«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Библиологический словарь Библиологический словарь — уникальная энциклопедия обо всём и обо всех, имеющих отношение к Слову Божьему. Над Библиологическим словарем  о. Александр Мень работал 10 лет. Это справочное издание содержит тематические статьи по библейскому богословию и библейской критике. В него также включены статьи о выдающихся богословах и ученых, священнослужителях, церковных писателях и историках, художниках, переводчиках и издателях, тех, чьи труды так или иначе имеют отношение к Библии. В словаре нет статей о библейских именах, за исключением имен самих священных авторов.   Библиологический словарь АБ–АМ АБЕЛЬ (Abel) Феликс Мари, иером. (1878–1953), франц. католич. библеист и историк. Девятнадцати лет поступил послушником в Доминиканский орден; рукоположен в 1902. Был активным сотрудником библейской школы; публиковался в «Библейском обозрении» («Revue biblique») и др. изданиях. Первые годы науч. работы А. проходили в напряженной обстановке, связанной с развитием католич. и официальным осуждением его Римом. По–видимому, это побудило А. заняться сравнительно нейтральной областью — библейской и историей Св. Земли. Его фундаментальный труд «География Палестины» de la Palestine», v.1–2, Р., 1933–38) признан классическим. Совместно с он участвовал в раскопках древних израил. городов и опубликовал ряд монографий по библейской. Для Библии А. подготовил Ис Нав («Le livre de P., 1950) и 1–2 Макк («Les livres des P., 1948) со вступлениями и комментариями. В «Библейские исследования» («Etudes bibliques») вышел отдельно его перевод 1–2 Макк с греч. текстом и толкованиями («Les livres des P., 1949). А. состоял консультантом библейской комиссии при папе XII и президентом Палестинского вост. общества. За науч. заслуги награжден орденом Почетного легиона. Последней работой А. явилась 2–томная «История Палестины от завоевания ее Александром до вторжения арабов» («Histoire de la Palestine depuis la conqute d’Alexandre jusqu’… l’invasion arabe», P., 1952). В этой работе А. не затронул вопросов духовной истории, ограничившись рассмотрением социальной и политич. обстановки в древней Палестине 4 в. до н.э. — 7 в. н.э. Скончался А. в Иерусалиме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Скачать epub pdf В подражание притчам «Веруяй в» Сына Божия... «имать живот вечный» ( Ин.3:16 ). Если кто верует в Сына Божия, то «не запнутся стопы» его ( Притч.4:12 ); и хотя через огонь перейдет, «пламень не опалит» его ( Ис.43:2 ). «Веруяй в» Сына Божия, «якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин.7:38 ). От множества дров увеличивается пламень; и в сердце человека страх Божий умножает ведение, а деятельность усиливает оное. Будь крайне трезвен, когда сеешь семя Господа своего, чтобы враг не подмешал как плевел, так и чего-либо своего, потому что у него в обычае и посредством добра делать зло. Будем у Господа просить благодати, чтобы даровал нам ведение и смысл трезвиться во всем. «Пещь искушает» (испытывает) серебро и золото ( Притч.17:3 ), а страх Господень – помыслы любящих Господа. Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом. Воздадим славу Тому, Кто дает страх Свой в сердца наши, ибо Он есть «учай человека разуму» ( Пс.93:10 ). «Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его; благочестие же в Бога начало чувства» ( Притч.1:7 ). Мудрый соблюдет заповеди Христовы, а кто поступает по ним, тот не постыдится вовек. Кто оставляет их, тот безумен, суетна надежда его; а кто поистине соблюдает их, тот переходит «от смерти в живот» ( Ин.5:24 ), вовеки не узрит тьмы, и в день кончины своей обретет благодать. Верные Ангелы будут путеводителями души его, на незыблемом камне утвердится основание его, и соделается он наследником вечной жизни. Он всех блаженнее, потому что научился творить волю Сотворившего его. По знаку трубы воинство уготовляется на брань, но во время подвига не все участвуют в сражении. Многие – монахи только по наружности, но немногие – подвижники. Во время же искушения открывается достоинство монаха. Прежде кончины никого не ублажай, и прежде смерти ни в ком не отчаивайся. Не называй себя праведным и непорочным пред Господом, ибо что утаилось от тебя, то явлено пред Богом. Должно же верить, что если Ему предоставим себя, то будет плод от нашего делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Подпишитесь на наш Телеграм Рождество приблизилось еще на неделю. Повсюду мы видим, как люди готовятся к Новому году и Рождеству. Яркие огни, шары, елки… Многие уже украшают дома к празднику. В вашей семье еще нет нарядной елки, радующей глаз фонариками и увенчанной яркой звездой? Традиция украшать елку — вовсе не советская, как думают некоторые, и звезда на елке — не кремлевская, а Вифлеемская. С cepeдuhы XIX века во всех домах России наряжали елки: сверху водружали Вифлеемскую звезду, внизу устраивали вертеп. Появление звезды Рождение Сына Божьего сопровождалось удивительным небесным явлением — возникновением на небе яркой и необычной звезды. Она шла перед волхвами, указывая им путь к месту, где был Младенец Христос. Вот как об этом повествует евангелист Матфей: « Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему » (Мф 2:1–2). Путь звезды был необычен. Она шла вопреки законам природы, с востока на запад, чтобы остановиться над Вифлеемом.  В Священном Писании подобные небесные знамения упоминаются не единожды. Такое происходило с царем Езекией, когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни Господь дал знамение через пророка Исаию — солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар 20:8–11, Ис 38:2–8). Также мы читаем, что по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав 10:12–14). Знали ли об этих историях мудрецы Востока, нам неизвестно. Но они хорошо знали карту звездного неба и с большим почтением относились к звездам, связывая их с судьбами отдельных людей и всего мира.  В христианской традиции есть разные мнения о характере небесного светила. Многие сотни лет о его происхождении и природе ведутся споры, высказываются разные гипотезы. Вифлеемская звезда могла быть: – кометой; – соединением планет (парад планет); – новой звездой; – специально сотворенной особенной звездой;

