Глава 6 1–8. Одобрение Моисея Богом – освобождение неизбежно. 14–30. Родословие Моисея и Аарона. Исх.6:1 .  И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей. Под действием «руки крепкой», т.е. казней (см. выше объяснение 19–23 ст. 3 гл.), фараон не только отпустит, но даже «выгонит» евреев из своей земли ( Исх. 12:33 ). Исх.6:2 .  И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Исх.6:3 .  Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим [«Господь»] не открылся им; 6 Исх.6:4 .  и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. Исх.6:5 .  И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Исх.6:6 .  Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; Исх.6:7 .  и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского; Исх.6:8 .  и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь. Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся Моисею Господь есть тот самый Бог Всемогущий (El-Schaddai), Который открывался патриархам ( Быт. 17:1, 35:11 ) и если Иегова всегда Себе равен и неизменен, то Он исполнит данные El-Schaddá " ем обещания. Последний «поставил с патриархами завет, чтобы отдать им землю Ханаанскую» ( Исх.6:4 , Быт. 17:8, 26:3, 35:11–12 ), а, тождественный с ним Иегова приведет его в исполнение. Тождество Иеговы с El-Schaddá " ем ручается за выполнение трех обетований: избавления от рабства египетского ( Исх.6:6 , Быт. 15:14 ), избрания евреев в народ Божий ( Исх.6:7 , Быт. 17:7–8 , Втор. 4:20, 7:6 ) и дарования им земли обетованной ( Исх.6:8 , Быт. 17:8, 26:3, 28:13, 35:12 ). Ввиду всего этого Моисей и народ не должны падать духом. Если в результате избавления они опытом узнают, что Господь – их Бог , то и теперь при предсказании предстоящего освобождения должны сохранять веру в Него. «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь», не открывался им» (ст. 3). В Своих обетованиях патриархам Бог указывал по преимуществу на Свое всемогущество (El-Schaddai), служившее для них ручательством за исполнение Его обещаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАННА [Евр.  ,   греч. μννα; лат. man], ежедневная чудесная пища, подаваемая Богом израильтянам во время их странствия по пустыне. Евр.   встречается в ВЗ 13 раз, в переводе LXX оно передается как μννα, и только в Исх 16. 31- 33, 35 - как μαν. Греч. и лат. термины встречаются также в качестве омонимов (возможно, этимологически связанных с М.) у античных авторов как название для крупинок ладана (смолы), используемого в медицине (напр.: Plin. Sen. Natur. hist. XII 32). Точная этимология евр. термина не установлена. В библейском повествовании это слово соотносят с вопросом, который задавали древние евреи, когда увидели М. впервые: «Что это?» (   - Исх 16. 15). Евр.   сопоставляют с существительными   ; - часть, доля от глагола ;   - считать, выделять или семит. корня     - разделять, отделять. Др. наиболее близкий вариант видят в араб. глаголе   - оказывать милость, дарить и существительном   - дар, к-рое в т. ч. означает и медвяную росу (ср.: Исх 16. 13 - Maiberger. 1996. P. 390-392). М. в Ветхом Завете После ропота народа в пустыне Син во времена исхода М. была ниспослана Богом с неба вместе с перепелами (Исх 16. 12-13). М. выпадала как дождь (Исх 16. 4) или как ночная роса (Числ 11. 9). Она была мелкой, подобно инею (Исх 16. 14), напоминала кориандровое семя, была по вкусу как лепешка с медом и выглядела как бдолах (смола - Исх 16. 31; Числ 11. 7). М. собиралась ежедневно в нужном количестве, кроме субботнего дня (дня покоя), поэтому в 6-й день было разрешено собирать двойную часть (Исх 16. 1-30). На солнце М. таяла, но могла быть приготовлена различными способами: ее можно было печь и варить (Исх 16. 21-23). Дарование М. продолжалось до момента, пока израильтяне достигли границ Ханаана. Сакральный статус М., который подчеркивал ее божественное происхождение, был подтвержден повелением прор. Моисея собрать гомор (ок. 2 л) М. и поместить ее в ковчег завета, чтобы напоминать последующим поколениям о Божественном даре (Исх 16. 34).

