В теории источников рассказ о К. Н. в Исх 1-6 преимущественно признан принадлежащим перу т. н. яхвиста, некоторые исследователи исключают из этой редакции Исх 1а, 4б, 6 (см., напр.: Schmidt W. H. Exodus. Neukirchen-Vluyn, 1988. P. 107-108), но большинство считают, что невозможно вычленить разные редакционные пласты в этом рассказе ( Propp. 1999. P. 190; Hermann. 1959. Col. 190). Сам эпизод рассматривается в широком контексте богослужебных частей кн. Исход, где детали повествования о К. Н. имеют смысловое единство с отдельными культовыми элементами Синайского откровения, прежде всего с традицией описания ритуалов в скинии собрания. Повеление Моисею снять обувь для выражения почтения перед святостью места явления К. Н. можно соотнести с обрядами омовения ног у левитов, выражающими благоговение перед святыней (Нав 5. 15; ср.: Исх 29. 20; 30. 19, 21; 40. 31). На протяжении всей кн. Исход образ огня символизирует Божие присутствие (Исх 13. 21-22; 19. 18), а понятие святости места становится одной из главных ее тем: как и явление Бога в К. Н., слава Господня, наполнившая скинию, также делает себя зримой посредством огня (Исх 40. 30, 34, 35). Отдельные авторы отмечали связь К. Н. с символикой светильника в скинии (Исх 27. 20-21; Wyatt N. The Significance of the Burning Bush//VT. 1986. Vol. 36. N 3. P. 361-365). Схожесть этих элементов приводит отдельных исследователей к представлению о том, что рассказ о К. Н. является отражением предания о происхождении древнего местного святилища кочевых племен на Синае ( Tigchelaar E. Bare Feet and Holy Ground: Excursive Remarks on Exodus 3:5 and its Reception//The Revelation... 2006. P. 17-36). Божественное присутствие в неприметном по сравнению с другими растениями кустарнике воспринимается в контексте грозных явлений огня - символа теофании в ВЗ (Исх 24. 17; 40. 38; Пс 17. 13-14; 28. 7). Но именно личная встреча Моисея с Богом посредством К. Н., а также благоговейное соучастие пророка в этом чуде становятся отныне особыми символами нового опыта богообщения во всей истории спасения. В раввинистическом и эллинистическом иудаизме

http://pravenc.ru/text/2462265.html

Его многочисленные экзегетические творения подразделялись на три категории: 1) схолии, 2) гомилии (проповеди, беседы) и 3) толкования (комментарии). Причем, по наблюдению одного исследователя, гомилии Оригена были ближе к современному типу лекций; в комментариях же он обращал преимущественное внимание на духовное разъяснение текстов Священного Писания, а в схолиях касался конкретных затруднений, связанных с тем или иным местом Писания 3 .Блаженный Иероним так характеризует деятельность Оригена как толкователя Библии: “Писания знал он на память и в трудах объяснения их работал дни и ночи. Тысячу и более того бесед сказал он в церкви, издал кроме того бесчисленное множество комментариев, которые он называет 4 . Что же касается схолий, то, судя по свидетельству блаженного Иеронима, Ориген написал ряд схолий на книги Исход, Левит, книгу пророка Исаии, Псалтирь (псалмы 1–15), книгу Екклезиаста и Евангелие от Иоанна; Руфин еще говорит о схолиях на книгу Чисел. Из этого большого числа произведений данного жанра сохранилось очень и очень немногое: схолии дошли до нас в основном посредством экзегетических катен. А спецификой этого жанра древнецерковной письменности является то, что цитаты из творений различных Отцов и учителей Церкви здесь часто надписываются не именами их подлинных авторов; кроме того, довольно редко указываются произведения, из которых заимствована та или иная выдержка. Поэтому пока не проделана колоссальная работа по вычленению подлинных схолий Оригена и собранию их, трудно говорить о нем как о “схолиасте” Священного Писания. Можно только отметить, что четыре схолии на книгу Исход дошли в “Добротолюбии” святителей Василия Великого и Григория Богослова 5 . Если судить по ним, то следует сказать, что схолии Оригена были достаточно обширными: в них он толковал как отдельные фразы Священного Писания, так и небольшие отрывки текста. Например, в одной схолии объясняется смысл фразы Господь ожесточил сердце фараона (Исх 9:12; 10:27; 11:10), которую дидаскал понимает в аспекте Божественного “врачева­ния”; эта же тема продолжается и в схолии на Исх 7:1–5. Другими словами, схолии Оригена возникли скорее всего как его черновые записки и пометки в ходе трудов над Священным Писанием.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

