Творческий подход Исаии на примере образа Сиона . Сион – гора, город и место расположения храма – символизирует несколько понятий: место воцарения Бога ( Ис.24:21–23 ); убежище ( Ис.14:32 ); мир ( Ис.2:2–5 ); правосудие ( Ис.1:21; 33:5 ) и суд ( Ис.24:21–23 ); источник, из которого исходят слово и закон ( Ис.2:1–4 ), и святое место, основание которого заложил Бог ( Ис.28:16; 33:6 ). Это город, который неоднократно грешил и сделался греховным, подобно Содому. Сион служит выражением и других образов: пустые дома, ожидающие возвращения жителей; вестник, обращающийся к другим опустевшим городам ( Ис.40:9 ), и получатель послания. Бог заботится о его крепостных укреплениях, стенах и фундаменте. В новом городе стены будут называться «спасением», а ворота – «славой» ( Ис.60:18 ). Яхве будет его основанием ( Ис.33:6 NIV), солнцем и луной ( Ис.60:19 ). Основополагающее значение имеют и защита, и разрушение Сиона. Разнообразие этих образов не случайно – в них отражается переход в пророчестве от совершаемого Святым Израилевым очищения Сиона к его исцелению. В ходе этого процесса Сион превращается из развалин в цветущий город ( Ис.61:4 ), из пустыни в сад ( Ис.35:1–2 ), из безлюдного места в многолюдное ( Ис.54:1 ), из запустелого и унылого в процветающее и радостное. Сион сменяет Синай в качестве Божьей горы ( Ис.2:3; 4:5–6 ) и становится самой высокой горой ( Ис.2:2–3 ). Сион подвергается суду и приходит в запустение, его стены тоскуют и плачут, а затем, получив обещание возвращения жителей, он обретает надежду, что не будет больше необитаемым и станет матерью многих. Он показан также блудницей без мужа и детей, ставшей затем женой Святого Израилева с множеством детей ( Ис.1:21; 54:1 ). У Сиона непокорные дети ( Ис.1:2–4 ), ставшие сиротами, а затем восстановленные ( Ис.60:4 ) Святым Израилевым. Сион изображается нечистым городом и очищенной женой, а Святый Израилев – светом, превращающимся в пожирающий огонь ( Ис.10:16 ), а затем в яркий свет спасения ( Ис.60:1 ). Другие образы . Лежащая в основе книги тема очищения и исцеления Сиона и его окружения дополняется многими другими мотивами и образами: Небесного Воителя, исхода, царственности, мышцы/руки Господа, нарушения завета, Раба Божьего. Например, Святой Израилев предстает Небесным Воителем ( Ис.63:1–6 ), Который силой Своей руки поразит Сион ( Ис.5:25 ), а затем направит его в новый и еще более великий исход ( Ис.40:10–11 ) на новое небо и новую землю, которые Он создаст. Он выдвигает обвинения в нарушении завета ( Ис.1 и Ис.41–48 ) и для достижения Своих целей и управления новым порядком намеревается привлечь Своего Раба ( Ис.42:1–9; 49:1–11; 50:4–11; 52:13–53:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Один говорит: «Он подобен корню, растущему в земли жаждущей » (Ис. 53:2); другой взывает и говорит: « Прежде солнца пребывает имя Его » (Пс. 71:17). Один говорит: «Это Отроча (Младенец), рождение Которого совершилось днесь» (Пс. 2:7); другой: «Он древен, древнее всех тварей» (Мих. 5:2). Один вещает: «Видел я Мужа, стоящего на высокой ограде » (Ам. 7:7); другой говорит: «Я наименовал Его Ангелом, в руке у Которого благовествование Отца» (Мал. 2:1). Один спрашивает: « Убо истинно ли Бог обитати будет с человеки?» (2 Пар. 6:18). Другой говорит: « Сей есть Господь, Бог наш » (Вар. 3:36). Один говорит Иерусалиму: «Восстань, светися… прииде бо твой Свет » (Ис. 60:1); другой взывает: «Радуйся зело, дщи Сионя , торжествуй и проповедуй , Иерусалим» (Зах. 9:9). Один говорит: «Это — Восток » (Зах. 6:12); другой именует Его звездой (Ис. 10:17). Один называет Его жезлом (Ис. 11:1); другой — Пастырем Израилевым. Один говорит, что Он — Царь, а другой, что Он — вождь и советник. Один именует Его агнцем, а другой — всесожжением. Один говорит: «Это — Камень , отторгшийся без рук » (Дан. 2:34); другой именует Его Князем мира и правды (Ис. 9:6). Один говорит: «Это Тот, Которого видел я, как Он восшел на облака» (Ис. 19:1); другой говорит: «Я видел, что сидит Он на колеснице из Херувимов» (Иез. 10:18). Один говорит: « Видех Господа седяща на престоле высоце , и воскрилия (края) риз Его наполняли святой храм» (Ис. 6:1). Другие премудро начертывают иные таинственно прикровенные образы. Один говорит: «Слышал я от Отца, как вещал Он: приидите, и сошедше, смесим тамо язык» (Быт. 11:7); другой возвещает и говорит: «тебе глаголется, Навуходоносоре» (Дан. 4:28). Один говорит: «На меня возложено — идти и проповедовать о творении, что Господь изрек Единородному Своему: сотворим человека по образу Нашему » (Быт. 1:26). Один изображает снисшествие (сошествие) Его, как тихо капающий дождь, и Марию также представляет наподобие прекрасного, чистого руна (Пс. 71:6). Другой преднаписует его зачатие и изображает рождение Его (Ис. 7:14). Иной предуказывает путь Его, говоря: правы сотворите стези Бога нашего (Ис. 40:3). Такими вещаниями славословили Его, когда вступал в Иерусалим, и лик пророков славил вшествие Его в Сион. Дети и пророки присоединились там к ученикам, чтобы с торжеством и честью ввести Царя, и взывали: осанна!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Иаков приидет (Быт. 49:11) и возвестит вам о жребце осляти и о винничие (виноградной лозе). Младенцев и ссущих (сосущих) побудит Давид к хвалению (Пс. 8:3). Захария воскликнет Иерусалиму: веселись и радуйся… дщи Сионя (Зах. 9:9). Еще Исаия предвозвестил нам, указывая на учеников: вот на горах ноги благовествующих правду (Ис. 52:7). Вшествие Его в Сион при громких восклицаниях (Мф. 21:9): осанна! — есть предызображение радости, исполненное тайн и сокровенного смысла. Пред Ним поспешают дети с ветвями в руках; осанна! — воспевают Ему чистые, невинные младенцы, в веселии окружает его лик (собрание) апостолов. Его сопровождают святость, царское величие и священство, пророки на трубах своих возглашают пред Ним свои тайнозрения. Как царю дары, приносят во сретение Ему хвалы и в разных чертах преднаписуют (изображают) Его образ. Один говорит: «Вот Тот, о Котором вещал я, что при конце приидет на землю» (Авв. 3:2). Другой вещает: «Стоящим на лествице видел я Его» (Быт. 28:13). Один говорит: «Это Тот самый, Которого видел я среди купины (куста) в виде пламени» (Исх. 3:2); другой повторяет: «Это Бог… Чуден, Властелин… века» (Ис. 9:6). Один говорит: «Это Тот, Который с шумом, при сильных громах и трубном звуке, сошел на вершину горы, где и видел я Его» (Исх. 19:19). Другой взывает и говорит: « Хвали Бога твоего, Сионе , возьми цевницу (свирель) и гусли и воспой Ему песнь свою» (Пс. 147:1). Один вещает: «Это Останок, собранный во Израили» (Ис. 10:20); другой возвещает: «Он есть чаяние языков » (Быт. 49:10). Один говорит: «Вот стебель, Который прозябает и возрастает без семени»; другой продолжает и говорит; «Это жезл из корене Иессеова » (Ис. 11:1). Один вещает: «Вот знамение, которое воздвигнуто будет народом земным» (Ис. 5:26); другой уподобил Его агнцу пред стригущим (Ис. 53:7). Один говорит: «Не Тот ли это, Чье лицо узреть ожидают народы?» Другой восклицает: «Это Господь, Который нисходит и шествует по твердыням гор» (Ис. 2:2). Один перечисляет великие дела Его и чудеса деяний Его, говоря: «Вот Тот, Кто разрешает связанных, исцеляет сокрушенныя сердцем » (Ис. 61:1). Другой вопрошает о имени Его; допытывается, как угодно Ему наименовать Того, Кто в горсти Своей содержит ветры: кое имя Его?  — и: кое имя Сыну Его? (Притч. 30:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Прокаженный учитель Важными характеристиками раба в 53й главе Исаии является то, что Его поносят, и то, что он исцеляет болезни народа: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились… Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению…» (Ис. 53, 3-5, 10). Один из трактатов Талмуда (главный сборник раввинических учений, сформированный мeждy II u V bekaмu) — Санхедрин 98 б — обсуждает разные именования Мессии: «Как его (Мессии) имя? В школе р. Шелы говорили: его имя Шило, как сказано: „покуда не придет Шило [примиритель?]“ (Быт. 49, 10). В школе р. Янная говорили: его имя Йиннон, как сказано: „Будет имя его вовек, доколе пребывает солнце, имя его Йиннон [пребудет]“ (Пс. 71, 17). В школе р. Ханины говорили: имя его Ханина, как сказано: „ибо Я не дам вам Ханина [милости]“. Есть также и такие, которые говорят, что имя его Менахем сын Хизкийи, как сказано: „ибо далек от меня утешитель, который оживит душу мою“ (Пл. Иер. 1, 16). Многие рабби говорят: его имя — „прокаженный учитель“, как сказано: „Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом“ (Ис. 53, 4)…» (Санх. 98 б). Здесь речь идет не столько об имени Мессии, сколько о его свойствах. Относя слова о болезни раба к Мессии (Ис. 53, 4), древние раввины (далеко не все, но многие) предполагают, что определяющими качествами Мессии являются Его крайне низкий социальный статус вкупе со способностью исцелять и учить. Талмудический трактат Санхедрин 98 а записывает историю о том, что Равви Иехошуа бен-Леви придет к Мессии, а Мессия «сидит среди нищих, пораженных болезнями и ранами. И все они снимают повязки со всех своих ран одновременно и перевязывают все их заново; он же снимает одну повязку, перевязывает рану и возвращает повязку на место, затем снимает следующую и т. д. по отдельности — ибо, если призовут его, он не должен задерживаться» (Санх. 98 а).

http://aquaviva.ru/journal/?jid=29261

Бараний рог использовался как обрядовый инструмент ( Нав.6:4 ) или как сосуд для елея ( 1Цар.16:1 ). Вся хозяйственная жизнь основывалась на производстве овечьей шерсти ( 4Цар.3:4 ). Как сами животные, так и их шерсть ( Иез.27:18 ) были показателем благосостояния и могли служить средством выплаты дани ( 2Пар.17:11 ). Чистота шерсти (по-видимому, связанная с близостью к коже при стрижке) служила символом безгрешности ( Ис.1:18 ). Запрещение смешивать шерсть со льном также проистекало из стремления сохранить чистоту шерсти (или, быть может, из нежелания связывать себя оседлыми хозяйственными методами, то есть разведением льна, Лев.19:19 ). Уход за овцами требовал ответственного отношения ( Лк.15:4 ) и строгого учета ( Быт.31:39 ). Однако, в первую очередь, овцы служили в Библии моделью человеческого поведения. Человек – общественное существо и теряется, если не принадлежит к стаду. «Скиталец» выжить не может ( Быт.4:12 ). Люди поддаются внушению и легко сбиваются с пути ( Ис.53:6 ). Они беззащитны перед хищными волками ( Соф.3:3 ; Ин.10:12 ) или львами ( Иер.50:17 ) и отчаянно нуждаются в пастыре ( Зах.10:2 ). Если мы ходим Божьими путями, мы становимся Его овцами ( Пс.22; 94:7; 99:3 ). Иисус – наш Добрый Пастырь ( Ин.10:11–14 ) или Великий Пастырь ( Евр.13:20 ). Пастырь знает Своих овец по имени, а они знают Его голос ( Ин.10:3–4 ). Он называет их «овцами Моими» ( Иез.34 ; Ин.21:16–17 ). Очевидное сходство между людьми и овцами, а также аналогия в иерархических отношениях между Богом и смертным и между человеком и овцой легли в основу символической замены агнцем перворожденного мужского пола ( Исх.13:2,13 ) для ежегодного искупления ( Исх.12 ) и вечно действующей Пасхи ( Откр.5:6 ), освобождающей нас от самих себя ( Ин.1:29, 36 ). Христос – Агнец, ибо был «послушным даже до смерти» ( Флп.2:8 ), «пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ), безгрешным ( Евр.4:15 ) и идеальной жертвой «без порока» ( Чис.28:3 ). Козлы. В