Скачать epub pdf Глава 9 1. Исцеление слепорожденного 1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. 4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. История исцеления слепорожденного занимает в 9-й главе Евангелия от Иоанна сравнительно небольшое пространство: всего семь стихов (1–7). Однако оставшаяся часть главы (стихи 8–41) является прямым продолжением этой истории. Таким образом, собственно рассказ о чуде занимает около 1/6 данной главы: все остальное – это богословский комментарий к нему. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения» В Евангелиях упомянуты многие случаи исцелений от слепоты. Два похожих случая возвращения Иисусом зрения двум слепцам мы встречаем в Евангелии от Матфея ( Мф. 9:27–31 иМф. 20:34). Матфей также упоминает об исцелении бесноватого слепого и немого ( Мф. 12:22 ). Марк рассказывает об исцелениях безымянного слепого в Вифсаиде ( Мр. 8:22–26 ) и Вартимея в Иерихоне ( Мр. 10:46–52 ). То же исцеление в Иерихоне описано у Луки ( Лк. 18:35–43 ). И Матфей, и Лука упоминают об исцелении Иисусом многих слепых ( Мф. 15:31; 21 :14Лк. 7:21). Однако только в Евангелии от Иоанна рассказывается об исцелении человека, слепого «от рождения». В других случаях мы не знаем никаких подробностей о слепых, которых исцеляет Иисус: от рождения ли они были слепыми или стали таковыми на каком-то этапе своей жизни, и если да, то по какой причине. Можно предположить, что слепой, описываемый Иоанном, – единственный слепорожденный из всех упоминаемых в Евангелиях слепцов. Поэтому рассказанная Иоанном история имеет особый смысл, отраженный в восторженных словах самого исцеленного: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» ( Ин. 9:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господь наш Иисус Христос, живя на земле в теле, которое от нас ради нас Он восприял, исцелил многих слепых и по-телу и по-душе; а если кто приведет в счет духовное прозрение, которое выражается в переходе от безверия в веру, от неведения в познание Божие, то и невозможно числом выразить количество слепцов, прозревших благодаря Воплощению Господню: они исчислены – только Тем, Кому и число волос наших известно. Если же мы исследуем прозрение телесных очей, то найдем, что в одном случае многие были исцелены одним словом Христа, другие – единым прикосновением Его; одни – самым припаданием и приближением ко Христу; другие же прияли исцеление от Христа чрез помазание плюновением или брением. Так, когда Он пришел к морю Галилейскому, как повествует Матфей, приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, которых всех, повергнутым к стопам Его, Он исцелил, так что народ тогда дивился и прославлял Его, видя немых говорящими, хромых ходящими, увечных здоровыми и слепых видящими ( Мф.15:30 ). Но и когда сидя на жребяти осли, по пророчеству, Он чудесно вошел в Иерусалим, воспеваемый, как Бог, детьми, Он, как и это говорит Матфей, исцелил всех пришедших к Нему хромых и слепых ( Мф.21:14 ). Когда же Он пришел в Вифсаиду, привели к Нему слепого, как говорит Марк, и просили Его, чтобы Он коснулся его; Господь же, вывед его вон из селения, плюнув ему на глаза, и возложив на него руки, сделал так, что он частично стал видеть; затем, опять возложив на него руки Свои, даровал ему совершенно прозреть. Когда же Он приближался к Иерихону, как Лука повествует, Он исцелил одним словом сидящего при дороге и просящего милостыню слепого, сказав в ответ на его просьбу об исцелении: «Прозри» ( Лк.18:42 ). Когда же Он шел из Иерихона, как и это Марк повествует, Он даровал зрение опять иному слепому: Вартимею сыну Тимееву, говоря в ответ на его просьбу о прозрении: «Да будет тебе по вере твоей» ( Мк.10:46 ). И когда в Иерусалиме, увидев слепого от рождения, как Иоанн повествует, Он, и не будучи просим, но Сам подвигнувшись по доброте Своей, плюнув на землю и сотворив брение, и помазав очи слепого, сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам»; и пошел