77. Исх. 25:22. 78. О Шехине см., в частности: БуйеЛ. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. С. 90—103; Kadushin Μ. The Rabbinic Mind. New York, 1972. P. 222—261. 79. См.: Лев. 18:21; 19:12; 21:6; 22:2, 32. 80. Лев. 24:11—16. 81. Втор. 6:4. 82. Втор. 26:19. 83. См., например: Anchor Bible Dictionary. Vol. IV. New York, 1992. P. 1002. 84. Втор. 5:11. 85. Втор. 28:58—59. 86. Ср.: 1 Цар. 11:7. 87. См.: Bietenhard H. νομα. —Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by G. Kittel. Transl. by G. W. Bromiley. Vol. V. Michigan, 1968. P. 246—247. 88. ЗЦар. 8:10–43. 89. Ср.: Пс. 28:9 («и во храме Его все возвещает о Его славе»). 90. Ср.: 1 Езд. 6:12. 91. В имени. 92. Ис. 48:9. 93. Иер. 44:26. 94. Ис. 63:11—12. 95. Ис. 63:14. 96. Иез. 20:9. 97. Иез. 36:23. 98. Иоиль 2:32. Ср.: Деян. 2:21; Рим. 10:13. 99. Ис. 30:27—28. 100. Эрн В. Разбор Послания Св. Синода об Имени Божием. М., 1917 С. 30—31. 101. Мих. 4:5. 102. Феофан (Быстрое), архимандрит. Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя. С. 166—167. 103. Мф. 1:1. Ср. то же выражение в Быт. 5:1. 104. Лк. 3:23—38. 105. Лк. 1:13. 106. Лк. 1:30—31. 107. Мф. 1:20—21. 108. Исх. 20:5. 109. Мф. 1:21. 110. Мр. 3:16—17. 111. Ин. 1:42. 112. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 19, 2 (Цит. по: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 8. СПб., 1914. С. 128). 113. Мр. 5:37. 114. Мф. 17:1; Мр. 9:2. 115. Мр. 14:33. 116. Ин. 10:3—4. 117. Лк. 10:17—20. 118. Ср.: Пс. 102:13; Ис. 9:6; 63:16; Иер. 31:9; Мал. 1:6; 2:10; и др. 119. Ин. 5:43. 120. Ин. 10:25. 121. Ин. 12:27—28. 122. Ин. 17:6,11,22,25—26. 123. Мф. 6:9, 13. 124. Мф. 18:5; Мр. 9:37; Лк. 9:48. 125. Лк. 21:12, 17. Ср.: Мф. 10:18, 22; 24:9; Мр. 13:13. 126. Лк. 24:47. 127. Мр. 9:38—39. 128. Лк. 10:17—20. 129. Мф. 7:21—23. 130. Ин. 1:11—12. 131. Ин. 2:23. 132. Ин. 3:16—18. 133. Ин. 14:13—14. 134. Ин. 15:16. 135. Ин. 16:23—24,26—27. 136. Ин. 14:26. 137. Ин. 15:26. 138. Ин. 18:3—8,12. 139. Мф. 28:18—19. 140. Мр. 16:15—18.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

П о подражанию презираемому Исаву отдала ты, душа, своему соблазнителю первенство первоначальной красоты, лишилась отеческого благословения и, двояко несчастная, подпала соблазну – деятельностью и разумом, посему ныне покайся (Быт. 25: 32; 27: 37; Мал. 1: 2–3). З а крайнюю женопохотливость Исав был прозван Едомом. Пылая постоянно невоздержанием и оскверняясь любострастием, он был наименован Едом, что значит «распаление души грехолюбивой» (Быт. 25: 30). С лышав об Иове, сидевшем на сорной куче, ты, душа моя, не соревновала ему в мужестве – не имела твердой воли во всем, что узнала, что видела, что испытала, но оказалась нетерпеливою (Иов. 1: 1–22). Б ывший прежде на троне – теперь обнаженный и покрытый струпьями, на навозе; богатый детьми и известный – внезапно бездетен и бездомен; навозную кучу считал он своим чертогом и струпы – драгоценными камнями (Иов. 2: 1–13). Слава, Троичен: Е диное, нераздельное по существу и неслиянное в Лицах Божество Святой Троицы! Тобою – Соцарственное и Сопрестольное – я научаюсь боговедению. Я возношу Тебе троекратно в мире горнем воспеваемую песнь (Ис. 7: 1–3). И ныне, Богородичен: Т ы, Богородице, и рождаешь, и вместе остаешься Девою, сохраняя и в том и в другом случае по естеству девство. Из Тебя Родившийся обновляет законы естества, а рождает девственное чрево. Где восхощет Бог, там нарушается порядок природы, ибо Он творит, что благоизволит. Песнь 5 Ирмос: Ч еловеколюбче! Молюсь: просвети меня, бодрствующего от ночи, путеводи меня в Твоих повелениях и научи меня, Спаситель, исполнять Твою волю (Пс. 62: 2; 118: 45). Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Т ы слышала, душа, о корзинке с Моисеем, в древности носимой водяными волнами реки и избегшей горестного последствия фараонова замысла (Исх. 2: 3). Е сли ты слышала, несчастная душа, о повивальных бабках, истреблявших некогда исполнение целомудрия – младенцев мужского пола, то теперь, подобно Моисею, млекопитайся мудростью (Исх. 1: 8–22). Н анесши, как великий Моисей египтянину, удар разуму, ты, несчастная душа, не убила его; как же, скажи, ты будешь вселяться в пустыню страстей через покаяние? (Исх. 2: 11–12).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

