Это также ясно и очевидно; потому что та жертва, которая приносится в Церкви Божтей, сожигается на огне, не варится в воде, и не приносится на олтар сырою. При сем определяется еще, как иудеи должны были есть агнца: «да будут, — сказано им, — чресла ваша препоясана, и сапоги ваша на ногах ваших, и жезлы ваши в руках ваших» (Исх.12:11). Весьма великие таинства заключаются и в сем; ибо кто вкушает от Христа — истинного Агнца, тот препоясует чресла свои верою, обувает ноги в силу Евангелия, и имеет в руках своих «меч духовный, иже есть глагол Божий» (Ефес. 6:17). Далее иудеям еще предписано было: «и кости да не сокрушите от него» (Исх.12:46). Это исполнилось на кресте, когда Спасителю «не пребили голений» (Иоан.19:36). К сему присовокуплено еще и следующее: «всякаго раба или купленнаго, обрежеши его, и тогда да яст от нея» (Пасхи) (Исх.12:44). Раб купленный есть грешник, который принося покаяние, искупляется кровию Христовою, и обрезывая сердце свое от злых дел, приступает к купели крещения, которое есть совершение и осуществление истинного обрезания; и — тогда уже делается причастником таинств Божественных, и приобщается телу и крови Христовой. Наконец прибавляется еще: «да снедят со тщанием» (Исх.12:11). И это наблюдается в Церкви Божией. Ибо поспешно, со страхом и трепетом снедают Агнца, стоя на ногах своих благоговейно, потому что спешат вкусить жизнь в дарах Духа, которого принимают. Израиль крестился в море в ночь Пасхальную, — в день спасения; и Спаситель наш умыл ученикам ноги также в ночь Пасхальную, показывая сим таинство смирения и крещения и крестного страдания, по изречению Апостола: «елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся... да якоже возста Христос от мертвыхь славою Отчею: тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим.6:3—4). Ибо Спаситель наш, взявши воду и вливши оную в умывальницу для умовения, препоясался лентием; и когда, начав умывать ноги учеников, дошел до Симона Петра, то Петр сказал Ему: «Господи! Ты ли мои умыеши нозе? ...не умыеши во веки».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3148...

   вв) деятельность: Отец Мой доныне делает (Иоан. 5:17-19), и когда с подробностью говорит, что Отец послал в мир Сына (Иоан. 6:39; 8:16) и потом Святого Духа (Иоан. 14:26). что Отец любит Сына (Иоан. 3:35; 5:20; 15:9) и мир (Иоан. 3:16; 14:21; 1 Иоан. 4:9-10), открывает людям истину (Матф. 16:17; Евр. 1:1), дает блага просящим у Него (Матф. 7:11; Лук. 11:13; Иоан. 16:23), прощает грехи (Матф. 6:14; Лук. 23:34), спасает (Иоан 12:27), прославляет (Иоан. 17:5) и под.    б) Личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет:    аа) ведение: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Иоан. 10:15; 17:25; Матф. 11:27, Лук. 10:22);    бб) волю: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Иоан. 17:24; 10:18; 5:30);    вв) деятельность: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Иоан. 5:17-36; 17:4), и когда говорит с подробностью, что Сын приходил в мир и воплотился для нашего спасения (Иоан. 1:14; Евр. 2:14), а по вознесении своем на небеса ниспослал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа (Иоан. 16:7; 17:18; 20:21; Лук. 24:49), что Сын любит Отца и мир (Иоан. 10:11; 14:31; 15:9), сообщил людям откровение (Иоан. 1:18; 8:28; 17:6,26), дарует блага просящим (Иоан. 14:13), прощает грехи (Марк. 2:9-10) и под.    