В целом большая часть фрагментов близка к МТ. Наиболее важной находкой является 4QpaleoExodm содержащий фрагменты Исх 6-37. Этот свиток местами отражает иную, нежели МТ, версию текста. Несмотря на то что текст не тождествен Самарянскому Пятикнижию, он также содержит ряд дополнений, особенно в повествованиях о егип. казнях; текст 10 заповедей из Исх 19 дополнен постановлениями из кн. Второзаконие (Втор 11. 29-30; 27. 2-7). Также в этом тексте, как и в Самарянском Пятикнижии, после Исх 32. 10 следует Втор 9. 20. Подобным образом и после Исх 18. 24 идет вставка из Втор 1. 9-18 о назначении судей. Др. особенностью текста является расположение Исх 30. 1-10, где предписывается сооружение жертвенника для воскурения, после Исх 26. 35; а текст Исх 20. 19 дополнен за счет параллельного повествования из Втор 5. 21-24. Этот вариант содержит ряд разночтений с МТ, многие из к-рых соответствуют тексту LXX и Самарянского Пятикнижия, но большее количество фрагментов подтверждает чтение MT ( Sanderson J. E. An Exodus Scroll from Qumran. Atlanta (Georgia), 1986. (HarvSS; 30)). Структура и содержание книги Исход и ее основные темы Структура кн. Исход, несмотря на последовательное повествование, достаточно сложна для интерпретации, что обусловлено переплетением повествовательного и законодательного материала. Исследователи предлагают различные варианты тематического деления глав книги. Можно выделить 3 основных блока: I - рассказ об освобождении Богом израильтян из Египта и о пути к горе Синай по пустыне (Исх 1 - 18. 27); II - израильтяне у горы Синай: заключение завета с народом (19. 1 - 24. 18), рассказ об отпадении от Бога и о введении культа золотого тельца и об обновлении завета (32-34); III - постановление об устройстве скинии и об учреждении служения (25-31; 35-40). Вступление содержит генеалогический список предков Иакова (1. 1-9), заключение посвящено описанию завершающего этапа освящения скинии (40. 34-38). I. 1. Израиль в рабстве у египтян. История Моисея до его призвания (Исх 1.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Исх.14:25 .  и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян. Замешательство египтян еще более усилилось через «отнятие Богом осей у колесниц», по греческому чтению – через «связание осей колесниц», так что последние с трудом двигались. Греческий перевод, подобно самаританскому, указывает, может быть, на то, что в размягченном дождевой водой и множеством прошедших евреев морском дне стали вязнуть тяжелые египетские колесницы. Теперь, как часто случалось с врагами народа еврейского ( Суд.7:21 , 1Цар. 14:20 и др.), с замешательством возникает страх, – «побежим от Израильтян», а со страхом новое замешательство, – беспорядочное бегство. Исх.14:26 .  И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. Исх.14:27 .  И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. Хотя текст не упоминает, что водные стены сомкнулись под влиянием ветра, однако это с несомненностью следует как из того, что для произведения данного явления совершается прежнее действие, – Моисей простирает на море руку с жезлом, так из Исх.15:10 (ср. Исх.14:8 ). Замечание ст. 25: «побежим от Израильтян» дает полное основание думать, что от восточного берега Чермного моря, на который переходили евреи, египтяне направились к западному. Сообразно с этим и дувший им «навстречу» ветер, под влиянием которого сомкнулись водные стены, мог быть только западным. Исх.14:28 .  И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. Исх.14:29 .  А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону. Исх.14:30 .  И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. Исх.14:31 .  И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4-я заповедь — о почитании субботы (Исх 20. 8–11) — предписывает работу в течение 6 дней и отдых в 7-й день. Слово это означает «покой, празднование, день отдыха» (Рыбинский. 1892. C. 14). По мнению исследователей, установление еженедельного обязательного отдыха для всех членов общества не имело прямых аналогов на Др. Ближ. Востоке (Ibid. C. 26–63; Тантлевский. 2000. С. 209). Высший авторитет заповеди о субботнем покое обосновывается напоминанием о покое Божием после сотворения Им мира (Исх 20. 11), а в версии Второзакония — необходимостью воспоминания о егип. рабстве и об исходе народа Израиля (Втор 5. 15). Заповедь не ограничивается лишь установлением покоя от обыденных дел, но подчеркивает посвящение субботнего дня Богу: «...день седьмой — суббота — Господу Богу твоему» (Исх 20. 10). 5-я заповедь — «почитай отца твоего и мать твою» (Исх 20. 12) — наряду с этическим имеет и социальный смысл. […] Заповедь адресована совершеннолетним членам общества Израилева, которые обязаны были материально поддерживать престарелых и заботиться о них. Вместе с заповедью о субботе это было важным положением, обеспечивающих социальную стабильность общества. Поскольку почитание престарелых родителей становилось одним из условий завета с Богом, вознаграждение за соблюдение заповеди — благо и долгоденствие на земле обетованной — обещал воздать Сам Господь (Исх 20. 12). 6-я заповедь — «не убивай» (Исх 20. 13). В историческом контексте заповедь была адресована народу Израилеву — в большинстве своем свободным собственникам земельных наделов. Заповедь запрещает незаконное убийство невиновных, но, как показывает дальнейшая история народа Израилева, не препятствует справедливой казни преступников и не накладывает запрета на убийство врагов на войне (Collins. 1997). 7-я заповедь — «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14) — запрещает внебрачные сексуальные связи. Прелюбодейство — нарушение брачного союза, который является Божественным установлением (см. ст. Брак); нарушивший брачный союз, т. о., неблагонадежен и в соблюдении завета Божия (Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 338; Хэнна. 1994. С. 142).