И другой важный аспект. Обычно, когда мы общаемся с людьми других вер и заходит вопрос об иконах, я обращаю внимание на то, что и у них тоже есть изображения. К примеру, в журналах « свидетелей Иеговы » «Сторожевая башня», в других изданиях есть же изображения Христа, апостолов, пророков… Когда я указываю на это обстоятельство, мне говорят: «Но мы же не поклоняемся этим изображениям». Говоря об иконопочитании, мы ведем речь о двух позициях: первая позиция – можно ли иметь изображения, а вторая – можно ли почитать эти изображения. Кстати, мы, православные, никогда по отношению к иконам не используем термин «поклонение», но только «почитание», то, что в нашей традиции называется «почитательное поклонение». И если касаться первой позиции, то очевидно: изображения есть у всех. Евангельские христиане распространяют детские Библии, в которых очень много изображений, у других мы видим иллюстрации в журналах, брошюрах, иных изданиях. Отвечая на вопрос, можно ли почитать эти изображения, мы открываем книгу Исход, глава 3, стихи 1–5, стих 5 – ключевой, на который мы обратим особое внимание: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: “Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает”. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: “Моисей, Моисей!” Он сказал: “Вот я”…» И – внимание! – сейчас будет стих 5, очень важный для нас: «…И сказал Бог: “Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”». Сразу возникает вопрос: а почему земля стала святой? Что, изменился ее химический состав? Когда я задаю такой вопрос представителям разных неправославных христианских направлений, они отвечают: «Там присутствовал Господь». Тогда я смотрю на их лакированные ботинки и говорю: «Разувайтесь. Бог – вездесущий. Вот, об этом говорится в Псалтыри, псалом 138, стих 7 и далее: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя”. Бог вездесущий. Так почему земля стала святой? Ведь сказано Моисею: “Сними обувь с ног твоих”. Причина: “Ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”». Возникает естественная пауза, и неправославные мне отвечают – с точки зрения православной традиции: «Всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи».

http://pravoslavie.ru/90612.html

«Пять вопросов на Деяния Апостольские» считаются неподлинными; на 7 Соборных Посланий (между 709 и 716?); на Апокалипсис (в 3 кн., самый ранний комментарий Б. Д., между 703-709). Б. Д. принадлежат 2 кн. гомилий на Евангелия, спорно авторство Б. Д. для 3-й кн., включающей 109 гомилий, часть из к-рых уже идентифицирована (54, 70, 71, 87). Отдельные вопросы НЗ обсуждаются в письмах (8-11, 16). К сочинениям Б. Д. относятся неск. компиляций библейской тематики: «Nomina locorum» (Библейские географические названия, собранные из книг блж. Иеронима и Иосифа Флавия ); «Nomina regionum atque locorum de Actibus Apostolorum» (Географические названия из Деяний Апостольских; также заимствованы у блж. Иеронима, между 708 и 716); «Collectio ex opusculis sancti Augustini in epistulas Pauli Apostoli» (Собрание толкований на послания ап. Павла, извлеченные из сочинений св. Августина). Нек-рые сочинения, приписываемые Б. Д., являются спорными или подложными: о шести днях творения, диалог по вопросам книг Бытия и Исход, вопросы на книги Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, «Книга отдельных вопросов» (Aliquot quaestionum liber; первые 8 вопросов на НЗ и ВЗ считаются подлинными), толкование на Псалтирь, на псалмы 52 и 90, собрание диапсалм, изъяснение муз. инструментов, упоминаемых в псалмах, изъяснение евр. имен, толкование на Послание к Евреям и др. Самое известное историческое сочинение Б. Д., принесшее ему славу «отца английской истории» - «Historia ecclesiastica gentis Anglorum» (Церковная история англов; в 5 кн.),- охватывает период от первых контактов бретонцев и римлян при Августе Октавиане до 731 г.; в кн. I описываются события церковной и светской истории, гонения на христиан, крещение Британских о-вов свт. Августином , архиеп. Кентерберийским; в кн. II - первое поколение англо-саксонских христиан, основание Церкви англов и начало проповеди в Нортумбрии; в кн. III - первые годы существования Нортумбрийской Церкви; в кн. IV - приезд в Британию Феодора Тарсийского и прп.

