Глава 33 1–24. Молитва Израиля о спасении и ответ Бога. Ис.33:1–12 . Около 701-го г. ассирийцы приблизились, после победы над египтянами, к Иерусалиму, несмотря на то, что Езекия послал им в г. Лахис ту дань, какую они требовали. Ввиду такого вероломства ассирийцев пророк предвозвещает им гибель, народу же иудейскому предсказывает освобождение от ассирийского нашествия. Вслед за этим пророк выражает уверенность и в скором внутреннем обновлении жителей Иерусалима. В настоящее время положение столицы Иудеи – очень печально, но Сам Господь обещает жестоко наказать врагов Иерусалима, которые довели его до такого положения. Ис.33:1 . Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустоше­ние, будешь опустошен и ты; когда пре­кратишь граби­тель­ства, раз­грабят и тебя. Речь идет об Ассирии, которая давно уже, а именно со времени Асурнасир-Габала (885–860 г. г. до Р. Х.), приобрела такую мощь, что войска ее считались непобедимыми. И этой всемогущей державе предстоит разорение и опустошение. «Грабитель» – возможно точнее с евр. хитрец, изменник, который грабит даже и своих союзников (ср. ст. 8). «Когда кончишь». Окончит свои завоевательные походы Ассур, конечно, не по собственному желанию, а в силу истощения своего государства Ис.33:2 . Го­с­по­ди! по­милуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с ран­него утра и спасе­нием нашим во время тесное. Ис.33:3 . От грозного гласа Твоего по­бегут народы; когда восстанешь, рас­сеют­ся племена, Ис.33:4 . и будут собирать добычу вашу, как собирает гусе­ница; бросят­ся на нее, как бросает­ся саранча. Ис.33:5 . Высок Го­с­по­дь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. Ис.33:6 . И настанут безопасные времена твои, изобилие спасе­ния, мудрости и веде­ния; страх Го­с­по­день будет сокровищем тво­им. Указав на условие освобождения из-под власти Ассура – веру в Господа, пророк изображает самое падение Ассура, в ограблении которого примет деятельное участие и Израиль. Вслед за этим временным спасением для Израиля наступит новое, лучшее будущее – откроется царство Мессии с его величайшими благами. На Сионе тогда будет царить справедливость; жители Иерусалима будут обладать мудростью и знанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Тысячелетнее царство (Millennium) В нижеследующем обсуждении вопроса термин тысячелетнее царство рассматривается в широком и распространенном смысле, а не в специальном эсхатологическом значении тысячелетнего периода, упомянутого в Откр.20:4 . Под тысячелетним царством здесь имеются в виду видения золотого века в ветхозаветных пророчествах, и не предпринимаются попытки связать эти видения идеального мира с каким-либо конкретным эсхатологическим истолкованием. В одних пророчествах о будущем золотом веке упор делается на восстановлении иудеев в Палестине после плена, в других – на пришествии Мессии, а в третьих – на последних днях, или конце света. Но все конкретные случаи имеют общие характерные черты и мотивы. Большинство ветхозаветных пророчеств заканчивается видениями золотого века, и именно они служат источником образов тысячелетнего царства. Но в пророчестве Исаии, например, видения золотого века разбросаны по всей книге (фактически они начинаются уже в Ис.2 ). Время. Ветхозаветные видения царства относятся к определенному временному периоду – пророки ясно показывают, что предсказанный ими золотой век наступит в будущем. О тысячелетнем царстве говорится в будущем времени. «И будет в последние дни», – пишет Исаия в начале своего первого видения грядущего золотого века ( Ис.2:2 ). «В тот день» – обычная формулировка, после которой глаголы стоят преимущественно в будущем времени. Земля . Не следует упускать из виду очевидное: физическое место, или земля, где наступит тысячелетнее царство, – это один из наиболее заметных образов. Основную мысль выразил Амос в заключительном стихе своей книги: И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой ( Ам.9:15 ). И опять же: Божий народ «на веки наследует землю» ( Ис.60:21 ), ибо Бог обещает «возвратить плененных сей земли в прежнее состояние» ( Иер.33:11 ; см. также Иез.28:25 ). Образ земли, в основном, пасторальный с преобладанием природного ландшафта. По сути, природа станет вторым раем: «Эта опустелая земля сделалась – как сад Едемский» ( Иез.36:35 ). «Возвеселится пустыня и сухая земля» ( Ис.35:1 ) и «сделается садом» ( Ис.32:15 ). Специфически пасторальная интонация появляется в картине «пасущихся стад» ( Ис.32:14 ). Главный мотив пасторальной литературы – зеленеющие пастбища: «Пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой» ( Иоил.2:22 ). Поскольку тысячелетнее царство символизирует возрождение после разрушения, этот природный ландшафт несет определенные черты нового творения. Читаем, например, что «пробьются воды в пустыне и в степи