в) Личность Святого Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает:    аа) ведение: ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11);    бб) волю: ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян. 15:28; 2:4; 1 Кор. 12:11);    вв) деятельность: каждому дается проявление Духа на пользу…; Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:7,11), и когда говорит с подробностью, что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его (Иоан. 15:26; 16:14), возрождает людей (Иоан. 3:5-8; 1 Петр. 1:3; Тит. 3:5), наставляет их на всякую истину (Иоан. 14:26; 16:13), возвещает будущее (16:13), поставляет пастырей (Деян. 20:28) и под.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

В библейской лит. критике XIX - нач. XX в. (см. ст. Библеистика ) декалог не рассматривался как произведение, восходящее к временам Моисея. В качестве обоснования такого подхода выдвигался тезис о том, что удаление текста Д. з. из кн. Исход якобы не влекло утраты смысловой связи между стихами Исх 19. 25 и 20. 18 ( Wright. 1988. Р. 786). Библейская критика объясняет расхождения в версиях Д. з. предположением, что они восходят к разным периодам редакции книг Исход и Второзаконие, однако датировка этих периодов остается предметом разногласий. Ряд зап. исследователей XVIII-XIX вв., разрабатывавших документальную гипотезу (Ю. Велльгаузен , К. Будде и др.), указывали на связь повествования о воссоздании каменных скрижалей (Исх 34. 1-5) вместо разбитых (Исх 32. 19; Втор 9. 17) с изложением постановлений преимущественно ритуального характера (Исх 34. 11-26), к-рые они назвали «культовый декалог» ( Фрезер. 1990. Ч. 4. Гл. 2). По их мнению, этот декалог существовал задолго до декалога из Исх 20 и Втор 5, названного ими «этический декалог». В культовом декалоге выделяется ряд повелений ( Greenberg. 1997): запрет союза с идолопоклонниками - жителями Ханаана (Исх 34. 11-16); запрет на создание литых идолов (Исх 34. 17); соблюдение праздника опресноков (Исх 34. 18); посвящение первенцев Господу (Исх 34. 19-20); соблюдение субботы (Исх 34. 21); совершение праздников седмиц, начатков жатвы пшеницы и сбора плодов (Исх 34. 22); ежегодное 3-кратное собрание народа пред Господом (Исх 34. 23-24); правила жертвы (Исх 34. 25); принесение первых плодов в дом Божий (Исх 34. 26а); запрет варить козленка в молоке его матери (Исх 34. 26б). Выделение культового декалога было обосновано тем, что, согласно Исх 34. 27-28, Господь повелел Моисею записать именно эти слова, к-рыми Он заключает завет с Израилем. Это, однако, противоречит прямому указанию Исх 34. 1, согласно к-рому на возобновленных скрижалях будут написаны те же слова, что и на прежних скрижалях, т. е. Исх 20. К тому же обстоятельства изречения заповедей в Исх 20. 2-17 более соответствуют идее заключения завета Бога с народом Израильским.

http://pravenc.ru/text/Десять ...