http://sedmitza.ru/text/413858.html

Исх.20:12 .  Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Почитание отца и матери, повиновение им детей является источником благоденствия и долгоденствия отдельных лиц ( Притч. 20:20 ), целых поколений ( Иер. 35:18–19 , Притч. 1:8 , Сир. 3:6–9 ) и всего народа. Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами ( Еккл. 4:9–12 ) и создадут прочное, долговечное общество; расстройство, распадение семьи – признак близкой гибели целого народа ( Мих. 7:6 и др.). В виду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает определение, урегулирование взаимных, общественных отношений пятой заповедью: прочная семья – залог прочного общества. Выражение: «да благо ти будет», отсутствующее в еврейском чтении Исх.20:12 , но встречающееся при повторении данной заповеди во Второзаконии ( Втор.5:16 ), имеется налицо в том и другом месте по тексту LXX. Исх.20:13 .  Не убивай. Шестая заповедь охраняет право человека на жизнь. Виновником жизни каждого человека является Бог ( Иов. 10:10–12 ), а потому и отнять ее может только Он один. Исх.20:14 .  Не прелюбодействуй. Под прелюбодеянием разумеется связь женатого мужчины с чужой женой, замужней женщиной, а также замужней женщины с чужим мужчиной ( Лев.20:10 , Притч. 6:32 , Иер. 29:23 ), и даже невесты с посторонним мужчиной ( Ос. 4:13 ). Оно рассматривается как нарушение брачного союза, почему и идолопоклонство народа еврейского, измена завету с Богом, который представляется под образом союза мужа с женой ( Иер. 3:1 , Ос. 2:4, 13 ), называется прелюбодеянием. И так как брачный союз является божественным установлением, то уже в патриархальный период прелюбодеяние считается великим злом, грехом пред Господом. Исх.20:15 .  Не кради. Восьмая заповедь охраняет собственность ближнего. Собственность добывается посредством труда, труда тяжелого ( Быт. 3:19 ), который в силу этого ценится и уважается самим трудящимся. Но всякий ценящий свой труд должен ценить и труд ближнего ( см. толкование 22 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2-я гл. повествует о разведчиках (соглядатаях), посланных Иисусом осмотреть землю и Иерихон (Нав 2. 1), и о посещении ими дома блудницы Раав, к-рая, направив преследователей по ложному пути, сохранила соглядатаям жизнь, и это впосл. спасло ей жизнь. Символом спасения дома Раав стала красная веревка, к-рую она привязала по совету соглядатаев к окну. НЗ дважды приводит в пример Раав: в Послании к Евреям она упоминается наряду с др. ветхозаветными героями веры: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр 11. 31). Живая вера, согласно Посланию Иакова, подвигла ее к делам веры: «...Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2. 25-26). Упомянута Раав и в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 5), при этом род занятий и поведение Раав не оцениваются в Библии. В ВЗ много примеров «праведного обмана» (см., напр., истории с Авраамом - Быт 12. 11-19; 20. 2, с Саррой - Быт 18. 15, с Исааком - Быт 26. 7-10, с Ревеккой - Быт 27. 8-17 и др.). 3-я гл. содержит рассказ о чудесном переходе израильтян через Иордан, к-рый описан аналогично переходу через Красное м. под предводительством Моисея (Исх 14. 26 сл.). Авторитет Иисуса, так же как и Моисея, был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход. Господь обращается к Иисусу: «...в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав 3. 7). Возможно, описание чудесного перехода через Иордан, среди бурного потока вод, служили антимифологическим целям: показать бессилие ханаанского бога грозы Ваала и могущество Господа (см.: Нав 3. 10, 13, 15; Kelso J. L. Archaeology and Our Old Testament Contemporaries. Grand Rapids, 1966. P. 53). После смерти Моисея Господь являет Свое присутствие уже не в столпе облачном и огненном (Исх 13. 21), а в ковчеге завета со свитками закона Моисеева, когда расступаются воды Иордана и падают стены Иерихона.

