Лев.23:3 .  шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших. Закон о праздновании субботы, данный уже в десятословии ( Исх 20.8–11 ) и неоднократно повторяемый и после ( Исх.23:12, 34:21 ), здесь поставляется на первом месте: суббота есть знамение завета теократического Иеговы с Израилем (ср. Исх 31.13–14 ). Главным требованием выставляется полное прекращение обыденных занятий – более чем в другие праздники, строгий покой (schabbat-schabbaton) вместе c " священным собранием» (miqra qodesch); под последним может разуметься посещение святилища, при котором в субботу двойная – против обыденной жертвы – жертва ( Чис 28.9–10 ). Однако суббота не приурочивается нарочито к святилищу, напротив, предписывается празднование субботы «во всех жилищах» – по толкованию раввинов: как в обетованной земле (где было святилище), так и всюду вне ее пределов. Chab: покой нареченный свят Господеви, по LXX, ср. Vulg.: sabbati requies, vocabitur sanctus. Лев.23:5 .  в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; Лев.23:6 .  и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; Лев.23:7 .  в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; Лев.23:8 .  и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. Пасха – воспоминание начала теократического бытия Израиля, как народа Иеговы, поставляется естественно во главе всех праздников года. Связанный с исходом Израиля из Египта – событием, начавшим новую эру в истории Израиля, праздник Пасхи – опресноков продолжался 7 дней, для вящшего укрепления в сознании народа и отдельных членов его важнейшего момента. С наибольшею полнотою дается законоположение о Пасхе в книге Исход ( Исх.12:6, 11, 15–20 ), именно при изложении самой истории исхода евреев из Египта, затем – в отдельных статьях закона ( Исх.23:15, 34:18 ). В рассматриваемом месте определяются 1) время начала праздника ( Исх.23:5–6 ): 14-го нисана вечером, собств. с евр. ben-haarbaim: «между 2-мя вечерами» (ср. Исх 12.6 ) – на закате солнца (по пониманию самарян и караимов) или от склонения солнца к закату до полной тьмы (по толкованию фарисеев, И. Флавия и Филона); 2) продолжительность праздника – 7 дней ( Лев.23:6–7 ); 3) характер празднования: покой и священное собрание в 1-й и 7-й дни ( Лев.23:7–8 ), и едение опресноков всю неделю ( Лев.23:6 ). О специальных жертвах в праздник Пасхи говорит кн. Чисел ( Чис 28.19–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18-й билет. Общие вопросы: Индивидуализм, его оценка. Пример, нужда в нем, значение, (молчание, отягощение); практический исход «среднего» пастыря; скрывание, качество народа, долг церковного служения. 19-й билет. Опыт: определение его; необходимость по существу, педагогическое значение его (способность понимать, убежденность или прочувствованность), краткий взгляд на значение образования. Современная важность опыта. 20-й билет. Практический исход при отсутствии опыта: степени, удобство личного подвига (обязанности и соответственность условий), умеренность требований, помощь пастырской благодати, молитва. 21-й билет. Пособие опыта Церкви: слово Божие и Святые отцы: указание видов и значение творений последних. 22-й билет. Молитва. Определение и значение ее в духовной жизни. Свидетельство Слова Божьего и св. отцов. Общий взгляд на значение молитвы в служении пастыря. 23-й билет. Частная молитва: косвенное (одушевленность) и непосредственное (опытность) значение ее в пастырском служении. 24-й билет. Посредническая или соборная молитва. Существенное значение ее по свидетельству Слова Божия и св. отцов (особенно св. Иоанна Златоуста ) и взгляду паствы. Главные виды ее. 25-й билет. Практические вопросы в посреднической молитве: отсутствие дерзновения; средства к его возгреванию: борьба с механичностью, общий подъем, вера просителей, соборность. 