146. Разбор отдельных мест Откр. 4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. В приветствии, с которым Иоанн обращается к адресату («церквам, находящимся в Асии»), звучит Троичное благословение — именем Отца и Сына и Святого Духа — выраженное на специфическом языке ветхозаветного и апокалиптического богословия . Об Отце говорится с помощью явной аллюзии на Исх. 3, 14: ... от Того, Который есть и был и грядет.... Чтобы более явственно увидеть связь с Исх. 3, 14, следует обратиться к греческому подлиннику: ... a)po o( w)/n kai o( h)=n kai o( e)rxo/menoj... Здесь мы видим, что o( w)/n («Сущий» из Исх. 3, 14) даже не склоняется, хотя грамматически требуется форма родительного падежа . Буквальный перевод-подстрочник выглядит как «... от Сущий и Был и Грядущий (Приходящий)» . Иначе говоря, это выражение есть богословское раскрытие ветхозаветного Имени Божия, утверждающего вечное бытие и присутствие Бога, причем с большим акцентом именно на присутствие (ведь сказано не «будущий», а «грядущий»), а не на «отвлеченное», «безотносительное» бытие . Об Иисусе Христе говорится в ст. 5. Имеется в виду самое важное: Его страдания и смерть («свидетель [ma/rtuj] верный»), воскресение («первенец из мертвых») и слава («и владыка царей земных»). А «от семи духов, находящихся перед престолом Его» (ст. 4) есть ни что иное, как упоминание Святого Духа. В данном случае число семь в свойственной апокалиптике манере имеет в виду полноту и изобилие Духа. Так вырисовывается в приветствии Троичное благословение, аналогичное, например, 2 Кор. 13, 13; 1 Петр. 1, 2; 2 Фес. 2, 13-14. 5 Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. 7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

  Читать полностью Словарь библейского богословия  1.  Само событие.  — В евангелиях событие П. Христа приурочено к тому решающему моменту, когда, после того как ученики признали Его Он открывает им, каким обр. свершится дело Его: прославлением Его будет Воскресение из мертвых, что предполагает прохождение через страдание и смерть (Мф 17.1–9 п; ср 16.13–23 п). В этом контексте данное событие и приобретает свое значение в жизни Христа и в жизни каждого хр–нина. В нем Иисус является как осуществляющий Писания (ср Лк 24.44 слл) и их пророчества о Мессии, Рабе—Отроке Божием и Сыне Человеческом.      2.  Тайна.  — Свидетелями этого события Иисус избирает будущих свидетелей Его борения в Гефсимании: Петра (ср 2 Петр 1.16 слл), Иакова и Иоанна (Мк 14.33 п; ср 5.37). Само событие напоминает богоявления, свидетелями к-рых были и на Божией (Синае—Хориве, ср Исх 19. 9 слл; 24.15–18; 3 Цар 19.8–18). Бог не только являет Свое присутствие, говоря из и (Втор 5. 2–5); но Иисус, в присутствии Моисея и Илии, предстает ученикам преображенный Божией. Эта слава вызывает у них трепет, религиозный перед божественным (ср Лк 1.29 сл.), но вызывает также и характерное замечание Петра, выражающего радость при виде славы Того, Чье мессианство он уже исповедал; Бог будет обитать со Своими, как о том возвестили пророки мессианских времен. Эта слава не только озаряет светом и Иисуса, как некогда она отразилась на лице Моисея (Исх 34.29 сл, 35); она — сама слава Христа (Лк 9.32) возлюбленного, как возвещает голос, исходящий из облака, хотя она еще и не слава последнего Голос этот подтверждает также откр. данное Иисусом своим ученикам и составляющее предмет Его беседы с Моисеем и Илией: о том «исходе», к-рый будет начат из Иерусалима (Лк 9.31), о прохождении через необходимом для вхождения в славу (ср Лк 24. 25 слл); ибо Божий голос повелевает Того, Кто Сын, Избранный Божий (Лк 9.35). Слово, раздающееся на новом Синае, открывает то, что новый придет на место Закона, данного прежде; это слово напоминает о трех пророчествах ВЗ: одно из них относится к и к Его Богосыновству (Пс 2.7), другое касается Божия, Его (Ис 42.1), третье же возвещает нового (Втор 18.15; ср Ин 1.17 сл.): «Пророка (…), как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте». Слушать Его означает на деле слушать Слово, ставшее плотью, в К-ром верующий видит славу Божию (ср Ин 1.14).