http://pravenc.ru/text/77776.html

Непривычно было видеть в центральной части храма, а не в алтаре множество архиереев – митрополитов, архиепископов, епископов… Впрочем, эта непривычность уже чувствовалась и в гостинице, и в автобусах, на которых соборяне отправлялись на заседание. Все рядом, все вместе, все – как члены Собора – равны. Делегаты (их было избрано 711 от всей полноты РПЦ, включая Зарубежье) были размещены в трех гостиницах: «Салют» (там и наша магаданская делегация), это на Ленинс ком проспекте, в «Университетской» и «Даниловской». В фойе гостиницы «Салют» со столиков вниманию участников Собора предлагались, в том числе, две книжечки – брошюры «Какие взгляды у митрополита Кирилла?» (подборка материалов для сайта Церковь и СМИ), и «Церковь выбирает Патриарха». Это оперативно подготовленные издания, приуроченные к началу Собора. Вторая брошюра – сборник статей полемического характера, перечислю в последовательности: 1) Епископ Венский и Австрийский Иларион. «Нужен ли нам «молчаливый» Патриарх?»; 2) Диакон Андрей Кураев. «Выборы Патриарха жребием: мужество веры или инфантилизм?»; 3) Сергей Чапнин. «О партиях, группировках и борьбе за власть»; 4) Диакон Андрей Кураев. «Можно ли прогнозировать исход выборов?»; 5) Диакон Андрей Кураев. «Патриарху надлежит быть... молитвенником?»; 6) Епископ Венский и Австрийский Иларион. «Ответ на «открытое письмо» Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Кириллу», опубликованное на портале «Правая.Ру»; 7) Диакон Андрей Кураев. «ОПК: двойные стандарты Министерства образования и уступчивость Церкви». После литургии, позавтракав, делегаты начали размещаться в северной и южной частях Храма Христа Спасителя, каждый на своем месте. Архиереи заняли места в центральной части храма. Еще при регистрации 26 января, в гостинице каждый из нас получил небольшой портфельчик, в котором, помимо напечатанных в виде брошюр «Журналов заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 6, 10 и 24 декабря 2008 года», «Программы», Памятки (каждодневное расписание), «Доклада Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла», находился и План размещения участников Поместного Соборе. (В комплекте также был блокнот для заметок, ручка, Приглашение на праздничный молебен в честь интронизации Патриарха в Успенском Соборе Московского Кремля, на 2-е февраля, а также транспортная карта – весьма красивая – для бесплатного проезда 27-29 января в метро).

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/27/...

Символика краеугольного камня упоминается в Новом Завете: Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного (Мф 16. 18-19). Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф 2. 19-22). В книге Исход в первой, наиболее пространной, речи к Моисею, Господь говорит об устройстве скинии, изготовлении богослужебной утвари и облачений священнослужителей (Исх 25. 1 - 30. 10). О сотворении света и создании дня и ночи (Быт. 1. 3 5) напоминает ритуал возжигания светильника: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним (Исх 27. 20-21; 30. 7-8). В соответствии с православным чином на основание храма епископ и архитектор совершают разметку фундамента будущего здания. Для разметки выкапываются рвы и углубление на месте будущего престола. Архиерей устанавливает закладной камень и возжигает свет лампады. О древней богослужебной практике свидетельствует святитель Симеон, архиепископ Солунский (XV век): " Архиерей сам берет руками камни и, сошедши в основание, полагает камни крестообразно, благословив их в знак того, что он положил основанием незыблемый камень - Христа. Взяв также лампаду, наполнив ее елеем и возжегши, полагает с благословением в промежутке между камнями, означая светом горнее просвещение от истинного Света и единый истинный Свет - Христа " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 69) . По освящении краеугольного камня начинаются строительные работы и изготовление храмовой утвари. Православная Церковь сохранила священные библейские принципы и планы храмоздательства, которые Господь открыл пророкам Моисею (Исх гл.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

