Глава 52 1–2. Вторичное обращение пророка к Сиону и Иерусалиму. 3–6. Обнаружение силы Божественного покровительства Иерусалиму чрез его внутреннее бессилие. 7–8. Возрожденный Сион посылает благовестников спасения во все концы земли. 9–12. Торжественно-благодарственный гимн Богу за восстановление и прославление Иерусалима. 13–15. Пролог к следующей главе – о прославлении раньше унижаемого Мессии, явившегося в образе раба. Ис.52:1–2 . Вся эта глава, за исключением только трех последних стихов, представляет собой продолжение предыдущей речи (с Ис.51:17 ст.) – о восстановлении Иерусалима. В частности, два первых стиха настоящей главы, особенно выпукло изображают основную тему речи. Сион в них олицетворяется под видом поруганной женщины, поверженной в прах, одетой в рубище и закованной в цепи; и вот этой-то в конец униженной и обесчещенной женщине пророк возвещает полную, обратную метаморфозу – победоносное восстание, одежды величия и уничтожение всяких следов рабства. Ис.52:1 . Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезан­ный и нечистый. Ис.52:2 . Отряси с себя прах; встань, плен­ный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, плен­ная дочь Сиона! «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Отряси с себя прах, пленная дочь Сиона». Любопытно отметить, что будущее прославление Сиона описывается в таких чертах, которые составляют почти полную антитезу будущему же поруганию Вавилона: «сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле» ( Ис.47:1 ). О том, что здесь нужно разуметь под брачным нарядом Сиона, мы говорили уже выше (см. комм. на Ис.49:18 ). «Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый.» Иерусалим называется городом «святым» (букв. городом святости или святилища) потому, что в нем был храм (ср. на евр. молен. ieruschalim codesch). Как в городе святом, в нем не должно быть места для необрезанных и нечистых (ср. Иез.44:9 ; Зах.14 – СПб. проф.). Но так как все это пророчество имеет, несомненно, мессианский смысл, то, очевидно, что и в его речи об Иерусалиме, об обрезании и чистоте – не более, как образы или символы для выражения высших идей – духовно-нравственной святости и чистоты, т. е. того самого, что на языке Священного Писания именуется «обрезанием сердца» ( Деян.7:51 ; Рим.2:28–29 :); блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский ). Следует также отметить весьма близкое родство данного пророчества, не только по содержанию, но и по букве, с одними из раннейших (Ис.35ст. см. наш ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере апреля 2013 Мессия наш праведный «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое…» «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое…» Православное Предание понимает строки о страдающем рабе (книга пророка Исаии, глава 53) как пророчество о страдании, смерти и воскресении Спасителя. В современном иудаизме, напротив, принято считать, что под словом «раб» подразумевается не Мессия, а израильский народ. Чья точка зрения правильная? Можно ли обосновать христианскую позицию только материалами Священного Писания? А может быть, и сами иудейские богословы, отвергающие исторического Иисуса, не всегда были едины, и в их трудах можно найти доказательства «христианской» точки зрения? Раб Господа Пророк Исаия, живший ha pyбeжe VIII–VII bekob до н. э., предсказал грядущую мессианскую эру, когда Мессия, потомок Давида, будет править израильтянами. Сама идея Мессии основана на обетовании Бога Давиду: «Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих… Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол его будет тверд вечно» (1 Пар. 17, 11-14). В 11й главе пророк Исаия прорицал о Мессии и называл его «ветвью» и «отраслью от корня Иессеева», ссылаясь на то, что Давид был сыном Иессея: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине» (Ис. 11, 1-4). Пророк Исаия вообще часто пишет о «рабах», которые служат Богу. Например, он называет «рабом» Бога себя (Ис. 20, 3), Давида (Ис. 37, 35) и весь израильский народ (Ис. 44, 1). В Ис. 52-53 пророк изображает страдающего человека, но вместо имени употребляет слова «раб» и «отпрыск»: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52, 13), «Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои…» (Ис. 52, 15), «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли» (Ис. 53, 2).