http://pravenc.ru/text/2561844.html

Ковчег завета (и каппорет) . – 1) Устройство его. Ковчег завета или откровения (aron haberit ; Числ.10:33 , Числ.14:44 ; Втор.10:8 и др. или aron haedum; Исх.25:22 , Исх.26:33 и др.; у И. Флавия произносится «ерон» πω’ν), y LXX – κιβωτο’ς), устроенный при Синае ( Исх.37:1–9 ), по повелению Божию ( Исх.25:10–22 ), – представлял собою продолговатый ящик в 2 1/2 локтя длины (около 2-х арш.) и в 1 1/2 .локтя ширины и высоты (немного больше 1 арш.). Сделан он был из дерева ситтим и был обит листовым золотом и снаружи, и внутри. Вверху он имел украшение – золотой витой венец, вроде карниза, который, вероятно, несколько возвышался над стенками ящика и предохранял крышку ковчега от свободного в противном случае падения. Внизу, по продольным сторонам ковчега, были прикреплены к стенкам его по два золотых кольца, в которые были продеты шесты из дерева ситтим для переноски ковчега. Шесты всегда должны были находиться при нем. Крышка ковчега завета (евр. kapporet. ) представляла собою массивную (полагают, – в полпальца толщины) золотую доску в 21/2 локтя длины и в 1 1/2 локтя ширины; по узким сторонам ее были прикреплены золотые, чеканной работы, херувимы (думают, – в возрасте малых детей), с лицами, обращенными друг к другу и со сложенными спереди в горизонтальном направлении крыльями, взаимно касавшимися и покрывавшими крышку ковчега. – Для ношения ковчега завета были приставлены особые лица – сыны Каафовы ( Числ.7:9 ); приближение к нему людей непосвященных наказывалось смертью ( 1Пар.13:10 . 1Цар.6:19 ). При переносах ковчег завета покрывался тремя покрывалами ( Числ.4:5–6 ). – В ковчеге завета находились скрижали ( Исх.40:20 ; ср. Исх.34 ) или десятословие. От них получил свое наименование и самый «ковчег откровения или завета». Скрижали служили откровением Бога, выражением Его воли ( Исх.40:20 ); отсюда – «ковчег откровения». Но выраженная в десятословии воля Божия служила необходимым предположением, основанием, conditio sine qua non завета между Богом и израильским народом и залогом дальнейшего существования Израиля. Отсюда самые скрижали назывались скрижалями завета (ср. Втор.9:9,11,15 ). Поэтому же и ковчег назывался – ковчегом завета. Были ли в ковчеге завета другие предметы, как сосуд с манною и жезл Ааронов, трудно сказать. На основании текста ветхозаветных книг ( 3Цар.8:9 ; Исх.40:20 ) следует скорее, что, кроме скрижалей, в ковчеге ничего не было. Что же касается новозаветного свидетельства ( Евр.9:4 ), что в ковчеге также находились сосуд с манною и жезл Ааронов, то оно могло основываться на иудейском предании, имевшем свой корень в не совсем точном понимании Исх.16:32–34 и Числ.17:10 . По крайней мере, в 3Цар.8:9 прямо сказано, что «в ковчеге завета ничего не было, кроме двух каменных скрижалей». Но внезапное исчезновение из ковчега завета жезла и сосуда в сравнительно спокойное время гораздо менее понятно, чем первоначальное их отсутствие (не-положение).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

О св. иконах I. Православное учение об иконопочитании Иконопочитание указано Самим Богом еще в Ветхом Завете. Сам Бог повелел Моисею устроить Ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма – во Святом святых ( Исх. 25:10 и далее, 26:33. Втор. 10:1–5 ). А ковчег завета был ничто иное, как видимый образ присутствия Бога невидимого,– образ, всегда напоминавший Иудеем Иегову и возводивший мысль их к Первообразу. ( Чис. 10:35–36 ). Израильтяне с чувством благоговейного почтения относились также и ко всем святыням скинии, так как последние устроены были по повелению Самого Бога. Сам Бог повелел, например, Моисею сделать два изваянных изображения херувимов и поставить их во Святая святых ( Исх. 25:19–22 ). Повелел Бог также сделать истканные, изображения херувимов на завесе, отделявшей Святое святых от святилища ( Исх. 26:31–33 ), подобно