Евангелие светит во тьме. Как и в новозаветные времена, мир сомневается, страшится, протестует, отворачиваясь от Иисуса. Для одних — исповедников единого Бога — все еще как бы длится Ветхий Завет, другие пребывают во власти старых и новых форм язычества. Но по-прежнему звучит голос Христа, обращенный к человеку, и, как в первые дни, Он находит сонмы готовых следовать за Ним. «...Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие; для самих же призванных, Иудеев и Ел-линов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор 1.22-24). Приложения ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ, ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ (схема библейских источников) J. I Священная история (ЯГВИСТИЧЕСКАЯ); источники: устные предания, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Иудее ок. X в. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Ягвисту: Быт. 2.4б ; 3; 4.5-29; 6.1-8; 7.1-5, 7-10, 12, 16б, 17б, 22-23; 8.2б-3а, 6-12, 13б, 20-22; 9.18-27; 10.8-19, 21, 24-32; 11.1-9, 28-30; 12.1-4, 6-20; 13.1-5; 7-11, 12б, 18, 15 (J + Е); 16.1б-2, 4-16; 18 (кроме стиха 29); 21.1-2а, 6б-7, 25-26, 28-30, 32-34; 25.11, 14-18; 20-24; 25.1-6, 18, 21-26, 27-34; 26; 27.1-45; 28.10, 13-16, 19; 31-35; 30.36-5, 7, 9-16, 24-31, стихи с 32 по 43 (J + Е); 31.1, 3, 21, 31, 38-40, 46, 48-50; 32.2-13, 14а, 22.24-32; 33.1-17; 34 (J + Е); 37.1-2 (J + Е), 3-4, 11-13, 14б, 18б, 21, 23а, 25-27, 28б, 32б-33, 35; 38; 39; 42.27-28, 38; 43.1-14, 16-23, 24-34; 44; 45 (J + Е); 46.1-5, 28-34 (J + Е); 47.12 (J + Е); 48.8-22 (J + Е); 49 (J + P); 50.1-11, 14. Исх 1.6, 8-12; 2.15-23; 3.7-8, 16-20; 4.1-16, 19-20, 22-31; 5 (J + Е); 6.1; 7.23, 25; 8.1-4, 8-15, 20-32; 9.7, 13-21, 23-24; 10.1-7, 13б-19, 28-29; 11.4-8; 12.21-23, 29-30; 13.21-22; 14.5-7, 10-14, 19-20, 24-26, 27б, 30-31; 15.22-25, 27; 16.4; 17.16-2; 19-20; 24.1-2, 9-11; 32.9-14; 33.7-11; 34.1-5, 10-28. Числ 10.29-36; 11.1-34; 13.17б-20, 22-24, 26-31, 32б-33; 14 (J + Е + Р); 16(J + Е + Р); 20-24, 32 (J + Е + Р).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Свт. Григорий подробно разработал тему мистического восхождения Моисея на гору Синай, оставленную Оригеном без внимания. Акцент на типологическом толковании событий, описанных в кн. Исход, вновь делает Евсевий Кесарийский, усматривая в истории Моисея ряд новых по сравнению с уже известными из НЗ типологических параллелей с евангельскими рассказами о жизни Христа ( Euseb. Praep. evang.; I dem. Demonstr.). В соч. «О пасхальном торжестве» ( Idem. De solemn. pasch.- CPG, N 3479) Евсевий применяет к христ. жизни установления о праздновании иудейской пасхи. Также в трактате «Ономастикон» он приводит сведения об упомянутых в кн. Исход топонимах ( Euseb. Onomast.). В творениях свт. Иоанна Златоуста встречается более чем 300 отсылок к кн. Исход ( Kannengiesser. 2006. P. 765), отдельные отрывки его трудов посвящены христ. прообразовательному истолкованию событий И. (такие, напр., как: Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 9-10; I dem. In Act. 16-17; I dem. In Psalm. 135; I dem. In Matth. 1; 82; I dem. In Hebr. 32). Сохранились отрывки комментария Прокопия Газского на кн. Исход в соч. «Катены на Восьмикнижие» ( Procop. Gaz. Catena in Oct.- CPG, N 7430), большая часть к-рых дошла в лат. переводе XVI в. и только небольшое число - в греч. оригинале. Комментарии на кн. Исход Дидима Александрийского сохранились во фрагментах в катенах или в кратких цитатах у древних авторов, преимущественно у блж. Иеронима (CPG, N 2546). Отрывки толкований из сочинений Диодора Тарсийского на кн. Исход дошли в греч. катенах или в лат. переводах (CPG, N 3815, 3817). Критическое издание фрагментов комментариев на кн. Исход Евсевия Эмесского (CPG, N 3532), Диодора Тарсийского (CPG, N 3817), Феодора Мопсуестийского (CPG, N 3828) и Севира Антиохийского (CPG, N 7080. 1) было подготовлено и издано Р. Девресом ( Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs de l " Octateuque et des Rois: (Fragments tirés des chaînes). Vat., 1959. P. 187-201. (ST; 201)). Феодор Мопсуестийский приводит прообразовательное истолкование отдельных сюжетов кн.