отличие от овец, козлы сообразительны, самоуверенны и символизируют житейскую мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Но Мое право – у Господа, и награда Моя – у Бога Моего». Вместо слов «право» и «награда» LXX и славян. перевод имеют: «суд» и »труд». В евр. тексте первое понятие выражено термином mischpath, что значит " суд», а также и признанное судом «юридическое право» на что-нибудь ( Втор.21:17 ); а термин – peulla соответствующий себе синоним имеет в латинском слове merces – «награда», «плата за труд». Следовательно, смысл этого утешения будет таков: хотя дело Мессии, т. е. результат Его искупительного служения, и не будет сопровождаться желанным успехом в отношении к большей части еврейского народа, однако через это оно не потеряет своей цены в очах высшей Божественной правды, которая ясно видит, что причина такого некоторого неуспеха лежит не в деятельности Мессии, а в жестокосердии людей, противящихся истине. Выражения, аналогичные данному, встречались нам у пророка Исаии и раньше ( Ис.35:4 ; Ис.40:10 ). О самом же характере и содержании этой награды речь будет ниже ( Ис.53:10–12 ). Ис.49:5 . И ныне говорит Го­с­по­дь, образо­вав­ший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрал­ся к Нему; Я по­чтен в очах Го­с­по­да, и Бог Мой – сила Моя. «И ныне говорит Господь... Я почтен в очах Господа и Бог Мой – сила Моя». Настоящий стих стоит в самой тесной связи с предыдущим и служит дальнейшим раскрытием и усилением заключающейся в нем мысли. В четвертом стихе изображается процесс внутренней борьбы в душе Мессии относительно ценности и пользы его служения, закончившийся победой положительных настроений. Здесь такое решение как бы санкционируется авторитетом Самого Бога, Который торжественно удостоверяет, что деятельность Его посланника не только не потеряет своей награды, но и заслужит особый почет, потому что, в сущности, она совершается именем и силою Самого Бога. Весь же опущенный нами период, со слов «образовавший Меня от чрева» и кончая словами «чтобы Израиль собрался к Нему» – представляет собой обычную вставку, только, так сказать, обостряющую главную мысль, но не вносящую в нее никаких новых данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Болезнь с сопровождающими её страданиями представляет проблему для людей всех времен. Решение этой проблемы зависит от того, как люди представляют себе мир и силы, которые над ними господствуют. На древнем Востоке, например, на болезни смотрели как на бедствие, вызванное злыми духами или посланное богами, разгневанными какой-нибудь погрешностью в культе, им воздаваемом. Для излечения применяли заклинание, назначением которых было изгнание бесов, испрашивали прощения у богов молениями и жертвоприношениями. Медицина, вследствие этого, была в ведении, жрецов; в известной мере она сохраняла связь с магией. Только наблюдательный ум греков развил её до степени самостоятельной положительной науки. Здоровье предполагает полноту жизненной силы. Болезнь, надо понимать, прежде всего, как состояние слабости и немощи. (Пс.37:11). В мире, где все зависит от установленной Богом причинности, нельзя не видеть в болезни поражающей руки Божией. (Исх.4:6; Иов.16:12). Бог может также действовать посредством существ, стоящих выше человека: Ангела истребителя (Исх.12:23), сатаны (Иов.2:7) или посредством олицетворенных бедствий. (Пс.90:5). В иудействе все больше внимания уделяется действию бесов, злых духов, влияние которых на наш мир обнаруживается в болезни. Как же объяснить это бесовское влияние, это существование зла на земле при неограниченном владычестве Господнем? Религиозное чувство человека непроизвольно устанавливает некую связь между болезнью и грехом. Бог создал человека, чтобы он был счастливым. Болезнь, как