он и умылся и пришел зрячим ( Ин.9:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Беседа 41. Евангелие от Матфея, глава 12, 15–30. «Избранный Отрок. Исцеление бесноватого, слепого и глухого» Рассмотрим две темы: «Избранный Отрок» и «Исцеление бесноватого, слепого и глухого». И мы читаем следующие стихи: Мф.12:15–16 . «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Зная козни их, зная, что они желают погубить Спасителя своего, Он удалился оттуда, чтобы отнять у фарисеев случай совершить нечестивое против Него дело» . Народ последовал во множестве за Иисусом, потому что видели исцеление сухорукого. Толпа всегда бурно реагирует на чудеса. Истинными последователями Господа Иисуса Христа остаются Его апостолы и те немногие из уверовавших, которые искали для себя наставления в вере и новой жизни – в Боге и с Богом. Блаженный Феофилакт дает на данный отрывок следующее толкование: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили: Он всеми способами старался уврачевать их» . Здесь говорится о том, что, удаляясь с места совершения чуда, Он проявлял заботу и о фарисеях. Так Феофилакт и пишет: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили» , – то есть чтобы Его хвалили в глазах завистников Его. Он понимает, что прославление Его за чудо исцеления сухорукого вызовет боль в сердцах завистливых фарисеев и ввергнет их и в большее озлобление. И чтобы читающие Евангелие не удивились сему, блаженный Феофилакт Болгарский прибавляет и следующие слова: «Он всеми способами старался уврачевать их» . Видите, как Свою заботу об исцелении рода человеческого Он распространяет и на врагов Своих! Вот пример подлинного человеколюбия! А так ли мы поступаем с врагами нашими, желаем ли мы им блага, духовного исцеления, молимся ли мы за них, благословляем ли их? И мы читаем далее: Мф.17–18 . «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 13  голосов:  4.2 из  5) Предыдущий Следующий «Кто согрешил он или родители его?» Исцеление слепого при купальне Силоам (Ин.9) — протоиерей Димитрий Юревич Лекция протоиерея Димитрия Юревича, прочитанная 25 июня 2018 г. в Просветительском центре «Логос». В лекции дается подробное истолкование истории исцеления Христом слепого от рождения при бассейне Силоам, описанное в 9й главе Евангелия от Иоанна, раскрывается историко-археологический контекст события, приводится богословское осмысление причины болезней. Расшифровка видео Тема нашего сегодняшнего занятия «Кто согрешил: он или родители его? Исцеление слепорождённого при купальне Силоам» (Евангелие от Иоанна, 9 глава). Прежде чем мы с вами будем смотреть и последовательно толковать евангельский текст, давайте рассмотрим археологические данные, для того чтобы представлять, где именно в Иерусалиме это происходило, и каков археологический контекст. В тексте Евангелия от Иоанна упоминается купальня, или бассейн под названием Силоам. В Иерусалиме известны три последовательно построенных таких бассейна. Первый бассейн был построен царем Езекией в конце VIII или в начале VII века до Рождества Христова для того, чтобы обеспечить Иерусалим водой на случай осады. С этой целью был прорыт особый туннель, который известен как туннель Езекии, или иное название – Силоамский туннель. Вот на этой схеме мы с вами видим, что Силоамский туннель вёл от основного источника города Иерусалима – источника, который называется Геон (в другом произношение Гехон), как раз к этому бассейну Силоам. Однако на протяжении очень долгого периода – в течение, наверное, пятнадцати столетий, до 2004 года – не было известно, где точно располагался бассейн Силоам. Императрица Евдокия, которая правила в начале V века по Рождестве Христовом, построила на месте, где оканчивается туннель Езекии, вот такой бассейн, который вы сейчас видите на фотографии, и, соответственно, рядом с бассейном церковь, посвящённую как раз событию исцеления слепорождённого при Силоамской купели.

http://azbyka.ru/video/kto-sogreshil-on-...