См. толк. 36–37 ст. 28 гл. Исх.39:32 .  Так кончена была вся работа для скинии собрания; и сделали сыны Израилевы всё: как повелел Господь Моисею, так и сделали. Исх.39:33 .  И принесли к Моисею скинию, покров и все принадлежности ее, крючки ее, брусья ее, шесты ее, столбы ее и подножия ее, Исх.39:34 .  покров из кож бараньих красных и покров из кож синих и завесу закрывающую, Исх.39:35 .  ковчег откровения и шесты его, и крышку, Исх.39:36 .  стол со всеми принадлежностями его и хлебы предложения, Исх.39:37 .  светильник из чистого золота, лампады его, лампады расставленные на нем и все принадлежности его, и елей для освещения, Исх.39:38 .  золотой жертвенник и елей помазания, и благовония для курения, и завесу ко входу в скинию, Исх.39:39 .  жертвенник медный и медную решетку к нему, шесты его и все принадлежности его, умывальник и подножие его, Исх.39:40 .  завесы двора, столбы и подножия, завесу к воротам двора, веревки и колья и все вещи, принадлежащие к служению в скинии собрания, Исх.39:41 .  одежды служебные для служения во святилище, священные одежды Аарону священнику и одежды сыновьям его для священнодействия. Исх.39:42 .  Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы все сии работы. Исх.39:43 .  И увидел Моисей всю работу, и вот они сделали ее: как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей. Работы осматриваются и проверяются Моисеем во исполнение данного ему Господом повеления: «смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» ( Исх. 25.40, 27.8 ). Порядок производства работ в Библии русской существенно отличается от порядка по Библии греческой и славянской. Так, 8 ст. 36 гл. греческой Библии равняется 1 ст. 39 гл. Библии русской, а все остальное ее содержание воспроизводит 2–31 ст. 39 гл.; 1-й ст. 37 гл. – 8 ст. 36 гл.; дальнейшее описание устройства завесы для святого святых – 35–38 ст. 36 гл.; описание двора – 9–20 ст. 38 гл.; следующее за ним замечание «и сие сочинение скинии свидения» ( Исх.38:21 ) – 21–23 ст. 38 гл.; описание устройства ковчега завета, стола для хлебов предложения и светильника – 1–23 ст. 37 гл. Конец главы не имеет для себя ничего соответствующего в русском тексте. Гл. 38 в описании устройства жертвенника всесожжении равняется 1–7 ст. 38 гл.; в описании приготовления мира – 29 ст. 37 гл., умывальника – 8 ст. 38 гл. Гл. 39 до слов: «и сотвориша сынове Израилевы» ( Исх.39:32 ) – 24–31 ст. 38 гл.; слова: «и сотвориша… яко... заповеда Господь» воспроизводят 32 ст. 39 гл.; конец главы – 33–43 ст. 39 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.23:24 .  то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: Исх.23:25 .  служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни. Исх.23:26 .  Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. Исх.23:27 .  Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; Исх.23:28 .  пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего [Аморреев,] Евеев, [Иевусеев,] Хананеев и Хеттеев; Исх.23:29 .  не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: Исх.23:30 .  мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Исх.23:31 .  Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки [великой Евфрата], ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; Исх.23:32 .  [не смешивайся и] не заключай союза ни с ними, ни с богами их; Исх.23:33 .  не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью. Покровительство Божие евреям проявится в посольстве Ангела, хранителя на пути ( Исх.23:20 ), сообщении новых откровений ( Исх.23:21 ), основанных на повиновении Богу непреоборимости и благополучии народа ( Исх.23:22–26 , Лев.26:9 , Втор. 7:13, 28:11 ; греко-славянский текст в Исх.23 имеет вставку, заимствованную из Исх. 19:5–6 ), в завоевании земли Ханаанской не столько силой оружия, сколько силой божественной помощи ( Исх.23:27–28, 15:14–16 , Втор. 2:25, 7:19 , Нав. 2:9, 24:13 ), в постепенном подчинении хананеев ( Исх.23:29–30 ), как средстве к обеспечению развития и укрепления самих евреев, так