http://predanie.ru/tema/preobrazhenie-go...

386. Главы о знании III, 1 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7). 387. Исх. 6:3. 388. Сирийское… является транскрипцией еврейского… («Господь всемогущий»), а сирийское… является транскрипцией еврейского («Я есмь Тот, Кто Я есмь»). Оба выражения в Пешитте (сирийском переводе Библии) оставлены без перевода. 389. Главы о знании IV, 3 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7). 390. Исаак Сирин. Том 2. Беседа 11,2 (Цит. по: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Пер. с сирийского. М., 1998. С. 92). 391. Там же. Беседа 11, 4 (С. 92—94). 392. Там же. Беседа И, И (С. 94—95). 393. Там же. Беседа 5, 5 (С. 53). 394. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 2 (Пер. под ред. Г. М. Прохорова=Святые Отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000, С. 257). 395. Моисею. 396. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 3 (С. 257). 397. Там же 5 (С. 260). 398. См.: Louth A. Denys the Areopagite. P. 81—84. He случайно сочинение Иерофея, на которое ссылается Дионисий Ареопагит, называется «Первоосновами богословия». 399. Louth A. Denys the Areopagite. P. 84—85. 400. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 1 (Пер. под ред. Г. Прохорова=Отцы и учители Церкви V века. Антология. С. 261). 401. Там же 1, 1—2 (С. 261—262). 402. Там же 1,4 (С. 264). 403. Там же 1, 5 (С. 264—265). 404. Там же 1,6 (С. 265). 405. Суд. 13:18. 406. Фил. 2:9. 407. Еф. 1:21. 408. Исх. 3:14. 409. Ин. 14:6. 410. Ин. 8:12. 411. Быт. 28:13. 412. Ин. 14:6. 413. Мф. 19:17. 414. Пс. 26:4. 415. Ис. 5:1. 416. Пс. 49:1. 417. Пс. 135:3. 418. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 7—8 (С. 265—266). 419. Там же 1,8 (С. 266). 420. Там же 2, 1—3 (С. 267—268). 421. Там же 2, 8—9 (С. 271—272). 422. Там же 2, 10 (С. 273). 423. Разница между неоплатонической идеей божественных эманации и ареопа–гитской концепцией «исхождения» Бога вовне заключается, в частности, в том, что у неоплатоников (например, у Плотина) Единое представлено как чаша, переливающаяся через край, так что человеку достаются лишь некие капли божественного бытия, тогда как в понимании Ареопагита Бог, общаясь с человеком, отдает ему всего Себя во всей полноте.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

450. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетии (Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 558—559). 451. Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1, 13 (С. 9—10). 452. цит по. Успенский Синодик в Неделю православия. Одесса, 1893. С. 6—7. 453. Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 98. 454. Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 2, 18 (С. 141). 455. Фил. 2:9—10. 456. Феодор Студит. В Навечерие светов (Творения преподобного Феодора Сту–дита в русском переводе. Т. 2. СПб., 1908. С. 99—100). 457. См.: Ориген. О началах 2, 6. 458. Григорий Богослов. Слово 30, 21, 13—14 (SC 250, 272=Творения. Т. 1. С. 443). 459. Кирилл Александрийский. О правой вере, к Феодосию 28 (PG 76, 1173 ВС). 460. Кирилл Александрийский. О правой вере, к царицам 13 (PG 76, 1220 CD). 461. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 4, 6 (С. 203—205). Ср.: Афанасий Александрийский. Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом 1—2 (PG 26, 1133 В=Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 3. Троице–Сергиева Лавра, 1903. С. 341). 462. О различных смыслах понятия «исихазм» см. в: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. В кн.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно–христианская мистика. С. 562—565. 463. Подробнее об этом учении мы говорили в другом месте. См.: Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. 2–е. СПб, 2001. С. 351—355. 464. Исх. 33:20. 465. Быт. 32:30; Исх. 33:11; Втор. 34:10. 466. 1 Ин. 3:2. 467. См., напр.: Григорий Богослов. Слово 38, 7 (SC 358, 114—116). Подробнее об 1том см. в: Иларион (Алфеев), игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова. С. 239—247. 468. Василий Великий. Письмо 234. 469. Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 960 ВС). 470. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2,11 471. Григорий Палама. Триады III, 2,24—25 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 675—677=Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. М, 1995. С. 325—327).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Х.4. Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35–36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — восклицает Псалмопевец (Пс. 126. 3). О спасительности чадородия учил апостол Павел (1 Тим. 2. 13). Он же призывал отцов: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6. 4). «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях — больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены», — наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». «Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил», — пишет святитель Тихон Задонский. «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», — проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», — гласит пятая заповедь (Исх. 20. 12). В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление (Исх. 21. 15,17; Притч. 20. 20; 30. 17). Новый Завет также учит детей с любовью слушаться родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3. 20).

http://predanie.ru/book/69763-osnovy-soc...

192. Там же. Подобия 9, 28 (С. 246—247). 193. См.: Andia Y. de. Jesus, Seigneur et Christ. Trinite et Christologie chez Irenee de Lyon et Basile de Cesaree. — Paper at the International Encounter of Patrologists of East and West on the Theme " Christ according to Greek and Latin Fathers of the First Millenium in Europe " (Vienna, 7—10.06.2001). 194. Иустин. 2–я Апология 6 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. Пер. прот. П. Преображенского. М, 1892. С. ПО—111). 195. Ис. 44:6. 196. Иустин. Увещание к эллинам 20—21 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 425—426). 197. См.: Числ. 13:17. 198. Об имени…. в составе собственных имен см.: Лебедев Виталий, протоиерей. Библейские собственные имена в их религиозно–историческом значении. Пг, 1916. С. 113—115. 199. Греч, σωτηρα Κυρου. См.: Филон Апександрийский. О перемене имен 121 (Les oeuvres de Philon d " Alexandrie 18: De mutatione nominum. Introduction, traduction et notes par R. Arnaldez. Paris, 1964. P. 86). Трактат Филона «О перемене имен», представляющий собой развернутое мистико–аллегорическое толкование на Быт. 17:1—6 и 17:15—22, является первой попыткой перенесения библейского богосло–пия имени на греческую почву. Интерпретация Филона оказала влияние на последующих христианских толкователей Библии, в частности, на Иустина и Оригена. 200. Исх. 23:20—21. 201. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 75 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 255—256). 202. Там же 113 (С. 313—314). 203. Исх. 17:9—13. 204. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 90 (С. 282—283). Смысл этих слов Иустина, как кажется, следующий: амаликитяне были побеждаемы не молитвой Моисея или коголибо из стоявших рядом с ним, а силой креста Христова, изображаемого простертыми руками Моисея, и имени Иисуса, бывшего «во главе битвы». 205. Аллюзия на Фил. 2:10. 206. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 111 (С. 310). Ср.: Там же 91 (С. 284). 207. Там же 131 (С. 343—344). 208. См.: 1 Цар. 6:7—14. 209. См.: Ис. Нав. 10:12—13.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Еще сильнее Дух Святой поучает и показывает, что не должно бояться ополчения диавольского и что если враг поднимет против нас войну, то в самой войне по преимуществу заключается наша надежда, в самой этой стычке праведные достигают награды боЖествеиио–го жилища и вечного спасения. Говорится в Псалме: Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брат; на Него аз уповаю. Едино просил от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего (Пс. 26:3–4). Также в книге Исхода Священное Писание объявляет, что через угнетения мы тем более размножаемся и усиливаемся. Поелику, — сказано, — их смиряху, толико множайшии бываху и укрепляхуся зело зело (Исх. 1:12). В Апокалипсисе обещается также божественное покровительство в наших страданиях. Не бойся, — сказано, — ничесоже, яже имаши пострадати (Откр. 2:10). И это покровительство и безопасность обещает нам Тот, Который говорит через пророка Исаию: Не бойся, яко избавих тя, прозвах тя именем твоим: Мой еси ты. И аще преходиши сквозь воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе; и аще сквозь огнь пройдеши, [не сожжешися] и пламень не опалит тебе: яко Аз есмь Господь Бог твой, Святый Исраилев, спасали тя (Ис. 43:1–3). Он и в Евангелии обещает, что рабы Божий не будут лишены божественной помощи во время преследований: Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете: не вы бо будете глаголющи, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10:19–20). И опять: Положите на сердцах ваших, не прежде поучатися отвещавати: Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися… вси противляющиися вам (Лк. 21:14–15). Потому–то и в Исходе, когда Моисей медлил и боялся идти к народу, Бог говорил так: Кто даде уста человеку? и кто сотвори нема и глуха, и видяща и слепа? Не Аз ли Господь Бог? И ныне иди, и Аз отверзу уста твоя, и устрою тебе, еже имаши глаголати (Исх. 4:11–12). Да и нетрудно для Бога открыть уста человека, Ему преданного, вдохнуть в своего исповедника твердость и смелость говорить, — нетрудно для Того, Кто заставил ослицу говорить пред пророком Валаамом, как читаем в книге Чисел (22:30). И потому во время гонений пусть никто не думает о беде, причиняемой диаволом, а лучше пусть всяк помышляет о помощи, даруемой Богом; да не ослабляет ума напасть человеческая, но да укрепляет веру покров божественный, потому что всяк по Господним обетованиям и по заслугам своей веры должен получить помощи Божией столько, сколько заслуживает, и нет ничего такого, чего не мог бы даровать Всемогущий, если только не изменяет непрочная вера получающего.