Что ты хочешь от Бога? Одна из последних проповедей протоиерея Василия Ермакова († 3 февраля 2007 г.) Источник: Газета Эском – Вера Во имя Отца и Сына и Святого Духа. «Что ты хочешь?» – две тысячи лет назад обратился Господь наш Иисус Христос к слепому, сидящему у дороги, ведущей в город Иерихон. Этот слепой нищий услышал, что идёт Сын Давидов, Спаситель мира, что идёт особый Человек, и стал кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня!» Его хотели оттолкнуть, отодвинуть, но он продолжал кричать, и когда Господь подошёл к нему и спросил: «Чего ты хочешь от Меня?», он сказал великие слова, которые его, слепого, скорбящего, привели к Богу: «Да прозрею». Он ничего не хотел другого, и голос совести ему подсказал: надо прозреть, чтобы иметь веру. Его слова, обращённые к Спасителю, не были пустыми, не были данью моды того времени. И Бог даровал исцеление, как Он даровал исцеление десяти прокажённым мужам. «Чего вы хотите?» – «Да очистимся». Они получили исцеление, проказа их оставила, но только один, как говорит Евангелие, пришёл благодарить Бога. Таких предательств Бога было очень много две тысячи лет назад при Его земной жизни. Таких предательств Бога много совершилось и в многовековой истории человечества, как в общем мировом масштабе, так и в нашей российской жизни. На слова слепого, обращённые к Спасителю, Он сказал: «Прозрей, вера твоя спасла тебя». Вот если бы сегодня обратиться к вам, к россиянам, идущим в церковь и спросить: чего ты хочешь? Вот ты пришёл в церковь: что ты хочешь в данный момент твоего пребывания в храме Божьем? Ты хочешь понаблюдать, присмотреться, поставить свечу или переродиться благодатью Божьей? Потому обо всём, что ты совершал нехорошего, плохого, грешного, надо подумать, идя на встречу к Богу. Ведь Господь стучится в сердце каждого из нас скорбями, болячками, горестями. «Что ты хочешь?» И на этот зов Божий как отзываются люди? – «Я хочу от Бога счастья, богатства, благополучия, здоровья, житейской мощи, всего, но только не веры в Бога». Я вам говорю слова той жестокой правды, с которой я встречаюсь 50 с лишним лет.

http://pravoslavie.ru/37262.html

23-е Св. муч. Трофима и Феофила, и других тринадцати с ними Сии святые мученики и истинные рабы Христовы пострадали в Ликии в 305 году, в гонение Диоклитианово. Когда они отказались принесть жертву идолам, то были повешены и стружемы железом, биты камнем, и затем сокрушены им были голени. Наконец обезглавили их. Св. священномуч. Аполлинария, еп. Равенийского Аполлинарий был один из учеников св. Апостола Петра, последовавших за ним в Рим и которого Апостол Пётр послал в г. Равенну, чтобы он проповедовал там веру Христову, и посвятил его в епископа будущей христианской Церкви. Бог благословил успехом само начало деятельности нового проповедника Евангелия. Прибыв в Равенну, Аполлинарий остановился в доме одного воина, по имени Иринея. В разговоре с ним, он рассказал ему о цели прибытия своего в этот город и рассказал воину об Иисусе Христе и об Его Божественной силе, спасающей всякого человека, который уверует в Него. – У меня есть сын, страдающий слепотой, – сказал Ириней, – если Бог – Христос, о Котором ты мне говоришь, может исцелить его, то я уверую в Него, как в истинного Бога... С верой несомненной в помощь милосердого и всемогущего Бога Аполлинарий позвал слепого юношу и именем Иисуса Христа исцелил его, моля Бога при этом, чтобы просветилось и душевное зрение людей того города и чтобы они познали истинного Бога. Поражённые чудным исцелением слепого, Ириней и все домашние его уверовали в Иисуса Христа – Сына Божия и приняли св. крещение в реке близ Равенны. Аполлинарий, пребывая в доме Иринея, продолжал просвещать Евангельским учением обратившихся ко Христу. Вслед затем Аполлинарий исцелил больную жену одного трибуна, который также уверовал во Христа со всем семейством своим, и Аполлинарий, поселившись у него в доме, поучал их о Христе, силой Которого для верующих доступны непостижимые чудеса. Он поучал и других жителей Равенны, собиравшихся в дом трибуна, чтобы слышать проповедника нового учения, ознаменованного такими чудными свидетельствами истины его, и таким образом устроилась в этом доме церковь , в которой епископ Аполлинарий совершал литургию, причащая верующих Божественных Таин. Из среды уверовавших он ставил пресвитеров и диаконов, и число последователей Христовых распространялось в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Св. священномученик