ТВОРЕНИЯ     Экзегетические Несмотря на то, что св. Кириллу приходилось много писать против своих врагов, основная часть его наследия представляет собой не полемические, а экзегетические трактаты. Св. Кирилл был блестящим комментатором Библии и в своих толкованиях следовал аллегорическому методу, что ставит его в один ряд с Оригеном и другими александрийцами. Однако в отличие от Оригена он считал не все детали ветхозаветной истории имеющими духовное значение. Он обращал мало внимания на исторический и филологический анализ текста, зато в его толкованиях всегда присутствует полемика с еретиками. 17 книг О поклонении и служении в Духе и истине, написанных в форме диалогов между св. Кириллом и Палладием, представляют собой аллегорическое объяснение отдельных мест Пятикнижия, избранных не в том порядке, в каком они находятся в Библии, а в том, который наиболее удобен автору для подтверждения его основной идеи. Св. Кирилл доказывает, что буква закона отменена, а дух - нет, и потому толкование ветхозаветных текстов должно быть не буквальным, а аллегорическим. В 1-й книге св. Кирилл говорит об избавлении человека от рабства греху и диаволу, во 2-й и 3-й - об оправдании через Христа, в 4 -5 - о человеческой воле, в 6 -8 - о любви к Богу и ближнему, в 9-13 - о Церкви и священстве, в 14-16 - о духовном поклонении христиан, и в 17-й - об иудейских праздниках, в особенности о Пасхе. Трактат написан после епископской хиротонии св. Кирилла, но до начала антинесторианской полемики (412 - 429). 13 книг Искусных толкований («Глафира») написаны в тот же период жизни святителя и также содержат изъяснение избранных мест из Пятикнижия, однако в порядке их нахождения в Библии. В кн. 1-7 обсуждается книга Бытия, в 8-10 - Исход, в 11-й - Левит, в 12-й - Числа, в 13-й - Второзаконие. Толкование на пророка Исаию написано, вероятнее всего, после экзегетических трудов на Пятикнижие, но до 429 г. и состоит из пяти книг. Св. Кирилл предлагает читателю «двойное» толкование, включающее «историю», т. е. буквальный смысл текста, и «теорию» - его аллегорическое объяснение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ты же знаешь, Киев: «…не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Книга Исход 20:5,6). Пойми, Украина, что нет ничего более страшного, чем роль уничтожителя Церкви, уготованной Тебе. И происходящее сейчас – это центральный момент главной – духовной войны! А бывшее ранее: Перестройка, дружба с Западом, диверсия – взрыв на Чернобыльской АЭС, уничтожение СССР и промывка Ваших легковерных мозгов: все это пазлы плана детей погибели по уничтожению православия и русского мира. Узнай же, Украина, пророчество монахов Святогорской Лавры, озвученное Никитой Михалковым: «…воссоединение Руси будет ровно через полгода, как только еретики и раскольники захватят Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры». Вы скажете: а где ссылки? Не все публикуется в интернете, но передаётся и известно. Почему Вы не слышите предупреждение великого апостола Иоанна: «Кто говорит, что он во свете, и брата своего ненавидит, тот – во тьме и доныне». «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». ( 1-е Соборное Послание Апостола Иоанна, 2:9, 3:15). Не Вы ли Наши братья, христиане? Не мы ли одной крови? И сравни это с бреднями Твоих «отцов-основателей»: « Украина — для украинцев. Итак, изгони отовсюду с Украины чужаков-угнетателей». «Ненавистью и беззаветной борьбой будешь воспринимать врагов Твоей Нации с ненавистью и бескомпромиссной борьбой». « Не разрешишь никому запятнать ни славы, ни чести Твоей Нации». « Будешь бороться за распространение силы, славы, богатства и пространства Украинского государства». К чему привели советы развратителей Твоих? Нет ни славы, ни чести, ни силы и богатства – но распад государства, гибель, разорение и разрушение. Не предупреждал ли Спаситель: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их». ( Мф. 7:15,16) «оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму.» (Мф 15:14).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/_u...