как при быстром истреблении врагов земля превратилась бы в пустыню, и евреям пришлось бы страдать от диких зверей ( 4Цар. 17:25 и др.), и, наконец в даровании в прочное владение земли Ханаанской в границах от моря Чермного до моря Филистимского (Средиземного) и от пустыни (Аравийской) до реки Евфрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из этих, групп наиболее близкой к оригиналу следует признать группу в сборнике Яцимирского, так как она, помимо того, что содержит наибольшее количество сравнительно с другими группами Феодоритовых толкований, следует порядку греческого оригинала, – разумеется, с пропусками. Порядок толкований Феодорита в ней следующий: кн. . Кн. Исх:4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 17, 26, 28, 29, 31, 33, 36, 39, 40, 48, 49, 50, 52, 53, 57, 60 (bis) 62, 68, 69, 70. Кн. Лев.: 7, 8, 10, 11, 13, 16, 19, 21, 22, 28, 30, 32, 35, 36. Кн. Чис.: 1. 7, 10, 16, 27, 50. Только последние шесть вопросов стоят не на своем месте – Быт.5 , Лев.1 , Чис.13 , Исх.59 , Исх.51 , Исх.38 . В группе Изборника вопросо-ответы, как сказано, идут в естественном порядке в первой половине, во второй же нарушен. Нарушен порядок и в группе Троицкого собрания. Что касается Каафа, то он представляет собой попытку образовать особое литературное произведение. Он не просто выборка из «палеи с тълъкомъ», но особый род литературного произведения, хотя надо сказать с очень первобытной обработкой. Самостоятельность редактора выразилась, во-первых, в сильной перестановке вопросо-ответов. Сравнивая с греческим текстом Феодорита, мы наблюдаем вопросо-ответы последнего в таком порядке: . Исх. 13, 4, 14, 17, 9, 7, 6 . Быт. 105 . Исх. 20, 21, 28, 29. 31, 33, 70, 68 . Быт. 29 . Исх. 44 . Быт. 44 . Исх. 49, 50, 53, 57, 60 . Лев. 8, 10, 32 . Чис. 10 . Лев. 1 . Чис. 13 . Лев. 22 . Исх. 59 . Лев. 11, 28 . Исх. 26, 39, 52 . Лев. 13, 19, 21 . Исх. 55 . Лев. 31 . Исх. 61–63, 51 . Лев. 25 . Исх. 58 . Чис. 31 . Исх. 38 . То, что такой порядок не был первоначальным, доказывает группа в сборнике Яцимирского. Следующим знаком самостоятельности редактора является заимствование вопросо-ответов из других источников. Таких вопросо-ответов, правда, немного. Они следующие: вопр. 28 и 29 взяты из вопросов Афанасия 21 к Антиоху князю; вопрос 33 взят из того же источника и является лишним, так как тот же вопрос читается раньше – вопр. 30=Феод. Исх. 68 ; вопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Христе было совсем изгнано Божеством, и потому в Нем будто должно признавать одно только Божеское естество).   28. Сущность евангельского учения    Евангельское учение, состоя из двух частей: закона веры и закона деятельности, всецело направлено к одной великой цели – спасению человека.    Сущность закона веры Сам И. Христос выразил в следующих словах: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал ест, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. III:16), или: се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Егоже послал еси Иисуса Христа (XVII, 3). И соответственно тому, в частности учил:    1) О Боге высочайшем и совершеннейшем Духе (Мат. V:45; Иоан. IV:24), едином по существу (Марк. XII:29), но троичном в лицах (Мат. 19), самобытном (Иоан. V:26), вездесущем (Иоан. IV:21 – 23), всеблагом (Мат. XIX:17), всемогущем (Мат. XIX:26), Творце и Промыслителе вселенной (Мат. VI:26 – 29), Который отечески печется о всех Своих тварях, в особенности же о человеческом роде (Лук. XII:7).    2) О Самом Себе, как единородном Сыне Божием, пришедшем в мир для примирение и воссоединение человека с Богом (Иоан. III:16; XVII, 21), о Своих спасительных страданиях, смерти и воскресении (Мат. XII:40; XVI, 21).    3) Наконец о человеке падшем, поврежденном (Иоан. III:7), и о средствах, как он может восстать и усвоить себе спасение, может возродиться (Иоан. III:5), освятиться (Иоан. XVII, 11, 17), воссоединиться с Богом чрез своего Искупителя (Иоан. XIV:6, 20), и таким образом достигнут вечно-блаженной жизни за гробом (Иоан. III:16).    