http://predanie.ru/book/67549-tvoreniya/

3-4 сентября – Южно-Сахалинскую; 6-8 сентября – Анадырскую; 9 сентября – Якутскую; 9 сентября – Салехардскую; 15-18 октября – Сурожскую; 15 октября – Великобританскую (Русская Зарубежная Церковь); 27 ноября – Черняховскую; 26-28 ноября – Калининградскую; 3-7 декабря – Корсунскую. В 2017 году (23 визита в 20 епархий России, Кыргызстана, Узбекистана): 29-30 апреля, 12 июля, 27-30 июля, 16 октября – Санкт-Петербургскую; 7 мая – Касимовскую; 27-29 мая – Бишкекскую; 6 июня – Вятскую; 9 июня – Тверскую; 11 июня – областную часть Московской епархии; 8 июля – Новгородскую; 13 августа – Нижегородскую; 18-19 августа – Выборгскую; 25 августа – Шадринскую; 26 августа – Курганскую; 30-31 августа – Смоленскую; 31 августа – 1 сентября – Калининградскую; 21 сентября – Новороссийскую; 26 сентября – Ахтубинскую; 26-27 сентября – Астраханскую; 29 сентября – 2 октября – Ташкентскую; 13, 15 октября – Ижевскую; 14 октября – Сарапульскую; 14 октября – Глазовскую. В 2018 году (21 визит в 18 епархий России и Белоруссии): 10 апреля, 22 июля и 19 сентября – областную часть Московской епархии; 3 мая – Кемеровскую; 1-14 мая и 4-5 сентября – Санкт-Петербургскую; 16 июня – Череповецкую; 16-17 июня – Вологодскую; 8 июля – Муромскую; 13-17 июля – Екатеринбургскую; 15 июля – Каменскую; 7-18 августа – Нарьян-Марскую; 18 августа – Великоустюжскую; 19 августа – Котласскую; 8-9 сентября – Ханты-Мансийскую; 9-11 сентября – Норильскую; 26 сентября – Ейскую; 26 сентября – Екатеринодарскую; 27 сентября – Армавирскую; 13-15 октября – Минскую; 23-25 ноября – Калининградскую. II. В период со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года и по 1 февраля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие страны за пределами канонической территории Русской Православной Церкви: 4-6 июля 2009 года – Турцию (Константинопольский Патриархат); 10-12 апреля 2010 года – Египет (Александрийский Патриархат); 16-18 марта 2010 года – Армению; 12-15 ноября 2011 года – Сирию (Антиохийский Патриархат);

http://religare.ru/2_117103.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010