В противоположность уверениям этих ложных пророков, Иеремия с самого своего выступления на служение предвозвещал совершенное разрушение Иудейского государства, подобно тому как было разрушено Израильское. Народ должен быть переселен в плен ( Иер. 3:18 ; Иер. 5:19 ; Иер. 9 %15 и сл.; Иер. 12:14 и сл.; Иер. 13:1 и сл. 19; Иер. 15:2 ; Иер.17:3 и сл.; Иер.20:4 и сл.; Иер. 21:7 ; Иер.22:26 и сл. и др. места). По указанию XXV-й гл. ст. 11-го вавилонский плен должен продолжаться 70 лет (ср. Иер. 29:10 ). После этого, сам Вавилон будет разрушен (гл. Иер. 50 и Иер. 51 ) и народ Божий вернется в свою страну. Хотя уже и в начале своего служения Иеремия по временам высказывал эти радостные обетования ( Иер. 3:14 и сл.; Иер. 12:14 и сл.; Иер. 16:14 и сл.), но особенно живо он стал рисовать картины обновления жизни иудейского народа тогда, когда Иерусалим был уже осажден врагами и потом, после взятия города ( Иер. 23:1 и сл.; Иер. 24:6 и сл.; Иер. 47:27 и сл.; и особенно Иер.30–33 ). Иеремия в своих созерцаниях является пророком, который глубоко проникает в сущность истинной теократии. По его убеждению, не внешнее обрезание дает человеку право на благоволение Божие, а обрезание сердца ( Иер. 4:4 ; Иер. 6:10 ; Иер. 9:26 ). Храм Иерусалимский не представляет сам по себе ручательства за целость Иерусалима, – напротив, этот храм, оскверненный грехами иудеев, навлекает сам на себя гнев Божий ( Иер. 7:21 и сл.; Иер. 9:15 ; Иер. 17:3 ; Иер. 26:6, 9, 12 ; Иер. 27:16 ). Суетна надежда и на внешнее богослужение – Иегова не благоволит к этим несоответствующим внутреннему настроению молящихся церемониям ( Иер. 6:20 ; Иер.7и сл.; Иер. 11:15 ; Иер. 14:12 ). Таким образом, Иеремия выставляет настоятельную нужду в установлении более внутреннего, более искреннего общения между Богом и народом. Тогда не будет нужды и в ковчеге завета, этом внешнем медиуме и символе духовного присутствия Божия ( Иер. 3:16 ); тогда закон Божий не будет чем-то только внешним, написанным на каменных скрижалях, – нет, он будет начертан в сердце человека ( Иер. 31:31 и сл.). Таким образом Господь не уничтожит некогда заключенный им с Израилем и Давидом завет, но придаст ему более величественный вид ( Иер. 33:20–26 ). Этот новый завет, к которому Иеремия стремился всею душою своею, он имел мужество поставить выше Ветхого, хотя нужно сказать, что мессианское время у него очерчено только общими чертами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

сначала пророк занят судьбою одного Ефрема, Иер. 31:1–22 , далее – судьбою одного Иуды, Иер. 31:23–26 , и оба они вместе составляют предмет последних стихов главы. Далее в 30 и 31 гл. есть много таких слов, который, кроме этих глав, встречаются лишь в 3–6 гл. Так выражение (сделать конец, до конца погубить) встречается только в Иер. 30:11, 4:27, 5:10, 18 ; (украшайся) только в Иер. 31:4 и Иер. 4:30 ; (слезы и утешение) только в Иер. 31:9 и Иер. 3:21 ; (отец) называется Иегова по отношению к Израилю только в Иер. 31:9 и Иер. 3:19 ; (сердце) только в Иер. 31:20 и Иер. 4:19 ; в значении быть сладким только в Иер. 31:26 и Иер. 6:20 ; (увеличились, усилились) о грехах только в Иер. 30:14, 15 и Иер. 5:6 ст.; (горькое рыдание) только в Иер. 31:15 и Иер. 6:26 ; (господствовать) только в Иер. 31:32 и Иер. 3:14 . Кроме того, в 30 и 31 главах встречаются выражения, сходные с характерными выражениями других речей Иеремии, относящихся по происхождению к тому же времени: 30 ср. Иер. 31:27 с Иер. 1:10, 12 ; Иер. 