Глава 6 1–2. Воскресение Израиля в будущем. 3–11. Греховность Израиля в настоящем. Ос.6:1 . В скорби своей они с ран­него утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и воз­вратимся к Го­с­по­ду! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, по­раз­ил – и пере­вяжет наши раны; Ос.6:2 . оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Пораженный бедствиями, находясь в плену, народ некогда с особенною ревностью ( «с раннего утра») взыщет Господа. Израиль сознает, что только Господь в силах поразивший его, может перевязать его раны и исцелить, что только Господь в силах воскресить от духовной смерти, которая постигнет народ в плену: «оживит нас через два дня, в третий день восставит нас». Влагая эти последние слова в уста народа, пророк указывает на скорое (два-три дня короткий срок) и несомненное оживление народа. Ап. Павел в послании к Коринфянам говорит, что Христос «воскрес в третий день по Писанию» ( 1Кор 15.4 ). Так как другого более ясного указания на воскресение Иисуса Христа в третий день в ветхозаветном писании нет, то должно думать, что апостол имеет в виду именно рассматриваемое места кн. Осии и, следовательно, находит в нем предуказание на воскресение Христово. Следуя апостолу, и церковные учители блаж. Феодорит, Григорий Нисский , блаж. Августин и др. видели в рассматриваемых стихах VI-й гл. прообразовательное пророчество о воскресении Христа. Ближайшим образом, разумеется, пророк говорил об Израиле. Но Израиль был прообразом Мессии (ср. Исх 4.22–23 ; Ос 11.1 ; Ис. 4 , Ис. 44 , Ис.52 , Ис.53 ), и важнейшие факты истории Израиля предызобразили черты из земной жизни Мессии. Как должен умереть и воскреснуть Израиль, так умрет и воскреснет Мессия Христос. Мессия – душа народа, источник жизни для него. Поэтому, если должен воскреснуть от смерти народ, то прежде этого еще должно совершиться воскресение из мертвых Мессии. Ос.6:3 . Итак по­знаем, будем стремиться по­знать Го­с­по­да; как утрен­няя заря – явле­ние Его, и Он при­дет к нам, как дождь, как по­здний дождь оросит землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 4. Народ Божий и пастыри Когда мы говорим о «пастырстве», «пастыре», и его «стаде», сами слова эти звучат для нас богословски. В современной, по преимуществу городской, индустриальной культуре они потеряли ту свою первозданную свежесть и живость, с какой произносились среди возделанных полей и пастбищ, в среде народа, изначально занимавшегося скотоводством. На Древнем Востоке цари называли себя пастырями, на которых свыше возложено определенное служение – собирать овец и заботиться о них. Этот образ часто встречается в Ветхом Завете, помогая понять те отношения, которые соединяют народ Божий с Господом через Христа и Его посланников. Образ пастуха, ведущего свое стадо, глубоко укорененный в опыте странствующих арамеян ( Втор.26:5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, идеально выражает две стороны власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель и сотоварищ. Это человек сильный, способный защитить свое стадо от диких зверей ( 1Цар.17:34–37 ); вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их знает ( Притч.27:23 ), применяется к их положению ( Быт. 33:13 ), берет слабых ягнят на свои руки и носит на груди своей ( Ис.40:11 ), бережно водит их среди скал и острых камней по ведомым лишь ему тропкам. Об отеческой любви пастуха к каждой овце повествует Вторая Книга царств (12:2–3). Власть пастыря неоспорима, это власть взаимной любви и преданности. Однако в Ветхозаветных Писаниях Бог редко прямо именуется Пастырем. По-видимому, это наименование оставляется только за Тем, Который должен прийти. Но несмотря на редкость этого аллегорического наименования Бога в книгах Ветхого Завета, отношения Бога с Его народом могут быть представлены как отношения Доброго Пастыря и стада. При исходе Израиль был народом паствы Его и овцами руки Его ( Пс.94:7 ), и Бог повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, u они не страшились ( Пс.77:52–53 ). Господь продолжает быть водящим в отношении Своего народа ( Пс.79:2 ), как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки u носить на груди Своей, и водить дойных ( Ис.40:11 ); правда, как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? – горестно восклицает пророк Осия (4:16). Потому, пророчествует Иеремия, стадо Господне отведено будет в плен (13:17). Но Господь Милующий снова будет вести их и приведет их к источникам вод ( Ис.49:10 ), давая знак (по-еврейски буквально «свистя») рассеянным овцам ( Зах.10:8 ) и собирая их. Такую же заботливость Он проявляет по отношению к каждому верному, который под посохом Божиим не имеет недостатка ни в чем и может ничего не бояться ( Пс.22:1–4 ). Милосердие Господне распространяется на весь мир, на всякую плоть ( Сир.18:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Вопросы и ответы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Вопрос 1 Вопрос. Каков признак истинного и совершенного христианина? Ответ. 