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Опираясь на тексты НЗ, свт. Кирилл предлагает символическое и аллегорическое истолкование закона Моисея, который соблюдался христианами духовным образом и нашел отражение в установлениях Церкви. Автор стремился показать, что повествование Пятикнижия, как и установления закона, необходимо понимать в свете откровения Христова. В др. сочинении свт. Кирилла, дополняющем первое, «Глафиры, или Искусные истолкования на избранные места из Пятикнижия Моисеева» ( Суг. Alex. Glaph. in Pent.- CPG, N 5201), толкование текста Свящ. Писания представлено в виде небольших эссе на отдельные темы, связанные с христологическим пониманием событий ВЗ. В этом сочинении свт. Кирилл уделяет больше внимания особенностям текста Писания, нежели в предыдущем труде. Толкованию отдельных текстов кн. Исход посвящены 3 книги свт. Кирилла ( Суг. Alex. Glaphirorum in Exodum//PG. 69. Col. 386-538), к-рые содержат разбор 13 тем. В «Комментарии на Евангелие от Иоанна» кратко пересказана история И. с акцентом на прообразовательном значении манны ( Суг. Alex. In Ioan. III 6 [на Ин 6. 32-37]). Др. автором большого комментария на кн. Исход является Феодорит Кирский. Он составил последовательный комментарий в жанре вопросоответов «Вопросы на Восьмикнижие» ( Theodoret. Quaest. in Oct.- CPG, N 6200), в составе к-рого кн. Исход посвящен разбор 72 вопросов ( Theodoret. Quaest. in Ex.//PG. 80. Col. 225-298), преимущественно связанных с истолкованием буквального и нравственно-назидательного характера текста и с христологической типологией кн. Исход. Мистическое и таинственное истолкование кн. Исход широко представлено в творении свт. Григория Нисского «Жизнь Моисея» ( Greg. Nyss. De vita Moys.). Он описал восхождение христианской души к совершенству с помощью образов из жизни Моисея. Первая часть книги, получившая название στορα, содержит пересказ буквального содержания книг Исход и Числа, включая отрывки внебиблейских преданий из агадических источников. Вторая часть - θεωρα истолковывает жизнь Моисея как символ мистического странствия и восхождения души к Богу.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Начинается «апология» с введения и формулировки темы (2 Кор 2. 14-17). Апостольское служение есть искренняя проповедь (2 Кор 2. 17). Павел не искажает полученные им от Бога слова собственными измышлениями, как это делают многие (2 Кор 2. 17), и в этом особенность его служения. Далее (2 Кор 3. 1 - 4. 6) апостол сопоставляет служения Ветхого Завета и Нового. Величие Моисея в прошлом, оно «преходящее» (2 Кор 3. 7), что не делает его менее великим. Однако «последующее» (2 Кор 3. 10) и «пребывающее» (2 Кор 3. 11) величие «служения оправдания» (2 Кор 3. 9), т. е. служения апостола, значительно превосходит его. Утверждения о величии и славе служения апостола, вероятно, вызывали недоверие у нек-рых членов коринфской общины. Поэтому далее (2 Кор 4. 7 - 5. 10) ап. Павел в ответ на эти сомнения подробно объясняет, почему его бедственное положение не противоречит величию его служения, но, напротив, красноречиво о нем свидетельствует. Новая, божественная жизнь воспринимается верой. Она скрыто обновляется, пока тлением разрушается тело, и достигает полноты после смерти. И апостол неоднократно твердо заявляет о своей уверенности в этом (2 Кор 3. 4, 12; 4. 1, 16; 5. 6, 8). Смысловым центром «апологии» является фрагмент 2 Кор 5. 11 - 6. 10. Служение Павла есть «служение примирения» ( διακονα τς καταλαγς) (2 Кор 5. 18). Бог послал его возвестить примирение, осуществленное смертью Христа на Кресте. Подтверждением этого призвания вновь служит Павлу бедственность его положения (2 Кор 6. 3-10). За «апологией» следуют призывы и предостережения (2 Кор 6. 11 - 7. 4), прямо вытекающие из ее содержания: они обращены к тем, кто принимают служение апостола таким, каким он его описывает. Стихи 2 Кор 7. 5-7 продолжают сказанное в стихах 2 Кор 2. 12-13. Становится понятно, каким образом апостол узнал об успехе «послания слез»: Тит, вернувшись, рассказал ему о глубоком сожалении о случившемся и раскаянии коринфской общины. Конкретной возможностью продемонстрировать готовность к примирению с Павлом для коринфян стало возобновление сбора средств для христиан Иерусалима, прерванное из-за конфликта.

