» (ср.: Флп. 2:7–8). Все христианское предание издревле применяло к Христу слова пророка Исаии о страдающем слуге Божием. Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис. 53:2–4).

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010