1. Некоторые говорят, что [таковым признаком] является правая вера и дела благочестия 1 . Однако Христос не [только] этим определяет подлинного и истинного христианина. Ведь можно иметь и веру, и благие дела, но превозноситься ими, а потому и не быть совершенным христианином. Поэтому Христос говорит: Любящий Меня соблюдает заповеди Мои, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. И Мы, Я и Отец Мой, придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:21–23) 2 . 2. Этими словами мы научаемся, что [правой] верой и добрыми делами созидается умом нашим дом души нашей. Если же Христос, Владыка дома, не пришёл и не поселился в нас, то ясно, что Им не найдено созданное нами для Него строение. Вопрос 2 Вопрос. Откуда познаёт человек, стал ли обитать в нём Христос? Ответ. 1. Этот вопрос подобен тому, как если бы кто-нибудь спросил беременную женщину: “Откуда ты знаешь, что зачала во чреве?”. Ведь как эта женщина не нуждается для знания своей беременности в другом [человеке], но получает подобное знание сама по себе — от того, что прекращаются у неё месячные, от того, что плод её [начинает] двигаться [в утробе] и, наконец, от отвращения ко многим яствам, — так и душа, когда поселяется в ней, через Святого Духа, Христос, не нуждается для знания этого ни [в каком] научении от другого 3 . Она сразу же видит, как задерживаются обычные токи её страстей, как прекращается желание [вкусить] многие яства греха и как [она начинает] ненавидеть паче всего сладость наслаждения — ведь и для всякой беременной женщины становится ненавистной сладость мёда. 2. Когда душа христианина узрит в самой себе такие и подобные им признаки и свидетельства, тогда и она, вместе с духоносным пророком, скажет Богу: Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли (Ис 26:18) 4 . О том, что есть признак истинного христианина, услышь и от [апостола] Павла, глаголющего: Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор 13:5) 5 . Вопрос 3

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

Рассуждение двадцать первое. Об Апостолах И исполнишася вси Духа свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян.2:4 ). § I Апостол, на греческом языке – значит посланника. Апостольство есть служение Божественнейшее и благороднейшее; коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая ( Ис.52:7 ). Причина, собравшая Апостолов по милости, a не по заслугам, есть Христос, о чём Лука повествует так: и егда бысть день, призва (Христос) ученики своя; и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече ( Лк.6:13 ). Чрез сих Апостолов, яко чрез орудие, проповедал Христос спасение по всей земле. § II Материя, около которой упражнение имели Апостолы: 1) состояла в учении о приближающемся Царствии Небесном, как Христос заповедал им: ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися царствие небесное ( Мф.10:7 ). 2) Состояла также в проповеди о имеющем быть Страшном суде, и конце всех вещей, как сами Апостолы говорят: и повеле нам (Христос) проповедати людем и засвидетелствовати, яко той есть нареченный от Бога Судия живым и мертвым ( Деян.10:42 ). И на другом месте: лета убо неведения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: зане уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде ( Деян.17:30–31 ). 3) Упражнялись Апостолы в радостотворном провозвещении Евангелия, о чём гадательствуя, Исаия пророк так говорит: утешайте, утешайте люди моя ( Ис.40:1 ) и проч. § Апостолам принадлежало: 1) проповедовать о воскресении Христовом Иудеям и всем языкам; что они и исполнили, как пишется: велиею силою воздаяху свидетелство Апостоли воскресению Господа Иисуса Христа ( Деян.4:33 ). Сию должность, яко некоторый долг, должно было исполнить Апостолам; что Павел утверждает, когда говорит: еллином же и варвавом, мудрым же и неразумным должен есмь ( Рим.1:14 ). 