http://aquaviva.ru/journal/?jid=29261

Глава 49 Это – одна из важнейших мессианских глав пророка Исаии, непосредственно примыкающая к 42 главе и имеющая теснейшую связь с 50 и 52 главой. Ею начинается второй отдел второй части кн. пророка Исаии (с 49–57 гл.). Начиная с этой главы речь пророка, со стороны ее предметного содержания, заметно меняется: пророк перестает говорить о вавилонском плене и роли Кира, как о событиях временных и преходящих, и устремляет свой взор, главным образом, к тому вечному мировому акту, который имел открыть собой новую эру в истории всего человечества (искупление через Мессию). Правда, касался этого предмета пророк Исаия не раз и раньше (в особен. 42 гл.), но как-то мимоходом и прикровенно, больше образно, чем прямо. Теперь же внешняя история избранного народа Божия отходит на задний план, а на передний выступает внутренняя история домостроительства Божия о спасении Израиля и всего грешного мира добровольной крестной жертвой Искупителя. Отсюда начинается самый важный отдел кн. пророка Исаии, за который он, главным образом, и получил вполне заслуженный им почетный титул «ветхозаветного евангелиста». 1–5. Призвание Сына Божия на Его специальное, мессианское служение, 6–7. распространение Его миссии и на язычников, 8–12. чудесно-благодетельный характер этого служения и его благотворные плоды, 13–21. торжественно-благодарственный, универсальный гимн Господу от лица всего возрожденного и обновленного Сиона, 22–26. победное торжество новозаветного, духовного Израиля над всеми его врагами и высшее прославление Господа. Ис.49:1 . Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Го­с­по­дь при­звал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние». Призыв к особенной внимательности, ввиду чрезвычайной важности последующей речи ( Ис.48:16 ); а также, вероятно, и указание на ее всеобъемлющий, универсальный характер, поскольку это касается не только тесного круга избранного народа, но также и всех «дальних народов» (ср. Ис.43:4 ; Ис.24:15–16 ; Ис.41:1 ; Ис.52:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Климент, епископ римский , святой муж апостольский, отец и учитель церкви. О личности и жизни Климента р. сохранились самые скудные сведения, но и из них только некоторые имеют характер достоверных исторических фактов. По решительному свидетельству Иринея лионского , Климент р. „видел блаженных Апостолов, обращался с ними и проповедь их имел в ушах своих“. (Прот. ерес. 3:3; 3). Из свидетельства того же Иринея можно заключать, что учителями Климента р. были Апостолы Петр и Павел. Ап. Петр обратил его в христианство ( Ориген ), а Павел имел его своим сотрудником в проповедании слова Божия в Филиппах ( Ориген , Commentar. in Joann. VI, сар. 36). Ориген (loc. cit.). Евсевий (Ц. И. 3:15), Епифаний (Ерес. 27:6), Иероним (De vir. illustr. с. 15) и другие древние писатели решительно утверждают, что именно этому Клименту р., как своему сотруднику, Павел посылал приветствие в своем послании к Филиппийцам ( Флп.4:3 ). Очень может быть, Филиппы и были родным городом Климента р. Определяя достоинство Климента о., древние писатели выставляют его мужем апостольским (Иероним), учеником апостольским. (Ориген) и даже апостолом ( Климент александрийский ). Несомненно также, что Климент был римским епископом и принял посвящение от самого Ап. Петра (Тертул. De praescr. 32). Но самую епископскую кафедру в Риме он занимал, – вероятнее всего, – уже после Лина и Аненклета (Анаклета), следовательно „был четвертым римским епископом после Петра“ (по свидетельству Иринея, Прот. ер. 3, 3, разделяемому также Иеронимом De viris illustib. с. 15 и Евсевием Ц. И. 3, 13, 15, 34). Впрочем, некоторые древние писатели, исходя, вероятно, из свидетельства апокрифического памятника Recognitiones [см. статью „Климентины“], считают его непосредственным преемником Петра (тот же Иероним в Толк. на Ис.52:14 и в сочинении против Иовин. 1:12; Camalogeus Liberianus ann. 354; Августина письмо 53 к Генерозу н. 2; Оптат милев. De schisma Donat. 2, 3; Постан. апост. 7, 46). Епифаний (Ерес. 27, 6) и Руфин (во введ. к Recognitiones) примиряют эти два противоположных мнения соображением, что фактически Климент р. был действительно четвертым римским епископом после Петра, но в деле апостольского служения был непосредственным преемником первоверховного Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К выходу в свет XVI тома «Православной Энциклопедии» (комментарий в интересах нации) Матфей, миниатюра прп. Андрея Рублева, XV в. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Этика Евангелия. Фрагмент статьи из т. XVI «Православной Энциклопедии», Москва. 2007 г. С первых шагов Своего общественного служения Иисус Христос обращается к людям, возвещая им Евангелие. Евангелист Марк приводит ключевые слова Евангелия: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1. 15). В этом призыве современники Иисуса Христа видели осуществление пророчества Исаии: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» …Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим» (Ис 52. 7–9). Вдохновляемый древними пророчествами иудейский народ жил надеждой на торжество Божественной славы, когда исчезло бы все, что мешало верующим исповедать Бога их единственным Господом. На фоне этой надежды Иисус Христос возвещает пришествие Царствия Божия. Весть о пришедшем эсхатологическом Царствии Божием была ошеломляющей. Проповедь Иоанна Крестителя возвещала Израилю беспощадный Суд (Лк 3. 7–9); в этой проповеди он называет народ «порождениями ехидниными». Иисус Христос также называет его родом «неверным», «прелюбодейным и грешным» (Мк 9. 19; 8. 38), тем не менее Он возвещает народу не Суд, но спасительное Царствие Божие. Условием вхождения в это Царство являются покаяние и вера в Евангелие (Мк 1. 15). При этом покаяние понимается через следование за Иисусом Христом. Весть Иисуса Христа о наступлении эсхатологического Царствия Божия и призыв к вхождению в это Царство через покаяние составляют основу евангельской этики.