http://pravenc.ru/text/2458661.html

Подобное понимание темы И. как прообраза уединенной жизни подвижника можно встретить и у свт. Амвросия Медиоланского ( Ambros. Mediol. Ep. 27. 1-3; 28. 1-8; Idem. De fuga sec. 222). Более подробно, чем свт. Амвросий, блж. Иероним писал об И. как о символе совершенной жизни тех, которые себя посвятили Богу и оставили семьи, друзей и должности ( Hieron. Ep. 22. 24; 64. 4). Те же самые представления, но в более широкой перспективе излагаются свт. Григорием Великим, который проблемы духовной жизни сопоставляет с сюжетами кн. Исход ( Greg. Magn. Moral. XXVI 13. 20-21//PL. 76. Col. 359-360). Интерпретация Исх 20. 21 (где описывается вступление Моисея в божественный мрак на горе Синай) становится основанием для развития системы мистического богословия древней Церкви, излагаемого в апофатических категориях теории продвижения души к созерцанию закрытого, недоступного посредством понимания Бога. Свт. Григорий Нисский, интерпретируя Исх 20. 21, писал о том, что вступление Моисея во мрак (т. е. «проникновение в неисповедность Божественного тайноводства») должно научить желающего достигнуть единения с Богом, «выйти из всего видимого, напрягая разумение свое к Незримому и Непостижимому, как бы к некой вершине горы, уверовать, что Божество - там, куда не восходит понятие» ( Greg. Nyss. De vita Moys. 1. 125; 2. 162-169). В корпусе Дионисия Ареопагита говорится, что познание Бога совершается «путем освобождения от всякого знания» и вступлением «в поистине таинственный мрак непознаваемости, откуда исключается всякое научное постижение» (Areop. MT. 3), при этом уточняется, что Моисей видел не Самого Бога, а лишь место, где Он стоял (Ibid.), а божественный мрак понимается как «неприступный свет» ( Areop. Ep. 5. 1). Тема И. в православном богослужении. Многочисленные типологические параллели событий кн. Исход с евангельскими событиями и ее важное значение для богословия таинств древней Церкви объясняют ее распространенность в богослужебной традиции. Текст книги широко используется в правосл. богослужении. Прежде всего это проявляется в паремийных чтениях, где кн. Исход читается на вечерне Великой субботы (Исх 12. 1-11; 13. 20 - 14. 31) и Богоявления (Исх 14. 15-18, 21-23, 27-29; 15. 22-27; 16. 1; 2. 5-10), на Сретение Господне (составное чтение из Исх 12, 13), на Благовещение (Исх 3. 1b - 8a), на Преображение Господне (Исх 24. 12-18; 33. 11 - 34. 8), на Крестовоздвижение (Исх 15. 22 - 16. 1a), на Введение во храм Пресв. Богородицы (Исх 40. 1-3, 4-10, 16, 34-35), в дни Страстной седмицы. Длина и состав перикоп из кн. Исход по древним Паремийникам могли варьироваться (см.: Пичхадзе А. А. Типология паремийных чтений книги Исход//Palaeobulgarica. 1986. T. 10. Ч. 1. С. 20-34).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Бог поддерживает и спасает человека не силой и славой, но слабостью и унижением. Так, власть смерти преодолевается крестным страданием Христа (1 Кор 1. 18-25); среди принявших крещение, т. е. избранных и призванных Богом, множество отвергнутых и презираемых миром (1 Кор 1. 26-31); сила Духа является в проповеди далекого от земного величия и славы апостола (1 Кор 2. 1-5); этой силой достигается понимание Божественных Таин, сокрытых в Крестной смерти Христа (1 Кор 2. 6-16). Поэтому всякий христ. проповедник есть только один из работников в деле строительства Божественного здания, у которого только одно основание - Христос (1 Кор 3. 11), и только то устоит перед грядущим судом Божиим, что построено на Нем (1 Кор 3. 1-15). Поэтому коринфянам не следует предпочитать одних проповедников другим (1 Кор 4. 1-5) и высокомерно относиться к внешней простоте и слабости апостола, поскольку это препятствует познанию силы Божией в евангельской проповеди (1 Кор 4. 6-21). Далее в Послании обсуждаются отдельные случаи нарушения этических норм и способы их разрешения. По мнению апостола, совершивший инцест должен быть изгнан из общины (1 Кор 5). Споры и конфликты, возникающие между христианами, им следует разрешать, руководствуясь своими внутренними нормами и правилами, а не обращаться к суду язычников (1 Кор 6. 1-11). Вся жизнь христианина и он сам принадлежат Христу. И необычайной широте христ. свободы сопутствует особая ответственность в обращении с собственным телом (1 Кор 6. 12-20), как целое, так и каждая часть которого посвящены Богу и призваны служить Его славе. Затем апостол обращается к отдельным вопросам христианской жизни в условиях языческого общества (1 Кор 7. 1 - 11. 1). Христианин призван свидетельствовать о Христе всю жизнь, в каком бы состоянии он ни был: в браке и в безбрачии (1 Кор 7. 1-16), имея обрезание или не имея, как раб или как свободный (1 Кор 7. 17-24). Забота об изменении или о сохранении своего общественного положения не должна ни преобладать, ни отвлекать от заботы об исполнении этой главной задачи (1 Кор 7. 29-31).