2) Апостолы должны были защищать Христову Славу от поношения, и прославлять учение Его. Сие самое сделал Пётр, когда Критян, Аравитян и Иудеев, называющих Апостолов вина исполненными, посрамил ( Деян.2:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского 112 Радуйся зело, дщи Сионя! проповедуй радость, дщи Иерусалимля ( Захар. 9:9 )! Ликуй, народ града Божия ( Пс. 47:2 )! Взыграйте, врата и стены Сиона и вся земля! Возопийте, горы ( Ис. 44:23 ) и взыграйте в восторгах, холмы ( Пс. 113:6 )! Реки, восплещите руками ( Псал. 97:8 ), и, людие, обымите Сион ( Псал. 47:13 ), – видя присущего в нем Бога. Да совокупят ныне свой глас небесные жители с земными, да прославит песнями горний Иерусалим вместе с дольним: ибо здесь – Христос небесный и земной. Окрест Небесного да возликуют умные Силы; окрест земного да воспоют земнородные с Ангелами. Ныне явися Бог богов в Сионе ( Псал. 83:8 ). Ныне преселавная глаголашася о тебе, граде Божий ( Псал. 86:3 ). Иерусалим, град Царя великаго ( Псал. 47:3 ). Отверзи врата " Гому, Кто всем отверз врата небесные и отворил всем райские двери, – Тому, Кто отверз всем врата гробов ( Матф. 27:52 ), Кто сокрушил вечные врата ада ( Псал. 23:7; 106:16 ), Кто чудесно заключил врата девства. Тот, Кто древле на горе Синайской, как Бог, беседовал с Моисеем ( Исх. 20:1 ), – ныне, как раб, исполняет закон, подчинившись закону ( Галат. 4:4 ). Ныне Бог от Фемана пришел в Сион ( Авв. 3:3 ). Ныне Небесный Жених с Богоматерью, брачным Своим чертогом, приходит во храм. Дщери Иерусалимские! изыдите во сретение Ему! Возжем светло светильники истинным светом! Приготовим хитоны душ для Жениха Христа ( Матф. 25:6 )! Народы из языков, вместе с Сионом! сретим Его со светильниками! Соберемся во храм вместе с Храмом, Богом и Христом! Воскликнем Ему песнь Ангельскую с Ангелами: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ); полны пределы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его; исполнено все человечество снисхождения Его; полны небесная, земная и преисподняя милосердия Его, – полны Его милости, Его щедрот, Его даров, Его благодеяний. Итак, все народы восплещите руками ( Пс. 46:2 ); все пределы земли, приидите и видите дела Божии ( Пс. 45:9 ); всякое дыхание да хвалит Господа ( Пс. 150:6 ); вся земля да поклонится ( Пс. 65:4 ); всякий язык да поет, да славит, да прославляет Бога, Младенца четыредесятидневного и предвечного, Младенца малого и ветхого деньми ( Дан. 7:9 ), Младенца млеко ссущего и веки сотворившего ( Евр. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Глава 50. Грехопадение Израиля. «Отрок Божий», как пророк благовестник и судья-мститель 1. Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша. (Тако глаголет Господь: кая книга отпущения матери вашея, ею же отпустих ю? или коему заимодавцу продах вы? се, грехами вашими продастеся, и беззаконий ради ваших отпустих матерь вашу). По закону Моисея, «если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное; то муж напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» ( Втор.24:1 ). И Господь был со своим народом в союзе как бы супружеском и имел Своих детей, матерью которых был Сион ( Ис.1:26; 54:4–6 ). Обличая «детей Сиона», неверных своему Богу, и открывая им истинную причину предстоявшей им гибели (гл.48:20), Пророк спрашивает: «где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?» – разумеется, такого письма нет; следовательно, не Бог желал оставить Свой народ – детей Сиона, при всем его несовершенстве, а «дети Сиона» самовольно отвратились от Бога, по своему безумию (гл.1:2–4): и вот они теперь обречены в жалком состоянии скитаться в чужой земле. Или еще: по закону Моисея, владелец мог продавать своих рабов, даже детей ( Исх.21:2,7 ), а следовательно, и отдавать их за неоплатный долг своему заимодавцу. Но Господь не продавал никому Своего народа за деньги (гл.52:3–5); а если он должен находиться в рабстве, то для искупления своих собственных и праотеческих грехов (гл.40:2), и за преступления его отпущена, как бы по разводному письму, мать народа, т.е. Сион на время оставлен Богом, но только на некоторое время, а не навсегда остается вне союза с Ним (гл.54:4–8). 2–3. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. (Что яко приидох и не бяше человека? звах и не бе послушающаго? еда не может рука Моя избавити, или не могу изъяти? се, запрещением Моим опустошу море и положу реки пусты, изсхнут рыбы их не сущей воде и умрут жаждею: облеку небо во тму и положу аки вретище одежду его).