http://pravenc.ru/text/293947.html

При поставлении деревянного остова скинии, сперва ставили угловые столбы, и согласно с направлением их сторон ставили и ориентировали остальные столбы: 6 столбов по западной стороне и по 20 столбов по южной и северной сторонам скинии. Каждый столб ставился так, что его шипы входили в отверстия находившегося под ним серебряного основания. После того, как столбы, составлявшие деревянный остов скинии, были поставлены на своих основаниях, их скрепляли посредством особых шестов, каковых было по пяти для каждой стороны. Эти шесты многими археологами полагаются с наружной стороны деревянного остова скинии – по два внизу и вверху и один по середине, (Кейль, Кнобель, Бэр, Рим и др.) или четыре снаружи и один внутри толщи столбов по их середине (ср. Риггенбах, Олесницкий), при чем для наружных шестов предполагаются особые скобки, вбитые в столбы скинии. Но на основании свидетельства Иосифа Флавия, (Antiquit. jud. III, 6, 3), которое не противоречит и библейскому ( Исх. 26:26–28 ; ср. 36:31–34), представляется более правдоподобным, что столбы в верхней наружно-лицевой плоскости имели золотые кольца, в которые вставлялись шесты из дерева ситтим, обложенные золотом, свинчивавшиеся один с другим своими концами, при чем шесты по северной и южной сторонам свинчивались также с шестами по западной стороне 314 , так что образовали как бы один сплошной ломаный, в виде рамы, шест, проходивший вверху по середине диаметра столбов, (по их толще,) и державший их в вертикальном положении, параллельно друг другу 315 . Стоявшие на своих основаниях и скрепленные шестами 48 столбов образовали деревянный остов скинии, ориентировавшийся с востока на запад. Внутри его, на расстоянии 10 локтей от западной стороны, ставились четыре столба, одинаковой высоты с боковыми столбами, сделанные из дерева ситтим, обложенные золотом, стоявшие на серебряных основаниях ( Исх. 26:32 ) и разделявшие внутреннее пространство деревянного остова скинии на две части, из которых западная имела во всех измерениях 10 локтей, а восточная – по 10 локтей в высоту и ширину и 20 локтей – в длину 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