Сущность закона деятельности, сообразно с законом веры, И. Христос выразил в двух главных заповедях.    1) В заповеди о самоотвержении. Иже хощет по Мне ити, говорит Он, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Марк. VIII:34). Заповедь, очевидно, направленная к искоренению в нас самого начала всякого греха – гордыни или самолюбие (Сир. X:15), след, к очищению нас от всякой скверны плоти и духа (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но здесь нам на помощь приходит «J», который, благодаря своей антропоцентричности, останавливается именно на человеческой стороне событий Исхода. Ягвист отмечает, что казни обрушивались на Египет во время предсказанное Моисеем ( Исх.8:29 ; Исх.9:29 ), что они прекращались также во время предсказанное Моисеем ( Исх.9:5, 18 , Исх.10:4 ) и по молитве его ( Исх.8:9–13 ; Исх.9:29, 33–34 ; Исх.10:18–19 ; Исх.11:4 –8а); описывая самые казни, Ягвист настаивает не столько на стихийности явлений, сколько на суровости бедствия ими причинённого ( Исх.8 :21ав; Исх.9:6, 18 и т. д.) 13 ; говоря ο пострадавшей от бедствий территории, он отмечает, что земля Гесем, в которой жили Евреи, не была ими затронута ( Исх.8:22–23 ; Исх.9:4:26 ), благодаря чему не пострадали ни сыны Израилевы, ни принадлежавшее им имущество (по другим же источникам Евреи живут по всей территории Египта и оказываются незатронутыми казнями только благодаря особому действию Ягве). Из всех этих замечаний можно заключить, что для Ягвиста казни чудесны лишь по своей силе и по своему наступлению и прекращению в необходимый для Израиля момент; во всём же остальном он суть совершенно естественные явления, соответствующие тем природным бедствиям, от которых и по сей день страдает Египетская земля 14 . Этот вывод подтверждается некоторыми замечаниями самого Ягвиста (см. в Исх.9:18 : по поводу града говорится, что град будет «весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня Основания его доныне; в Исх.10 :13в и 19 указывается, что ветер приносит и, по молитве Моисея, уносит саранчу), а также подробности ягвистического рассказа о переходе Евреев через Чермное море. Именно ягвистическому источнику принадлежат в нынешнем контексте XIV главы указания на то, что «гнал Ягве море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» ( Исх.14 :21в) на замешательство среди Египтян, вызванное воззрением Ягве из столпа ( Исх.14:24 ), воззрением, под которым, очевидно, подразумевается громовая буря, разразившаяся в момент перехода 15 , и, наконец, на отнятие колёс (у LXX, в Сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга Исход (Exodus, book of) В Книге Исход рассказывается о зарождении Израиля. Книга охватывает длительный период времени рабства народа в Египте и его освобождения Господом, чтобы сделать его «царством священников и народом святым» ( Исх.19:6 ). Более конкретно действие перемещается от порабощения в Египте до освобождения при Моисее ( Исх.1–15 ), описывается странствие к горе Синай, известной также под названием Хорив ( Исх.16–19 ), где был дан закон ( Исх.20–24 ), а также даются подробные инструкции по устройству скинии ( Исх.25–40 ). В этих последних главах излагается также известная история о «золотом тельце» и о ее последствиях ( Исх.32–34 ). Тематическое единство . В рассказе о зарождении Израиля присутствует несколько взаимосвязанных тем. Определенное единство их кажущейся разнородности придает тема Божьего присутствия среди Своего народа. Эту всеохватывающую тему можно разбить на несколько подтем. Одна из них – связь с прошлыми обетованиями. Присутствие Израиля в Египте было не случайным. Бог был со Своим народом, когда он входил в Египет ( Быт.46:3 ). Тот факт, что в Исх.1:1 практически буквально повторяются слова из Быт.46:8 (см. также Быт.46:26 ), показывает намерение автора подчеркнуть, что пребывание Израиля в Египте не противоречило Божьим обетованиям патриархам (ср. также с Быт.15:13–16 ). Освободив израильтян, Бог продемонстрировал верность прежним заветам, особенно