http://blog.predanie.ru/article/pochemu-...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 06.01.2023 23:08:39 Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне, когда Церковь Небесная и земная в соборном единстве прославляет Бога Воплотившегося, сердечно поздравляю всех вас с великим и светозарным праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сегодня мы вновь обращаем наши мысленные взоры к событиям, произошедшим более двух тысяч лет назад в Вифлееме. Мы взираем на кроткого Младенца, лежащего в яслях в окружении Пречистой Матери, праведного Иосифа и пастухов, которым первым была сообщена весть о пришествии на землю Спасителя, и вторим Бесплотным Силам, прославляющим Вышнего Творца, чрез Единородного Сына Своего даровавшего мир и благоволение людям. Святитель Григорий Богослов, раскрывая суть сего праздника, свидетельствовал: торжество наше — о пришествии Бога к человеку, чтобы нам возвратиться к Богу (Слово 38). Ныне воистину приблизилось к нам Царствие Небесное (Мф. 3:2): во исполнение древних пророчеств пришел на землю долгожданный Примиритель (Быт. 49:10), Младенец родился нам — Сын дан нам; и имя Ему: Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6). «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27), — обращается к нам Христос. Чтó же это за мир, который подарил человеку Господь и который воспели ангелы в момент рождения Спасителя? Разве стало с тех пор на земле меньше вражды или конфликтов? Мы отовсюду слышим «мир, мир!», а мира все нет , по слову пророка (Иер. 8:11). Но истинный мир Божий , который снизошел на землю с Рождеством Христовым, превыше всякого ума (Фил. 4:7). Он не зависит от внешних обстоятельств и неподвластен скорбям и лишениям временной жизни. Этот необоримый внутренний мир заключен в Самом Боге, Который, став человеком, во всем подобным нам, кроме греха, уже не просто действует в нашей истории, но зримо в ней присутствует. Ныне Слово стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Господь близко, мои дорогие, — не будем никогда забывать об этом и не будем унывать! В Нем — наша сила, наша крепкая надежда и духовное утешение во всех обстоятельствах жизни.

http://radonezh.ru/2023/01/06/rozhdestve...