31:3 с Иер. 2:2 ; Иер. 31:10 с Иер. 2:10 (только в этих двух местах Иеремии встречается множ. острова, отдаленные страны); Иер. 31:16 с Иер. 2:25 ( удержи). Наконец что касается 33 главы, то Иер. 33:4–13 составляет повторение, отчасти в тех же выражениях, и распространение Иер. 32:37–44 . Затем обетование о возстановлении праведной отрасли Давидовой и о спасении Иуды и Иерусалима, Иер. 33:15, 16 , составляет повторение Иер. 23:5, 6 . Наконец, обетование о ненарушимости завета Божия с Давидом, священниками-левитами и со всем племенем Авраама, Исаака и Иакова, Иер. 33:19–26 , это обетование по форме и выражению весьма сходно с подобным же обетованием, данном народу Божию в Иер. 31:35–37 . Остается разсмотреть суждения некоторых из позднейших учоных о тех отделениях занимающих нас глав, которые признаются этими учоными прямо непрннадлежащими Иеремии. а) Негельсбах (стр. 213) признает невозможным, чтобы Иер. 30:23, 24 имели здесь свое первоначальное место, или чтобы эти стихи вставлены были сюда самим Иеремиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Призыв к покаянию:    Обличительные речи — Ис. 1:3-6; Ис. 3:9-11; Ис. 5:20-23; Ис. 10:1-2; Ис. 19:13; Ис. 30:1; Ис. 42:18-20; Ис. 45:9-10; Ис. 57:20-21; Ис. 59:1-4; Иер. 2:13; Иер. 5:1-5; Иер. 7 гл.; Иер. 8:9-11; Иер. 9:8; Иер. 15:1-2; Иер. 17:1; Иер. 17:5; Иер. 22:13-17; Иер. 44:4-6; Иер. 48:10; Мих. 7:1-6; Соф. 3:1-5; Мал. 1:6.     Призыв к покаянию — Ис. 1:16-20; Ис. 64:6-9; Иер. 8:4-5; Иез. 18:30-32; Ос. 6:1-3; Иоил. 2:11-17; Зах. 1:3-4; Мал. 1:9. О последних временах:    О духовным голоде — Ам. 8:11.     О лжепророках — Ис. 9:15; Иер. 14:14-16; Иер. 23:15-17; Иер. 23:26-28; Иез. 13:3-16; Иез. 14:9-11; Соф. 3:4; Мих. 3:5-7.     О пастырях добрых — Иер. 3:15.     О негодных пастырях — Ис. 56:10-11; Иер. 10:21; Иер. 23:1-6; Иез. 34:1-6; Зах. 11:16-17.     Об антихристе — Ис. 14:4-20; Иез. 28:13-19; Дан. 11:35-40; Дан. 12:9-13.     О Суде над народами — Ис. 2:10-21; Ис. 13:6-15; Ис. 24:4-23; Ис. 63:1-6; Ис. 66:15-16; Иер. 46:10; Иер. 50:31-32; Иез. 9:4-8; см. Откр. 7:3; Иез. 30:2-3; Иез. 38:20-23; Дан. 7:9-12; см. Откр. 4:2; Откр. 5:11; Откр. 20:12; Иоиль 2:1-10; Иоиль 3:2-17; Ам. 5:18-20; Соф. 1:14-18; Соф. 3:8-9; Наум 1:3-7; Авд. 1:15; Мал. 4:5; см. Откр.11:3-6.     Об уничтожении зла и страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10.     О вечной радости — Ис. 42:1-12; Ис. 54:12-14; Ис. 60:1-5; Ис. 61:1-4.     О воскресении плоти Иов. 19:25 и уничтожении смерти — Ис. 26 гл.; Ис. 42:1-12; Ис.61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14.     О торжестве истины и справедливости — Ис.9:6-7; Ис.11:1-10; Ис.26 гл.; Иер.23:5.     О славе торжествующей Церкви — Ис.26-27 гл.; Ис.52:1-2; Ис. 60:1-5; Ис. 61:10-11; Ис. 62:1-5.     Об обновлении мира — Ис. 4:2-6; Ис. 11:1-10; Ис. 44:22-24; Ис. 49:13-15; Ис. 52:1-9; Ис. 60:1-21; Ис. 61:10; Ис. 62:11-12; Ис. 65:17-20; Ис. 65:25; Ис. 66:22-24; Иер. 32:39-41; Иер. 33:6-9; Иер. 33:15-16; Вар. 5:9; Дан. 12:1-3; Ос. 3:4-5; Ос.13:14; Авв. 2:14; Соф. 3:9; Зах. 8:3. Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг    При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников на пророков выпала трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Эти печальные наблюдения, эти горькие мысли ставили пред сознанием Иеремии решительный вопрос: может ли быть таковым отношение к Богу народа завета? Народ ведь совсем и не жил в сфере завета. От него требовалась безраздельная преданность, отданность Богу ( Иер.3:24 ), так чтобы вся жизнь была богослужением. Но такие отношения Израиля к Иегове – только в области лучшего прошлого ( Иер.2:1–3 ). Об этом прошлом пророк вспоминает с нежностью. Но к современникам своим Иеремия говорит преисполненный ярости, не могущий удержаться от нее ( Иер.6:11 ). Пророк противопоставляет отношения Иеговы и народа. Иегова относится к народу Иудейскому, как отец к милым ему детям, а народ отвечает на это изменчивостью вероломной женщины ( Иер.3:19–20 ). Бесстрашно и беспощадно обличает пророк неверность народа Иегове ( Иер.2:20 ). В этом упорном и негодном ( Иер.13:10 ) народе нет даже и одного праведника (ср. Иер.18:26–32 ): от простого народа до аристократов ( Иер.5:4–5 ) все они – упорные отступники ( Иер.6:28 ), беззаконники до безмерности ( Иер.5:25,28 ), не стыдящиеся своих мерзостей ( Иер.6:15, 8:5,12 ). Злое сердце их огрубело ( Иер.5:3 ), они упорны и непослушны ( Иер.7:4, 9:9–11, 25:4, 36:23–24 ), и не переменятся злые нравы ( Иер.13:23 ), пятна преступности с себя не смоешь ( Иер.2:22 ). За это жестоко будет наказан Иудейский народ разрушительным нашествием сурового завоевателя ( Иер.11:11–13 и мн. др.).·Срамом и смертью заплатит Иуда за свою религиозную бессовестность и нечестивую безнравственность ( Иер.2:21–22,26–27, 13:25, 22:13 ). Пламя гнева Божия не погаснет ( Иер.7:20 ). – И пророк плачет о том, что томится и страдает родная страна под тяжестью бедствий ( Плач.1:1,8,12,13,14 , Плач.2:11–19 ). Господь отвратил лице свое от недостойного народа и не хочет слышать ни его мольбы о милости ( Иер.14:2,12 ), ни ходатайств за него со стороны самого пророка Иеремии ( Иер.7:16, 11:14 ; Плач.3:8 ), ни даже великих печальников за Израиля – Моисея и Самуила ( Иер.15:1 ). И нет, действительно, для пророка иного облегчения в этом великом горе ( Иер.9:20–21 ), как непрестанно оплакивать родного любимого Иуду ( Иер.8:17,22, 9,1–2, 14:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Позднее, в то, вообще смутное, время, город этот, вероятно, перешел к аммонитянам, которые и владели им в ту пору, когда написаны Иер. 48 и Иер. 49 гл. В названии того же Хешбона Сигоном ( Иер. 48:45 ) Моверс видит очевидное искажение оригинального текста Чис. 21:28 , где этот город назван (городом Сигона, царя древних амореев). Но если в настоящем случае находят справедливым упрекать мнимого распространителя текста в непонимании источника: то каким источником и дурно-ли пользовался Иеремия, называя в ст. Иер. 48:4 столицу моавитян вместо (город Моава) просто Моавом (ср. ст. Иер. 48:38 , также ст. Иер. 48:40 с параллельным словом в совершенно сходном ст. Иер. 49:22 ). Дело объясняется просто: в поэтической речи пророк употребляет метанимию, называя основателя или знаменитейшего царя вместо основанного города – царской резиденции. Предложенных разъяснений достаточно для того, чтобы уничтожить основания, на которых утверждают, что известные части пророчества Иеремии 48 гл. внесены сюда лишь позднее Иеремии. Незнание еврейского языка, ошибки топографические и исторические существуют только в воображении критиков и изчезают при внимательном их изследовании. Нужда относить происхождение мнимо-ошибочных вставок к эпохе маккавейской, вслед за всем этим, перестает существовать. Несколько слов по поводу мнения Гитцига о принадлежности ст. Иер. 48:16, 17, 26, 27 и отчасти Иер. 48:40–42 автору Ис. 40–66 гл. Выражение (готово наступить несчастие Моава) ст. Иер. 