26 билет. Путь воспитания молитвы: благодать, принуждение, нравственный подъем, мерность, храм, постоянство. 27-й билет. Правила. Объем их; отношение к ним: опущение, механизм. Средства к возгреванию. Невольное нечувствие. «Деятельная» молитва. 28-й билет. Богослужение. Уставность: наличная действительность; осторожность. Истовая молитвенность. Драматизм. 29-й билет. Любовь. Свидетельства Слова Божия и св. Иоанна Златоуста . Необходимость ее. Существенное свойство ее (объединение); значение в пастырском служении (обязанность и возможность понять пасомых и воздействовать на них). 30-й билет. Путь к воспитанию любви Трудность. Средства, зависящие от пастыря: любовь к Богу (духовная жизнь), благодать, дар хиротонии, принуждение, мерность, ответная любовь;

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из книги Исход берется 14-ть паремий, именно: по одной паремии на каждый день страстной седмицы (пон.1:1–20, вторн.2:5–10, сред.2:11–22, четв.19:10–19, пят.33:11–23), кроме субботы 122 , когда из Исхода полагаются две паремии (12:1–11; 13:20–15, 1–19); восьмая паремия в праздник Введения во храм пр. Богородицы ( Исх.40:1–34 : об освящении скинии); девятая в праздник Сретения Господня (13:1–15: о посвящении Богу первенцев); десятая (14:15–20) и одиннадцатая (15:22–27) в праздник Крещения Господня; двенадцатая ( Исх.24:12–18 ) и тринадцатая (33:11–23 и 34:1–8) в праздник Преображения Господня; четырнадцатая (15:22–16, 1) в праздник честного и животворящего Креста Господня. Из книги Числ берутся две паремии, именно: одна в день Рождества Христова ( Чис.24:3–9, 17–18 : пророчество Валаама) и другая в день Пятидесятницы или сошествия Св. Духа на апостолов (11:16–17, 24–29: о семидесяти старейшинах, получивших дары Св. Духа и пророчествовавших). Из Второзакония берутся четыре паремии, именно: две (гл.4:1, 6, 7, 9–15 и 5:1–6, 10–28, 25, 26–6, 3–5, 13, 18) во дни праздников господских, и две читаются в неделю св. праотцсв, отцев и в день трех святителей (гл.1:8–17 и 10:1–5). Кроме всего этого, песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися» ( Исх.15:1–19 ) читается на утренних богослужениях пред первою песнью церковных канонов, а содержание ирмоса первой песни всегда заимствуется из этой песни Моисеевой; другая песнь Моисея: «Вонми небо, и возглаголю» (Вт.32) читается пред второю песнью канонов во дни св. Четыредесятницы и служит основою второго ирмоса канонов. § 115. Указание прообразовательного значения исторических лиц, событий и важнейших обрядовых установлений, о которых говорится в Пятокнижии Моисеевом. – Господь от самого начала основания Своей Церкви на земле просвещал и спасал членов ее богооткровенным учением, пророчествами и нравственными узаконениями. Но так как совершенство и спасение членов Церкви ветхозаветной зависили не от настоящего только их умственного развития и нравственного достоинства, а главным образом от будущего дела спасения чрез Христа, которое они усвояли верою; то по милости Божией это дело спасения чрез Христа, имевшее совершиться в будущем, простирало свою животворящую силу и бросало свой свет на лица, церковные события и на обрядовые установления ветхозаветные, и таким образом лица и события ветхозавтлные делались «образами грядущего Христа» ( Рим.5:14 ) и событий новозаветных ( Гал.4:24 ), а обрядовые установления были «тенью грядущих, небесных благ» ( Кол.2:17 и Евр.8:5; 10:1 ). Посему как во многих лицах и событиях, так и во многих обрядовых установлениях ветхоз. Церкви нужно видеть значение и смысл преобразовательные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