потоки» ( Ис.35:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Река (River) Образы рек и потоков, несомненно, взывают к человеческому воображению. Они обладают привлекательностью. Будучи источниками воды, они символизируют жизнетворное начало. Спокойное, неторопливое течение делает их образом тайны и обаяния. Противопоставляя в Пс.45 спокойствие образам разрушения, поэт просто замечает: «Речные потоки веселят град Божий» ( Пс.45:5 ). В христианской церкви есть выразительные гимны о том, как Божий народ собирается у реки, и о том, что совершенная Божья любовь подобна славной реке. Более 150 библейских упоминаний о реках и потоках разделяются в основном на шесть категорий: источник жизни, источник очищения, граница или географический ориентир, место встречи человека с Богом, инструмент Божьего обеспечения/избавления или суда и символ. Роль рек в Библии в значительной степени основывается на отсутствии на израильской территории крупных речных потоков. В отличие от Египта и Месопотамии, где жизнь поддерживается реками (см. Втор.11:10 ), Израиль «есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется» ( Втор.11:11–12 ). Страны, где есть полноводные реки, используют их как средства транспортировки и связи, а Израиль ассоциируется в основном с землей. Но хотя в Палестине нет значительных водных потоков, не пересыхающих летом, там есть множество вади, то есть сухих долин, наполняющихся водой только в период дождей, и этот образ использовал Иов применительно к своим друзьям, на которых нельзя положиться: «Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи» ( Иов.6:15 ; ср. 3Цар.17:1–7 ). Отождествление в Библии потоков воды с жизнью связывается с засушливым климатом в библейском мире, по крайней мере, трояким образом. Во-первых, перед нами предстают картины потоков, текущих в пустыне. Читаем, например, об «источниках вод в степи» ( Ис.32:2 ), водах «в пустыне» и потоках «в степи» ( Ис.35:6 ), «потоках на иссохшее» ( Ис.44:3 ). Во-вторых, о деревьях постоянно говорится, что они растут на берегах потоков, и при этом подразумевается, что в стороне от потоков они не плодоносят ( Пс.1:3 ; Ис.44:4 ; Иер.17:8 ; Иез.31:4 ; ср. со словами в Ис.32:20 : «Блаженны вы, сеющие при всех водах»). К этому можно добавить время от времени появляющиеся упоминания о пересыхающих потоках – образах потери ( Иов.14:11 ; Пс.106:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-910-0363 4 .         Заявитель: Санкт-Петербургская православная духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Постная Триодь. Да исправится молитва моя/ред.-сост. М. И. Ващенко» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Постная Триодь. Да исправится молитва моя/ред.-сост. М. И. Ващенко». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-910-0364 5 .         Заявитель: Московская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Богословский вестник. Научно-богословский журнал Московской духовной академии. Т. 33. Выпуск (2019)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Богословский вестник. Научно-богословский журнал Московской духовной академии. Т. 33. Выпуск (2019)» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-910-0365 6 .         Заявитель: Санкт-Петербургская православная духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Прокимны на Литургии. Аллилуиа после Апостола/ред.-сост. М. И. Ващенко» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Прокимны на Литургии. Аллилуиа после Апостола/ред.-сост. М. И. Ващенко». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-910-0366 7 .         Заявитель: Санкт-Петербургская православная духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Постная Триодь. Седмичные прокимны/ред.-сост. М. И. Ващенко» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. εσβεια от ε - благо и σβομαι - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины εσεβς, εσεβς, εσβεια (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), θεοσβεια, θεοσεβς (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), δκαιος (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), σιος (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), κλλιστος (2 Макк 6. 23), ελαβς (Лк 2. 25; Деян 22. 12), λεος (Ос 6. 4), θρησκεα (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин εσβεια первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религ. плане этот термин стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. В эпосе Гомера ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» термин εσβεια не встречается. Некое предварительное понятие Б. формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести» (αδς), некого свойственного герою достоинства и благообразия. Др. понятие, соотносимое с идеей Б., обозначается словом, выражающим почтительное удивление, благоговение (σβας).