48:16 неисключителено свойственно Ис. 40–66 гл., но употребляется и в Ис. 13:22 , Быт. 12:11 , Иез. 36:8 . Слово (несчастие) ст. Иер. 48:16 встречается несколько раз у Иеремии (напр. Иер. 46:21, 49:8, 32 ), но ни разу во 2-й части Исаии. Равным образом (окрестности его) ст. Иер. 48:17 совершенно не употребительное в Ис. 40–66 гл. слово, встречается в Иер. 21:14, 32:44, 33:13 . Итак ст. Иер. 48:16, 17 по языку своему скорее могут быть приписаны Иеремии, чем девтеро-Исаии. Если затем ст. Иер. 48:27 представляется Гитцигу составленным по образцу Иер. 31:20 , причем однако теже выражения употребляются в другом смысле ( значит в 31 гл. „сколько бы ни говорить против него», в 48 гл. „как только заговорить о ком»); если в обращении пророка: напойте его допьяна (), Иер. 48:26 тот же Гитциг усматривает сходство с словами Ис. 63:6 : напою их гневом Моим , – если он думает, что эти стихи Иер. 48:26, 27 , будто бы не имеющие связи с предъидущею и последующею речью пророка, написаны не Иеремиею, а именно автором Ис. 40–66 гл.: то всякий разсудительный может видеть, на сколько прав и основателен в этом случае Гитциг. Относительно, наконец, ст. Иер. 48:40–42 суждение Гитцига совершенно голословно, и трудно понять, почему признает он принадлежащими девтеро-Исаии хотя бы только те части этих стихов, которые остаются в переводе LXX ( Иер. 48:40, 41, 42 ). VI. Неповрежденность Иер. 50, Иер. 51 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Но, обращая пока внимание только на язык Иер. 10:1–16 , можно-ли допустить, с этой точки зрения, возможность написания этого отделения самим Иеремиею? Граф (там же) и за ним Негельсбах (стр. 88 и сл.) находят в языке отделения такие черты, которые не соответствуют словоупотреблению пророка Иеремии и потому не допускают будто бы мысли об авторстве последнего. Не говоря о таких словах, которые всего один раз только здесь и встречаются во всем Ветхом завете, – не говоря об этих παξ λεγμενα, – находят здесь такие слова, которые, будучи более или менее часто употребляемы другими ветхо-заветными писателями, в книге Иеремии встречаются лишь в разсматриваемых стихах и нигде в других отделах книги (напр. , , ст. Иер. 10:9 ; , ст. Иер. 10:12 ; , , ст. Иер. 10:13 ; и ст. Иер. 10:16 ). При том некоторые из этих слов такого рода, что вместо них в других отделах книги Иеремии употребляются другие слова; напр. вместо ст. Иер. 10:9 употребляется Иер. 12:1, 36:24, 41:5, 43:12 ; вм. ст. Иер. 10:14 обыкновенно употребляется Иер. 8:19, 50:38, 51:47, 52 ; ст. Иер. 10:14 употреблено в значении (литой идол), между тем как в других местах книги обыкновенно употребляется в значении возлияния (в честь божества Иер. 7:18, 19:13, 32:29, 44:17 и сл.). Указывают также на позднейшую форму слова ст. Иер. 10:7 , вместо которой в других случаях в книге Иеремии обыкновенно употребляется , и еще на употребление в Kal с значением „быть глупым» ( Иер. 10:8 ), между тем как такое значение у Иеремии имеет лишь Niph. этого глагола, ст. Иер. 10:14, 21 , а Kal всегда значит сожигать ( Иер. 4:4, 7:20 и др.) 17 . При этих данных, встречающиеся в разсматриваемых стихах слова и выражения, специально свойственные Иеремии ( ст. Иер. 10:1 , ср. Иер. 45:1, 46:13, 50:1 ; с ( Иер. 10:2 ) 18 =, ср. Иер. 13:21 ; глагол у Иеремии встречающийся 20 раз; ст. Иер. 10:3 ср. Иер. 5:24, 31:35, 33:25, 44:10, 23 ; ст. Иер. 10:6 , выражение весьма часто встречающееся у Иеремии), – такие слова и выражения не довольно располагают в пользу