и все остальные бедствия человеческие, противоречит этому основному назначению; она вошла в мир лишь как последствие греха (Быт.3:16-19.) Она одно из знамений Божьего гнева на греховный мир. (Исх.9:1-12). Испытание болезнью должно возбудить в человеке сознание греха. Мольба об исцелении сопровождается всегда признанием грехов (Пс.37:2-6; 28:9-12). Однако встает вопрос, является ли каждая болезнь следствием личных грехов болящего. Ответ на этот вопрос не Иногда болезнь поражает праведных, как Иова или Товита, она может быть испытанием для засвидетельствования их верности. У царя пророков Исаии в его знаменитой 53-ей главе смысл болезни в искуплении вины грешников Великим Страждующим Праведником. « Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что оно был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Ис.53:4,5)

http://zavet.ru/b/orlov/sm/02.htm

Первейшая обязанность живущих в таком мире заключается в различении добра и зла ( 2Цар.14:17 ; 3Цар.3:9 ; Евр.5:14 ). Другая – в том, чтобы делать добро, а не зло, решительно отвергать зло и избирать добро ( Пс.33:15; 36:27 ; Притч.14:22 ; Ис.7:15–16 ; Ам.5:14–15 ; 1Пет.3:11 ; Рим.12:9 ). К добру надо всеми силами стремиться ( Притч.11:27 ). Еще одна вариация на тему – разделение рода человеческого на две категории: добрых и злых ( Притч.15:3 ; Ек.9:2 ; Мф.5:45; 12:35 ; Ин.5:29 ), как и дела человеческие считаются либо добрыми, либо злыми ( Ек.12:14 ; 2Кор.5:10 ). Разрешение вселенский конфликт получит в эсхатоне, и хотя в современных переводах Книги Откровение слова добро и благость не встречаются, основной смысл книги сводится к неизбежности конечной и решающей победы добра над злом. Образы благости . Благость наряду с обыденным прилагательным хороший – самый распространенный библейский образ, используемый для выражения положительных сторон человеческой жизни. Содержательность этого образа станет в какой-то мере ясной, если мы просто обратим внимание на широкую гамму понятий, которые разные библейские авторы называют хорошими. Под одну из таких категорий, естественно, подпадают нравственные и духовные ценности. Нас призывают: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» ( Пс.33:9 ). Прославление Бога есть благо ( Пс.53:8; 91:2 ), также как и приближение к Богу ( Пс.72:28 ). То же самое относится к «благодеявшей руке Бога» ( Неем.2:18 ), к «уставам и заповедям добрым» ( Неем.9:13 ), к благим словам Бога ( 3Цар.8:56 ), к «доброму пути» ( 2Пар.6:27 ), к справедливости, любви к делам милосердия и к смиренномудренному хождению пред Богом ( Мих.6:8 ). Но благость может относиться и к менее «духовным» сферам жизни. Например, хорошими могут выглядеть пастбища ( 1Пар.4:40 ; Иез.34:14 ), или работы по возведению стены ( Неем.2:18 ), или поиски доброй жены ( Притч.18:22 ). Совместная жизнь верующих – благо ( Пс.132:1 ). То же самое относится к «слову во время» ( Притч.15:23 ); к еде, питью и радости от работы ( Ек.5:17 ); к мудрости ( Ек.7:11 ) и к совести, свободной от чувства вины ( Деян.23:1 ; 1Тим.1:5 ). Добрыми могут быть плоды дерева ( Мф.7:17 ), даяния родителей детям ( Мф.7:11 ) и учение мудреца ( Притч.4:2 ). Благими могут быть даже страдания ( Пс.118:71 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Метрика Библейское стихосложение является тоническим, основанным на количестве ударений в стихе (полустишии). Предположение о существовании в И. п. особого элегического стиха впервые высказал англ. исследователь Р. Лаут ( Lowth. 1753. P. 223), к-рому принадлежит честь первооткрывателя главного художественного приема священной поэзии - библейского параллелизма. Точный ритм И. п. определил нем. библеист Будде ( Budde. 