7. Завещали ли Апостолы христианам внешнее богопоклонение? «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистыя руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). «Прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). «Умоляю вас, братия, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумнаго служения вашего» ( Рим.12:1 ). 1. О святых храмах 1. Кто научил людей устраивать молитвенные дома, т.е. храмы для духовно-телесного богопоклонения? Господь Бог еще в Ветхом Завете. «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношение... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их. Все, как я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ея, так и сделайте» ( Исх.25:1, 2, 9 ). В 25, 26 и 27 главах книги Исход Господь дает подробное повеление Моисею об устройстве скинии и всех ее принадлежностей. О Соломоновом храме во второй книге Царств говорится: «Он (Соломон) построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки» ( 2Цар.7:13 ). О Зоровавелевом храме: «Так говорит Господь Саваоф: Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь» ( Агг.1:8 ). 2. Кто первый в Новом Завете оставил нам пример посещения храма Божия и ревности о его святости? Христос Спаситель «каждый день бывал в храме» ( Лк.22:53 ). «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12–13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ). 3. Как учил Христос Спаситель о том, что храм есть жилище Божие? «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.23:21 ). 4. Посещали ли храм св. Апостолы? После вознесения Христова Апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ). «Каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 ). «Я, говорит ап. Павел, пришел в Иерусалим для поклонения» ( Деян.24:11 ) «и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» ( Деян.22:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Здесь же о славе говорится, как о достигнутой уже ныне. Но что же совершилось ныне, что могло бы прославить Господа? Это ныне по тексту Евангельскому прямо относится к исходу Иуды из святого Общества, 18 и потому именно в этом исходе Иуды или – во внутреннем значении и знаменовании этого события должно искать того, что прославило Господа. И не трудно понять, какой, действительно, великий это был момент в жизни Богочеловека, и какую славу стяжал Он Себе в нём. Выход Иуды – это было начало конца; если возможны были бы для Господа какие-нибудь колебания в деле служения славе Отца, то в это время должны были сказаться они. Господь мог единым словом или действием положить конец только что начинавшемуся делу, 19 мог избежать всей чаши страданий и смерти, поразив дерзкого предателя или разрушив с самого начала его замыслы. Но Он Сам побуждает его к скорейшему окончанию того, что тот начал, и в беспрепятственном исходе Иуды принимается Господом и всё, что имел повлечь он за собою. Отсюда, в исходе Иуды как бы объединяются все грядущие за ним страдания и – смерть, и, пережив этот решительный момент, Господь как бы пережил и всё, что было с ним связано. 20 И если Он говорит теперь о Своей славе, как о достигнутой уже Им 21 , то эту славу должно видеть не в ином чём, как в страданиях и смерти Его, предносящихся теперь Его взору 22 . Так и изъясняли это свв. Отцы. Кирилл Александрийский пишет: «итак, почему ныне Тот, Кто был уже давно прославлен, говорит, что Он ныне прославился? Он прославился, ведь, и чрез другое и явился имеющим дар Божественного всемогущества... Но полнота славы Его явилась в страдании Его за жизнь мира»... (Migne t. col. 153). Св. Иоанн Златоуст , также относя слова Господа о прославлении Сына Человеческого к Его смерти, писал: «здесь Он называет Свою смерть даже славою, научая нас, что нет ничего столь постыдного и поносного, что бы не обратилось к большей славе человека, если он подвергается тому ради Бога»... и далее: «быть преданным смерти и победить смерть – это действительно великая слава» 23 . Подобно Свв. Отцам рассуждает и Ориген : «началом славы Сына Человеческого, после прославления Его в знамениях и чудесах и после славы Преображения, был исход Иуды, по вшествии в него сатаны, от места, где был Иисус. Посему сказал Господь: ныне прославися Сын Человеческий... Сверх того. Спасителем, дававшим указание на то, коею смертию прославит Он Бога, сказано: «аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе». Ибо и в смерти Он прославил Бога. Посему, так как всё дело грядущей смерти Иисуса близилось к осуществлению с выходом после (принятия) куска Иуды для действий относительно Иисуса, и говорится: ныне прославися Сын Человеческий»... (Minge t. XIV, col. 811–812).