http://sedmitza.ru/text/413777.html

Введение Православный акафист как особая форма церковных песнопений по материалу и строю своего содержания принадлежит к области христианской церковной поэзии. Христианская церковная поэзия представляет собой вид поэзии, возникшей по образцам священной поэзии еврейской. Основатель христианства Господь Иисус Христос , в молитве Господней преподавший христианам образец молитвы, не оставил образца новозаветных песнопений. Во время последней пасхальной вечери, когда Им было установлено таинство Евхаристии, Он вместе с апостолами воспел обычные в этом случае ветхозаветные песнопения (см. Мф.26:30 ; Мк.14:26 ), то есть псалмы Давидовы, и Своим примером освятил их употребление в Христианской Церкви. Святые апостолы в богослужебных собраниях точно так же назидали верующих пением псалмов и других священных еврейских песней. В век апостольский, наряду с употреблением при богослужении псалмов и других ветхозаветных песнопений, начинают употребляться и песнопения новозаветные. Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам, преподавая христианам наставления, между прочим пишет: «Πληροσθε ν Πνεματι, λαλοντες αυτοςν ψαλμος α μνοις α δας πνευματιας, δοντες αι ψλλοντες ν τ αρδα μν τ υρ» (исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе [и поюще] в сердцах ваших Господеви ( Еф.5:18–19 ; ср. Кол.3:16 )). Святой апостол в указанных Посланиях к Ефесянам и Колоссянам различает виды церковных песнопений: псалмы, пения и песни духовные. Словом «псалмы» апостол, бесспорно, указывает на псалмы Давида. Под пениями μνοι, по объяснению преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского 1 , профессора Е. Ловягина 2 , прот. Н. Флоринского 3 и А. Снегирева 4 , разумеются μνοι πατρων – песни ветхозаветных отцов. Таковы: благодарственная песнь Моисея, воспетая после чудесного перехода евреев чрез Чермное море, Поим Господеви, славно бо прославися ( Исх.15:1–19 ); обличительная песнь Моисея Вонми, небо, и возглаголю ( Втор.32:1–44 ); благодарственная песнь Анны, матери пророка Самуила, Утвердися сердце мое в Господе ( 1Цар.2:1–10 ); вдохновенная песнь пророка Аввакума Господи, услышах слух Твой и убояхся ( Авв.3:1–20 ); пророческая песнь о спасительных плодах пришествия Христова пророка Исайи От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже ( Ис.26:9–21 ); благодарственная песнь пророка Ионы, пробывшего три дня во чреве китове, и пропетая по чудесном избавлении Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему ( Иона2:3–10 ); песнь трех благочестивых отроков, воспетая в огненной пещи вавилонской, Благословен еси, Господи, Боже отец наших ( Дан.3:26–45 , Дан.3:52–90 ). Эти вдохновенные песнопения по своему духу и строю вполне родственны псалмам Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Глава II. Учение частное. I. Творение мира невидимого или ангельского § 11. Понятие об ангелах. Состав учения о Боге – Творце мира ангельского Первое место по времени сотворении и высшее по совершенствам своей природы в сотворенном бытии принадлежит миру духовному или ангелам Божиим. Наименование «ангел» (γγελος, евр. maleach), по производству слова, есть наименование служения, должности, а не природы, и означает собственно посланника или вестника. Посему в св. Писании оно усвояется иногда людям, то как человеческим посланником или вестником (напр. Быт.32:3 ; Числ.20:14 ; Суд.11:12 ; 1Цар.16:19; 19:11 ; Притч.16:14 ; Ис.18:2; 30:4; 33:7 и др.), то как посланникам или вестникам Божьим. В последнем смысле у пр. Малахии священник называется ангелом Иеговы Господа сил ( Мал.2:7 ). Тот же пророк Предтечу Господа Иисуса Христа называет ангелом (3:1), каковое название подтверждает и И. Христос: Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим ( Мф.11:10 ). Сам Сын Божий, являвшийся в ветхом завете в образе Ангела Иеговы, у того же пророка (по домостроительству) именуется Ангелом Завета ( Мал.3:1 ). Наименование ангела усвояется и некоторым другим пророкам ( 2Пар.36:15–16 ; Агг.1:13 ), равно и апостолам ( Лк.9:52 ), а в откровении св. Иоанна и преемникам апостольским – епископам ( Откр.2:1, 8, 12; 1:20 ). Прилагается это наименование даже к стихиям мира, как орудиям воли Божией, напр. в словах Псалмопевца: Ты творишь ангелами Твоими духов ( Пс.103:4 ). 