Аполлинарий, епископ Равеннский Св. Аполлинарий происходил из города Антиохии и был учеником св. апостола Петра. Когда в царствование императора Клавдия Петр прибыл в Рим для проповеди Евангелия, то вместе с ним пришел туда и Аполлинарий. Вскоре св. апостол поставил его епископом в город Равенну. Придя сюда, Аполлинарий вошел в дом воина Иринея, рассказал, кто он такой, и много говорил о вере Христовой и о чудесах, какие можно творить по вере во Христа Спасителя. Тогда Ириней сказал Аполлинарию, что у него есть слепой сын, и если действительно такова сила веры во Христа, то пусть Аполлинарий исцелит этого несчастного. Привели слепого, и собрались все домашние, чтобы видеть, что будет делать пришелец. Аполлинарий, обратясь с пламенной молитвой к Богу, сотворил крестное знамение на очах слепого юноши, и тот тотчас прозрел. После этого все присутствовавшие, сам прозревший и родители его уверовали во Христа и были крещены Аполлинарием. В доме Иринея епископ и остался жить. В то же время жена полководца равеннского Фекла лежала больная уже много лет и никто не мог оказать ей и слабой помощи в ее недуге. Ириней пришел к полководцу и, рассказав ему о чудесном исцелении сына, советовал ему обратиться к Аполлинарию. Тот, узнав, что Аполлинарий не римлянин, а грек, велел тайно привести его в свой дом. Аполлинарий пришел в дом полководца и в присутствии всех домочадцев, чудесно исцелил больную: он взял ее за руку и поднял на постели, и Фекла тотчас стала здорова. Это чудо поразило всех бывших там, и полководец с исцеленной женой и со всем домом своим, а также многие другие, уверовав, приняли св. крещение. Аполлинарий после того стал жить в доме полководца. Там он устроил первую в городе христианскую церковь , поставил пресвитеров и диаконов и избрал клириков для совершения богослужения, а сам продолжал учить народ вере и крестил уверовавших. Вместе с этим он стал учить грамоте детей новых христиан. Так прожил Аполлинарий в доме полководца 12 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава VI. На Патмосе „Кто не от Бога, тот не слушает нас“. – Враги Иоанна. – „Я Иоанн брат ваш и соучастник в скорби“. – Гонение Домициана. – Донос императору на Иоанна. – Письмо Домициана проконсулу Азии, – Увещание. – Вызов Иоанна в Рим на суд. – Во дворце императора. – Чаша с ядом. – Спасение. – Бичевание. – Котел с кипящим маслом. – Возвращение в Ефес. – Новый донос. – Осуждение на остров Патмос. – От Ефеса до Патмоса. – Воскрешение юноши. – Укрощение бури на море. – Встреча с Маргоном. – Исцеление протектора. – Новое чудо. – Иоанну предлагают свободу. – Отказ св. Апостола. – У Патмоса. – Патмос. – Благовестническое служение на острове Патмосе. – Город Фора. – Изгнание „духа пытливого“ из Аполлониада. – Крещение дома Мирона. – Трибун Василий и жена его Харись. – Исцеление сына Хруса и Селении. – Столкновение с жрецами Аполлона. – Бичевание и заключение в темницу. – Освобождение. – Увещание не проповедовать более. – Новые благовестнические подвиги. – Исцеление расслабленного. – Изгнание духа нечистого. – Беседа Иоанна с евреем Каром о Спасителе. – Волхв Кинопс. – Прение с Иудеем Филоном. – Исцеление хромого, страдавшего „водным недугом“, жены игемона. – Благовестнические труды Апостола в городе Меринузе. – Ликос. – Воскрешение сына жреца Дия. – Изгнание духа лукавого из юноши. – Новое бичевание. – Разрушение храма Диониса. – Волхв Нукиан. – Благовествование Иоанна в городе Карове. – Встреча с евреем Фавстом. – Проклиания и Сосипатр. – Плоды благовествования на Патмосе. – Смерть Домициана. – Новый император Нерва. – Повеление возвратиться Иоанну из ссылки. – Просьба жителей Патмоса не оставлять их острова. – Обстоятельства написания Евангелия. – Последнее путешествие по острову Патмосу. – Исцеление слепого сына жреца Диева. – Крещение всего этого дома. – Обстоятельства написания Апокалипсиса. – Прощание Иоанна с христианами Патмоса. – Последнее слово – На корабле. – Снова в Малой Азии. – Значение апокрифов. В Прощальной беседе Спаситель говорил Своим ученикам: „если бы вы были от мира; то мир любил бы свое: а как вы не от мира, но я избрал вас от мира; потому ненавидит вас мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Глава девятая Исцеление слепорожденного. Ин.9:1 . И мимоидый виде человека слепа от рождества. Св. Иоанн Златоуст 955 связует это исцеление с окончанием спора главы восьмой, когда Иудеи берутся за каменья и Господь проходит посреди их. При