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пророки вообще были стражами дома Израилева ( Иез.3:17 ; Иер.6:17 ; Ис.52:8, 56:10 ), которых Бог Иегова, верховный Пастырь и Страж Израиля ( Пс 79:2, 120:4 ), воздвигал для охранения целости и святости завета и теократии среди народа Божия – ввиду частых его уклонений от этих начал. (См. P. Laur. Die Prophetennamen des Alten Testamentes. Freiburg. 1903. s. s. 103–107). «Возвышаясь всегда и во всех отношениях над своими современниками, постоянно изрекая им наставления, обличения, угрозы, угнетения и для сего просвещаясь от Духа Божия, испытующего самые глубины Божии, – эти люди, в случаях особенно важных и сомнительных, особенно усиливали свой подвиг стояния на вверенной им духовной страже стен Иерусалимских ( Ис 62.6 ) и сами молитвенно вопрошали Бога о воле Его, дабы возвестить ее народу. Сия молитва вообще признавалась одною из особенных обязанностей пророков ( Иер.32:16, 26 ; Дан. 9:3, 20 ), иногда же прямо заповедывалось им Богом» (проф. Голубев, с. 863). Так и пророк Аввакум, желая получить новый Божественный по высказанным им недоумениям, по жалобе (евр. токахат) его (гл. I), собирает все свое внимание, восходит на некоторый «камень, т. е. на некоторую возвышенную и безопасную твердыню мыслей» (св. Кирилл Александрийский ) и ожидает откровения Божия для передачи его людям. Таким образом, «настоящее место весьма важно в психологическом отношении – для суждения о состоянии лиц, сподоблявшихся пророческого дара. Из начальных слов места открывается, что он не был постоянно присущ душе пророков, требовал предварительно некоторого особенного к получению его настроения души, что пророки постоянно нуждались в божественном озарении и получали его только по временам и по частям, как учащиеся, получив сведение о началах учения, нуждаются еще в научении о каждом из них в частности ( Ис 50.4 ). Из слов последних, что этот дар не был самомечтанием, пророчеством от сердца своего ( Иер. 23:16, 26 ; Иез.13:2–3 ), но словом, исходящим из уст Божиих ( Ис 55.11 ), даром подлинно божественным» (проф. Голубев, с. 866).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКАЯ одна из церковных дисциплин (Библейская история), предметом к-рой является описание исторических циклов в библейском повествовании в соотнесении с мировой историей. История в Библии (общие принципы и понятия) Историческая тематика составляет значительную часть библейского повествования как Ветхого, так и Нового Завета. Исторические циклы входят во все изначальные разделы дохристианского Свящ. Писания: Закон (Тора), Пророки (Невиим) и Писания (Кетувим). В Пятикнижии повествуется о патриархах, об исходе евреев из Египта и о странствованиях по пустыне, об установлении завета на Синае. В разд. Пророки рассказывается о завоевании Св. земли (Книга Иисуса Навина), о доцарской (период судей) и царской эпохах в истории ветхозаветного Израиля (Книга Судей; 1-4-я Книги Царств; исторические части в книгах великих пророков - Ис 36-39; Иер 39-43; 52); в разд. Писания - об истории реставрации послепленной иудейской общины (Книги Ездры и Неемии) и о царском периоде Иудейского государства (1-2 Пар). История ветхозаветного Израиля в межзаветный период восполняется Маккавейскими книгами. В НЗ ветхозаветное историческое повествование получает продолжение в евангельской истории, в описании христ. миссии и становления первых христ. общин в апостольский период (Деяния св. апостолов). Т. о., историческая доминанта в Свящ. Писании становится основой библейской картины мира, что позволяет рассматривать И. б. как неизменную, существенную составляющую Божественного Откровения . Именно поэтому в богословской традиции И. б. усваивается статус «священной» истории. Этот атрибут дает право рассматривать И. б. как историю божественную, т. е. историю, активным действующим Субъектом к-рой является Бог. В этом отношении И. б.- это и само Откровение, поскольку история предстает пространством действия Бога в мире и т. о. являет собой свидетельство о Нем и Откровение о путях Божиих. Свящ. история ведет свой отсчет с творения Богом мира и человека, провозглашая первую откровенную истину Библии о Боге как о Творце. Событие ее начала - грехопадение прародителей - создает перспективу всему последующему пути, к-рым Бог ведет человечество. В этой исторической перспективе Он открывается как Спаситель Своего творения. Как священная И. б.- это история, записанная с конкретной концептуальной позиции, предполагающей ее целесообразность или промыслительность; в этом отношении И. б.- это прежде всего история спасения.