Иеремии, как автора. Так выходит по взгляду Графа и Негельсбаха. Они согласны с Моверсом, что разсматриваемое отделение написано во время плена – в Вавилоне, – значит, не Иеремиею; но они не думают, чтобы автором этого отделения был писатель Ис. 40–66 ; они предпочитают оставить нерешенным вопрос об авторе, равно как и о времени внесения этого отделения в книгу Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Но (по ст. Иер. 51:19 ) Иегова есть удел Иакова, о котором он печется, как о своем наследственном достоянии. Клятва погубить Вавилон (ст. Иер. 51:14 ) произносится Богом, который вступается и мстит за сынов израилевых, испытавших от халдеев жестокие бедствия на родине ( Иер. 50:17, 18, 51:24, 34–36 ) и теперь страдающих в плену ( Иер. 50:33, 34 ). Ст. Иер. 51:19 обнаруживает таким образом как свою связь с ст. Иер. 51:15 и Иер. 51:16 , так и полное соответствие общему направлению идей пророчества. С другой стороны, тот же 19 стих составляет очевидную противоположность ст. Иер. 51:17 и Иер. 51:18 (не таков, как эти...). Судя по этому, можно в речи о ничтожестве идолов подразумевать скрытую мысль, что на этих идолов полагались как на силу, создавшую и поддерживающую величие Вавилона. Пророк хочет сказать, что если Иегова силен исполнить угрозы мщения за свое наследие, не посрамит надежд своего народа (ср. Иер. 50:4, 5 ): то на стороне Вавилона нет ничего, соответствующего этой непоколебимой опоре, кроме безумных надежд на бездушных идолов (ср. Иер. 50:38 ). И такое толкование опять вполне согласно с общим характером пророческих воззрений гл. 50, 51. Грозный, разрушительный поход, который объявляет Иегова против возгордившаяся Вавилона ( Иер. 50:31, 9, 21, 26 ; Иер. 51:11 и сл., Иер. 51:27 и сл.), называется здесь также взглядом Иеговы на Вила ( Иер. 51:44 ), на идолов Вавилона ( Иер. 51:47, 52 ), взглядом конечно не благоволения, но гнева (ср. Иер. 31:28 ). Как Иегова был надеждою отцев тех евреев, которых поядали Вавилоняне ( Иер. 50:7 ): так для последних идолы составляли предмет похвалы ( Иер. 50:38 ). Равным образом, как стыдом и безчестием покрывались лица изменивших Иегове потомков Авраама, Исаака и Иакова, когда чужеземцы вторглись во святилище Сионское ( Иер. 51:51 ): так устыдится и земля вавилонская при том грозном взгляде Иеговы на идолов ея ( Иер. 51:52 ). Страшными действиями своей грозной силы Иегова оправдает надежды обратившихся к Нему с раскаянием израильтян ( Иер. 50:4, 5, 34 ); но те действия будут обращены против Вавилона, будут гибельны для людей, которые полагались на своих богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

1) обещали беспрекословно исполнить все, что он повелит им (Иер 42. 5-6). По прошествии 10 дней Иеремия, получив от Бога откровение, призвал «остаток Иуды» оставаться в своей земле и обещал безопасность тем, кто последуют этому указанию, и гибель тем, кто пойдут в Египет (Иер 42. 7-17). Несмотря на данные обещания, Иоанан, сын Карея, и др. начальники иудеев послушались не Иеремию, а «дерзких людей», обвинявших его в желании предать народ «в руки Халдеев»; они взяли свои семьи, мн. жителей Иудеи, а также Иеремию и Варуха и отправились в Египет (Иер 43. 1-7). Иеремия продолжал пророчествовать, предсказывая скорую победу Навуходоносора над Египтом и уничтожение егип. культов (Иер 43. 10-13). Все иудеи, нарушившие Божие повеление и по собственной воле пришедшие «в землю Египетскую», будут истреблены «от малого и до большого» (Иер 44. 