Слово 107. О сокрушении Сокрушение рождает плач и слезы. И с трудом дается некоторым, и не без многих наставлений и напоминаний о страшном дне Суда и воздаяния за то, в чем мы согрешили словом, делом или помышлением, и о том стыде перед страшным тем престолом, перед лицом Ангелов и человеков и всех Небесных Сил, когда будет все обнажено и открыто ( Евр. 4:13 ), когда каждый из нас предстанет перед Ним для ответа за себя, когда никто никому не будет помощником, когда явится сокровенное, о котором до сих пор никто не знал, кроме совести нашей, а скорее всего, большая часть из этого [сокровенного] даже и сердцу неведома, а толькоиспытующему сердца и утробы ( Пс. 7:10 ) Богу. Тогда огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его ( Пс. 96:3 ), когда одни осудятся на тьму внешнюю ( Мф. 8:12 ), уготованную диаволу и ангелам его, другие – в огонь вечный ( Мф. 25:41 ), третьи же в тартар посылаются и предаются неусыпающему червю ( Мк. 9:11 ). Да и зачем все это в деталях рассказывать и наводить тоску на слушателей? Посему, обо всем этом и тому подобном помышляя, придем в сокрушение и оставим наши злые деяния, днем и ночью восплачемся пред Господем, сотворшим нас ( Пс. 94:6 ). Потому что где слезы – там и [действенная] молитва к Богу. Блудница за один час горячих, горьких слез получила оставление многих прегрешений ( Лк. 7:38 ), так как слезы возносят молитву к Богу и делают ее принятой [Им]. Петр за один час горьких слез ( Мф. 26:75 ) не только получил прощение греха отречения, но ему были доверены и ключи Царства Небесного ( Мф. 16:19 ). Царю Езекии за немногие слезы было добавлено пятнадцать лет жизни ( Ис. 38:1 ). Капли слез, словно мед, сладки для сердца и благоуханны для Бога, словно фимиам. Посему следует прежде всякого прошения приобрести дарование слез. Ибо очень радуется Владыка наш, приемля молитву [которую мы обращаем к Нему] со слезами и со смиренным, ни в чем не возносящимся сердцем, [в котором мы лелеем мысли,] что мы, дескать, выше многих 152 , чтобы нам не прогневать еще больше Давшего нам благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же, как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее, именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным образом это все переплавляется в Пасхальный ирмос. В песне пророка мы видим, таким образом, созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:16-19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср.: притча о смоковнице), виноград – народ Божий (ср. Ис. 5:7), маслина – фарисеи и саддукеи, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс 51:10). Поля бесплодные – это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4:3), а волы – иереи (1 Кор. 9:9), возделывающие души т. 30, c. 38]. Но это еще не все, что следовало бы здесь сказать. Когда мы говорим о том, что « праведный верою жив будет », то мы видим выход за рамки узко прагматического понимания закона. Мы знаем, что, в законе говорится: кто будет праведен, то есть исполнять все уставы и повеления Божии, тому будет благо, богатство, здоровье и так далее; кто не будет, тот будет наказан, разорен и так далее... А здесь мы как раз видим, что главное в отношениях с Богом есть не получение от Него каких-то внешних благ, но пребывание с Ним Самим.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