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Какой-нибудь внимательный язычник, беспристрастно взирая на святую Его жизнь, на множество Его благотворений, на Его неповинные страдания, на знамения, сопровождавшие исход Его жизни, мог еще и при кресте сказать: воистину человек сей праведен бе ( Лк.23:47 ), или даже: воистину человек сей Сын бе Божий ( Мк.15:39 ; Мф.27:54 ). Но бе: Он был, и с Его смертью все дело Его кончилось. – Нет! Не льститесь, враждующие Иудеи, торжествовать победу над безгласным, яко агнец, Страдальцем. Не унывайте, при виде гроба, други и знаемые Иисуса. Во гробе уже нет Того, Кого вы погребли. Воста: несть зде ( Мф.28:6 ). И никогда земля еще не видала такого чуда. Кто из мертвых воскресал своею силою? Кто мог предсказать свое восстание и восстать из мертвых? Кто мог сказать: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю ( Ин.10:18 ): сказать, и в свое время действительно положить душу свою за други своя, и потом опять в свое время восприять ее? – Эго высочайшее чудо не ясно ли свидетельствовало, что Христос не Сам Себе прослави, по Глаголавый к Нему: Сын Мой ecu Ты ( Евр.5:5 )? Не могло же такое чудо совершиться над законопротивником, каким признавал Его синедрион. Самому мнительному из учеников достаточно было увериться в действительности воскресения, достаточно видеть пред собою Воскресшего с Его язвами, чтобы воскликнуть: Господь мой и Бог мой ( Ин.20:8 ). Так воскресение уясняло тайну лица Богочеловека! После сего понятно, почему и тайна пресвятой, единосущной, и нераздельной Троицы, изречена Господом в такой ясности – уже по воскресении, когда посылал Он учеников просвещать верою все народы ( Мф.28:19 ). Свет воскресения, открывая яснее славу Богочеловека, давал возможность ближе созерцать тайну триединого Божества. С прославлением Божества, воскресение открыло и в человечестве Господа Иисуса Христа новую, присносущую силу жизни. Христос воста от мертвых, ктому уже неумирает: смерть Им ктому не обладает ( Рим.6:9 ). Приняв на Себя дело искупления нашего, Он благоволил принять на Себя и все немощи пашей природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Таким образом Церковь , почитая св. мощи угодников, почитает не плоть и кровь и не прах от умерших людей, а почитает благодатную силу Божию, проявляющуюся чрез св. мощи в дивных знамениях и чудесах. Это столь естественное чествование св. мощей и других останков угодников Божиих находит для себя твердое основание в том, что Сам Бог благоволит почитать те и другие тела своих избранных бесчисленными знамениями и чудесами: так, в свящ. Писании читаем, что тело одного мертвеца едва только коснулось костям пророка Елисея, во гробе его, тотчас ожило, и мертвый восстал ( 4Цар. 13:21 ). В целом ли виде сохранилось тело св. пророка Елисея? Нет, оно все предалось земле; нетленными остались только кости пророка Божия. «И умер Елисей, и похоронили его, говорится в слове Божием. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги». Кто дерзнет усомниться в том, что кости св. пророка были сосудом животворящей силы Божией, хотя тело его и предалось тлению! II. Основания из слова Божия для православного учения о почитании святых мощей Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало еще в ветхозав. Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа ( Исх. 13:19 ). Благочестивый царь Иудейский Осия сжег множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать: 4Цар. 23:18 . И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии. В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея ( 4Цар. 13:21 ). А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем. 2:23 ). Св. Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа – силою чудотворения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Французов С.А. Четыре смерти святого Георгия//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. С. 87–95. Фролов Д.В., Моисеева С.А. Камень в Евангелии от Матфея//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. C. 96–116. Шумило С.М. Духовный стих «Плач Иосифа Прекрасного» и его сирийский литературный источник//Труды Отдела Древнерусской Литературы. 64. 2016. C. 595–600. 2017 Аржанов Ю.Н. Сирийская философия природы в раннеисламский период//Христианский Восток. 8 (XIV) 2017. C. 253–266. Брюн С.П. Церкви Востока пред крестоносным правителем Заморской земли: князь Боэмунд IV Одноглазый и христиане Леванта//Исторический вестник. 20. 2017. C. 58–81. Калинин М.Г., Преображенский А.М. К вопросу об авторстве второго тома прп. Исаака Сирина: свидетельство Иосифа Хаззайи//Богословский Вестник. 18–19. 2015 C. 68–86. Кобищанов Т.Ю. После столетий одиночества: изменение социальной психологии сирийских христиан в новое время//Исторический вестник. 20. 2017. C. 218–255. Кольченко В.А. Припишпекское (Кара-Джигачское) средневековое христианское кладбище по данным архивных документов о раскопках 1886 года//Религии Казахстана и Центральной Азии на Великом Шёлковом пути. Алматы, 12-13 июня 2017 года. – Алматы, 2017. С. 167–179. Кораев Т.К. Политическая идентичность сиро-христианского социума под властью Хулагуидских ильханов XIII–XIV вв.: Некоторые наблюдения//Исторический вестник. 20. 2017. C. 82–105. Крамаровский М.Г. О христианских конфессиях Солхата в XIII–XIV вв. (предварительное сообщение)//Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии 22. 2017. C. 399–326. Мещерская Е.Н. Сирийские монастыри как центры книжно-письменной культуры//XXIX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 21–23 июня 2017 г.: Материалы. СПб., 2017. С. 69–71. Мещерская Е.Н. Ветхозаветные апокрифы и «Исход Марии»//Восток. 8 (XIV). 2017. С. 283–296. Мельников А.А. В. Петерсен о зависимости прп. Романа Сладкопевца от прп. Ефрема Сирина//Труды и переводы (Санкт-Петербургская духовная академия, Кафедра древних языков, Кафедра иностранных языков). 1. 2017. C. 124–130.

http://bogoslov.ru/article/6168507

2016/11/19, 16:40:46 Здравствуйте! прошу молитв о даровании чада православным верующим венчанным супругам Елена и Андриян . Верим очень верим . Мы молимся и будем и дальше молится. 2016/11/19, 16:33:17 Дорогие святые отцы и братья Прошу Ваших молитв за р.б Павел . зависимость от алкоголя. Спаси вас Господи! 2016/11/19, 11:17:54 Святые Отцы,помолитесь о упокоении патриарха о здравии болящей Виктории.Спаси Господи! Любовь 2016/11/19, 11:11:05 Святые Отцы,помолитесь о том,чтобы я никого не осуждала и достойно Причащалась.Спаси Господи! Любовь 2016/11/19, 11:07:29 Святые Отцы,помолитесь о умерших в неверии,некрещенными Александра,Ильи,Симы,Любови,Ривекки.О здравии патриарха Кирилла,иерея Господи! Любовь 2016/11/19, 10:39:20 Дорогие отцы и братья, прошу ваших молитв о моем муже новопреставленном р.Б. Александре. Со святыми упокой, Христе Боже, душу раба Твоего Александра идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. 2016/11/19, 06:19:25 Святые Отцы Афона ! Прошу ваших молитв о моей новопредставленной сестре Инне .Спаси Вас Господи . Галина 2016/11/18, 23:07:51 Дорогие святые отцы ! Благодарю за ваши молитвы ! С Божьей помощью, учеба у моего сына р.