бедствия внезапные, страшные, губительные; блзни (русск. цпи) адвы – несчастия, причиняющие скорби и страдания, подобные адским мучениям (ср. Лк. 16:23–24 ) и низводящие во ад, т. е. угрожающие неминуемою смертью , после которой души умерших должны сделаться узниками ада (ср. Пс.6:6 ), закованными в цепи (евр. ), сти – тайные интриги и козни, внезапные нападения и скрытые засады врагов с целью погубить псалмопевца (ср. Пс.9:16 и 81 и 10:6 прим.). Слав.-гр.-лат. пер., предвариша м – предупредили меня; т. е. застигли внезапно, прежде чем я мог приготовиться к встрече и отражению опасностей. з. И внегда скорбти м, призвахъ Гда и къ Бг моем воззвахъ: услыша храма стаг своег гласъ мой, и вопль мой пред нимъ внидетъ во ушы 7. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. 7 . Во всех такого рода обстоятельствах ( внегда скорбти м=греч., русск.-евр. точнее: в тесноте ср. Пс.4:2 ) я, – говорит о себе Давид, – обращался с молитвою к Иегове (= призвахъ Гда) и с громким воплем умолял Всемогущего о помощи ( къ Бг моем воззвахъ ср. Пс.5:8; 16:6 и др.) и Он слышал молитву мою от св. чертога (ср. слав. храма) Своего т. е. с небес. храма стаг своег=гр.-лат.; слово святого – прибавлено у 70 толк. в соответствие другим местам, где имя храма Божия сопровождается прибавлением или ( Пс.5:8; 10:4; 79:1; 138:2 ). внидетъ... буквальный пер. евр. 2-го аор. который, в соответствие предшествующим глаголам этого и 5–6 ст., последовательнее было бы выразить прошедш. вр. вниде, как в Псалт. Докт. Скорины, в Вульг. и у еп. Порфирия в пер. с греч. и в слав.-греч. в Пс.104:23 и 108:18. 8–20. Высоко-поэтическая картина грозно-величественного схождения Господа с небес на помощь псалмопевцу и поражение врагов его, представляющая сходство главным образом с обстоятельствами явления Господа на горе Синае (ср. Исх. 19:16–20 ) и частью чудесного перехода чрез Чермное море ( Исх.14:19–21 и Пс.76:17–19 ) и нек.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

человека» (Авот р. Натана 12). Высказывалось мнение, что и поведение А. в истории с золотым тельцом (Исх 32) объясняется его кротостью: он мог покарать смертью идолопоклонников, но пожалел их. В I в. до Р. Х. знаменитый фарисей Гиллель говорил: «Будь учеником Аарона - люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Закону Божиему» (Пирке Авот 1. 12). Согласно одному из комментариев, именно за эти качества Бог сделал А. первосвященником (Шемот Рабба 37. 2). Было и др. объяснение поведения А. в Исх 32: А. боялся, что его постигнет та же судьба, что и Ора, к-рого убили при попытке противостать грешникам (Шемот Рабба 41. 9; Санхедрин 7a). Сообщалось о мужестве А. при известии о смерти его сыновей Надава и Авиуда (Лев 10): он видел, как искупались в своей крови 2 его «птенца», но молчал (Вайикра Рабба 20. 4); «несчастье было с благородством перенесено им, с одной стороны, потому, что он обладал большой твердостью духа, а с другой - оттого, что видел в этом горе проявление воли Божией» (Иосиф Флавий. Иуд. древн. III 8. 7). Подобно Аврааму , безропотно согласившемуся принести в жертву Исаака (Быт 22), А. не спорил с Богом (Сифра 46a). Традиция называет А. в числе немногих избранников Божиих, к-рые умерли не вследствие собственной греховности, но «из-за козней змея», т. е. греха Адама (Сифре Втор 338-339). Предание утверждало, что после смерти А. израильтяне горевали больше, чем после смерти Моисея (Сифра 45д). Смерть А. описывается в мидраше Петират Ахарон. Лит.: Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей/Пер. С. Г. Фруга. М., 1993р; Корсунский И. Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882; Gaertner B. The Temple and the Community in Qumran and the New Testament. Camb., 1965. Г. Г. Ястребов В мусульм. традиции А. известен как Харун ибн Имран, старший брат Мусы (Моисея). В Коране отражена библейская традиция, согласно к-рой А. был назначен помощником косноязычного Моисея. Однако, по Корану (20. 90/87-88), инициатива сооружения золотого тельца принадлежала не А., а некоему самаритянину.