Иоанну Предтече оно не могло не напомнить вопль пророка Исаии к Богу: «Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал, и над которыми не именовалось имя Твое» (Ис. 63, 19). Эта молитва человечества о примирении с Богом — с тех пор как небо закрылось грехом первого человека и грехами всех его потомков — была услышана. Небо открылось новой благодатью над Богочеловеком. Общение между небом и землей восстанавливается. Истинный совершенный Завет, возвещенный пророками, начинает вступать в силу. А что значит схождение Духа в виде голубине? Не так ли Дух Божий носился над водою при сотворении мира? И был еще голубь в Ноевом ковчеге, приносящий масличную ветвь в знамение окончания потопа, в знамение любви Божией, дарующей прощение людям. А теперь любовь Божия к миру явилась во Христе, пришедшем примирить человечество с Творцом. Так исполнилось пророчество: «Вот Отрок Мой. Положу Дух мой на Него» (Ис. 42, 1). Дух Святой сошел на Христа, чтобы засвидетельствовать о Его спасительном служении человечеству. Сын Человеческий явился как Христос, как «Помазанный Духом» (Деян. 10, 38), в Его посвящении на служение Мессии. Воистину, в день Крещения Господня начался Новый Завет. Для Предтечи не было сомнения, что глас, пришедший с небес, был гласом Бога. Но Бога, Который возвещает, что это Сын Его возлюбленный, и Который поэтому открывает Себя как Его Отца. Что пережил Предтеча в этот момент? Глас, который есть глас Бога; голубь, в котором является Дух Божий; Христос, о Котором возвещается, что Он Сын Божий — три Ипостаси Бога одновременно. Как было ему, непоколебимо верующему в единого Бога, не прийти в смятение перед этими тремя явлениями Бога, которые не смешивались, но сообщали Себя как Лица различные — но Божественные! Поистине Бог един, но в Нем существенно присутствует любовь Трех Лиц. В этот день откровением главного догмата Троицы человечество приняло чудесный дар познания истинного Бога. Новый Завет начался самым невероятным и самым важным откровением. Бог — это общение, Бог — это океан любви между Тремя Лицами. Святой Иоанн Предтеча не мог постигнуть всего, но он понял, что его служение завершилось. Он передает огонь истины Большему, чем он, — начинается совершенно новое время. Он отступает и указывает на Того, за Кем ныне надлежит следовать: «Се, Агнец Божий».

http://moral.ru/начало-нового-завета/

Также и добавление слова духом сделано, чтобы сразу отсечь ненужные толкования: речь не идет о нищих как о социально-экономической группе. Подсказка Матфея заставляет присмотреться к самому слову нищие как термину, имеющему свое собственное духовно-религиозное содержание, то есть входящему в ветхозаветную религиозную традицию. Для понимания начала Новозаветной проповеди надо услышать ветхозаветное звучание слова нищий . «Вы посмеялись над мыслью нищего , что Господь упование его» (Пс 13:6); «Господи! Ты слышишь желания смиренных » (Пс 9:38); «И будет Господь прибежищем угнетенному » (Пс 9:10); «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою… я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце… Я же беден и нищ , но Господь печется о мне» (Пс 39:5, 9, 18); «избавит нищего , вопиющего» (Пс 71:12); «О мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. А я с молитвою моею к Тебе, Господи; по великой благости Твоей, услышь меня… я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (Пс 68:13–14:30); «Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время» (Ис 25:4); «не навсегда забыт будет нищий , и надежда бедных не до конца погибнет» (Пс 9:19). Эти и многие другие тексты пророков и псалмопевцев показывают, кто есть нищий (евр. ани ) в ветхозаветной традиции: «Благочестивый, который тяготится в своем сердце сознанием, что он жалок и беспомощен, обращается к Богу, и не знает и не ожидает для себя никакой помощи, кроме той, которой он просит от милосердного Бога, есть истинный ани » , — говорит православная Толковая Библия « Анавим , столь часто упоминаемые в Библии, это люди, которые прошли испытание страданием и созрели, и смирение научило их вручать себя Богу», — соглашается католический писатель Жак Лев . Анавим — это люди, увидевшие, что у Бога все дается милостью, а у человека все приемлется верою. Согласно много раз повторявшимся словам бл. Августина, псалмы от начала до конца представляют собой молитву тех нищих анавим , которым евангельские заповеди блаженства обещают Царство Небесное, то есть тех, кто знает, что у человека нет ничего, чем бы он мог хвалиться перед Богом, но также нет ничего, что он не мог бы надеяться получить от милосердия Божия…

http://bible.predanie.ru/diakon-andrey-k...

