Особый иконографический тип представлен в шитых покровах на раку А. Р.: сер. XVI в. из мастерской царицы Анастасии Романовны , вклад царя Иоанна IV в Авраамиев мон-рь (ГМЗРК); 1592 г. (местонахождение неизвестно); 1642-1649 гг. из строгановских мастерских (ГМЗРК). Изображение святого отличается яркой индивидуальной характеристикой: седые волосы, широкая борода, близко посаженные к переносице глаза, густые и резко очерченные брови. Сохранились 2 житийные иконы А. Р.: сер. XVII в. (ГМЗРК) - в среднике святой представлен попирающим крестом беса; состав клейм соответствует тексту жития 1-й редакции. На иконе 1-й трети XVIII в. (ГМЗРК) сюжеты клейм с деяниями А. Р. и надписи восходят к житию 3-й редакции, в среднике помещен сюжет «Явление апостола Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому на реке Ишня близ Ростова», ставший затем особым иконографическим изводом и получивший распространение в различных видах искусства (лицевое шитье, финифть). В подобных композициях, где ап. Иоанн передает А. Р. принесенный из Царьграда жезл, подчеркивается просветительская миссия А. Р. В службе и акафисте подвиги А. Р. сравниваются с апостольскими: «Тебя хвалим сотворившего дело равноапостольного». Фресковые изображения с образом А. Р. находятся в центральной апсиде Благовещенского собора Московского Кремля (1547), в ц. ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле (1683 г., житийный цикл). Ист.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 221-225; ВМЧ. СПб., 1880. Октябрь. Дни 19-31. Т. 1. С. 263-265; Соколов М. И. Пространное житие прп. Авраамия, Ростовского чудотворца//Яросл. ЕВ. 1890. Ч. неофиц. 14. Стб. 213-222; 15. Стб. 225-239; Титов А. А. Житие преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца: По рукописи XVII в.//Яросл. ГВ. 1892. Ч. неофиц. 52. С. 2; 53. С. 2; О редакциях жития св. Авраамия Ростовского//Труды VIII Археологического съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 238-240; он же. [Проложная память прп. Авраамия Ростовского]//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы/Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896. Вып. 2. Ч. 1. С. 42-44; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. С. 184-188; Повесть о водворении христианства в Ростове//Древнерусские предания (XI-XVI вв.) М., 1982. С. 130-134.

http://pravenc.ru/text/62956.html

Ист.: Annalista Saxo, a. 1082/Ed. G. Waitz//MGH. SS. T. 6. P. 720-721; Chronica ecclesiae Rosenfeldensis seu Hassefeldensis//Monumenta inedita rerum Germanicarum, praecipue Bremensium/Ed. J. Vogt. Bremen, 1740. T. 1. P. 125; Frutolfi Chronicon, a. 1089// Frutolfs und Ekkehards Chroniken und die anonyme Kaiserchronik/Hrsg. F.-J. Schmale, I. Schmale-Ott. Darmstadt, 1972. P. 104. (AQDGM; 15); Liber de unitate ecclesiae conservanda. 26, 35/Ed. I. Schmale-Ott//Quellen zur Investiturstreit. Darmstadt, 1984. P. 486, 528. (AQDGM; 12b); Annales Corbeienses, a. 1094/Ed. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 3. P. 7; Annales St. Disibodi, a. 1093/Ed. G. Waitz//MGH. SS. T. 17. P. 14; Bernoldi Chronicon, a. 1094-1095/Ed. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 5. P. 457-458, 462; Deusdedit cardinalis Libellus contra invasores et symoniacos et reliquos schismaticos. 12/Ed. E. Sackur//MGH. Lib. T. 2. P. 330; Gerhohi praepositi Reichersbergensis De investigatione antichristi. I 17/Ed. E. Sackur//MGH. Lib. T. 3. P. 324; Alberto. Annales Stadenses/Ed. I. M. Lappenberg//MGH. SS. T. 16. P. 316-317; Donizone, presbytero. Vita Mathildis celeberrimae principis Italiae carmine scripta a Donizone presbytero, qui in arce Canusina vixit. 8/Ed. L. Simeoni. Bologna, 1931-1940. P. 80. Лит.: Krug Ph. Eupraxia// i dem. Forschungen in der älteren Geschichte Russlands. St.-Pb., 1848. Bd. 2. S. 579-618; Lorenz H. Bertha und Praxedis, die beiden Gemahlinnen Heinrichs IV. Halle, 1911; Шайтан М. Э. Германия и Киев в XI в.//ЛЗАК. 1927. Т. 1(34). С. 14-19; Розанов С. П. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна (1071-1109)//Изв. АН СССР. Отд-ние обществ. наук. Л., 1929. 8. С. 617-646; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси: XI-XIII вв. СПб., 1992. С. 26-28, 60; Назаренко А. В. Древняя Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 539-558; он же. Западноевропейские источники//Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 20032. С. 373-378; он же. Владимир Мономах и Вельфы в кон. XI в.//Средневек. Русь. М., 2007. Вып. 7. С. 71-119; R ü ss H. Eupraxia-Adelheid: Eine biogr. Annäherung//JGO. 2006. Bd. 54/4. S. 481-518. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. св. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича

http://pravenc.ru/text/187272.html

Что касается литературной деятельности Татиана, то Евсевий и Иероним говорят, что он написал очень много книг (Евс. Д. Ист. VV, 16 и 29; Иерон. catal. 29). Но из них дошла до нас только его апология христианства, а прочие известны нам только по заглавиям или очень небольшим отрывкам. Сам Татиан говорит, что он написал сочинение о «животных» (гл. 15), и как видно из связи его слов, в нем рассуждал не только о бессловесных существах, но и о человеке 13 . Климент александрийский (Strom. Ш, 12) приписывает, ему книгу «о совершенстве по учению Спасителя». Евсевий (V, 13) упоминает, что он трудился над «книгою вопросов» (προβληματων), в которой изъяснялись темные и трудные места св. Писания; и еще составил свод евангелий, и дал ему имя δια τεσσρων (по четырем). Свойства и состав этого последнего весьма замечательного труда доныне составляет предмет спора между учеными, по недостатку точных и обстоятельных показаний древних церковных писателей 14 . Еще во время Феодорита (+458) существовало значительное количество Татианова диатессарона, и вот что сообщает о нем Феодорит (haer. fab. 1, 20). Татиан составил евангелие, названное диатессарон, опустивши родословия Христа и другие места, показывающие, что Господь по плоти происходил от семени Давидова. Этим евангелием пользовались не только последователи Татиана, но и православные христиане, как книгою весьма удобною, не зная лукавства этого свода. Сам Феодорит нашел более 200 экземпляров его в церквах своего округа (Кира), отобрал их и заменил каноническими евангелиями четырех евангелистов. Но лучше и полезнее всех произведений Татиана – как говорить Евсевий (IV, 29) – его апология христианства, под заглавием: «Речь против эллинов». Она была написана вскоре по обращении его к вере Христовой, когда он еще не уклонился к гностическим лжеучениям. Это видно из того, что он, говоря о материи, (гл. 5 и 6) приписывает сотворение ее истинному Богу, утверждает воскресение тел человеческих и воплощение Сына Божия (гл. 21), говорит, что нет ничего худого в творении, как оно вышло из рук Божиих (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