учитывая склонность израильского народа к неповиновению (см. ниже). Зарождение Израиля было неизбежным следствием Божьего замысла, независимо от содержания Книги Исход. Вторая тема – освобождение от рабства. Когда израильтяне находились в Египте, Бог слышал их стоны и исполнился решимости освободить их ( Исх.3:7–10 ). Он был готов перевести их через море, невзирая на их явное сопротивление ( Исх.14:10–14 ). Основной мотив при описании совершенного Богом освобождения находит выражение в образе Бога как Небесного Воителя. Хотя «вышли сыны Израилевы вооруженные» ( Исх.13:18 ), битва за освобождение израильтян была Божьей битвой: «Господь будет поборать за вас» ( Исх.14:14 ). Ангел Божий повел израильтян к морю и всю ночь стоял между ними и египетской армией ( Исх.14:15–20 ). Перейдя море, израильтяне воспели хвалу славным деяниям сражавшегося за них Бога: «Господь муж брани, Иегова имя Ему» ( Исх.15:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В действительности насколько и для филологов трудноуловимы эти особенности, видно уже из того, что тогда как Эвальд приписывает весь этот отдел 3-му или феократическому писателю, Шрадер и Кайзер распределяют его между писателями – феократическим, которому они приписывают Исх.1:15–22 и Исх.2:1–14 , и – пророческим, к которому они относят особенно Исх.2:15–23 и – вообще весь этот отдел в настоящем его виде. В самом повествовании особенность позднейшего писателя Эвальд усматривает в том, что в Исх.2 и не сообщается ни имени родителей, ни родословия Моисея, между тем как в Исх.6 указано то и другое, и отсюда заключает к неодинаковости писателя того и другого отделов. Со своей стороны Шрадер находит разность в том, что по Исх.2:14 , причиной бегства Моисея было распространение молвы об убийстве египтянина, а по Исх.2:15 – преследование со стороны фараона. – Своеобразная неопределенность повествования Исх.2 о родителях Моисея может, конечно, возбуждать недоумение, но это недоумение не устраняется и при усвоении глав Исх.2 и Исх.6 двум различным писателям. Коли древнейший повествователь, которому приписывается обыкновенно Исх.6:2–30 , знал и записал имена родителей Моисея и его родословие, то почему, думается, позднейший его феократический писатель, сообщающий, как говорят, в приписываемых ему отделах много новых подробностей об этом времени, знавший, наприм., даже имена египетских повивальных бабок, оказался на этот раз с такими скудными сведениями? Понять возможность и этого явления довольна трудно с точки зрения критики, признающей феократического писателя самым богатым историческими подробностями 735 , а еще труднее согласиться с тем, что так называемый редактор Пятикнижия, имевший под руками в числе других и запись древнейшего повествователя с именами родителей Моисея, поставил или оставил вместо того 736 неопределенное: дочь Левия. Почему, спрашивается, этот редактор, «соглашавший по мнению критики именно рассматриваемое место Исход с Чис.26:59 , не употребил в первом вместо неопределенных: некто, дочь Левия ( Исх.2:1 : и взял = отъ дщереий указанных в Чис.26 собственных имен родителей Моисея? Этот недоуменный вопрос, возникающий совершенно естественно, а не из побуждений полемических, имеет одинаковое значение как для прежней, так и новейшей фракции критики: представлять ли древнейшим анналистского повествователя, в Исх.6 и Чис.26 сообщившего имена родителей Моисея, или феократического, употребившего в Исх.2 неопределенные выражения, во всяком случае предполагаемому критикой редактору Пятикнижия эти имена родителей Моисея должны быть несомненно известны, и почему они не внесены в Исх.2 , остается с точки зрения критики совершенно непонятным, если только не предположить, что употребленный в Исх.2:1 , неопределенный способ выражения составляет своеобразный литературный прием библейского повествования, зависящий не от незнания тех или других подробностей, а от употребительности подобных оборотов речи в древнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010