Русский библеист, профессор А. П. Лопухин приводит следующее толкова-ние слов небо и земля. «Небо и земля, как два конкретных противоположных по-люса всего Мирового глобуса, обычно служат в Библии обозначением “всей все-ленной” (Пс. 101: 26; Ис. 65: 17; Иер. 33: 24; Зах. 5: 9). Кроме того, многие находят здесь раздельное указание на сотворение мира видимого и невидимого, или Ан-гелов (Феофил Антиохийский, Василий Великий, Феодорит, Ориген, Иоанн Дама-скин и др.). Основанием последнего толкования служит, во-первых библейское употребление слова “небо” в качестве синонима небожителей, то есть ангелов (3 Цар. 22: 19; Мф. 18: 10 и др.), а во-вторых, и контекст данного повествования, в ко-тором последующее хаотическое неустройство приписывается лишь одной земле, то есть видимому миру (Быт. 1: 2), чем “небо” отделяется от “земли” и даже как бы противополагается ей в качестве благоустроенного, невидимого горного мира. Подтверждение этому можно находить как в Ветхом (Иов. 38: 4-7), так и в особен-ности Новом Завете (Кол. 1:16)» (6. См. толкование на слова «небо и землю» из Быт. 1: 1). При этом под словом «земля» А. П. Лопухин понимает первобытную массу (первобытное, бесформенное вещество), находящуюся в состоянии «полно-го хаоса, в котором элементы будущего света, воздуха, земли, воды и также все зародыши растительной и животной жизни не поддавались еще никакому различе-нию и были как бы перемешены между собой. Лучшей параллелью к этим словам служит место из книги Премудрого Соломона, в которой говорится, что Бог сотво-рил мир из “безбразного (небразного, необразованного, бесформенного — П. Д.) вещества” (Прем. 11: 18) и 2 Пет. 3: 5» (6. См. толкование на слова «Земля же была безвидна и пуста» из Быт. 1: 2). А. П. Лопухин полагает, в отличие от предыдущих авторов, что творение первобытного (бесформенного) вещества (хаоса) произошло до первого дня тво-рения, что следует из слов: «Откровение ничего не сообщает о продолжительно-сти такого хаотического состояния. Только с известного момента началась творче-ски - образовательная деятельность Творца, и она совершилась в шесть последо-вательных периодов времени, называемых днями творения» (7: 32).

http://zavet.ru/book/10nauk/001dobrosels...

Положу Дух мой на Него» (Ис. 42, 1). Дух Святой сошел на Христа, чтобы засвидетельствовать о Его спасительном служении человечеству. Сын Человеческий явился как Христос, как «Помазанный Духом» (Деян. 10, 38), в Его посвящении на служение Мессии. Воистину, в день Крещения Господня начался Новый Завет. «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Христос знал, что эта любовь была всегда. Он знал эту любовь, и теперь Он должен был снова узнать ее. Но об этой любви никогда не было сказано так — такими словами — со стороны Бога — человеку. В этом — абсолютная новизна, которая присутствовала в Его Крещении. И в этом было все, что Отец хотел сказать здесь, на земле, все, что Он говорил всегда. Этими немногими словами любви к Своему Сыну Отец обозначил все. Отныне Он может только без конца повторять их, Он не может ничего другого сказать. И не может также ничего другого делать, кроме как осуществлять эту любовь. «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11, 27). И только Отец знает в этот час, до каких пределов возвещение Его любви поведет Сына: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42), — скажет Он в Гефсимании, и «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46) — на Голгофе. В первый раз слово Отчее прозвучало так на земле, но не в последний. Потому что оно было обращено не только исключительным образом ко Христу, но и ко всем нам. И это Крещение не было также последним крещением. И не в последний раз Дух Святой сошел на человека, чтобы пребывать в нем. Отныне в каждом крещении человек рождается сыном Божиим, сыном по благодати в Единородном Сыне Божием, христианином во Христе. И в сердце этого новорожденного сына рождается, как свидетельствует апостол Павел, ответ на возвещение Отчей любви Духом усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче» (Рим. 8, 15). «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Из века в век эти слова Отца Небесного продолжают звучать в сердцах тех, кто во Христа крестились. Они звучат непрерывно, и не надо больше ничего, потому что любовь все покрывает и никогда не перестает. Мы должны только слушать их всегда и давать место Духу Святому отвечать в нас: «Авва, Отче! В руки Твои предаю дух мой». Протоиерей Александр Шаргунов Два града Свежие записи Рубрики Свежие комментарии Архивы Архивы Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 © 2024 Moral.Ru

http://moral.ru/kreschenie/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010