тому, как в православной Церкви иконостас отделяет алтарь от самого храма. Такие же изображения херувимов по повелению Бога были сделаны на попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен ( Исх. 26 ). После Моисея, Соломон по образцу переносной скинии выстроил другой постоянный храм Богу, поставил в нем на самой средине Святого святых два кипарисовые и позлащенные изображения херувимов, которые одними крилами своими соприкасались друг к другу, другими достигали противоположных сторон храма ( 3Цар. 6:27 ; 2Пар. 3:10–13 ), соткал такие же изображения на церковной завесе ( 2Пар. 3:14 ). И что же? Сам Господь не только не осудил за то Соломона, по еще выразил особое благоволение и к строителю храма и к самому храму. ( 3Цар. 9:3. 8:10–12 ). С ветхозаветными священными .изображениями, по Божию повелению устроенными и присутствием Самого Бога освященными, имеют точное сходство и св. иконы, в Церкви христианской употребляемые. Как те изображали существо истинных, ближайших божественных служителей, так и наши иконы суть изображения истинного Бога и святых, Ему благоугодивших. Если же изображение херувимов в скинии свидения было устроено по непосредственному повелению Самого Бога, то не законно ли простирать это повеление на употребление священных изображений и в храмах христианских? Если Сам Бог заповедал употребление свящ. изображений в скинии и вне скинии и одобрил их употребление в храме Соломоновым, то почему же они не могут быть употребляемы в храмах новозаветных и вне храмов?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Поклонение (Worship) Поклонение – это дань уважения; это отношение и действия, призванные признать и описать достоинство человека. В иудейской и христианской практике поклоняться следует только Богу, о чем говорится в каноническом Писании. Однако поклонение Богу, явленному в еврейском Писании, – непростое дело. Бог трансцендентен и незрим ( Исх.33:17–23 ); у Него нет формы, которую можно было воспроизвести физически ( Втор.4:11–19 ), а Его величие таково, что никто не может приблизиться к Нему ( Исх.19:12–13, 21–22, 24 ). Но этот трансцендентный Бог желает поддерживать близкие отношения со Своим народом, как со всем коллективом, так и с отдельными личностями. Для поклонения такому Богу следует понимать, каким образом можно приблизиться к Нему; сама суть богословия – познание Бога, а формы и действия поклонения этому Богу – проявления данного богословия. Образ поклонения связан одновременно с идеями святости и близости. Для выполнения такой сложной задачи образы включают в себя действия людей и утверждение условия поклонения. Задача освобождения. У образов поклонения есть и другая сложная сторона: противопоставление поклонения истинному Богу идолопоклонству, или поклонению ложных богов. Формы поклонения в обоих случаях одни и те же, и мы могли бы сказать, что желание поклоняться исходит из общих убеждений о силе форм поклонения. Но поклонение истинному Богу требует, чтобы человек не зависел от других богов. Для того чтобы служить Богу в поклонении, надо быть свободным от служения другим вещам. Этот мотив можно проследить, если мы обратим внимание на использование еврейских слов abad/ a boda или «поклоняться»/«служить» в Библии. Тема ухода Израиля в пустыню для поклонения (abad) Богу в той или иной форме появляется в ). Уход в пустыню противопоставляется положению израильтян в Египте – рабству ( a boda, Исх.2:23 ) в «доме рабства» (bet a boda, Исх.13:3, 14; 20:2 ). Этот небольшой пример показывает связь между свободой от рабства и способностью к поклонению. В большем масштабе свобода обещана в Духе Господнем ( 2Кор.3:17 ), так что верующие свободно могут посвятить себя служению Богу ( Рим.12:1 ). Поэтому свободы следует желать как необходимого условия для поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Хлеб (Bread) Хлеб из пшеницы или ячменя был