12). Слова Иеремии не производили впечатления на народ. Напротив, свои беды люди объясняли тем, что на время «перестали... кадить богине неба и возливать ей возлияния» (Иер 44. 18). Обличив неправоту иудеев, Иеремия обещал явить им знамение: Бог предаст «фараона Вафрия, царя Египетского, в руки врагов его и в руки ищущих души его» (Иер 44. 30). Пророчества о языческих народах (Иер 46-51). Гнев Божий уготован не только египтянам, но и жителям Эфиопии, Ливии, Лидии (Иер 46. 9), Аммона (Иер 46. 25), Тира и Сидона (Иер 47. 4), Моава (Иер 48. 1), Эдома (Иер 49. 7), филистимлянам (Иер 47. 1, 4) и др. Все эти народы будут истреблены за враждебность Израилю и служение ложным богам, а Свой народ Бог лишь накажет «в мере» (Иер 46. 28). Иеремия дает яркую картину разрушения городов, бегства их населения в страхе перед праведным гневом Божиим, истребления знати и простых жителей. Кульминацией пророчества о языческих народах является предсказание о падении Вавилонского царства и сокрушении почитаемых в нем идолов: «Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен...» (Иер 50. 2). За то, что вавилоняне «прыгали от радости, как телица на траве, и ржали, как боевые кони» (Иер 50. 11) при разграблении Иерусалима, на них поднимутся мн. народы «от земли северной» (Иер 50. 9), к-рые разорят их землю и сделают ее необитаемой. За то, что Вавилон «восстал против Господа», он навсегда сделается «ужасом между народами» (Иер 50. 23-24). Весь текст пророчества о бедствиях Вавилона Иеремия вписал «в одну книгу» (Иер 51. 60) и отдал эту книгу Сераии, сыну Нирии, отправлявшемуся в Вавилон вместе с царем Седекией. Сераия получил от Иеремии повеление по прибытии в Вавилон прочесть книгу, после чего привязать к ней камень и бросить «в средину Евфрата». Это действие должно было символизировать буд. гибель Вавилона, к-рый «погрузится... и не восстанет», когда наступит его срок (Иер 51. 63-64).

http://sedmitza.ru/text/1151953.html

Сразу же после рассказа о призвании показаны два видения. Первое основывается на игре слов, в которой жезл миндального дерева (sqd) означает бодрствование (sqd) Бога над Своим словом, чтобы оно исполнилось ( Иер.1:11–12 ). Во втором видении Иеремии был показан «кипящий котел... со стороны севера», символизирующей грядущий Божий суд над Иудеей за ее грехи ( Иер.1:13–14 ). В Книге Иеремии основное обвинение Бога в адрес Иудеи заключается в нарушении завета с Ним и в обращении к другим богам ( Иер.11:1–10; 22:8–9 ). Иудея была создана для особых отношений с Богом в качестве Его невесты ( Иер.2:2 ). Она изображается начатком Божьего урожая ( Иер.2:3 ), Его виноградником ( Иер.12:10 ), Его стадом ( Иер.13:17 ) и Его сыном-первенцем ( Иер.31:9, 20 ). Но она оставила источник живой воды и выкопала себе собственные водоемы, которые не могут держать воды ( Иер.2:13 ). Иеремия показал рехавитов и их верность соблюдению запретов, установленных предком, как наглядный пример послушания, которого Бог безрезультатно ожидал от Иудеи ( Иер.35:1–19 ). Вместо этого Иудея стала служить идолам, которые фигурируют во многих пророчествах Иеремии. Он пишет, что идолопоклонство разрасталось, пока не превратилось в широко распространенное явление ( Иер.11:13 ) даже в пределах и вокруг святого храма ( Иер.7:30–31; 19:5–6; 32:33–35 ). Он обвиняет в идолопоклонстве целые семьи ( Иер.7:17–19 ) и представителей властей на всех уровнях ( Иер.2:26–28 ). Идолы сравниваются с «пугалом в огороде» ( Иер.10:5 NIV). Они бессмысленны