62 Но в собственном смысле ангелами в св. Писании называются особенные создания Божии, отличные от человека и видимой природы, существа личные (а не какие-либо бездушные силы природы), одаренные разумом и свободою, бесплотные и бессмертные, превосходнейшие человека, но служебные в отношении к Богу. Существом откровенного учения и в виду существующих ложных мнений, при изложении учение о Боге, как Творце мира ангельского, требуется раскрыть положения о действительном бытии ангелов, их происхождении и природе, числе, разностях по степени приближения к Богу и их назначении. 63 § 12. Бытие сотворенных духов или ангелов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Экзегетика мессианских текстов Ветхого Завета на примере пророчества Исаии об Эммануиле (Ис. 7:14–16) Источник 1. Герменевтический подход к толкованию ветхозаветных пророчеств Адекватное толкование ветхозаветного текста – проблема, с которой столкнулась христианская Церковь с самого начала своего существования. Первые христиане веровали во Иисуса Христа не столько будучи убежденными ветхозаветными пророчествами о Нем, сколько исходя из Его учения и дел – в частности, Его чудес и Его превышающего человеческое понимание воскресения из мертвых. Вера в воскресение Христово была центральным пунктом кредо ранних христиан, как это видно из послания святого апостола Павла к Коринфянам: «если Христос не воскрес, то вера ваша напрасна» ( 1Кор. 15:14 ). Евангельские события позволили современникам узнать в них исполнение пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии-Христа. Эти пророчества носят несколько различный характер, позволяющий разделить их на две группы. Первую составляют пророчества, единственным буквальным содержанием которых является весть о будущих событиях, связанных с пришествием Мессии. Например, слова Михея о рождении Владыки Израиля в Вифлееме ( Мих. 5:2 ), которые, как видно из Евангелия, понимались иудеями периода позднего Второго храма в буквальном смысле, поскольку на вопрос Ирода Великого, где должен родиться Мессия, книжники, не колеблясь, ответили: «в Вифлееме Иудейском» ( Мф. 2:5–6 ). Предсказание Малахии ( Мал. 3:1 ) о приходе Илии перед пришествием Мессии многие иудеи отнесли к Иоанну Крестителю ( Мф. 11:10 ; Мк. 6:15 ). Непосредственно на время пришествия Мессии указывало благословение Иаковом своего сына Иуды ( Быт. 49:10 ) – это произойдет, когда цари из колена Иудова окончательно потеряют реальную власть, что случилось при Ироде Великом. Пророчество Даниила о семидесяти седминах также позволяло исчислить время прихода Мессии, причем точкой отсчета было начало восстановления Иерусалима ( Дан. 9:25 ). К прямым и непосредственным пророчествам относится и повествование Исаии о страданиях Слуги Господня (52:13–53:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Рот, уста (Mouth) Уста – один из самых распространенных библейских образов, встречающийся свыше трехсот раз. В буквальном смысле это входное отверстие во внутреннюю полость. Такого рода отверстия есть в колодцах ( Быт.29:2–3 ), мешках ( Быт.42:27 ), пещерах ( Нав.10:18 ) и корзинах ( Зах.5:8 ). Аналогичным образом рот представляет собой отверстие в человеческом теле. Однако гораздо чаще образ рта используется в метафорическом смысле как выражение внутренней сущности человека, как окно, сквозь которое можно увидеть душу. Как содержимое сосуда можно рассмотреть через его горлышко, так и сердце человека раскрывается