в библейские времена одним из основных продуктов питания. Его значение (в Сир. 29:24 он назван «главной потребностью для жизни») явствует из слов «хлебная опора» ( Иез.5:16; 14:13 ), в которых выражается мысль, что хлеб дает человеку возможность ходить. Это настолько очевидно, что под хлебом часто понимается просто «пища», и такое употребление этого слова сохраняется в современных переводах. Выражение «не одним хлебом» ( Втор.8:3 ) означает «не одной пищей» (ср. Быт.3:19 ; Чис. 21:5 ; Лк.15:17 ). Хлеб не только служил пищей для человека, но и использовался в религиозных обрядах. Он был одним из приношений Господу ( Исх.29:2 ; Лев. 2:4–16 ). Законом устанавливалось также, чтобы на столе перед Святым-святых всегда лежали двенадцать свежих хлебов (так называемых «хлебов предложения», Исх.25:30 ; 1Пар.9:32 ; Евр.9:1–5 ). Кроме того, по ветхозаветному закону, на пасху предписывалось есть пресный хлеб ( Исх.12:1–28 ). Хлеб как дар . Предложение хлеба часто служило проявлением гостеприимства ( Быт.14:18 ). Это было столь распространенным обычаем, что Иисус, отправляя миссионеров, сказал им не брать с собой хлеба ( Мк.6:8 ). Предполагалось, что хлеб им будут давать те, кто примет их послание. Но прежде всего хлеб – это Божий дар. Ибо именно Бог исполняет благ алчущих ( Лк.1:53 ). Поэтому за хлеб возносят благодарение ( Лк.9:16 ). Хлеб производится человеком – человеческими руками готовится тесто ( Мф.13:33 ) и выпекается сам хлеб ( Ис.44:19 ), – однако тесто невозможно приготовить, если нет зерна, а зерно невозможно вырастить, если нет дождя, который посылает Бог ( Мф.5:45 ). Библейские представления находят выражение в традиционной еврейской молитве: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, сотворивший плод земли». Тот факт, что Бог дает хлеб в буквальном смысле, показан в нескольких знаменательных рассказах о чудесах. Ходившие по пустыне и оголодавшие израильтяне нашли на земле манну, то есть «хлеб, который Господь дал вам в пищу» ( Исх.16:15 ; ср. Пс.77:25 ). Когда Елисею не хватало хлеба, чтобы накормить сто голодных людей, Господь сказал: «Насытятся и останется». И действительно, люди наелись, и еще осталось ( 4Цар.4:42–44 ). Иисус дважды чудесным образом накормил очень большую толпу людей всего несколькими хлебами и рыбами, которых хватило всем ( Мк.6:30–44; 8:1–10 ) – эти действия служат примером божественной заботы и проявления гостеприимства в широких масштабах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В генеалогических списках Д. занимает разное положение. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт 35. 25; 46. 23-25; Исх 1. 4), но иногда отдельно (1 Пар 2. 2). Его имя стоит на 4-м (Числ 34. 22), на 5-м (Быт 30. 6; Нав 21. 5, 23-24), на 7-м (1 Пар 2. 2), на 11-м (Быт 46. 23), на 12-м (1 Пар 27. 22) местах, но чаще на 9-м (Быт 35. 25; Числ 1. 38-39; 2. 25-26; 7. 66-71; 10. 25; 13. 12; 26. 42-43). В видении Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на 6-м месте (Иез 48. 32). Такая нестабильность, видимо, объясняется изменением религиозно-политического положения Д. в момент написания той или иной книги ВЗ (поэтому имя Д. исчезло из 1 Пар 2-8). Согласно кн. Исход, Д. вместе с братьями перешел в Египет (Исх 1. 4). В ВЗ упоминается имя лишь одного его сына - Хушима (Быт 46. 23), или Шухама (Числ 26. 42). Колено Д. играло значительную роль при исходе из Египта и вхождении в землю обетованную. Один из потомков Д.- Аголиав, сын Ахисамахов, упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31. 6; 35. 34; 36. 1-2). После постройки скинии др. потомок Д.- Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее примером для др. колен (Числ 7. 66-71). Согласно Суд 18. 11, при получении своего удела колено Д. смогло выставить всего 600 воинов, что говорит о его малочисленности. Однако в Числ 1. 39 и 26. 