193 Сам преп. Максим любит прилагать к своим воззрениям термин φιλοσοφα (Сар. de charitate IV, 47 [p.n.I,139]; Ambigua, PG.91, 1129A,1369C,1401D, f.146a. 247B,259a; Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353D, p.65; LII,493A-B, p.142 [p.n.II,96,175–176]; Cap. theol. I,36; II,96 [p.n.I, 221,255]; см. гл. «Три стороны подвижнической жизни», прим. 12 и 14), но это вовсе не значит, что он считал воззрения свои философскими по существу (в нашем смысле этого слова), как, например, думает Preuss, I, p.1–2. В древности термин φιλοσοφα имел более широкий смысл, чем теперь, и означал вообще всякий подвиг духа; любомудрием, в частности, называлось монашеское житие (Евсе-вий Кесарийский, Церк. ист. II,17.5, GCS: Eusebius Werke В. II,1, S.142.24; Созомен , Церк. ист. I, 12,13, PG.67, 896А-В; Дионисий Ареопагит , De eccl. hier. VI.III, 2, PG.3, 533D). 195 Ambigua, PG.91, 1361АВ, f.244a, (cap. quing. V, 100); Quaest. ad Tahl. XL PG.90, 396AB, p.88 [p.n.II, 123] (cap.quing. II,27). 199 Ambigua, PG.91, 1113B,1144A,1149B,1152C-D,1220C,1233C, f.139a. 152b-153a. 155B.157a. 186B.192a-B.Cap.theol. I,84–85; II,15 [p.n.I,230–231,236]. Св. Григорий Богослов , Or.21, n.2,3, PG.35, 1084C-1085A; p.n.II2, 144–145. 201 Quaest. ad Tahl. XXVII,PG.90, 353C, p.65 [p.n.II,96]; LXV, 749C, p.282 (cap.quing. V, 35). Ambigua, PG.91, 1216B-C, f.184b. 203 Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 624A. 621C, p.210–211, 210 (cap. quing. V, 31,29); Mystagogia, prooem., PG.91, 664B-C, p.492–493 [p.n.I, 156–157]. 211 Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 333C-D, p.54 [p.n.II,85–86]; Cap.theol. I,83 [p.n.I,230]. Везде, где тварное соприкасается с Божественным, преп. Максим вместо объяснений говорит, что Бог все совершает, «как знает Сам» ( καθως οιδεν αυτς): Quaest. ad Tahl. II,PG.90, 272A, p.16; XIII,296A, p.30; XXII,317B, p.45 и др. [p.n.II,35,55,75]; Ambigua, PG.91, 1088C,1156B,1172C,1220C,1249D,1324C, f.27a. 158a,165B,186B,199B,229B. Ad Thomam, PG.91, 1040D, f.107b; Ep.7, PG.91, 440A, p.247; Ep.12, 509A, p.291. Cap.qumg. I,7. Orat. Dom. expos., PG.90, 897A, p.358 [p.n.I, 196].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

13 Например Гефеле полагает время происхождения послания Варнавы не прежде 107 г. или – посланий Игнатия Богоносца и Поликарпа. Ратгит Aposmol. Орега Prolegom. И Гильгенфельд справедливо упрекает его за это, относя с своей стороны послание Варнавы к первому веку. Due aposmol.Vämer. стр. 37, 46. 14 Smrom. Lib. II, 6. 7. 15. 18. 20. Lib. V, 8. 10. 15 Соптга Cels. Lib. 1. n. 63. De princ. L. III. с. 2. n. 4. 16 Евсевия Ц. Ист. Кн. III, 25. кн. VI, 14. 17 Camal de Scripm. Eccl. с. VI. 18 К противникам подлинности послания Варнавы принадлежат: Паталис, Иттиг, Мосгейм, Гук, Ульман, Неандер, Гефеле, Гильгенфельд . А защищали ее: Дюпень, Ник. де Нурри, Фосс, Каве, Галланди, Мюншер, Генке, Блек, Гизелер, Мелер, Перманедер , и друг. Все возражения, какие только были против послания Варнавы, тщательно изложины Гефеле, в особом сочинении его о Варнаве и в пролегоменах к изданию творений мужей апостольских. Чтобы примирить противоположные взгляды, Шенкель (StudienundKritik. 1837.) высказал гипотезу, что послание действительно принадлежит Варнаве за исключением в первой части глав VII-XII. XV. XVI, и всей второй части (XVIII-XXI), которые будто вставлены во 2 в. каким-нибудь египетским терапевтом, обратившимся в христианство. Но Гефеле и Гильгенфельд опровергли это предположение, и доказали единство и цельность всего послания как по внутренним признакам его, так и на основании приводимых у Климента и Оригена цитат из второй части. 19 Сделаем краткие замечания о прочих возражениях. 1) Послание, говорят, написано по разрушении Иерусалима, а в это время Варнавы уже не было в живых, как это видно из того, что Марк, его спутник, является ок. 62 г. при ап. Павле. Но предположение о смерти Варнавы на таком основании слишком шатко. Далее указывают: 2) на неточности в описании обрядов богослужения в гл. VII и VIII. Но Варнава, хотя и происходил из колена Левина, но, по преданию, еще не вступил в служение храму, как сделался христианином; 3) – на слова его об апостолах, которых он назвал «людьми крайне грешными» (гл. V); но по контексту видно, что Варнава имел в виду показать величие и милосердие Искупителя, сделавшего избранными сосудами людей грешных. В таком смысле говорили о себе сами апостолы Петр и Павел и отзывались о них св. отцы, напр. Св. Златоуст (Бесед. IV на 1 Тим.). Ср. Оригена соптга Cels. 1. 63. Наконец скажем вообще, что такие и подобные им недостатки (напр. хилиастическое мнение) не могли укрыться от александрийских ученых – Климента и Оригена; но это не препятствовало им почитать эту книгу подлинным произведением того мужа, которого носит она имя. (Библ. История, стр. 468).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3819...