http://pravenc.ru/text/благочестия.html

Езекия Езекия ( , – от =крепость, сила Божия; ζεκας; Ezechias; L: Hiskia, Jehiskia): а) 4Цар.16:20, 18:1, 19:1, 20:1 . 1Пар.3:13 . 2Пар.29:1 ... 30, 1... 32:2, 33:3. Притч.26:1 . Сир.48:19 … 49:5. Ис.1:1, 36:1 ... 14–16, 18, 22. 37:1... 38:1.., 39:1–8. Ос.1:1 . Мих.1:1 . Иер.26:18–19 . 2Макк.15:22. – Один из благочестивейших царей Иудейских. Вступив на престол после нечестивого Ахаза ( 4Цар.16:20, 18:1 . 2Пар.29:1 ...), он был ревностным подражателем предка своего Давида. Первым делом его было восстановить истинное богослужение. Повелев отворить Храм и очистить его, он вошел в него с начальниками города, причем вознесены были жертвы и всесожжения, при пении псалмов и звуке музыкальных орудий, и с этого времени восстановлен был чин богослужения в том самом виде, в каком был при Давиде ( 2Пар.29:1–36 ). Потом он постановил совершить праздник Пасхи и приглашал к нему и израильтян, и празднование совершено было с таким торжеством и великолепием, какого не было в Иерусалиме со дней Соломона ( 2Пар.30:7–27 ). После сего истреблены были все памятники идолопоклонства, и не только в Иудее, но и в царстве Израильском: высоты и жертвенники были разрушены, статуи разбиты, дубравы посечены; Езекия не пощадил даже и медного змия Моисеева, который сделался было предметом суеверного поклонения ( 4Цар.18:3–6 . 2Пар.31:1 ). Затем восстановлены были чреды служения, составлены списки священников и левитов со всеми их семействами, и сделано мудрое распоряжение для принятия и раздаяния десятин и приношений семействам их ( 2Пар.31:2–21 ); и при всем этом он действовал от всего сердца своего, нелицемерно и неуклонно исполняя Заповеди Божии . При таком искреннем благочестии своем, он немало, конечно, должен был иметь еще борьбы с различными пороками, которые господствовали тогда в князьях и народе, с одним внешним их благочестием, с их неправдами и злодеяниями, в которых так резко обличали их пророки (сн. напр. Ис.1:10 ... 15... 22:15... 28:7, 14, 22, 29:13, 30:2, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Галилея, Галилейский, Галилеянин ( , – от (см. Галал)=круг, округ, область, страна; Γαλιλαα; Galilaea; Galiläa): Нав.20:7, 21:32 . ЗЦар.9:11. 4Цар.15:29 . Ис.8:23 (9:1). Тов.1:2 . Иудифь.1:8, 15:5 . 1Макк.5:14, 11:63, 12:47.49. Мф.3:13, 4:12, 15, 23, 25, 26:32, 28:7. 10, 16 . Мк.1:14, 16. 28, 3:7, 9:30, 14:70 . Лк.2:39, 3:1, 4:14, 13:1–2 23:6. Ин.4:3, 43, 7:1, 41, 52 . Деян.1:4, 2:7, 5:37, 9:31, 10:37, 13:31 . и др. – Это – северная часть Палестины, заключающая в себе уделы колен Асира, Завулона, Иссахара и Неффалима, от Самария до Кедеса и далее до Ваал-Гада и Емафа ( Нав.19:10–39 . сн. Нав.13:4–6 . Ис.9:1 . Флав. Древн. К. 5. гл. 1. § 22). Вначале название это усвоялось одному из округов колена Неффалимова, к северо-западу от Меромского озера, на горе Неффалимовой, к которому принадлежал город Кедес ( Нав.20:7, 21:32 . 1Пар.6:76 ); а потом оно распространено и на другие области северной Палестины (1Макк.5:14, 11:63, 12:47, 49. Мф.2:22, 4:23, 25, 26:32 . и др.). Название «Галилея языков» ( Ис.9:1 . Мф.4:15 ) очень могло идти этим местностям, потому что, при самом завоевании этих земель при И. Навине, здесь множество оставалось язычников ( Суд.1:30–33 ). И после, по Иосифу, иудейское население оставалось здесь смешанным с языческими племенами (Флав. Жизнь, 12). Соломон подарил в этой местности 20 городов царю Тирскому ( 3Цар.9:11 ). Впоследствии времени языческое население могло увеличиться здесь, подобно как в Самарии, при Феглаффелласаре, с переселением жителей городов галилейских в Ассирию ( 4Цар.15:29 . сн. 4Цар.17:23–24 ). К этому могло способствовать еще и то, что здесь лежал торговый путь от Дамаска к Финикии и Египту (Мф.4:15). Преобладание здесь языческого населения оставалось в силе и по возвращении иудеев из плена вавилонского, и во времена маккавейские иудеям угрожала даже здесь великая опасность от язычников (1Макк.5:14–15). Язычников особенно много было здесь в северной части Галилеи, по причине близкого соседства с землями языческими, особенно с Финикией и Сирией, и потому эта собственно часть и называлась Галилеей языческой (1Макк.5:15. Мф.