42 называются цифры иного порядка - 62,7 тыс. и 64 тыс. соответственно (т. е. колено Д. оказывается 2-м по численности после колена Иуды). Нек-рые исследователи объясняют столь значительные расхождения либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков (Davies. 1995), либо тем, что евр. слово следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд» (Humphreys. 1998). Во Втор 27. 13-26 потомки Д. упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должны были произнести проклятия в адрес идолопоклонников. В последнем благословении Моисея колено Д. сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор 33. 22). По мнению Ф. М. Кросса и Д. Н. Фридмана, здесь следует переводить как «ехидна» (ср. угарит. ), а не как имя собственное, и тогда весь текст обретает иной смысл: «который отпрыгнет от ехидны [или перепрыгнет ехидну]» (Cross, Freedman. 1948. P. 195, 208). Такой перевод позволяет проводить аналогии с пророчеством Быт 49. 17. Удел колена Д. граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке - с уделом колена Вениамина, на юге - с уделом колена Иуды. На его территории было неск. левитских городов (Нав 19. 40-46; 21. 5, 23 и др.). За эти земли колену Д. пришлось вести войны с филистимлянами. Один из наиболее значимых моментов борьбы связан с именем Самсона, принадлежавшего к колену Д. (Суд 13. 2, 24).

http://pravicon.com/info-2143

Дан Дан ( от – и =судья; Δαν; Dan; Данъ): а) Быт.30:6, 46:23, 49:16–17 . Исх.35:84 . Числ.2:25 . Втор.33:22 . Числ.13:13, 34:22 . Нав.19:47 . Суд.1:34, 5:17. 13:2, 25, 18:1–30 . Иер.4:15, 8:16 . Иез.48:1 . Ам.8:14 .– Сын патриарха Иакова от Валлы, служанки Рахилиной, родоначальник племени Данова; и потом этим именем означается иногда и все колено Даново, и удел Данов. Имя «Дан» с еврейского значит судья; так назван он потому, что Рахиль сказала при его рождении: «Судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына» ( Быт.30:6 .). Соответственно этому имени патриарх Иаков пророчествовал о Дане: «Дан будет судить народ свой» и потом присовокупил: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня», изображая этим хитрость его потомков ( Быт.49:16–17 .). Под. обр. в благословении Моися о Дане сказано: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана» ( Втор.33:22 .). Этим указывается его сила и воинственный дух. Хитрость и сила данитян известны из последующей истории. Из сынов дановых в Св. Писании упоминается один Хушим ( Быт.46:23 ). Но при перечислении израильтян при Синае и после Даново колено оказалось многочисленнее других колен, кроме Иудина (гл. Числ.2:26 ). Из Данова колена был один из главных художников при устроении Скинии и ее принадлежностей ( Исх.35:34–35, 36:1–2 ). В числе соглядатаев земли обетованной из Данова колена был Аммиил ( Числ.13:13 ). При разделе земли обетованной был князь и от Данова колена ( Числ.34:22 ). При разделе этом Даново колено, несмотря на свою многочисленность, получило самый малый удел; но удел этот был в средине между сильными коленами: Ефремовым, Вениаминовым и Иудиным, и занимало самую богатую и плодородную землю и широкую равнину приморскую ( Нав.19:40–46 ). Между городами его известны: Цора (Сараа), Ештаол, Вефсамис, Жаалаввин (Саламин), Аиалон, Елон, Фамнафа, Екрон, Елтеке, Ваалаф, Гаф-Риммон, Ме-Иаркон, Ракон близ Иоппии, и другие ( Нав.19:40–46 ). Впрочем, западных земель к морю данитяне никогда не могли вполне удерживать за собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава 3 1–5. Народности, оставшиеся в обетованной земле после разделения ее между израильтянами. 6. Родственные связи между ними и израильтянами. 7. Идолопоклонство израильтян. 8–11. Иго царя Хусарсафема и освобождение от него. 12–30. Иго царя Еглона и освобождение от него. Судия Аод. 31. Судия Самегар. Суд.3:1 .  Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, – Суд.3:2 .  для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: Суд.3:3 .  