В славяно-рус. агиографической традиции пространные Жития М. неизвестны, переведены были только краткие Жития в составе нестишного ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 319) и стишного Прологов ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2014. Т. 12. С. 41). В ВМЧ вошло только Житие из стишного Пролога ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 410-411 (2-я паг.)), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского этот святой не упомянут, в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под 14 авг. указана только память М. (ЖСв. Авг. С. 235). Ист.: BHG, N 1026-1027b; ActaSS. Aug. T. 3. P. 151-156; Latyš ev. Menol. T. 2. P. 276-278; он же. (Латышев В. В). Неизданные греч. агиографические тексты. СПб., 1914. С. 119-125. (ЗИАН. ИФО; 12/2); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 211. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 55, 245; Латышев В. В. Неизданные греч. агиографические тексты СПб., 1914. С. XLI-XLV; Janin R. Marcello, vescovo di Apamea, santo, martire//BiblSS. Vol. 8. Col. 663-664; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 298-299; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2009. Τ. 12. Σ. 144-145. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2562288.html

В визант. стишных синаксарях Е. приписывается кончина от меча ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 201). Нек-рые исследователи полагают, что наименование Е. мучеником или даже священномучеником, несмотря на указание в Житии о его мирной кончине, возникло из-за частичного или полного отождествления Е. с др. сщмч. Евтихием , еп. Мелитинским (Там же; cp.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 751). Память последнего отмечена под 28 мая, а сказание о Е. помещено в нек-рых греч. и слав. прологах под 30 мая. Причиной этого смешения мог послужить также текст канона сщмч. Евтихию Мелитинскому, где в 1-й и 6-й песнях говорится, что он был учеником апостолов и проповедовал вместе с ними (ActaSS. Mai. T. 6. P. 734-735). Е. причисляется к меньшим апостолам (ЖСв. Авг. С. 421), однако в апостольских списках Псевдо-Ипполита, Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.) он не упомянут. В Римском Мартирологе Е. назван святым. Ист.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 751-755; MartRom. Comment. P. 357; MartHieron. Comment. P. 283; PG. 117. Col. 601-604 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 715-717, 919, 921-922; Acta Ioannis//ActaAA. t. 1/2. P. 208-216; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 266; ЖСв. Авг. С. 420-422. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 256; Т. 3. С. 336-337; Ετυχς//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1106; Daniele I. Eutichio//BiblSS. Vol. 5. Col. 319-320; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 154-155; Lalleman P. J. The Acts of John: A Two-Stage Initiation into Johannine Gnosticism. Leuven, 1998. P. 1-69, 245-271. П. Ю. Лебедев Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля)

http://pravenc.ru/text/187555.html

Почитание А. в Византии скорее всего было вызвано политикой имп. Юстиниана I, направленной на защиту внешних границ империи от нападений кочевников с юга и рассчитанной на альянс с Эфиопией. В Хронике Патриарха Евтихия Александрийского среди построек Юстиниана на Синае упомянута церковь А. в крепости Эль-Кульзум (араб. название Клисмы); примерно столетием позже об этой церкви упоминает Абу-ль-Макарим. Возможно, распространение почитания А. было тесно связано также с церковной политикой Юстиниана. Этим, видимо, и объясняется исчезновение из греч. текста молитвы о сохранении эфиоп. правителей, поскольку к тому времени стало уже ясно, что Эфиопская Церковь эволюционирует в направлении, отличном от халкидонских вероопределений. Ист.: BHG, N 193; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1895. Τ. 5. Σ. 360-367; Eutychius. Annales/Ed. L. Cheikho. Beirut; P., 1906. P. 202-203; . / . , 1962. С. 56-70. Лит.: Am é lineau E. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 405-406; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. T. 40. P. 5-154, 299-363; David J. Athanase (48) de Clysma//DHGE. T. 4. Col. 1378; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508; Esbroeck M. van. L " Ethiopie à l " époque de Justinien: St. Arethas de Nagran et St. Athanase de Clysma//IV Congr. Intern. di Studii Etiopici (Roma, 10-15.04.1972). R., 1974. Vol. 1. P. 117-139; idem. Athanasius of Clysma//CoptE. Vol. 1. P. 304-306; Raineri O. Passione di Athanasio di Clysma//OCP. 2001. Vol. 67. Fasc. 1. P. 143-156. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/text/76854.html