http://pravenc.ru/text/1237675.html

Глава 62 1–5. Промыслительные заботы Мессии о водворении в Его церкви света правды и ее высшем прославлении. 6–7. Призвание к той же деятельности и особых священных стражей. 8–12. Особенная охрана Богом интересов и благополучия Его народа. Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах новозаветной церкви, частнее – об особом Божественном промышлении и охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос. Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех лиц: в первом отделе – самого пророка (1–5 ст.); во втором – Сына Божия (6–10), и в третьем – Господа-Вседержителя (11–12). Ис.62:1 . Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасе­ние его – как горящий светильник. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Т. е. не прекращу Своих спасительно-промыслительных забот о духовном Сионе, пока не достигну цели своей деятельности – его просвещения, оправдания и спасения – говорит, устами пророка Мессия – Основатель новозаветной церкви (сравни подобные же параллели – Ис.42:14 ; Ис.57:11 ). «Сион» и «Иерусалим» употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для пророка Исаии ( Ис.2:3 ; Ис.4:3–4 ; Ис.31:4–5 ; Ис.40:9 ; Ис.41:27 ; Ис.52 и др.), точно так же, как «Иаков» и «Израиль». Ис.62:2 . И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Го­с­по­да. «И назовут тебя новым именем». По свойству еврейского мировоззрения, «имя» – это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или целого народа – это крупнейшая перемена во всей их судьбе. Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на контексте, можем догадываться, что его новое имя это – «город Господа, Сион святого Израилева» ( Ис.60:14 ). Относя же ее ко всему Израилю, или, собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем счесть за такое новое имя название его «народом святым» ( Ис.62:12 ), что вполне согласно и с новозаветными свидетельствами ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 52 1–2. Вторичное обращение пророка к Сиону и Иерусалиму. 3–6. Обнаружение силы Божественного покровительства Иерусалиму чрез его внутреннее бессилие. 7–8. Возрожденный Сион посылает благовестников спасения во все концы земли. 9–12. Торжественно-благодарственный гимн Богу за восстановление и прославление Иерусалима. 13–15. Пролог к следующей главе – о прославлении раньше унижаемого Мессии, явившегося в образе раба. Ис.52:1–2 . Вся эта глава, за исключением только трех последних стихов, представляет собой продолжение предыдущей речи (с Ис.51:17 ст.) – о восстановлении Иерусалима. В частности, два первых стиха настоящей главы, особенно выпукло изображают основную тему речи. Сион в них олицетворяется под видом поруганной женщины, поверженной в прах, одетой в рубище и закованной в цепи; и вот этой-то в конец униженной и обесчещенной женщине пророк возвещает полную, обратную метаморфозу – победоносное восстание, одежды величия и уничтожение всяких следов рабства. Ис.52:1 . Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезан­ный и нечистый. Ис.52:2 . Отряси с себя прах; встань, плен­ный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, плен­ная дочь Сиона! «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Отряси с себя прах, пленная дочь Сиона». Любопытно отметить, что будущее прославление Сиона описывается в таких чертах, которые составляют почти полную антитезу будущему же поруганию Вавилона: «сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле» ( Ис.47:1 ). О том, что здесь нужно разуметь под брачным нарядом Сиона, мы говорили уже выше (см. комм. на Ис.49:18 ). «Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый.» Иерусалим называется городом «святым» (букв. городом святости или святилища) потому, что в нем был храм (ср. на евр. молен. ieruschalim codesch). Как в городе святом, в нем не должно быть места для необрезанных и нечистых (ср. Иез.44:9 ; Зах.14 – СПб. проф.). Но так как все это пророчество имеет, несомненно, мессианский смысл, то, очевидно, что и в его речи об Иерусалиме, об обрезании и чистоте – не более, как образы или символы для выражения высших идей – духовно-нравственной святости и чистоты, т. е. того самого, что на языке Священного Писания именуется «обрезанием сердца» ( Деян.7:51 ; Рим.2:28–29 :); блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский ). Следует также отметить весьма близкое родство данного пророчества, не только по содержанию, но и по букве, с одними из раннейших (Ис.35ст. см. наш ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010