пять владельцев филистимских, все хананеи, сидоняне и евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф. Бытописатель делает общий перечень народностей, оставшихся жить в земле обетованной вместе с израильтянами. Большая часть этих народностей сосредоточивалась на западе и севере Палестины. К ним относились: пять владений филистимских (ср. Нав.13:3 ), хананеи, сидоняне и евеи, (может быть, хеттеи), занимавшие самую северную часть Палестины по отрогам Ливанских гор, от горы Ваал-Хермона (Ваал-Гад, ср. Нав. 11:17, 12:7, 13:5 ) до города Эмафа (впоследствии город Епифания, ныне Омс, на реке Оронте, по дороге в Антиохию). Суд.3:4 .  Они были оставлены, чтобы искушать ими израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея. Ср. Суд.2:20–23 . Суд.3:5 .  И жили сыны Израилевы среди хананеев, хеттеев, аморреев, ферезеев, евеев, [гергесеев] и иевусеев, Cp. Исх.3:8, 23:28 . Суд.3:6 .  и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их. Ср. Исх. 23:32–33 . Суд.3:7 .  И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам. Ср. выше Суд.2:11–13 . Суд.3:8 .  И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет. За отступление от веры в Истинного Бога и уклонение в идолопоклонство Господь предал израильтян под власть месопотамского царя Хусарсафема, которому они служили восемь лет. Имя этого царя пока не найдено в ассиро-вавилонских надписях. Некоторые, как Гретц (Gesrhichte der luden, В. I, § 107 (SS. 413–414), Note 7), считают его царем Эдома и Хореев, или, как Кесслер (Clironolagia ludicum, p. 15–16), царем аморреев. Самое имя его, читается по-еврейски «Кушан-Ришатаим», во второй части читается гебраизацией слова «ришъа» (что значит «злость»), что как бы указывает на особую злость этого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деньги Деньги в Библии. I. В Ветхом Завете. Д., в смысле чеканной монеты, у евреев не было до позднейшего времени, именно периода Маккавеев. Купля-продажа большею частью производилась через обмен самих предметов, хотя уже рано некоторые предметы, особенно домашние животные, получили значение, своего рода, меновой монеты, так что стоимость известной вещи определялась известным количеством телят, овец, козлят и т. д. Но вместе с тем, ценность этих предметов скоро была переведена на драгоценные металлы, которые и стали употребляться в качестве денег, хотя и не имели еще определенной монетной стоимости, которая определялась единственно по весу (см. Весы). Куски серебра или золота, ходившие в виде простых слитков, колец, различных фигур, имели известный вес и по нему не только определялась их стоимость, но и определялось им самое название. Если кусок весил талант, мину или сикль, то и назывался талантом, миной или сиклем и так далее, так что монетная система первоначально вполне соответствовала системе весовой, как она определена выше. Сикль (или сребренник) в этом смысле упоминается уже в книге Быт.20:16 , причем есть указания и на подразделение его на беки или полусикли; и на геры, которых было 20 в сикле ( Исх.30:13 ). Из крупных денежных единиц в Исх.37:24 упоминается талант. Но слитки драгоценных металлов не имели точного, установившегося веса, а следовательно, и ценности, и потому для определения их ценности приходилось часто прибегать к весам, как это было в Египте, где на памятниках можно часто видеть изображение взвешивания слитков. В некоторых местах упоминается особая монета, так называемая кесита (Иаков купил» часть поля за сто «монет»» кесита – Быт.33:19 и др.). Что, собственно, разумеется под этим названием – неизвестно; но, судя по тому, что у LXX греч. толковников и в Вульгате слово сто переведено словом «ягненок»» (μνν – agnis), можно думать, что это были такого рода слитки, которые имели форму ягненка и ходили по известной определенной цене, имея определенный вес.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010