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава 5 1–7. Песнь о неблагодарном винограднике и его судье. 8–10. Седмикратное горе на ненасытных приобретателей недвижимого имения, 11–17. на преданных пирам, 18–19. на неверующих насмешников, 20. на не признающих различия между добром и злом, 21. на гордых, 22. на пьяниц, 23. и на нарушителей справедливости. 24–30. Угроза нечестивому израильскому народу нашествием далекого чужого могучего народа. Ис.5:1–7 . Пророк выступает здесь как лирический поэт, но его песнь заключает в себе истину вполне трагического характера. Пророк поет о деле своего возлюбленного Господа, который насадил свой виноградник, т. е. избранный народ в прекрасном месте и даровал ему все условия благополучного существования. Однако этот виноградник принес не прекрасный виноград, а дурные, негодные к употреблению в пищу ягоды. Слушатели этой притчи – песни должны сами сказать, что Всевышний вправе сделать с таким виноградником. Но так как слушатели не могут признать себя виновными, то Сам Господь определяет Своему винограднику или, что тоже, иудеям, их будущую судьбу, которая обещает быть очень печальной. Ис.5:1 . Во­с­по­ю Возлюблен­ному моему песнь Возлюблен­ного моего о винограднике Его. У Возлюблен­ного моего был виноградник на вершине утучнен­ной горы,: «Воспою» с евр. «я начинаю петь о моем Друге: это – песнь о Его любви к Своему винограднику». Пророк хочет изобразить отношение своего друга (как образно называется здесь Сам Сущий) к Его винограднику, как нередко называется в Писании народ избранный (ср. Ис.3:14 ; Иер.2:21 ; Иер.12:10 ; Мф.21:33 ). Виноградник этот был разведен на самой удобной почве – на выступах горы, наиболее открытых для действия солнечных лучей. «Вакх любит открытые холмы», – говорит Виргилий, (Георг. II, 113). Ис.5:2 . и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и по­стро­ил башню по­среди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он при­несет добрые грозды, а он при­нес дикие ягоды. «И Он обнес его оградою» – точнее с евр. окопал или вскопал для посадки черенков виноградных лоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Обетование Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божьих О. основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно ( Ис. 40:8 ; Плач. 3:23 ; Евр. 6:18 ). Содержанием О. являются Божьи спасит. деяния, которые по мере исполнения становятся историч. реальностью. I. ОБЕТОВАНИЕ В ВЗ 1) первое данное человечеству О. было направлено на устранение самой основы всякого бедствия. Оно обещало приход Спасителя ( Быт. 3:15 ), Который лишит власти сатану, получившего ее благодаря грехопадению человека. Но в О. сообщалось не только о том, что явится Спаситель, они также говорили о том, каким Он будет ( Ис. 11:1–5 ; Ис. 42:1–4 ), и о пути спасения ( Ис. 53 ). Не улучшением мира можно помочь людям – люди сами должны обновиться. Через излияние на них Духа Божьего ( Зах. 12:10 ) и дарование им новых сердец ( Иез. 36:26 ) их мышление и действия оказываются в подчинении Закону Божьему ( Иер. 31:33 ), так что они могут жить в постоянном союзе с Богом и в послушании Ему ( Иер. 31:31 ; Иез. 36:27 ). Но срок