1882; Idem. 1892). Сущность поэтического метра 1-4-й глав И. п. заключается в закономерном чередовании 2 колонов стиха, из к-рых 2-й всегда короче 1-го и может состоять самое меньшее из 2 слов, а 1-й, т. о.,- не менее чем из 3 слов. Будде считал, что метрика стиха была обусловлена мелодией плачевных песней. Из 242 стихов (согласно принятому в евр. традиции делению) первых 4 глав И. п. 189 следует этой схеме, 53 отступает от нее, 32 из этих отступлений требует внесения в текст конъектур (предложены Будде: Budde. 1892. S. 261). Сторонники этой гипотезы отмечали, что по той же метрической модели построены и др. плачевные песни ВЗ (Ис 14. 4-26; Иер 9. 9-10, 18, 20, 21; Иез 26. 15-18; Ам 5. 1-2) (ср.: Благовещенский. 1899. С. 43). Впосл. гипотезу критиковали за то, что она предполагала значительное изменение оригинального текста плача. Совр. библеисты называют размер стиха 3+2, используемый в ветхозаветных плачах по умершим, «размер кина» (  ,   - погребальная песнь) ( Мейер. 2008. С. 622). Хотя для И. п. характерным является размер 3+2, как отмечал и Будде, встречаются стихи, построенные по др. ритмическим моделям: 4+2 (Плач 5. 3), 3+3 (Плач 3. 29), и, наконец, стихи, в к-рых 1-е полустишие не длиннее, а короче 2-го: 2+3 (Плач 2. 12а). Др. размерами написан плач царя Давида на смерть Саула и Ионафана (2 Цар 1. 17-27). Все это лишает основания вывод о том, что только размер 3+2 характерен для траурных песней ( Дьяконов, Коган. 1998. С. 90-92). Акростих Четыре первые песни И. п. написаны алфавитным акростихом . Пятую песнь роднит с предыдущими лишь количество строк - 22, соответствующее числу букв евр.

http://pravenc.ru/text/293616.html

Страдание в Библии также связано с освящением и возрастанием в христианской вере. Ключевой отрывок здесь – Рим.5:3–5 , где перечислены добродетели, воспитываемые через страдание. Здесь страдание изображено как история роста. В других местах новозаветных посланий страдание обрисовано как процесс совершенствования. В Евр.12:10–11 говорится, что дисциплинирующее страдание – это нечто, посланное нам Богом «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его», и посылается оно только «наученным чрез него». Подобным образом, «страдающий плотию перестает грешить» ( 1Пет.4:1 ). Дополнительный мотив, связанный со страданием, – то, что оно обязательно для будущей славы. Мы – «наследники Божий, сонаследники же Христу, – пишет Павел, – если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:17 ). Подобным образом, «если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:12 ). А также «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» ( Флп.1:29 ). 1 Петра – классическое произведение на тему страданий ради Христа, и мотив страданий как прелюдии к славе также встречается здесь: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» ( 1Пет.4:13 ). Истории о страдании . Мы можем также выделить особый жанр историй или сюжетный мотив, который можно определить как истории о страданиях. Страсти Христа – главная из историй о страданиях в Библии, ее основные элементы: насмешки врагов, ложное осуждение, терновый венец и распятие на кресте. В Ветхом Завете история Иова – самая развернутая история о страданиях. Угнетение Израиля, сначала в Египте, потом в изгнании, – это повествование о страданиях народа. Пророческий рассказ о страданиях народа сосредоточен в Книге Иеремии и Плаче Иеремии. Псалмы жалобы рассказывают о человеческих страданиях, как и четыре «песни о Рабе» в Книге Исаии ( Ис.42:1–4; 49:1–6; 50:4–9; 52:13–53:12 ). Истории о мученичестве также представляют собой истории о невероятных страданиях. См. также: БОЛЬ, МУКИ ; ГОНЕНИЯ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ; ГРЕХ ; МУЧЕНИЕ ; НАСИЛИЕ ; ПЕЧАЛЬ ; ПСАЛМЫ-ЖАЛОБЫ ; СКОРБЬ, ГОРЕ ; СТРАДАЮЩИЙ РАБ ; СТРАСТИ ХРИСТОВЫ, КРЕСТНЫЕ МУКИ .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010