Б Александра налаживается. Помолитесь за его здоровье и успехи в учебе, пусть все ладится у моего единственного сына.Господи, помоги ему во всем ! Аминь. р.Б. Светлана 2016/11/18, 23:03:34 Дорогие святые отцы ! Благодарю за ваши молитвы ! Прошу вас, помолитесь за благополучный исход проверки на работе. Работаем честно и по совести, но проверяющая за месяц истрепала все нервы, в последние дни стала очень обозленная и нервная. Стараемся, как можем, ей ладить, сохранять спокойствие и доброжелательный настрой, но сил уже просто нет никаких! Проверяет очень предвзято и необъективно. Помолитесь об умягчении ее недоброго сердца, если у нее что-то случилось дома, пусть все наладится. Помоги нам, Господи, с честью выдержать эту проверку, пусть все спорные финансовые вопросы разрешатся в нашу пользу в ходе ревизии. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=136

В основе книги Исход лежат слова Божиего откровения, записанные Моисеем. Это обстоятельство имеет основополагающее значение для богословского осмысления книги. Синайский завет (19,1 20,21; 24,1–18) по форме напоминает существовавшие в то время государственные договоры, в частности хеттские. Они, как правило, состояли из преамбулы (20,2), формулировки условий (20,3–17), констатирующей части (24,1–11), а также благословений и проклятий. Копии таких договоров обычно хранились в святилищах. Уже неоднократно обращалось внимание на сходство законов, приведенных в гл. 21–23, с древними ближневосточными сводами законов, в частности со сводом законов Хаммурапи в Вавилоне, ок. 1700 г. до Р.Х. Однако до их пор не было найдено ничего похожего на Десять заповедей, данных в гл. 20,1–17. Трудности истолкования Время и путь исхода являются предметом значительных разногласий среди ученых. Согласно библейской хронологии, исход из Египта произошел за 480 лет до царствования Соломона ( 3Цар. 6,1 ), т.е. около 1440 г. до Р.Х. (см. 12,40.41; Суд. 11,26 ). В таком случае фараоном, царствовавшим во время исхода, был либо Тутмос III, либо Аменхотеп II. Сторонники более поздней даты исхода апеллируют к названию Раамсес (Рамзес), которое носил один из каменных городов, построенных израильтянами (1,11). По этой версии, фараоном, правившим во время исхода, следует считать Рамзеса II (1304–1236 гг. до Р.Х.), а приблизительной датой начала исхода –1270 г. до Р.Х. Однако эта версия, основанная исключительно на названии города, вступает в противоречие с куда более весомыми фактами (в том числе и с библейской хронологией). Более того, известно, что Моисей умер приблизительно в 1406 г. до Р.Х., и уже одно это обстоятельство не позволяет датировать время исхода евреев из Египта позднее 1440 г. до Р.Х. Исход начался из Раамсеса. О его точном местонахождении нет единого мнения, однако наиболее вероятным представляется современный Кантир (Тель-эль-Даба). Отсюда евреи отправились на юг до Сокхофа (13,20), а затем повернули на север (14,2). Здесь упоминаются три места: Ваал-Цефон, Мигдол и Пи-Гахироф. Ваал-Цефон отождествляется с Тифаном, расположенным на берегу озера Манзала одного из соленых озер между Средиземным морем и Суэцким заливом. Существует три вероятных маршрута бегства израильтян. «Путь по земле филистимской» связывал Египет с Ханааном хорошо укрепленной дорогой вдоль берега. Второй путь по пустыне Сур начинался неподалеку от Вади-Тумилат в районе дельты, пересекал Кадес-Варни и далее шел к Ханаану. Египетская пограничная стена в пустыне Сур была, вероятно, главным препятствием на этом пути. Господь же повел Свой народ на самый юг Синайского полуострова и не только привел их к горе, которую Он предназначил для общения с Моисеем, но и избавил израильтян от дальнейшего преследования египтянами. Чудесный переход через море, по всей вероятности, произошел в районе южного берега озера Манзала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010