исполнения О. определяет только Бог, это остается Его тайной; 2) Иов знал, что его Искупитель жив ( Иов. 19:25 ); Валаам видел «восходящую от Иакова звезду» лишь в отдаленном будущем ( Числ. 24:17 ). На время ожидания Спасителя Бог даровал человечеству свет и надежду, дав Аврааму О. о том, что от него произойдет великий народ ( Быт. 12:2 ), который будет жить, подчиняясь Божьим установлениям, в обетованной Богом земле ( Исх. 32:13 ). Там он прославит имя Божье среди народов и станет благословением для них ( Быт. 18:18 ), получив спасение Божье, насколько это возможно без основополаг. победы над сатаной. Так, уже в то время народ Израиля познал, что Бог шаг за шагом исполняет Свои О. Божья защита гарантировала безопасность всему народу ( Втор. 12:10 ) и каждому израильтянину в отдельности ( 2Цар. 22:3 ; Пс. 58:10.17 ); Бог давал им пропитание и возможность спокойной жизни ( Лев. 25:19 ). Народ был вправе приближаться к Богу в установл. Им ⇒ богослужениях и в молитвах, т.к. Бог дал О., что молящийся будет услышан ( Пс. 49:15 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Корабль, кораблекрушение (Ship, shipwreck) Корабль – это крупное морское судно, в отличие от лодки, которая связывается, в первую очередь, с озерами и реками. Библейские образы корабля подтверждают, что евреи не были народом мореплавателей. В основном они жили на территориях, удаленных от моря, а у тех, кто жил на побережье, не было хороших гаваней. В ветхозаветных образах выражается неподдельный страх перед морем, и в большинстве случаев корабли изображаются как бы с определенного расстояния при описании судоходства в соседних странах. Когда Соломону понадобилось перевезти золото, ему, по всей видимости, пришлось нанять для этого финикийские корабли и моряков ( 3Цар.9:26–28 ). В Пс.103 после множества подробнейших зарисовок сухопутной природы описание кораблей в море выглядит на удивление невыразительной: «Это море – великое и пространное... Там плавают корабли» ( Пс.103:25–26 ). В Новом Завете в большей степени проявляется греческий и римский подход, признающий морские путешествия одним из основных средств международного общения, и половина библейских упоминаний о кораблях приходится на Новый Завет, но даже в нем самые яркие образы связаны с кораблекрушениями. В литературе в целом корабль служит образом путешествия (передвижения), безопасности и перевозки грузов (обычно связанных с богатством). Это образ идеала и благополучия, и кораблекрушения (в Библии и у Шекспира) показаны как запоминающийся образ ужаса, опасности и краха финансовых надежд. В древности корабли использовались для транспортировки разного рода грузов; на них плавали вестники ( Иез.30:9 ); они перевозили с места на место пассажиров, в том числе беженцев и пленных ( Втор.28:68 ; Ис.43:14; 60:9 ; Деян.27:1–2 ). Учитывая разнообразие и ценность перевозимых товаров, судоходство символизировало, как уже упоминалось, изобилие и богатство ( 3Цар.10:11, 22 ; Откр.18:11–13 ), а также власть и гордость, которыми они могли сопровождаться ( Ис.2:12–16 ). Инициатива и доходы, связанные с морской торговлей, находят выражение в образе добродетельной жены, добывающей обильное пропитание для своей семьи ( Притч.31:14 ). На морской торговле строилась вся экономическая жизнь Финикии, и прекращение этой торговли или разрушение гаваней вызвало национальную катастрофу ( Ис.23:1–14 ). С другой стороны, корабли могли символизировать угрозу вторжения или начала военных действий ( Чис.24:24 ; Дан.11:30, 40 ). Тот факт, что корабли не смогут подойти к будущему Иерусалиму, был для Исаии показателем его безопасности ( Ис.33:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010