http://pravenc.ru/text/62368.html

– Ошибаешься, Петр! Моисей в десятословии лишь указывает, что данный через него Богом израильтянам день покоя будет напоминать им и покой Господень. Как Господь в седьмой день почил от работы творения, так и израильтяне в седьмой день почивают от работы в египетском рабстве ( Втор.5:15 ): здесь совпадение лишь в численном порядке дня – «седьмой " но у Господа покой имеет свое значение, а у израильтян свое. Вот почему израильтяне и стали впервые праздновать субботу лишь по выходе из Египетского рабства ( Исх.16:30 ). Так что теперь и тебе, Петр, должно быть ясно, что ни в раю, ни после – до Моисея, Бог не давал людям заповеди праздновать субботу. 2) – Ну, пусть будет по-вашему, – уже без задора проговорил Петр. – А все же я буду праздновать субботу, хотя бы потому, что 4-я заповедь десятословия мне это повелевает ( Исх.20:8–10 ). – Вот и прекрасно, – сказал я, – что от первого своего основания в пользу празднования субботы ты, Петр, уже отказался. Поэтому, я перейду к рассмотрению нового, по счету второго, основания, которым ты защищаешь свою субботу 1 : – а) Я, прежде всего, спрошу тебя, Петр, почему ты ссылаешься на 4-ю заповедь десятословия? Разве ты признаешь необходимым исполнять 10 заповедей по букве Ветхозаветного Писания? Тогда почему ты не исполняешь с буквальною точностью и других заповедей того же Ветхого Писания? – Никаких других заповедей в Ветхом Завете я не знаю, – с жаром заговорил Петр, – и вы не смешивайте все в кучу: заповедями называется только десятословие, а все остальное, полученное еврейским народом от своих вождей, называется законом. Закон мне не нужен; он отменен Христом и Апостолами, а заповеди даны людям навсегда. Сам Христос сказал: «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве небесном» ( Мф.5:19 ). – Глубоко неправ ты, Петр, в своем толковании Писания, – отвечал я. – Ни Моисей, ни Христос, ни св. апостолы не делали такого различия между законом и заповедями, разумея иногда под законом совокупность всех заповедей и постановлений, а вообще употребляя слова: «закон», «заповедь», и реже «завет», «слова Божии», и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

1 талант 3 п. 5 фун. 90 д. Но такой вес был только для серебра, как наиболее ходячего и употребительного металла. Для золота вес этот несколько видоизменялся и был больше, как это можно видеть из следующей таблицы: 1 сикль ………………………………………………………………………………………….. 4 зол. 6 дол. ………………………………………………………… 4 ф. 22 зол. 23 дол. 1 талант ………………… 10 п. 23 ф. 15 зол. 92 дол. При помощи этих таблиц можно сделать вычисление для перевода на наш вес всех встречающихся в Библейской истории весовых единиц. Так, слуга Авраама, Елеазар, подарил невесте Исаака Ревекке при первой встрече с нею „золотую серьгу весом полсикля и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота». Это значит: серьга весила 2 зол. 3 доли, запястья – 40 золотников и 60 долей. 2) Деньги. Денег в смысле чеканной монеты у израильтян (вероятно) не было до позднейшего времени, именно периода Асмонеев. Купля-продажа большею частью производилась чрез обмен самых предметов, хотя уже рано некоторые предметы, особенно домашние животные, получили значение своего рода меновой монеты, так что стоимость известной вещи определялась известным количеством телят, овец, козлят и так далее 445 . Но вместе с тем ценность этих предметов скоро была переведена на драгоценные металлы, которые и стали употребляться в качестве денег, хотя и не имели еще определенной монетной стоимости, которая определялась единственно по весу. Куски серебра или золота, ходившие в виде простых слитков, колец, различных фигур, имели известный вес и по нему не только определялась их стоимость, но и придавалось им самое название. Если кусок весил талант, мину или сикль, то и назывался талантом, миной или сиклем и так далее, так что монетная система первоначально вполне соответствовала системе весовой, как она определена выше. Сикль (или сребреник) в этом смысле упоминается уже в книге Быт. 20:16 , причем есть указания и на подразделение его на беки или полусикли и на геры, которых было 20 в сикле ( Исх. 30:13 ). Из крупных денежных единиц в Исх. 37:24 упоминается талант. Но слитки драгоценных металлов не имели точного установившегося веса, а, следовательно, и ценности, и потому для определения их ценности приходилось часто прибегать к весам, как это было и в Египте, где на памятниках можно часто видеть изображение взвешивания слитков. В некоторых местах упоминается особая монета, так называемая кесита (Иаков купил часть поля за сто „монет“, кесита – Быт. 33:19 и др.). Что собственно разумеется под этим названием – неизвестно, но, судя по тому, что у 70 греч. толковников и в Вульгате слово это переведено словом „ягненок“ (μνϖν – agnis), можно думать, что это были такого рода слитки, которые имели форму ягненка и ходили по известной определенной цене, имея определенный вес.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010