http://pravenc.ru/text/2458661.html

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего дОлжно молиться об отходящем брате. Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Слово на исход души и на Второе Пришествие//Святоотеческая христоматия (sic!) с биографическими сведениями о св. отцах - проповедниках Вселенской Церкви и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них (Пособие к изучению истории христианской церковной проповеди)/Сост. М. А. Поторжинский. Киев, 1911. С. 275-276.- Сост. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 135.- Сост. Ср.: Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 1. См. ниже: Приложение, с. 231-238.- Сост. См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1. Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1. Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.- Сост. Ср. с увещанием пред исповедью: " Пришел еси во врачебницу " . Канон на исход души. По 6-й песни икос.- Сост. Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 136-137.- Сост. См. ниже: Приложение.- Сост. Здесь и далее до конца главы приводятся цитаты из " Канона на разлучение души… " .- Сост. Некоторые практические советы Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1 Сол. 4, 13-14) Если ваш родственник скончался дома, поспешите оправить его тело, чтобы оно лежало прямо. Если он умер, сидя в кресле или в полусидячем положении на постели, положите его на ровную поверхность - на кровать или на большой стол. Когда в дом христианина приходит смерть, волей-неволей человек вынужден сталкиваться не только с духовной ее стороной, но и с неизбежными организационными заботами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

На лат. языке сохранилась приписываемая поэту V в. свящ. Киприану Галльскому поэма «Семикнижие», написанная гекзаметром ( Cyprianus Gallus. Heptateuchos - CPL, N 1423). 1338 ее стихов посвящены пересказу содержания кн. Исход (за исключением Исх 26-31; 35-40). Автор поэмы цитирует как античных авторов (Вергилия, Лукреция, Овидия), так и христ. поэтов (св. Павлина Ноланского и Пруденция), к-рые обращались к поэтическому переложению отдельных частей кн. Исход. Иларий Пиктавийский в «Трактате о таинствах» ( Hilar. Pict. De myster.- CPL, N 427) последовательно истолковывает события И. прежде всего по отношению ко Христу и к Церкви, а затем уже и к духовному состоянию христианина. К тому же направлению следует отнести комментарий Зенона Веронского, который в проповедях (или в т. н. трактате) показывает актуальность И. как реального события, к-рое переживает каждый христианин ( Zeno Veron. Tract. II 38, 54, 63//PL. 11. Col. 483-485, 509-510, 518-519). Григорий Эльвирский в «Трактате о книгах Писания» дает подробное аллегорическое истолкование событий И. на основании комментария Оригена ( Greg. Illiber. Tract. Script.//PLS. 1. Col. 405, 410, 411, 428-429). В собрании проповедей Кесария, еп. Арелатского, истолкованию кн. Исход посвящена 21 проповедь ( Caes. Arel. Serm. 95-116). Их текст основан на переработанном Кесарием комментарии Оригена или др. авторов, таких как блж. Иероним и свт. Амвросий Медиоланский. Сирийские экзегеты продолжают общее направление истолкования кн. Исход в древней Церкви. Так, еп. Афраат комментировал переход евреев через море как образ таинства Крещения и применил к жизни христиан установления относительно пасхи ( Aphr. Demonstr. 11-12). Сохранившиеся комментарии прп. Ефрема Сирина на книги Бытие и Исход, написанные на сир. языке, считаются аутентичными ( Ephraem Syr. In Exod.). Ефрем Сирин не разбирал последовательно каждый стих, уделял внимание типологической интерпретации наиболее важных, по его мнению, отрывков, особенно обращался к христологическому прочтению образа Моисея. Иаков Саругский в гомилии, посвященной прообразовательному истолкованию покрывала на лице Моисея ( Jacques de Saroug. Homélie sur le voile de Moïse/Trad. O. Rousseau//La Vie Spirituelle. P., 1954. Vol. 91. P. 142-156), приводит мн. др. прообразовательных истолкований событий И. Филоксен Маббугский использовал в гомилиях тему И. для описания духовного странствия души христианина ( Philox è ne de Mabboug. Hom. 9//SC. 44. P. 263-266).