В книге Исход продолжительность египетского рабства повторена дважды (см.: Исх 12: 40–41): «Времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день ( первого месяца – Исх. 12: 1–11) ), вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». Следовательно, исход израильского народа из Египта произошел в 3662+430=4092 году от С.Ч. «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3 Цар. 6: 1). «Времени царствования Соломонова в Иерусалиме и над всем Израилем было сорок лет» (3 Цар. 11: 42; 2 Пар. 9: 30). После смерти Соломона его царство разделилось на Иудейское и Израильское (см.: 3 Цар. 11: 30–32; 12: 20–24). Это событие произошло в 4092+480+(40–4)=4608 году от С.Ч. Именно в 4608 году от дня сотворения человека Ровоам (сын Соломона) воцарился в Иудее (см.: 3 Цар. 12: 17; 14: 21; 2 Пар. 12: 13), а Иеровоам – в Израиле (3 Цар. 12: 20; 14: 20). Здесь и далее имена израильских царей выделены курсивом, продолжительность царствования показана в круглых скобках после имени царей, более надежные подчеркнутые числа использованы в последующих расчетах года воцарения от года разделения царства Соломона (от Р.Ц.С.). В книгах Царств и Паралипоменон приводятся не только годы царствования 20 иудейских и 20 израильских царей, но и согласованные годы их воцарения. Так, Аса воцарился: после Ровоама (17) и Авия (3) – 17+3=20 лет; «в 20-й год царствования Иеровоама, царя Израильского » (3 Цар. 15: 9). По второму варианту, воцарение могло произойти как в начале, так и в конце 20-го года царствования Иеровоама , а потому годом воцарения Асы следует считать число 19.5 с погрешностью ±0.5 лет, то есть 19.5(±0.5) год от Р.Ц.С. Ахав воцарился: после Иеровоама (22 года), Навата (2), Вааса (24), Ила (2), Замврия (7 дней), Амврия (12) и Фамния (6, одновременно с Амврием) ; в 38-й год Асы (см.: 3 Цар. 16: 29), то есть в (19.5±0.5)+(37.5±0.5)= 57(±1) год. Иосафат воцарился: в 4-й год Ахава (см.: 3 Цар. 22: 41–42) – (57±1)+(3.5±0.5)=60.5(±1.5); после Асы (41) – (19.5±0.5)+41= 60.5(±0.5) . Иорам воцарился: после Ахава (22) и Охозии (2) ; в 18-й год Иосафата (см.: 4 Цар. 3: 1) – (60.5±0.5)+(17.5±0.5)= 78(±1) . Ииуй убил Охозию и Иорама (см.: 4 Цар. 9: 23–28) и воцарились: Гофелия после Иосафата (25), Иорама (8) и Охозии (1) и Ииуй после Иорама (12) в (78±1)+12= 90(±1) году от Р.Ц.С.

http://pravoslavie.ru/89460.html

В результате, в большинстве случаев, курс будет дан очень поверхностно. Второй камень – психологический. Дисциплина рассчитана на конец 4 – начало 5 класса. Поскольку весь курс касается проблем мировоззренческих, логично было бы вводить его у ребят, переживающих очередной возрастной кризис, т.е. либо у малышей 1-3 классов (7-8 лет), либо классе в 6-9 (12-15 лет). Либо у старшеклассников, которые уже имеют свою точку зрения на религиозные и этические темы. Но школьникам 10-11 лет преподавать такую дисциплину слишком сложно. Большинству ребят она будет неинтересна. Третий камень относится к организации учебного процесса. 4 и 5 класс зачастую отличаются по составу. По окончании начальной школы многие ребята меняют место учебы. В таком случае делить курс на две части, тем более, в ходе эксперимента, когда общей программы еще не выработано, – нецелесообразно и даже вредно. Четвертый камень гораздо тяжелее всех предыдущих. Модули просто несопоставимы по сложности. Для сравнения: Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Урок 5. Во что верят православные христиане Урок 5 Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Урок 5. Буддий- ский священный канон Урок 5. Патриархи еврейского народа. Урок 5. Возникно- вение религий. Религии мира и их основатели Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная   культура Урок 6 Священный Коран и Сунна как источники нравствен- ности Урок 6. Буддий- ский священный канон Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Урок 6. Священные книги  религий  мира: Веды,   Авеста. Трипитака, Урок 6. Образцы нравствен- ности в культурах разных народов Урок 7. Что говорит о человеке православная культура Урок 7. Общие принципы ислама и исламской этики. Урок 7.   Буддий-  ская картина мира. Урок 7. Исход из Египта. Урок 7. Священные книги  религий мира: Тора,  Библия, Коран. Урок 7. Нравствен- ный образец богатыря

http://pravmir.ru/osnovy-religioznyx-kul...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010