В др. греческом синаксаре (Paris. gr. 1582; SynCP. Col. 70) память этой святой, названной Друсила,- под 22 сент. Сохранилось Похвальное слово свт. Иоанна Златоуста, посвященное мц. Д., из к-рого следует, что она была сожжена на костре за исповедание христ. веры, и ее память чтилась в селении близ Антиохии, где она, возможно, пострадала и где было произнесено Похвальное слово. О почитании Д. в Антиохии в VI в. свидетельствует слово Севира, патриарха Антиохийского (512-519), произнесенное в церкви, посвященной Д., возможно, той же, где было произнесено слово Иоанна Златоуста в IV в. Традиция почитания объединяет эту мученицу и Д., о к-рой сообщают греч. синаксари. Однако у свт. Иоанна Златоуста она не названа дочерью имп. Траяна, болландисты , издатели Мученичества Д. в Acta Sanctorum , придерживались той же т. зр. Сохранилось сир. Мученичество Д. и др., где Сирия указывается местом ее смерти при Траяне (BHO, N 265). Нек-рые исследователи (Р. ван Дорен, Ж. М. Соже) считают Д. одним лицом с мц. Дросидой (пам. 28 июля). Ист.: BHG, N 566; ActaSS. Sept. Vol. 6. Col. 300-302; PG. 50. Col. 683-694 [энкомий Иоанна Златоуста; рус. пер.: Похвала св. вмц. Дросиде, и о памятовании смерти//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 730-741]; SynCP. Col. 70, 553-554; MartHieron. P. 648; MartRom. P. 583; Giacomo di Edessa. The Hymns of Severus of Antioch and others/Ed., trad. E. W. Brooks. P., 1911. Col. 621-623. (PO. 7. Fasc. 5 (N 35); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 120-123; ЖСв. Апр. С. 429-432. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 113; Doren van R. Drosis//DHGE. T. 14. P. 815; Δρσις//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 225; Sauget J.-M. Droside//BiblSS. Vol. 4. Col. 840-841; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 121. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/180480.html

Ежегодно в день памяти И. на его гробнице происходило чудо: во время молебна из нее поднимался столп приносящего исцеления праха (пыли), к-рый собирал епископ. Никита Давид Пафлагон (IX-X вв.) в Похвальном слове И. добавляет, что однажды среди праха видели большой палец руки, совершенно не поврежденный временем. Точно датировать мученичество И. не представляется возможным. В Синаксаре К-польской ц. указывается, что И. род. при Амастридском еп. Ираклии, но время жизни последнего неизвестно. В Типиконе Великой ц. упоминается о проповеди И. с мч. Фокой. Известны 2 святых с таким именем из расположенного недалеко от Амастриды г. Синопа, память к-рых приходится на 22 сент.: сщмч. епископ и мч. садовник. Время их кончины архиеп. Сергий (Спасский) датирует соответственно 117 и ок. 320 г. В совр. календаре РПЦ мученичество И. отнесено к IV в. Ист.: BHG, N 757; ActaSS. Iul. T. 4. P. 221-231; PG. 105. Col. 417-440; 117. Col. 457-458 [Минологий Василия II]; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 93-94; SynCP. Col. 827-828; MartRom. P. 292; Halkin F. Hagiographica identia decem. Turnhout; Louvain, 1989. P. 55-62. (CCSG; 21); ЖСв. Июль. С. 404; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 80-81. Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 561; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 217; Т. 3. С. 276; Delehaye. Origines. P. 155-156; Sauget J.-M. Giacinto//BiblSS. Vol. 6. Col. 324-325; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 86; Noret J. Hyacinthe//DHGE. T. 25. Col. 501-502; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 455. А. М. Гагинский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/200137.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010