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Израиль является народом-странником. Проникаясь культурой народов, среди которых ему суждено было жить, израильтяне тем не менее не теряют своего собственного лица, духовного облика и веры в свое призвание. Израильская культура была тем горнилом, в котором сплавлялись воедино духовные ценности дохристианского человечества. Лучшее, что было в Вавилоне, Египте, в Ханаанских государствах, в Греции, нашло свое воплощение в ветхозаветном религиозном культе. Призвание Израиля было делом великим и ответственным. Это была ответственность не только перед собой, но и перед всем миром. Вся ветхозаветная история проходит под знаком исхода. Исход Авраама в Харран из Ура Халдейского; исход из рабства египетского в Землю обетованную; исход из плена вавилонского в Святую Землю и построение храма. Исход из обрядовой религиозности в духовное созерцание грядущего Мессии. Как говорит историк Ахерн, величайшим исходом был исход Израиля в христианство, который совершила лишь часть народа («Исход в вечность», Цюрих, 1955). Наш известный философ и религиозный деятель о. Сергий Булгаков называет еврейскую историю осью мировой истории. «Народ Христа, — говорит он, — есть особый народ. Не в том смысле, что он выше или лучше других народов, но в том, что через свою религиозную миссию явился как бы представителем всего человечества перед Богом и именно как представитель всего человечества он несет на себе весь комплекс противоречивых начал: универсализм пророков, национальную узость законников, апостольское благовестие и бездуховный рационализм».   Историей великих еврейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова начинается история еврейского народа, история религии Ветхого Завета, приведшей к порогу Евангелия.   «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В законодательной части дается общая установка Синайского законодательства (гл. 19), а так же свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в завет (союз) с Богом (гл. 20–25). Далее идет свод церковно—богослужебных законов — об устройстве скинии и священства (гл. 25–31). Несмотря на прошедшие с тех пор тысячелетия, религиозные и нравственные законы книги Исход и по сей день не утратили своей силы. Напротив, Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди учил нас понимать их глубже и полнее. Обрядовые же и гражданские законы книги Исход и других книг Моисея в новозаветное время потеряли свое обязательное значение и отменены Апостолами на соборе в Иерусалиме (см. 15-гл. «Деяний св. Апостолов»). Значение книги Второй книгой Моисеевой сохраняется на вечные времена память о таком великом событии, как исход из Египта. Значение этого события усматривается из того, что в память его, по Божию повелению, установлен был праздник Пасхи, самый великий из праздников еврейских, сопровождавшийся по закону — такими обрядами, которые наглядно должны были говорить евреям о значении празднуемого события; оно показало человечеству благость Господа в Его промышлении об избранном народе, Его любовь и верность Своим обетованием. В особенности же должен был увековечен закон, данный на Синае, который лег в основу церковной, общественной и семейной жизни евреев. Закон этот, скрепленный установлением Завета, поставившего еврейский народ в отношении к Богу, как Отцу своему несравним не с какими законами древности по чистоте предписываемой им нравственности, по мудрости, простоте, достоинству и силе. Не менее высокое и важное значение книга Исход имеет и для нас. Правда, в этой книге нет прямых обетовании и пророчеств о Спасителе мира, какие есть в книге Бытия, но зато вся ее историческая часть имеет преобразовательное значение, так что слова святого апостола Павла о том, что закон был «сенью» грядущих благ (то есть тению спасения во Христе — Евр. 10:11), относятся и к событиям, описанным в книге Исход. Прообразы Иисуса Христа в книге Исход

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010