через его уста. На физическом уровне уста служат метонимией речи человека. При назначении Аарона представителем Моисея Бог сказал: «Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его... Итак он будет твоими устами» ( Исх.4:15–16 ). Во время призвания Исаии к пророческому служению доносить Божье слово сомнения Исаии относительно того, что он «человек с нечистыми устами» ( Ис.6:5 ), были развеяны серафимом, прикоснувшимся к его устам горящим углем с жертвенника ( Ис.6:6–7 ). В псалмах-жалобах уста неоднократно изображаются дурными, символизирующими такие грехи, как обман ( Пс.5:10; 143:8 ) и надменность ( Пс.16:10; 72:9 – при обличении злословия используются обычно образы уст и языка). Соответственно молчание или прекращение разговора выражаются с помощью образа закрытых уст ( Пс.38:10 ; Ис.52:15 ). Но уста – не только носители речи. В таких местах, как Нав.1:8 , они связываются с мышлением и познанием: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь» (ср. Втор.30:14 ). В основе таких высказываний лежит практика запоминания текста путем его повторения. Уста нередко символизируют нравственную сущность. При пророческом призвании Исаии серафим прикоснулся к его устам горячим углем и сказал: «Беззаконие твое удалено от тебя», – очищение уст символизировало внутреннее очищение ( Ис.6:7 ). Иисус подчеркивал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Мф.15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Пляски, танцы (Dancing) Пляски по своей сути всегда символичны. Они сопровождаются смехом, весельем, хороводами, кружениями, беготней и прыжками. Это живой круговорот, в котором ритмические художественные телодвижения служат выражением чувств и мыслей. В Библии еврейское слово, обозначающее танцы, имеет и другие значения, например, боли при родах ( Мих.4:9 ; Ис.21:3 ; см. РОЖДЕНИЕ ), гибель в бою воина ( Иез.30:4 ), прыжки животных от страха или радости ( Пс.28:6 ; Ис.13:21 ) или насмешки ( Иов.30:1 ). Символ прославления . Танцы служат, в первую очередь, физическим и визуальным средством вознесения хвалы, прославления и благодарения Бога. В Библии они часто сопровождаются пением и музыкой. В прославлении Бога телодвижения сочетаются со звуками человеческого голоса и инструментов. Пляски – один из способов благодарения и исповедания Бога. Псалмопевец призывает хвалить Бога «с тимпаном и ликами... Все дышащее да хвалит Господа!» ( Пс.150:4, 6; 149:3 ). Пляски и музыка связаны с Пророчеством. Пророчица Мариамь призывала женщин своего времени танцами благодарить Бога за предоставление победы над египтянами ( Исх.15:20–21 ). Это происходило в атмосфере празднования победы, когда женщины встречали возвращавшихся воинов. Этот образ помогает также правильно понять стих Ис.52:7 , который следовало бы перевести следующим образом: «Как прекрасны... ноги танцующей женщины [причастие женского рода в еврейском оригинале; курсив наш], возвещающей мир». Плясками прославляли Божью победу на поле битвы и человеческие «орудия», которые использовал Бог ( Суд.11:34 ; 1Цар.18:6–7; 21:11; 29:5 ; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ ). Встречавшие Саула пророки тоже плясали и играли на музыкальных инструментах ( 1Цар.10:5 ). В Библии пляски всегда символизируют радость в противоположность скорби: «И Ты обратил сетование мое в пляску, снял с меня вретище и препоясал меня веселием» ( Пс.29:12 ср. Плч.5:15 ; Ек.3:4 ). Когда Давид и израильтяне с плясками, пением и игрой на инструментах несли ковчег завета в Иерусалим, о безудержном танце Давида пред Богом говорится, что он скакал изо всей силы. С одной стороны, прославление Бога важнее занимаемого положения, классовых и имущественных различий ( 2Цар.6:14–21 ). С другой стороны, восторженное поклонение Богу не может быть важнее послушания ( 2Цар.6:5–7 ; 1Пар.15:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010