и глупы, и их ни в коем случае нельзя считать равнозначными Всемогущему Богу, сотворившему все сущее ( Иер.10:1–16 ). Неверность Иудеи Богу Иеремия сравнивает с неверностью прелюбодейки ( Иер.3:20; 5:7 ) или блудницы ( Иер.2:20; 3:1–3; 4:30; 13:26–27 ), влечение которых к иноземным богам подобно похоти верблюдицы или дикой ослицы в течке, в страсти своей глотающей воздух ( Иер.2:23–24 ). Наряду с идолопоклонством, отпадение народа от Божьего закона выражалось в социальном разложении и аморальном поведении ( Иер.5:1–9; 7:5–8 ), в том числе в невыразимых словами актах насилия, совершавшихся в долине убийств ( Иер.7:30–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

д) Наконец все вместе ст. Иер. 39:4–10 находят невяжущимися с предъидущим и последующим разсказом и, как на доказательство принадлежности этой мнимой вставки руке невежественного позднейшего исправителя, указывают на пропуск известия о прибытии Невузарадана в Иерусалим чрез месяц после взятия этого города. Нужно, однакоже, вникнуть в ход повествования 39 гл. в связи с предъидущею историею пророка, подумать о цели повествователя, и Иер. 39:4–10 могут представиться не неуместными здесь; возмущающий критиков пропуск может и потерять характер вопиющей ошибки. С 38 гл. пророк описывает свою жизнь, свои страдания при царе Седекии. С той поры, как халдейское войско в первый раз подступило к Иерусалиму, Иеремия не переставал твердить иудеям, что единственное спасение для них в добровольной сдаче врагам ( Иер. 38:2 ; ср. Иер. 21:9 ), что напрасно надеются они на отступление халдеев от Иерусалима, без всякого вреда этому последнему ( Иер. 37:6–10 ), что в случае сопротивления – евреев ожидает меч, голод и чума ( Иер. 38:2 ). За такие предсказания особенно преследовали пророка князья иудейские ( Иер. 38:4 ); подозревая его в измене отечеству ( Иер. 37:13 ), обвиняя в распространении малодушия между защитниками Иерусалима ( Иер. 38:4 ), они бросали его в темницу ( Иер. 37:15 ), потом в грязную яму ( Иер. 38:6 ). Царь не имел духа противиться в этом случае своим вельможам ( Иер. 38:5 ) и мог лишь смягчать незаслуженное наказание ( Иер. 37:21, 38:10, 28 ) и то не иначе, как уступая просьбам самого Иеремии ( Иер. 37:18 и сл.) или других лиц – его заступников ( Иер. 38:8 и сл.). В 39 гл. описывается переворот в судьбе лиц, причинивших пророку так много зла, – переворот, вследствие которого должна была измениться и судьба самого Иеремии. Царь, сделав попытку бежать, был схвачен врагами, ослеплен пред глазами Навуходоносора и в оковах уведен в Вавилон. Все вельможи иудейские были казнены смертию в Ривле ( Иер. 39:4–7 ). Занятый судьбою этих лиц, обращаясь затем к печаленой участи города и народа, жестоко наказанных за отступничество и непослушание словам пророков Божиих ( Иер. 39:8–10 ), Иеремия не считает нужным быть особенно внимательным к точнейшему определению времени описываемых событий (после общего хронологического указания – Иер. 39:1, 2 ), равно как не следит тщательно за сменою лиц, игравших первые роли в среде халдеев. Но если уже для событий, изложенных в Иер. 39:4–7 , нужно было достаточно времени: то можно-ли считать внезапным появление Невузарадана в ст. Иер. 39:9 , – не следует-ли, напротив, выражение „в день тот " » ( Иер. 39:10 ) понимать не в буквальном, строго ограниченном, а в том, более широком, хотя и не менее определенном, смысле, какой разъяснен нами выше 39 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010