этом Златоуст указует на милосердие Господа, который исцеляет слепорожденного немедленно после того, как Его хотели убить. Может быть, что таково и было это событие, но надо помнить, что в таком случае и события главы восьмой должны были происходить в субботу. Мы напомним читателю, что в последний великий день празднества кущей Господь возгласил в храме ( Ин. 7:37–38 ): «Кто жаждет иди ко мне и пей»; и в этот день посланы были за ним служители, не осмелившиеся взять Его. Затем Господь удаляется на гору Елеонскую и утром опять приходит в храм ( Ин. 8:1–2 ). Здесь происходит ожесточенный спор фарисеев, кончающийся тем, что они берут каменья. Посему, если вслед за спором Господь исцеляет слепорожденного именно в субботу ( Ин. 9:14 ), то тогда надо разуметь, что последний великий день праздника кущей приходился в пятницу, а и спор, и исцеление слепорожденного на следующий день в субботу. Может быть нет особой надобности связывать события восьмой главы с событиями девятой. Западные комментаторы видят в последней главе отдельный эпизод, имевший место в одну из суббот после окончания праздника кущей 956 . И мы склоняемся к этой мысли. В числе многих чудес Господних 957 Богослов избирает по повелению Духа Божия одно, в котором ясно очерчивается последовательное развитие злобы Иудеев, все более и более усиливающееся их ослепление, и те пути, коими Господь взыскивал овец Своих и приготовлял духовное развитие человека, освобождение его от уз фарисейства и свободу церкви Христовой. В печальной повести развития злобы Иудеев это новый фазис ее. Ничего не упоминается уже о буйстве их и о намерении убить Господа каменьями; книжники и фарисеи опять окружают себя в отношении слепорожденного призраком законности (ст. 13–14) и говорят с Господом, спрашивая Его: «неужели и мы слепы?» (ст. 41) Стало быть надо полагать, что между последним взрывом бешенства и той субботой, в которую произошло исцеление слепого, протекло некоторое время, ясно не определенное, и весьма трудно допустить, чтобы это имело место немедленно после попытки убийства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

8-е Преподобного Патапия Родом из Фив Египетских, он, достигши совершенного возраста, удалился в пустыню и подвизался в трудах, молитвах и постах. Когда же начали посещать его и беспокоить странники, искавшие советов и молитв, то удалился в Константинополь и, близ Влахернского храма у городской стены, сделав себе шалаш, пребывал в нём до смерти, последовавшей в глубокой старости в VΙ веке. Похоронен был в церкви Иоанна Предтечи. Бог ещё при жизни прославил его даром прозорливости и чудес. Св. Андрей Критский († 712 г.) составил в честь его два похвальных слова, где упоминает о совершённых им чудесах: о исцелении слепого, о исцелении страдавшего водяной болезнью и одержимого бесом, о исцелении рака на груди женщины. Св. Апостолов: Сосфена, Аполлоса. Тихика, Епафродита, Кифы и Онисифора. О них см. в соборе LXX, 4-го января, также 7-го и 10-го сентября и 30 марта. † Преставление преп. Кирилла Челмского Преподобный Кирилл Челмский принадлежал к числу просветителей дикой страны Чуди. Его-то особенно имел в виду иностранный посол, бывший в Москве в 1516 и 1524 г., когда писал: «иноки-пустынники, долгое время посевая щедрой рукой слово Божие между идолопоклонниками, многих из них давно уже обратили к христианской вере... Терпя голод и подвергая опасности саму жизнь, не ожидали и не искали они никаких выгод для себя; единственная цель их была угодить Господу и обратить на путь истины заблудшие души» 145 . Белозерский князь, ревнуя об успехах св. веры между дикой Чудью (это был благоверный князь Глеб Васильевич † 1278 г.), после того, как наказал «Чудь белоглазую» за злодейские нападения на Белозерские поселения христиан, основал в Каркун-пуоли (в медвежьей стороне) город Каргополь 146 . – Искренний ученик Евангелия Христова блаженный Вассиан вскоре затем основал здесь Спасскую обитель, служа для всех примером терпеливой любви 147 . Спустя лет 30 после кончины Вассиановой, на горе Челме, в 50 верстах от Каргополя, поселился преп. Кирилл 148 . Постриженник обители преп. Антония Римлянина, он 5 лет испытывал себя в этой обители подвигами послушания, 3 года странствовал по пустыням, ища места по душе своей, наконец, пришёл в дикую Каргопольскую сторону и, по извещению Божию, избрал себе для постоянного пребывания уединённую гору Челму.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010